Модельный инструментарий обоснования стратегий развития субрегиональных экономических
систем1
В.В. Орешников, М.М. Низамутдинов
Административно-территориальное деление в Российской Федерации подразумевает федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и муниципальный уровень иерархии. В дополнение к ним между двумя первыми выделен уровень федеральных округов. Введение данного звена было направлено на повышение качества управления и координации ресурсных потоков, что позволило резко сократить число элементов управленческой системы, «замкнутых» на федеральный центр (8 федеральных округов против 83 субъектов Федерации). Представляется рациональным предположить, что аналогичная схема управления может быть применена и для увязки уровней «муниципальное образование» - «субъект Федерации» — особенно в регионах с большим числом муниципальных образований (в Российской Федерации насчитывается более 2,3 тыс. муниципальных районов и городских округов2).
Другой предпосылкой внедрения подобной практики является сложившаяся двойственная ситуация. С одной стороны, внутри региональной системы имеются существенные различия между отдельными территориями. Наблюдается концентрация ресурсов вокруг относительно крупных населенных пунктов, образуются группы муниципальных образований, объединенные более сильными экономическими связями. С другой стороны, юридически независимые муниципальные образования вынуждены самостоятельно решать вопросы развития. При этом большинство из них являются дотационными и не имеют возможностей для реализации крупномасштабных проектов, что приводит к распылению средств (в том числе выделяемых вышестоящими уровнями управления) между несвязанными направлениями.
Вышесказанное обосновывает актуальность выделения субрегионального уровня управления и разработки стратегий развития с определением центров ответственности, позволяющих концентрировать ресурсы на решении проблем, характерных для субрегиона в целом.
Примером подобной системы является северо-восточный субрегион Республики Башкортостан, включающий Аскинский, Белокатайский, Дуванский, Караидельский, Кигинский, Мечетлинский, Нуримановский и Салаватский муниципальные районы. Кроме территориального признака эти районы объ-
1 Работа выполнена при поддержке РФФИ, №12-06-31000.
2 Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. / Росстат-M., 2012. 573 с.
66
Выпуск 6 2013
В.В. Орешников, М.М. Низамутдинов
единяют многие проблемы в экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности. В целом по субрегиону наблюдается снижение численности постоянного населения и численности занятых в экономике, имеет место низкий уровень заработной платы. Развитие данной макросистемы требует активной инвестиционной политики в различных сферах, а также ряда изменений в самой системе управления. Однако осуществление столь крупномасштабных проектов требует серьезного научного исследования, предполагающего обоснование ключевых показателей стратегии развития, т.е. решения задач прогнозирования и планирования социально-экономических изменений, что, в свою очередь, требует соответствующего инструментария.
Разработка подобного инструментария и, соответственно, стратегий развития на субрегиональном уровне связана с рядом трудностей — как присущих другим уровням управления3, так и уникальных. Основной особенностью в данном случае является отсутствие нормативного закрепления статуса исследуемого уровня управленческой иерархии и, как следствие, отсутствие развитой системы взаимодействия, управления, информирования, перераспределения ресурсов на рассматриваемом уровне. Другой существенной особенностью субрегиональной социально-экономической системы является большая степень открытости и подверженность влиянию внешней среды по сравнению с системами регионального уровня, что обуславливается меньшими размерами экономики субрегиона и ее зависимостью от внешних факторов. Кроме того, актуализируется проблема статистического учета. Рядом авторов также подчеркиваются особенности субрегиональных систем в финансовом и других аспектах, отмечается необходимость оценки эффективности мер, направленных на развитие данных территорий4.
Одним из наиболее перспективных направлений в данной сфере является построение и использование экономико-математических моделей, позволяющих имитировать реакцию субрегиональной системы на различные внешние и внутренние воздействия. Применение такого инструментария позволит обосновывать параметры стратегии развития субрегионов. На сегодняшний день подобные модели на муниципальном уровне практически отсутствуют, а имеющиеся модели регионального уровня требуют адаптации.
Концепция построения модели субрегиональной социально-экономической системы
В рамках проводимых авторами исследований была построена агрегированная экономико-математическая модель субрегиона, впоследствии апробированная на данных северо-восточных районов Республики Башкортостан. Следует отметить, что рассмотрение и моделирование субрегиона было осуществлено исходя из принципа его целостности и единства. В основу базовой конструкции
3 Орешников В.В., Низамутдинов М.М. Разработка стратегий развития муниципальных образований на основе имитационного моделирования // Экономические и социальные перемены: факторы, тенденции, прогноз. № 5 (17), 2011. С. 138-146.
4 Атаева А.Г., Закиров И.Д. Субрегиональный подход к территориальному развитию: организационные и финансовые аспекты // Научное обозрение. № 1, 2012. С. 208-2016.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
67
Тема номера: «Российский федерализм: на пути к оптимальной модели»
модели положена типовая структура социально-экономической системы территории, определяющаяся взаимодействием трех основных экономических агентов («Домохозяйства», «Производители» и «Государство») на рынках товаров и услуг, трудовых и других ресурсов. Для разработки модельного инструментария и последующего моделирования использовались отчетные статистические данные о результатах социально-экономического развития северо-восточных муниципальных районов Республики Башкортостан за период 2000-2011 гг. Внешние и сценарные условия в процессе моделирования были приняты соответствующими общим макроэкономическим условиям развития на среднесрочную перспективу Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Предложенная комплексная модель включает три уровня — уровень экономических агентов, уровень управления территориальной системой (включая систему целеполагания и систему регулирования) и уровень внешнего мира. Данная модель выступает ядром инструментария прогнозирования социально-экономического развития субрегиона, который подразумевает создание, кроме того, комплекса модулей и методик его использования. Комплексная модель описывает функционирование выделенных экономических агентов и применяемые ими правила при взаимодействии друг с другом на рынках и при взаимодействии с внешней средой. Комплекс модулей необходим для обеспечения работоспособности модели и включает модули ввода и вывода информации, анализа, разработки сценарных условий, построения прогноза, управления, хранилище данных, оценки функционирования системы, планирования и прогнозирования. Комплекс методик описывает набор действий и правил использования лицом, принимающим решения, предлагаемого инструментария и включает методики сбора и обработки параметров состояния социально-экономической системы, проведения эксперимента с использованием имитационной модели социально-экономического развития территории и применения этого инструментария для обоснования стратегий территориального развития.
В связи с тем, что социально-экономические системы подобного уровня крайне сложны и многоаспектны, построение модели предполагает сочетание в себе различных подходов к ее формированию (рис. 1), что в первую очередь проявляется на уровне экономических агентов и их взаимодействия. При этом для описания самих экономических агентов требуется включение нескольких блоков. В частности, экономический агент «Домохозяйства» описывается блоками «Демография» (численность половозрастных групп, естественное5 и механическое движение населения) и «Финансы населения» (денежные доходы и расходы населения), экономический агент «Производители» — блоками «Производство», «Финансово-экономическая деятельность» и «Формирование и использование основных фондов», экономический агент «Государство» — блоком «Бюджетные ресурсы» (доходы и расходы бюджетов муниципальных образований субрегиона).
5 Орешников В.В. Прогнозирование изменения уровня рождаемости под влиянием социально-экономических факторов / Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3 ч. Часть I. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2012. 286 с. С. 264-270.
68
Выпуск 6 2013
В.В. Орешников, М.М. Низамутдинов
Вариативность
Системность
Функциональ-
ность
Взаимосвязан-
ность
Адаптивность
Сбалансиро-
ванность
Доход ^^^Х^Расход V
Принцип Компоненты Реализация
Рис. 1. Концепция построения имитационной модели субрегиональной системы
Формализация каждого из экономических агентов (ЭА) осуществляется исходя из обобщенной схемы, представленной на рис. 2.
| ^Источник/фактор
i4
I!
Сценарные
условия
н»
I
Регуляторы
Другие ЭА
ЭА
Модель макросреды
Модель управления
Классификатор ситуации
V
1,
Запас
Ресурс ЭА
Доходная Расходная
W Ф
Доход Расход/запас
1 ^
Балансовая
корректировка
Результат
—I
I
J
Индикатор
/
Рис. 2. Обобщенная схема формализации поведения экономического агента
Данная схема подразумевает формирование двух стратегий экономических агентов — доходной и расходной. Доходная стратегия заключается в определении значения управляемых параметров, влияющих на величину дохода агента. В частности, для экономического агента «Домохозяйства» таким параметром является численность занятых в экономике, для агента «Производители» — загрузка мощностей, уровень заработной платы. Расходная стратегия заключается в распределении имеющихся у агента свободных финансовых ресурсов (т.е. за вычетом обязательных расходов, таких как налоги, обязательные платежи, расходов на обеспечение прожиточного минимума и т. п.) между различными
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
69
Тема номера: «Российский федерализм: на пути к оптимальной модели»
составляющими. Одной из особенностей предлагаемой модели является параллельность формирования доходной и расходной стратегий агента, что может стать причиной появления разбалансированности. Для исключения данной проблемы был использован механизм корректировки, предполагающий пропорциональное снижение объемов расходования средств по различным статьям (за исключением обязательных расходов). Тем самым достигается микробаланс для каждого из экономических агентов.
Выделенные экономические агенты взаимодействуют на различных рынках, принимая решения об использовании имеющихся ресурсов. При этом в модель включен алгоритм пошаговой адаптации к взаимным действиям. Первоначально каждый из агентов формирует собственную стратегию поведения, основываясь на представлении о действиях других агентов. Далее, в ходе обмена информацией о предполагаемых действиях по ключевым параметрам, происходит пересмотр поведения агента с учетом новых данных. Алгоритм повторяется до тех пор, пока экономические агенты не придут к некоторому состоянию, удовлетворяющему все заинтересованные стороны. После чего происходит переход к следующему периоду до тех пор, пока не будет получен прогноз на весь рассматриваемый интервал времени.
Следующим уровнем комплексной модели является уровень управления территориальной системой. Его цель заключается в поддержании сбалансированного развития как социальной, так и экономической сфер. В случае рассмотрения субрегиональной системы данная ступень иерархии представлена органами управления муниципальных образований, а также в ряде случаев — органами государственной власти. Для определения желаемого состояния социальноэкономической системы был использован теоретический эталон, представляющий собой условную территорию, обладающую наилучшими из имеющихся параметров. Таким образом, перед системой управления встает задача достижения определенных значений индикативного плана за счет воздействия на экономическую систему. Система управления способна наблюдать за реакцией экономических агентов и корректировать силу их воздействия, задавая значения регуляторов на том или ином уровне и подавая их на вход модели. При этом происходит перераспределение средств из «более достигнутых» статей расходов в «менее достигнутые». Реализованный индикативный план позволяет сформировать стратегию развития. Если в результате расчетов закладываемые параметры роста не могут быть достигнуты, системе целеполагания ставится задача пересмотра индикативного плана. Подобный подход позволяет согласовать интересы различных экономических агентов и при этом учесть возможности территориальной системы при разработке стратегии социально-экономического развития.
Особая роль в модели уделяется рассмотрению влияния внешних факторов на социально-экономическое развитие системы. Они формируют условия и в значительной мере влияют на динамику основных показателей. Такое влияние задается через комплекс экзогенных параметров (в частности, курс валют, ставки налогов, уровень оплаты труда в соседних районах и т.д.). Эти параметры, а также решения органов местного управления относительно структуры бюджетных расходов определяют стратегию развития системы.
70
Выпуск 6 2013
В.В. Орешников, М.М. Низамутдинов
Апробация модельного инструментария (на данных северо-восточного субрегиона Республики Башкортостан)
В процессе моделирования были выделены четыре стратегии развития. Представленные далее результаты получены авторами в ходе построения и апробирования экономико-математической модели субрегиона, включающей показатели по ключевым экономическим агентам. В связи с достаточно большим объемом самой модели, объединяющей несколько десятков переменных, непосредственно в статье отражены лишь результирующие показатели, на основании которых можно судить о развитии территории в целом. В качестве исходных данных для разработки прогнозов использовались ретроспективные статистические данные по муниципальным районам, входящим в сереверо-восточный субрегион Республики Башкортостан, а также ряд параметров развития Республики Башкортостан и Российской Федерации до 2015 года, представленные Министерством экономического развития Республики Башкортостан и Министерством экономического развития Российской Федерации.
Базовая стратегия развития предполагает сохранение сложившихся тенденций развития по всем основным социально-экономическим показателям. На основании проведенных расчетов получены прогнозные результаты реализации базовой стратегии на период до 2015 г. в разрезе рассматриваемых индикаторов. Ключевые показатели приведены в табл. 1 (здесь и далее данные представлены в ценах соответствующих лет).
Таблица 1
Прогноз основных показателей социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2012-2015 гг. (вариант 1 - Базовая стратегия развития)
№ п/п Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
1 Объем отгруженной продукции, млн руб. 5946,8 6354,7 6745,8 7143,4
2 Инвестиции в основной капитал, млн руб. 4044,3 4204,1 4370,1 4542,8
3 Производительность труда, тыс. руб./чел. 208,9 221,7 237,6 253,7
4 Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел. 192,8 192,9 192,6 192,5
5 Среднесписочная численность занятых в экономике, тыс. чел. 28,5 28,7 28,4 28,2
6 Темп роста среднемесячной заработной платы, % к предыдущему году 112,9 103,6 105,0 104,8
7 Денежные доходы на душу населения, руб. в мес. 5373,2 5616,9 5883,2 6160,7
8 Денежные расходы на душу населения, руб. в мес. 4634,1 4843,9 5073,3 5312,3
9 Обеспеченность жильем на душу населения, кв. м 21,7 22,2 22,6 23,1
10 Уровень рождаемости, на тыс. чел. 14,7 14,8 14,9 15,0
11 Налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований, млн руб. 858,1 901,4 943,6 986,8
12 Расходы бюджетов муниципальных образований, млн. руб. 3277,9 3413,1 3569,8 3737,5
13 Среднемесячная заработная плата, руб. 13 389,7 13 875,3 14 565,4 15 259,4
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
71
Тема номера: «Российский федерализм: на пути к оптимальной модели»
Намечающееся увеличение стоимости основных производственных фондов обеспечит номинальный рост объема отгруженной продукции предприятиями субрегиона к 2015 г. в 1,3 раза. Одновременно с этим ожидается дальнейшее снижение численности постоянного населения и среднесписочной численности занятых в экономике субрегиона, что может обострить ситуацию как в производственной, так и в социальной сферах. В структуре собственных доходов бюджетов муниципальных образований доля налога на доходы физических лиц возрастет с 79,3% до 82,1%. Предполагается незначительное снижение доли расходов на социальную сферу с 83,0% до 82,1%. По большинству показателей прогнозируемый инерционный рост в значительной степени останется номинальным.
Социально-ориентированная стратегия предполагает приоритетность направления финансовых ресурсов на развитие социальной сферы, сосредоточение усилий на решении значимых для населения вопросов. Сценарные и управляющие параметры в рамках данной стратегии формируют «умеренную» интенсивность инвестиционной политики при «высокой» интенсивности социальной политики, а также активизации бюджетной политики в части расходов бюджета по социальным направлениям (табл. 2).
Таблица 2
Прогноз основных показателей социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2012-2015 гг. (вариант 2 — Социально ориентированная стратегия развития)
№ п/п Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
1 Объем отгруженной продукции, млн руб. 5946,8 6354,7 6745,8 7143,4
2 Инвестиции в основной капитал, млн руб. 4044,3 4204,1 4370,1 4542,8
3 Производительность труда, тыс. руб./чел. 203,2 214,7 225,3 235,3
4 Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел. 193,5 193,7 194,0 194,4
5 Среднесписочная численность занятых в экономике, тыс. чел. 29,3 29,6 29,9 30,4
6 Темп роста среднемесячной заработной платы, % к предыдущему году 114,3 114,5 115,3 113,1
7 Денежные доходы на душу населения, руб. в мес. 5952,3 6606,0 7372,3 8155,9
8 Денежные расходы на душу населения, руб. в мес. 5132,8 5695,7 6355,6 7030,5
9 Обеспеченность жильем на душу населения, кв. м 21,8 22,3 22,8 23,3
10 Уровень рождаемости, на тыс. чел. 15,1 15,4 15,8 16,2
11 Налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований, млн. руб. 1016,2 1172,7 1361,8 1556,6
12 Расходы бюджетов муниципальных образований, млн руб. 3465,0 3720,4 4014,0 4317,8
13 Среднемесячная заработная плата, руб. 15 697,1 17 972,2 20 722,3 23 438,3
До 2015 г. отдельные параметры социально-экономического развития субрегиона претерпят изменения по сравнению с базовой стратегией экономического развития. В частности, возрастут значения показателей благосостояния и качества жизни населения, также ожидается общий рост бюджетной обеспеченности по расходам. Темп роста производительности труда уступит темпу роста оплаты
72
Выпуск 6 2013
В.В. Орешников, М.М. Низамутдинов
труда и составит 4,7% в год. Реализация социально ориентированной стратегии в меньшей степени способствует развитию малого и среднего предпринимательства в краткосрочной перспективе, что может быть связано с меньшей заинтересованностью населения в проявлении деловой активности в результате воздействия мер социальной поддержки. В связи с этим в структуре доходов населения доля оплаты труда с 2011 по 2015 г. возрастает с 35,1 до 44,6%, а доля доходов от предпринимательской деятельности снизится с 14,5 до 10,1%.
Реализация инвестиционно-ориентированной стратегии предполагает приоритетное направление ресурсов в реальный сектор экономики. Сценарные и управляющие параметры в рамках данной стратегии формируют «умеренную» интенсивность социальной политики при «высокой» интенсивности инвестиционной политики, а также бюджетной политики в части расходов бюджета по разделу «Национальная экономика». Основные результаты реализации данной стратегии приведены в табл. 3.
Таблица 3
Прогноз основных показателей социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2012-2015 гг. (вариант 3 — Инвестиционно ориентированная стратегия развития)
№ п/п Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
1 Объем отгруженной продукции, млн руб. 7345,9 9335,6 11 120,6 12 223,3
2 Инвестиции в основной капитал, млн руб. 5315,1 6676,7 6960,3 7470,8
3 Производительность труда, тыс. руб./чел. 250,1 299,2 331,9 349,8
4 Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел. 193,0 193,4 193,6 193,5
5 Среднесписочная численность занятых в экономике, тыс. чел. 29,4 31,2 33,5 34,9
6 Темп роста среднемесячной заработной платы, % к предыдущему году 120,1 111,5 106,1 103,2
7 Денежные доходы на душу населения, руб. в мес. 5927,2 6790,1 7598,6 8152,6
8 Денежные расходы на душу населения, руб. в мес. 5111,2 5854,3 6550,6 7027,7
9 Обеспеченность жильем на душу населения, кв. м 21,7 22,1 22,6 23,1
10 Уровень рождаемости, на тыс. чел. 15,0 15,2 15,3 15,4
11 Налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований, млн руб. 979,1 1159,1 1321,8 1425,9
12 Расходы бюджетов муниципальных образований, млн руб. 3436,0 3715,2 3978,3 4203,7
13 Среднемесячная заработная плата, руб. 14 908,9 16 626,9 17 646,5 18 205,2
В сравнении с базовой стратегией при увеличении объемов инвестиций в основной капитал объем отгруженной продукции увеличится с 1,3 до 2,2 раза. Столь существенный рост показателя обусловлен наличием устойчивой взаимосвязи между объемами инвестиций в основной капитал и результативностью функционирования экономических систем, которая была отмечена и другими авторами6.
6 Гафарова Е.А. Моделирование зависимости динамики ВРП от инвестиций в основной капитал по регионам РФ // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2007. № 4.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
73
Тема номера: «Российский федерализм: на пути к оптимальной модели»
При этом прогнозируется относительное улучшение показателей благосостояния и качества жизни населения — роста денежных доходов населения с 1,2 до 1,5 раза, увеличения уровня рождаемости до 15,4 чел. на 10 тыс. населения. Ожидается рост уровня бюджетной обеспеченности с 1,28 до 1,44 раза в номинальном выражении.
По сравнению с социально ориентированной стратегией прогнозируется некоторое снижение положительной динамики отдельных показателей. Средние темпы прироста заработной платы в 2010-2015 гг. снизятся с 15,1 до 10,4%. В структуре доходов населения субрегиона усилятся тенденции роста доли доходов от предпринимательской деятельности (до 16% к 2015 г.) при снижении доли оплаты труда до 40,3%, а также доли социальных трансфертов до 30,9%. Произойдет увеличение налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований до 1425,9 млн руб. к 2015 г. В то же время данная стратегия предполагает активную инвестиционную деятельность, в связи с чем доля расходов по направлению «Национальная экономика» возрастет до 6,2%, в том числе за счет снижения доли социальных расходов на 1 п.п. По остальным показателям динамика в целом соответствует другим рассмотренным сценарным вариантам.
Принимая во внимание необходимость учета интересов как социального, так и экономического развития в среднесрочной перспективе, оптимальной является реализация комбинированной стратегии развития, предполагающей средневзвешенный подход к финансированию приоритетов как производственной, так и социальной подсистем субрегиона. Ключевые показатели приведены в табл. 4.
Таблица 4
Прогноз основных показателей социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2012-2015 гг. (вариант 4 - Комбинированная стратегия развития)
№ п/п Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
1 Объем отгруженной продукции, млн руб. 6646,4 7845,2 8933,2 9683,4
2 Инвестиции в основной капитал, млн руб. 4679,7 5440,4 5665,2 6006,8
3 Производительность труда, тыс. руб./чел. 226,7 257,0 278,6 292,6
4 Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел. 193,3 193,6 193,8 194,0
5 Среднесписочная численность занятых в экономике, тыс. чел. 29,4 30,4 31,7 32,7
6 Темп роста среднемесячной заработной платы, % к предыдущему году 117,2 113,0 110,7 108,2
7 Денежные доходы на душу населения, руб. в мес. 5939,8 6698,1 7485,5 8154,3
8 Денежные расходы на душу населения, руб. в мес. 5122,0 5775,0 6453,1 7029,1
9 Обеспеченность жильем на душу населения, кв. м 21,8 22,2 22,7 23,2
10 Уровень рождаемости, на тыс. чел. 15,1 15,3 15,6 15,8
11 Налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований, млн руб. 997,7 1165,9 1341,8 1491,3
12 Расходы бюджетов муниципальных образований, млн руб. 3450,5 3717,8 3996,2 4260,8
13 Среднемесячная заработная плата, руб. 15303,0 17299,6 19184,4 20821,8
74
Выпуск 6 2013
В.В. Орешников, М.М. Низамутдинов
К 2015 г. объем отгруженной продукции, по сравнению с социально ориентированной стратегией, возрастет на 35,6% (снизится по сравнению с инвестиционно ориентированной стратегией на 20,8%). Объем инвестиций в основной капитал по сравнению с социально ориентированной стратегией возрастет на 32,2% (снижение по сравнению с инвестиционно ориентированной стратегией на 19,6%) в аналогичном периоде. При этом ожидается повышение средних темпов роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на 2,8 п. по сравнению с инвестиционно ориентированной стратегией. Одновременно с этим будет наблюдаться некоторое снижение уровня рождаемости по сравнению с социально ориентированной стратегией. В результате реализации комбинированной стратегии в связи с некоторым ростом доходов населения ожидается рост доходной части местных бюджетов северо-восточных районов Республики Башкортостан по сравнению с инвестиционно ориентированной стратегией на 4,6%. Структура расходов бюджета также претерпит изменения и станет более сбалансированной.
Заключение
Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день существует объективная потребность в развитии субрегионального уровня управления. В то же время разработка стратегии данного развития является задачей, сопряженной с рядом трудностей и требующей научного обоснования. Перспективным направлением в этой области является создание и внедрение в управленческую практику соответствующего экономико-математического модельного инструментария. Данный подход был реализован в рамках исследования, проведенного авторами.
Оценка результатов сценарных расчетов развития субрегиона на основе предложенных стратегий в целом обосновывает относительную предпочтительность комбинированной стратегии развития северо-восточного субрегиона Республики Башкортостан. Применяемый модельный инструментарий позволяет количественно обосновать основные параметры социально-экономического развития рассматриваемой территории, обеспечивающие достижение заданных приоритетов на среднесрочную перспективу через систему экономических регуляторов.
Подобный инструментарий в той или иной мере может быть задействован на большинстве этапов процесса разработки стратегии социально-экономического развития территории. Его внедрение позволит повысить объективность, оперативность и научную обоснованность принимаемых решений.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
75