Научная статья на тему 'Механизм формирования инновационноинвестиционного процесса как основного метода модернизации экономики России'

Механизм формирования инновационноинвестиционного процесса как основного метода модернизации экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / MECHANISM / DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS / MODERNIZATION / ECONOMY / INNOVATIONS / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградов Антон Иванович

Инновационная деятельность очень важна в условиях глобалистических экономических процессов и является важным фактором экономического развития страны. Инновационная деятельность выражается в государственной инновационной политике и создании национальной инновационной системы, стимулиующей инвестиции в частном секторе. Подобные шаги предполагают большие объемы инвестирования и инноваций, способных решить насущные проблемы общества на данном этапе его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF FORMATION OF INNOVATIVE AND INVESTMENT PROCESS AS MAIN METHOD OF MODERNIZATION OF ECONOMY OF RUSSIA

Innovative activity is very important in the conditions of globalistichesky economic processes and is an important factor of economic development of the country. Its expression is observed in the state innovative policy and creation of national innovative system which works for creation of incentives to investment in the private sector. The similar step assumes large volumes of investment and the innovations, capable to solve pressing problems before society at this stage of its development.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования инновационноинвестиционного процесса как основного метода модернизации экономики России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 5 (334).

Экономика. Вып. 43. С. 50-56.

А. И. Виноградов

механизм формирования инновационно-инвестиционного процесса как основного метода модернизации экономики России

Инновационная деятельность очень важна в условиях глобалистических экономических процессов и является важным фактором экономического развития страны. Инновационная деятельность выражается в государственной инновационной политике и создании национальной инновационной системы, стимулиующей инвестиции в частном секторе. Подобные шаги предполагают большие объемы инвестирования и инноваций, способных решить насущные проблемы общества на данном этапе его развития.

Ключевые слова: механизм, развитие, конкурентоспособность, модернизация, экономика, инновации, инвестиции.

Главный способ ухода от нестабильности — проведение масштабной модернизации общественной жизни и экономики в частности. Нами предложено следующее определение термина «модернизация»: фундаментальная перестройка структуры экономических отношений, реконструирование технической базы модели хозяйства, государственная помощь в формировании технической политики и развитии образования и науки. Подобный шаг предполагает большие объемы инвестирования и инноваций, способных решить насущные проблемы общества на данном этапе его развития.

В ходе модернизации будут активизированы внутренние общественные резервы, позволяющие развиваться быстрее, чем индустриально развитым экономикам. Также модернизация приведет к изменению национального сознания и обеспечит переход от сырьевого ориентирования экономики, а благодаря структурным реформам станет возможным появление совершенно новых приоритетов экономического развития.

Озвученные ранее задачи перестройки, ускорения, инвестиционности и реструктуризации отличаются от модернизации, поскольку она может быть проведена на базе поддержки инновационного развития, использования научных исследований, разработок и масштабного роста инновационных структур и отраслей.

С экономической точки зрения, средние и малые инновационные предприятия являются весьма эффективным инструментом постоянного обновления производства на каждой стадии, а также выступают средством поддержки конкурентоспособности производимой продукции на высоком уровне [3. С 42].

Они могут гибко и динамично реагировать на изменения структуры потребительского спроса и новых предложений, которые выступают результатом использования разработок и исследований. Инновационные предприятия малого бизнеса традиционно производят инновации, требующие на начальном этапе значительных материальных и трудовых затрат. Благодаря им формируются новые рабочие места для инициативных высококвалифицированных специалистов, которые работают в условиях постоянного поиска совершенно новых и нестандартных решений. Также малые инновационные предприятия создают финансовые возможности реализации научно-технических достижений в разных сферах народного хозяйства.

Современные условия хозяйствования предполагают выделение механизма сотрудничества малого и крупного бизнеса в инновационной сфере, чтобы адекватно принимать стратегические решения.

Рисунок позволяет понять, что малые предприятия инновационной направленности предоставляют крупному бизнесу разработки высокотехнологичных отраслей экономики: программного обеспечения, исследований в области биотехнологий, телекоммуникации, фармацевтики. В свою очередь крупные предприятия передают технологии.

Малые инновационные предприятия, которые не имеют собственных средств для крупномасштабных исследований в области программного обеспечения или биотехнологий, привлекаются в проекты крупных фирм и, делясь своим опытом, взамен получают финансирование для дальнейших разработок и исследований [6].

Данная тенденция присуща фармацевтическому, телекоммуникационному и биомедицинскому

Рис. 1. Система поддержки крупными производствами малых инновационных предприятий (МИП)

в процессе совместного сотрудничества

секторам. Со стороны крупного бизнеса осуществляется организация технопарков и инновационных центров, нацеленных на поддержку малого предпринимательства.

Самой эффективной формой сотрудничества крупного и малого бизнеса, отвечающей современным экономическим требованиям, является промышленный кластер. Кластер — это совокупность географически близко расположенных и связанных между собой компаний, которые поставляют комплектующие, оборудование, специализированные услуги, а также научно-исследовательских институтов, предприятий инфраструктуры, вузов, прочих организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентоспособность кластера и отдельных предприятий.

Следует отметить, что интеграция малого и крупного бизнеса в условиях формирования промышленных кластеров в современных условиях рассматривается как элемент экономической политики государства, поскольку кластеры — это один из самых эффективных подходов

развития конкурентных преимуществ, в том числе экономики в целом. Описанная нами модель построения национальной инновационной системы, согласно кластерному подходу, включает общественные организации, органы власти, инновационно активные крупные и малые предприятия и научные учреждения [1. С. 31].

В результате формирования промышленного кластера будут созданы благоприятные условия для интеграции крупного и малого бизнеса и государства в области инноваций, а также усилено их влияние на социально-экономическое развитие страны и отдельных регионов.

Достигающие успеха кластеры представляют собой вертикальную цепь, которая состоит из последовательных звеньев предприятий и предоставляющих им оборудование и ресурсы поставщиков. Создание кластеров позволяет ускорить процессы в отдельных отраслях, порождая всплеск инновационной активности и укрепление конкурентоспособности на мировой арене.

Народное хозяйство предполагает две основные связанные между собой формы координации и упорядочения процессов хозяйствования. Это стихийное рыночное и созидательно-плановое ведение хозяйства. Первый подход заключается в координировании индивидуальных планов хозяйств в соответствии со взглядами субъектов хозяйствования, а второй — в регулировании, которое производится с помощью центральных решений определенными органами.

Посредством системы директивных заданий адресного характера органы государственной власти выделяют главные хозяйственные связи и основные параметры функционирования для каждого предприятия. Также государство определяет объем и ассортимент продукции поставщиков, цены и круг потребителей продукции,

предприятия получают директивные задания в отношении повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции, а также относительно внедрения новой техники и создания фонда оплаты труда [4. С. 52].

Регулирование осуществляется в двух направлениях:

- административном;

- правовом.

К рыночным методам регулирования хозяйствования относится координация стихийных планов развития индивидуального порядка без единого центра.

Следовательно, рыночные методы регулирования являются мерами воздействия на рынок, ограниченным и непрямым влиянием на формирование индивидуальных планов субъектов хозяйствования.

Исследования и разработки; научные кадры; вузовская наука; экспертиза

Мониторинг научно -технической среды;

материально -техническое обеспечение; управление; центр трансферта технологий

Рис. 2. Национальная инновационная система (ИС)

Рыночные методы включают следующие инструменты:

- инструменты кредитно-денежной политики;

- инструменты финансово-бюджетной политики.

Государственное регулирование включает использование последовательных методов регулирования, поэтому экономическая политика Центра представляет собой план действий относительно координирования процессов хозяйствования, или центральное планирование экономики (рис. 3).

Регулирование на рынке осуществляется стихийно, а не автоматически, а его реализация осуществляется путем координации и соотношения планов развития индивидуальных

субъектов экономической деятельности. Так, рыночное саморегулирование представляется процессом соотношения планов субъектов предпринимательства:

- закон стоимости предполагает оплату отрицательного эффекта инновационной активности, а также он влияет на определение инновационной стратегии в процессе формулирования цели процесса инновационной деятельности и определения источников ее финансирования;

- законы спроса и предложения влияют на инновационную стратегию системы хозяйствования, поскольку в первую очередь она сталкивается с прогнозированием спроса на инновацию. В свою очередь, закон предложения связан с законом прибыли, потому что оказывает прямое

Государственный сектор

Органы государственного управления наукой и инновациями

Система институтов, влияющих на формирование инновационноинвестиционной среды: инновационный кодекс, законы, нормы, правила, стандарты

Источники финансирования Бюджеты федеральных целевых программ; бюджеты институтов развития; фонды

1 1 ,

Государственные научные центры Государственночастные учебные заведения

і і І 1

Научные ла-борато-рии Инно- ваци- онные инкуба- торы Техно- парки, иннова- ционные центры Малые инновационные структуры при вузах

Частный предпринимательский сектор

Система инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности малого предпринимательства

Объект деятельности

Инновационные программы и проекты, их подготовка и реализация

Формирование благоприятной среды для развития инновационного малого предпринимательства

Количественный и качественный рост малых инновационных предприятий

Инновации и инновационные технологии

- Инновационная биржа

- Фондовая биржа

Система частного финансирования науки и инноваций

- Венчурные фонды

Инжиниринговые

компании

Консалтинговые

агентства

Независимая

экспертиза

Источники финансирования Иностранные фонды:

- отраслевые контактные точки VII рамочной программы Евросоюза;

- Европейский банк Реконструкции и Развития (ЕБРР);

- Российско-американский инновационный совет по высоким технологиям;

- благотворительные бюджеты;

- кредиты коммерческих банков;

- бюджеты предприятий;

- венчурные бюджеты;

- бизнес-ангелы;

- посевные фонды

- фонды прямого инвестирования;

- фондовый рынок

Рис. 3. Структура государственной системы регулирования и координации инновационной деятельности предприятий

влияние на степень коммерческой отдачи от проекта;

- закон прибыли является самым главным принципом рыночных механизмов и выступает наиболее важным стимулом предпринимательства любого вида;

- закон конкуренции присущ экономическому механизму, посредством которого на определенном типе рынка работают и взаимодействуют законы хозяйствования. Инновационная деятельность представляет собой результат конкуренции, и когда инновация признается на рынке, результаты инновационной деятельности трансформируются в методы конкуренции.

Следует отметить, что вмешательство со стороны государства является обязательным, особенно в инновационную сферу, поскольку рыночные механизмы не обладают полным спектром условий для развития данного направления.

Устранение отрицательных явлений путем институциональных трансформаций может быть осуществлено в двух направлениях. Первое направление самое простое и дорогостоящее — это формирование на предприятиях подразделений и служб, которые обеспечивают функционирование в современных условиях рынка.

Второе направление — объединить предприятия разных отраслей в конкурентоспособные масштабные структуры. Значительные финансовые и прочие ресурсы, интерес предпринимательства в получении результатов исследовательской и инновационной работы для повышения уровня конкурентосопосбности и выхода на мировой уровень позволяют говорить о необходимости соотношения рыночных и плановых механизмов в процессе регулирования.

Приведенный выше рисунок отражает расположение государственной и коммерческой областей, что говорит о первичности государства в формировании научной базы и научных разработок, которые материализуются в сфере наукоемкого бизнеса. Также можно выделить влияние отношений рынка на область технологий и науки. Имеет место увеличение доли частного капитала в распространении и реализации результатов исследований и разработок на рынке инновационной продукции.

Регулирование со стороны государства области инновационного предпринимательства нельзя подавлять рыночными саморегулирующимися процессами, которые препятствуют

реализации ключевых требований эффективности хозяйствования.

Путем реализации малых быстро окупаемых проектов инновационной деятельности при участии частного инвестирования можно поддержать более перспективные компании и производства, увеличить долю частных инвестиций, создать необходимые условия для формирования и эффективного функционирования высокотехнологичных малых предприятий, которые могут трансформировать существующие отрасли экономики и создавать новые.

Инновационную деятельность осуществляют на федеральном, или макроуровне, региональном и микроуровне, или уровне предприятия. Федеральный уровень предполагает решение основных задач по формулированию государственной инновационной стратегии, созданию благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности и экономики, реализации государственных инновационных программ.

Региональный уровень предполагает решение схожих задач в соответствии с особенностями регионов. Вместе с федеральным уровнем на региональном уровне формируются условия интенсивного осуществления инновационной деятельности в пределах структур предпринимательства. Регулирование инновационной деятельности нацелено на обеспечение реализации региональной и федеральной инновационных стратегий на предприятиях, а также для направления предпринимательской инициативы в сторону инновационных приоритетов:

- методы нормативно-правового и административного регулирования, которые ориентированы на создание и развитие структур, осуществляющих инновационные процессы: рост эффективности государственного аппарата, общественных институтов, децентрализация поддержки государства, создание институтов развития, осуществление поддержки в сфере обучения персонала и содействия сертификации продукции, обеспечение бизнеса научно-технической информацией и результатами НИОКР. льготы при предоставлении площадей в государственных вузах, осуществление поддержки групп предприятий, а также целевых ассоциаций, создание инновационных кластеров, чтобы осуществлять совместное обучение и качественный обмен опытом между крупным, средним и малым бизнесом;

- методы экономического регулирования, определяющие способы, посредством которых формируются финансовые ресурсы предприятий и рост их заинтересованности в инновациях: налоговые льготы, частичное субсидирование процентных ставок при кредитовании научных разработок и исследований; отнесение на себестоимость величины затрат на НИОКР, повышение качества среды предпринимательства.

Целесообразно рассмотреть механизм регулирования инновационной деятельности со стороны государства в условиях рынка.

Данный механизм предполагает наличие косвенных методов регулирования, которые в государственном управлении технологической научной отраслью играют важную роль вместе с прямыми методами. В том числе для привле-

чения частного капитала в сферу инноваций. Для каждой отрасли следует применять собственную научно-техническую политику и перечень косвенных регулирующих инструментов. Главный инструмент — это прогрессивное формы финансово-кредитной, налоговой и амортизационной политики, а также политики ценообразования.

Очень часто в периоды кризиса предприятия главной задачей считают срочное восстановление ликвидности посредством содействия государства. Предприятия нацеливаются на снижение издержек, что эффективно только для тех, кто до кризиса производил продукцию с высокой рентабельностью. Несмотря на это выйти из кризиса можно и другими путями, в том числе посредством инноваций.

Формы регулирования

Административное, нормативно -правовое регулирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономическое

регулирование

Методы регулирования

Законодательное регулирование инновационной деятельности

Выработка долгосрочной инновационной стратегии

Ранжирование инновационной деятельности по уровню приоритетности

Создание инвестиционного коммерческого банка с государственным участием

Налоговое стимулирование

Финансирование приоритетных проектов

Инструменты регулирования

Инфраструктурное обеспечение и формирование ин-новационных институтов

Создание самостоятельных инновационных компаний

Создание малых инновационных предпринимательских структур при вузах

Намеренное банкротство и национализация крупных собственников

Субсидирование части процентных ставок по кредитам

Доверительное управление контрольным пакетом предприятий

Средне-, долгосрочное кредитование инновационных проектов

Дифференцированное

налогообложение

Таможенные пошлины и квоты

Налоговые льготы

Дотации, компенса-ции,трансфертные сделки

Финансирование целевых программ

Финансирование НИР

Количественный рост инновационных рыночных структур, доля занятых, объем производства, экономический рост

Рис. 4. Система государственного регулирования инновационной деятельности рыночных структур

Одни компании развиваются в направлении увеличения расходов, направленных на расширение инновационной деятельности и формирование необходимых условий для выхода на новый рынок, чтобы увеличить в будущем объемы прибыли и выручки. В таких условиях необходимо усилить поддержку государства путем софинансирования и обеспечения содействия в перспективных проектах, получения ссуд и т. п. [2].

Другие предприятия сокращают расходы, чтобы увеличить прибыль при ограниченном росте выручки или при ее отсутствии. При этом используются налоговые меры, улучшение условий амортизации, компенсации по затратам различных видов и защита рынка от импорта, сопровождающаяся снижением уровня требований по социальным обязательствам. Государственное регулирование в первом и втором случае следует осуществлять в соответствии с приоритетами развития на долгосрочную перспективу.

Сокращать финансирование разработок и исследований нельзя. Когда страна выйдет из кризиса, она должна обладать определенным объемом инновационных технологий, которые готовы к инвестированию и реализации в производственной сфере.

Существует необходимость в создании инвестиционного коммерческого банка при участии государства, который сможет аккумулировать и распределять финансовые средства, содействовать достижению долгосрочного устойчивого экономического развития страны путем удовлетворения инвестиционных потребностей конкурентоспособного экономического сектора несырьевой направленности, который нуждается в ресурсах. Данный банк сможет решать государственные задачи инвестиционной политики, которая определяется Правительством РФ. Также банк, как финансовая организация, сможет выполнять требования для банков и действовать по коммерческим принципам [1. С. 152].

Описанный комплекс инициатив на федеральном уровне должен оказывать непосредственное влияние на возрождение отраслей высоких технологий и укрепление их положения на российском и международном рынке. В результате ожидается повышение общего уровня развития экономики и активности в промышленности и инвестиционном климате, что напрямую связано с социально-экономическим положением России.

Описанные меры регулирования со стороны

государства позволят последовательно переходить к более эффективному взаимодействию бизнеса с наукой и государством, в условиях, где затраты на НИОКР будут осуществляться крупными предприятиями, а государство будет финансировать фундаментальные исследования. Это позволит стимулировать развитие среднего и малого инновационного предпринимательства.

Список литературы

1. Воронина, Н. В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе / Н. В. Воронина // Финансы и кредит. 2012. № 4.

2. Килячков, А. Л. Рынок ценных бумаг и биржевое дело : учеб. пособие / А. Л. Килячков. М. : Юристъ, 2010.

3. Логинов, В. Инвестиционная политика: возможности реализации и приоритеты / В. Логинов [и др.] // Вопр. экономики. 2011. № 9.

4. Мельников, А. А. Проблемы совершенствования деятельности банков на финансовом рынке России / А. А. Мельников // Деятельность банков на финансовом рынке : науч. альм. фундамент. и приклад. исслед. Финанс. акад. при Правительстве РФ. М. : Финансы и статистика, 2010.

5. Рыжов, И. В. Некоторые аспекты проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. 2010. № 23.

6. Чебанов, С. Иностранные инвестиции: тенденции развития / С. Чебанов // Мировая экономика и междунар. отношения. 2012. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.