Научная статья на тему 'Модернизационный путь регулирования инвестиционной инерции в условиях российских реформ'

Модернизационный путь регулирования инвестиционной инерции в условиях российских реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавский Михаил Юрьевич

Рассмотрена взаимосвязь процессов инвестирования и причин их инерционности. Процессы инвестирования осуществляются в системе экономических отношений, поэтому на них оказывается влияние как сдерживающих сил, так и тех, которые способствуют их развитию. Системное устранение препятствий инвестиционных процессов обусловливает модернизацию всей системы общественного производства и необходимость исследования данной взаимосвязи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Журавский Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The way of modernisation of economic momentum for the regulation of investment contradictions in russian economy

The influence principles of momentum on the investment contradictions in Russian economy are figured out.

Текст научной работы на тему «Модернизационный путь регулирования инвестиционной инерции в условиях российских реформ»

2008 Экономика №1(2)

УДК 330.322.013

М.Ю. Журавский

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНЕРЦИИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ

Рассмотрена взаимосвязь процессов инвестирования и причин их инерционности. Процессы инвестирования осуществляются в системе экономических отношений, поэтому на них оказывается влияние как сдерживающих сил, так и тех, которые способствуют их развитию. Системное устранение препятствий инвестиционных процессов обусловливает модернизацию всей системы общественного производства и необходимость исследования данной взаимосвязи.

Модернизация как основа повышения устойчивости развития российской экономики означает согласованную реализацию ряда взаимопереплетающих-ся процессов, к самым важным из которых мы относим нижеследующие.

Во-первых, технологическую модернизацию, связанную с изменением того набора способов, с помощью которых решается проблема обеспечения экономики необходимыми благами и ресурсами.

Во-вторых, социальную модернизацию, предполагающую изменения профессиональной, социальной и образовательной структур общества в ответ на требования, предъявляемые технологической модернизацией.

В-третьих, институциональную модернизацию, связанную с изменением экономических и правовых механизмов регулирования инвестирования и производства продукта, исходя из требований, предъявляемых технологической и социальной модернизацией.

В-четвертых, политическую модернизацию, направленную на создание в стране благоприятных условий для развития инвестиционных взаимосвязей, улучшения инвестиционного климата.

Вся эта взаимосвязь процессов модернизации российской экономики за счет инвестиций в различные сферы (в производство и обращение, в образование, в обновление механизма государственного управления) нацелена на становление устойчивого характера экономического развития страны. Напротив, осуществление действий по преодолению инвестиционной инерции в рамках отдельных процессов модернизации сведет на нет достижения в инвестиционной сфере, а общее развитие страны станет неустойчивым, приобретет возвратно-поступательный характер.

В настоящее время приоритетами достижения устойчивого экономического роста посредством развития инвестиционной системы должны стать модернизация производства в реальном секторе и совершенствование отношений собственности. Для этого требуется, прежде всего, превращение государства из дестабилизирующего фактора в основного гаранта сохранности

инвестиций, сохранение условий доходного вложения капитала в российскую экономику.

Инвестиционная инерция обусловлена емкостью и сложностью взаимоотношений по поводу инвестирования, наличием значительного числа связей между различными процессами и явлениями в инвестировании. Экономическая инерция инвестиционных взаимоотношений проявляется в том случае, когда их развитие отстает от движения системы национальной экономики в целом, от ее изменяющихся потребностей. Взаимоотношения по поводу инвестирования, получившие становление в период реформ, находятся в непрерывном движении. Однако они не отвечают требованиям российской экономики к перераспределению капитала между отраслями, к объемам привлечения средств, к инвестициям не только в крупный, но и в малый и средний бизнес, к аккумуляции денежных сбережений не только для спекуляции, но и для скорейшего качественного обновления средств производства в промышленности.

Исходя из этого, мы выделяем следующие направления воздействия на инвестиционную инерцию с целью повышения устойчивости развития российской экономики:

1. Поддержка высокотехнологичных производств путем расширения внутреннего спроса на их продукцию. Первоочередной задачей здесь выступает создание условий для привлечения инвестиций в инновации и высокотехнологичные производства. При этом необходимые сегодня прямые масштабные государственные капиталовложения в сферу высоких технологий со временем должны отойти на второй план. Это связано с тем, что доминирование государственных инвестиций в высокотехнологичной сфере (кроме фундаментальной) приведет к воспроизводству двух хозяйственных сфер, кардинально различающиеся по техническому уровню, реальным экономическим механизмам и перспективам достижения конкурентоспособности. Первая из них (развивающаяся за счет частных инвестиций) будет опираться на еще не исчерпавшие своего потенциала роста производства в таких отраслях, как машиностроение, химическая и нефтегазовая промышленность, металлургия, а вторая - базироваться на высокотехнологичных производствах электроники, робототехники, новых видах связи, развиваться только за счет заказов государства. Для избежания подобного сценария инвестирования в высокотехнологичные производства российской экономики государство должно оказывать всемерное содействие развитию экспортной ориентации высокотехнологичных производств, выделять их в качестве особо приоритетных в плане налоговых льгот, предоставления гарантий, льготных инвестиционных кредитов.

2. Развитие сырьевых производств, ориентированных на внутренний рынок. Необходимость в этом связана с ростом экспортной привлекательности производства углеводородного сырья, металлургической продукции в связи с ростом мировых цен на нее и перспективой нехватки ресурсов для обеспечения развития реального сектора российской экономики. Участие государственных средств в развитии сырьевого сектора промышленности должно осуществляться в форме финансирования геологоразведочных работ

и участия в создании инфраструктуры, позволяющей ускорить освоение новых участков месторождений или новых районов добычи. Однако в силу ограниченности государственных инвестиционных ресурсов средства государственной поддержки должны быть направлены в первую очередь на создание оптимальных законодательных условий как для функционирования сырьевых производств, ориентированных на внутренний рынок, так и для осуществления частных инвестиций в переработку сырья. Реально это означает, что государственная поддержка может оказываться сырьевым производствам, ориентированным на дальнейшую обработку первичной продукции и вытеснение экспорта сырья вывозом переработанной продукции. Для этого государство должно финансировать только инвестиционные проекты, прошедшие тщательную экспертизу.

3. Рост выпуска продукции производственного назначения для внутреннего рынка, прежде всего в машиностроении.

Для обеспечения таких преобразований в производственной структуре

с» с» с» с»

российской экономики нельзя обойтись без устойчивого развития инвестиционной системы, без стабилизации отношений собственности и создания работоспособного механизма управления государственным имуществом. В этой связи необходима скорейшая реализация следующих действий государства по повышению устойчивости инвестиционного процесса:

- управление средствами предприятий, крупный пакет акций которых находится в руках государства, с целью использования полученной прибыли не на текущее потребление, а на инвестирование в производство;

- ориентация деятельности коммерческих банков с участием государства на инвестирование в крупные проекты развития производства в реальном секторе. Для ориентации коммерческих банков на приоритетные направления инвестирования в реальном секторе следует шире использовать предоставление им стабилизационных кредитов. Поэтому следует использовать опыт Японии, где государство активизирует структурную перестройку промышленности путем усиления инвестиционных возможностей банков. Для этого Национальный банк Японии инвестирует в акции самих банков, размещает через них долгосрочные инвестиционные кредиты. Выделение таких кредитов должно сопровождаться заключением соглашения государства и банка для обеспечения направления средств на кредитование инвестиционных проектов в реальном секторе;

- активизация использования возможностей субъектов финансового рынка с целью аккумулирования свободных средств населения и фирм. В странах с развитой рыночной экономикой это осуществляется не только через банки, но и через другие финансовые институты - инвестиционные и пенсионные фонды, целевые займы, государственные ценные бумаги и т.п. Эффективное использование таких инструментов в России необходимо ускорить. Для этого важно скорейшее снятие необоснованных ограничений на деятельность инвестиционных фондов (в частности, запрета на прямое управление ими деятельностью акционерных компаний) и предоставление налоговых льгот для стимулирования создания на их базе холдинговых компаний, осуществляющих инвестиции в развитие производства;

- дальнейшее совершенствование инвестиционного законодательства, в том числе путем принятия закона о негосударственных пенсионных фондах, закона о доверительном управлении имуществом, а также других законов, регулирующих взаимоотношения между инвестиционными институтами и вкладчиками, в частности закон о защите прав потребителей финансовых услуг;

- создание системы защиты и страхования инвестиций с привлечением зарубежных страховых фирм и банков как гарантов размещаемых ценных бумаг российских фирм на фондовом рынке.

Таким образом, инвестиционная инерция в значительной мере воздействует на модернизацию всей российской экономики. Это проявляется прежде всего в том, что замедление развития инвестиционных отношений находится в тесной зависимости с процессом накопления капитала, с отношениями по поводу обновления средств производства, с государственным регулированием экономики. Именно поэтому развитие инвестиционной системы обладает значительной инерцией, которая до сих пор не преодолена. Это демонстрируется в первую очередь инерционным сохранением политической нестабильности в российской экономике. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо скорейшее принятие таких законов, как закон о национализации, об ответственности государственных служащих за принимаемые решения в области управления госсобственностью и пр. Также в настоящее время требуется разработка и реализация бюджетов инвестиционного развития, совершенствование управления инвестиционными рисками в рамках государственной инвестиционной политики, активизация вовлечения России в международное взаимодействие по поводу инвестиций и использование зарубежного опыта в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.