ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И
КРЕДИТ
MODERNIZATION OF THE MONETARY POLICY OF THE BANK
OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS 1 2 Naumkina T.V. , Rybakova E.V. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Naumkina Tatyana Vasilievna - Candidate of Law, Associate Professor, DEPARTMENT OF FINANCE, ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT; 2Rybakova Ekaterina Vladimirovna - Student, INSTITUTE OF ECONOMICS, MANAGEMENT AND LAW, FEDERAL STATE BUDGETARY INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION MOSCOW STATE UNIVERSITY OF TECHNOLOGY AND MANAGEMENT NAMED AFTER KG RAZUMOVSKY FIRST COSSACK UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the article examines the specifics of monetary regulation within the framework of the Bank of Russia's transition to inflation targeting. In accordance with Federal Law No. 86-FZ "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia) " dated 10.07.2002, the objectives of the Bank of Russia's activities are considered.The key problems of modernization of monetary policy in modern conditions have been identified and analyzed. Conditions for improving inflation targeting in the Russian Federation are proposed. Keywords: monetary policy, the Bank of Russia, inflation targeting, inflation.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
БАНКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 12 Наумкина Т.В. , Рыбакова Е.В. (Российская Федерация)
1Наумкина Татьяна Васильевна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра финансов, бухгалтерского учета, анализа и аудита; 2Рыбакова Екатерина Владимировна - студент, Институт экономики, менеджмента и права Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского Первый Казачий Университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются особенности денежно-кредитного регулирования в рамках реализованного Банком России перехода к таргетированию инфляции. В соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 рассмотрены основные цели деятельности Банка России. Выявлены и проанализированы ключевые проблемы модернизации денежно-кредитной политики в современных условиях. Предложены условия для совершенствования инфляционного таргетирования в Российской Федерации.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, Банк России, инфляционное таргетирование, инфляция.
Денежно-кредитная политика, где основным управляющим субъектом является Центральный банк РФ (Банк России), является важнейшей частью экономической политики государства. Обратившись к ст. 3 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002, мы видим, что целями деятельности Банка России являются: «защита и обеспечение
устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка РФ, обеспечение стабильности финансового рынка РФ» [1]. Проблема высокого уровня инфляции для России особенно актуальна, т. к., по сравнению с развитыми странами, инфляция в нашей стране остается на высоком уровне, что неблагоприятно влияет на экономический рост. Поэтому на решении данных проблем и были сконцентрированы усилия правительства.
Таким образом, Банк России заявил о проведении денежно-кредитной политики в рамках режима таргетирования инфляции. Поэтапный переход к нему начался после кризиса 2008 - 2009 гг. и был завершен в конце 2014 года.
Итак, Россия перешла на режим инфляционного таргетирования. Так что же значит таргетировать инфляцию? Таргетирование инфляции означает, что Банк России подчиняет свою политику единственной цели - снижению темпов инфляции. Основным операционным инструментом денежно-кредитной политики Банк России сделал ключевую процентную ставку [2].
В рамках стратегии последовательного снижения темпов роста цен ставилась задача снижения инфляции до 5-7% в 2011 - 2012 гг., 5-6% в 2013 г., 5% в 2014 г., 4% установлены как «амбициозная цель» в среднесрочной перспективе кризисного периода (2015 - 2017 гг.).
Проанализируем более подробно данные задачи по мере перехода денежно -кредитной политики к режиму инфляционного таргетирования.
Обратившись к данным Росстата, выяснили, что в итоге 2011 г. инфляция в России оказалась минимальной за всю новейшую историю РФ - 6,1%. Такой результат стал возможным благодаря удачному сочетанию монетарных и немонетарных факторов. По итогам 2012 г. инфляция в РФ вновь ускорилась, достигнув 6,6%. В целом, можно сделать вывод, что Банку России удавалось выполнять целевые показатели по инфляции до 2013 г., когда вместо 5-6% темп инфляции достиг 6,5%. В 2014 году очередное ухудшение состояния мировой экономики в совокупности с экономическими санкциями против России привело к усилению инфляционных процессов. Так, за годовой период инфляция ускорилась до 11,4% при заявленном уровне 5%, что главным образом было связано с продовольственными товарами, увеличение цен на которые составило 15,4%. В качестве примера можно привести: рост цен на молочную продукцию, сахар-сырец, торговые ограничения на импорт свинины. В целом за 2015 год инфляция в России составила 12,9%. Более высокий показатель последний раз был зафиксирован в 2008 году (тогда инфляция составила 13,3%). По итогам 2016 года инфляция составила 5,4% (этот показатель является рекордно низким в новейшей истории России) [5].
Рассмотрим результаты реализуемой в России в 2014 - 2017 годах политики таргетирования инфляции.
Проводимая денежно-кредитная политики при переходе к таргетированию инфляции свелась к отказу от использования валютных ограничений и ключевой ставки. В условиях полной открытости валютно-финансового рынка повышение процентных ставок не сработало на снижение инфляции и стабилизацию курса рубля. Манипулирующие финансовым рынком спекулянты получали многократно более высокую норму прибыли, позволяющую им привлекать кредиты и после повышения ключевой ставки.
Указанные нами условия приводят к тому, что таргетирование инфляции в Российской Федерации связано с определёнными осложнениями. С целью их ликвидации необходимо осуществление следующих условий:
1) необходимость обеспечения независимости Банка России, что обеспечит возможность самостоятельного определения инструментария, необходимого для того, чтобы достичь запланированного уровня инфляции;
2) необходимость отказа от таргетирования иных макроэкономических показателей. Режим таргетирования инфляции не должен вступать в противоречие с правительственными целями по повышению заработной платы или снижению безработицы. Это обусловлено тем, что столь широкий инструментарий, направленный на достижение обширного спектра различных целей, может стать помехой для приведения ситуации к установленным показателям [3, 4].
В заключении можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день произошло существенное изменение денежно-кредитной политики Банка России. Режим таргетирования инфляции ориентирован на обеспечение устойчивости экономического роста и сохранение высокого уровня занятости. Банк России для поддержания валютного рынка должен продолжать политику таргетирования инфляции, что может послужить причиной к заметным результатам в 2017 году.
Список литературы
1. КонсультантПлюс: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». [Электронный ресурс] (ред. от 29.12.2014 г.). Режим доступа: http: //www. consultant. ru/document/cons_ doc_LAW_172875/ (дата обращения: 6.04.2017).
2. Банк России: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=ondkp/ (дата обращения: 11.04.2017).
3. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Деньги, кредит, банки и денежно-кредитная политика [Текст]: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2016. 59 с.
4. Чорба П.М. Денежно-кредитное регулирование экономики: современные проблемы и пути совершенствования [Текст]: монография / П.М. Чорба, М.В. Шатский. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. 159 с.
5. Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 02.04.2017).
6. Влияние НДС на финансовую деятельность организаций / Т.В. Наумкина // Научно-практический журнал «МИКРОЭКОНОМИКА», 2011. № 4.
7. Инвестиции и топливно-энергетический комплекс россии./ Наумкина Т.В., Наумкин А.П. // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации», 2013. № 12 (32). С. 18.
8. Повышение ставки налога на доходы физических лиц. Т.В. Наумкина, А.П. Наумкин // Современные научные исследования и инновации, 2016. № 3.