Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАТИЗАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ'

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАТИЗАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Скороходов В.П.

Анализируются проблемы модернизации и информатизации в социокультурной сфере. Раскрывается проблематика совершенствования художественной жизни общества как важнейшего фактора развития потенциальных возможностей человека. Основное внимание уделяется различным возрастным и образовательным группам, которые представляют интерес с точки зрения внедрения инноваций в сферу культуры. В культурологическом контексте рассматриваются основные противоречия между традиционными подходами и новационными возможностями в сфере информационных технологий, которые отражены в современной социокультурной деятельности и связаны со становлением информационной культуры в Республике Беларусь. Выявлен механизм модернизационных процессов в белорусской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION AND INFORMATIZATION TRENDS IN THE SOCIAL AND CULTURAL PROCESS

The article is devoted to problems of modernization and informatization in social and cultural spheres. These ideas are considered as the most important factors of the potential human resources development and the improvement of the artistic life of the society. The main attention is paid to the different age and educational groups which are interesting from the point of view of adoption of new technologies to the cultural sphere.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАТИЗАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 166.522; 316.7.001.776

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАТИЗАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ

канд. филос. наук, д-р культурологии, проф. В.П. СКОРОХОДОВ (Белорусская государственная академия музыки, Минск)

Анализируются проблемы модернизации и информатизации в социокультурной сфере. Раскрывается проблематика совершенствования художественной жизни общества как важнейшего фактора развития потенциальных возможностей человека. Основное внимание уделяется различным возрастным и образовательным группам, которые представляют интерес с точки зрения внедрения инноваций в сферу культуры. В культурологическом контексте рассматриваются основные противоречия между традиционными подходами и новационными возможностями в сфере информационных технологий, которые отражены в современной социокультурной деятельности и связаны со становлением информационной культуры в Республике Беларусь. Выявлен механизм модернизационных процессов в белорусской культуре.

Введение. Под модернизацией понимаются процессы культурных изменений, связанные с современными эстетическими вкусами, техническими возможностями, социальными установками, организационными формами, возрастными различиями, научными достижениями, экономическим потенциалом и т.д., которые в совокупности выступают как общественное требование обновления художественной жизни населения. К числу важнейших факторов модернизации в сфере культуры относятся: дифференциация духовных систем и ценностных ориентаций; секуляризация и плюрализация общественного сознания и образования; разнообразие идеологических течений; развитие масс-медиа и современных информационных технологий.

Сегодня модернизация охватывает широкие слои населения, освобождая людей от устаревших форм быта и производства; происходит укрепление предпринимательских слоев и увеличение объема наемного труда; мобильной становится сфера духовного производства, прежде всего в рамках системы образования, которая формирует один из наиболее мобильных и значимых слоев общества - интеллигенцию. Инфраструктура модернизации влечет за собой рост дифференциации социальных институтов, которые берут на себя функцию регуляции новых форм деятельности, при этом сферы общественной жизни обретают разнообразие, что в свою очередь нарушает и разрушает существовавшие ранее регламентации и ограничения.

Цель данного исследования - выявить основные противоречия в социокультурной деятельности, механизм модернизационных процессов в белорусской культуре.

Основная часть. Для современной культуры особое значение имеют: этническая, религиозная, идейно-политическая и социокультурная ситуации в стране, а также уровень, широта и доступность системы образования, степень развитости средств массовой информации, правовой регуляции отношений в социуме. При поверхностном рассмотрении происходящих социальных процессов может возникнуть впечатление, что основой модернизации являются преобразования в сфере технологий производства, изменения в экономических отношениях, вызывающие изменения поведения населения, а значит, и изменения социальных отношений, изменения в политике, в праве, идеологии и культуре.

Российский культуролог Б.С. Ерасов отмечает, что попытки такого рода нововведений в истории часто заканчивались неудачей. Всякий процесс экономических преобразований обязательно должен быть обеспечен соответствующими социальными и культурными основаниями. Движущей силой модернизации выступают преимущественно наиболее социально активные слои общества, занимающие как бы стороннюю, промежуточную позицию в отношении к традиционным классам. Такими, например, были буржуа по отношению к крестьянам, ремесленникам и даже феодалам в эпоху раннего промышленного переворота. Подобную роль играли городские средние слои и технократы по отношению к пролетариату и буржуазии в период становления индустриального общества. На современном этапе модернизации активную роль играют высококвалифицированная часть населения, массовые движения и т.п. В то же время модернизационные процессы всегда характеризовались «центризмом», т.е. соединением модерниза-торских сил, органично вырастающих из недр общества, с влиятельными частями других классов при «отсечении» крайних течений для достижения положительного консенсуса [1, с. 461].

Современное общество Беларуси живет в ситуации постепенного осознания и приспособления к разнообразию ценностей. Но даже приняв установку на плюрализм, общество пока не в полной мере осознает возможность укрепления и развития демократических структур, юридических норм и правил. Простор для публичности, наличие в жизни ценностных инноваций иногда приводят к столкновению самих ценностей, что свойственно не только нашему обществу. В западной науке накоплен огромный опыт осмысления перехода от исторически пройденного пути общества к современному его состоянию, исследованы общие закономерности развития, а также различные проблемы, связанные с социокультурными особенностями, возникающими на пути модернизации. Например, концептуальный арсенал теории модернизации довольно широко использовался учеными Германии для исследования процессов социальных и культурных изменений в различных государствах [2].

Белорусская наука до последних лет не обращалась к концепциям модернизации, само слово «модернизация» по отношению к социокультурным процессам не приветствовалось, в то время как общество находилось в ситуации экстенсивной, часто непродуманной эксплуатации природных, культурных и человеческих ресурсов. Модернизационные процессы в обществе неизбежно связаны с глубокими сдвигами не только в содержании ценностей, но и в самом механизме их трансформаций. Этот процесс нельзя осмысливать в отрыве от культуры и науки, исследующей данные проблемы. Культура всегда осознается как сконцентрированный опыт предшествующей истории, как воплощение прекрасного, полезного, мудрого и как особая реальность. Она практически всегда должна иметь ответы на проблемные вопросы, но в разных культурах ответы могут быть разными, даже противоположными.

Например, даже мысль о том, чтобы изменить сложившиеся отношения или считать их недостаточно эффективными, для некоторых не допустима. Ответы, опирающиеся на прежний опыт, почти всегда являются абстрактными, недостаточными в свете новых условий и потребностей; а культура, даже давая такой ответ, не до конца его формулирует. Значит, противоречие «традиционные подходы - новые технологии» возникает постоянно, стимулирует человека, дает импульс творчеству, поиску культурных и социальных инноваций. Получается, что такое противоречие как будто не только не несет опасность для общества, но и является его необходимым элементом. Все это так, но при одном условии: если субъект способен преодолевать, снимать противоречие, сводить его к минимуму.

Общество неоднородно в культурном отношении, распадается на группы: социальные, возрастные, национальные, профессиональные и т.п. Каждая из таких групп требует выработки специальной стратегии, которая будет учитывать ее особенности, значимость и перспективы. Например, старшая возрастная группа населения страны (55 - 60 лет и старше) с точки зрения восприятия ценностей модернизации малоперспективна, в основном ее представители завершили трудовой цикл, поэтому относительно этой группы можно вести речь только о примирении с реальностью. На другом полюсе культурной ориентации находится молодежь (после школы и до 30 лет) - это наиболее подготовленная к новому образу жизни часть общества. Наконец, еще одна возрастная группа, 30 - 40 лет, - основная и самая деятельная часть общества в плане текущих и будущих преобразований [3].

Модернизация непосредственно связана и с профессиональной ориентацией людей. Рассматривая различные возрастные и образовательные группы общества, выделим те, которые прежде всего интересны с точки зрения процессов модернизации и внедрения инноваций в сферу культуры. Так, интеллигенция в психологическом плане является сложной частью общества, внутри нее происходит расслоение, возникают противоречия, часто зависящие от индивидуальных устремлений конкретного человека, его ближайшего окружения, новой экономической реальности. Но в целом интеллигенция демонстрирует соответствующую подготовленность к жизни по-новому, в сравнении с тем, что было вчера.

Молодежь - самая большая и наиболее способная к восприятию модернизационных течений группа. Многие признаки свидетельствуют о том, что она наиболее подготовлена к тому, чтобы сделать жизненный выбор в пользу реформ и модернизации [4]. Молодые люди прагматичны, ориентированы на личные проблемы, при этом слабо политизированы. Молодежный стиль необходимо использовать как можно шире в специальных программах учреждений культуры и искусства, в прессе. Разговор с молодежью желательно вести на ее языке, в то же время ориентируя её на позитивные ценности.

В Беларуси много талантливых деятелей науки, культуры и искусства, идеологов, журналистов, а также учебных инфраструктур, способных осуществлять сложную модернизационную работу на надлежащем уровне. Сегодня существуют уникальные возможности для использования различных художественных, изобразительных, технических средств, чтобы создать галерею привлекательных образов современных лидеров бизнеса, политиков, деятелей науки и культуры. Нашей политической элите нужно осмыслить и сформулировать наиболее приоритетные социальные запросы, которым должна соответствовать эффективная информационная деятельность по обеспечению модернизационного развития страны. Рано или поздно Республике Беларусь придется решать проблему перехода от технократической парадигмы развития к гуманистической, создавая последовательно и терпеливо программу сплошной модернизации страны, определяя пути ее вхождения в современный мир.

Процесс модернизации в нашей стране не может рассматриваться как реализация некой «образцовой модели», сформированной на опыте западных стран. Он сталкивается с противоречиями и зависит от экономическо-политической и социокультурной специфики определенного общества. В социокультурном плане такого рода противоречия можно системно представить в зависимости от характера процессов, происходящих в данном обществе.

Первым, и наиболее очевидным противоречием процесса модернизации в сфере культуры, является противоречие между необходимостью быстрого обновления имеющегося культурного достояния, существующей системы духовной регуляции общественной жизни и сохранением того ценного, что поддерживает жизненно важные функции общества в его разнообразной и многоуровневой системе жизнедеятельности. Это противоречие можно заметить в противостоянии между модернизаторами и консерваторами, сторонниками западных моделей и национальной самобытности, между приверженцами новой индустрии культуры, ее перевода на рыночные отношения и теми, кто защищает гуманистическое достояние культуры прошлых лет.

Второе, сущностное противоречие, - конфликт между желанием радикального обновления и преодоления, установленных в обществе порядков, тормозящих технический процесс, с одной стороны, и необходимостью поддержания социальной стабильности и гармонии в обществе - с другой. Как в хозяйственном, так и в социокультурном плане обновление имеет целью, прежде всего, широкое внедрение рыночных отношений и частную собственность. Одновременно подвергается радикальному изменению система социализации общества в целом. Такие изменения неизбежно влекут за собой подрыв установившихся моральных норм и ценностей, что проявляется в росте корыстных, коррумпированных, криминальных отношений, расслоении общества на богатых и бедных. Это не только экономическая и не только моральная проблема, но и социокультурная.

Третье противоречие отражает необходимость широкого заимствования современного мирового опыта в отрасли новейших технологий и сохранения самобытности общества, которое в значительной степени определяет место страны и ее роль как самостоятельного субъекта мировых отношений. Широкая открытость общества облегчает усвоение новейших достижений внешнего мира, прежде всего высокоразвитых стран. Однако обратная сторона такой открытости - чрезмерное имитаторство, подражание, излишний перенос элементов чужеродных культур, приводящий к подрыву своего культурного достояния. Слепое копирование образцов иноземной культуры без надлежащей адаптации к своему достоянию оборачивается не только духовным, но и социальным разладом, порождающим реакцию отторжения. По этой причине всякое полноценное, действительно научное рассмотрение современных или существовавших ранее проблем общества, а также выявление перспектив его изменения, внедрение модернизацион-ных процессов требуют учета различных сторон, измерений, уровней и компонентов. Соответственно и всякая практическая работа по модернизации социокультурных процессов, как подчеркивает российский ученый И.Р. Яковенко, должна происходить на основе взаимодействия различных институтов с учетом компонентов (государственных, хозяйственных, социальных, управленческих, коммерческих, образовательных, научных и др.), которые составляют культурную систему [5].

Вместе с тем культура в значительной степени создается в духовном пространстве личности и межличностных отношений. Именно взаимодействие всех этих компонентов и обеспечивает постепенное, но полноценное и устойчивое решение сложных проблем культурной трансформации и успешной модернизации. Рядом с модернизационными процессами шествует, а точнее значительно опережает их, информатизация, приобщившая к себе широкие массы населения. Информатизация - сложный процесс развития потенциальных возможностей человека, всего общества, объективный исторический процесс, который всегда сопутствовал человечеству на пути его развития. Создание компьютера произвело настоящий технологический прорыв в информатизации, прежде всего в обработке данных.

В свою очередь, с массовым внедрением автоматизации встала проблема создания системы доступа к общим информационным ресурсам и реализации единого информационного процесса. Эта задача была реализована вначале в форме локальных вычислительных, а затем телекоммуникационных сетей. Они очень быстро привели к созданию глобальной сети Internet, миллионы компьютеров, объединенных Internet, образовали глобальное информационное пространство. Можно с уверенностью утверждать о существовании взаимосвязи культуры и информатизации. Последняя является своеобразным двигателем культуры, достижения которой обогащают «прикладной» информационный потенциал общества и в значительной степени определяет курс развития информатики и информатизации. Особенно отчетливо это начало выявляться и осмысливаться на современном этапе информатизации, который можно назвать компьютерно-телекоммуникационным. Наличие телекоммуникационных сетей, слившихся в глобальную информационную систему Internet, позволило создать принципиально новую ситуацию в сфере информатизации культуры.

Современная информатизация коренным образом изменяет технологию и содержание традиционной художественной деятельности, создает новые возможности для ее сохранения и развития, обеспечи-

вает появление новых видов и форм творчества, культурного обслуживания населения. Глобальное планетарное информационное пространство Internet не имеет государственных границ и обеспечивает доступ к культурным ценностям, содержащимся в информационных хранилищах и базах данных всех абонентов независимо от их территориального размещения. Любые культурные ценности становятся достоянием мирового информационно-культурного пространства. К этой сети уже сегодня подключены информационные системы ведущих музеев, библиотек, учебных заведений Республики Беларусь, что дает возможность вести информационный обмен более оперативно и эффективно, чем ранее.

Например, в музейном деле сегодня одним из перспективных направлений культурологических информационных систем является использование электронных экспозиций, создание которых расширяет возможности экспонирования. Сегодня в республике на протяжении года экспонируется только около 8 - 12 % музейных предметов от объема фондов [6], остальные лежат в запасниках десятилетиями, а то и вовсе никогда не попадают в экспозиции. Одна из основных причин недоступности многих художественных ценностей - недостаток пространства для экспонирования. Электронные же копии музейных предметов практически не требуют специальных площадей, им необходимо только пространство памяти компьютера. Каждая электронная копия с момента размещения в базе данных попадает в состав электронной экспозиции и становится доступной для просмотра. Подключение электронной экспозиции к Internet в свою очередь обеспечивает возможность посещения такого музея практически из любой точки планеты и в любое время.

Информатизация влияет на кинематографическое искусство, компьютерная графика и анимация властно ворвались в эту сферу искусства, их возможности действительно безграничны; но более важным является то, что изобразительные средства и новые технологии позволяют сделать зрителя участником действия. Мечта А.Н. Скрябина о синтезе звука и света, музыки и цвета получила реальное воплощение при использовании возможностей компьютера. Быстро развивается и новый вид искусства -компьютерный дизайн, рожденный информатикой и являющийся ее первым значительным проникновением в сферу искусства.

Информатизация культуры в Республике Беларусь началась в первой половине 1990-х годов, значительно позже, чем в других отраслях народного хозяйства. До того времени автоматизация, как первый этап компьютерной информатизации, насчитывала уже не один десяток лет. Существуют объективные и субъективные причины такого позднего старта информатизации в сфере культуры. К первым относится недостаток финансовых средств. Но все же более весомые причины - субъективные: непонимание роли и места информатизации в современном мире, недооценка ее роли в культуре специалистами и руководителями различных учреждений. Однако подвижки в этом направлении с каждым годом набирают темпы, а главной формой современной информатизации культуры становятся сложные культурологические информационные системы. Так, в стране создана единая библиотечная информационная система. Каталогизация музейных ценностей сегодня немыслима без автоматизированных систем, создан и успешно пополняется Государственный каталог Музейного фонда страны, который объединил все музейные учреждения. Этот каталог стал не просто базой данных об особо ценных музейных предметах, не просто удобной и совершенной поисковой системой, он также раскрыл методологический и методический потенциал. Центр Госкаталога стал местом разработки и внедрения описательных стандартов и унифицированного лингвистического аппарата по описанию музейных предметов, а также обучающим центром музейных специалистов всей страны.

Информатизация сферы культуры требует определенных знаний и подготовки специалистов, их отсутствие сдерживает развитие информатизации культуры и создает предпосылки для бурной деятельности авантюристов от культуры, приводит к нерациональному расходованию финансовых ресурсов. Необходима широкомасштабная программа обучения основам информатики специалистов и руководителей, работающих в сфере культуры. В Республике Беларусь уже накоплен определенный опыт, ведущие учреждения и организации культуры прилагают значительные усилия не только для внедрения компьютерных технологий в свою деятельность, но и обучают работников различных учреждений культуры и искусства современным навыкам информационного менеджмента.

В настоящее время широкое распространение получают мультимедиа - интерактивные системы, обеспечивающие работу с текстом, статистическими и динамическими изображениями (видео), ани-мированной компьютерной графикой, речью, музыкой и т.п. С развитием мультимедийных технологий у искусствоведов, культурологов, как и у других специалистов в отрасли гуманитарных дисциплин, появилась возможность создавать художественный продукт путем подготовки электронных изданий на компакт-дисках и других носителях, насыщая его словесными текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоинформацией [7].

Для подготовки и фиксации культурного продукта с помощью мультимедийных технологий возникают новые направления и методики исследования. В гуманитарной сфере можно, например, говорить о необходимости развития «мультимедийной культурологии» как прикладной научной дисциплины,

ориентированной на внедрение результатов культурологических исследований. Для обеспечения возможности создания мультимедийного продукта в отрасли культуры следует несколько изменить подход к исследованиям, к подготовке материалов, так как в этом случае весьма значительную часть работы будут составлять иллюстрации, аудио- и видеоинформация.

Мультимедийные издания, включающие в себя специализированную поисковую систему, терминологические словари и каталоги иллюстраций, при использовании в процессе обучения дают возможность преподавателям внедрять новые технологии, а учащимся и студентам - выполнять задания более эффективно. Специально подобранная фоновая музыка и художественное оформление, которые основываются на оригинальном материале, привлекают пользователей к миру цвета и форм, звуков и настроений, способствуют более полному пониманию особенностей художественной культуры.

Заключение. Современные процессы модернизации и информатизации изменяют облик культуры, ставят перед деятелями культуры новые задачи. Так, технологический процесс создания мультимедийной продукции в сфере культуры предусматривает участие специалистов, которые бы имели широкие знания. С одной стороны, это технология обработки и представления информации; с другой - культура во всем ее разнообразии. Специфика новационного производства и внедрения продукции в духовную жизнь общества требуют участия специалистов с базовым историческим, искусствоведческим, культурологическим образованием, владения мультимедийными технологиями. С развитием мультимедийных технологий у сотрудников музеев, библиотек, домов культуры, членов творческих союзов, ученых (искусствоведов, культурологов и других специалистов в отрасли гуманитарных знаний), чьи исследования и разработки могут быть представлены не только в форме текстов, но и в иллюстрациях, аудио- и видеоинформации, сегодня появилась реальная возможность внедрения своих работ путем создания электронных изданий. Издания художественного направления, которые представляют белорусскую культуру среди многообразия культур мира, содействуют сохранению культурных ценностей, получению глубоких и полноценных знаний о прошлом и настоящем культуры Беларуси.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.

2. Wehler, H.U. Modernizierungstheorien / H.U. Wehler. - Gottingen, 1975.

3. Ахиезер, А.С. Конфликт ценностей - социальная проблема / А.С. Ахиезер // Модернизация в России и конфликт ценностей: сб. ст.; отв. ред. С.Я. Матвеева. - М.: Рос. акад наук. Ин-т философии, 1994. -С. 37 - 45

4. Ахиезер, А.С. Ценности, культура и социальные отношения / А.С. Ахиезер // Модернизация в России и конфликт ценностей: сб. ст.; отв. ред. С.Я. Матвеева. - М.: Рос. акад наук. Ин-т философии, 1994. -С. 14 - 36.

5. Яковенко, И.Г. Предпринимательские ценности в маргинальной среде // Модернизация в России и конфликт ценностей: сб. ст.; отв. ред. С.Я. Матвеева. - М.: Рос. акад наук. Ин-т философии, 1994. -С. 319.

6. Скараходау, У.П. Сацыядынашка культуры сучаснай Беларуа / У.П. Скараходау. - Мшск, 2003. -40 с.

7. Михневич, А.Е. Об использовании мультимедийных технологий для подготовки CD-публикаций по гуманитарным наукам / А.Е. Михневич, А.Е. Шифрин // Аттестация. - 2002. - № 7. - С. 94 - 98.

Поступила 28.01.2012

MODERNIZATION AND INFORMATIZATION TRENDS IN THE SOCIAL AND CULTURAL PROCESS

V. SKOROHODOV

The article is devoted to problems of modernization and informatization in social and cultural spheres. These ideas are considered as the most important factors of the potential human resources development and the improvement of the artistic life of the society. The main attention is paid to the different age and educational groups which are interesting from the point of view of adoption of new technologies to the cultural sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.