Научная статья на тему 'Модельные характеристики как основа управления учебно-тренировочным процессом спортсменов-гиревиков 13-15 лет'

Модельные характеристики как основа управления учебно-тренировочным процессом спортсменов-гиревиков 13-15 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
498
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СПОРТСМЕНЫ-ГИРЕВИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ / MODEL CHARACTERISTICS / WEIGHTLIFTERS / PHYSICAL FITNESS / MOTIONAL TESTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлов Валерий Юрьевич

Рассматриваются разработанные нами модельные характеристики на основе тестирования физической подготовленности спортсменов-гиревиков 13-15 лет, позволяющие более эффективно и рационально управлять учебно-тренировочным процессом. Специально подобранные тесты дают возможность определить уровень развития наиболее важных физических качеств гиревика (сила, силовая выносливость, взрывная сила, гибкость, координация, скорость) и определить степень соответствия модельному уровню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлов Валерий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling characteristics as basis of educational training process monitoring of 13-15 y.o. Weightlifters

It is generally known that modelling has been part of sport practice for a long time. Numerous researches show that the urgency of the issue does not decrease. However, modelling in weight lifting has not been examined up to date and therefore it has not been developed and used. The object of the research is the educational process of training 13-15-year-old weightlifters. The subject of the research is developing modelling characteristics of physical fitness of 13-15 y.o. weightlifters as a basis of effective monitoring of the educational training process. Research objective consists in theoretical justification, developing and experimental testing of the efficiency of the modelling characteristics of physical fitness as a basis of monitoring of educational training process of the weightlifters. The research tasks are 1. To examine the theoretical and practical scientific base on the issue. 2. To elaborate modelling characteristics of physical fitness of 1315-year-old weightlifters. 3. To substantiate and test the efficiency of monitoring of physical fitness of the weightlifters on the basis of modelling characteristics usage during the research. The research was carried out on the basis of municipal educational institutions of additional education of children of Tomsk region. We have chosen 9 motional tests by means of which the level of physical fitness of weightlifters was examined. The results of the test before the research in the control group (CG) and the experimental group (EG) are almost equal. Pushing the ball by CG 40 scores, by EG 42 scores; throwing the ball with two hands from below by CG 47 scores, by EG 49 scores; running 30 m by CG 54 scores, EG 53 scores, push-ups by CG 21 scores, EG 23 scores, standing long-jump by CG -33 scores, EG 32 scores, pull-ups on the high bar by CG-21 scores, EG 19 scores, shuttle run by CG 34 scores, EG 35 scores, 1000 m run by CG 36 scores, EG-35 scores, bows front by CG 30 scores, EG-30 scores. During the research CG was trained in a general and specific way. EG was trained with account of the data from personal diaries, where sportsmen's personal information and modelling level were registered. After the research sportsmen's physical fitness was re-tested by means of the same tests. The results show increase in all tests. In the test ''pushing he ball'' CG improved its result by 8 scores, EG by 17, in ''push-ups'' CG improved the result by 4 scores, EG by 13, in ''standing long-jump'' CG took 5 more scores, EG 18, in ''throwing the ball with two hands from below'' CG improved the result by 6 scores, EG -by 17, in ''pull-ups on the high bar'' CG improved by 5 scores and EG by 16 scores, in ''shuttle run'' CG took 2 more scores, EG 13, in ''30 m run'' CG improved by 6 scores, EG by 17 scores, in ''1000 m run'' CG took 7 more scores, EG 16 scores, in ''bows front'' CG and EG improve d by 3 and 10 scores respectively. It was determined that the total amount of results appropriate for the modelling level in control and experimental groups before the research were 22 and 18 respectively from 135 possible. At the end of the research the results of 13-15-year-old weightlifters appropriate for the modelling level in control and experimental groups were 65 and 113 respectively.

Текст научной работы на тему «Модельные характеристики как основа управления учебно-тренировочным процессом спортсменов-гиревиков 13-15 лет»

В.Ю. Павлов

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ СПОРТСМЕНОВ-ГИРЕВИКОВ 13-15 ЛЕТ

Рассматриваются разработанные нами модельные характеристики на основе тестирования физической подготовленности спортсменов-гиревиков 13-15 лет, позволяющие более эффективно и рационально управлять учебно-тренировочным процессом. Специально подобранные тесты дают возможность определить уровень развития наиболее важных физических качеств гиревика (сила, силовая выносливость, взрывная сила, гибкость, координация, скорость) и определить степень соответствия модельному уровню.

Ключевые слова: модельные характеристики; спортсмены-гиревики; физическая подготовленность; двигательные тесты.

С учетом специфики гиревого спорта, его силовой направленности требуются новые подходы, новые поиски содержания и методики тренировочного процесса с юными спортсменами. Разработка модельных характеристик как основы управления тренировочным процессом гиревиков является весьма актуальной проблемой в плане повышения учебно-тренировочного процесса.

Как известно, моделирование в практику спорта вошло давно, многочисленные исследования [1, 2] свидетельствуют о неснижающейся актуальности данной проблемы. Однако в гиревом спорте моделирование до настоящего времени не изучалось и, следовательно, не получило развития и применения.

Мы считаем, что отсутствие разработанных моделей, которые являются базовым основанием для управления, в частности уровнем физической подготовленности спортсменов-гиревиков разного возраста, не позволяет достаточно объективно и своевременно управлять учебно-тренировочным процессом, что отрицательно сказывается на росте уровня спортивного мастерства.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс подготовки спортсменов-гиревиков 13-15 лет.

Предмет исследования - разработка модельных характеристик физической подготовленности спортсме-нов-гиревиков 13-15 лет как основы эффективного управления учебно-тренировочным процессом.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и опытно-экспериментальной проверке эффективности применения модельных характеристик физической подготовленности как основы управления учебно-тренировочным процессом подготовки спортсменов-гиревиков 13-15 лет.

В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:

1. Изучить научную базу теоретической и практической разработанности данной проблемы.

2. Разработать модельные характеристики физической подготовленности гиревиков 13-15 лет.

3. Обосновать и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность управления физической подготовленностью спортсменов-гиревиков 1315 лет на основе использования модельных характеристик.

Исследование проводилось в период с 2009 по 2012 г. на базе муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Томской области: Шегарской ДЮСШ (с. Мельниково), Кожевниковской ДЮСШ (с. Кожевниково), ДЮКФП «Викинг» (г. Томск). В исследовании приняли участие

80 спортсменов (юношей в возрасте 13-15 лет), специализирующихся в гиревом спорте.

Определение комплекса контрольных упражнений для диагностики физической подготовленности осуществлялось путем подбора наиболее информативных двигательных тестов, по результатам которых можно объективно судить об уровне развития важнейших физических качеств спортсменов-гиревиков. Принимая во внимание результаты анализа биомеханических основ соревновательной деятельности в гиревом спорте [3], мы выбрали 9 двигательных тестов (характеристик), при помощи которых определялся уровень физической подготовленности спортсменов-гиревиков: толкание

набивного мяча; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; прыжок в длину с места; бросок мяча весом 3 кг двумя руками вперед; подтягивание в висе на высокой перекладине; челночный бег 3*10 м; бег 30 м; бег 1000 м; наклоны вперед.

По окончании предварительного тестирования результаты были переведены в балльную систему с помощью стандартной Т-шкалы, масштабом в которой служит используемое нами стандартное отклонение. Среднему результату соответствует 50 баллов. За модельный уровень мы принимаем 60 баллов. Малая степень рассогласования с модельным уровнем оценивается отличием на 5 баллов, средняя - 10 баллов, большая - 20 баллов.

На основании данных Т-шкалы нами было проведено тестирование, характеризующее уровень физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп детей 13-15 лет (рис. 1).

Представленные результаты тестирования на рис. 1, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, практически одинаковые. Более высокие баллы спортсмены-гиревики получили в тестах на толкание мяча КГ -40 баллов, ЭГ - 42 балла; бросок мяча двумя руками снизу КГ - 47 баллов, ЭГ - 49 баллов; бег 30 м КГ - 54 балла, ЭГ - 53 балла. Более низкие результаты школьники показали в следующих тестах: сгибание и разгибание рук в упоре лежа КГ - 21 балл, ЭГ - 23 балла, прыжок в длину с места КГ - 33 балла, ЭГ - 32 балла, подтягивание в висе на высокой перекладине КГ - 21 балл, ЭГ - 19 баллов, челночный бег КГ - 34 балла, ЭГ - 35 баллов, бег 1 000 м КГ - 36 баллов, ЭГ - 35 баллов, наклоны вперед КГ -30 баллов, ЭГ - 30 баллов.

Для определения нормативных требований наибольшее распространение нашло применение стандартной сигмальной шкалы, позволяющей оценивать результаты, исходя из показателей среднего арифметического и величины сигмы (среднее квадратическое

отклонение о), прибавление или вычитание которой определяет нормативные данные.

В работе Г.В. Александровой [4. С. 10], посвященной разработке модельных характеристик юных спортсменов, определяются нормы уровня специальной

подготовленности следующим образом: низкий уровень соответствует значениям - о и меньше; - о до -0,5а - ниже среднего; -0,5о до 0,5о - средний уровень; от 0,5 о до о - уровень выше среднего; от о до 1,5 о - высокий уровень.

60

50

40

30

20

10

0

3332

4749

5453

3435

21

3635

^ лУ Л* ^ .

^ ^ ^

Л?' л?' .о ^ ^ Л?'

'////' ' * ' / / / ✓

□ Экспериментальная группа

Контрольная группа

Рис. 1. Результаты диагностики физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до эксперимента

Придерживаясь данной точки зрения, предварительно определив распределение результатов на нормальность, нами был произведен расчет нормативных

требований физической подготовленности спортсме-нов-гиревиков 13-15 лет, результаты которого приведены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Модельные характеристики физической подготовленности спортсменов-гиревиков 13-15 лет

Контрольный тест Возраст, лет Степень рассогласования с модельным уровнем

Модельный уровень Малая до 0,5о Средняя до о Большая до 2о

Бег 30 м, с 13 4,75 0,1 0,2 0,4

14 4,43 0,14 0,28 0,56

15 4,2 0,2 0,4 0,8

Челночный бег 3x10, с 13 8,03 0,19 0,37 0,74

14 7,72 0,23 0,46 0,92

15 7,44 0,15 0,3 0,6

Толкание набивного мяча, м 13 8,95 0,21 0,42 0,84

14 9,8 0,2 0,4 0,8

15 10,48 0,19 0,38 0,76

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 13 39 2 3 7

14 43 3 6 12

15 44 3 7 13

Прыжок в длину с места, см 13 214 9 18 37

14 214 8 17 33

15 241 12 23 46

Бросок мяча двумя руками снизу, м 13 8,18 0,15 0,3 0,6

14 9,2 0,6 1,2 2,4

15 10,97 0,18 0,37 0,74

Подтягивание в висе на высокой перекладине, кол-во раз 13 8 2 4 8

14 13 1 2 4

15 16 2 4 7

Бег 1 000 м, с 13 242,8 6,7 13,5 26,9

14 241,1 5,5 11,0 22,0

15 227,7 10,4 20,8 41,6

Наклоны вперед, см 13 9 2 5 9

14 9 2 5 9

15 14 4 9 17

Для обоснования установления модельного уровня физической подготовленности спортсменов-гиревиков нами был проведен анализ полученных результатов выступления на соревнованиях. Мы пришли к выводу, что у гиревиков уровня кандидата в мастера спорта, как правило, более половины результатов находятся в диапазоне высоких значений.

Конечные оценки, полученные в результате суммирования результатов всех двигательных тестов, входящих в комплекс, выраженных в баллах, явились предпосылкой для создания общей оценки уровня физической подготовленности. Таким образом, модельный уровень соответствует 540 баллам, малая степень рассогласования с модельным уровнем - 495 баллам, средняя степень рассогласования с модельным уровнем - 450 баллам и большая степень рассогласования с модельным уровнем - 360 баллам.

В ходе педагогического эксперимента в учебнотренировочный процесс экспериментальной группы были методично включены разработанные модельные характеристики на протяжении годичного цикла подготовки.

Результаты тестирования спортсменов-гиревиков 13-15 лет показывают, что прирост результатов отмечается во всех тестах, причем спортсмены ЭГ выполняют требования на более высоком уровне, чем КГ.

В тесте «толкание мяча» КГ улучшила результат на 8 баллов, ЭГ - на 17; «сгибание и разгибание рук в упоре лежа»: КГ улучшила результат на 4 балла, ЭГ - на 13; «прыжок в длину с места: КГ прибавила 5 баллов, ЭГ - 18; «бросок мяча двумя руками снизу»: КГ улучшила результат на 6 баллов, ЭГ - на 17; «подтягивание в висе на высокой перекладине»: улучшения на 5 баллов КГ и 16 - ЭГ; «челночный бег»: КГ добавила 2 балла, ЭГ - 13; «бег 30 метров»:

В контрольной группе на всем протяжении эксперимента велась общая и специальная физическая подготовка.

Экспериментальная группа занималась по программе с учетом данных из личного дневника, где были зарегистрированы данные спортсмена и модельный уровень.

В нашем исследовании коррекция предусматривала определение и устранение слабых сторон подготовленности спортсмена с помощью разработанных модельных характеристик.

Испытуемые экспериментальной группы занимались по индивидуальной корректирующей программе, предлагаемой тренером, опираясь на результаты сравнения показателей с модельным уровнем. Занятия с применением разработанных комплексов для устранения отстающих сторон физической подготовленности от модельных результатов проводились в течение 2010-2011 гг., после чего было сделано повторное тестирование физической подготовленности по тем же тестам контрольной и экспериментальной групп (рис. 2).

КГ улучшила на 6 баллов, ЭГ - на 17; «бег 1000 метров»: КГ - прибавляет 7 балла, ЭГ - 16 баллов; «наклоны вперед»: КГ и ЭГ добавляют 3 и 10 баллов соответственно.

Полученные результаты представлены в табл. 2.

Установлено, что общее количество результатов, соответствующих модельному уровню в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента, составили 22 и 18 соответственно из 135 возможных. По окончании эксперимента результаты спортсменов-гиреви-ков 13-15 лет в контрольной и экспериментальной группах, соответствующие модельному уровню, составили 65 и 113 соответственно.

Рис. 2. Результаты диагностики физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Количество спортсменов-гиревиков 13—15 лет, показавших модельный уровень до и после эксперимента

Контрольные упражнения Количество оценок модельного уровня

До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

Бег 30 м, с 1 1 3 14

Челночный бег 3x10, с 2 2 12 15

Толкание набивного мяча, м 7 6 8 11

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 1 0 2 12

Прыжок в длину с места, см 0 0 5 11

Бросок мяча двумя руками снизу, м 2 2 8 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подтягивание в висе на высокой перекладине, кол-во раз 4 3 11 14

Бег 1000 м, с 2 1 7 10

Наклоны вперед, см 3 3 9 15

ИТОГ 22 18 65 113

Результаты педагогического эксперимента показали, что наблюдается взаимосвязь между итогами двигательных тестов и соревновательными результатами. Так, после эксперимента на соревнованиях по гиревому спорту среди школьников Томской области спортсмены-гиревики ЭГ, которые по комплексу тестов и по отдельным двигательным тестам соответствовали модельному уровню, показывали результаты значительно выше, чем результаты тех спортсменов, которые имели разную степень рассогласования с модельным уровнем по комплексу тестов и отдельным тестам.

Так, спортсмены-гиревики на соревнованиях показали повышение результатов в ЭГ в среднем на 60 очков, а в КГ - на 35 очков.

Следует отметить, что спортсмены по показателям физической подготовленности, соответствующие модельному уровню, входят в состав юношеской сборной Томской области по гиревому спорту и защищают честь области на всероссийских соревнованиях.

На основе полученных результатов в экспериментальном исследовании можно сделать вывод, что использование модельных характеристик физической подготовленности юных спортсменов-гиревиков является эффективным средством для повышения спортивных результатов в гиревом спорте и может применяться в спортивных школах гиревого спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загревский В.О. Модельные характеристики физической подготовленности как фактор управления тренировочным процессом юных гимна-

стов : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 1999. 174 с.

2. Бачин В.П., Шушаков С.П. Разработка модельных характеристик технической подготовленности пловцов 10-14 лет // Материалы науч.

конф. Омск : ОГИФК, 1992. С. 29-30.

3. Воротынцев А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых. М. : Советский спорт, 2002. 272 с.

4. Александрова Г.В. Модельные характеристики специальной подготовленности квалифицированных спортсменов : автореф. дис. ... канд. пед.

наук. Киев : КГИФК, 1983. 23 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 3 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.