Т.А. Султанова, канд. пед. наук, доцент, кафедра общей и профессиональной педагогики,
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия, [email protected]
МОДЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ
Рассматривается проблема подготовки педагогических кадров к реализации профессиональной деятельности на прогностической основе. В этой связи определена значимость развития прогностических умений учителей, под которым автор понимает специально организованный целенаправленный процесс, актуализирующий внутренний потенциал заложенных в личности прогностических способностей и позволяющий запустить механизм их развития. Раскрыты технологические особенности процесса развития прогностических умений учителей: описана декомпозиция цели; выявлены педагогические условия; определены методы реализации образовательного прогнозирования; указаны формы взаимодействия. Автор связывает развитие прогностических умений с обогащением содержания образовательного взаимодействия элементами прогнозирования в соответствии с личностными и профессиональными потребностями педагогов, поэтапным развитием прогностических умений учителей в русле решения прогностических заданий профессиональной направленности, использованием методов коллективного, группового и индивидуального прогнозирования, способствующих освоению обобщенного алгоритма прогностической деятельности. Разрабатываемые педагогами педагогические прогнозы рассматриваются автором не только с позиции профессиональной значимости, но и их личностных смыслов. Представлена авторская модель процесса развития прогностических умений учителей, интегрирующая целеполагающий, процессуальный, критериально-оценочный, результативно-корректирующий модули. Модель апробирована в рамках системы повышения квалификации работников образования.
Ключевые слова: прогностические умения, образовательное прогнозирование, модель, развитие прогностических умений, критерии развития прогностических умений.
Эффективность инновационных изменений современного школьного образования, ориентированных на актуальные потребности российского общества, во многом определяется профессионально-личностным развитием учителей как основных субъектов данных процессов. В настоящее время школой востребован педагог нового типа — мобильный, дальновидный, способный осуществлять профессиональную деятельность на основе постоянного прогнозирования. В этой связи особый акцент в контексте системы повышения квалификации педагогических работников должен быть сделан на процесс развития прогностических умений учителя.
Определяя умения в целом как готовность личности к деятельности, решению практических, исследовательских, методических и творческих задач, мы определяем прогностические умения как готовность осуществлять действия, связанные с исследованием альтернативных путей и направлений развития субъектов и объектов педагогической реальности1.
При этом основанием для процесса развития прогностических умений является положение о том, что данные умения раскрываются через единство содержательного и технологического компонентов2. Используя дефиницию «развитие прогностических умений учителей», ее содержательное
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
и технологическое наполнение мы видим в специально организованном, целенаправленном процессе, актуализирующем внутренний потенциал заложенных в личности прогностических спо- -
собностей и позволяющем запустить механизм их развития.
Изучение современных исследований проблемы развития и формирования прогностических умений личности показало ее важность и сложность3. Этим обосновывается не только необходимость выявления особенностей исследуемого процесса, но и актуальность разработки модели развития прогностических умений педагогов.
Основу нашего исследования составляет идея о том, что развитие прогностических умений учителей происходит путем включения последних в процессы образовательного прогнозирования. Уточним, что являясь сложным конструктом, образовательное прогнозирование не может и не должно быть чем-то принципиально иным по отношению к классической прогностической деятельности4. На наш взгляд, создание модели процесса развития прогностических умений учителей позволит не только конкретизировать его структурные и технологические компоненты, но и спрогнозировать возможные результаты новообразований.
С общенаучной точки зрения моделирование понимается как «метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект»5. Под моделью будем понимать объект, который соответствует оригиналу, заменяет его при познании и дает о нем или о его частях определенную информацию. При этом в модель будем включать важные с точки зрения познания характеристики и исключать несущественные.
Состоятельность моделирования процесса развития прогностических умений
В настоящее время школой востребован педагог нового типа -мобильный, дальновидный, способный осуществлять профессиональную деятельность на основе постоянного прогнозирования.
Создание модели процесса развития прогностических умений учителей позволит не только конкретизировать его структурные и технологические компоненты, но и спрогнозировать возможные результаты новообразований.
учителя обеспечивается следующими требованиями: сохранением в модели сторон и особенностей исследуемого процесса, являющихся предметом исследования; соблюдением при сборе фактических данных условий, обеспечивающих применимость данного метода к анализу этих данных; нераспространением при конструировании модели полученных выводов за область ее значимости и контролируемости6.
Представленная в исследовании модель интегрирует целеполагающий, процессуальный, критериально-оценочный, результативно-корректирующий модули, характеризующие модель на микроуровне (рисунок). На макроуровне модель вписывается в систему повышения квалификации работников образования.
Особенность предлагаемой модели отражена следующими теоретическими предпосылками. Во-первых, развитие прогностических умений имеет личностно-де-ятельную основу, ее системообразующим элементом является мотивационно-потреб-ностная сфера личности учителя. А значит процесс развития прогностических умений предполагает усиление акцента на активизации прогностического мышления и актуализации ценностных проявлений личности.
Во-вторых, учет только внешних условий в виде содержания материала, форм и методов взаимодействия без ориентации на субъектные проявления личности в деятельности, связанные с ее потребностями, склонностями и способностями, достаточно - негативно влияет на конечные результаты развития прогностических умений педагогов.
Далее попытаемся детализировать компоненты модели развития прогностических умений учителя. = Целеполагающий модуль. Наличие данного компонента модели позволяет организовать процесс развития прогностических умений учителя как предсказуемое, достоверное и целенаправленное
Модель развития прогностических умений учителя
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
взаимодействие субъектов. В педагогической литературе цель определяется как «желаемый и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем»1. Анализ исследований свидетельствует о том, что ученые-педагоги акцентируют внимание на двух инвариантных характеристиках
цели2. Во-первых — это
образ будущего, во-вторых — средства к его достижению.
Теоретико-педагогический анализ исследуемой проблемы позволяет сформулировать цель моделируемого процесса как развитие прогностических умений учителя. Очевидно, что такую достаточно общую цель необходимо декомпозировать. Для этого воспользуемся методикой Ю.А. Конаржевского, согласно которой дальние генеральные цели необходимо представлять в виде ближних и более кон-кретных3. Результат декомпозиции декларируемой нами цели представлен генеральной целью и подцелями первого и второго уровней в таблице 1.
На наш взгляд, представленная декомпозиция, наиболее адекватно отражая целевую иерархию развития прогностических умений педагогов, раскрывает механизм его реализации в единстве с обеспечиваю-
Внутри каждого обозначенного уровня реализуется принцип преемственности. В частности, продуктивный уровень владения
прогностическими действиями включает в себя репродуктивный уровень и, в свою очередь, сам является основой формирования умений на творческом уровне.
щими процессами функционального характера. Генеральная цель приоритетно связана с определением направлений и способов развития прогностических умений учителя.
Конечные цели являются достаточно конкретными и соотносятся с реальными возможностями образовательной системы, обеспечивающими их достижение.
Таким образом, це-леполагающий модуль модели развития прогностических умений педагогов, представленный в единстве общего и частного, позволяет рассматривать целевые ориентиры заявленного процесса в системе составляющих подцелей и детерминирует его технологическое воплощение.
Процессуальный модуль. Важным элементом разработанной модели являются условия развития прогностических умений педагогов. Условия — это «компоненты внешних систем деятельности... Они определяют, обрамляют, обеспечивают, используют познавательную деятельность, не будучи ни субъектами, ни объектами, ни средствами, ни результатами, ни средой данной деятельности»4. В нашем исследовании выделены следующие педагогические условия,
Таблица 1
Декомпозиция цели процесса развития прогностических умений учителя
Генеральная цель (1-й уровень) Подцели 2-го уровня Подцели 3-го уровня
Развитие прогностических умений учителя Обеспечение развития прогностических умений учителя Выявление целевых, содержательных и технологических ресурсов изучаемых дисциплин, релевантных развитию прогностических умений учителя. Обеспечение консультационного сопровождения прогностической деятельности педагогов (группового и индивидуального).
Обеспечение эффективности процесса развития прогностических умений учителя Актуализация коллективных, групповых и индивидуальных методов образовательного прогнозирования в контексте решения учебно-профессиональных заданий. Создание банка дидактических, технологических, инструментальных, методических ресурсов прогностической педагогической деятельности.
Обеспечение качества результата процесса развития прогностических умений учителя Разработка критериального аппарата оценки результатов развития прогностических умений учителя. Разработка и реализация программы диагностических исследований в контексте развития прогностических умений учителя.
обеспечивающие эффективность развития прогностических умений учителя:
— обогащение содержания образовательного взаимодействия элементами прогнозирования в соответствии с личностными и профессиональными потребностями педагогов;
— поэтапное развитие прогностических умений педагогов (информационный, процессуально - обучающий, деятельностный) на основе решения комплекса прогностических заданий профессиональной направленности;
— использование методов коллективного, группового и индивидуального прогнозирования, направленных на освоение обобщенного алгоритма прогностической деятельности.
Процесс развития прогностических умений педагогов характеризуется рядом признаков: ориентированностью на достижение качественно определенной цели; наличием этапов развития умений (информационного, процессуально - о бучаю -щего, деятельностного), последовательная реализация которых способствует достижению поставленной цели; осознанным характером происхождения процесса,
что определяет его организационное единство.
На каждом этапе развития прогностических умений координируются и синхронизируются действия субъектов образовательного процесса, то есть в единстве и взаимосвязи рассматриваются технология учения (знания, умения и навыки; самостоятельная и творческая работа; самооценка и самодиагностика и т. д.) и технология преподавания (организационные действия преподавателя; выбор средств обучения на каждом этапе; временные особенности организации обучения; элементы педагогического мониторинга и т. д.). В таблице 2 отражена характеристика деятельности преподавания и учения на процессуально-обучающем этапе формирования прогностических умений педагогов.
В качестве уточнения к таблице заметим, что в реальном образовательном процессе представленные этапы пересекаются, сочетаются и дополняют друг друга.
Критериально-оценочный модуль. В описанной модели процесса развития прогностических умений представляется возможным выделить систему критериев и показателей, что будет способствовать получению наиболее полного представления о количе-
Таблица 2
Характеристика деятельности преподавания и учения на процессуально-обучающем этапе формирования прогностических умений педагогов
Виды действий Характеристика деятельности
Диагностика уровня развития прогностических умений педагогов Выявляются группы субъектов, обладающих разным уровнем развития прогностических умений (репродуктивным, продуктивным, творческим)
Постановка целей деятельности Для каждой группы осуществляется постановка репродуктивных, продуктивных, творческих целей. Необходимо учитывать источник и способ образования целей
Планирование времени, распределение заданий Из набора заданий выбираются репродуктивные продуктивные, творческие задания соответственно и задания, способствующие переходу с репродуктивного на продуктивный, с продуктивного на творческий уровень. Слушателям предоставляется примерное планирование деятельности, в котором указывается рекомендуемое время. Таким образом, им сообщается график выполнения заданий, срок проверки, определяются этапы работы и т. д.
Инструктаж (консультирование) Способствует осмыслению слушателями содержания учебной работы, требований к данному виду работы, типичных ошибок
Стимулирование деятельности слушателей Использование внешних и внутренних стимулов
Промежуточный контроль Проверка выполнения графика работ, правильности выполнения работы, анализ затруднений с целью дальнейшей коррекции
Подведение итогов Подведение итогов связано с констатацией уровня развития прогностических умений слушателей и их переходом на качественно новый уровень деятельности
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
ственном и качественном состоянии готовности педагогов к реализации прогностической деятельности (табл. 3).
Предлагаемая модель не является «изолированной системой», поэтому данные критерии не исчерпывают всего многообразия характеристик процесса развития прогностических умений, но в контексте нашего исследования являются наиболее значимыми.
В соответствии с результатами теоретического исследования нами были выделены уровни развития прогностических умений педагогов: репродуктивный, продуктивный и творческий. Необходимо отметить, что внутри каждого обозначенного уровня реализуется принцип преемственности. В частности, продуктивный уровень владения прогностическими действиями включает в себя репродуктивный уровень и, в свою
очередь, сам является основой формирования умений на творческом уровне.
Результативно-корректирующий модуль выполняет функцию обратной связи, позволяет анализировать информацию о ходе учебного процесса, корректировать деятельность по развитию прогностических умений педагогов.
Таким образом, особенностью разработанной модели процесса развития прогностических умений педагогов является ее практико ориентированный характер. Основу модели составляют: этапный характер подготовки к данному виду деятельности; систематичность формулирования на каждом этапе задач, ориентированных на конечный результат — получение лич-ностно и профессионально значимого продукта — прогноза; формирование необходимых для реализации прогностической дея-
Таблица 3
Соотношение критериев и показателей готовности педагогов к реализации прогностической деятельности
Критерии развития прогностических умений Показатели развития прогностических умений Методы диагностики
Направленность личности на осуществление прогностической деятельности наличие личностных смыслов в контексте реализации прогностической деятельности; осознанный интерес к прогностической деятельности; профессиональная мотивированность прогностической деятельности оценка профессиональной направленности личности (Е.И. Рогова); изучение отношения к педагогическим стереотипам (В.А. Ситарова); анкетирование; наблюдение
Когнитивная грамотность знания в области прогнозирования; способность к личностному осмыслению педагогических проблем; умение осуществлять рефлексию собственного опыта деятельности; умение наделять знания в области прогнозирования личностными смыслами анкетирование; беседа; диагностика; наблюдение; самостоятельная работа
Операциональная грамотность умение анализировать ситуацию; умение выделять противоречия, формулировать проблему, находить пути ее решения; наличие системы диагностических умений; умение определять цели и задачи предстоящей деятельности; умение отбирать содержание предстоящей деятельности; умение находить нестандартные решения проблем; умение описывать последовательность прогнозных действий; логичность, гибкость вариативность мышления; степень осознанности и целесообразности прогнозных действий самооценка профессионально-педагогического мышления; самооценка прогностических умений; самооценка готовности к прогностической деятельности; наблюдение за деятельностью слушателей; изучение образовательных прогнозов, составленных слушателями
тельности «сопутствующих» умений. При этом оценка результатов как уровней развития прогностических умений учителей осуществлялась на основе разработанных показателей их готовности к реализации образовательного прогнозирования при помощи отобранных методов диагностики. Модель была апробирована в контексте системы повышения квалификации педагогических работников. Ее эффективность подтверждена практикой. ^
Литература
1. Султанова ТА. Потенциал курса «Педагогические технологии» в формировании прогностических умений будущих педагогов / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Сб. ст. Всеросс. научно-методической конференции. Оренбург, 2015. С. 2167—2171.
2. Захаров А. В. Формирование прогностических умений студентов педвуза через контекстное обучение // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 698-701.
3. Белоновская И. Д., Филиппова Е. О. Моделирование проблемных ситуаций как средство формирования прогностических умений будущего юриста.
Оренбург: Изд-во «Университет», 2012. 192 с.; Тори-ков А.В. Структурный анализ прогностических умений специалистов сервиса // Образование. Наука. Инновации. 2012. № 2. С. 132-138; Шеховцова Т.С. Обучение будущих учителей педагогическому прогнозированию // Известия Южного федерального университета. 2011. № 6. С. 122-128.
4. Султанова ТА. Общенаучные подходы к определению сущности педагогического прогнозирования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 118-121.
5. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. С. 126.
6. Там же. С. 131.
7. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутриш-кольное управление М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. С. 185.
8. Гладких В.Г. Целеполагание в деятельности директора школы / автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1991. 17 с.
9. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутриш-кольное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. С. 187.
10. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники. Орёл: ОГУ, 2010. С. 21.
MODEL REPRESENTATION OF TEACHER'S PROGNOSTIC SKILLS' DEVELOPMENT PROCESS
T.A. Sultanova, Candidate of pedagogy, Docent, The department of common and professional pedagogy, Orenburg State University, Orenburg, Russia, [email protected]
The article considers the problem of pedagogical personnel training for realization of professional activity on prognostic base. In this connection the meaning of prognostic skills' development is defined, it means specially organized and target process which actualizes internal potential of prognostic skills of personality and allows starting a mechanism for their development. This paper exposes the technological peculiarities of teachers' prognostic skills' development process: decomposition of target, pedagogical conditions, realization methods of educational forecasting, forms of interactions. The author connects the development of prognostic skills with enrichment of forecasting elements' interaction content according to personal and professional requirements of pedagogues; phased development of prognostic skills in the way of professional prognostic tasks' solution; application of methods of collective, group and individual forecasting for promoting mastering of general algorithm of prognostic activity. The developed by pedagogues forecasts are considered by the authors from the point of professional significance and personal senses. The article provides the author's model of teachers' prognostic skills' development process integrating the targeting, process, criteria-value and result-correcting modules. The model was tested in the frames ofpedagogical personnel training system.
Key words: predictive skill, educational forecasting, model, development of prognostic skills, criteria for the development of predictive skills.
References
1. Sultanova TA. Potentsial kursa «Pedagogicheskie budushchikh pedagogov [The potential of the course tekhnologii» v formirovanii prognosticheskikh umenii «educational technology» in the formation of the
ДИСКУССИЯ »
журнал научных публикаций «
predictive abilities of future teachers]. Universitetskii kompleks kak regional'nyi tsentr obrazovaniia, nauki i kul'tury: Sbornik statei Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii [Materials of all-Russian scientificmethodical conference «University complex as a regional center of education, science and culture»]. Orenburg, 2015, pp. 2167-2171.
2. Zakharov A.V. Formirovanie prognosticheskikh umenii studentov pedvuza cherez kontekstnoe obuchenie [The prognostic abilities of students of pedagogical high schools through contextual learning]. Molodoi uchenyi — Young scientist, 2013, no. 5, pp. 698-701.
3. Belonovskaia I.D., Filippova E.O. Modelirovanie problemnykh situatsii kak sredstvo formirovaniia prognosticheskikh umenii budushchego iurista [The modeling of problem situations as a means to develop predictive skills of the future lawyer]. Orenburg, Izd-vo «Universitet» Publ., 2012. 192 p.; Torikov A.V Strukturnyi analiz prognosticheskikh umenii spetsialistov servisa [Structural analysis of prognostic skills of service professionals]. Obrazovanie. Nauka. Innovatsii — Education. Science. Innovation, 2012, no. 2, pp. 132-138; Shekhovtsova T.S. Obuchenie budushchikh uchitelei pedagogicheskomu prognozirovaniiu [Training of future teachers of pedagogical forecasting]. Izvestiia Iuzhnogo federal'nogo universiteta — Proceedings of the southern Federal University, 2011, no. 6, pp. 122—128.
4. Sultanova T.A. Obshchenauchnye podkhody k opredeleniiu sushchnosti pedagogicheskogo prognozirovaniia [General scientific approaches to definition of essence of pedagogical forecasting]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia — Theory and practice of social development, 2014, no. 3, pp. 118—121.
5. Kyverialg A.A. Metody issledovaniia v professional'noi pedagogike [Research methods in professional pedagogy]. Tallinn, Valgus Publ., 1980. 335 p.
6. Kyverialg A.A. Metody issledovaniia v professional'noi pedagogike [Research methods in professional pedagogy]. Tallinn, Valgus Publ., 1980. 335 p.
7. Konarzhevskii Iu.A. Menedzhment i vnutrishkol'noe upravlenie [Management and school management]. Moscow, Tsentr «Pedagogicheskii poisk» Publ., 2000. 222 p.
8. Gladkikh V.G. Tselepolaganie v deiatel'nosti direktora shkoly: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Goal setting in the work school principal. Abstract of candidate of pedagogy sci. diss.]. Moscow, 1991. 17 p.
9. Konarzhevskii Iu.A. Menedzhment i vnutrishkol'noe upravlenie [Management and school management]. Moscow, Tsentr «Pedagogicheskii poisk» Publ., 2000. 222 p.
10. Nekrasov S.I., Nekrasova N.A. Filosofiia nauki i tekhniki [Philosophy of science and technology]. Orel, OGU Publ., 2010. 289 p.