УДК 351.713
МОДЕРНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
НАЛОГОВОГО УЧЕТА В РОССИИ
А. В. Лиференко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены основные вопросы автоматизации налоговой службы. Проанализированы все информационные системы налоговых органов, которые необходимы для ведения грамотной налоговой политики.
Ключевые слова: налоговая служба, налоги, автоматизация, информационные технологии, АИС «Налог».
MODERNIZATION OF THE AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF TAX ACCOUNTING IN RUSSIA
A. V. Liferenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The basic questions of automation of the tax service. We analyzed all the information systems of the tax authorities, which are necessary for the conduct of the competent tax policy.
Keywords: tax office, taxes, automation, information technology, the AIS «Tax».
Несомненно, важнейшей задачей для каждого государства по-прежнему остается создание такой налоговой системы, которая будет основана на стабильном и эффективном налогообложении. При этом должны быть минимизированы издержки по сбору налогов. Таким образом, необходимо найти, своего рода, баланс между налогоплательщиками и государством. Он достигается путем ведения грамотной налоговой политики [1].
Но как необходимо вести налоговую политику, чтобы получить высокие качественные показатели? Для начала нужно вспомнить, что в современном мире без информационных технологий уже не обойтись. Сложно представить, насколько успешно будет функционировать государство без использования технологических средств. Таким образом, для повышения эффективности деятельности, как отдельных организаций, так и системы государственного управления в целом, целесообразно использовать автоматизацию работы с документами. Информационные технологии внедрились во все сферы государственного управления, но наиболее успешным примером автоматизации, можно считать налоговую.
Развитие бюджетного учета (БУ) в России можно разделить на следующие этапы:
I. 1917-1935 гг. - создание БУ;
II. 1935-1956 гг. - разработка единой системы исполнения БУ;
III. 1956-1970 гг. - централизация и механизация учета в бюджетных организациях;
IV. 1970-1994 гг. - поэтапная автоматизация бюджетной сферы;
V. 1994-1999 гг. - разработка и внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог»;
VI. 1999-2004 гг. - разработка АИС «Налог-2»;
VII. 2004-2010 гг. - внедрение АИС «Налог-2» во все налоговые инспекции РФ;
VIII. 2010-2013 гг. - разработка АИС «Налог-3»;
IX. 2013 - наши дни - опытная эксплуатация АИС «Налог-3».
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
Разработка, внедрение и модернизация автоматизированных информационных систем в налоговых органах со временем позволила достичь высоких качественных показателей по сбору налогов, учету налогоплательщиков и уменьшению затрат, связанных с набором данных.
АИС «Налог» - это система организационного управления органами налоговой службы, созданная для сбора, подготовки и обработки всей налоговой информации. Данная система позволяет облегчить процесс взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков.
Цели внедрения АИС «Налог»:
• уменьшение бумажного документооборота;
• повышение оперативности и качества:
о работы налоговых служащих;
о бухгалтерского учета.
• информированность всех налоговых служб:
о о налоговом законодательстве;
о об учете налогоплательщиках;
о о поступлении отчислений в бюджет.
• анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.
Конечной целью создания АИС «Налог» послужила необходимость в создании интегрированной информационной системы. В составе которой, все структуры налоговой системы [4].
Поставленные цели были реализованы в период с 1994 по 1999 гг. При этом были выявлены как преимущества, так и недостатки системы.
Преимущества АИС «Налог» автоматическое формирование единой базы о налогоплательщиках и отчетности, а так же уменьшение затрат, связанных с набором данных. К существенным недостаткам относят низкий уровень безопасности данных, большие стоимостные затраты на содержание системы.
В 1999 г. коллегией Министерства по налогам и сборам России было принято решение о внедрении новой налоговой реформы. Основная цель, которой было введение комплекса мер по внедрению и развитию информационных технологий. Таким образом, началась разработка АИС «Налог-2».
АИС «Налог-2» - это уникальная информационная система организационного управления, разработанная для всех регионов РФ.
Преимущества АИС «Налог-2»:
• повышение уровня автоматизации всех информационных систем;
• создание интегрированной системы на региональном уровне;
• объединение налоговых инспекций оптоволоконными линиями связи в пределах одного города.
Недостатки системы:
• налогоплательщик может обращаться в налоговый орган только по месту прописки;
• высокая стоимость обслуживания;
• непредусмотренное увеличение размеров базы данных (уменьшение скорости обработки данных);
• недружелюбный интерфейс.
Таким образом, можно сделать вывод, что АИС «Налог-2» на момент создания выполняла все необходимые на тот период времени функции. Но с распространением сети Интернет, увеличением объема информации, данная система начала сдавать позиции. Взяв за основу базу АИС «Налог-2», начались разработки третьей версии АИС «Налог» [3].
В 2010 году налоговая служба поставила перед собой новую задачу. Проанализировав опыт с АИС «Налог» и АИС «Налог-2 Москва» и выявив все слабые и сильные стороны предыдущих систем. ФНС принимает решение о создании новой АИС. Отличительная черта АИС «Налог-3» - вся налоговая информация хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных - федеральном хранилище [1].
Преимущества АИС «Налог-3»:
• исключается повторение идентичной информации;
• ведение всей работы с актуальной целостной информацией;
• доступ к измененным данным имеют все налоговые органы;
• используется федеральное хранилище.
Для успешной реализации АИС «Налог-3» были проанализированы новейшие тенденции в IT-областях. С учетом особенностей современного рынка разработана новая архитектура системы -централизованная. Теперь в налоговых инспекциях не будут храниться данные о налогоплательщиках и различных операциях. Вся информация поступает в специальные центры обработки данных. Эти центры уже успешно функционируют в городах Дубна, Городец и поселке городского типа Ерзовка. Массовую печать и рассылку налоговой информации теперь производит ФКУ «Налог-Сервис» ФНС РФ. Таким образом, значительно разгрузилась работа налоговых инспекций [2-8].
Федеральное хранилище данных - это централизованная база данных, которая хранится и обрабатывается на федеральном уровне. В нем находится уже обработанная и актуальная налоговая информация.
Значительно упрощается взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками, путем создания личного кабинета налогоплательщика. На данный момент это очень актуально. Не нужно отстаивать огромные очереди, всю нужную документацию можно заполнить дома и отправить через личный кабинет. А если все-таки необходимо посетить инспекцию, заполнив заявку через личный кабинет, налогоплательщик обслуживается вне очереди.
Подведя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день автоматизированная информационная система управления налогообложения является наиболее успешным примером автоматизации сферы государственного управления РФ. Модернизированная автоматизированная информационная система «Налог-3» стала примером и базой для некоторых стран мира, например, Республика Беларусь.
Библиографические ссылки
1. АИС «Налог-3» - Новая разработка от ФНС [Электронный ресурс] // Nanalog.ru : сайт. [2015]. URL: http://nanalog.ru/index.php?newsid=887 (дата обращения: 18.03.2016).
2. Новицкая Е. А., Зубарева Е. Г. Информационные технологии, их развитие в сфере налогообложения и переход налоговых органов на АИС «Налог-3» // Научный альманах. 2015. № 7(9). С. 160-163.
3. Ручкин В. Н., Фулин В. А., Сёмина Ю. А. Информационные технологии в налоговой сфере // Информатика и прикладная математика : межвуз. сб. науч. тр. 2015. № 21. С. 115-120.
4. Хмеляк А. С. Информационные технологии как метод совершенствования работы налоговых органов // Наука и современность. 2014. № 30. С. 199-203.
5. Kovalev V. F., Pustovalov V. V., Senashov S. I. Differential Equations. 1993. Т. 29. С. 1521.
6. Соболь А. С., Сенашов С. И. Обработка «больших данных» в телекоммуникационных компаниях // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. Т. 1. С. 391.
7. Худяева Т. В., Сенашов С. И. Анализ динамики поступления налогов и сборов по УФНС России по Красноярскому краю // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. Т. 1. С. 440.
8. Александрова У. А., Сенашов С. И. Анализ статистики посещаемости сайта типичного Красноярского кинотеатра // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. Т. 1. С. 356.
© Лиференко А. В., 2016