Научная статья на тему 'Проблемы денежно-кредитного регулирования в современной России'

Проблемы денежно-кредитного регулирования в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3523
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY / ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ / INFLATION TARGETING / ИНФЛЯЦИЯ / INFLATION / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ / CENTRAL BANK OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елкин Станислав Евгеньевич, Иванкин Сергей Александрович

Рассматриваются отдельные аспекты актуальных проблем российской денежно-кредитной политики, ее особая роль в динамичном и сбалансированном развитии отечественной экономики. Сформулированы ключевые проблемы и трудности перехода к инфляционному таргетированию в России. Инструменты денежно-кредитной политики направлены на конечную цель инфляцию. В рамках процесса перехода к режиму инфляционного таргетирования Банк России продолжит работу по повышению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежнокредитной политики на экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MONETARY ACCOMMODATION IN CONTEMPORARY RUSSIA

The paper reviews the studies on Russian monetary policy, its special role in a dynamic and balanced development of the national economy. Key problems and the difficulties of transition to inflation targeting in Russia are formulated. Instruments of a monetary policy are directed on ultimate goals inflation. As a part of the transition process to the inflation targeting regime the Bank of Russia will continue to improve the effectiveness of the interest rate channel of the transmission mechanism of monetary policy on the economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы денежно-кредитного регулирования в современной России»

УДК 338

С.Е. Елкин, С.А. Иванкин Омский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассматриваются отдельные аспекты актуальных проблем российской денежно-кредитной политики, ее особая роль в динамичном и сбалансированном развитии отечественной экономики. Сформулированы ключевые проблемы и трудности перехода к инфляционному таргетированию в России. Инструменты денежно-кредитной политики направлены на конечную цель - инфляцию. В рамках процесса перехода к режиму инфляционного таргетирования Банк России продолжит работу по повышению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на экономику.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, инфляционное таргетирование, инфляция, Центральный банк России.

В российской экономике, как и в любой другой рыночной экономике, ключевую позицию в управлении государством играет денежно-кредитное регулирование. Денежно-кредитную политику в России осуществляет правительство в лице Центрального банка России (далее - Банк России). Денежно-кредитное регулирование направлено на регулирование спроса и предложения денег в стране. Вопрос эффективности денежно-кредитного регулирования очень актуален, тем более в такое нестабильное для России время. Целями денежно-кредитной политики являются поддержание стабильности цен, рост занятости населения и рост производительности за счет механизмов воздействия на денежную массу в обращение.

Краткая характеристика действующей денежно-кредитной политики. Главной задачей денежно-кредитного регулирования на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. является обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен. Для осуществления поставленной задачи Банк России к 2015 г. планирует осуществить переход к режиму таргетирования инфляции. Решения о направленности денежно-кредитной политики принимаются Банком России на основе комплексного анализа экономических процессов. В связи с тем, что влияние денежно-кредитной политики на экономику распределено во времени, особое внимание уделяется макроэкономическому прогнозированию и оценке рисков отклонения инфляции от целевого уровня. Банк России продолжит реализацию мер по оптимизации системы инструментов денежно-кредитной политики с целью усиления действенности процентного канала трансмиссионного механизма. Достижению данной цели также будут способствовать меры Банка России по развитию инфраструктуры финансовых рынков, увеличению их глубины и совершенствование платежной системы Банка России. К 2015 г. Банк России перейдет полностью на плавающий валютный курс.

Цели денежно-кредитной политики достигаются посредством применения Банком России инструментов денежно-кредитной политики.

Основными инструментами в соответствии с ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» являются:

- процентные ставки по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов;

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование кредитных организаций;

- валютные интервенции;

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения;

- эмиссия облигаций от своего имени.

Что актуально в денежно-кредитном регулировании в мире и современной России? Стратегия инфляционного таргетирования возникла с целью устранения в экономике страны инфляционных процессов, порожденных действиями денежно-кредитных властей. Сторонники данного режима поддерживают мнение, что инфляция вызвана чисто монетарными причинами, а именно - избытком денег в обращении по отношению к выпускаемой продукции. Следовательно, Банк России может ее контролировать, так как он определяет денежную массу в стране. В таком подходе инфляционное таргетирование оказывается адаптацией денежного правила к современным условиям. М. Фридмен называет данную стратегию разновидностью денежного правила. Согласно его теории инфляции вызвана исключительно монетарными причинами, а также увеличением денежной массы в обращении.

Однако есть множество не согласных с ним экономистов, да и авторы статьи знают на опыте, что инфляция вызвана не только монетарными причинами. По мнению главы ФРС Б. Бернанке, инфляционное таргетирование стоит рассматривать как режим денежно-кредитной политики, который подчиняет Центральный банк форме «ограниченной дискреции». Ограниченность дискреции означает, что Банк России имеет свободу в выборе моделей, инструментов и даже целей с одной оговоркой: показатель инфляции должен быть задан изначально, и он должен быть достигнут. Данный режим характеризует политическое решение о том, что Банк России ответственен за поддержание инфляции на определенном уровне, а экономический рост и занятость населения являются прерогативой правительства.

Итак, инфляционное таргетирование означает выбор определенного значения инфляции как целевого ориентира. Отличие от прошлой денежно-кредитной политики Банка России в том, что раньше устанавливался диапазон инфляции, а сейчас конкретная цифра. Банк России обещает, что выше данной установленной цифры инфляция не поднимется. Для достижения поставленного уровня инфляции используется операционный инструментарий центрального банка, чаще всего изменение процентных ставок. В рамках данного режима приоритетной целью признается обеспечение ценовой стабильности. Это означает: 1) отказ от таргетирования множества макроэкономических параметров и концентрацию на ценовых; 2) публичность уровня инфляции на среднесрочную перспективу; 3) переход к транспарент-ному исполнению денежно-кредитной политики; 4) наличие механизма ответственности Банка России за достижения целевого уровня инфляции.

Перспективы работы в данном режиме обусловлены готовностью экономической системы работать в нем. Исходя из этого возникает первая проблема для экономики страны. В России существует большая территориальная, ресурсная, инфраструктурная и социально-экономическая неоднородность, что вызывает дифференциацию результативности реализации политики инфляционного таргетирования. Банк России отмечает, что целью таргетиро-вания инфляции выступает индекс потребительских цен (далее - ИПЦ), поскольку именно этот показатель влияет на формирование инфляционных ожиданий субъектов экономии. Сразу виден недостаток: ИПЦ на 50% регулируется административными методами, а они не подвластны Банку России. Отсюда вытекает вопрос: как можно управлять инфляционным процессом, если он на 50% зависит не от Банка России? Ответ кроется в структуре власти. Необходимо достичь определенности в управлении государством разных структур и применять политику, направленную на что-то одно, но при этом не забывать про другие элементы экономики. Иначе получается, что в стране Банк России ставит цель таргетирования инфляции, и вся денежно-кредитная политика строится для этого, но в то же время фискальная политика направлена вразрез денежно-кредитной политике. Нет согласованности в государственной политике, хотя она должна быть направлена на выполнение задач и функций государства.

Приведем пример несогласованности. Правительство с 2015 г. хочет ввести «налог с

продаж». Смысл этого налога в том, чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет, не изменяя старые налоговые режимы и поступления. Данный вид налога является косвенным, его будут уплачивать конечные потребители, т.е. граждане страны. Как может уменьшаться инфляции в стране, когда цены в каждом регионе вырастут на 3% (максимальное значение налога с продаж)? Данный вид налога уже вводился в 1991 г. и был отменен после развала СССР. Затем опыт повторили в 1998 г., и в результате он был отменен в 2004 г. Выходит, покупая товар, потребитель будет уплачивать налог на добавленную стоимость (в России НДС - 18%) и налог с продажи (3%). Получается, 21% стоимости товара уплачивает конечный потребитель. А Банк России планирует перейти к таргетированию инфляции. Пока в стране не все механизмы в государственном звене работают отлаженно. Как можно строить дом без фундамента? Как всегда, лишний раз подрывается доверие граждан, что очень чере-вато для дальнейшего существования государства.

Самая главная проблема в том, что инфляция может быть вызвана не только увеличением денежной массы в обращении (инфляция спроса), также есть инфляция предложения. Инфляция предложения всегда вызвана немонетарными причинами. Стоит учитывать опыт прошлых лет. В 90-е годы в условиях инфляции предложения росли цены на электроэнергию, сырье и коммунальные услуги, а правительство долгое время боролось с инфляцией спроса, еще больше раздувая инфляцию, так как инфляция предложения - это самовоспроизводящий процесс, который развивается по спирали. Увеличивалась денежная масса, поднималась цена на ресурсы, что, в свою очередь, вызывало увеличение цен. В режиме инфляционного таргертирования Банк России способен контролировать только инфляционное ожидание и монетарную инфляцию. Сейчас наблюдается совершенно другое. Цены растут в связи с политическими события на Украине и введенными санкциями со стороны Евросоюза и США. По мнению Всемирного банка, инфляция в России к концу 2014 г. составит 8%, что выше по отношению к предыдущему 2013 г. на 1,55%. А целевой диапазон инфляции денежно-кредитной политики на 2014 г. был в пределах 6-6,5% за год. Пока судить рано, но есть большая вероятность, что установленный диапазон цен будет превышен, так как инфляция на конец августа за 2014 г. составила 5,59%.

Еще одна проблема - инфляционное ожидание, это один из ключевых элементов в макроэкономических моделях при воздействии на денежно-кредитную политику. Важно сопоставление инфляционных ожиданий, рассчитанных в модели, и ожиданий экономических агентов в реальности. Хотя режим таргетирования инфляции позволяет Банку России контролировать инфляционное ожидание, существует огромная пропасть между Банком России и населением. Председатель Банка К.В. Юдаева отметила: «Банк России не имеет репутацию банка, способного контролировать инфляцию. Достижение такой репутации - важнейшая задача Банка России ». Режим таргетирования направлен на постоянную публикацию данных Банка о текущем темпе инфляции в «Докладах о денежно-кредитной политике». Информирование населения о текущих темпах инфляции и ее предсказуемый рост в будущем позволят гражданам правильно использовать свои денежные ресурсы и предотвратить инфляционное ожидание. Но неспособность денежно-кредитной политики соответствовать заданному диапазону инфляции приведет к недоверию граждан. Весь режим таргентирования будет для российской реальности неэффективным. Решение проблемы лежит на поверхности. Банку России необходимо немного завышать уровень прогнозируемой инфляции, так как экономика России нестабильна. Еще вариант - большая информированность населения о деятельности Банка России и его кредитно-денежной политике.

Отличительной особенностью режима инфляционного таргетирования является свободно плавающий валютный курс. По данным проекта денежно-кредитной политики на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг., Банк России прекратит валютные интервенции и перейдет на плавающий валютный курс. Но остается возможность проведения валютных интервенций в случае возникновения угрозы для финансового положения страны.

Хочется отметить, что в 2014 г. Банк России для поддержания рубля продал валюты на 40,9 млрд долл., из них 3 марта было продано 11,3 млрд долл., после того как Совет Федерации разрешил ввести российские войска на территорию Украины.

Банк России, отказываясь от валютной интервенции, подвергает экономику экзогенной инфляции, а она, как известно, связана с импортом и экспортом товара. Так как наша страна пока еще является сырьевой и зависимой от импортных товаров, то без контроля валютного курса инфляция будет возникать. Только теперь Банк России не сможет ее регулировать, так как валютный курс плавающий. Режим валютного таргетирования эффективен в развитых экономиках, которые не являются сырьевыми.

Россия сравнительно недавно перешла в рыночную экономику, и не все механизмы работают по рыночным условиям. Требуется изучение мирового опыта в условиях рыночной экономики. Но нельзя использовать то, что использовали другие государства, без учета особенностей формирования и развития данного государства. Не всегда западный опыт бывает полезен и применим в России.

Реальность рыночной экономики России такова, что режим инфляционного таргетиро-вания в чистом виде применять нецелесообразно. Это, собственно говоря, и делает Банк России. В 2013 г. он должен был перейти на данный режим, но идет к нему медленными шагами. России пока лучше использовать другие приемы денежно-кредитного регулирования для сдерживания инфляции, а не уходить в режим таргетирования. Да, он действительно эффективен, но не для нашей страны с ее слабым рыночным механизмом. Стране нужно время для полного перехода к полноценной рыночной экономике и режиму инфляционного таргетиро-вания. Важно понять, чем вызвана инфляция, и если это не монетарные причины, их следует рассматривать не Банку России, а правительству.

Библиографический список

1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.).

2. Агеева, Н.А. Таргетирование инфляции: сущность, инструменты, ожидаемый результат / Н.А. Агеева // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - № 2. - С. 183-188.

3. Воловиков, Б.П. Прогнозирование продаж на рынке Б2в в условиях неопределенности внешней среды / Б.П. Воловиков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - № 2 (10). - 2012. - С. 46-52.

4. Интегрированный контроллинг в промышленности: системность оценки деятельности хозяйствующего субъекта в отрасли / С.Е. Елкин, Н.М. Калинина, Л.М. Кондрашова, Т.Г. Хачатурян // Вестник Омского университета (серия Экономика). - 2013. - № 1. - Омск : Изд-во ОмГУ. - С. 121-128.

5. Елкин, С.Е. Особенности функционирования пенсионной системы Российской Федерации в современных экономических условиях: проблемы и перспективы / С.Е. Елкин, Н.М. Калинина, В.П. Чижик // Актуальные проблемы экономики № 8 (158) / ВНЗ «Национальная академия управления». - Украина : ТОВ «Наш формат», 2014. - С. 254-261.

6. Елкин, С.Е. Управление банковскими рисками / С.Е. Елкин // Проблемы современной экономики и общества глазами молодых исследователей - 2013 : сб. студенч. работ. - Омск : Омский институт (филиал) РГТЭУ ; Ижевск : КнигоГрад-издательство, 2013. - С. 172-175.

7. Елкин, С.Е. Эффективные методы оценки интеллектуального капитала / С.Е. Елкин, Н.В. Идченко // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/109-9566.

8. Золотарева, О.А. Инфляционное таргетирование: от дискреции к правилу?/ О.А. Золотарева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - Т. 6. - № 1. - С. 126-134.

9. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 г. и период 2015-2016 гг. [Электронный ресурс] : сайт Банка России. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/.

10. Третьякова, С.Н. Некоторые проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях перехода к инфляционному таргетированию / С.Н. Третьякова // Власть и управление на Востоке России. - 2014. - № 2 (67). - С. 73-79.

11. Юдаева, К.В. О денежно-кредитной политике Банка России на современном этапе / К.В. Юдаева // Деньги и Кредит. - 2014. - № 6. - С. 13-15.

Elkin S.E., S.A. Ivankin Plekhanov Russian University of Economics, Omsk Institute (branch) PROBLEMS OF MONETARY ACCOMMODATION IN CONTEMPORARY RUSSIA The paper reviews the studies on Russian monetary policy, its special role in a dynamic and balanced development of the national economy. Key problems and the difficulties of transition to inflation targeting in Russia are formulated. Instruments of a monetary policy are directed on ultimate goals - inflation. As a part of the transition process to the inflation targeting regime the Bank of Russia will continue to improve the effectiveness of the interest rate channel of the transmission mechanism of monetary policy on the economy.

Key words: monetary policy, inflation targeting, inflation, Central Bank of Russia.

References

1. Federal'nyj zakon RF ot 10.07.2002 g. № 86-FZ (red. ot 21.07.2014) "O Central'nom Banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)".

2. Ageeva N.A. Inflation targeting: essence, tools, expected outcome. Vestnik Irkutsk State Technical University. 2014, no. 2, p. 183-188.

3. Volovikov B.P. Forecasting of sales in the B2G market in the conditions of uncertainty of environment. The science of person: Humanitarian researches. 2012, no. 2(10), p. 46-52.

4. Kalinina N.M., Elkin S.E., Khachaturian T.G., Kondrashova L.V. The integrated controlling in the industry: sistemacity of the assessment of activity the managing subject. Herald of Omsk university series Economics. 2013, no. 1, p. 121-128.

5. Kalinina N.M., Elkin S.E., Chyzhyk V.P. Peculiarities of russian federation pension system functioning under current economic conditions: problems and prospects. Actual problems of economics, NAM "National Academy Management", Ukraine, 2014, no. 8 (158), p. 254-261.

6. Elkin S.E. Risk management the bank. Problems of modern economy and society eyes of young researchers. Collection of student's works, Omsk, Omsk institute (branch) of RGTEU, 2013, p. 172-175.

7. Elkin S.E, Idchenko N.V. Effective methods of evaluating of intellectual capital. Modern problems of science and education, 2013, no. 3. Mode of access: http://www.science-education.ru/109-9566.

8. Zolotareva O.A. Inflationary targeting: from a diskretion to the rule? Pushkin Leningrad State University, 2012, no. 1, p. 126-134.

9. Guidelines for the Single State Monetary Policy in 2014 and for 2015 and 2016. Mode of access: http://www.cbr.ru/.

10. Tret'yakova S.N. Some problems implementation of monetary policy under the conditions of transition to i n-flation targeting. The power and management in the east of Russia, 2014, no. 2(67), p. 73-79.

11. Iudaeva.K.B. On the Bank of Russia's Current Monetary Policy. Money and credit, 2014, no. 6, p. 13-15.

© Елкин С.Е., Иванкин С.А., 2014

Авторы статьи:

Станислав Евгеньевич Елкин, кандидат экономических наук, доцент, профессор, Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: Elkin-se@yandex.ru; Сергей Александрович Иванкин, Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: Ser_much@mail.ru.

Рецензенты:

Е.А. Дмитренко, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина;

О.В. Шумакова, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный аграрный университет им П.А. Столыпина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.