Научная статья на тему 'Модернизация автоматизированной информационной системы предприятия: ноу-хау как товар и совокупность технических, технологических и институциональных решений'

Модернизация автоматизированной информационной системы предприятия: ноу-хау как товар и совокупность технических, технологических и институциональных решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
720
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НОУ-ХАУ / ТОВАР / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / AUTOMATED INFORMATION SYSTEM / UPGRADE / KNOW-HOW / GOODS / INSTITUTIONAL PRODUCTION ORGANIZATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сербиновский Борис Юрьевич, Плаксина Елена Михайловна

Рассмотрены теоретические и практические результаты модернизации автоматизированной информационной системы предприятия (АИС), использованные в качестве ноу-хау и товара. Ноу-хау включает технические, технологические и институциональные элементы, которые обладают новизной, созданы на основе анализа проблем функционирования и развития АИС, разработаны на базе нового прикладного знания и опыта эксплуатации АИС. Ноу-хау использовано в качестве основы товара, предлагаемого к реализации. Это позволяет разработчикам: установить состав ноу-хау; выделить элементы товарного комплекса как совокупность основного продукта, дополненного сопутствующими работами и услугами; получать доходы и прибыль. Показано, что технические и технологические решения, заложенные в проект модернизации АИС, необходимо дополнить институциональными, управленческими и организационными решениями для достижения необходимого уровня ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сербиновский Борис Юрьевич, Плаксина Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPGRADE OF THE AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF THE ENTITY: KNOW-HOW AS GOODS AND SET OF TECHNICAL, TECHNOLOGY AND INSTITUTIONAL SOLUTIONS

The theoretical and practical results of upgrade of the automated information system of the entity (AIS) used as a know-how and goods are considered. The know-how includes technical, technological and institutional elements which have novelty, are created on the basis of the analysis of problems of functioning and development of AIS, are developed based on new applied knowledge and operating experience of AIS. The know-how is used as a basis of the goods offered to implementation. It allows developers: to establish structure of the know-how; to allocate elements of a commodity complex as set of the main product added with the accompanying works and services; to gain income and profit. It is shown, that the technical and technology solutions pledged in the project of upgrade of AIS need to be added with institutional, management and organizational decisions for achievement of necessary level of its efficiency.

Текст научной работы на тему «Модернизация автоматизированной информационной системы предприятия: ноу-хау как товар и совокупность технических, технологических и институциональных решений»

УДК 65.011.56:658.6:338.45:338.46

МОДЕРНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: НОУ-ХАУ КАК ТОВАР И СОВОКУПНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Б.Ю. Сербиновский, Е.М. Плаксина

UPGRADE OF THE AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF THE ENTITY:

KNOW-HOW AS GOODS AND SET OF TECHNICAL, TECHNOLOGY AND

INSTITUTIONAL SOLUTIONS

B.Yu. Serbinovskiy, E.M. Plaksina

Аннотация. Рассмотрены теоретические и практические результаты модернизации автоматизированной информационной системы предприятия (АИС), использованные в качестве ноу-хау и товара. Ноу-хау включает технические, технологические и институциональные элементы, которые обладают новизной, созданы на основе анализа проблем функционирования и развития АИС, разработаны на базе нового прикладного знания и опыта эксплуатации АИС. Ноу-хау использовано в качестве основы товара, предлагаемого к реализации. Это позволяет разработчикам: установить состав ноу-хау; выделить элементы товарного комплекса как совокупность основного продукта, дополненного сопутствующими работами и услугами; получать доходы и прибыль. Показано, что технические и технологические решения, заложенные в проект модернизации АИС, необходимо дополнить институциональными, управленческими и организационными решениями для достижения необходимого уровня ее эффективности.

Ключевые слова: автоматизированная информационная система; модернизация; ноу-хау; товар; институциональная организация производства; эффективность.

Abstract. The theoretical and practical results of upgrade of the automated information system of the entity (AIS) used as a know-how and goods are considered. The know-how includes technical, technological and institutional elements which have novelty, are created on the basis of the analysis of problems of functioning and development of AIS, are developed based on new applied knowledge and operating experience of AIS. The know-how is used as a basis of the goods offered to implementation. It allows developers: to establish structure of the know-how; to allocate elements of a commodity complex as set of the main product added with the accompanying works and services; to gain income and profit. It is shown, that the technical and technology solutions pledged in the project of upgrade of AIS need to be added with institutional, management and organizational decisions for achievement of necessary level of its efficiency.

Key words: the automated information system; upgrade; know-how; goods; institutional production organization; efficiency.

В ходе функционирования и развития АИС возникают новые цели и задачи системы, проявляются противоречия и проблемы, анализ которых на основе развивающихся теории и практики информационных систем дает возможность найти новые технические и технологические решения, получить новые прикладные знания и накопить опыт, создать комплекс новизны, представляющий интерес не только для предприятия-разработчика (внутреннего применения), но и для предприятий - потенциальных пользователей модернизированной АИС, выступающих в роли покупателей нового товарного комплекса.

Установленные противоречия и проблемы, присущие системе управления предприятия, дополненные новыми фактами и знаниями о значимых факторах управления, институциональной системе и применяемых институциональных средствах, определяют

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №3

пути и базу знаний модернизации АИС, а также составляют сущность и содержание ноу-хау, которое следует использовать не только в проектных решениях по модернизации программных продуктов и институциональной организации производства и управления предприятием, но и в комплексном продуктовом решении при создании товара для коммерческих целей, реализации на рынке. Таким образом ноу-хау становится основой товара и важным коммерческим результатом проектной разработки и рассматривается как перспективный товар.

Как известно, ноу-хау является объектом интеллектуальной собственности, авторского права и правовых отношений, в том числе отношений купли-продажи, следовательно, может рассматриваться, с одной стороны, как совокупность производственных, организационных, управленческих, коммерческих и иных секретов, а с другой - как товар.

Ноу-хау - это секрет, коммерческая тайна, сведения, отражающие новые знания, в том числе изобретения, оригинальные технологии, новую организацию производства, труда и управления, которые используются для достижения конкурентного преимущества или в коммерческих целях для получения доходов и прибыли при продаже товара, в котором заложены новые знания, составляющие сущность и содержание ноу-хау [1, 2].

Ноу-хау в форме программного продукта и особых организационных и управленческих знаний не патентуется, следовательно, охраняется средствами сохранения коммерческой тайны.

Вместе с тем ноу-хау - это, во-первых, информационный набор подходов, методов, методик, алгоритмов, схем, инструментов и т.п. которые помогают успешно вести бизнес, коммерческую, хозяйственную деятельность, и, во-вторых, совокупность новых знаний и опыта хозяйственной деятельности в определенной отрасли и условиях, в том числе научно-технического, производственно-технологического, организационно-управленческого, финансово-коммерческого и т.д.

Ноу-хау (в форме программного продукта и сопровождающих его внедрение дополнительных работ и услуг) по своей сути подобно продаже технологии, которую приобретает покупатель. Во всех программных продуктах, реализуемых на рынке, содержится ноу-хау (многоэлементное по своему содержанию и техническому, технологическому, организационному, управленческому воплощению). Покупая программный продукт, технологию, покупатель стремится достичь значимых преимуществ и выгод от ее применения, повысить уровень конкурентоспособности, производительности, эффективности и качества (за как можно более короткий срок), завоевать новые рынки сбыта, нарастить объемы производства, доходов и прибыли, повлиять на цены и конъюнктуру рынка, расширить контроль над рынком.

Сохраняя суть ноу-хау и дополняя его новыми знаниями и опытом, обличенными в проектные решения, продавец товара оберегает и улучшает коммерческие перспективы и расширяет рынок товара, в том числе перспективы длительного сотрудничества с покупателями, развивая содержательное наполнение программных продуктов как носителей технологии, обеспечивая достижение более эффективных результатов проектной, коммерческой, хозяйственной деятельности, используя при этом гражданский правой институт интеллектуальной собственности.

Разработчик новых продуктовых решений как продавец, используя ноу-хау в реализуемом товаре, получает доход и прибыль, а покупатель - множество выгод, в том числе возможность удовлетворить потребность в новом программном продукте и технологии, экономить средств и времени на разработку программных продуктов и технологий, получить экономический эффект от быстрого применения новых программного продукта и технологии в эксплуатации, улучшить хозяйственные результаты и завоевать рынок, повысить конкурентоспособность, активно противостоять конкурентам, повысить

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №3

качество продукции, труда, управления, сократить издержки производства и управления, добиться других качественных и количественных результатов.

Особое место при коммерческом использовании ноу-хау занимают инжиниринговые услуги и услуги реинжиниринга, которые направлены на повышение эффективности предприятия в условиях обострения конкуренции и кризиса в мировой и национальной экономике. Применение высококвалифицированного человеческого ресурса и ноу-хау (как результата творческого труда персонала предприятия-продавца) повышает отдачу капитала на предприятии покупателя ноу-хау. Это происходит за счет применения нового (инновационного) комплекса технических, коммерческих, организационных, управленческих, финансовых, юридических и приемов, методов, методик, технологий без риска ухудшения конъюнктуры рынка, но при эффективном использовании приобретаемого продукта. Поэтому важно оказывать инженерно-консультативные услуги в дополнение к реализации товара (ноу-хау), чтобы сократить сроки ввода в эксплуатацию программного продукта или технологии, быстро получить необходимые специальные знания и опыт для эффективного применения программ, техники, технологии, организации и управления производством и сбытом, контроля и учета, анализа и принятия решений, чтобы уменьшить необходимые капитальные вложения, снизить производственные затраты на единицу продукции, повысить эффективность инвестиций.

Консультант, оказывающий инжиниринговые и реинжиниринговые услуги, способен объективно оценить ситуацию на предприятии покупателя через призму накопленных знаний и опыта, выявить недостатки и упущения, противоречия и проблемы. Он ставит в известность об этом покупателя и оказывает помочь в поиске эффективных решений выявленных проблем. Опыт консультанта помогает вникнуть в существо проблемы для ее быстрого решения.

Однако опыт показывает, что существуют трудности в оказании инжиниринговых и реинжиниринговых услуг и заключении соответствующих сделок в силу специфичности товара и непонимания покупателя, который не видит необходимости в приобретении таких услуг и проведении инновационных изменения, целесообразности заключения сделки по приобретению дополнительных услуг (сопутствующих внедрению нового программного продукта) и выгоды от приобретения комплексного продукта (товар + дополнительные работы и услуги), высказывает несогласие по стоимость услуг и их объему, сумме контракта, предлагаемым мерам защиты ноу-хау при передаче комплексного товара и дальнейшем развитии партнерских отношений.

Такие барьеры на пути инжиниринговых и реинжиниринговых услуг (которые могут иметь форму консалтинговых услуг) тормозят сотрудничество сторон и приводят к снижению эффективности сделок.

Как известно, инжиниринговые и реинжиниринговые услуги могут иметь инженерно-консультативную, инженерно-внедренческую, инженерно-строительную, консультативную, инженерно-исследовательскую и иную форму.

Опыт модернизации, развития АИС, результаты анализа возникающих противоречий и проблем показывают, что важное место занимают методы организации производства, управления трудом и персоналом, процессами и предприятием. Это важная часть технологии организации и комплексные факторы, влияющие на конкурентоспособность товара и предприятия. Следовательно, часть этих методов могут стать составляющими ноу-хау как комплекса конфиденциальных знаний и опыта, включаемого в состав ноу-хау реализуемого товара или комплекса «товар + работы + услуги», который для потребителя обладает вполне определенной ценностью, поэтому может быть ему продан. При этом управленческое консультирование может быть использовано на стадии переговоров, чтобы раскрыть ценность ноу-хау покупателю и склонить его к покупке.

Товаром может быть технология, реализованная в программном продукте, совокупность технологических процессов и многое другое, что покупатель будет

использовать для решения хозяйственных, производственных, коммерческих, управленческих, организационных и других проблем, добиваясь выгод и иных коммерческих результатов.

Безусловно, продавец ноу-хау должен изучать рынков соответствующих продуктов, находить потенциальных потребителей по совокупности значимых признаков и отличий.

К сожалению, инжиниринговые и реинжиниринговые услуги в России еще недостаточно распространены и востребованы, но положение меняется.

Заинтересованный, потенциальный покупатель должен иметь возможность найти не только продавца, но и ознакомиться с перечнем инжиниринговых и реинжиниринговых услуг, дополняющих товар в предлагаемом комплексе, а также оценить технические и экономические возможности, преимущества и перспективы своей организации, в том числе по элементам предстоящей сделки и использования товара в собственном производстве, включая состав и величину расходов, виды и размеры помощи, ожидаемые выгоды.

Разработчику-продавцу следует контролировать выгоды и другие результаты использования ноу-хау покупателем, в том числе возможности увеличения объема производства продукции, повышения качества продукции, оптимизации процессов и работ, улучшения хозяйственных результатов и технико-экономических показателей производства, в том числе снижения себестоимости, увеличения прибыли или повышения конкурентоспособности продукции.

Знание выгод позволяет оценить ценность товарного комплекса и установить справедливую, привлекательную для покупателя цену, определить стоимость сделки. Выгоды могут определяться по предлагаемой схеме (рис. 1).

Рисунок 1 - Выгоды от коммерческого использования АИС и ноу-хау

Значимо то, что разработчик-продавец поможет покупателю в создании внутренних регламентов и документов, в том числе в форме предложений, инструкций, правил и приложений (к руководящим документам), будет способствовать их изучению и соблюдению. Поможет наладить технологические процессы, освоить необходимые приемы, методы, способы, методики, которые составляют часть комплексного ноу-хау, следовательно, окажет услуги по обучению персонала, налаживанию и освоению новой технологии управления производством и предприятием, будет осуществлять консалтинг

(технического, технологического, экономического и иного характера) и авторский надзор, оказывать помощь в оптимизации технологических процессов и процессов управления.

Инжиниринговые и реинжиниринговые услуги предлагаются в едином пакете вместе с разными формами передачи технологии и оказания определенного комплекса работ, поэтому являются элементами ноу-хау. Следовательно, инжиниринг и реинжиниринг рассматривается в качестве форм передачи ноу-хау в ходе выполнения проданного продуктового комплекса (товара, работ и услуг), оговоренного в контракте, наряду с передачей в технической документации и обучения.

Таким образом, ноу-хау является не только важным результатом модернизации АИС, но может и должно стать коммерческим результатом предприятия-разработчика, реализуемым как основа товарного комплексом (программный продукты + работы + услуги).

Если процесс создания ноу-хау увязать с процессом модернизации (совершенствования) АИС, по можно предложить ряд схем и алгоритмов поиска и выбора проектных решений и состава ноу-хау.

Основные направления совершенствования АИС и создания коммерческого товарного продуктового комплекса для реализации сторонним потребителям следующие:

- вычленение и исследование противоречий и проблем в эксплуатации базового программного обеспечения, поиск рациональных решений проблем для устранения противоречий и повышения эффективности, качества и производительности управления предприятием;

- приобретение нового опыта и знаний, которые могут составить сущность и содержание ноу-хау и будут использованы для разработки товарного продуктового комплекса (программный продукт + работы + услуги»;

- модернизация программного продукта на основе разработанных алгоритмов для рационального управления затратами и ресурсами в масштабах всего производственного комплекса и для всей совокупности относительно самостоятельных подразделений организационной структуры предприятия;

- институциональная организация производства и управления предприятием, обеспечивающая эффективное использование модернизированного программного продукта (основы товарного продуктового комплекса);

- оценка выгод от использования продуктового комплекса предприятием разработчика и покупателем.

Как показывает опыт подготовки и внедрения новых программных продуктов, институциональная организация производства и управления предприятием служит не дополняющим, а важным и необходимым элементом товарного комплекса и ноу-хау [3].

Процесс коммерциализации ноу-хау можно представить в форме достаточно простой схемы (рис. 2).

Рисунок 2 - Коммерциализация ноу-хау, реализованного в АИС

Реализация выделенных направлений модернизации АИС и создания ноу-хау предусматривает разработку проектных решений, которые могут быть охарактеризованы так,

как это представлено на рисунках 3 - 5. При том особое внимание целесообразно уделить управлению ресурсами и затратами, в том числе соответствующим функциям управления и их взаимосвязи (рис. 3). Необходимо рассматривать управление затратами с системных позиций, чтобы достичь необходимого уровня эффективности использования ресурсов (рис. 4), чтобы обосновать пути получения выгод от модернизации (совершенствования, развития) АИС. Именно умелое и мобильное управление ресурсами и затратами, как показывает опыт функционирования АИС, может принести выгоды предприятию-разработчику и предприятию-покупателю товарного комплекса (рис. 1). Лицо, принимающее решение, должно иметь достаточно мобильно подготовленной и достоверной информации, которая позволит эффективно управлять ресурсами и затратами организации (рис. 4), используя инструменты управления, адекватные современному технологическому укладу (рис. 5). Технологический уклад определяет, с одной стороны, содержание технологических решений в проекте модернизации АИС и создания обновленного программного продукта, а с другой - методическую составляющую реализации функций управления, реализуемых автоматически. Важно именно методическое наполнение АИС как системы (рис. 6), обеспечивающей выработку и принятием эффективных и мобильных управленческих решений, чтобы сделать выбор институциональных и инструментальных решений.

Организация производства, процессов, работ и труда

Рисунок 3 - Взаимосвязь функций управления затратами и ресурсами с АИС

http://vestnik-nauki.ru/

Позитивная экономика. Пути, методы, средства, которые используют компании в управлении затратами

Нормативная экономика. Пути, методы, средства эффективного производства и использования ресурсов

Субъект управления. Лицо, принимающее решение (ЛПР)

АИС

•"■"К, Обратные связи

Вход Поставщики

ресурсов. Закупаемые ресурсы

Субъект экономического управления.

Микроэкономическая система предприятия.

Производственная система.

Экономические отношения по поводу эффективного использования ресурсов, рационального использования ресурсов, нормирования ресурсов, используемых инструментальных и институциональных средств

Цикл воспроизводства хозяйственной деятельности: производство распределение обмен потребление (эксплуатация и сервисное обслуживание в эксплуатации) Субъект экономического управления. Микроэкономическая система предприятия. Производственная система. Экономические отношения по поводу эффективного, рационального использования, нормирования ресурсов, создания и использования необходимых инструментальных и институциональных средств.

Исследования и проектные разработки Материально-техническое обеспечение Производство Продвижение и маркетинг Логистика и сбыт Дистрибуция, коммерция, торговое и сервисное обслуживание

Выход Покупатели, потребители.

Товарная продукция, в том числе АИС как коммерческий продукт

Рисунок 4 - Система экономического управления затратами и эффективным использованием производственных ресурсов с использованием АИС

http://vestnik-nauki.ru/

Рисунок 5 - Коммерциализация нового знания в форме ноу-хау и модернизированной АИС

как коммерческого продукта

АИС

Регламентация информационного обмена Институциональные и инструментальные средства информационного обмена и обеспечения экономического управления затратами

Множество объектов управления Множество прямых и обратных связей

Рисунок 6 - Включение АИС в систему управления предприятием с учетом необходимости коррекции институциональной организации и управления предприятием

Создавая новый товарный комплекс, разработчик должен принять, с одной стороны, организационное решение, которое определяет состав и этапы работ, что необходимо для организации бизнес-процессов и распределения работ между отделами (рис. 7), а с другой -четко определить состав и содержание ноу-хау, чтобы установить элементы товарного комплекса (товар + работы + услуги).

http://vestnik-nauki.ru/

Ноу-хау как коммерческий результат и товар

Организационное решение Отдел-разработчик и продавец

1. Разработка (программный пр одукт и институциональная ор ганизация производства и уп равления).

2. Реклама и продвижение на ры нок.

3. Реализация товара (комплекса, со стоящего из программного

пр одукта и услуг).

4. Предпродажный сервис и обучение персонала покупателя.

5. Институциональная организация пр оизводства и управления у

по купателя, в том числе ин ституциональное со провождение проекта у по купателя в обеспечение эф фективной работы персонала и пр ограммного продукта, разработка или помощь в разработке инструкций и ре гламентов, формальных и не формальных правил, стимулирование и мотивация пе рсонал.

6. Консалтинг (до и после пр одажи).

7. Послепродажный сервис и авторское сопровождение товара у по купателя.

Состав ноу-хау (проектное, товарное решение). Товар, работы и услуги

На уровне разработки: модернизированный программный продукт; институциональная организация в обеспечение эффективности

персонала, эксплуатирующего модернизированный программный продукт

На уровне продвижения и реализации товара: предпродажный сервис (установка, отладка и др.); обучение персонала

На уровне эксплуатации товара потребителем: послепродажный сервис программного продукта (обновление, исправление недостатков и др.); авторское сопровождение товара (программного продукта); консалтинг

Рисунок 7 - Вероятный состав коммерческого продукта, созданного на основе ноу-хау и программным продуктом как его основным элементом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, теоретико-прикладные решения, связанные с модернизацией (совершенствованием, развитием) АИС, были подтверждены опытом их практической реализации и связаны с разработкой интеллектуальных продуктов с комплексом новых элементов (технических, технологических, организационных, институциональных, инструментальных и других решений), которые включают ноу-хау и составляют основу нового проектного решения, применяемого предприятием-разработчиком, и товарного комплекса, предлагаемого предприятиям-покупателям, заинтересованным во внедрении модернизированной АИС. Такой товарный комплекс включает товар, сопутствующие и обеспечивающие эффективность инновационного продукта работы и услуги, позволяет предприятию разработчику проекта получать выгоды от внедрения модернизированной АИС

на своем предприятии и дополнительные доходы от реализации ноу-хау как товара, а покупатель товарного комплекса также достигает выгоды на разных этапах и направлениях хозяйственной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дашян М. Интеллектуальная собственность в бизнесе. Изобретение, товарный знак, ноу-хау, фирменный бренд. - М.: Эксмо, 2015. - 304 с.

2. Черячукин В.В. Право интеллектуальной собственности на программы для ЭВМ и базы данных в Российской Федерации и зарубежных странах. - М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2014. - 128 с.

3. Сербиновский Б.Ю., Сербиновская А.А., Плаксина Е.М. Институциональная организация производства и автоматизация экономического управления предприятием // Организатор производства. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://org-proizvodstva.ru/.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сербиновский Борис Юрьевич Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, РФ, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Системный анализ и управление». E-mail: serbinovskiy@mail.ru

Serbinovskiy Boris Yur'evich Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation, Doctor of Economics, professor, professor of «System Analysis and Management» department. E-mail: serbinovskiy@mail.ru

Плаксина Елена Михайловна Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Ростовский филиал, Ростов-на-Дону, РФ, магистрант.

E-mail: elena_plaksina@mail.ru

Plaksina Elena Mihaylovna Plekhanov Russian University of Economics, Rostov-on-Don branch, Rostov-on-Don, Russian Federation, undergraduate.

E-mail: elena_plaksina@mail.ru

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 346500, г. Шахты, ул. Шевченко 110, кв. 7, Сербиновскому Б.Ю.

8(989)635-12-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.