англоязычные реципиенты неоднократно подчеркивают значимость роли осведомленности туриста о предыстории достопримечательности, в связи с чем отдельное место при описании дворцового комплекса занимает оценка услуг экскурсионного сервиса и аудиогида: It is very important you take a informed guide with you who will walk you through the City and tell details of each building/monuments -Очень важно взять с собой толкового экскурсовода, который проведет вас по городу и подробно расскажет о каждом здании/памятнике; I'm grateful we got the audio guide, as it definitely gave some interesting insight into the architecture, details, and some of the history - Я благодарна за то, что мы воспользовались аудио-гидом, так как он дал интересные сведения об архитектуре, особенностях и некоторых исторических моментах.
Угнетающее впечатление на англоязычных реципиентов производят устойчивый поток экскурсантов и многочисленная толпа посетителей, которые неизгладимо оказывают негативное воздействие на общее состояние туриста: The queues are extremely long so it's best to purchase the tickets in advance to avoid wasting time and to spare yourself from the hassle and stress of going through a sea of
people at the southern gate - Очереди чрезвычайно длинные, поэтому приобретать билеты следует заранее, чтобы не терять времени и не испытывать стресс от преодоления толпы людей у южных ворот.
Таким образом, в данной научно-исследовательской работе был проведен когнитивно-дискурсивный анализ ценностных доминант и определена лингво-культурная специфика аксиологических категорий оценивания объектов действительности в структуре качественно отличных знаковых систем, вследствие чего искомая гипотеза о непосредственной корреляции ценностной картины мира и факта сопричастности к той или иной лингвокультурной парадигме была подтверждена посредством концептуального анализа фактического материала и процесса интерпретации стилистически маркированных оценочных суждений. Перспективой изучения когнитивных характеристик и концептуальных закономерностей ценностных доминант разных лингвокультур на материале туристического дискурса является многоаспектный анализ феномена языковой личности и процесс преломления общепризнанных установок сквозь призму субъективных аксиологических моделей восприятия внешней действительности.
Библиографический список
1. Хомутова Т.Н., Денисенко М.Г. Туристический дискурс: интегральный подход. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2021; № 4: 81-84.
2. Сакаева Л.Р, Базарова Л.В. Понятия «туризм» и «туристический дискурс» в современной научной парадигме. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014: 159-161.
3. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012; № 2: 396-405.
4. Ahmed A.Q. Mohammed, Zuhra A. Almaqtari, Ahmed A.A. Saeed. Axiological and systematic linguistic in language. International Journal of Innovation Scientific Research and Review. 2021; Vol. 03, Issue 07: 1524-1528.
5. Шевченко В.Д., Шевченко Е.С. Аксиологическая доминанта в дискурсе. Вестник Оренбургского государственного университета. 2016; № 5: 27-30.
References
1. Homutova T.N., Denisenko M.G. Turisticheskij diskurs: integral'nyj podhod. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika. 2021; № 4: 81-84.
2. Sakaeva L.R., Bazarova L.V. Ponyatiya «turizm» i «turisticheskij diskurs» v sovremennoj nauchnoj paradigme. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2014: 159-161.
3. Goncharova N.N. Yazykovaya kartina mira kak ob'ekt lingvisticheskogo opisaniya. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2012; № 2: 396-405.
4. Ahmed A.Q. Mohammed, Zuhra A. Almaqtari, Ahmed A.A. Saeed. Axiological and systematic linguistic in language. International Journal of Innovation Scientific Research and Review. 2021; Vol. 03, Issue 07: 1524-1528.
5. Shevchenko V.D., Shevchenko E.S. Aksiologicheskaya dominanta v diskurse. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 5: 27-30.
Статья поступила в редакцию 23.08.24
УДК 821.512.145
Minnullina F.Kh, Cand. of Sciences (Philology), senior research associate, G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of Tatarstan Academy
of Sciences (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN TATAR DRAMA: «NEW DRAMA». The turn of the XX-XXI centuries was marked by cardinal changes in the socio-political, socio-cultural sphere of Russian society. The Tatar drama of the studied time is distinguished by the search for new literary forms, genres, images, plots, etc. The article is devoted to the study of the aesthetic nature of the drama genre. The main trends in the development of Tatar drama at the turn of the XX - XXI centuries are revealed: the history of the emergence of the «new drama» movement, aspects of poetics (hero, conflict, language, etc.). Special attention is paid to the search for new literary forms, plots, conflict, the appearance of a new type of heroes. The ambiguous content and structural transformations of Tatar drama, changes in world perception, and human value orientations are analyzed. The main signs of such a phenomenon as the «new drama» are traced. Special attention is paid to the absurdity of life, cruelty, and alienation of the individual from the world.
Key words: new drama, Tatar drama, hero, conflict, cruelty, language, genre
Ф.Х. Миннуллина, канд. филол. наук, ст. науч. сотр., Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук
Республики Татарстан, г. Казань, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННАЯ ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИИ: «НОВАЯ ДРАМА»
Рубеж ХХ-ХХ1 вв. ознаменовался кардинальными изменениями в общественно-политической, социально-культурной сфер жизни российского общества. Татарская драматургия изучаемого времени отличается поиском новых литературных форм, жанров, образов, сюжетов и т. д. Статья посвящена исследованию эстетической природы жанра драмы. Выявляются основные тенденции развития татарской драматургии рубежа ХХ-ХХ! вв.: история возникновения движения «новая драма», аспекты поэтики (герой, конфликт, язык и др.). Особое внимание уделяется поискам новых литературных форм, сюжетов, конфликта, появлению героев нового типа. Анализируются неоднозначные содержательные и структурные трансформации татарской драматургии, изменения мировосприятия, ценностных ориентиров человека. Прослеживаются основные признаки такого явления, как «новая драма». Особое внимание уделяется абсурдности жизни, жестокости, отчуждению личности от мира.
Ключевые слова: новая драма, татарская драматургия, герой, конфликт, жестокость, язык, жанр
В конце ХХ - начале XXI вв. произошли изменения в поэтике татарской драматургии, что свидетельствует о новых художественных поисках писателей, стремящихся отразить свои авторское мировосприятие и индивидуальность. Наряду с романтическими и реалистическими направлениями развиваются модернистские и постмодернистские приемы. Происходит перестройка общественного сознания, формируется новая этика, «новая драма».
Актуальность статьи определяется неизученностью художественного своеобразия «новой драмы» и поисками путей их осмысления в новых культурно-исторических условиях в татарской драматургии рубежа ХХ-ХХ1 вв.
Цель исследования заключается в выявлении особенности «новой драмы» в татарской драматургии рубежа ХХ-ХХ1 веков на примере пьес Ф. Амирхана,
М. Гилязова, С. Гаффаровой, которые позволяют осмыслить термин «новая драма», реализацию авторских задач, определить основополагающие аспекты становления поэтики «новой драмы» в татарской драматургии рубежа ХХ-ХХ1 вв., а также рассмотреть ее особенности.
Научная новизна работы заключается в выявлении эстетической стратегии «новой драмы» в татарской драматургии, а также в описании поэтики «новой драмы».
Теоретической базой статьи являются научные труды ученых, которые занимаются изучением проблематики и поэтики родов и жанров: С.Я. Гонча-рова-Грабовская, М.И. Громова, З. Минц, В. Хализев и др. В процессе работы также опирались на труды ученых по современной татарской драматургии
А.Г. Ахмадуллина, Н.Г Ханзафаров, А.М. Закирзянова и др., которые содержат ценную информацию относительно татарской драматургии. Однако явление «новая драма», вопросы ее анализа, возможности верификации остаются вне поля зрения исследователей. Нужно отметить, что в диссертационной исследовании А. Кадыровой «Пьесы Г Исхаки на тему интеллигенции - аспект «новой драмы» (пьеса «Мугаллима), в статье В. Аминевой «Фатих Амирхан и русская литература: типологические параллели» («Неравные») выявляются некоторые аспекты «новой драмы».
Научно-практическая значимость статьи заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов по истории татарской драматургии и теории литературы.
Как отмечает И.М. Болотян, «новую драму» можно рассмотреть как историко-литературную категорию, применимую и к драматургии начала XX века, и к драматургии конца XX - начала XXI вв., которая составляет общую историко-культурную ситуацию «рубежа столетия», осознание исчерпанности традиционных форм и необходимости поиска нового [1, с. 146]. В данной статье не ставится задача провести подробное сопоставление «новой драмой» начала прошлого века с драматургией движения «новая драма» начала XXI века. В работе рассматривается значение термина «новая драма», которое поможет выявить некоторые критерии понятия «новая драма» и ответить на вопрос о том, насколько уместно его использование в татарской драматургии. «Новая драма» возникает на рубеже веков, в кризисные периоды исторического развития общества, она берет свои истоки из «новой драмы» конца XIX - начала XX веков: творчества Г Ибсена, А. Стриндберга, А. Чехова и др. По мнению исследователей, «новая драма» начала XX века опирается в первую очередь на новую концепцию личности, обусловливающую появление новых типов героя, конфликта, других отличных от канонических, структурных особенностей пьес, специфических жанровых образований» [1, с. 43]. Изучая татарскую литературу, Д. Загидуллина пишет: «Начало XX в. в татарской литературе отмечено изменениями в типе художественного видения мира, способах мышления и самовыражения» [2, с. 163]. Идейно-эстетические принципы и новизна этого времени отражается в пьесах Г Кулахметова, Г Исхаки, Ф. Амирхана и др. В драме Г Исхаки «Мугаллима» (1913) находят воплощение принципы «новой драмы». Как отмечает А. Кадырова, «в своей структуре пьеса несет элементы, присущие искусству современной русско-европейской формы, получившей название «новой драмы»» [3, с. 13]. А. Мухутдинова, ссылаясь на опыт Г. Ибсена, М. Метерлинка как зачинателей жанра «новой драмы», в противовес драматургии «национально-бытового направления» она вписывает и пьесу Г Исхаки [4, с. 204]. Здесь и новый тип конфликта, характер героини. Главное качество, которое демонстрирует Фатыма, - это мотив жертвенности, долга, согласно которому, вопреки личному, выбирается идеал всеобщего счастья. Нужно отметить следующее: «Есть существенные моменты типологического сходства между пьесами Ф. Амирхана и западноевропейской и русской драмой начала ХХ в., получившей условное наименование «новая драма»» [5, с. 6]. Ф. Амирхан в этот период написал две пьесы: «Молодежь» (1909) и «Неравные» (1915). РК. Ганиева считает, что художественный метод Ф. Амирхана - «сложное синтетическое явление, вобравшее в себя художественно-эстетический опыт модернистских течений, обогативших художественную систему его реализма. В психологической драме «Неравные» выделяются черты импрессионизма, соответствующие приемам А.П. Чехова» [6, с. 81]. Писатель в подзаголовке дал драме второе название - «Новые люди». В ней впервые на сцену выходит интеллигенция современной формации. Образы Рукии и Сулеймана воплощают новые черты личности, общества, которые смотрят на мир с гуманистических позиций. Как утверждает М.И. Ибрагимов, «конфликт в «Неравных» не строится на столкновении «старого» и «нового»: «отцов» (Сафы Насибуллина и его жены Салихи) и «детей» (Гумера, Салимы, Рокии), не является основополагающим» [7, с. 101]. В пьесе конфликт связан с двумя типами: татарской национальной интеллигенцией, стремящейся к прогрессивному, но не отрицающей татарскую национальную культуру (Сулейман, Салимэ, Ракия), и «западниками», для которых прогрессивность заключается в предпочтении русского и в отрицании национального (Закир, Габдулла). По мнению писателя, залогом прогресса татарской нации является совмещение лучшего, что есть в обеих культурах [5, с. 8]. Как пишет Р.К. Ганиева», «в импрессионистической по композиции и стилю драме «Неравные» Ф. Амирхану в ярких художественных образах удалось осуществить удачный экзистенциальный анализ об извечном неравенстве людей перед Бытием в мире...» [6, с. 82]. В пьесе наблюдается усиление повествования авторскими ремарками, вплетением в текст размышлений о литературе, языке, музыке, об изменении экономических основ общества, европеизации системы образования. Можно сказать, что пьеса «Неравные» является одним из первых примеров жанра «интеллектуальной пьесы» в татарской драматургии.
«Новая драма» конца XX - начала XXI вв. заявила о себе в ответ на перестроечные процессы, начавшиеся в конце ХХ столетия. Это привело к обновлению и обогащению концепции личности. Изучая специфику «новый драмы», исследователи отмечают стремление современных молодых авторов к «художественным экспериментам по моделированию условных ситуаций, даже целых условных миров, и по созданию художественных средств, разработке особого языка для выражения определенных идей...» [8, с. 128]». М. Липовецкий и Б. Бой-мерс выявляют основной конфликт современной пьесы - кризис идентичности, обусловленный тем фактом, что на постсоветском пространстве основным спо-
собом коммуникации стало насилие [9, с. 22-35]. Понятие «новая драма» может быть рассмотрено, во-первых, как историко-литературная категория, во-вторых, как обозначение театрально-драматургического движения рубежа XX-XXI вв. С.Я. Гончарова-Грабовская отмечает: «Сегодня «новая драма» стала эпицентром критики. Одни связывают это понятие с фестивалем «Новая драма», другие - с пьесами-вербатим, третьи увидели в ней черты, присущие европейской new writing (трагическая тональность, жестокость, одиночество)» [10, с. 146]. В «новой драме» происходит подмена таких понятий, как «художественность», «эстетическая составляющая», натурализмом, жесткостью. В поэтике «новой драмы» выделяются два основных модуса: условно-метафорический, в котором присутствует философско-интеллектуальное начало, и гиперреалистический. Пьесам условно-метафорического характера свойственно сочетание реального и виртуального. В них присутствуют интертекстуальность и элементы абсурда, постмодернистская игра, мифы и литературные архетипы, фантастика и реальность. Например, в комедии З. Хакима «Русалка - любовь моя», основанной на постмодернистской концепции, отразились такие явления, как алкоголизм, утрата духовных ценностей. «Автор, используя миф о русалке, создает пародию на татарское общество своего времени. Разрушение знакомого нам мифа служит еще более печальным проявлением застоя и уродства в жизни» [11, с. 152]. В пьесе есть элементы «театра абсурда», которые способствуют восприятию действительности как хаоса. «Пьесы гиперреалистического модуса, интегрирующие признаки реализма и натурализма, отражают жестокость среды, где действительность изображается в гиперболизированной форме, показано «социальное дно»» [10, с. 72]. Авторы «новой драмы» обращают внимание на отчужденность, жестокость человека. Наблюдаются разрушение, трансформация положительного героя, осуществляется поиск новых его моделей. Начало XXI в. вывело на сцену «реального героя», взятого из жизни (бомжи, проститутки, наркоманы, заключенные и др.). Татарская драматургия рубежа XX-XXI вв. характеризуется стремлением к новаторству и экспериментам, к многообразию художественных жанров и форм. Некоторые драматурги придерживаются реалистического направления, в то время как другие предпринимают эксперименты. Элементы «новой драмы» встречаются в пьесах М. Гилязова и С. Гаффаровой, где можно отметить следующие моменты: шокотерапия, ломка канонов классической традиционной драмы, отказ от эстетических ориентиров, употребление ненормативной лексики. В драматургии начала ХХ! века также поднимаются вопросы формирования молодого поколения, часть которого в ходе поиска своего места в жизни запуталась, впала в депрессию, потянулась к пьянству и наркомании. Как одно из свойств «новой драмы» в пьесе М. Гилязова наблюдается изменение структуры художественного пространства: доминирует асинхронность событий, в которой прошлое, настоящее и реальное переплетаются («Сны опустевшего дома»). Влияние «новой драмы» на творчество М. Гилязова заключается в его стремлении передать «документальную точность» современности. В таких произведениях, как «Сны опустевшего дома», «Строитель, Кузнец и Садовник», драматург раскрывает моральный облик современного человека, обращает внимание на жестокие аспекты жизни. Как отмечает С.Я. Громова-Гробовская, «центральное место в структуре художественного пространства современной драмы занимает топос дома... Обычно дом олицетворяет порядок, гармонию, красоту, свидетельствует о социальном статусе героя и представляет их нравственные и эстетические качества, духовность. В то же время дом может олицетворять хаос как определяющий признак неустроенности человека в мире» [10, с. 32]. М. Гилязов в драме «Сны опустевшего дома» раскрывает сквозь образ разрушающегося дома сложные взаимоотношения его обитателей. Исследуя экзистенциальное состояние человека, драматург показывает абсурдность и жестокость повседневности, сложные отношения между людьми, непонимание (члены одной семьи друг другу не помогают), преступность, грабежи (Ленар, Нурик), пьянство (Сафиулла) и др. В пьесе М. Гилязова время «двуслойно», так как настоящее передано через воспоминания. Главный герой драмы «Строитель, кузнец и садовник» Айдар превращается в жестокого человека. «Ну, так веди свою подругу!.. Будет спать с тобой! А может и мне перепадет! Поделишься невестой!» - говорит он брату [12, с. 146]. Поступками молодого человека руководят не романтические чувства, а низменные страсти. Главный герой не задается вопросами о жизни, смерти и не становится жертвой сам - жертвами становятся другие. Обращение С. Гаффаровой к современным проблемам осуществляется не через символику, иносказание, а сквозь жестокие бытовые реалии. Молодой драматург ясно высказывается о том, что происходит вокруг. Жестокий натурализм оказывает шоковое воздействие на читателя. Примером могут быть пьесы С. Гаффаровой «Лента», «Лазурный берег» (С. Гаффарова, Й. Миннуллина). Эти пьесы отражают катастрофическое сознание современного человека и общества. Пьеса «Лента» изобилует ненормативной лексикой. Одной характерной особенностью новой драмы, по мнению критиков и исследователей, является краткость текста. В таком ракурсе написана и данная пьеса. Драматург расщепляет текст пьесы на фрагменты, на первый взгляд, не связанные между собой, но подчиняет их общей концепции произведения. В произведении «Лазурный берег», написанном в соавторстве с Ю. Миннулиной, в диалогах подростков раскрываются страшные ситуации насилия, которые молодые люди воспринимают спокойно. Социальное отчуждение, ненависть представлены автором как норма жизни. Автор через героя-подростка «разоблачает» окружающую нас «действительность». С. Гаффарова использует прием исповедальности, который присущ «новой дра-
ме». С помощью натуралистичных подробностей насилия отображаются реалии современной жизни, кризис идентичности, в котором зло, абсурд, жестокость стали нормой. Молодой драматург не лишен стремления передать документальную точность современной действительности. Но возникает вопрос: необходимо ли использование нецензурной лексики? И насколько этот театральный эксперимент соответствует морально-этическим ценностям национального татарского менталитета? Изображая жуткий быт и неустроенность человека в этом мире, драматурги в «жесткой» форме показали одиночество человека, абсурдность существования. «Новая драма» характеризуется социальной проблематикой
Библиографический список
(наркомания, одинокая старость, конфликт подростка с обществом и др.), экспе-риментальностью, особым языком, которые опирается на новую концепцию личности и предлагает новый конфликт. Как бы мы ни относились к «новой драме», не замечать ее невозможно. Однако «новую драму» нельзя назвать отдельным развитым движением в татарской драматургии, но в то же время ее специфика и особенности отражаются в пьесах отдельных драматургов. «Новая драма» является «новой» не только из-за того, что выдвигает на первый план актуальную проблему современности, но и тем, что подрывает традиционные принципы и каноны.
1. Болотян И.М. Жанровые искания в русской драматургии конца XX - начала XXI века. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Казань, 2008.
2. Загидуллина Д.Ф. Внутрилитературный синтетизм (первая треть ХХ века). Научный Татарстан. 2012; № 3: 163—175.
3. Кадырова А. «Пьесы Г Исхаки на тему интеллигенции - аспект «новой драмы» (пьеса «Мугаллима). Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Казань, 2007.
4. Исхакый Г Эсэрлэр: Унбиш томда. Казан, 2001; Т. 8.
5. Аминева В.Р Фатих Амирхан и русская литература: типологические параллели. Научный Татарстан. 2011; № 1: 153-163.
6. Ганиева РК. Татарская литература: традиции, взаимосвязи. Казань: КГУ 2002.
7. Ибрагимов М.И. Миф в татарской литературе ХХ века: проблемы поэтики. Казань, 2003.
8. Громова М. Русская драматургия конца XX - начала XXI века. Москва: Флинта, 2007.
9. Журчева О.В. Автор в драме: Формы выражения авторского сознания в русской драме XXвека: монография. Самара: СГПУ 2007.
10. Гончарова-Грабовская С.Я. Современная русская драматургия (конец ХХ - начало XXI в.). Минск: Вышэйшая школа, 2021.
11. Закирзянов А.М. Современная татарская драматургия (2016-2020 гг.): проблематика и поэтика. Национальные литературы в контексте культурной интеграции. Казань: ИЯЛИ им. Г Ибрагимова, 2021: 152-163.
12. Гилязов М.А. Словарь любви: пьесы. Казань: Татарское книжное издательство, 2005.
References
1. Bolotyan I.M. Zhanrovye iskaniya v russkojdramaturgiikonca XX - nachala XXI veka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Kazan', 2008.
2. Zagidullina D.F. Vnutriliteraturnyj sintetizm (pervaya tret' ХХ veka). Nauchnyj Tatarstan. 2012; № 3: 163-175.
3. Kadyrova A. «P'esy G. Ishaki na temu intelligencii - aspekí «novoj dramy» (p'esa «Mugallima). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Kazan', 2007.
4. Ishakyj G. essrlsr Unbish tomda. Kazan, 2001; T. 8.
5. Amineva V.R. Fatih Amirhan i russkaya literatura: tipologicheskie paralleli. Nauchnyj Tatarstan. 2011; № 1: 153-163.
6. Ganieva R.K. Tatarskaya literatura: tradicii, vzaimosvyazi. Kazan': KGU, 2002.
7. Ibragimov M.I. Mif v tatarskojliteratureХХveka: problemy po'etiki. Kazan', 2003.
8. Gromova M. Russkaya dramaturgiya konca XX - nachala XXI veka. Moskva: Flinta, 2007.
9. Zhurcheva O.V. Avtor v drame: Formy vyrazheniya avtorskogo soznaniya v russkoj drame XX veka: monografiya. Camara: SGPU, 2007.
10. Goncharova-Grabovskaya S.Ya. Sovremennaya russkaya dramaturgiya (konec ХХ - nachalo XXI v.). Minsk: Vysh'ejshaya shkola, 2021.
11. Zakirzyanov A.M. Sovremennaya tatarskaya dramaturgiya (2016-2020 gg.): problematika i po'etika. Nacional'nye literatury v kontekste kul'turnoj integracii. Kazan': lYaLI im. G. Ibragimova, 2021: 152-163.
12. Gilyazov M.A. Slovar'lyubvi: p'esy. Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2005.
Статья поступила в редакцию 08.08.24
УДК 821.111
Naumchik O.S., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Lobachevsky State University (N. Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
THE MYTHOLOGEME OF THE CENTER OF THE WORLD IN THE WORK OF M. MOORCOCK. The article examines the principles of the embodiment of the mythologeme of the Center of the World in the works of M. Moorcock, a representative of the British New Wave of fantastic literature. The evolution of the image of the city of Tanelorn from early to late works is traced, as well as the formation of the concept of the Multiverse, which determines the specifics of M. Moorcock's work as a whole. It is established that the creative method of M. Moorcock was influenced not only by mythological models, but also by scientific and philosophical searches of the second half of the twentieth century, especially the aesthetics of postmodernism. It is concluded that the image of the city of Tanelorn has all the signs of the mythologeme of the Center of the world (ideality, absoluteness, inaccessibility, connection with initiation, etc.), however, M. Moorcock makes Tanelorn ambiguous and emphasizes that it can be not only a city, but also an abstract idea, and in some works connects it with the image of the Grail. It seems important that Tanelorn, being the Center of the World, becomes the subject of a struggle between the forces of Chaos and Order, as well as the movement of the eternal city towards decline, which corresponds to postmodern ideas about decentralization.
Key words: M. Moorcock, fantasy, Multiverse, mythologeme of the Center of the World, Tanelorn
О.С. Наумчик, д-р филол. наук, проф., ННГУ имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
МИФОЛОГЕМА ЦЕНТРА МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ М. МУРКОКА
В статье рассматриваются принципы воплощения мифологемы центра мира в произведениях М. Муркока, представителя британской новой волны фантастической литературы. Прослеживается эволюция образа города Танелорн от ранних произведений к поздним, а также формирование концепции Мультивселенной, которая определяет специфику творчества М. Муркока в целом. Устанавливается, что на творческий метод М. Муркока оказали влияние не только мифологические модели, но и научные и философские искания второй половины ХХ века, особенно эстетика постмодернизма. Делается вывод, что образ города Танелорн обладает всеми признаками мифологемы центра мира (идеальность, абсолютность, труднодостижимость, связь с инициацией и др.), однако М. Муркок делает Танелорн многозначным и подчеркивает, что он может быть не только городом, но и абстрактной идеей, а в некоторых произведениях связывает его с образом Грааля. Важным представляется, что Танелорн, будучи центром мира, становится предметом борьбы между силами Хаоса и Порядка, а также движение вечного города к упадку, что соответствует постмодернистским представлениям о децентрализации.
Ключевые слова: М. Муркок, фэнтези, Мультивселенная, мифологема центра мира, Танелорн
Майкл Муркок (р. 1939), являющийся одним из самых значительных представителей британской новой волны фантастики, известен, прежде всего, тем, что закрепил в литературе понятие Мультивселенной (Ми^мегее), введенное еще в конце XIX века У. Джеймсом. Концепция Мультивселенной в творчестве М. Муркока, безусловно, сложилась не сразу и на протяжении десятилетий претерпевала серьезные изменения, проходя путь от приблизительно обрисованной системы в конце 1960-х - начале 1970-х (например, в «Хрониках Хокмуна») до
подробно прописанной структуры, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Исследование заявленной темы представляется актуальным в силу того, что творчество М. Муркока во многом определило пути развития жанра фэнте-зи и фантастической литературы в целом, так как, используя уже сложившиеся модели миромоделирования и сюжетостроения, он вносит немало новых тем и проблем. Однако, несмотря на популярность творчества М. Муркока и немалое