корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И РЫНОК КАПИТАЛА: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ
Белоусова А.А.
В работе исследованы основные противоречия между действующим рынком капитала и потребностями модернизационной экономики. Выявлены факты, которые свидетельствуют о неспособности рынка капитала содействовать развитию экономики (как в части ресурсов, так в части удовлетворения структуры финансового рынка, состояния институтов рынка) в полном объеме, а также тенденция незаинтересованности институтов рынка капитала в инвестировании модернизации народного хозяйства.
Research is devoted to the basic contradiction between the current capital market and the needs of the modernization of the economy. Revealed the facts that demonstrate the inability of the capital market to meet the needs of economic development (both in terms of resources, so in terms of satisfaction with the structure of the financial market, the state of the market institutions) in full, and a tendency not interested capital market institutions for the modernization of the economy.
Ключевые слова: модернизация экономики, рынок капитала, банковские кредиты, фондовый рынок, несоответствие состояния рынка капитала потребностям модернизации экономики.
Key words: modernization of the economy, capital markets, bank loans, stock market, failure of market capital needs of economic modernization.
На стадии модернизации экономики актуальным становится вопрос о способности рынка капитала содействовать этому развитию. В частности, российский рынок капитала как важный элемент экономической инфраструктуры в последние годы рос весьма динамично. Бурному развитию рынка способствует рост денежного предложения, снижение процентных ставок, повышение суверенного и корпоративных кредитных и инвестиционных рейтингов.
При этом в долгосрочном плане сохранение благоприятных макроэкономических условий, во многом поддерживаемых внешними факторами - ростом мировой экономики, высокими ценами на энергоносители, значительной ликвидностью глобальных рынков, в экономической литературе подвергается сомнению. Внутренние же проблемы и специфические диспропорции российского рынка капитала остаются серьезными.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра ц ^ 207 Я
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р ,
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^к^и.ги
В частности, правомерным, на наш взгляд, считается, что инструменты рынка капитала недостаточно используются для стимулирования модернизации экономики и финансирования инноваций. Банковское кредитование, эмиссионное финансирование под крупные инвестиционные проекты и стратегические цели развития бизнеса в настоящее время не являются массовым. Банки как институты финансового рынка сосредоточивают у себя огромные массы ссудного капитала путем привлечения свободных денежных средств фирм и правительственных учреждений, сбережений и доходов населения и предоставляют их в ссуду. Так, на 1 января 2012 года сумма привлеченных средств физических лиц (депозиты) составляет 11,9 трлн рублей, а депозиты и прочие привлеченные средства организаций (за исключением кредитных) - 8,4 трлн рублей (без учета облигаций, векселей и прочих производных инструментов).
Данные о развитии банковской системы свидетельствуют о том, что на 1 января 2012 года совокупные активы банковского сектора России превысили 41 трлн. руб. В процентном соотношении к объему ВВП они увеличились с 42% в 2005 г. до 76% - к началу 2012 года.[1] Однако по этому показателю Россия все еще отстает от развитых стран, так в Японии процентное отношение банковских активов и ВВП составляет 174%, в Германии -332%, в Великобритании - 521% [2]. Основной удельный вес в активах российских банков занимают кредитные операции. В период 2005 - 2012 гг. объем банковского кредитования увеличился в 6,6 раза и достиг 27,9 трлн руб. (см. табл. 1).
Таблица 1
Показатели: кредиты нефинансовым организациям и активы банковского сектора за период с
2005-2012гг.
Показатель на 01.01. 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Кредиты нефинансо- 4,2 6,0 8,8 13,9 19,4 19,2 21,5 27,9
вым предприятиям, ор-
ганизациям, населению
и банкам (включая про-
сроченную задолженность), трлн руб.
Активы банков, трлн 7,1 9,8 14,0 20,2 28,0 29,4 33,8 41,6
руб.
Соотношение к 59,2 61,2 62,9 68,8 69,3 65,3 63,6 67,1
активам банка, %
ВВП, трлн руб. 16,8 21,6 26,9 33,0 41,3 39,0 45,2 54,4
Соотношение к ВВП, 25,0 27,8 32,7 42,1 47,0 49,2 47,6 51,3
%
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Доля кредитного портфеля в общем объеме активов российских банков достаточно высока: на начало 2012 г. она составила 67,1%. При этом доля кредитов, предоставленных реальному сектору, ненамного превышает половину банковских активов (57,5% - на начало 2012 г.). Это означает, что в современных условиях важнейшая перераспределительная функция кредита в нашей экономике не реализована полностью и замещается прочими банковскими операциями.
Несмотря на то что динамика роста банковского кредитования экономики существенно выше, чем темпы роста ВВП, однозначно судить по этому критерию о качественном повышении роли банков в экономике страны преждевременно, что подтверждается данными табл. 2.
Таблица 2
Соотношение объема банковского кредитования нефинансового сектора и населения к банковским активам и ВВП в период с2005 по 2012 гг.
Показатель на 01.01. 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Кредиты, предоставленные банками нефинансовым организациям и населению, трлн руб., 3,8 5,4 7,9 12,5 16,8 16,5 18,6 23,9
в т.ч.:
в процентном соотношении к банковским активам, % 53,5 55,1 56,4 61,9 60,0 56,1 55,0 57,5
в процентном соотношении к ВВП, % 22,6 25,0 29,4 37,9 40,8 42,3 41,2 43,9
кредиты нефинансовым организациям, трлн руб. 3,2 4,2 5,8 9,5 12,8 12,9 14,5 18,3
в процентном соотношении к банковским активам, % 45,1 42,9 41,4 47,0 45,7 43,9 42,9 44,0
в процентном соотношении к ВВП, % 19,0 19,4 21,6 28,8 31,0 33,1 32,1 33,6
кредиты населению, трлн руб. 0,6 1,2 2,1 3,0 4,0 3,6 4,1 5,6
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р ,
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таШ тс^ш^^^у^вд.га
в процентном соотношении к банковским активам, % 8,5 12,2 15,0 14,9 14,3 12,2 12,1 13,5
в процентном соотношении к ВВП, % 3,6 5,6 7,8 9,1 9,7 9,2 9,1 10,3
Кредиты банков нефинансовым организациям и населению в процентном соотношении к ВВП в высокоразвитых странах составляют более 100-300%. В России данный показатель не достигает и 50% (на 01.01.2012 г. его значение равно 43,9%).
Вышеприведенные показатели свидетельствуют о том, что кредитная система сегодня обладает значительными финансовыми ресурсами. Однако сберегаемые финансовые ресурсы в значительной своей части не используются на цели национального накопления и модернизации экономики, а прямо или косвенно участвуют в кредитовании развития экономики других стран (путем выдачи кредитов организациям на приобретение западных технологий и техник, приобретений физическими лицами автомобилей, компьютерной техники иностранных производителей и прочее). Соотношение между валовым сбережением и валовым накоплением - финансовый потенциал для наращивания темпов модернизации экономики - почти не востребован.
Основная причина ограниченного предложения банковского капитала - проектные и рыночные риски, которые отражаются на стоимости инвестиций. Если за рубежом ставка по кредитам не более 2% годовых, в России она выше в несколько раз. Отсутствие ликвидного залога, проектные риски, а также высокие экономические, политические и социальные риски в нашей стране в совокупности находят отражение в высокой процентной ставке по кредитам. Необходимо понимать, действующие проценты по кредитам значительно превышают уровень доходности от инноваций [3].
Расширению потока банковских инвестиций в экономику препятствует несоответствие по срокам ресурсов банков и спроса реального сектора экономики на кредиты вследствие отсутствия у банков «длинных» денег, в которых нуждается реальная экономика.
Так на 1 января 2012 года выдано кредитов (как в рублях, так и в иностранной валюте) на сумму 27,9 трлн рублей, в том числе организациям (без учета кредитных учреждений) на 18,3 трлн рублей (33,6% ВВП). Из них, доля кредитов, выданных организациям на срок более трех лет, занимает всего
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Номер 1, 2013
лишь 37%, или 7,2 трлн рублей (13,2% ВВП). Таким образом, на рынке банковских кредитов наблюдается дефицит «длинных денег».
При этом можно отметить, что доля долгосрочных ресурсов в ресурсном пуле банковской системы России растет, при этом она не удовлетворяет потребности в инвестиционных ресурсах для качественного обновления производственной базы российской промышленности и экономики в целом. По мнению экспертов Миэкономразвития, для достижения устойчивого развития Россия в близжайшие 20 лет потребуется инвестировать в экономику по 100 млрд дол. в год [4].
Рис. 1. Кредиты, выданные организациям на 01.01.2012г. по срокам погашения
Исследуя структуру портфеля выданных кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, можно выявить, что только 50% кредитного портфеля направляется в отрасли, в которых возможны разработки и применение НИОКР. Таким образом, перераспределительная функция рынка капитала действует не достаточно эффективно.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^к^и.ги
Номер 1, 2013
Рис. 2. Структура задолженности по кредитам юридических лиц и предпринимателей.
Проблемой участия банковского сектора в модернизации экономики является и низкая капитализация. В последние годы наблюдается процесс концентрации производства: предприятия активно направляли значительную долю получаемых прибылей на инвестиции, тем самым расширяя производственные мощности, увеличивая производственную рабочую силу, что привело к укрупнению предприятий и масштабов производства. Крупные промышленные предприятия предъявляют спрос на кредиты в широком масштабе, удовлетворить такую потребность в состоянии банковский сектор и рынок ценных бумаг, располагающие огромными ресурсами.
В России, в отличие от стран, где большинство крупных и средних компаний продают ценные бумаги на фондовых биржах, фондовый рынок имеет ограниченный круг продавцов и покупателей. На российском фондовом рынке доминируют крупные энергетические и сырьевые фирмы, причем на 10 крупнейших эмитентов приходится 62,2% капитализации рынка [5], поэтому роль регулятора и источника мобилизации капитала российский фондовый рынок играет слабо.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
К тому же на фондовом рынке России существует сильная зависимость от иностранных покупателей ценных бумаг, которые обеспечивают около 50% всех покупок. Налицо тесная связь и взаимовлияние на хозяйственные процессы в России конъюнктуры экономик стран Запада, что не может не сказываться на российских фондовых индексах.
Слабый фондовый рынок не способствует усилению тенденций по мобилизации капитала в инновации и инвестиционные проекты, так как фирмы аккумулируют капитал не столько через сделки купли-продажи ценных бумаг, сколько путем заимствования у кредитных институтов.
Итак, российский фондовый рынок, с одной стороны, состоит из ценных бумаг крупных компаний и имеет крупные объемы, а с другой стороны, оборот ценных бумаг незначителен и оказывает малое влияние как на мобилизацию капитала, так и на рост капиталовложений в стране в целом.
Важно обратить внимание на тот факт, что на долю нефтегазового сектора приходится 51,2% российского рынка ценных бумаг, а потенциал расширения емкости рынка за счет ценных бумаг второго и третьего эшелонов оценивается коэффициентом в несколько десятков. Рассмотрим отраслевую структуру рынка ценных бумаг (см. рис. 3).
Отраслевая структура кпитализации рынка акций за2011 г.
□ горнодобывающая промышленность
□металлургия
□прочие
■нефтегазовая
□транспорт
□угольная
□электроэнергетика_
■ машиностроение и металлообработка
□ пищевая промышленность
□ связь
□ торговля
■ финансовые услуги
□ химическая промышленность
Рис. 3. Отраслевая структура капитализации российского рынка акций за 2011 год.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Фондовый рынок до сих пор не ориентирован на обслуживание реальных нужд российской экономики, он является инвестиционно - ориентированным, а его участники используют фондовый рынок, прежде всего, для оценки собственного капитала.
Кроме того, в отличие от развитых фондовых рынков, где имеется возможность долгосрочных инвестиций, российский рынок носит спекулятивный характер, что также не отвечает потребностям модернизации экономики.
Большой чистый отток капитала из страны оказал свое влияние и на фондовый рынок, зафиксирован значительный вывод российских активов из зарубежных инвестиционных фондов, инвестирующих в российские активы.
По-прежнему российский фондовый рынок демонстрирует повышенную чувствительность к внешним событиям и факторам.
Однако крупнейшая российская биржа ММВБ по капитализации и объемам торгов занимает лишь 18 место в мире после Южной Кореи, Испании, Швейцарии, китайской биржи в Шеньжень, Германии, Австралии, Бразилии, двух индийских бирж в Мумбаи, Канады, Гонконга, китайской биржи в Шанхае, Лондонской биржи, Токийской биржи, NASDAQ и NYSE Euronext (последняя ровно в 20 раз больше ММВБ) [6].
Таким образом, выше проведенное исследование выявило несоответствие деятельности рынка капитала потребностям модернизации экономики на текущем этапе функционирования:
• объем инвестиций рынка капитала в экономику не соответствует потребности ее модернизации:
- доля кредитного портфеля реальному сектору экономики в общем объеме активов российских банков на начало 2012 г. составляет 57,5%, что ненамного превышает половину банковских активов,
- кредиты банков нефинансовым организациям и населению в процентном соотношении к ВВП в России на 01.01.2012г. составляет 43,9%, при этом в высокоразвитых странах данный показатель имеет значение более 100-300%;
• ресурсы рынка капитала имеют краткосрочный характер, что не соответствует требованиям модернизации экономики и инновационны проектов в «длинных деньгах»;
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
• целевое направление финансовых ресурсов рынка капитала не соответствует целям модернизации экономики (подразумевается финансирование по отраслям, низкий объем финансирования инновационных отраслей), что наглядно демонстрирует структура задолженности по кредитам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
• не соответствует уровень финансовой стабильности и масштаб институтов финансового рынка потребностям модернизационной экономики;
• рассматривая банковский сектор, можно сказать, что он не сильно заинтересован в финансировании модернизации экономики (внедрение инноваций, их разработка и пр.), что проявляется в высоких процентных ставках, требованиях к заемщикам;
• низкая капитализация банковского сектора и фондового рынка не удовлетворяет потребности экономики в части ее модернизации;
• фондовый рынок не способствует усилению тенденций по мобилизации капитала в модернизационные проекты, так как фирмы аккумулируют капитал не столько через сделки купли-продажи ценных бумаг, сколько путем заимствования у кредитных институтов;
• в отличие от развитых фондовых рынков, где имеется возможность долгосрочных инвестиций, российский рынок носит спекулятивный характер, что также не отвечает потребностям модернизации экономики;
• российский фондовый рынок демонстрирует повышенную чувствительность к внешним событиям и факторам, а также сильную прямую корреляцию с колебаниями мировых цен на сырье и энергетические ресурсы, что не способствует устойчивому процессу инвестирования в экономику.
Финансовому рынку отводится особое место в рыночной экономике - он является основным источников ее роста посредством превращения сбережений в элементы производства. «Экономические субъекты должны иметь возможность приобрести произведенные инвестиционные товары» - это требование экономики к финансовому рынку [7].
На данный момент существует серьезный разрыв между возможностями финансовой системы и потребностями экономики в модернизации производства. Именно поэтому одной из наиболее важных проблем модернизации экономики является решение вопроса организации конструктивного взаимодействия финансового рынка и реального сектора экономики. В связи с этим четко вырисовывается картина: для того чтобы инновации и результаты модернизации прижились в нашей экономике, необходимо комплексное решение данных проблем. Только государство со своими
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
нормативными, административными и прочими регулирующими инструментами, может способствовать устранению вышеуказанных причин и способствовать активному участию банков в модернизационном процессе.
Основные государственные методы стимулирования участия банковского сектора в инновационном развитии можно объединить в два направления: прямое и косвенное стимулирование (рис. 4).
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-тшЬ тс^ш^^^у^вд.га
Номер 1, 2013
Рис. 4. Государственное стимулирование системы участия банков в инновационном процессе.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
К методам прямого стимулирования относятся:
- регулирование учетной ставки, субсидирование ставки рефинансирования под инновационные и модернизационные проекты;
- различные схемы совместного финансирования инновационных проектов государством и коммерческими банками;
- государственные гарантии по инновационным проектам, кредитуемым банками;
- предоставление кредитным организациям, обслуживающим и финансирующим инновационную деятельность, налоговых льгот;
- амортизационные льготы для банков;
- льготы по перечислению денежных средств в фонд обязательного резервирования для банков, предоставляющих средства на инновационные цели.
Рассмотрим подробнее вышеуказанные методы стимулирования банковского финансирования и иных форм поддержки инноваций.
Регулирование учетной ставки позволит снизить стоимость привлекаемых банком ресурсов (вклады населения, депозиты юридических лиц, межбанковские кредиты, кредиты ЦБР и прочее), что в свою очередь снизит и процентную ставку под банковское кредитование. Однако необходимо понимать, что это общерыночный механизм, который может и не увеличить долю финансирования инновационных проектов в общем уровне кредитования. В связи с этим предлагается ввести механизм субсидирования учетной ставки. В данном случае рассматривается два варианта: в случае получения кредита ЦБР ставка по нему (кредиту ЦБР) будет ниже учетной, что позволит банку получить маржу от разницы между процентной ставкой привлечения ресурсов и ставкой выдачи проектоустроителю (организации, реализующей проект), при этом ставка выдачи будет равна учетной ставке Центрального Банка. Во втором случае, если банк выдает кредит под реализацию проекта за счет прочих привлеченных средств, разница процентов (уровень риска, который банк закладывает в процентную ставку по кредиту на реализацию именно инвестиционного проекта) между учетной ставкой и рыночной банковской ставкой по кредитованию будет субсидироваться государством (возможно, и за счет налоговых, амортизационных и прочих льгот).
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Следующий метод - совместное финансирование государством и банковским сектором инновационных проектов - вызвано необходимостью поддерживать наиболее важные с общегосударственной точки зрения инновационные проекты, финансирование которых на основе действия исключительно рыночных механизмов затруднено. Схемы совместного финансирования могут быть построены на принципах проектного финансирования, когда создается некое объединение кредиторов, в число которых входят коммерческие банки и государственные институты. Данный метод предоставления ресурсов целесообразен для крупных проектов в важнейших отраслях экономики страны. Отличие данного способа от чистого государственного финансирования состоит в том, что решается проблема контроля и надзора за использованием средств и финальным результатом от реализации проекта. Это означает, что банки как заинтересованное лицо в окупаемости вложенных средств будут координировать реализацию проекта на каждом этапе, стараясь просчитывать и минимизировать все риски.
Другая модель совместного финансирования основана на меньшем участии государства и возложении всех рисков на коммерческие банки. Эта схема предполагает кредитование банками инновационных проектов предприятий и частичную или полную компенсацию процентов за пользование кредитными средствами из государственного бюджета (или внебюджетных фондов) [8]. В рамках поддержки инновационного развития самих банков государству и банкам нужно развивать совместные проекты по внедрению передовых финансовых технологий (бесконтактные карты, биометрика и т. д.). Сейчас в России запущен проект «Универсальная электронная карта», который реализуют три крупных банка. Целью его является создание карты, являющейся альтернативой удостоверения личности, совмещающей в себе обычную банковскую карту (для получения заработной платы, получения кредитов, осуществления расчетов и пр.) со средствами платежа (в транспорте) и хранящей в себе информацию об использовании различных социальных услуг (запись в поликлиниках, больницах, пенсионные отчисления и пр.).
Налоговые льготы должны касаться тех кредитных организаций, которые финансируют инновационную деятельность, а также тех, которые предоставляют другие услуги предприятиям: расчетные, кассовые и другие. Это могут быть снижение ставок отдельных налогов или полное освобождение банка от уплаты того или иного налога. Прежде всего это касается налога на доходы организации, налогов на имущество, на добавленную стоимость, возможно - социальных налогов. Главное требование - обеспечить дифференцированный подход в зависимости от степени участия банка в финансировании инновационных проектов: чем больше ресурсов предоставляется кредитной
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
организацией для инвестирования в инновационную деятельность, чем дольше сроки предоставления средств и меньше доходы банка, тем существеннее должны быть льготы по налогообложению.
Кроме того, для поддержания инновационного развития самих банков им могут быть предоставлены льготы по ставкам таможенных пошлин при ввозе высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения для адаптации международных и разработки национальных стандартов в сфере рационального использования передовых технологий.
Смысл предоставления амортизационных льгот аналогичен организации льгот в области налогообложения: максимальная поддержка должна быть оказана тем банкам, которые вкладывают средства в инновационные проекты на длительный срок при получении сравнительно невысоких процентов. Несколько меньшие льготы должны предусматриваться для кредитных организаций, финансирующих инновационные проекты на обычных рыночных условиях.
Льготы по перечислению в фонд обязательного резервирования представляют уменьшение либо ставки, по которой производится отчисление, либо самой базы исчисления резервов. Естественно, полностью исключить отчисление резервов для отдельных банков невозможно, ведь обязательные резервы являются инструментом денежно-кредитной политики. Но вполне возможно ввести некоторые послабления для тех кредитных организаций, которые финансируют инновационные проекты. При этом должен применяться дифференцированный подход к банкам в зависимости от доли средств, вложенных в инновационные проекты. Например, кредитные организации, вложения которых в инновационные проекты составляют более половины их кредитного портфеля или общей величины размещенных средств, смогут уменьшить свои отчисления в фонд обязательных резервов на 25% от расчетной величины.
Косвенные методы стимулирования банковского финансирования инновационной деятельности включают:
- законодательное и нормативное регулирование банковского финансирования инновационной деятельности;
- создание атмосферы, благоприятствующей инновациям и инвестициям в них;
- совершенствование инфраструктуры финансирования инноваций;
- оздоровление экономики;
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
- повышение уровня грамотности населения и менталитета бизнес - сообщества;
- содействие в области подготовки кадров.
Важным элементом косвенной поддержки инвестирования банками инновационной деятельности является законодательное и нормативное регулирование данного процесса. Речь идет о том, что необходимые для поддержки инновационной деятельности схемы финансирования, различные способы предоставления налоговых, амортизационных льгот, льгот в области отчисления в фонд обязательного резервирования и т.д. должны быть утверждены на законодательном уровне, а затем детально проработаны в подзаконных актах: инструкциях, указаниях, постановлениях и т.д. В противном случае описанные мероприятия невозможно будет применить на практике, особенно учитывая, что банковская деятельность в нашей стране - одна из наиболее четко регламентируемых и построенных на строгом соблюдении требований инструктивного материала.
Для активизации инновационного развития самих банков актуальным остается решение проблемы перехода банков на электронный документооборот. Так, заключения договоров в электронной форме будет являться инновационной услугой, что позволит клиенту сэкономить время за счет того, что не надо несколько раз приходить в банк, что выгодно и для банков.
Кроме того, государственные органы должны выработать деловую и судебную практику использования нового законодательства, а именно Федерального Закона «О национальной платежной системе».
Следует усовершенствовать законодательство об «аналоге собственноручной подписи», а кроме того, принять меры для повсеместного использования «цифровой подписи» [9].
Необходимо внести поправки в закон «О персональных данных» в части отмены права недобросовестных заемщиков отказаться от передачи ПД третьим лицам; получения разрешения на обработку персональных данных клиентов по кредитным заявкам, поступившим по каналам ДБО без письменного согласия потенциального заемщика.
Необходимо рассмотреть возможность создания закона о введении ограничения на оплату наличных, что позволит вытеснить наличный оборот из сферы торговли, увеличив использование дистанционных банковских каналов.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Для дальнейшего развития дистанционного банковского обслуживания нужно внести изменения в Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем», а именно разрешить открытие счетов текущим клиентам банков без их личного присутствия [там же].
Однако наибольшую роль для банковского обслуживания инновационного процесса призвана сыграть инфраструктура инвестирования инноваций. В ней, по нашему мнению, можно выделить консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную и экспертную составляющие.
Консалтинговая - это те фирмы, которые консультируют предприятия по вопросам банковского кредитования, продажи банкам ценных бумаг и другим способам получения финансирования. Зачастую консалтинговые фирмы помогают клиентам в оформлении бизнес-плана инновационного проекта и составлении технико-экономического обоснования для обращения в банк за финансированием.
Финансовая составляющая инфраструктуры содержит сами кредитные учреждения, а, кроме того, фирмы и организации, которые осуществляют поддержку предприятий - инноваторов: венчурные фонды, государственные структуры, распределяющие средства бюджетов и внебюджетных фондов.
Меры по созданию благоприятствующей развитию инвестиционных и инновационных процессов атмосферы крайне разнообразны и объединяют целый комплекс мероприятий, тем или иным образом способствующих инновационной деятельности. К ним, в частности, относятся:
- обеспечение свободы развития отечественной научной сферы, гласности при формировании научной политики;
- стимулирование развития фундаментальных научных исследований;
- сохранение и развитие ведущих отечественных школ;
- создание условий для здоровой конкуренции предпринимательства в сфере науки и техники.
Общий смысл действия указанных мер заключается в том, что они способствуют расширению практики разработки и внедрения инноваций различными предприятиями. Как следствие, все большее количество инновационных проектов представляются для финансирования кредитными организациями. В результате образуется новая рыночная ниша для коммерческих банков, и далее под
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
действием рыночных механизмов происходит переориентация банковских услуг на удовлетворение нового, недавно возникшего спроса. А если действие рыночных законов дополняется мерами государственной поддержки банковского инвестирования инновационной деятельности, то следует ожидать, что значительная часть ресурсов кредитных организаций будет направлена на финансирование инновационных процессов.
Кадровая составляющая инфраструктуры инвестирования инноваций - это различные организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов предприятий-инноваторов, особенно в области финансов.
Под экспертной составляющей мы будем понимать проведение экспертизы инновационных проектов и сертификацию продукции. Экспертизу научно-технических и инновационных программ, проектов, предложений и заявок могут проводить как коммерческие, так и государственные структуры. Главное требование здесь - обеспечение высокопрофессионального и качественного проведения различных видов независимой оценки (научной, финансово-экономической, экологической и других видов экспертизы).
Наконец, информационная составляющая инфраструктуры инвестирования инноваций включает целый комплекс фирм и государственных структур, которые занимаются сбором и предоставлением научной, научно-технической, экономической и другой информации и ее распространением. Это государственная система научно-технической информации, научные библиотеки, фирмы, выпускающие электронные учебные пособия, сеть Интернет и другие структуры, составляющие и распространяющие информацию, прежде всего, в электронном виде.
Одним из косвенных методов будет являться оздоровление экономики. Здесь подразумевается и восстановление механизма действия ставки рефинансирования ЦБ РФ, снижение экономических, политических рисков, уровня коррупции в стране и сокращение объемов утечки капитала из страны. Для этого необходима реализация соответствующих процедур, например:
1. Создание «финансовой полиции». В связи с увеличением в стране финансовых преступлений, а также с их изощренностью, отсутствием специального (экономического) образования у следователей необходимо создать отдельную структуру по работе с экономическими преступлениями.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
2. Пересмотр системы назначения на должность судей (без участия Президента РФ), а также ведение электронного учета всех судебных дел (с исходными заявлениями, решениями, аппеляционными заявлениями и т.д.) в единой базе по России, с открытым доступом судей и юридических контор.
3. Ужесточение мер наказания за предоставление недостоверной бухгалтерской отчетности. Согласно ст. 15. п. 11 Кодекса РФ об административных нарушениях грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на сумму от 2 до 3 тыс. руб. В случае умышленного предоставления недостоверной отчетности мы предлагаем ужесточить наказание в виде увеличения суммы штрафа от 100 до 1000 руб. (в зависимости от уровня бизнеса), лишения свободы сроком до 3-х лет (введение уголовной ответственности).
4. Ратифицирование 20-й статьи конвенции ООН «Незаконное обогащение». Необходимо ввести в УК РФ понятие «незаконное обогащение», в рамках которого чиновники будут обязаны указывать источники «богатств», которые явно превышают их доходы, предусмотреть наказание в виде конфискации имущества, полученного в рамках «незаконного обогащения» в пользу государства, а также увеличить сроки лишения свободы за данное преступление.
5. Пересмотр нормативных актов и приведение их в соответствие с международными стандартами процедур в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности ужесточение требований во взаимоотношениях между кредитной организацией и ее клиентом банком-респондентом [10].
Одним из элементов косвенной поддержки стимулирования участия банков в инновационном развитие является повышение уровня грамотности населения и менталитета бизнес - сообщества. Необходимо введение курса по основам экономики и уголовной ответственности за экономические преступления в образовательные программы всех средних общеобразовательных учебных заведениях с целью повышения уровня экономического образования в стране.
Создание социальной рекламы, направленной на повышение уровня доверия населения и бизнес-структур к банкам; рекламы, рассказывающей о роли банка в системе денежного регулирования в экономике. Увеличение объемов рекламы об инновационных продуктах и услугах, предоставляемых банками, их достоинствах и преимуществах. Увеличение объемов открытой информации об
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
акционерах, аффилированности, истории создания и ведения бизнеса, годовых отчетах и результатах работы банковского сектора.
Косвенная поддержка инвестирования банками инновационной деятельности включает также содействие в области подготовки кадров. Рассмотрим, что входит в систему такого содействия.
Система подготовки специалистов содействует инвестированию инновационной деятельности по двум направлениям. Во-первых, это прямое влияние путем повышения уровня образования в области инноваций тех специалистов, которые будут непосредственно принимать участие в управлении инновационной деятельностью, ее финансировании, маркетинге и т.д. на предприятиях, в банках, в государственных учреждениях. А, во-вторых, это опосредованное воздействие специалистов различных отраслей деятельности на инновационный процесс. Это означает, что в инновационной экономике вся система образования, особенно высшего, должна быть построена с учетом того, чтобы основное внимание уделялось вопросам инновационной деятельности, и постоянно подчеркивалась и обосновывалась ведущая роль инноваций во всех сферах. Осознание первостепенного значения инновационных процессов для осуществления любых видов деятельности, будь то производство, оказание услуг, выполнение работ, государственное управление, социальная работа и т.д., позволит специалистам выделять ключевые моменты, а именно инновационные продукты, процессы, технологии, и скоординировать использование всех ресурсов с учетом выбранных направлений. В результате специалисты, получившие образование, основанное на понимании исключительной приоритетности инновационных процессов, будут осуществлять возложенные на них обязанности, содействуя первоочередному продвижению инновационных проектов.
Необходимо понимать, что сегодня банковскому сектору отводится одна из ведущих ролей в решении ключевых задач модернизации и инновации экономики. Однако без государственной поддержки и «пинания» банковская система не готова к такой роли.
Перечень мер, которых необходимо применить государству, не мал. Однако ни один из методов, ни одно из направлений поддержки в отдельности не может дать существенный эффект для активизации инновационной деятельности. Только их комбинации, научно обоснованные системы, включающие сочетания различных средств и инструментов государственного регулирования, могут обеспечить участие банков в переходе на инновационный путь развития. При этом методы государственной поддержки банковского инвестирования и содействия банков инновационному процессу должны функционировать в сочетании с другими направлениями стимулирования инноваций. Только
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
целостная система инновационной политики и ее последовательное внедрение будут способствовать построению в нашей стране инновационной экономики [11].
Список литературы:
1. Бюллетень банковской статистики (аналитические показатели) № 3 от 2012 г. // Центральный банк Российской Федерации: URL: http://www.cbr.ru. (дата обращения 20.11.2012 г.)
2. Financial markets series «Banking». THECITYUK RESEARCH: Report author: Marko Maslakovic, май 2012г. URL: http://www.huntswood.com/documents/banking-2012.pdf (дата обращения 20.11.2012 г.)
3. Петрова Н. Принуждение к инновациям// Газета «Коммерсантъ». Приложение №44 (4829), 14.03.2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1890579/ (дата обращения 03.12.2012г.)
4. Кроливецкая В.Э., Тихомирова Е.В. Банки в системе инвестиционного финансирования реального сектора экономики России. Проблемы и суждения // Деньги и кредит 11/2008/ URL: http://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/krolivetskaya.pdf// (дата обращения 20.01.2013 г.)
5. Российский фондовый рынок. События и факты 2011г.. Науфор. URL: http://www.naufor.ru/download/pdf/factbook/ru/RFR2011.pdf (дата обращения 20.01.2013 г.)
6. Объединение РТС и ММВБ: Хорошо или плохо? Национальная деловая сеть. Интернет-портал «I-business». URL: http://i-business.ru/blogs/15574/ (дата обращения 20.01.2013 г.)
7. Берзон Н.И., Буянова Е.А., Кожевников М.А., Чаленко А.В. Фондовый рынок. М.: Вита-Пресс, 1998. - 400 с.
8. Атоян В.Р., Еремина Е.В., Яблонская, Е.Г. Инвестирование в инновационную экономику. -Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2005.
9. Законы ограничивают ДБО. Информационное агентство «Bankir.ru» URL: http://bankir.ru/publikacii/s/zakony-ogranichivayut-dbo-10000712 (дата обращения 20.01.2013 г.)
10. Документы, предоставленные Банку России Федеральной Резервной Системой США, содержащие основные принципы работы банков США в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Сайт Центрального Банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/analytics/print.asp?file=preambula.htm (дата обращения 21.01.2013 г.)
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра ц j 2qj э
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р *
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-maU: [email protected]
11. Атоян В.Р., Еремина Е.В. Коммерческие банки и инновационный процесс: организация взаимодействия. // Инновационная экономика №9 за
2009г. URL:http://innov.etu.ru/innov/archive.nsf/0d592545e5d69ff3c32568fe00319ec1/2a0653c94f 819448c325786800295597?OpenDocument (дата обращения 20.01.2013г.)
Literature:
1. Bulletin of Banking Statistics the Central bank of the Russian Federation № 3 of 2012. URL: http://www.cbr.ru (request data 20.11.2012)
2. Financial markets series «Banking». THECITYUK RESEARCH: Report author: Marko Maslakovic, may 2012. URL: http://www.huntswood.com/documents/banking-2012.pdf(request data 20.11.2012)
3. Petrova N. Compulsion to innovate. Business newspaper «Коммерсантъ» application №44 (4829), 14.03.2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1890579/ (request data 03.12.2012)
4. Krolivetskaya V., Tikhomirova E. Banks in the investment financing of the real sector of the Russian economy. Problems and opinions Problems and opinions. Money and credit 11/2008/ URL: http://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/krolivetskaya.pdf// (request data 20.01.2013)
5. The Russian stock market. Facts and Events of 2011. Naufor. URL: http://www.naufor.ru/download/pdf/factbook/ru/RFR2011.pdf (request data 20.01.2013)
6. Combining RTS and MICEX: Good or Bad? National business network. Internet portal I-business. URL: http://i-business.ru/blogs/15574/ (request data 20.01.2013г.)
7. Berzon N., Buyanova E., Kozhevnikov M., Chalenko A. Stock market. M.: Vita-Press, 1998. -
400с.
8. Atojan V. R., Eremina E. V., Yablonskaya E.G. Investing in innovative economy. - Saratov: Saratov State Technical University, 2005/
9. Laws restrict RB. Information agency «Bankir.ru» URL: http://bankir.ru/publikacii/s/zakony-ogranichivayut-dbo-10000712 (request data 20.01.2013г.)
10. Documents provided by the Bank of Russia the U.S. Federal Reserve System, the guidelines for the operation of U.S. banks in countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and terrorist financing. Site of the Central Bank of the Russian Federation. URL: http://www.cbr.ru/analytics/print.asp?file=preambula.htm (request data 21.01.2013г.)
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра ц j 2qj э
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р *
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-maU: [email protected]
11. Atojan V. R., Eremina E. V. Commercial banks and innovative process: the interaction organization. Innovative economy № 9 of 2009. URL:
http://innov.etu.ru/innov/archive.nsf/0d592545e5d69ff3c32568fe00319ec1/2a0653c94f819448c3257 86800295597?OpenDocument (request data 20.01.2013г.)