Научная статья на тему 'Модернизация экономики и академические приоритеты ведущих российских университетов'

Модернизация экономики и академические приоритеты ведущих российских университетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА ПРИЕМА / ВНЕДРЕНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВЕДУЩИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шендерова Светлана Валерьевна

Исследуются программы развития ведущих университетов России, их лицензии и планы приема на бюджетные места каждого уровня высшего образования. На этой основе выявляется непоследовательность внедрения многоуровневой системы квалификаций и противоречие академических приоритетов ведущих российских университетов требованиям модернизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The leading Russian universities development programmes, licenses and plans of admission to state financed places for each level of higher education are considered in the article. Basing on this data analysis, the incoherence of multi-level degree system implementation and the inconsistency of academic priorities of the leading Russian universities to modernization demands are revealed.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономики и академические приоритеты ведущих российских университетов»

УДК 330.322.14.3:37.378.371.212.1

С.В. Шендерова

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Модернизация российской экономики предполагает сегодня пять приоритетных направлений: повышение энергоэффективности, развитие ядерных технологий, телекоммуникаций, космической отрасли, современных информационных и медицинских технологий [1]. Эта экономическая политика актуализирует исследования в области академических приоритетов ведущих университетов России, повышает степень их готовности к участию в модернизации экономики и формированию ее инновационной институциональной среды.

Степень готовности университетов к вышеозначенному можно выявить по количеству бюджетных мест* для поступления на основные образовательные программы (далее - ООП) высшего и послевузовского профессионального образования, а также по количеству и соотношению ООП взятых укрупненных групп специальностей/направлений подготовки всех трех уровней (бакалавриат/специалитет - магистратура - аспирантура). Объектами нашего исследования стали вузы каждой из групп «премьер-лиги» [12], сопоставимые по величине предельного контингента обучающихся, администра-

* Под бюджетными подразумеваются места для обучения за счет средств федерального бюджета, определяемые приказом Минобрнауки (контрольные цифры приема). Под договорными - места для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами. Их количество определяется вузом самостоятельно, но в сумме с бюджетными не должно превышать предельной численности контингента обучающихся, приведенной к очной форме обучения согласно приложению 1 к лицензии вуза (далее - предельный контингент) [4, п. 12].

тивному ресурсу и академическим свободам: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) - 30000 чел.; Сибирский федеральный университет (СФУ) с филиалами -32200 чел.; национальный исследовательский университет «Государственный университет-Высшая школа экономики» (НИУ ГУ-ВШЭ) с филиалами - 20815 чел. Академическая политика МГУ также будет затронута в исследованиях, но с учетом его размеров (предельный контингент - 53450 чел.) и возможностей.

Академическая политика как показатель внедрения многоуровневой системы квалификаций. В статистике образовательных учреждений, федеральных и вузовских документах не разделяется прием на прием по специальностям и по направлениям, отражается только общее количество бюджетных мест приема 2010 г. по укрупненным группам «по программам подготовки специалиста и бакалавриата» [5] (см. рис. 1).

Оценить, предпочли ли вузы бакалавриат или специалитет, по этим цифрам невозможно. Значимыми источниками оценки их академических приоритетов в среднесрочной и долгосрочной перспективе становятся приложения под номером 1 к лицензиям и программы развития. На седьмом году участия России в Болонском процессе ее ведущие вузы выбрали специалитет (см. табл. 1, 2), однако по разным причинам.

В СФУ преобладание специалитета объясняется тем, что лицензирование 2007 г. зафиксировало эту картину непосредственно после объединения четырех вузов преимущественно инженерного профиля. Вместе с тем нельзя не отметить последовавшие затем динамичные позитивные

изменения в части внедрения многоуровневой системы квалификаций. Бюджетный прием в магистратуру, уже в 2009 г. составивший 576 мест, достиг 651 к 2010 г. НИУ ГУ-ВШЭ характеризует географическое распределение поступивших в магистратуру и их оценки, но без разделения бюджетного и платного приема. Доля выпускников других вузов, принятых в магистратуру ГУ-ВШЭ, составила в 2009 г. 47 % [11]. В СФУ дифференцируют поступающих в магистратуру по вузам, основе обучения (бюджетная/договорная) и, что чрезвычайно важно для анализа динамики внедрения многоуровневой системы, по количеству и доле как бакалавров, так и специалистов: их число в магистратуре возросло за год с 359 до 432 чел.

Доля выпускников других вузов, зачисленных в магистратуру СФУ, в 2010 г. составила 20 %, доля выпускников бакалавриата других вузов, принятых в магистратуру МГУ в 2010 г. -в 15 % к 2020 г. ее планируется довести до 30 % [7]. СПбГУ зафиксировал этот показатель в 2010 г. в 11 %, планируя выйти к 2020 г. на 30 % [8]. Таким образом, по долевым соотношениям открытости собственной магистратуры СФУ опередил университеты «особого статуса».

Увеличение доли магистратуры и аспирантуры возможно при улучшении процедуры выделения контрольных цифр приема до второго уровня и усилении кадрового потенциала докторами наук. Последнее во многом определяет исторически сложившиеся нормативы финансирования того или иного вуза, существенно влияющие на традиции и способы реализации его академической политики соответствующим образом оплачиваемыми преподавателями.

НИУ ГУ-ВШЭ, в недавнем прошлом - «вуз двойного подчинения», имел по меньшей мере два источника бюджетного финансирования. МГУ и СПбГУ как «особо ценные объекты» давно имеют не только соответствующие надбавки, в том числе к зарплате преподавателей, но и финансирование «преподаватель : студент» как 1 : 4; большинство вузов страны поныне финансируются из расчета 1 : 10. В итоге ректор Уральского федерального университета (УрФУ) оптимистично оценивает объем годового финансирования на одного студента в 72 тыс. р., а ректор ГУ-ВШЭ для «около 15 ведущих вузов России» называет сумму 200 тыс. р.[13].

6000

5000 -

3000 -

я к о W

2000 -

1000 -

5225

4090

2926

1428

1434

670

2075

651

194 1111111

МГУ

СПбГУ

СФУ

ГУ-ВШЭ

3 4000

0

Рис. 1. Структура приема по уровням высшего образования в 2010 г. (госбюджет; всего мест

по всем формам обучения)** (ПШ) - бакалавры/специалисты; (0) - магистры; (Ы) - аспиранты

** Источники: Приказ Минобрнауки РФ № 563 от 24.05.2010 г.; План приема студентов в ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» в 2010 г.; Приложение 1 к приказу ректора СФУ № 758 от 04.06.2010 г. -URL: http://www.sfu-kras.ru (Дата обращения: 18.06.2010 г.).

Таблица 1

Количество лицензированных ООП специалитета, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в ведущих университетах России (ноябрь 2010 г.)

Университет, год и месяц лицензирования Специалитет Бакалавриат Магистратура Аспирантура Общее количество степенных ООП Общее количество ООП всех уровней

Количество

специальностей направлений направлений специальностей

МГУ (октябрь 2010 г.) 65 31 31 181 212 308

СПбГУ (июнь 2010 г.) 57 41 31 171/168 202 300

СФУ (декабрь 2007 г.) 143 52 22 111 133 328

ГУ-ВШЭ (август 2009 г.) 20 15 12 26 38 73

Таблица 2

Доля специальностей первого, второго и третьего уровней в общем количестве лицензированных ООП ведущих университетов России (в %; ноябрь 2010 г.)

Вуз Специалитет Доля достепенных ООП в их общем количестве Магистратура Аспирантура Доля степенных ООП в их общем количестве

Доля в общем количестве ООП первого уровня Доля в общем числе ООП всех уровней

МГУ 67,7 31,2 10,1 58,8 68,8

СПбГУ 58,1 32,7 10,3 57 67,3

СФУ 73,3 59,5 6,7 33,8 40,5

ГУ-ВШЭ 57,1 47,9 16,4 35,6 52,1

Многолетняя льгота позволяла столичным вузам планировать преподавателям нагрузку с меньшей долей лекций/семинаров на основе более широких норм времени учебной работы. Большая реальная заработная плата, время на разработку новых курсов, на науку - все это в сочетании с собственными образовательными стандартами и меньшими сложностями при лицензировании/аккредитации дает гораздо более широкие возможности развития уникальных образовательных программ магистратуры, аспирантуры и многоуровневой последовательной и непротиворечивой системы квалификаций в целом. Однако каждый вуз использует их по-разному.

НИУ ГУ-ВШЭ при лицензировании 2009 г. предпочел сохранить лидерство по программам

специалитета. Официальный сайт подчеркивает ориентацию бюджетного приема на бакалавриат, однако в плане приема 2010 г. отсутствует четкое разделение набора по программам бакалавриата и специалитета, ряд специальностей (например, «Финансы и кредит», «Прикладная информатика в экономике», «Менеджмент организации», «Экономика и управление предприятием», «Юриспруденция», «Логистика и управление цепями поставок») переведен на платную основу. Таким образом, лидер национального экономического образования оказался не в силах полностью внедрить многоуровневую систему квалификаций.

СПбГУ, консультационный центр по направлению Болонского процесса «Развитие системы высшего профессионального образо-

вания, основанной на двух основных уровнях -бакалавр и магистр», также предпочел специа-литет (см. табл. 1, 2). В ходе приемной кампании 2010 г. часть специальностей была выведена на договорную основу («Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии», «Государственное и муниципальное управление»). Кроме СПбГУ, ни один из анализируемых нами вузов не включил план приема по программам второго высшего образования в статистику и сроки «основной» приемной кампании, проводя прием в течение всего года.

Несмотря на прием по 30 специальностям и 41 направлению бакалавриата летом 2010 г., одновременно было лицензировано 57 специальностей, 31 направление магистратуры, 41 -бакалавриата и на 30 специальностей аспирантуры меньше, чем в 2005 г. Точное их количество в СПбГУ на текущий момент указать невозможно, так как в приложении 1.1 к лицензии они указаны по номенклатуре специальностей научных работников 2009 г. в количестве 171, а в приложении 1.2 к той же лицензии - по номенклатуре, действовавшей в 2001 г., их число составляет 168 [14]. Отметим, что срок действия полученной СПбГУ в 2010 г. лицензии заканчивается 1 июля 2011 г.

При этом бюджетный прием на первый уровень сократился с 4350 мест в 2001 г. [9, с. 46] до 2926 в 2010 г., тогда как НИУ ГУ-ВШЭ увеличил его за аналогичный период с 620 до 2075 [11, с. 30]. В отличие от конкурентов, в СПбГУ при лицензировании предельный контингент остался на прежнем уровне, тогда как, например, МГУ тремя месяцами позже увеличил его на 13 450 чел.

Между тем с момента создания федеральных университетов в 2006 г. государство изменило картину лидеров образовательного пространства, по крайней мере, в количественном и географическом отношении (табл. 3). Следует отметить, что федеральные вузы «призыва» 2009-2010 г., претендуя на финансирование 1 : 4 [2], планируют значительное увеличение контингента.

Таблица 3

Крупнейшие университеты РФ в 2010 г. (ноябрь 2010 г.)

Университет, категория Срок действия лицензии Предельный контингент

МГУ, «особый статус» 2010-2014 53 450

МИФИ, НИЯУ 2008-2013 39 491

СФУ, федеральный 2007-2012 32 200

СПбГУ, «особый статус» 2010-2011 30 000

ЮУрГУ, НИУ 2007-2012 29 154

УрФУ, федеральный В процессе подготовки 33 314

ДВФУ, федеральный В процессе подготовки 29 815

Примечание . В УрФУ и ДВФУ предельный контингент суммирован по лицензиям всех объединяемых в данный университет вузов.

Таким образом, советская конструкция, основанная на двух крупнейших университетах как главных столпах кадрового воспроизводства научно-образовательных организаций всей страны, региональных университетах, тесно интегрированных со структурами РАН, политехнических и отраслевых институтах, уходит в прошлое. Стремление экономической защиты и инновационного освоения восточной части России вызывает к жизни новую модель, основой которой становятся крупные распределенные по стране университеты, чей кадровый потенциал планируется сделать, по меньшей мере, сопоставимым с МГУ и СПбГУ до 2020 г., придав ему большую региональную и прикладную специфику. Тем самым конкуренция за федеральное бюджетное финансирование при низкой платежеспособности основной массы населения России значительно возрастает. Абсолютное сокращение бюджетного приема при увеличении цен на образование в надежде на «готовность платить за эксклюзивный бренд» и «особый статус» для любого вуза чревато падением и бюджетного и внебюджетного финансирования.

В условиях посткризисной стагфляции дублирование направлений бакалавриата и магистратуры устаревающими одноименными специ-

альностями представляет собой непозволительную роскошь для госбюджета и нерациональное расходование кадрового потенциала университета. Сравнение бюджетных и договорных мест на дублирующие ООП позволило бы вычислить размер потерь более точно, однако поскольку данные отсутствуют, мы можем оценить только количество самих дублирующих ООП по приложениям 1 к действующим лицензиям. В МГУ количество одноименных специальностей и направлений составляет 21, в СПбГУ 14, в СФУ 12, в НИУ ГУ-ВШЭ 6.

Примечательно, что хотя МГУ провозглашает магистратуру «нового типа по междисциплинарным магистерским программам всего спектра научных дисциплин, открытую для всех выпускников российских и иностранных образовательных учреждений» [7], Рособрнадзор предписывает [6] возможность поступления на 31 направление магистратуры «через бакалавриат». Это стимулировало бы развитие полноценной многоуровневой системы квалификаций во всей стране, если бы не сохранение подготовки по 65 специальностям (без указания окончания срока приема) по меньшей мере до 31 августа 2016 г. В итоге возможность поступления в бюджетную магистратуру «через специалитет» закрывается не только для специалистов из других вузов страны (двадцатикратно преобладающих над выпускниками бакалавриата) [3, с. 409], но и для обладателей аналогичного диплома МГУ.

Таким образом, нарушаются принципы непротиворечивости и последовательности уровней высшего образования, равенства доступа к каждому уровню высшего образования всех выпускников предыдущего, что делает приказ Рособрнадзора [6] противоречащим Федеральному Закону [10]. К перерасходу госбюджетных средств из-за дублирования специальностей и направлений добавляются потери специалистов, потенциально вынужденных оплачивать обучение в магистратуре (особенно если специалитет был также освоен на платной основе), потери вузов на «доучивание» специалистов до уровня поступивших с ними в аспирантуру магистров, т. е. алло-кативная неэффективность налицо.

«Моментом истины» станет принятие нового закона об образовании и контрольных цифр

бюджетного приема в 2011 г. Если прием на специальности будет вновь открыт, а бюджетные места в магистратурах отведены только для бакалавров, о Болонском процессе, модернизации и полноценной интеграции с мировым научно-образовательным рынком можно будет только говорить.

Академические приоритеты ведущих университетов России по сферам знания. В проведенном анализе мы исходим из повышенных возможностей влияния исследуемых вузов (за исключением СФУ) на величину и перераспределение контрольных цифр приема, выделяемых для них не по каждой специальности/направлению, а по их укрупненным группам [5]. Из них исследуются общие по крайней мере для трех университетов; остальные объединены как «иное», по каждому уровню высшего образования.

Выше отмечались особенности СФУ как университета с формирующейся академической политикой и преобладанием инженерно-технической компоненты ООП всех уровней. НИУ ГУ-ВШЭ, естественно, сосредоточил академические приоритеты на экономико-управленческих специальностях/направлениях. Поэтому наибольшее внимание в данном разделе уделено академической политике МГУ и СПбГУ, исторически обладающих самым широким спектром фундаментальных научных школ. Несмотря на то, что большинство из них создано, в том числе российскими нобелиатами, в областях физико-математических и естественных наук, университеты, где те учились и/или работали, предпочли выделить наибольшее количество бюджетных мест первого уровня на гуманитарные науки (см. рис. 2).

Очевидны разные взгляды руководства университетов на структуру приема. МГУ уравновешивает прием на физико-математические и естественные направления/специальности, составляющие в сумме 50,2 % от общего бюджетного набора, приемом на гуманитарные и экономико-управленческие, составившие 44,6 %. В СПбГУ однозначно лидируют гуманитарии, экономисты и управленцы: в 2010 г. число выделенных им мест составило половину бюджетного приема (49,9 %), тогда как «физики» и «естественники» отстали почти на 10 %.

4000 -3500 -3000 -2500 -2000 -1500 -1000 -500 0

Рис. 2. Количество мест по укрупненным группам специальностей/направлений подготовки (специалитет/бакалавриат, госбюджет, всего мест по всем формам обучения, 2010 г.)

(И) - физико-математические науки; (Щ) - естественные науки; (Н) - гуманитарные науки;

(П) - экономика и управление; (Н) - иное

3590

МГУ СПбГУ СФУ ГУ-ВШЭ

Рис. 3. Количество мест по укрупненным группам направлений подготовки (магистратура, госбюджет, все формы обучения, 2010 г.)

(И) - физико-математические науки; (0) - естественные науки; (В) - гуманитарные науки; (О) - экономика и управление; (Н) - иное

Бюджетный прием в магистратуру МГУ также сбалансирован, и опять 5 % в пользу «физиков»; доля гуманитариев, экономистов и управленцев составляет 47,6 % (рис. 3). В СПбГУ общее количество бюджетных мест этого уровня почти в три раза больше, чем в МГУ, но 60 % предо-

ставлены экономистам, управленцам и гуманитариям, последние получили 47,3 %. И в аспирантуре МГУ уравновешивает точные, естественнонаучные и физико-математические специальности (46,8 %) с гуманитарными, социально-экономическими и общественными (47,5 %), хотя

400 350 300 250 200 150 100 50 0

МГУ

188

41

143

112

30 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47

Т77

10

12 9 13

СПбГУ

СФУ

269

10 0 0 ^0 6

ГУ-ВШЭ

Рис. 4. Соотношение количества мест по отраслям науки (аспирантура, госбюджет, все формы

обучения, 2010 г.)

(О) - физико-математические науки; (Щ) - химические науки; (Ш) - биологические науки; - технические науки; (Н) -науки о Земле; (В) - гуманитарные науки; (О) - социально-экономические и общественные науки; (Н) - иное

в абсолютном выражении количество мест по гуманитарным наукам больше, чем по физико-математическим. СПбГУ отдает представителям социально-экономических и общественных наук и гуманитариям 49,4 %, «физики» отстают почти на 15 % (рис. 4).

Итак, количество бюджетных мест по приоритетным направлениям модернизации в столичных ведущих университетах уступает количеству мест по гуманитарным, социально-экономическим и общественным наукам. Реализация Болонского процесса идет крайне непо-

следовательно и противоречиво; академическая политика подвержена конъюнктурным колебаниям и не сопровождается системными стратегическими разработками. Полноценное внедрение многоуровневой системы квалификаций, европейских норм нагрузки преподавателей, бенчмаркинг позволят федеральным университетам и НИУ вырваться вперед, обеспечивая качественное образование по приоритетным направлениям модернизации экономики, интегрированное в мировое научно-образовательное пространство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведев, ДА. Россия, вперед! [Текст] / Д.А. Медведев // Российская газета. - Фед. вып. № 4995 (171). -2009. - 11 сент.

2. Место в элитном клубе [Текст] // Эксперт-Урал. -№ 25 (246). - 2010. - 25 июня.

3. Образование в России - 2008 [Текст] : стат. бюл. - М.: МГУПИ, 2009.

4. Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования [Текст] : утв. приказом Минобрнауки РФ № 442 от 21.10.2009 г., с изм. от 10.11.2009 г.

5. Об утверждении федеральным органам испол-

нительной власти, другим распорядителям средств

федерального бюджета, имеющим в ведении федеральные государственные образовательные учреждения, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета в 2010 году [Текст] : приказ Минобрнауки РФ № 563 от 24.05.2010 г. «О внесении изменений в приложения № 1-7 к приказу Министерства образования и науки РФ № 156 от 01.03.2010 г.

6. О лицензировании федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» на право осуществления образовательной деятельности [Текст] : приказ Рособрнадзора № 2551 от 13.10.2010 г.

7. Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» до 2020 года [Текст] : утв. распоряжением Правительства РФ № 1617 от 27.09.2010 г.

8. Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» до 2020 г. [Текст] : утв. распоряжением Правительства РФ № 1696 от 07.10.2010 г.

9. Санкт-Петербургский государственный университет: Отчет о состоянии и деятельности в 2002 году / под общ. ред. Л.А. Вербицкой. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2003.

10. О внесении изменений в отдельные законода-

тельные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» [Текст] : Фед. закон № 260 от 10.11.2009 г.

11. Цифры и факты о ВШЭ [Текст]. - М.: Высш. шк. экономики, 2010.

12. Шендерова, С.В. «Премьер-лига» ведущих российских университетов: методика сравнительного анализа вузов [Текст] / С.В. Шендерова // Креативная экономика. - 2011. - № 1. - С. 44-48.

13. РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rian.ru/edu_higher/20101101/ 291499283.html (Дата обращения: 01.12.2010 г.).

14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spbu.ru/structure/documents/licenzia/ (Дата обращения: 06.12.2010 г.).

УДК 331.1

М.М. Пекарникова ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ВУЗА

Сегодня со стороны потребителей (студентов, родителей, работодателей, государства и т. д.) все более высокие требования предъявляются системе высшего образования. Эффективное управление ресурсами, в том числе и человеческими - одно из условий повышения конкурентоспособности вуза в условиях рыночной экономики. Эта задача тесно связана с обеспечением качества в основных сферах деятельности вуза: образовательной, научно-исследовательской, производственной. Конкретными целями стратегического развития человеческих ресурсов выступают развитие интеллектуального капитала и поддержание командного и организационного обучения за счет создания культуры обучения - атмосферы, в которой работников поощряют учиться и развиваться. Управление знаниями при этом носит систематический характер.

Существуют различные модели оценки эффективности управления организацией. Рас-

смотрим их возможности применительно к вузу и предложим модель системного управления вузом, основанную на интеграции моделей EFQM и BSC-Мейсела.

Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard, ССП) - наиболее популярная, признанная в мире концепция управления реализацией стратегии, разработанная Д. Нортоном и Р. Капланом (США). Главную задачу ССП Нортон и Каплан определили как «трансформацию миссии компании в конкретные, вполне осязаемые задачи и показатели».

Финансовые показатели дополняются в ССП операционными показателями, характеризующими степень удовлетворенности потребителей, внутренние процессы, инновации и усовершенствования. Эти операционные показатели отражают факторы, от которых зависит будущая финансовая деятельность. Однако в этой системе акцент сделан на выходных результатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.