УДК: 323
МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ MODERNIZATION MODEL OF DEMOGRAPHIC SECURITY
Сергушко Р.Н.
Южно-Российский институт управления - филиал ЮжноРоссийский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Sanguszko R.N.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: В статье рассматривается политическая модернизация демографической политики. Проанализированы основные направления процесса российской политической модернизации, адекватные воздействиям глобальных трансформационных вызовов.
Abstract: this article examines the political modernization of demographic policy. Analyzed the main directions of the Russian political process of modernization that is adequate to the influences of global transformational challenges.
Ключевые слова: демографическая политика, политическая модернизация, национальная безопасность, политический процесс, глобализация.
Key words: demographic policy, political modernization, national security, political process, globalization.
Политическая модернизация России XXI века как основа вступления ее на модернизационный путь развития влечет за собой модернизацию экономики и социальной жизни страны. Она определяется как процесс выработки в политической системе способности постоянно и успешно адаптироваться к меняющимся условиям и задачам, создавать новые политические институты, модифицировать старые, дабы обеспечивать контроль над ресурсами, обеспечивать политическую стабильность, создавая в то же время каналы для эффективного диалога между обществом и государством, формируя новый демократический тип взаимодействия. [1]
В начале XXI в. теория модернизации все чаще уступает свое ведущее место в научном и политическом мире Запада новой парадигме -неолиберализму. Она который выступает за ограничение регулирующей роли государства в экономической, социальной жизни, за всемерное развитие частного предпринимательства и свободы рынков. В политической сфере неолиберализм пропагандирует демократические свободы и права личности, предлагает разнообразные формы самоуправления. В отличие от российской теории модернизации центральный тезис современного неолиберализма - демократия как необходимое условие развития, а не его итог.
Модернизационная парадигма, избранная Россией как руководство к действию позволяет объективно рассматривать проблемы российской модернизации и современную концепцию реформирования. В российском понимании модернизация рассматривается как процесс, основанный на использовании особенностей национально-культурного, политического и экономического развития. [2] Произошло осознания того факта, что в
основе фундаментальных изменений в общественной жизни лежит конфликт между стремлением к национальному самоопределению и мировой культурой. То есть, между всеобщими стандартами и национальными ценностями. Понятна и необходимость учета внешних и внутренних факторов, воздействующих на процесс модернизации, поиска адекватных механизмов реагирования на них, а также путей реализации поставленных задач. Использование концептуальных положений теории модернизации, их творческое и рациональное развитие, акцентирование внимания на изучении реальных процессов и проблем, путей и форм их преодоления позволяет создать оптимальный механизм формирования стратегии и тактики российских политических, экономических, социальных реформ, в т.ч. реформы реформа демографической политики.
[3]
Трансформационные вызовы глобального масштаба представляют собой совокупность кардинальных миросистемных изменений, произошедших в результате трансформации биполярной геополитической модели мироустройства. [4] Эта модель позволила совершить перемены в мировом раскладе сил, международном статусе государств, позволила установить новые «правил игры» мировых лидеров, приведших к глобализации в ее современном понимании. В свою очередь, глобализация привела к обострению межцивилизационных отношений и оказала серьезное воздействие на политические, экономические, геостратегические отношения как на мировом, региональном, межгосударственном, так и на внутригосударственном уровне. [5] Россия оказалась перед лицом глобализации не вполне готовой к достойному участию в ее процессах. Глобализация - такое социальное явление, в которое нужно включаться экономически мощным государствам. Россия после 90-х гг. оказалась ослабленной экономически, она потеряла немало территорий в результате распада СССР и понесла огромные демографические потери. Глобальные
позиции двадцатилетней давности, позволявшие нашей стране уверенно себя чувствовать в мировых процессах, утеряны.
Процессы модернизации последних полутора десятилетий, проходившие в рамках либеральных реформ, не привели к улучшению состояния российского общества, скорее. [6] Более того, оно оказалось не подготовленным под новые локальные и глобальные вызовы. Поэтому внутриполитические цели и задачи социально-экономического развития по-прежнему остаются одними из ключевых вопросов политики государства. Решить их можно только при использовании модернизационной модели, исходя из интересов всего общества. Только сильное, гармоничное государство со здоровым консолидированным обществом в состоянии справиться с современными трансформационными вызовами.
С приходом к президентской власти В.В. Путина начался процесс консолидации общества. После деления общества на богатых, бедных и нищих создание консолидированного общества без новой социальной политики — задача архисложная. В результате планомерной и целенаправленной работы президентской Администрации, Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. Президенту удалось проявить политическую инициативу и стать доминирующим субъектом политики, определяя ее повестку дня и направления развития. [7, С.12]
Новый политический блок стал проводить целенаправленную прагматичную государственную политику по укреплению экономики, социальной сферы, по защите суверенитета и национальных интересов России. В отличие от предыдущих российских политических фигур президент опирается на общественное мнение и проводит постоянное стимулирование общественной поддержки как основного ресурса реализации решений и ограничения влияния на политику представляющих
угрозу стабильности государства политических субъектов. [4] За это время удалось ограничить процедуры согласования интересов, повысить скорость принятия решений, более эффективно выполнять организаторские, контрольные и, в случае необходимости, карательные правовые функции по отношению к элитным и криминальным группам.
Постоянно растущие внешние глобальные вызовы национальной безопасности государства, общества, семьи и отдельного человека подтверждают целесообразность корректировки реализуемой в России модели политической модернизации, ее адаптации к глобальным угрозам.[9 . С.153]
Основные направления процесса российской политической модернизации, адекватные воздействиям глобальных трансформационных вызовов, включают: укрепление геополитического статуса России, ее национальной безопасности; экономический рост, создание экономики устойчивого развития; инновационное, технологическое обновление всех сфер экономики; создание государства реального суверенитета, государства инновационного развития; укрепление гражданского общества; развитие образования и науки; рост национальной самоидентификации, национального самосознания российского обществ; укрепление и рост демографического потенциала; повышение имиджа России на мировой арене.
Сегодня перед Россией, пожалуй, впервые в ее истории фактически встал демографический выбор. Или она как сложившаяся историко-культурная полиэтническая общность будет разрушена внешней экспансией, или будет кардинально изменена государственная демографическая политика, предусматривающая остановление депопуляции, регулирование миграции, создание социально-экономических условий для укрепления человеческого потенциала с целью сохранения Российского государства, способное обеспечить контроль над
собственным геополитическим пространством. Выбор демографической политики имеет в прямом смысле судьбоносное значение. [2]
Национальная безопасность в своей основе содержит демографическую компоненту, что определенным образом определяет политику государства в области регулирования основных параметров демографической политики. [7]
Большинство ученых устоявшиеся демографические тенденции связывают с реализацией советского модернизационного проекта, который был сориентирован на институциональные изменения сферы экономики, политики и права, оказывая существенное влияние и на ментальную сферу жизни населения. После развала СССР и тотального реформирования российской государственности в российском обществе трансформировались его моральные устои, резко изменилась ментальность населения, что не могло не повлиять на мировоззрение людей. Существенно изменилось отношение к семье, браку, такой деликатной области, как любовь и интимные отношения. Изменения взглядов концентрируются в сфере социальности, которая, несмотря на традиционную самобытность образа жизни, публичность, гражданственность, все же осуществила переход от традиционной социоцентристской модели поведения к модернистской персоноцентристской. Эти трансформации распространились на матримониальное, прокреативное, сексуальное, семейное, жизнеохранительное, миграционное поведение, во многом определяя давление на демографическую ситуацию в России.
Демографическая модернизация, которая в настоящее время продекларирована государством, как явление политико-правового порядка предполагает формирование институционально-правового поля, обеспечивающего воспроизводство населения в необходимых для страны формах и объемах. Матримониальная эмансипация, являющаяся ее
необходимым следствием, получающая в России политико-правовую легитимацию на протяжении ста лет, привела к снижению рождаемости, являющейся следствием трансформаций не только институционально-правовой, но и ментальной сферы, где брак, семья, дети перестают быть основополагающими ценностями человеческой жизни.
Большое значение в развитии российского демографического кризиса имеет идеологический подход к демографической сфере, опирающийся на концептуальный политико-правовой контекст демографической модернизации, теории демографического перехода. Семья и брак есть социальные институты, регламентирующие отношения полов, а также взаимные обязанности и права, существенные для функционирования семейной группы. Во всей совокупности норм, входящих в институты семьи и брака, выделяются юридические нормы, традиционно-ментальные нормы. В целом, они являются системой значимых институциональных факторов, влияющих на демографические процессы.
Семейный кодекс Российской Федерации не обеспечивает решения всей совокупности задач правового регулирования семейных отношений. Важной теоретико-методологической причиной этого является нерешенность проблем, связанных с формированием отрасли семейного права: не определены субъект и объект (предмет) семейного права, не выявлено его отношение к гражданскому, частному и публичному праву, не сформулированы методы семейного права. В этом отношении шагом вперед являются разработка и принятие федерального закона «О демографической безопасности Российской Федерации», предметом правового регулирования которого должен стать демографический суверенитет. [8, С. 14-35]
Список литературы:
1. Яшкова Т.А.Актуальные вопросы современной политической науки. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://read.virmk.ru/DISSER/diser_doc/2007/TRANS_GLOBAL/YashkovaTA_ 2.htm
2. Яшкова Т. А. Политическая модернизация (теоретико-методологические аспекты) / Политология. М.: Проспект, 2006.
3. Артюхин О.А., Денисенко И.Ф. Модернизация политического управления: трансформация ориентиров // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2.
4. Швец Л.Г., Старостин А.М. Мотивационная составляющая эффективности местного самоуправления // В сб. «Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии)». Ростов н/Д., 2011
5. Иванова Л.Л., Крицкая А.А. Кадровая безопасность в сфере государственного управления (региональный аспект) // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 2 (80).
6. Артюхин О. А. Региональные особенности государственной политики в российской федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 3.
7. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года. М.: «Европа», 2008.
8. Рыбаковский Л. Концепция демографической политики: федеральные и региональные аспекты // Народонаселение. 2005. № 3.
9. Артюхин О. А. Политические аспекты противодействия экологическим и климатическим угрозам|| Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 4.