Научная статья на тему 'Модерн и культура Средневековья в работах Отто Герхарда эксле'

Модерн и культура Средневековья в работах Отто Герхарда эксле Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
617
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРН / СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ГОТИКА / MODERN / MIDDLE AGES CULTURE / CULTURAL TRANSFORMATION / GOTHIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Позняк И. И.

В данной статье речь идёт об основных элементах соотношения культур Модерна и Средневековья в интерпретации немецкого учёного О.Г Эксле. Анализируются сформулированные мышлением Модерна все формы проявления культуры Средневековья и проблемы взаимодействия индивидуума и общества в культуре Модерна, Средневековья, и современности. Рассматриваются вопросы культурно-исторического познания, соотношение знания и действительности. Автор утверждает, что культура Средневековья отчётливо проявляется в Модерне, в частности в области искусства, литературы, и архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN AND MIDDLE AGES CULTURE IN OTTO GERHARD OEXLE’S WORKS

The article focuses on the main features of the correlation of Modern and Middle Ages cultures in German scientist O. G. Oexle’s interpretation. The article presents the analysis of all forms of the Middle Ages culture stated by the mentality of Modern which are still an essential and under-investigated issue of the Middle Ages time. The theme of an individual and a community in the cultures of Modern and the Middle Ages is significant as well as the problem of individualistic cultures in present. On the foreground there are issues of cultural-historical cognition connected with the transformation of the epochs, correlation of knowledge and reality. Therefore, the most important point of trans-formation of the Middle Ages is its cultural efficiency in Modern. The illustrative examples are art, literature, and architecture of Modern. Late 19th century Art Movements and their representations in mainstream painting and architecture were anyhow connected with the contemplation of the gothic cathedral rating it as the indicator of the Modern representation. Cultural transformation of Middle Ages and, more precisely, Gothic as the value basis of the medieval culture were instrumental in search of new art of early 20th century. This new art from “the spirit of Gothic” was closely related to the crisis of historicism and the birth of new values for the contemporary society. Analyzing the importance of gothic architecture for social-cultural space of Modern, O. G. Oexle offers to examine one more aspect of cultural efficiency of the Middle Ages. He talks about medieval music as the immediate determinant to define contemporaneity of the Middle Ages and about the influence of the Middle Ages which has been on literature since 1900 as well. This sort of research, according to the author, must be interdisciplinary and contribute in the interpretation of Modern and therefore our own contamporaneity.

Текст научной работы на тему «Модерн и культура Средневековья в работах Отто Герхарда эксле»

УДК 008(091)

И.И.Позняк

МОДЕРН И КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В РАБОТАХ ОТТО ГЕРХАРДА ЭКСЛЕ

В данной статье речь идёт об основных элементах соотношения культур Модерна и Средневековья в интерпретации немецкого учёного О.Г Эксле. Анализируются сформулированные мышлением Модерна все формы проявления культуры Средневековья и проблемы взаимодействия индивидуума и общества в культуре Модерна, Средневековья, и современности. Рассматриваются вопросы культурно-исторического познания, соотношение знания и действительности. Автор утверждает, что культура Средневековья отчётливо проявляется в Модерне, в частности в области искусства, литературы, и архитектуры.

Ключевые слова: модерн, средневековая культура, культурная трансформация, готика.

Poznyak I.I. MODERN AND MIDDLE AGES CULTURE IN OTTO GERHARD OEXLE'S WORKS

The article focuses on the main features of the correlation of Modern and Middle Ages cultures in German scientist O. G. Oexle's interpretation. The article presents the analysis of all forms of the Middle Ages culture stated by the mentality of Modern which are still an essential and under-investigated issue of the Middle Ages time. The theme of an individual and a community in the cultures of Modern and the Middle Ages is significant as well as the problem of individualistic cultures in present. On the foreground there are issues of cultural-historical cognition connected with the transformation of the epochs, correlation of knowledge and reality. Therefore, the most important point of trans-formation of the Middle Ages is its cultural efficiency in Modern. The illustrative examples are art, literature, and architecture of Modern. Late 19th century Art Movements and their representations in mainstream painting and architecture were anyhow connected with the contemplation of the gothic cathedral rating it as the indicator of the Modern representation. Cultural transformation of Middle Ages and, more precisely, Gothic as the value basis of the medieval culture were instrumental in search of new art of early 20th century. This new art from "the spirit of Gothic" was closely related to the crisis of historicism and the birth of new values for the contemporary society. Analyzing the importance of gothic architecture for social-cultural space of Modern, O. G. Oexle offers to examine one more aspect of cultural efficiency of the Middle Ages. He talks about medieval music as the immediate determinant to define contemporaneity of the Middle Ages and about the influence of the Middle Ages which has been on literature since 1900 as well. This sort of research, according to the author, must be interdisciplinary and contribute in the interpretation of Modern and therefore our own contamporaneity.

Key words: modern, Middle Ages culture, cultural transformation, Gothic.

Немецкий учёный Отто Герхард Эксле принадлежит к числу наиболее значимых представителей современного гуманитарного знания. И хотя он считается историком-медиевистом, сферы его научных интересов выходят далеко за рамки исторической науки и касаются вопросов философии, культурологии и социологии. Его называют «универсально образованный исследователь», так как его анализ Средневековья стал одной из первых особых междисциплинарных областей исследования в сфере гуманитарных наук. На протяжении своей научной деятельности О.Г.Эксле неоднократно обращается к наследию Макса Вебера, а также учёных ориентированных на критицизм Канта, таких как Георг Зиммель, Эрнст Кассирер, Эрнст Трёльч, Карл Манхейм и Аби Варбург. Он пишет: «мысли кантианского Вебера близки мне и правильны вследствие их фундаментальности простирающейся до средневекового номинализма». О.Г. Эксле рассматривает средневековое общество в тесной взаимосвязи с средневековой культурой. Он затрагивает вопросы исторической динамики культуры Средневековья, процессы возникновения культурных феноменов, проблемы функционирования и изменчивости фундаментальных принципов и технологий организации и осуществления жизнедеятельности социальных групп и институтов средневекового общества. По мнению Эксле, единой культуры Средневековья никогда не существовало. Такое её понимание является порождением Модерна, объятого желанием «единства» «целостности», «порядка» и «общности». Культура средневековья охватывает «множество культур, конституированных контрпринципами» [10, с.26]. Это можно объяснить если тщательно проанализировать всякого рода социальные группы средневекового общества, а также рассмотреть феномен коммуникативной мемории и культурной памяти, которые характерны почти для всех форм групповых образований. Этот феномен укореняется в основах христианства, как «религии памяти», т.е в литургии и до начала Модерна определяет отношения между живущими и умершими в смысле правовых, договорных связей, которые охватывают все области общественной жизни. К этим областям относится и искусство, архитектура, скульптура, и музыка. Фрагменты художественного творчества посредством мемории можно увидеть и в современном

искусстве.

«Средневековье является эпохальным символом будущего Модерна, который на примере Средневековья, в тесной связи с ним и в противоположность ему определяет то, что мы называем Модерном» [11, с.26]. Речь идёт о сформулированных мышлением Модерна всех формах проявления культуры Средневековья, которые и до сегодняшнего дня представляют собой существенный и недостаточно изученный момент современной интерпретации Средневековья.

Вопрос о Модерне и о его развитии является одной из основных социально-философских проблем начала XXI века. В среде философов и культурологов сегодня идут интенсивные дискуссии о том, считать ли период с середины XX века и до наших дней Постмодерном. Где кончается Модерн и «покончил ли Постмодерн с проектом Модерн?».[18, с.41] Возникший в США и оформившийся на рубеже 60-70-х годов XX века способ культурно-исторической рефлексии, обозначенный понятием Постмодерн трудно описать, так как оно зависит от того, что понимается под Модерном. «Отсутствие дистанции до прошлого, во всяком случае длящийся временной период, затрудняет принять решение в какой-же эпохе мы находимся».[17, с.182] Поэтому многие представители европейского гуманитарного знания говорят о том, что эпоха Модерна поставила как раз те качественно новые проблемы, которые и в наше время остаются актуальными.

О.Г.Эксле, предлагает увидеть процесс становления Модерна начиная с эпохи Просвещения и движение его через Просвещение до наших дней, «со смещением различного акцентированного вос-приятия Средних веков, от средневековой рефлексии до культурной продуктивности». Концепция Модерна, сформулированная философами Просвещения состояла в «развитии естественных наук, универсальных основ морали и права, автономного искусства и одновременно в освобождении накопившегося когнитивного потенциала от его изотерических возвышенных форм и разумного его использования для устройства общественной жизни».[2, с.42] Эксле говорит о Модерне, как о долгосрочном процессе восприятия Средневековья, и о постоянно меняющейся конструкции современ-ной интерпретации Средневековья, характерной для Модерна. Этот вопрос касается понятия рецепции Средневековья и в этой связи речь идёт о продуктивной эпохальной трансформации в Модерне культурно-исторического восприятия и описания социокультурных групп и слоёв средневекового общества. О.Г.Эксле пишет: «Как метко заметил Ян Ассман, что «прошлое воспринимается современностью не просто. Современность делается прошлым при определённых обстоятельствах, а прошлое реконструируется современностью, моделируя его также при определённых обстоятельствах. Всё это включает в себя работу и технику передачи и восприятия информации, которая напоминает больше игру в динамику культурных воспоминаний, чем это может быть адекватно выражено в понятии рецепции». [5, с.21] В этой связи говорится не только о рецепции, а более того, о культурном воспоминании, о культурной памяти. Речь не идёт о Средневековье, как таковом или о том как оно воспринимается и продолжает жить, а речь идёт о Средневековье как о «продукте культурного принятия Модерном». Рассматривая проблемы индивидуума и общества в противоположность к архаичным и традиционным обществам или «домодерновой высокой культуре» Средневековья, О.Г. Эксле обращает внимание на удивительные диахронические связи и долгосрочные перспективы, которые просматриваются в этом поле. Прежде всего, он предлагает ознакомится с книгой, которая выш-ла в 1993 году под названием «Конец индивидуализма. Культура Запада сама разрушается» немецкого социолога Майнхарда Мигеля, касающейся индивидуалистических культур европейского общества. Они укоренились в этих странах веками и их мотивом является «экстремальное соблюдение интересов отдельного относительно общества»[12, с.868] Индивидуализация стала самоцелью с большими негативными последствиями: усиление отдельного в процессе урбанизации, независимость от общества через индивидуальное материальное благосостояние, индивидуальная свобода и независимость как высшие ценности, отвержение авторитета, снижение религиозных связей, ослабление межчеловеческих отношений и как следствие разрушение культуры Запада. Автор в своих тезисах опирается на обширные исследования, ключевую функцию в которых имеет Средневековье, как единственную эпоху «ориентации на общество». Общество и природа образуют в средневековом мышлении неразрывное единство. Он ссылается на Якоба Буркхардта и его книгу «О культуре Ренессанса» 1860 года, где выдвигается тезис о разрыве связей средневековых людей с общиной и духовными авторитетами. Этот распад общин и эмансипация человека от содержания веры означало, по Буркхардту, конец Средневековья и начало Модерна. С

этим концом Средневековья, как уверяет автор, началась волна индивидуализации, которая благодаря Ренессансу продолжилась в гуманизме и реформации, в Просвещении, либерализме и социализме и в конечном итоге влилась в индивидуалистическую культуру современности. Автор полагает, что есть только одна альтернатива угрожаю-щему саморазрушению западной культуры - это Новое Средневековье. Очевидно, по мнению Эксле, Средневековье представляет собой для автора этой книги трансформацию эпохи, «мнимую величину отсчёта, с которой сравнивается и по которой измеряется Модерн».[13,с.870] Такая трансформация Средневековья служит объяснением двух важных и кардинально-противоположных проблем Модерна. Первая проблема связана с вопросом прогресса западной культуры, начавшегося с конца Средневековья и продолжающегося на протяжении Модерна. Более того, является ли «диагностируемое Новое Средневековье» угрозой Модерну и даже его концом? Длительные дискуссии, связанные с толкованием Модерна на примере Средневековья, в частности в Европе, которые начались с 1880-х годов до сих пор не окончены. Как полагает Эксле, по причине как раз того, что по новому истолкованный Постмодерн несёт уже давно известные черты Нового Средневековья.

В центре второй проблемы находится тема индивидуальности, которая ставит весьма неоднозначные вопросы. Представляет ли собой эмансипация индивидуума, как её опредилил ЯБурк-хардт, концом Средневековья и началом Модерна? Является ли эмансипация от властей общины и от властей веры, т.е. от абсолютных ценностей прогрессом? «Будем ли рассматривать европейскую цивилизацию начиная с Ренессанса как процесс выхода человека из духовной и социальной несвободы и незнания, или наоборот, Ренессанс, Гуманизм, Просвещение нужно рассматривать как процесс, который вырвал человека из его естественных связей и порядка в духовном и социальном смысле?».[14, с.872] Проблема связей и свободы в социальном и духовном смысле является основным вопросом Модерна и причина контрарности мнений заключается в том, что само понятие «Средневековье» было определено только в начале Модерна, а именно в Просвещении. Тогда и произошло «изобретение Средневековья», так как именно оно было «программой Просвещения», направленной на упорядочивание исторического времени по критериям, которые можно было установить из знания самой истории. «Изобретение Средневековья» произошло в среде исторической философии и что «важно в дифференциации Средневековья и Нового Времени, под знаком открытого горизонта человеческих действий и рефлексии через прогресс».[3, с.178-179] Темы индивидуума и общества в соотношении культур Модерна и Средневековья, генезиса эксклюзивного индивидуализма и индивидуалистических культур современности находятся постоянно в поле двойственных и противоречивых дискуссий. Центром подобных дискуссий являются проблемы культурно-исто-рического познания, связанные с трансформацией эпох. По этому поводу О.Г. Эксле, придерживаясь мнения Я.Ас-смана, говорит о «картинах воспоминаний культур прошлых эпох, которые присутствуют в культурной памяти и в культуре воспоминания современности, и определяют их собственную картину»[15, с.873] В связи с этим, наиболее важным моментом трансформации Средневековья является его культурная продуктивность в Модерне. Яркими примерами служат искусство, литература, и архитектура модерна, ведущие представители которого, как, например, Людвиг Мис ван дер Роэ, видели готический собор как «показатель представления Модерна» и понимали его бескомпромиссные функциональные творения одновременно, как творения в «духе готики». Американский архитектор Франк Лойд Райт (1867-1959), воспринявший «дух готики» в знаменитом романе В. Гюго «Notre-Dame de Paris» 1831 г., с его рефлексиями Готики и Ренессанса, в своих ранних работах, а также в завещании, написанном за два года до смерти, признавался о всё вновь и вновь, идущем от Гюго вдохновении, как решающем импульсе всей его жизни и деятельности в качестве архитектора. Как пишет О.Г. Эксле: «то, что мы называем готическим собором, представляет собой одновременно репрезентацию Модерна, предмет, который непременно определяет представление Модерна о Средневековье».[16,с.973] Готика имела чрезвычайно большое значение во всех национальных культурах XIX века, в литературе, искусстве и архитектуре. Художественные течения и их репрезентации в актуальных направлениях живописи и архитектуры так или иначе были связаны с восприятием готического собора. Романтические настроения представителей этих направлений часто были не связаны с романтическими объяснениями нового веяния Средневековья. О.Г. Эксле предлагает в качестве примера английских прерафаэлитов, которые выбирают Средневековье не как предмет ностальгии, а как среду для непосредственного обсуждения специфических проблем Модерна таких как; эмансипация женщин, сексуальность, миграция, социальные проблемы современности.

Прерафаэлиты сделали огромный вклад в европейское искусство XIX века и глубоко повлияли на XX век. Эмфатическая исповедь Джона Рёскина и Уильяма Морриса явилась началом деятельности Генри ван де Велде выдающегося архитектора и пропагандиста Арт нуво, которого называют «дуайеном югендстиля». Эксле предлагает вспомнить и о другом прерафаэлите Чарльзе Бэрри, который оформлял холл Британского парламента в готическом стиле и чьё значение для современного дизайна, живописи и архитектуры огромно. Культурная трансформация Средневековья, а точнее готики, как ценностной основы средневековой культуры сыграла решающую роль в поисках нового искусства начала ХХ века. Это новое искусство из «духа готики» было тесно связано с центральной проблемой кризиса историзма и с вопросом о возникновении новых значений для современного общества. Значения были найдены, как пишет О.Г.Эксле, в искусстве экспрессионизма, явившемся воплощением новой готики. В этой связи полезно отметить, что свойственные средневековой живописи перспективные искажения вполне осознанно применяет и другое направление модернистской живописи, как например, кубизм, собирающий одновременно несколько граней одного и того же объекта на одном полотне. Многочисленные дебаты в сфере изобразительного искусства и архитектуры на рубеже XIX-XX столетий развернулись вокруг «надежды но новую готику». «Именно архитектура начала ХХ века предлагает яркие примеры современности Средневековья, которые и до сих пор до конца не распознаны».[6, с.29] В основном манифесте широко известной Высшей школы Баухаус в 1919 году, её учредитель архитектор Вальтер Гропиус, опираясь на старинную соборную постройку, как на целое художественное произведение, говорит о готическом соборе, как о ярком образце Модерна. «Лучшим временем готики должна стать новая действительность».^, с.173] Представляя готический «дух форм» объемлющим собой все культурное пространство, своеобразно проявляющимся в отдельных составляющих, и формах жизненного мира, и мышления Модерна, О.Г. Эксле обращает своё пристальное внимание на представителя «новой архитектуры», творца «инкунабулы Модерна» Людвига Миса ван дер Роэ. Он считается представителем бескомпромиссного функционального Модерна. Будучи участником философских и исторических дебатов, которые после 1918 года привели к понятию «кризис историзма», он рассматривал Средневековье как «возможность и необходимость обогащения значений» и видел архитектуру Модерна наследницей готики. Одно из своих важнейших произведений радикальной современной архитектуры, а именно немецкий павильон для Всемирной выставки 1929 года в Барселоне, он представил как «одно из духа готики», задуманную конструкцию символического порядка в Модерне.

Анализируя значимость готической архитектуры в социально-культурном пространстве модерна, О.Г.Эксле предлагает рассмотреть ещё один важный аспект культурной продуктивности Сред-невековья. Он ведёт речь о средневековой музыке, как о следующем определяющем факторе «измерения современности Средневековья». Эксле указывает на маленькую книгу немецкого музыковеда Аннет Кройцегер-Херр под названием «В сокровищнице воспоминаний: музыка Средневековья в Новое Время». Кройцегер-Херр даёт обзор фаз забвения средневековой музыки и её новой современности, начавшейся с эпохи Просвещения. «При этом речь не идёт о грегорианике и грегорианс-ком хорале, который как литургическая музыка занимал и занимает прочное место в церковной практике. Под музыкой Средневековья имеется в виду вся профанная музыка эпохи: мужская и женская музыка трубадуров, менестрелей и миннезингеров, оркестровая музыка, то есть речь идёт о европейском музыкальном искусстве, уходящем корнями в Средневековье»[4, с.83]. Многоголосие и богатая, связанная с нотным письмом музыкальная культура начала развиваться в Нотр-Дам де Пари в XII веке и проследовала далее во французскую и итальянскую музыкальную культуру XIII и XIV веков. Широкий размах обретает новое открытие в XIX веке средневековой музыки: в композиции, в практике исполнения, в появлении музыкальной медиевистики. Этот процесс становится завершённым в начале XX века, что позволяет говорить, по мнению О.Г. Эксле, о «современности Средневековья». Музыкально-научное исследование Средневековья и предмет исследования - нотация средневековой музыки -сформировали на рубеже XIX и XX веков обширный дискурс, на который повлияли многие культурные факторы периода с 1900 по 1914 год. Этот период, как известно, характеризовался ускоренными изменениями во всех областях общественной жизни, в политике, технике и науке. Как считает Эксле, к культурным факторам следует отнести огромную популярность Рихарда Вагнера, который обратился к средневековым музыкальным традициям и темам, но использовал их в новом ракурсе. Сюда же относится и музыка Игоря Стравинского, который заново открыл

старую музыку и работал «с помощью принципов, форм и техники прошлого». Большую роль сыграли представители музыкального экспрессионизма и так называемой новой венской школы, Арнольд Шёнберг, Альбан Берг и Антон фон Веберн. Они не были приверженцами ностальгии, а искали новые точки соприкосновения в музыке; додекафония, серийная техника, атональность, что привело к возникновению музыкального авангарда XX века. Метафора о «взрыве» привлекательности Средневековья с 1900 года распространяется и на литературу. Здесь достаточно упомянуть, по мнению Эксле, романы Германа Гессе «Нарцисс и Златоуст», «Игра в бисер», толкования «Средневековья», «Ренессанса» и «Модерна» Германа Броха в его произведении «Спящий странник», а также эссе писателя и переводчика Данте Рудольфа Борхардта, в котором он предложил «средневековую науку о древности» аналогично «классической науке о древности».[7,с.26]. Выражение «взрывающая древность» принадлежит Томасу Манну в его романе «Доктор Фаустус» 1947 года. Главный герой которого, композитор Адриан Леверкюн охвачен средневековыми мифологиями, а жизнь его напоминает средневековую драму о Фаусте, продавшем себя Мефистофелю. Главное произведение Леверкюна «Apo-calipsis cum figures» создано по принципу додекафонной техники А.Шёнберга и основано на хоровой музыке позднего Средневековья.

Подводя итог, ограниченному рамками данной статьи, анализу культурной продуктивности Средневековья в Модерне, данному О.Г. Эксле, можно сказать, что обращение к средневековому искусству во времена поиска новых значений удовлетворяло «одновременно потребности к нечто древнему, проверенному и кое в чём совершенно новому, нечто неслыханно новому».[8, с.27] После 1900 года представители гуманитарных наук, занимающихся исследованием культуры, занимались созданием «новых мифологий» с помощью трансформации Средневековья и, как следствие, нового современного искусства, антииндивидуалистического и актуального для общества. В интересе исследователя нашего времени важно изучение Модерна не только с точки зрения его противостояния традиционному, а более комплексное и глубокое исследование его философских и историко-куль-турных оснований. Расширяя наши знания о Модерне, как полагает Эксле, мы познаем «нашу собственную современность» и абсолютно очевидными являются «преимущества нашего восприятия современности Средневековья».[9, с.43] Исследования подобного рода, по его мнению, должны носить междисциплинарный характер, давать дополнительный стимул к рефлексии и саморефлексии, вносить существенный вклад в понимание Модерна, а значит и «нашей собственной современности».

Литература

1. Bushart, Magdalena, Der Geist der Gotik und die expressionistische Kunst. Kunstgeschichte und Kunsttheorie 1911-1925, München 1990, 255 c

2. Habermas, Jürgen, Die Moderne - ein unvollendetes Projekt. Philosophisch-politische Aufsätze. 3. Auflage 1994. Frankfurt am Main: Suhrkamp. 1980, 282 c.

3. Koselleck, Reinhart, Moderne Socialgeschichte und historische Zeiten, in: Pietro Rossi (Hg.), Theorie der modernen Geschichtsschreibung, Frankfurt a.M. 1987, 313c.

4. Kreutziger-Herr, Annette, Im Schatzhaus der Erinnerung: Die Musik des Mittelalters in der Neuzeit. Köln 2008; Ein Traum vom Mitteiaiter. Die Wiederentdeckung mittelalterlicher Musik in der Neuzeit. Köln /Weimar/Wien 2003, 425c.

5-9. Oexle, Otto Gerhard: Die Gegenwart des Mittelalters, Berlin-Brandenburgische Akademie der Wissenschaften, 2013, 45c.

10-16. Oexle, Otto Gerhard, Die Wirklichkeit und das Wissen, Vandenhoeck&Ruprecht GmbH& Co. KG, Göttingen 2011, 1060 c.

17. Reese-Schäfer, Walter, Lyotard zur Einführung, Hamburg: Junius 1989, 180c.

18. Zapf, Wolfgang, Entwicklung und Sozialstruktur moderner Gesellschaften. In: Korte, Hermann/Schäfers, Bernhard (Hg.) 1995, 265c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.