Научная статья на тему 'Модернизация финансовой системы России: задачи, императивы, тенденции'

Модернизация финансовой системы России: задачи, императивы, тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1536
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игонина Л.Л.

В статье обоснованы задачи модернизации финансовой системы Российской Федерации. На основе использования системного подхода установлено, что императивами модернизации российской финансовой системы являются устойчивость и эффективность. Предложены подходы к оценке устойчивости и эффективности финансовой системы. Проанализировано состояние и выделены ключевые тенденции развития структурных элементов финансовой системы. Определены основные направления модернизации финансовой системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация финансовой системы России: задачи, императивы, тенденции»

Финансовая система

УДК 336.012.23

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ: ЗАДАЧИ, ИМПЕРАТИВЫ, ТЕНДЕНЦИИ

Л. Л. ИГОНИНА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов E-mail: igoninall@mail. ru Институт экономики, права и гуманитарных специальностей, г. Краснодар

В статье обоснованы задачи модернизации финансовой системы Российской Федерации. На основе использования системного подхода установлено, что императивами модернизации российской финансовой системы являются устойчивость и эффективность. Предложены подходы к оценке устойчивости и эффективности финансовой системы. Проанализировано состояние и выделены ключевые тенденции развития структурных элементов финансовой системы. Определены основные направления модернизации финансовой системы Российской Федерации.

Ключевые слова: финансовая система, модернизация, устойчивость, эффективность, финансовое развитие, финансы домашних хозяйств, финансовые рынки, финансы организаций, государственные и муниципальные финансы.

Одной из важнейших задач, указанных в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является формирование устойчивой и полноценной финансовой системы, которая должна создать необходимые предпосылки для поддержания высоких темпов роста национальной экономики.

Взаимосвязь финансовой и экономической систем. Особенности современного состояния и архитектуры финансовой системы Российской Федерации объективно детерминированы атри-

бутивными свойствами и тенденциями развития национальной экономики.

Модель российской экономики основана на концентрированной собственности, олигополис-тической структуре производства и расширенном государственном участии. Она ориентирована на вывоз сырьевых ресурсов, объективно подвержена высоким конъюнктурным колебаниям цен (центры образования которых находятся за пределами Российской Федерации), объемов и структуры спроса и предложения на эти ресурсы на мировом рынке и функционально зависит от динамики глобальной экономики и финансов. Соответственно, обслуживающая ее финансовая система характеризуется:

- расширением финансового регулирования;

- доминированием денежных потоков и финансовых институтов, базирующихся на производстве и экспорте сырья;

- низкой финансовой глубиной;

- спекулятивной моделью финансового рынка;

- повышенной зависимостью от доступа к мировым рынкам капитала и внешних инвестиций;

- высокой фискальной нагрузкой;

- высокой волатильностью.

В силу этих обстоятельств уровень рисков российской финансовой системы выше, чем в финансовых системах развитых стран и в некоторых развивающихся экономиках. Российская финансовая система

Источник: авторская разработка на основании данных МВФ, Банка международных расчетов, Всемирной федерации бирж, Центра развития фондового рынка России.

Таблица 1

Доля Российской Федерации в показателях глобального финансового рынка, финансового рынка, стран группы Emerging Markets и стран БРИКС

Доля в показателях Доля в показателях финан- Доля в показателях фи-

Показатель глобального финансового рынка, % сового рынка стран группы Emerging Markets, °% нансового рынка стран БРИКС, °%

Капитализация рынка акций 2,09 2,08 11,33 6,67 23,34 12,73

Капитализация внутренних госу- 0,16 0,21 1,28 1,65 2,28 2,48

дарственных облигаций

Капитализация внутренних корпоративных облигаций 0,13 0,29 2,19 2,52 5,07 3,77

Капитализация еврооблигаций 0,02 0,06 0,77 1,95 13,0 26,1

Объем вторичных торгов акциями (без учета РЕПО) 0,63 0,82 8,24 3,45 16,08 14,81

Общая стоимость IPO (без эмиссий 1,45 1,19 5,65 0,42 12,5 0,68

нерезидентов)

Чистые активы взаимных фондов 0,026 0,016 0,34 0,19 0,68 0,24

Объем торговли валютами 0,34 0,45 7,06 7,32 22,0 21,9

остается неконкурентоспособной, служит объектом для преимущественно спекулятивных инвестиций и потоков «горячих денег» глобальных инвесторов. Ее роль в глобальных финансах незначительна. Известно, что 1/3 мировых финансовых активов приходится на финансы США, эта доля имеет тенденцию к уменьшению, но пока финансы США продолжают выступать как ядро и движущая сила (как развития, так и стагнации) мировой финансовой системы. На страны зоны евро приходится 23,6 % мировых финансовых активов, на Великобританию - 4,8 %, на Японию - 14,8 %, на Китай - 6,7 %. Доля России в мировых финансовых активах составляет в среднем 0,6 %, что ниже, чем ее доля в мировом ВВП (3,0 % в 2010 г.). Более того, по ряду показателей Россия продолжает терять свои позиции относительно других стран с развивающимися финансовыми рынками и стран БРИКС (табл. 1).

Указанное определяет необходимость модернизации финансовой системы Российской Федерации, под которой понимается переход от сырьевой, спекулятивной и волатильной модели к качественно новой финансовой системе, которая:

- активно содействует экономическому росту;

- стимулирует модернизацию российской экономики и усиление в ней инновационной составляющей;

- преследует цели роста ее конкурентоспособности в глобальных финансах и перехода к более зрелому состоянию, адекватному финансовым системам развитых стран.

Устойчивость и эффективность как императивы модернизации российской финансовой системы. Финансовая система относится к типу сложных и открытых систем, активно взаимодействующих с внешней средой и постоянно изменяющих свое состояние и структуру. Определение устойчивости таких систем должно учитывать также непрерывность структурных перестроений как единственно возможного способа их существования и характеризовать их внутреннюю организацию с точки зрения способа этих перестроений. В этом контексте устойчивость предполагает такое поведение финансовой системы в определенном пространственно-временном континиуме, при котором она выполняет необходимые для ее существования функциональные действия, воспроизводя при этом свою системно-структурную целостность при различных по интенсивности, направленности и разнообразию внешних и внутренних возмущающих воздействиях1. Таким образом, устойчивой является финансовая система, которая характеризуется:

- в ресурсном аспекте - достаточностью финансовых ресурсов для реализации задач своего функционирования и развития;

- в структурном аспекте - динамическим равновесием элементов финансовых ресурсов и направлений их использования;

1 Игонина Л. Л. Финансовый кризис и стратегия развития финансового рынка России // Экономическая наука современной России. 2009. №1.

- в функциональном аспекте - эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.

Устойчивость системы во многом определяет эффективность ее функционирования и развития. При исследовании эффективности функционирования как характеристики системы в функциональной динамике, где функции, которые выполняет указанная система, связаны с достижением определенных характеристик, представляется целесообразным исходить не из традиционного представления об эффективности как соотношении результатов и затрат, а из векторного выражения эффективности. С этих позиций эффективность функционирования финансовой системы отражает ее направленность на достижение определенного результата, воплощающего функциональное назначение данной системы, в качестве которого, по мнению автора, выступает финансово-инвестиционное обеспечение общественного воспроизводства на инновационной основе.

При оценке устойчивости и эффективности финансовой системы могут быть использованы математические и статистические модели динамики показателей устойчивости направленности изменений и степени достижения заданного результата. В качестве обобщающих оценок, на взгляд автора, следует применить интегральные критерии, объединяющие частные критерии, характеризующие устойчивость и эффективность структурных элементов финансовой системы. В свою очередь данные критерии могут быть количественно выражены рядом финансовых показателей, прежде всего некоторыми относительными показателями, которые могут быть получены посредством сравнения каждого показателя с его базовым, нормативным или иным пороговым значением. Это обеспечит возможность их агрегирования за счет включения в систему показателей устойчивости и эффективности финансовой системы и, кроме того, сопоставления не только интегральных, но и частных показателей с их пороговыми величинами.

С учетом структуры финансовой системы Российской Федерации могут быть определены параметры:

- инвестиционной значимости сбережений домашних хозяйств;

- реализации финансового потенциала предприятий реального сектора экономики;

- эффективности трансформации сбережений в инвестиции институтами финансового рынка;

- эффективности финансового регулирования и участия государства в финансово-инвестиционном обеспечении общественного воспроизводства на инновационной основе.

Состояние финансовой системы Российской Федерации в разрезе ее структурных элементов. Показатели развития финансовой системы Российской Федерации в разрезе ее структурных элементов представлены в табл. 2.

Финансы домашних хозяйств. Анализ процессов формирования и использования доходов домашних хозяйств свидетельствует о недостаточно высоком уровне денежных доходов, их существенной асимметрии и низкой инвестиционной значимости. Хотя тенденция роста доли сбережений в доходах, прерванная финансовым кризисом, восстановилась, сбережения во вкладах и ценных бумагах составляют лишь 1/3 доходов (табл. 3).

Основной формой организованных сбережений населения Российской Федерации выступают банковские вклады. Низким остается уровень участия населения в негосударственных пенсионных и паевых инвестиционных фондах, а также на рынке ценных бумаг. На конец 2010 г. объем сбережений в форме ценных бумаг составлял всего лишь 8,4 % в общем объеме сбережений населения. В остальном мире преобладающим является поток сбережений, направляемых в институты коллективных инвестиций, далее следуют инвестиции в акции, замещаемые в кризисные периоды банковскими вложениями.

За период с 2000 по 2010 г. роль российского финансового рынка в российской экономике существенно возросла. Уровень финансового развития повысился более чем в 4 раза (с 35,9 до 123,3 % ВВП). В 2000-2009 гг. кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам возросли с 12,6 до 41,5 % ВВП и составили 54,8 % к активам банковского сектора (27,9 % на 01.01.2000). В 2010 г. кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам снизились до 40,4 % ВВП. Доля банковских кредитов в структуре инвестиций в основной капитал колебалась от 2,9 (в 2000 г.) до 11,8 % (в 2008 г.), она росла в период экономического роста и снижалась в кризисных ситуациях. Вместе с тем банковские кредиты играли более значимую роль в финансировании инвестиций в основной капитал, чем фондовые инструменты (табл. 4).

Российский фондовый рынок продолжает носить в основном спекулятивный характер, хотя

Таблица 2

Показатели развития финансовой системы Российской Федерации с 2000 по 2010 г.

Показатель 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Финансы домашних хозяйств

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, 2 281 8 112 10 196 12 603 14 941 16 857 18 553

руб.

Реальные располагаемые доходы населения, 112,0 112,4 113,5 112,1 102,3 102,1 104,1

в % к предыдущему году

Вклады физических лиц, млрд руб. (в % к ВВП; 413,6 1 980,8 2 761,2 3 809,7 5 159,2 5 907,0 7 485,0

в % к денежным доходам населения) (8,6; (11,6; (12,8; (14,2; (15,5; (14,3; (19,3;

14,3) 18,0) 20,0) 22,1) 24,2) 23,1) 26,3)

Коэффициент дифференциации доходов, во сколько раз 13,9 15,2 16,0 16,8 16,8 16,7 16,5

Финансовые рынки

Капитал банков, млрд руб. (в % к ВВП) 168,2 946,6 1 241,8 1 692,7 2 671,5 3 811,1 4 620,6

(3,2) (5,6) (5,7) (6,3) (8,0) (9,2) (11,9)

Активы банков, млрд руб. (в % к ВВП) 2 176,1 7 100,6 9 696,2 13 20 28 29

(32,3) (41,7) (44,8) 963,5 125,1 022,3 430,0

(51,9) (60,5) (67,6) (75,9)

Капитализация рынка акций, в % к ВВП 17,2 43,2 97,8 103,1 22,6 59,0 68,2

Стоимость корпоративных долговых ценных бумаг в 3,3 11,1 12,2 13,3 13,4 16,7 17,8

обращении, в % к ВВП

Финансы предприятий

Сальдированный финансовый результат, 1 191 3 226 5 722 6 041 3 801 4432 6 331

млрд руб. (в % к ВВП) (16,3) (14,9) (21,3) (18,2) (9,2) (11,3) (14,1)

Доля прибыльных организаций, % 60,2 63,6 67,5 74,5 71,7 68,0 70,1

Рентабельность активов, % 7,6 8,8 12,2 10,4 5,4 5,5 6,7

Рентабельность проданных товаров, продукции 18,9 13,5 13,2 13,1 13,0 10,8 10,0

(работ, услуг), %

Государственные и муниципальные финансы

Доходы консолидированного бюджета, млрд руб. 2 098 8 580 10 626 13 368 16 004 13 600 16 032

(в % к ВВП) (28,7) (39,7) (39,5) (40,2) (38,6) (34,8) (35,7)

Расходы консолидированного бюджета, в % к ВВП 26,8 31,6 31,1 34,2 33,8 41,0 39,7

Профицит (+) / дефицит (-) федерального бюджета, 1,9 8,1 7,4 5,4 4,1 -6,0 -4,0

в % к ВВП

Внешний долг органов государственного управления, 45,0 9,5 4,4 2,8 2,1 2,4 2,4

в % к ВВП

Таблица 3

Прирост сбережений и доходы населения с 2000 по 2010 г., %

Показатель 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Норма сбережений (доля сбережений в доходах) 7,5 10,4 10,3 9,6 5,3 14,0 14,5

Доля сбережений во вкладах и ценных бумагах в доходах 3,7 5,0 7,0 6,8 0,0 4,4 5,1

Доля приобретения иностранной валюты в доходах 6,4 8,5 6,8 5,2 7,9 5,5 3,7

Доля приобретения недвижимости в доходах 1,2 2,5 3,3 3,9 4,7 3,0 4,5

Источник: авторская разработка на основании данных Росстата.

Таблица 4

Доля банковских кредитов и средств, полученных от эмиссии корпоративных ценных бумаг, в источниках финансирования инвестиций в основной капитал, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г.

Кредиты банков 2,9 8,3 10,3 8,7

В том числе кредиты иностранных банков 0,6 1,0 3,2 2,0

Средства от выпуска корпоративных облигаций 0,3 0,1 0,01

Средства от эмиссии акций 0,5 3,1 1,0 1,4

Источник: авторская разработка на основании данных Росстата.

Таблица 5

Прибыль и амортизация предприятий как источники финансирования инвестиций

в основной капитал с 2000 по 2010 г.

Показатель 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Доля прибыли в собственных источниках финанси- 49,1 45,6 47,4 48,0 46,8 43,1 35,7

рования инвестиций, %

Доля амортизации в собственных источниках 38,1 47,0 45,5 43,7 43,8 48,9 49,8

инвестиций, %

Прибыль, направленная на инвестирование основ- 246,4 587,3 759,6 1 010,1 1 240,1 972,5 1 338,4

ного капитала, млрд руб. (в фактически действо-

вавших ценах)

Доля инвестируемой прибыли в сальдированном финансовом результате, % 24,1 18,2 13,3 16,7 32,6 21,9 21,8

Сумма амортизации, направляемой в инвестиции, 190,6 605,5 729,6 920,0 1 161,3 1 103,0 1 866,5

млрд руб. (в фактически действовавших ценах)

Источник: авторская разработка на основании данных Росстата.

он начал выполнять и инвестиционную функцию, о чем свидетельствуют старт массового сегмента корпоративных облигаций, рост их объемов, удлинение сроков и снижение доходности, первые IPO на российских биржах, попытки финансировать высокотехнологичные компании с созданием специальных секторов на ММВБ и РТС2.

Финансы предприятий. Несмотря на общую тенденцию укрепления финансового состояния российских предприятий, в экономике страны сохраняется высокая доля неприбыльных и убыточных организаций.

В отличие от стран с развитой экономикой, где за счет собственных источников компаний финансируется 70-80 % потребности в инвестиционных ресурсах, в России совокупная доля собственных финансовых источников существенно ниже. Доля прибыли и амортизационных отчислений в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал составляет 39-42 %. Сформировалась тенденция уменьшения доли прибыли и повышения доли амортизации в собственных источниках финансирования инвестиционной деятельности предприятий (табл. 5).

Эту тенденцию вряд ли можно оценивать как позитивную, поскольку уменьшение прибыли, направляемой на цели реального инвестирования, не способствует расширенному воспроизводству основного капитала и созданию основ экономического роста в будущих периодах, в то время как

2 Среднесрочный прогноз развития финансовой системы России (2010-2015 гг.): аналитический доклад / коллектив авторов под руководством проф. Я. М. Миркина / Финансовый университет при Правительстве РФ. URL: http://www. mirkin. ru/_docs/analyt_ doclad2010-2015.pdf.

амортизационные отчисления предназначены, прежде всего, для осуществления простого воспроизводства. Как отмечают ряд исследователей, далеко не все амортизационные отчисления были использованы по целевому назначению3. Так, из общей суммы начисленной амортизации в 2008 г. 1 907,6 млрд руб. было использовано на цели, не связанные с инвестициями в основные фонды (было израсходовано 748,3 млрд руб. (39,2 %), в том числе на покупку ценных бумаг - 580 млрд руб. (30,4 %). В 2009 г. расходы на приобретение ценных бумаг за счет амортизации достигли 1,4 трлн руб.

Финансы государственных и муниципальных органов власти. Важными проблемами в этой сфере остаются:

- неэффективная структура доходов и расходов бюджета как отражение неоптимальной структуры ВВП. Топливно-энергетический комплекс обеспечивает около 40 % всех налоговых и таможенных поступлений в бюджет и почти 1/3 ВВП. В структуре используемого ВВП в 2010 г. доля расходов домашних хозяйств составляет 51,4 %, валового накопления - 22,8 %, в то время как на расходы государственного управления приходится 19,5 %;

- рост государственного и муниципального долга, расходов на его обслуживание. Объем государственного долга РФ на 01.01.2011 по сравнению с 01.012010 увеличился на 28,6 %, объем внутреннего долга - на 40,4 %, объем внешнего - на 7 %. Обслуживание внутреннего долга выросло на 35 % и составило 122 млрд руб. Долг регионов на

3 Татынов С. И. Повышение роли амортизации в обновлении основного капитала предприятий // Финансы. 2011. № 6; Чемерницкий Л. К Об обновлении основных производственных фондов // Финансы. 2011. №7.

01.01.2011 составил 1,1 трлн руб., увеличившись на 205 млрд. руб., расходы на его обслуживание выросли на 14 %;

- низкая результативность и недофинансирование целевых программ. Недофинансированы 34 программы (65,5 % от общего числа ФЦП), Федеральная адресная инвестиционная программа, приоритетные национальные проекты;

- ослабление доходной базы региональных и местных бюджетов, превращение межбюджетных трансфертов в основную форму финансового выравнивания, рост регулятивных издержек;

- отсутствие комплексного подхода к использованию денежно-кредитных и налоговых инструментов экономического регулирования и их достоверной оценки во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики.

Направления модернизации финансовой системы России. Основными направлениями модернизации российской финансовой системы должны быть:

- повышение уровня финансового развития и финансовой глубины экономики (степени монетизации ВВП, суммы внутреннего кредита и капитализации рынка ценных бумаг), способствующее росту конкурентоспособности финансовой системы до уровня, сопоставимого с финансовыми системами развитых стран;

- переход к новым инструментам денежно-кредитного регулирования, обеспечивающим спрос экономики на деньги, базирующимся на пополнении ликвидности за счет рефинансирования банков Банком России;

- стимулирование сбережений населения и предприятий, рост нормы накопления при переориентации финансовой политики на цели модернизации и развития;

- снижение регулятивных издержек и налоговой нагрузки, использование значимых инновационно-инвестиционных налоговых стимулов, ориентированных на содействие модернизации экономики;

- концентрация усилий на устранение структурных диспропорций в финансовой сфере и деформаций финансовой системы;

- увеличение бюджетных расходов на устранение инфраструктурных и институциональных ограничений инновационного развития экономики, повышение эффективности бюджетных расходов;

- реструктуризация и укрепление финансовой системы, совершенствование ее регулирования, контроль за системными рисками.

Список литературы

1. Официальный сайт Банка международных расчетов. URL: http://www. bis. org.

3. Официальный сайт Банка России. URL: www. cbr. ru .

4. Официальный сайт Всемирной федерации бирж. URL: http://www. world-exchanges. org.

5. Официальный сайт МВФ. URL: http://www. imf. org/ external/russian/index. htm.

6. Официальный сайт Федеральной службы по статистике. URL: http://www. gks. ru.

7. Официальный сайт Центра развития фондового рынка России. URL: http://www. crfr. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.