Научная статья на тему 'Развитие коммерции и бизнеса инструментами электронного и открытого правительства'

Развитие коммерции и бизнеса инструментами электронного и открытого правительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / КОММЕРЦИЯ / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / РАЙОН / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ / ELECTRONIC GOVERNMENT / OPEN GOVERNMENT / ECONOMY / COMMERCE / BUSINESS / REGION / AREA / DEVELOPMENT / MANAGEMENT / TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сербиновский Борис Юрьевич, Марсуверский Андрей Витальевич, Марсуверская Елена Александровна

Охарактеризован уровень реализации проектов электронного правительства и открытого правительства в России, регионах и муниципальных образованиях. Проанализирована проблема развития инструментальных средств электронного и открытого правительства для целевого управления развитием коммерции и бизнеса в стране, регионе и районе. Новые инструменты должны дополнить средства официальных сайтов администраций исполнительной власти и включаться в состав целевых виртуальных площадок и специальных приложений. Предложены модели развития электронной коммерции с использованием официального сайта администрации района или региона и проектные решения по составу и содержанию виртуальных площадок. Особое внимание уделено проектированию виртуальной площадки «Импортозамещение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сербиновский Борис Юрьевич, Марсуверский Андрей Витальевич, Марсуверская Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMERCE AND BUSINESS BY TOOLS OF THE ELECTRONIC AND OPEN GOVERNMENT

Level of implementation of projects of the electronic government and open government in Russia, regions and municipalities is characterized. The problem of development of tools of the electronic and open government for a goals management of development of commerce and business in the country, the region and the area is analyzed. New tools have to add means of the official sites of administrations of executive power and join in structure of target virtual platforms and special applications. Models of development of electronic commerce with use of the official site of administration of the area or region and design decisions on structure and the maintenance of virtual platforms are offered. The special attention to design of the virtual platform «Import substitution» is paid.

Текст научной работы на тему «Развитие коммерции и бизнеса инструментами электронного и открытого правительства»

http://vestnik-nauki.ru/

Z016, Том. Z, №4

УДК 627.8

РАЗВИТИЕ КОММЕРЦИИ И БИЗНЕСА ИНСТРУМЕНТАМИ ЭЛЕКТРОННОГО И

ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

DEVELOPMENT OF COMMERCE AND BUSINESS BY TOOLS OF THE ELECTRONIC

AND OPEN GOVERNMENT

Аннотация. Охарактеризован уровень реализации проектов электронного правительства и открытого правительства в России, регионах и муниципальных образованиях. Проанализирована проблема развития инструментальных средств электронного и открытого правительства для целевого управления развитием коммерции и бизнеса в стране, регионе и районе. Новые инструменты должны дополнить средства официальных сайтов администраций исполнительной власти и включаться в состав целевых виртуальных площадок и специальных приложений. Предложены модели развития электронной коммерции с использованием официального сайта администрации района или региона и проектные решения по составу и содержанию виртуальных площадок. Особое внимание уделено проектированию виртуальной площадки «Импортозамещение».

Ключевые слова: электронное правительство, открытое правительство, экономика, коммерция, бизнес, предпринимательство, регион, район, развитие, управление, инструменты.

Abstract. Level of implementation of projects of the electronic government and open government in Russia, regions and municipalities is characterized. The problem of development of tools of the electronic and open government for a goals management of development of commerce and business in the country, the region and the area is analyzed. New tools have to add means of the official sites of administrations of executive power and join in structure of target virtual platforms and special applications. Models of development of electronic commerce with use of the official site of administration of the area or region and design decisions on structure and the maintenance of virtual platforms are offered. The special attention to design of the virtual platform «Import substitution» is paid.

Key words: electronic government, open government, economy, commerce, business, business, region, area, development, management, tools.

Проблема и решаемые задачи

Рыночная экономика нуждается в государственных механизмах и инструментах, создающих условия для развития бизнеса, повышения активности предпринимателей, в том числе инновационной активности, которая обеспечивает инновационную модернизацию и реструктуризацию экономики. Именно инновационно активные предприниматели преобразуют экономику и рынок, создают позитивную экономическую динамику (инновационная функция предпринимателей по Й. Шумпетеру [1]).

Создание благоприятных условий для развития бизнеса любого масштаба необходимо для решения задач роста и реструктуризации экономики страны, ее трансформации из ресурсной в высокотехнологичную и наукоемкую экономику знаний, а также такой частной задачи как импортозамещение, и возможно с использованием систем и инструментов электронного и открытого правительства. Следует отметить, что, несмотря на достаточно убедительные (хотя и запаздывающие) успехи во внедрении проектов электронного правительства (ЭП) и открытого правительства (ОП) в государственное и муниципальное

Б. Ю. Сербиновский, А. В. Марсуверский, Е. А. Марсуверская

B.Yu. Serbinovskiy, A.V. Marsuverskiy, E.A. Marsuverskaya

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Том. 2, №4

управление, в этих системах фактически отсутствуют функции и инструменты развития бизнеса и их целесообразно разработать и внедрить в повседневную практику регулирования рынка, региональных и муниципальных экономических систем. При разработке новых специальных приложений, блоков, виртуальных площадок в составе систем ЭП и ОП необходима практическая реализация интеграционного подхода и принципа «единого окна» (технология «Одно окно»), когда в одной точке (на одной виртуальной площадке) портала потребитель (прежде всего, потенциальный или действующий предприниматель) в любое время получает доступ к методической, организационной и иной помощи, а также средствам расчета вариантов решения (моделирования, поиска лучшего решения), необходимой и полной (для принятия обоснованного решения) консолидированной информации всех правительственных служб и комплексу электронных услуг в любое время (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году) вне зависимости от принадлежности информации и услуг в разным сферам государственного (территориального и отраслевого) управления.

Некоторые исследования и практические шаги в этом направлении сделаны [2 - 5].

Бизнес в экономике и обществе рассматривается, с одной стороны, как активная и инициативная предпринимательская экономическая деятельность (дело, антрепренерство, занятие) с целью получения дохода и прибыли, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, а с другой - как синоним коммерции (коммерческого и торгового предпринимательства), производства (производственного предпринимательства), а также других видов предпринимательства. Согласно ГОСТ Р 53114 2008, бизнес - это экономическая деятельность, дающая прибыль, любой вид деятельности, приносящий доход, являющийся источником обогащения. В некоторых случаях под бизнесом подразумевают организацию, фирму, корпорацию, а также деловую жизнь и деловые круги, но в настоящем исследовании такие толкования бизнеса не используется. Бизнес - это еще и экономические отношения между участниками рынка, а также с государством, в том числе по поводу реализуемой деятельности, рационального использования капитала и ресурсов, получаемой предпринимателями прибыли, что предполагает целевое регулирование условий функционирования бизнеса для удовлетворения общественных интересов, формирования устойчивых налоговых потоков для финансирования общественного сектора экономики. Поэтому формирование новых секторов электронной коммерции с участием государства создает благоприятные условия для развития бизнеса как на отдельной территории, так и в глобальной виртуальной среде (на рынке электронной коммерции).

Как известно, в управлении экономикой и статистике выделяют крупный, средний, малый бизнес (предпринимательство) и микропредпринимательство, оформленные как юридические лица, а также индивидуальных предпринимателей - физических лиц, занимающихся собственным делом, бизнесом. При этом в государственной статистике принято учитывать бизнес в целом, дифференцируя его по формам собственности, территориальной и отраслевой принадлежности, малый бизнес (предпринимательство) и микропредпринимательство (микропредприятия).

К малым предприятиям относят юридических лиц с численностью работников от 16 до 100 чел. включительно и с выручкой от реализации товаров (работ, услуг) от 60 млн. до 400 млн. руб. [6, С.190 - 193.]. Микропредприятия имеют численность работников меньше 16 чел. и годовую выручку менее 60 млн. руб. Предприниматели могут отказаться от оформления своего бизнеса в форме юридического лиц и стать индивидуальными предпринимателями, оставаясь в статусе физического лица.

Под развитием бизнеса (в экономических системах разного масштаба) в настоящем исследования подразумевается процесс его расширенного воспроизводства. Часть предприятий ежегодно завершает свой жизненный цикл, фирмы разоряются, многие предприниматели объявляют себя банкротами, поэтому процесс развития бизнеса связывают

http://vestnik-nauki.ru/

с созданием предпринимателями новых микропредприятии и малых предприятии, которые со временем могут вырасти в средние и крупные. Возможны организация новых крупных компаний или строительство на территории региона, муниципального образования нового производства (завода). Вместе с тем развитие бизнеса - это еще и рост объемов производства на существующих предприятиях, их развитие, приводящее к росту ВВП (рис. 1). Учитывая это, важно силами, средствами и управляющим воздеиствием государства поддерживать процессы организации новых предприятии и выживания, роста и развития деиствующих предприятии.

Рисунок 1 - Трактовка понятия «развитие бизнеса» в экономике страны, региона или муниципального образования

В российской экономике наблюдается весьма замедленный процесс расширенного воспроизводства бизнеса, которыи может оцениваться по динамике роста числа предприятии (рис. 2).

6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

у = 9.8786х + 4815.5

у = 30.868х + 4010.6

т-1-1-1-1-г

■ Число предприятий и организаций, тыс. ед.

в—в том числе частных, тыс. ед.

ш Линейный (Число предприятий и организаций, тыс. ед.)

Линейный (в том числе частных, тыс. ед.)

Рисунок 2 - Количество предприятий (юридических лиц) в России (по данным [6, С.198; 7, С.205.])

В последние годы наблюдается положительный тренд и медленный рост количества российских предприятий. При этом основной вклад в этот рост вносят частные предприятия, которые преобладают в структуре по форме собственности (рис. 3), а количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в 2013 и 2014 гг. уменьшилось по сравнению с 2012 г. (рис. 4 и 5).

http://vestnik-nauki.ru/

4.0%

□ Частная собственность

□ Муниципальная собственность

□ Государственная собственность

□ Собственность общественных и религиозных организаций

□ Прочие формы собственности

Рисунок 3 - Структура российских предприятий по форме собственности

(по данным [6, С.202])

245 240 235 230

242.7 —71

_

2011

243.1

234.5

>—Д

2012

2013

235.6

2014

□ Число малых предприятий (без учета микропредприятий), тыс. ед.

Рисунок 4 - Изменение числа малых предприятий (по данным [6, С. 206; 7, С.210; 8, С. 210])

2650 2600 2550 2500 2450 2400 2350 2300

2505.1

_

2011

2602.3

12

2499

2413.8

□ Число индивидуальных предпринимателей, тыс. чел.

2012

2013

2014

Рисунок 5 - Изменение числа индивидуальных предпринимателей (по данным [9, С. 330; 10, С. 318; 11, С. 326])

Для российской экономики остается актуальной проблема повышения предпринимательской активности населения и инновационной активности бизнеса, которая характеризуется низким удельным весом предприятий, создающих и внедряющих инновации (рис. 6). Эту проблему можно решать, используя системы ЭП и ОП.

http://vestnik-nauki.ru/

12' 10 8 6 4' 2 0

11.1

11.1

10.9

ГШ

2011

2012

2013

□ Уд. вес организаций (по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды), осуществлявших инновации отдельных типов, в общем числе обследованных организаций, %

□ Уд. вес организаций (по связи, деятельности, связанной с использованием выч. техники и ИТ, научным исследованиям и разработкам, предоставлению проч. услуг), осуществлявших инновации отдельных типов, в общем числе обследованных организаций, %

9

Рисунок 6 - Доля предприятий (организаций), осуществляющих инновации

(по данным [6, С. 379])

Краткая история создания и развития электронного и открытого правительства в России

Всемирный банк ЭП связывает с использованием информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и расширением возможностей общественного контроля над ним. Также известно, что под термином «электронное правительство» понимают использование современных информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности и прозрачности деятельности государственных органов управления и возможности общественного контроля над ними, а также информационно-коммуникационную инфраструктуру государства и общества. Через системы ЭП и ОП государство, с одной стороны, оказывает электронные услуги разным потребителям (в том числе бизнесу), следовательно, становится субъектом рынка электронной коммерции, а с другой - реализует функцию электронной демократии или е-демократии путем использования «власти онлайн-инструментов» для поддержки участия граждан в общественной жизни, которые своими усилиями и силой сообщества строят демократию (о е-демократии пишут, например, [12 - 15]).

Развитие электронной демократии будет способствовать росту предпринимательской активности населения и инновационной активности российского бизнеса.

В системе ЭП могут решаться многие новые функции. Например, в стратегии развития е-правительства США и его архитектуры (кроме традиционных 020, 02Б и 02С) предусмотрен блок, внутригосударственной эффективности (1ЕЕ), функция которого связывается с улучшением использования современных технологий, снижением затрат, повышением качества агентств федерального правительства путем использования лучших методов и наиболее успешной практики в управлении цепями поставок, финансовом менеджменте и управлении знаниями [16, С. 4 - 5; 17].

Граждане и общественные организации выступают с предложениями по совершенствованию ЭП и ОП, их функциональному и процессному дополнению. Например, Российская общественная инициатива (РОИ) предложила ввести электронную регистрацию заявлений (от граждан и организаций) о совершенных преступлениях [18]. Отметим, что за рубежом имеется опыт создания таких услуг (см., например, [19]).

В российской практике в структуру ЭП интегрированы многофункциональные центры (МФЦ), которые ежегодно расширяют свои функции и увеличивают количество услуг, предоставляемых услуг юридическим и физическим лицам (см. например, [20]).

При решении задач настоящего исследования можно исходить из следующего: поскольку концепции ЭП и ОП допускают расширение, дополнение, то вслед за дополнением концепции вполне возможно и необходимо функциональное расширение, инструментальное и

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Том. 2, №4

процессное дополнение этих виртуальных систем, в том числе за счет функций, инструментов и бизнес-процессов, способствующих развитию бизнеса.

Разработка автоматизированных систем управления государством была начата в Советском Союзе под руководством академика Академии В.М. Глушкова и связывалась с созданием технологии электронного документооборота и систем управления распределенными базами данных. Однако на современной концептуальной и правовой базе ЭП РФ начало выстраиваться только с 2008 г. (в период с 2005 по 2008 гг. шел процесс создания нормативно-правовой базы ЭП), а ЭП Ростовской области - с 2009 г.

Системы ЭП и ОП являются значимыми шагами реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной 07.02.2008 г., Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)», утвержденной 20.10.2010 г., и Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденной 28.01.2002 г. Однако идеи и основные концептуальные решения по архитектуре, функциям и задачам этих систем заимствованы из-за рубежа со значительным запозданием. Этому можно найти подтверждение в докладах United States General Accounting Office (см., например, [21]), планах правительства и министерств США (см., например [16]) и отчетах о периодических глобальных исследованиях состояния электронных правительств в национальных государствах, которые проводит ООН (см., например [22]). Еще в 1968 г. ICA (The International Council for Information Technology in Government Administration) - одна из структур ЮНЕСКО начала проводить целевые конференции, направленные (в том числе) на развитие теории и практики электронного правительства. Например, в 1996 г. прошла 30-я ICA конференция в Будапеште, посвященная ЭП в информационном обществе. Такие научно-практические конференции ICA проводит ежегодно (см. сайт URL: http://www.ica-it.org/index.php/conferences/previous-conferences).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на некоторое отставание во времени РФ достигла значительных успехов в развитии ЭП и в 2014 г. находилась на 27-м месте рейтинга UN E-Government Development Index, на 30-м месте рейтинга UN E-Participation Index (оценивались ЭП 163-х стран) и имеет достаточно высокое значение показателя Human Capital Index, но существенно отстает по значениям показателя Telecommunication Infrastructure Index, а по показателю Online Service Index занимает 63-место [17, С. 210, 220, 226, 233, 240].

Во многих странах правительства, отраслевые и региональные администрации создают и реализуют планы совершенствования систем ЭП и ОП (см., например, [16, 21, 23]). Отметим, что большая часть этих документов отражает вполне конкретное видение будущего ЭП и ОП в отличие от российских стратегий и программ, находящихся в открытом доступе.

Россия не только с запозданием по сравнению с многими другими странами начала реализовать проекты ЭП и ОП (например, Германия приступила к созданию ЭП в 1999 г., Великобритания - в 2000 г.), но и ряд авторов пессимистически относились к возможности их воплощения в жизнь (см., например, [24]). Однако за последние 10 - 12 лет положение существенно изменилось, если говорить об электронном правительстве и электронных услугах в секторах G2G, G2B и G2C Этому способствовало расширение возможностей доступа предприятий, организаций, учреждений, служб и граждан к электронным коммуникационным сетям и быстрое развитие средств мобильной связи. Суточная, дневная и месячная Интернет-аудитория в период с лета 2004 г до лета 2015 г. выросла в разы (рис. 7).

http://vestnik-nauki.ru/

80 60 40 20 0

_

14.1

-99

5.3

ЕЁ2

Лето 2004 г.

¿7

7 5 73 5

I

62

Лето 2015 г.

□ Месячная аудитория, млн.чел.

□ Дневная аудитория, млн.чел.

□ Суточная аудитория, млн. чел.

Рисунок 7 - Динамика российской Интернет-аудитории в годы реализации проекта электронного правительства (построено с использованием источника [25])

ЭП в России получило широкомасштабную реализацию в территориальном (региональном и муниципальном) и отраслевом измерениях. В нем представлены федеральные, а также все региональные, муниципальные и отраслевые структуры власти. Потребителям оказывают широкий ассортимент электронных услуг (см. портал URL: https://www.gosuslugi.ru/).

Первые энергичные шаги по созданию ОП в России сделаны в 2011-2012 гг., но к настоящему времени можно говорить только частичном развертывании этой системы в территориальном и функциональном аспектах.

Исследование состояния и уровня развития российского ЭП и ОП позволило получить следующие основные результаты:

- обе системы являются развивающимися и могут быть в инициативном порядке дополнены, развиты, модернизированы на каждом отдельном уровне власти посредством развития и модернизации сайтов и порталов государственных органов и развития, модернизации их связей с сайтами и порталами негосударственных организаций;

- ЭП - преимущественно развивающаяся, расширяющаяся по количеству сайтов, решаемых задач, выполняемых функций и оказываемых услуг система, но известны отдельные факты сокращения количества оказываемых электронных услуг некоторыми государственными организациями;

- ЭП (как система) территориально охватывает всю Россию, субъекты федерации (стопроцентный охват субъектов федерации), но уровень развития региональных и муниципальных подсистем существенно разнится и не все муниципальные образования создали действенные подсистемы электронного правительства и могут оказывать достаточный ассортимент электронных услуг, следовательно, существует необходимость развития системы электронного правительства на региональном и муниципальном уровнях;

- для электронного правительства как системы сохраняется возможность расширения функций и решаемы задач, поэтому система может быть целевым образом модернизирована для реализации функции развития бизнеса (предпринимательства) и решения соответствующих задач;

- такая модернизация возможна путем дополнения специализированными виртуальными площадками, новыми инструментами, формирующими новые институциональные отношения между бизнесом, гражданами и государством, а также общественными организациями-стейкхолдерами и государством;

- одно министерство (минюст) и одна федеральная служба (оборонзаказ) до конца 2015 г. не создали таких элементов открытого правительства как «Общественный совет» (рис. 8) и при этом, как показано на рисунке 9, некоторые министерства и федеральные службы создали общественные советы уже в 2006 и 2007 гг. (8 из 53 или 15,1 %), но многие сформировали их только в 2014 и 2015 гг. (15 из 53 или 28,3 %);

http://vestnik-nauki.ru/

3.8%'

96.2%

□ Создали общественные советы

□ Не создали общественные советы

Рисунок 8 - Количественная характеристика (в %) успехов министерств и федеральных служб в создании общественных советов (на 01.02.2016 г.)

□ Создали общественные советы в 2006 и 2007 гг. (8)

□ Создали общественные советы в 2014 и 2015 гг. (15)

□ Создали общественные советы в 2008 - 2013 гг. (28)

□ Не создали общественные советы (2)

Рисунок 9 - Временная характеристика успехов министерств и федеральных служб в создании общественных советов (на 01.02.2016 г.)

- открытое правительство в России не получило должного развития на уровне регионов и муниципальных образований (рис. 10 и 11). Только 30 из 85 (35,3 %) регионов РФ и 15 из 20298 (0,07 %) муниципальных образований на своем иерархическом уровне создали подсистемы открытого правительства (подсистемы «Открытый регион» или «Открытый муниципалитет»);

- подсистема «Открытый регион» не создана в Ростовской области и подсистемы «Открытый муниципалитет» нет в Миллеровском районе Ростовской области, в области создана только одна подсистема «Открытый муниципалитет» в г. Таганроге, т.е. единственная реализация (рис. 12) для совокупности из 55 муниципальных образований или 1,8 % (рис. 12);

- система открытого правительства может целевым образом использоваться для решения задач развития бизнеса (предпринимательства), развития взаимодействия государства с гражданами, представителями бизнеса и общественными организациями при решении этих задач и повышения эффективности государственного управления социально-экономическим развитием страны, ее регионов и муниципальных образований;

- решение нового круга задач должно сопровождаться дополнением, расширением, во-первых, возможностей, методов, средств и форм взаимодействия государства и гражданского общества, во-вторых, состава функций открытого правительства, касающихся разных форм и субъектов взаимодействия, в-третьих, электронных услуг, предоставляемых государством.

http://vestnik-nauki.ru/

-35.3%

64.7%-

□ Создали подсистему "Открытый регион" (30)

□ Не создали подсистему "Открытый регион" (55)

Рисунок 10 - Количественная характеристика успехов субъектов РФ в создании подсистем

открытого правительства (на 01.02.2016 г.)

-0.1%

□ Создали подсистему "Открытый муниципалитет" (15)

99.9%

□ Не создали подсистему "Открытый муниципалитет" (20283)

Рисунок 11 - Количественная характеристика успехов российских муниципалитетов в создании подсистем открытого правительства (на 01.02.2016 г.)

□ Создали подсистему "Открытый муниципалитет" (1)

□ Не создали подсистему "Открытый муниципалитет" (54)

Рисунок 12 - Количественная характеристика успехов муниципальных образований Ростовской области в создании подсистем «Открытый муниципалитет» (на 01.02.2016 г.)

Многие российские авторы исследовали: место и значение ЭП в современном российском информационном обществе и его демократизации; обеспеченность населения Интернетом, мобильной связью и другими средствами электронных коммуникаций; взаимодействие государственных, частных и некоммерческих организаций при предоставлении электронных услуг; политические аспекты и силу влияния ЭП и ОП на общество; концептуальные подходы, структуру (архитектуру), стоимость и эффективность

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Том. 2, №4

работ, электронных услуг и проектов; проблемы, процесс и результаты реализации ЭП и ОП; особенности спроса на государственные электронные услуги в России; направления информационного взаимодействия федеральных и региональных органов власти; роль и место МФЦ в процессах предоставления государственных и муниципальных электронных услуг; функционирование системы электронных государственных закупок и другие частные вопросы [15, 26 - 42]. Вместе с тем анализ публикаций позволяет утверждать, что проблеме, программам и вопросам развития бизнеса технологическими и организационными средствами систем ЭП и ОП не уделяется должного внимания и новые специальные инструменты практические не разрабатываются. Количество оказываемых услуг в секторе 02Б существенно меньше, чем в секторе 02С. Для бизнеса в виртуальной среде реализовано более десяти бизнес-процессов (государственные закупки, таможенное декларирование, статистическая и налоговая отчетность, регистрация юридического лица и др.), но этого таких процессов должно быть во много раз больше. Анализ реализованных бизнес-процессов (в сегменте 02Б) позволяет говорить о том, что для бизнеса ЭП облегчает, ускоряет и удешевляет ряд функций и процессов. Однако одновременно создается впечатление, что государство, реализуя эти бизнес-процессы, думает не о развитии бизнеса, не о его расширенном воспроизводстве в экономике, а о повышении эффективности аппарата управления, снижении управленческих затрат и нагрузки на расходную часть бюджета. Перед множеством государственных (отраслевых, региональных и муниципальных) участников комплексных проектов ЭП и ОП не поставлена цель посредством новых концептуальных, технико-технологических, организационных, институциональных, инструментальных, функциональных и процессных решений создать условия для расширенного воспроизводства бизнеса, в том числе инновационного. Поэтому такую цель целесообразно поставить и (как следствие) расширить набор целевых инструментов управления в системах ЭП и ОП. Отметим, что работа в этом направлении начата [3 - 5].

Системы ЭП и ОП совершенствуются и дополняются. Правительством реализуются проекты, расширяющие возможности этих систем (см., например, [43]).

Анализ практики показывает, что цель и идея использования систем ЭП и ОП для развития бизнеса, стимулирования и мотивации новых предпринимателей и регулирующего воздействия на бизнес для решения насущных и перспективных задач экономики и общества не реализованы в полной мере. Существующие в ЭП и ОП решения весьма ограничены по форме и содержанию, не создают достаточного стимулирующего воздействия на предпринимателей, а взаимодействие в большей степени сводится к виртуальным конкурсам на государственные заказы (государственные закупки) и предоставлению набора электронных госуслуг общего характера. Такая реализация не позволяет достичь желаемого уровня эффективности ЭП и ОП, действенности заложенных в них механизмов, технических, организационных и управленческих возможностей.

Проектные предложения по стимулированию развития бизнеса средствами ЭП и ОП изложены в статье авторов [3].

Электронное взаимодействие между бизнесом и властью должно развиваться и приносить значимые выгоды, эффекты для каждой из сторон, в том числе за счет ускоренного поиска необходимой предпринимателю информации и снижения трансакционных издержек. Анализ практики взаимодействия бизнеса и ЭП показывает, что часто в системе предприниматель не находит необходимую информацию или тратит на это неоправданно много времени. Разработчикам программных средств и дизайнерам сайтов следует учитывать значительный разброс в уровне ИТ-компетенций, подготовки предпринимателей и работников предприятий к работе в системе ЭП. Следовательно, системы ЭП и ОП необходимо дополнять новыми инструментальными и институциональными средствами. Для максимального использования технологических возможностей целесообразно выстраивать на базе ЭП и ОП виртуальные инфраструктуры развития предпринимательства, которые с одной стороны мотивируют

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Том. 2, №4

и стимулируют граждан активной предпринимательской деятельности и организации инновационного бизнеса, а с другой - существенно снижают трансакционные издержки бизнеса (юридических и физических лиц) при решении множества текущих вопросов организационного, экономического, правового, социального, технического, технологического характера.

Поскольку множество необходимой для предпринимателей информации уже размещено и регулярно обновляется на множестве сайтов, порталов, блогов, аккаунтах, то виртуальная инфраструктура, обеспечивающая развитие бизнеса (предпринимательства), должна выстраиваться путем, во-первых, размещения специальных приложений, блоков (виртуальных площадок) на сайтах (порталах) органов власти, во-вторых, разработки и реализации архитектуры гиперссылок, удобного дизайна и эффективной топологии связей между размещенными в сетях Интернет-ресурсами.

Отметим, что во многих зарубежных странах ведется работа по совершенствованию ЭП и ОП, в том числе путем дополнения системы новыми приложениями (см., например,

Подобно тому, как в технологиях МФЦ реализуется идеология «Одно окно», так и при создании отдельных целевых блоков сайтов (порталов) органов (структур, служб) власти следует создавать возможности для решения вопроса предпринимателем на страницах одного сайта, связанного с необходимыми для поиска решения Интернет-ресурсами и информационными базами, а также возможности выполнения расчетов, сопутствующих поиску решения.

Создание проектов блоков (виртуальных площадок) в составе ЭП и ОП (в том числе электронного правительства региона или муниципалитета), направленных на развитие бизнеса, предоставление услуг целесообразно рассматривать как комплексный бизнес-процесс, который должен опираться на результаты исследования спроса потребителей на электронные услуги госструктур. Однако эти исследования проводятся недостаточно широко (особенно на уровне регионов и муниципальных образований). Вместе с тем известно, что к 2018 г. 70 % граждан должны получать госуслуги в электронном виде, в 2014 г. электронные госуслуги получили 35,2 % граждан, а в 2015 г. - около 40 %.

При построении бизнес-процесса оказания электронных госуслуг для бизнеса, в том числе начинающих предпринимателей, госструктура должна будет использовать процессный подход и современные методы проектирования бизнес-процессов, а также методологически, методически, организационно трансформироваться в процессно-ориентированную организацию и приступить к практическому изучению проблем и устранению барьеров, возникающих на пути развития предпринимательства. Комплексный бизнес-процесс должен быть декомпозирован на ряд частных бизнес-процессов (подпроцессов) для достижения частных целей (задач), выполнения отдельных функций и процедур, которые способствую достижения общей цели, а также дифференцирован (по процессно-функциональном назначению) на управляющие, операционные и поддерживающие бизнес-процессы. Это сложная задача.

Общую и частные цели необходимо операционализировать, установить измеримые и контролируемые показатели и критерии достижения целей. Следовательно, любой проектируемый и в дальнейшем реализуемый виртуальный бизнес-процесс будет совмещен с планами развития бизнеса в регионе и муниципальном образовании, а по показателям и критериям можно будет отслеживать ход выполнения планом и программ.

Поскольку бизнес-процессы в электронной коммерции проектируются и реализуются для создания добавленной стоимости и ценности (полезности) для потребителей, то наряду с показателями роста активности и доходов предпринимателей следует рассчитывать создаваемую госструктурами добавленную стоимость, а также прирост налоговых поступлений в бюджеты разного уровня. Полезно увеличивать ценность государственных

[44]).

электронных услуг для потребителя и научиться определять рентабельность услуг (такая методика еще не создана).

При выборе топологии, конкретизации проектных решений и дальнейшего совершенствования (изменения) комплексного бизнес-процесса целесообразно использовать методы системного и экономического анализа, в том числе структурное моделирование, бизнес-моделирование, Парето-диагностику проблем, топологический, типологический и функционально-стоимостный анализ, инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Современный аппарат системного моделирования и проектирования бизнес-процессов обеспечивает выбор функциональной (нотации БРМЫ), событийной (нотации ЕРС) и логической (нотации ГОЕБО) последовательности подпроцессов и работ. Это важно, поскольку множество министерств, агентств, служб уже реализует собственные бизнес-процессы оказания электронных госуслуг, дифференцируя их по потребителям (табл. 1).

Таблица 1 - Отраслевые структуры, оказывающие электронные услуги потребителям __(фрагмент)_

Потребители государственных электронных услуг Министерства, агентства, службы, оказывающие электронные услуги

Физические лица Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации Федеральная служба по труду и занятости Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральное агентство по делам молодежи Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Предприниматели Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации Федеральная служба по труду и занятости Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Иностранные граждане Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации Федеральная служба по труду и занятости Фонд социального страхования Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации Федеральная миграционная служба

Юридические лица Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации Федеральная служба по труду и занятости Фонд социального страхования Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации

Госструктуры создали особый, относительной новый и развивающийся сегмент рынка, который включает сегменты 020, 02Б и 02С. Видовое разнообразие электронных услуг из года в год увеличивается, но наибольшее количество услуг предоставляется российским гражданам (в том числе индивидуальным предпринимателям) и юридическим лицам. 53 министерства, агентства, службы оказывают электронные услуги физическим лица, 48 - предпринимателям, 33 - иностранным гражданам и 56 - юридическим лицам. При этом государство посредством ЭП и ОП не только оказывает потребителям электронные услуги, но и реализует шаги по развитию демократии (е-Оешосгасу) и государственно-частного партнерства, а также контролирует граждан, общественные организации и бизнес.

В силу множества движущих факторов государство выступает активным субъектом рынка электронной коммерции, а электронная коммерция является перспективным направлением развития экономики, в том числе в секторах 02Б и Б20. Следует отметить, что электронные услуги бизнесу (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) дифференцированы на две группы: платные и бесплатные. Вместе с тем государство не ставит задачу зарабатывать на оказании платных услуг, получать прибыль и даже снижает тарифы на некоторые услуги (см., например, [45]).

Модель электронной коммерции, реализуемая посредством ЭП и ОП, представлена на рисунке 13, а схема взаимодействия потребителя электронных услуг с государством - на рисунке 14. Субъектами электронного взаимодействия становятся: О - государственная структура, орган власти; Е - служащие, чиновники, работники государственного (федерального, регионального, муниципального, отраслевого) структурного подразделения; В - бизнес (юридические лица); С - граждане и индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес как физические лица (без образования юридического лица); Б - общество, общественные организации, стейкхолдеры и их группы, общественные некоммерческие организации. Отметим, что иногда взаимодействие государства с некоммерческими организациями (К) выделяют в отдельный сегмент электронной коммерции 02К и N20 (см., например, [33]).

B2G2C, C2G2B Официальный сайт или портал администрации района или региона (G)

" ^ v ______▼ < ^ ^ G2B, B2G i^ypfЛ/ / \\ 02Е, Е20

Бизнес, предприниматель, /\ \\ юридическое лицо (В) / /\/ \ \\ - / / Л G2S;\S2G -Д Сайт или портал другого органа власти или государственной организации (0, Е)

Предприниматель (без образования юридического лица), гражданин (С)

Общество, общественные организации и группы, некоммерческие организации (society, civil society - S)

C2G2S, S2G2C B2G2S, S2G2B

Рисунок 13 - Модель развития электронной коммерции с использованием официального сайта (портала) администрации района или региона

http://vestnik-nauki.ru/

Предложение услуг Оказание услуги

Спрос Запрос

Рисунок 14 - Схема взаимодействия потребителей электронных услуг с электронным или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

открытым правительством

Развитие коммерции и бизнеса можно связывать с реализацией многих федеральных, региональных и муниципальных программ и политик, достижением разных целей и задач, поэтому целесообразно создавать интегрированную («многостраничную») виртуальную площадку развития бизнеса на официальном сайте администрации региона или района. Например, в настоящее время актуализирована проблема импортозамещения, которая является частной задачей развития бизнеса и реструктуризации экономики страны. Поэтому одна из виртуальных страниц сайта может быть использована в качестве инструмента целевого проблемно ориентированного управления импортозамещением.

Виртуальная площадка «Импортозамещение», которой предлагается дополнить официальный сайт региональной или районной администрации, должна иметь блочную структуру, приспособленную к структурной и содержательной модернизации для последующего улучшения и повышения эффективности управления развитием импортозамещающего бизнеса.

Проблема и задача импортозамещения в настоящее время актуальная, но по своей сути является лишь частной задачей развития коммерции и бизнеса, поэтому соответствующая целевая проблемно ориентированная виртуальная площадка должна создаваться как одна из страниц виртуальной площадки управления развитием коммерции и бизнеса. Виртуальная площадка управления развитием коммерции и бизнеса имеет блочную структуру, что позволяет, с одной стороны, адаптировать структуру и содержание площадки при решении конкретных задач, например, проблемы и задач импортозамещения, а с другой - встроить площадку с блочную структуру сайта (портала) администрации муниципального образования (района) или региона.

Такое системное решение соответствует общей концепции развития систем ЭП и ОП, блочной структуре и технологии. Поэтому предлагаемые проектные решения могут быть без особых технологических проблем реализованы, а их практическая нацеленность на реинжиниринг официальных сайтов администраций регионов и районов (муниципальных образований).

Рекомендуемая методическая схема подготовки программ и проектов импортозамещения представлена на рисунке 15. Представленная схема поясняет содержание методики, которая может использоваться при разработке и обосновании политики и программ развития импортозамещающего бизнеса в региональной и муниципальной экономике.

Рисунок 15 - Схема-алгоритм подготовки региональных и муниципальных программы и проектов импортозамещения (разработана автором)

Рекомендуемая структурная модель виртуальной площадки «Импортозамещение» приведена на рисунке 16. При необходимости модель может корректироваться, дополняться, адаптироваться к условиям реализации на официальном сайте администрации конкретного региона или муниципального образования.

http://vestnik-nauki.ru/

Рисунок 16 - Структурная (блочная) модель виртуальной площадки «Импортозамещение»

Таким образом, получены следующие основные результаты проведенного исследования и разработки проектных рекомендаций:

- проанализирован и охарактеризован уровень развития систем ЭП и ОП в РФ, регионах и муниципальных образованиях Ростовской области. Показано, что проекты ЭП и ОП реализованы частично и развитие этих систем продолжается;

- обоснована целесообразность создания новых инструментов ЭП и ОП, которые могут обеспечить управление развитием коммерции и бизнеса в стране, регионах и муниципальных образованиях;

- проанализирована проблема развития инструментальных средств ЭП и ОП для целевого управления развитием коммерции и бизнеса в стране, регионе и районе;

- показано, что новые инструменты должны дополнить средства официальных сайтов администраций исполнительной власти и включаться в состав целевых проблемно ориентированных виртуальных площадок и специальных приложений;

- разработаны модели развития электронной коммерции с использованием официального сайта администрации района или региона и проектные решения по составу и содержанию виртуальных площадок;

- предложены проектные решения по структуре и содержанию виртуальной площадки «Импортозамещение».

Разработанные рекомендации и проектные решения позволяют создать новые инструменты ЭП и ОП для целевого управления развитием коммерции и бизнеса, создания благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 401 с. [Электронный ресурс]. URL: http://socioline.ru/book/j-shumpeter-teoriya-ekonomicheskogo-razvitiya.

2. Сербиновский Б.Ю. Анализ сайтов администрации субъектов Ростовской области / Б.Ю. Сербиновский, А.В. Марсуверский // Вестник науки и образования Северо-запада России, 2016. Т. 2. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-nauki.ru.

3. Сербиновский Б.Ю. Инструмент выбора направлений стимулирования развития бизнеса средствами электронного и открытого правительства / Б.Ю. Сербиновский, А.В. Марсуверский // Вестник науки и образования Северо-запада России, 2015. Т. 1 № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-nauki.ru/%d0%b0%d1%80%d1% ... be%d0%b2/.

4. Сербиновский Б.Ю. Инструменты выбора управленческих решений при подготовке и реализации программ импортозамещения / Б.Ю. Сербиновский, Е.А. Марсуверская // Вестник науки и образования Северо-запада России. 2015. Т. 1. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-nauki.ru/category/%d0%b6%d1%83%d1 %80%d0%bd%d0%b0%d0%bb/.

5. Сербиновский Б.Ю. Импортозамещение как направление и дополнительный шанс развития предпринимательства / Б.Ю. Сербиновский, Е.А. Марсуверская, А.В. Марсуверский // Потребительский рынок Российской Федерации в условиях экономического кризиса: монография. Ростов-н/Д: Фонд науки и образования: Наука-Спектр, 2015. С. 68 - 87.

6. Россия в цифрах. 2015: Крат. стат. сб. M. Росстат, 2015. 543 с.

7. Россия в цифрах. 2014: Крат. стат. сб. M. Росстат, 2014. 558 с.

8. Россия в цифрах. 2013: Крат. стат. сб. M. Росстат, 2013. 573 с.

9. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. М.: Росстат, 2015. 728 с.

10. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат. сб. М.: Росстат, 2014. 693 с.

11. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. М.: Росстат, 2013. 717 с.

12. Clift S.L. E-government and Democracy // UNPAN/DESA. N.Y.: UN, 2003. 41 p. [Electronic recourse]. URL: www.publicus.net/.../cliftegovdemocracy.pdf.

13. Okot-Uma R. W'O. Electronic governance: Re-inventing Good Governance // London. Commonwealth Secretariat, 2001. 12 р. [Electronic recourse]. URL: http://webworld.unesco.org/publications/it/egov/wordbank%20okot-uma.pdf

14. Waller P. E-government in the service of democracy / P. Waller, P. Livesey, K. Edin. N.Y.: ICA Information, 2001. рр. 74. [Electronic recourse]. URL: http://www.ica-it.org/docs/issue74/issue74-waller.pdf.

15. Трегубова В. М. Электронное правительство как средство автоматизации процесса предоставления государственных услуг // Социально-экономические явления и процессы, 2011. № 3-4. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektron-noe-pravitelstvo-kak-sredstvo-avtomatizatsii-protsessa-predostavleniya-gosudarstvennyh-uslug.

16. E-Government Strategy. Simplified Delivery of Services to Citizens / Implementing the President's Management Agenda for E-Government (February 27, 2002). Washington: Office Management and Budget, 2002. 34 p. [Electronic recourse]. URL: http://photos.state.gov/ libraries/bahrain/231771/PDFs/egov_strategy.pdf.

17. United Nations E-Government survey 2014. N.Y.: United Nations, 2014. 284 р. [Electronic recourse]. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2014.

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Том. 2, №4

18. Заявления от потерпевших предлагают принимать через портал госуслуг // Информационный портал НААР 15.09.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://naar.ru/news/ zaiavleniia-ot-poterpevshikh-predlagaiut-prinimat-cherez-portal-gosuslug/.

19. Iriberri A. E-government services: design and evaluation of crime reporting alternatives / A. Iriberri, J. Carlos // Electronic Government, an International Journal. 2013. Vol. 10. N 2. pp. 171 - 188. [Electronic resource]. URL: http://dblp.unitrier.de/db/ journals/eg/eg10.html#IriberriN13.

20. В Ростове-на-Дону расширят перечень услуг МФЦ // Новости@mail.ru. 21.01.2016. [Электронный ресурс]. URL: https://news.mail.ru/society/24599351/?frommail=1.

21. Information Management: Electronic Dissemination of Government Publications: Report to Congressional Committees. Washington: United States General Accounting Office (GAO), 2001. 86 р. http://www.gao.gov/new.items/d01428.pdf.

22. UN Global E-government Survey 2003. N.Y.: UN, 2003. 114 p. [Electronic resource]. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan016066.pdf

23. Information Systems Strategic Plan 2015-2019 / Department of Conservation Information. Wellington: New Zealand Government, 2015. 45 p. [Electronic recourse]. URL: http://www.doc.govt.nz/Documents/about-doc/policies-and-plans/information-systems-strategic-

24. Захаров В.П. Электронное правительство как мифологема нового времени // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10 - 12 ноября 2004 г. СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2004. С. 187 - 189.

25. Интернет в России. Вып. 50. Лето 2015: Бюл. М.: ООО «инФОМ», 2015. 48 с. (опубликовано 30.10.2015). [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12369.

26. Антипов А.А. Электронное правительство и информационное общество в России / А.А. Антипов, Е.М. Гришанова // T-Comm, 2013. № 12. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-i-informatsionnoe-obschestvo-v-rossii.

27. Балюков А.С. Лучшие практики электронного правительства в мире / А.С. Балюков, Р.А. Логуа // Основы ЭУП, 2014. №4 (16). [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/luchshie-praktiki-elektronnogo-pravitelstva-v-mire.

28. Безуглая Л.А. Институциональная среда Интернет-коммуникаций в рамках электронного правительства как базового института информационной экономики // Пространство экономики. 2013. № 1-2. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/institutsionalnaya-sreda-internet-kommunikatsiy-v-ramkah-elektronnogo-pravitelstva-kak-bazovogo-instituta-informatsionnoy-ekonomiki.

29. Илющенко Т. М. Управление процессом предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках электронного правительства Краснодарского края / Т.М. Илющенко, Ю.О. Мешкова // Научный вестник ЮИМ, 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-protsessom-predostavleniya-gosudar-stvennyh-i-munitsipalnyh-uslug-v-ramkah-elektronnogo-pravitelstva-krasnodarskogo-kraya.

30. Киченко Л.П. Электронное правительство и особенности формирования спроса на его сервисы / Л.П. Киченко, Д. А. Дюльберова // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2011. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-i-osobennosti-formirovaniya-sprosa-na-ego-servisy.

31. Красильников Олег Юрьевич Проблемы внедрения концепции электронного правительства в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, 2012. Вып. 2. Т. 12. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-kontseptsii-elektronnogo-pravitelstva-v-rossii.

32. Красильникова Е.В. Экономические издержки и результаты реализации концепции электронного правительства в России // Вестник Поволжского института

plan.pdf.

управления, 2010. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskie-izderzhki-i-rezultaty-realizatsii-kontseptsii-elektronnogo-pravitelstva-v-rossii.

33. Лавров В.А. Развитие электронного правительства в России и зарубежных странах // Современные проблемы сервиса и туризма, 2012. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-elektronnogo-pravitelstva-v-rossii-i-zarubezhnyh-stranah.

34. Мироненко Н.В. Особенности формирования сетевой модели публичного государственного управления в регионах ЦФО // Экономика образования. 2011. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-setevoy-modeli-publichnogo-gosudarstvennogo-upravleniya-v-regionah-tsfo.

35. Овчинников С. А. Экспертные оценки затрат и выгод инвестиций в электронное правительство / С. А. Овчинников, Н.А. Русакова, М.Д. Земсков // Вестник Саратовского гос. социально-экономического ун-та, 2013. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberle-ninka.ru/article/n/ekspertnye-otsenki-zatrat-i-vygod-investitsiy-v-elektronnoe-pravitelstvo.

36. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство в России: концептуальные подходы и практика реализации // PolitBook. 2013. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossii-kontseptualnye-podhody-i-praktika-realizatsii.

37. Панкратов Е.Г. Специфические особенности построения систем по предоставлению электронных государственных услуг // Управление экономическими системами, 2013. №8 (56). [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ spetsificheskie-osobennosti-postroeniya-informatsionnyh-sistem-po-predostavleniyu-elektronnyh-gosudarstvennyh-uslug.

38. Петрова Е. А. Методические вопросы оценки развития электронного правительства: международный и российский опыт // Власть, 2013. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-voprosy-otsenki-razvitiya-elektronnogo-pravitelstva-mezhdunarodnyy-i-rossiyskiy-opyt.

39. Проскура Д.В. Особенности формирования информационного пространства в регионах России через распространение телекоммуникационных услуг // Теория и практика общественного развития, 2012. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-informatsionnogo-prostranstva-v-regionah-rossii-cherez-rasprostranenie-telekommunikatsionnyh-uslug.

40. Самаруха А.В. Становление системы электронного правительства в России / А.В. Самаруха, Д.И. Сачков // Вестник Забайкальского государственного университета, 2010. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sistemy-elektronnogo-pravitelstva-v-rossii.

41. Чугунов А.В. Электронное правительство: эффективность политики внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственное управление // Всероссийский конкурсный отбор обзорно-аналитических статей по приоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные системы», 2008. 55 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005716/68362e2-st18.pdf

42. Шестакова С.В. Пути решения проблем сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций в предоставлении электронных государственных и муниципальных услуг / С.В. Шестакова, Н.В. Хаванова, Н.Г. Новикова // Сервис в России и за рубежом, 2012. № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-resheniya-problem-sotrudnichestva-gosudarstvennyh-chastnyh-i-nekommercheskih-organizatsiy-v-predostavlenii-elektronnyh.

43. Электронное правительство России // TAdviser. 08.02.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1% ... 81%D0%B8%D0%B8.

44. Fogli D. Towards a new work practice in the development of e-government applications // Electronic Government, an International Journal, 2013. Vol. 10. N 3/4. pp. 238 -258. [Electronic resource]. URL: http://dblp.uni-trier.de/db/journals/eg/eg10.html#IriberriN13.

45. Минфин намерен сделать реальные скидки на получение электронных госуслуг // Информационный портал НААР. 17.09.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://naar.ru/news/minfin-nameren-sdelat-realnye-skidki-na-elektronnye-gosuslugi/.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сербиновский Борис Юрьевич Ростовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Ростов-на-Дону, Россия, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления на предприятии. SPIN: 4194-3404. E-mail: serbinovskiy@mail.ru.

Марсуверский Андрей Витальевич Ростовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Ростов-на-Дону, Россия, магистрант. E-mail: andre.2073@mail.ru

Marsuverskaya Elena Aleksandrovna. Rostov institute (branch) of FSB EI HPE «Plekhanov Russian University of Economics», Rostov-on-Don, Russia, undergraduate. E-mail: xximiller@rambler.ru

Serbinovskiy Boris Yurievich Rostov institute (branch) of FSB EI HPE «Plekhanov Russian University of Economics», Rostov-on-Don, Russia, PhD in Economics (Dr.Sci.Econ.), professor, professor of department of economy and management at the enterprise. SPIN: 4194-3404. E-mail: serbinovskiy@mail.ru.

Marsuverskiy Andrey Vimalyevich Rostov institute (branch) of FSB EI HPE «Plekhanov Russian University of Economics», Rostov-on-Don, Russia, undergraduate. E-mail: andre.2073@mail.ru

Марсуверская Елена Александровна Ростовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Ростов-на-Дону, Россия, магистрант. E-mail: xximiller@rambler.ru

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 346500, г. Шахты, Ростовская обл., ул. Шевченко, 110, кв. 7. Сербиновский Б.Ю.

Тел. 8-9888988398

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.