Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 2 (66). - С. 5-8.
2. Кондраков, Г.Б. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза / Г.Б. Кондраков, Т.Н. Шутова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - Москва, 2016. - С. 504-511.
3. Эффективные средства аквафитнеса в коррекции физического состояния женщин / Н.М. Нуцалов, Д.М. Гаджиев, К.А. Салаватов, А.С. Мусаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 217-220.
4. Столяр, К.Э. Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту / К.Э. Столяр, М.Н. Пуховская, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 196-199.
5. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов : учебное пособие / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, Г.С. Крылова, И.М. Бодров, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров. -Москва : [б.и.], 2016. - 108 с.
6. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2016. - № 1. - С. 30-31.
7. Шутова, Т.Н. Физическая подготовленность и работоспособность женщин разного возраста, начинающих заниматься аквафитнесом / Т.Н. Шутова, Р.Р. Пихаев, А.С. Мусаев, К.А. Салава-тов // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научн.-практ. конф. - Москва, 2019. - С. 571-575.
REFERENCES
1. Vysotskaya, T.P., Bochkareva S.I., Shutova T.N., Golubnichy S.P. and Burov A.G. (2018), "Questions of optimization of the content of elective disciplines (modules) on physical culture and sport", Culture physical and health, No. 2 (66), pp. 5-8.
2. Kondrakov, G.B. and Shutova T.N. (2016), "Athletic gymnastics as a prospect of development of physical culture for students of economic University", Materials IV International scientific and practical conference, Moscow, рp. 504-511.
3. Nutsalov, N.M., Hajiyev D.M., Salavatov K.A. and Musaev A.S. (2019), "Effective means of aquafitness in the correction of the physical condition of women", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), рp. 217-220.
4. Stolyar, K.E., Pukhovskaya M.N. and Vysotskaya T.P. (2019), "Development of scientifically substantiated proposals for the formation of an educational program for training instructors in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 196-199.
5. Shutova, T.N., Bodrov I.M., Mamonova O.V. and Kondratyev P.A. (2016), "Technology of fitness in physical education of students", Physical culture: education, training, No. 1, рр. 30-31.
6. Shutova, T.N., Pikaev R.R., Musaev, A.S. and Salavatov K.A. (2019), "Physical fitness and health of women of all ages carrying aqua", Physical culture, sport and tourism: innovative projects and best practices: materials of International scientific-practical conference, Moscow, рр. 571-575.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.11.2019
УДК 796.42
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОМОТОРНОГО И МОРФО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
ЛЕГКОАТЛЕТОК
Александра Сергеевна Белякова, аспирант, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
Аннотация
В данной статье рассматривается модель спортивных возможностей спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, в частности, модельные характеристики психомоторного и морфо-
типологического статуса высококвалифицированных легкоатлетов-женщин. Знание модельных характеристик разных показателей и признаков высококвалифицированных легкоатлетов необходимо для повышения эффективности педагогического контроля, адекватного планирования нагрузок, своевременной коррекции тренировочного процесса. Предложенные модельные характеристики психомоторного и морфо-типологического статуса легкоатлеток высокой квалификации могут использоваться в качестве ориентира на более ранних этапах многолетней спортивной подготовки.
Ключевые слова: модельные характеристики, высококвалифицированные легкоатлеты, морфо-типологический статус, психомоторный статус.
MODEL CHARACTERISTICS OF PSYCHOMOTOR AND MORPHYTOLOGICAL STATUS OF HIGHLY QUALIFIED FEMALE ATHLETES
Aleksandra Sergeevna Belyakova, the post-graduate student, Inessa Yurevna Gorskaya, doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian state university of physical culture and sports, Omsk
Annotation
This article discusses the model of the athletic capabilities of the athletes involved in athletics, in particular, the model characteristics of the psychomotor and morphotypological status of highly qualified female athletes. Knowledge of the model characteristics of different indicators and signs of highly qualified athletes is necessary to increase the effectiveness of pedagogical control, adequate load planning, timely correction of the training process. The proposed model characteristics of the psychomotor and morphotypological status of highly qualified athletes can be used as a guide at the earlier stages of the long term sports training.
Keywords: model characteristics, highly qualified athletes, morphotypological status, psychomotor
status.
ВВЕДЕНИЕ
При современном уровне развития спорта, с ростом квалификации спортсменов возрастает доля индивидуализированного подхода к их подготовке и поэтому роль анализа индивидуальных характеристик каждого спортсмена неизменно повышается [2, 4]. Эффективное управление тренировочным процессом связано с использованием различных модельных характеристик спортсменов. Их разработка и применение основано на учете многих компонентов спортивной подготовки [6]. Во многих видах спорта исследователи разрабатывают характеристики сильнейших спортсменов по показателям, значимым для успешности достижения соревновательного результата. Такие количественные характеристики должны постоянно обновляться в связи с текущими требованиями тренировочного процесса, динамическими изменениями в конкретном виде спорта, в том числе и в легкой атлетике. Значимость модельных характеристик находит свое отражение как в разработке научно-методических основ отбора, так и в решении проблемы управления процессом многолетней подготовки. В спортивной практике необходимо знать не только «модельные», «эталонные» характеристики спортсменов высокого класса, но и промежуточные модели, которые характеризуют спортсмена на отдельных этапах спортивного мастерства. Установка на целевую направленность по отношению к высшему спортивному мастерству находит свое отражение в том, что определение промежуточных значений основных морфологических показателей юных спортсменов, выступающих в качестве модельных характеристик, должно быть ориентировано на модели сильнейших спортсменов. Модельные характеристики сильнейших спортсменов, отражая требования, предъявляемые видом спорта, являются определенным ориентиром в подготовке юных спортсменов. Разработка и использование в ходе комплексного контроля модельных характеристик сильнейших спортсменов позволяет своевременно и объективно оценивать состояние спортсмена и вносить коррекцию в тренировочный процесс [4]. Вопросами моделирования разных сторон подготовленности высококвалифицированных легкоатлетов
занимались многие авторы [6, 7]. Однако собранная информация в большей степени затрагивает аспекты физической и технической подготовки. Модельные характеристики, полученные в процессе анализа показателей спортсменов высокой квалификации, позволяют при сравнительном анализе с индивидуальными параметрами выявлять сильные и слабые стороны подготовленности спортсмена, формировать корректирующие и управляющие тренировочные воздействия [5].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить наиболее значимые виды психомоторных способностей для успешности результата в разных видах легкой атлетики в процессе анализа модели морфотипологического и психомоторного статуса легкоатлетов высокой квалификации.
МЕТОДИКА
Для разработки модельных характеристик морфотипологического и психомоторного статуса высококвалифицированных легкоатлетов определялся тип телосложения по методике В.Т. Штефко и А.Д. Островского (1929) в модификации С.С. Дарской (1975) [1]. Также было проведено тестирование с применением компьютерной программы «Спортивный психофизиолог» [3]. Тестирование психомоторных способностей включало 9 тестов: определение времени простой сенсомоторной реакции (ПЗМР и ПСМР); определение времени реакции на движущийся объект (РДО), определение времени реакции выбора (СЗМР); точность оценки величины предъявляемых углов с изменением их положения в пространстве; оценка точности воспроизведения длительности временного интервала; оценка величины предъявляемых отрезков; теппинг-тест.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В исследовании приняли участие спортсменки Сибирского федерального округа, занимающиеся легкой атлетикой, уровня подготовки МС и КМС, специализирующиеся в различных дисциплинах легкой атлетики (п=59 человек). Был определен тип телосложения и выявлен уровень психомоторной подготовленности высококвалифицированных спортсменок, занимающихся легкой атлетикой. На основе полученных данных построены модельные характеристики психомоторного и морфотипологического статуса высококвалифицированных легкоатлетов-женщин.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основе полученных данных исследования психомоторных способностей и соматотипа высококвалифицированных легкоатлетов-женщин, разработаны модельные характеристики морфотипологического и психомоторного статуса квалифицированных спортсменок в разных дисциплинах легкой атлетики. Модельные характеристики разработаны на основе среднегрупповых значений и стандартных отклонений психомоторных показателей легкоатлетов-женщин разных дисциплин легкой атлетики с учетом типа телосложения. В выборке спортсменок высокой квалификации выявлено, что среди легкоатлеток, специализирующихся в спринтерском и барьерном беге, преобладают представители мышечного типа телосложения (92,9%), но встречается и торакальный тип телосложения (7,1%). В выборке спринтеров и барьеристов выявлен наиболее высокий уровень реагирующих способностей в сравнении с легкоатлетами других специализаций. В выборке легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции, преобладают представители астенического типа телосложения (100%), у которых выявлен наиболее высокий уровень показателей чувства времени. В прыжковых видах легкой атлетики преобладают представители торакального (50%) типа телосложения, также есть представители мышечного (26,6%) и астенического типа (15,4%) телосложения, имеющие
наиболее высокий уровень способности к точности оценки и дифференцирования пространственных и силовых параметров движения. В легкоатлетических метаниях преобладают представители дигестивного типа телосложения (80%), мышечного типа телосложения (20%), у которых выявлен наиболее высокий уровень способности к точности оценки и дифференцирования пространственных и силовых параметров движения (таблица 1). Разработанные модельные характеристики целесообразно использовать для осуществления педагогического контроля и своевременной коррекции тренировочного процесса с учетом индивидуального уровня психомоторной подготовленности спортсменок разных соматотипов в конкретных дисциплинах легкой атлетики.
Таблица 1 - Модельные характеристики морфотипологического и психомоторного статуса легкоатлетов-женщин высокой квалификации (Х±о) __
Показатели Дисциплина Результаты Тип телосложения
Время реакции на свет (мс) Спринт 263,43±19,05 МС, ТС
Прыжки 268,62±26,11 ТС, МС, АС
Средние дистанции 296,11±27,11 АС, МС
Метания 349,40±61,18 ДС, МС
Время реакции на звук (мс) Спринт 398,93±26,64 МС, ТС
Прыжки 410,38±34,97 ТС, МС, АС
Средние дистанции 403,78±44,26 АС, МС
Метания 459,60±34,95 ДС, МС
Время реакции на движущийся объект РДО (мс) Спринт 19,50±6,14 МС, ТС
Прыжки 21,73±5,65 ТС, МС, АС
Средние дистанции 17,44±4,28 АС, МС
Метания 18,10±5,04 ДС, МС
Время реакции выбора (мс) Спринт 387,14±65,61 МС, ТС
Прыжки 402,04±87,26 ТС, МС, АС
Средние дистанции 450,67±66,97 АС, МС
Метания 382,20±11, ДС, МС
Точность узнавания величины углов при их движении в пространстве, ошибка % Спринт 4,79±2,19 МС, ТС
Прыжки 5,92±1,96 ТС, МС, АС
Средние дистанции 4,89±2,20 АС, МС
Метания 5,00±2,16 ДС, МС
Точность воспроизведения временного интервала, заполненного световым стимулом, ошибка % Спринт 12,14±4,31 МС, ТС
Прыжки 14,73±7,88 ТС, МС, АС
Средние дистанции 16,11±4,26 АС, МС
Метания 21,40±5,68 ДС, МС
Точность воспроизведения временного интервала, заполненного звуковым стимулом, ошибка % Спринт 13,79±7,90 МС, ТС
Прыжки 17,92±7,55 ТС, МС, АС
Средние дистанции 11,56±4,33 АС, МС
Метания 11,80±2,25 ДС, МС
Точность оценки размера предъявляемых отрезков, ошибка % Спринт 14,43±4,43 МС, ТС
Прыжки 18,58±6,68 ТС, МС, АС
Средние дистанции 22,11±7,06 АС, МС
Метания 30,30±5,19 ДС, МС
Теппинг-тест (максимальная частота движений за 10 с, кол-во) Спринт 70,36±6,87 МС, ТС
Прыжки 74,92±8,56 ТС, МС, АС
Средние дистанции 72,22±4,35 АС, МС
Метания 77,30±4,64 ДС, МС
Полученные данные могут использоваться на разных этапах многолетней спортивной подготовки в легкой атлетике, в частности, ориентировать тренеров на рациональное планирование индивидуальных темпов развития общей специализированной и физической подготовленности спортсменок разных соматотипов, прогнозировать результативность соревновательной деятельности спортсменок различного психомоторного и морфотипологического статуса, предусматривать последовательный отбор спортсменок на различных этапах спортивной деятельности.
ВЫВОДЫ
Полученные данные позволили выявить наиболее значимые виды психомоторных способностей для успешности результата в разных видах легкой атлетики на основе анализа модели морфотипологического и психомоторного статуса легкоатлетов высокой квалификации. В частности, в выборке спринтеров и барьеристов выявлен наиболее высокий уровень реагирующих способностей. В выборке легкоатлеток, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции, выявлен наиболее высокий уровень показателей чувства времени. В прыжковых видах легкой атлетики и метаниях выявлен наиболее высокий уровень способности к точности оценки и дифференцирования пространственных и силовых параметров движения. Следовательно, направленность педагогических воздействий целесообразно выстраивать с акцентом на значимые компоненты психомоторных способностей для успешности достижения результата в том или ином виде легкой атлетики. В ходе исследования выявлена специфичность морфотипологического статуса легкоатлеток разной специализации и определены морфотипологические особенности высококвалифицированных спортсменок в разных дисциплинах легкой атлетики. На основе результатов исследования предложены количественные модельные характеристики психомоторных показателей легкоатлетов разных типов телосложения, которые можно использовать для контроля психомоторной подготовленности высококвалифицированных легкоатлетов, а также применять на более ранних этапах подготовки для ориентира, дифференцированного планирования нагрузок психомоторной направленности и коррекции тренировочного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дарская, С.С. Соматотип как интегральная характеристика морфологической организации спортсмена / С.С. Дарская // Современная морфология - физической культуре и спорту : материалы науч. конф. - Ленинград, 1987. - С. 121-122.
2. Значение модельных характеристик в спорте для спортивного отбора и управления тренировочным процессом / О. А. Казакова, А.А. Решетин, Л.А. Иванова, Д.Н. Азаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 183-186.
3. Корягина, Ю.В. Исследователь временных и пространственных свойств человека № 2004610221 / Ю. В. Корягина, С. В. Нопин // Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем. - 2004. - № 2. - С. 51.
4. Подкорытова, Е.В. Основные понятия о моделях и модельных характеристиках спортсменов высокого класса / Е.В. Подкорытова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 9-2 (97). - С. 190-197.
5. Цыпленкова, Е.С. Управление технической подготовкой квалифицированных прыгунов тройным на основе модельных показателей / Е.С. Цыпленкова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 2. - С. 292-295.
6. Шумайлов, В.А. Модельные характеристики основных компонентов спортивного мастерства квалифицированных прыгунов с шестом на основе разработки динамометрических профилей / В. А. Шумайлов, Д.М. Матюхов, Н.В. Макарова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-7. - С. 238-245.
7. Irving, R. The ecological model of sprinting determinants of Jamaican athletes / R. Irving, P. Bourne // Austin emergency medicine. - 2016. - Vol. 2, № 1. - P. 1-7.
REFERENCES
1. Darskaya, S.S. (1987), "Somatotype as an integral characteristic of the morphological organization of an athlete", Modern morphology - physical education and sports: mater. scientific conf., Leningrad, Leningrad, pp. 121-122.
2. Kazakova, O.A., Reshetin, A.A., Ivanova, L.A. and Azarov, D.N. (2019), "The value of model characteristics in sports for sports selection and management of the training process", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 183-186.
3. Koryagina, Yu.V. and Nopin, S.V. (2004), "Researcher of temporal and spatial properties of a person No. 2004610221", Computer programs ... (official bulletin), No. 2, p. 51.
4. Podkorytova, E.V. (2011), "Basic concepts of models and model characteristics of high-class athletes", Scientific notes of the Russian state social university, 9-2 (97), pp. 190-197.
5. Tsyplenkova, E.S. (2013), "Management of the technical training of qualified triple jumpers based on model indicators", Bulletin of the Tula state university. Physical culture. Sport, No.2, pp. 292-295.
6. Shumailov, V.A., Matyukhov, D.M. and Makarova, N.V. (2017), "Model characteristics of the main components of sportsmanship of qualified pole vaulters based on the development of dynamometric profiles", Problems of modern pedagogical education, 55-7, pp. 238-245.
7. Irving, R. and Bourne, P. (2016), "The ecological model of sprinting determinants of Jamaican athletes", Austin emergency medicine, Vol. 2, No. 1, pp. 1-7.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.10.2019
УДК 378
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОГО ВУЗА
Наталья Владимировна Белякова, кандидат психологических наук, доцент, Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Марина Викторовна
Некрасова, старший преподаватель, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет
Аннотация
В статье представлены результаты исследования профессиональной мотивации к деятельности по выбранной профессии у студентов социального вуза. Выявлено, что профессиональная мотивация в студенческой среде имеет качественные характеристики, зависящие в начале обучения (1 курс) - от внутренних мотивов, в середине обучения (3 курс) - от внутренних и внешних мотивов и потребности в связанности, в конце обучения (4 курс) - от внутренних мотивов, которые имеют разнонаправленные вектора и потребности в компетентности. Формирование мотивационной сферы путем изменения ее профессиональной составляющей, ориентированной на внутреннюю мотивацию (потребности) личности студентов позволит придать ей качественные характеристики, имеющие оптимистическую направленность.
Ключевые слова: мотивационная сфера, профессиональные мотивы и мотивация, базовые психологические потребности, студенты.
STUDY OF SOCIAL UNIVERSITY'S BACHELOR STUDENT'S PROFESSIONAL
MOTIVATION
Natalia Vladimirovna Belyakova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Angela Valerievna Romanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Marina Viktorovna Nekrasova, the senior teacher, Russian State Social University; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education
Annotation
The article presents the results of the study of professional motivation for activities in the chosen profession among the students of the social university. It was revealed that professional motivation in the student environment has qualitative characteristics that depend at the beginning of training (1 year) on the internal motives, in the middle period of training (3 year) - on the internal and external motives and the need for connectedness, at the end of training (4 year) - on the internal motives that have multidirectional vectors and needs for competence. The formation of the motivational sphere by changing its professional component, focused on the internal motivation (needs) of the personality of students will allow it to be given the qualitative characteristics that have the optimistic orientation.
Keywords: motivational sphere, professional motives and motivation, basic psychological needs, students.