В.Ю. Павлов
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ СПОРТСМЕНОВ-ГИРЕВИКОВ 13-15 ЛЕТ
Рассматриваются разработанные нами модельные характеристики на основе тестирования физической подготовленности спортсменов-гиревиков 13-15 лет, позволяющие более эффективно и рационально управлять учебно-тренировочным процессом. Специально подобранные тесты дают возможность определить уровень развития наиболее важных физических качеств гиревика (сила, силовая выносливость, взрывная сила, гибкость, координация, скорость) и определить степень соответствия модельному уровню.
Ключевые слова: модельные характеристики; спортсмены-гиревики; физическая подготовленность; двигательные тесты.
С учетом специфики гиревого спорта, его силовой направленности требуются новые подходы, новые поиски содержания и методики тренировочного процесса с юными спортсменами. Разработка модельных характеристик как основы управления тренировочным процессом гиревиков является весьма актуальной проблемой в плане повышения учебно-тренировочного процесса.
Как известно, моделирование в практику спорта вошло давно, многочисленные исследования [1, 2] свидетельствуют о неснижающейся актуальности данной проблемы. Однако в гиревом спорте моделирование до настоящего времени не изучалось и, следовательно, не получило развития и применения.
Мы считаем, что отсутствие разработанных моделей, которые являются базовым основанием для управления, в частности уровнем физической подготовленности спортсменов-гиревиков разного возраста, не позволяет достаточно объективно и своевременно управлять учебно-тренировочным процессом, что отрицательно сказывается на росте уровня спортивного мастерства.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс подготовки спортсменов-гиревиков 13-15 лет.
Предмет исследования - разработка модельных характеристик физической подготовленности спортсме-нов-гиревиков 13-15 лет как основы эффективного управления учебно-тренировочным процессом.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и опытно-экспериментальной проверке эффективности применения модельных характеристик физической подготовленности как основы управления учебно-тренировочным процессом подготовки спортсменов-гиревиков 13-15 лет.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
1. Изучить научную базу теоретической и практической разработанности данной проблемы.
2. Разработать модельные характеристики физической подготовленности гиревиков 13-15 лет.
3. Обосновать и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность управления физической подготовленностью спортсменов-гиревиков 1315 лет на основе использования модельных характеристик.
Исследование проводилось в период с 2009 по 2012 г. на базе муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Томской области: Шегарской ДЮСШ (с. Мельниково), Кожевниковской ДЮСШ (с. Кожевниково), ДЮКФП «Викинг» (г. Томск). В исследовании приняли участие
80 спортсменов (юношей в возрасте 13-15 лет), специализирующихся в гиревом спорте.
Определение комплекса контрольных упражнений для диагностики физической подготовленности осуществлялось путем подбора наиболее информативных двигательных тестов, по результатам которых можно объективно судить об уровне развития важнейших физических качеств спортсменов-гиревиков. Принимая во внимание результаты анализа биомеханических основ соревновательной деятельности в гиревом спорте [3], мы выбрали 9 двигательных тестов (характеристик), при помощи которых определялся уровень физической подготовленности спортсменов-гиревиков: толкание
набивного мяча; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; прыжок в длину с места; бросок мяча весом 3 кг двумя руками вперед; подтягивание в висе на высокой перекладине; челночный бег 3*10 м; бег 30 м; бег 1000 м; наклоны вперед.
По окончании предварительного тестирования результаты были переведены в балльную систему с помощью стандартной Т-шкалы, масштабом в которой служит используемое нами стандартное отклонение. Среднему результату соответствует 50 баллов. За модельный уровень мы принимаем 60 баллов. Малая степень рассогласования с модельным уровнем оценивается отличием на 5 баллов, средняя - 10 баллов, большая - 20 баллов.
На основании данных Т-шкалы нами было проведено тестирование, характеризующее уровень физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп детей 13-15 лет (рис. 1).
Представленные результаты тестирования на рис. 1, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, практически одинаковые. Более высокие баллы спортсмены-гиревики получили в тестах на толкание мяча КГ -40 баллов, ЭГ - 42 балла; бросок мяча двумя руками снизу КГ - 47 баллов, ЭГ - 49 баллов; бег 30 м КГ - 54 балла, ЭГ - 53 балла. Более низкие результаты школьники показали в следующих тестах: сгибание и разгибание рук в упоре лежа КГ - 21 балл, ЭГ - 23 балла, прыжок в длину с места КГ - 33 балла, ЭГ - 32 балла, подтягивание в висе на высокой перекладине КГ - 21 балл, ЭГ - 19 баллов, челночный бег КГ - 34 балла, ЭГ - 35 баллов, бег 1 000 м КГ - 36 баллов, ЭГ - 35 баллов, наклоны вперед КГ -30 баллов, ЭГ - 30 баллов.
Для определения нормативных требований наибольшее распространение нашло применение стандартной сигмальной шкалы, позволяющей оценивать результаты, исходя из показателей среднего арифметического и величины сигмы (среднее квадратическое
отклонение о), прибавление или вычитание которой определяет нормативные данные.
В работе Г.В. Александровой [4. С. 10], посвященной разработке модельных характеристик юных спортсменов, определяются нормы уровня специальной
подготовленности следующим образом: низкий уровень соответствует значениям - о и меньше; - о до -0,5а - ниже среднего; -0,5о до 0,5о - средний уровень; от 0,5 о до о - уровень выше среднего; от о до 1,5 о - высокий уровень.
60
50
40
30
20
10
0
3332
4749
5453
3435
21
3635
^ лУ Л* ^ .
^ ^ ^
Л?' л?' .о ^ ^ Л?'
'////' ' * ' / / / ✓
□ Экспериментальная группа
Контрольная группа
Рис. 1. Результаты диагностики физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до эксперимента
Придерживаясь данной точки зрения, предварительно определив распределение результатов на нормальность, нами был произведен расчет нормативных
требований физической подготовленности спортсме-нов-гиревиков 13-15 лет, результаты которого приведены в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Модельные характеристики физической подготовленности спортсменов-гиревиков 13-15 лет
Контрольный тест Возраст, лет Степень рассогласования с модельным уровнем
Модельный уровень Малая до 0,5о Средняя до о Большая до 2о
Бег 30 м, с 13 4,75 0,1 0,2 0,4
14 4,43 0,14 0,28 0,56
15 4,2 0,2 0,4 0,8
Челночный бег 3x10, с 13 8,03 0,19 0,37 0,74
14 7,72 0,23 0,46 0,92
15 7,44 0,15 0,3 0,6
Толкание набивного мяча, м 13 8,95 0,21 0,42 0,84
14 9,8 0,2 0,4 0,8
15 10,48 0,19 0,38 0,76
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 13 39 2 3 7
14 43 3 6 12
15 44 3 7 13
Прыжок в длину с места, см 13 214 9 18 37
14 214 8 17 33
15 241 12 23 46
Бросок мяча двумя руками снизу, м 13 8,18 0,15 0,3 0,6
14 9,2 0,6 1,2 2,4
15 10,97 0,18 0,37 0,74
Подтягивание в висе на высокой перекладине, кол-во раз 13 8 2 4 8
14 13 1 2 4
15 16 2 4 7
Бег 1 000 м, с 13 242,8 6,7 13,5 26,9
14 241,1 5,5 11,0 22,0
15 227,7 10,4 20,8 41,6
Наклоны вперед, см 13 9 2 5 9
14 9 2 5 9
15 14 4 9 17
Для обоснования установления модельного уровня физической подготовленности спортсменов-гиревиков нами был проведен анализ полученных результатов выступления на соревнованиях. Мы пришли к выводу, что у гиревиков уровня кандидата в мастера спорта, как правило, более половины результатов находятся в диапазоне высоких значений.
Конечные оценки, полученные в результате суммирования результатов всех двигательных тестов, входящих в комплекс, выраженных в баллах, явились предпосылкой для создания общей оценки уровня физической подготовленности. Таким образом, модельный уровень соответствует 540 баллам, малая степень рассогласования с модельным уровнем - 495 баллам, средняя степень рассогласования с модельным уровнем - 450 баллам и большая степень рассогласования с модельным уровнем - 360 баллам.
В ходе педагогического эксперимента в учебнотренировочный процесс экспериментальной группы были методично включены разработанные модельные характеристики на протяжении годичного цикла подготовки.
Результаты тестирования спортсменов-гиревиков 13-15 лет показывают, что прирост результатов отмечается во всех тестах, причем спортсмены ЭГ выполняют требования на более высоком уровне, чем КГ.
В тесте «толкание мяча» КГ улучшила результат на 8 баллов, ЭГ - на 17; «сгибание и разгибание рук в упоре лежа»: КГ улучшила результат на 4 балла, ЭГ - на 13; «прыжок в длину с места: КГ прибавила 5 баллов, ЭГ - 18; «бросок мяча двумя руками снизу»: КГ улучшила результат на 6 баллов, ЭГ - на 17; «подтягивание в висе на высокой перекладине»: улучшения на 5 баллов КГ и 16 - ЭГ; «челночный бег»: КГ добавила 2 балла, ЭГ - 13; «бег 30 метров»:
В контрольной группе на всем протяжении эксперимента велась общая и специальная физическая подготовка.
Экспериментальная группа занималась по программе с учетом данных из личного дневника, где были зарегистрированы данные спортсмена и модельный уровень.
В нашем исследовании коррекция предусматривала определение и устранение слабых сторон подготовленности спортсмена с помощью разработанных модельных характеристик.
Испытуемые экспериментальной группы занимались по индивидуальной корректирующей программе, предлагаемой тренером, опираясь на результаты сравнения показателей с модельным уровнем. Занятия с применением разработанных комплексов для устранения отстающих сторон физической подготовленности от модельных результатов проводились в течение 2010-2011 гг., после чего было сделано повторное тестирование физической подготовленности по тем же тестам контрольной и экспериментальной групп (рис. 2).
КГ улучшила на 6 баллов, ЭГ - на 17; «бег 1000 метров»: КГ - прибавляет 7 балла, ЭГ - 16 баллов; «наклоны вперед»: КГ и ЭГ добавляют 3 и 10 баллов соответственно.
Полученные результаты представлены в табл. 2.
Установлено, что общее количество результатов, соответствующих модельному уровню в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента, составили 22 и 18 соответственно из 135 возможных. По окончании эксперимента результаты спортсменов-гиреви-ков 13-15 лет в контрольной и экспериментальной группах, соответствующие модельному уровню, составили 65 и 113 соответственно.
Рис. 2. Результаты диагностики физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Количество спортсменов-гиревиков 13—15 лет, показавших модельный уровень до и после эксперимента
Контрольные упражнения Количество оценок модельного уровня
До эксперимента После эксперимента
КГ ЭГ КГ ЭГ
Бег 30 м, с 1 1 3 14
Челночный бег 3x10, с 2 2 12 15
Толкание набивного мяча, м 7 6 8 11
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 1 0 2 12
Прыжок в длину с места, см 0 0 5 11
Бросок мяча двумя руками снизу, м 2 2 8 11
Подтягивание в висе на высокой перекладине, кол-во раз 4 3 11 14
Бег 1000 м, с 2 1 7 10
Наклоны вперед, см 3 3 9 15
ИТОГ 22 18 65 113
Результаты педагогического эксперимента показали, что наблюдается взаимосвязь между итогами двигательных тестов и соревновательными результатами. Так, после эксперимента на соревнованиях по гиревому спорту среди школьников Томской области спортсмены-гиревики ЭГ, которые по комплексу тестов и по отдельным двигательным тестам соответствовали модельному уровню, показывали результаты значительно выше, чем результаты тех спортсменов, которые имели разную степень рассогласования с модельным уровнем по комплексу тестов и отдельным тестам.
Так, спортсмены-гиревики на соревнованиях показали повышение результатов в ЭГ в среднем на 60 очков, а в КГ - на 35 очков.
Следует отметить, что спортсмены по показателям физической подготовленности, соответствующие модельному уровню, входят в состав юношеской сборной Томской области по гиревому спорту и защищают честь области на всероссийских соревнованиях.
На основе полученных результатов в экспериментальном исследовании можно сделать вывод, что использование модельных характеристик физической подготовленности юных спортсменов-гиревиков является эффективным средством для повышения спортивных результатов в гиревом спорте и может применяться в спортивных школах гиревого спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Загревский В.О. Модельные характеристики физической подготовленности как фактор управления тренировочным процессом юных гимна-
стов : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 1999. 174 с.
2. Бачин В.П., Шушаков С.П. Разработка модельных характеристик технической подготовленности пловцов 10-14 лет // Материалы науч.
конф. Омск : ОГИФК, 1992. С. 29-30.
3. Воротынцев А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых. М. : Советский спорт, 2002. 272 с.
4. Александрова Г.В. Модельные характеристики специальной подготовленности квалифицированных спортсменов : автореф. дис. ... канд. пед.
наук. Киев : КГИФК, 1983. 23 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 3 сентября 2012 г.