Научная статья на тему 'Модельное представление многомерного психологопедагогического инструментария для формирования мотивационноориентированной образовательной среды'

Модельное представление многомерного психологопедагогического инструментария для формирования мотивационноориентированной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОТИВАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MOTIVATION / INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипанова Елена Викторовна, Родионов Михаил Алексеевич

Построена оригинальная солярноматричная модель мотивационноориентированной образовательной среды. Описаны составляющие этой модели и их взаимосвязи. Раскрыта структура многомерного инструментария, обеспечивающего мотивационную направленность образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипанова Елена Викторовна, Родионов Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of multidimensional psychological and pedagogical instrument for the formation of the environment oriented at motivation

The original solarmatrix model of the educational environment oriented at motivation is formed. The components of this model and their interrelationships are described. The structure of multidimensional instrument is shown, which is important for the educational environment oriented at motivation.

Текст научной работы на тему «Модельное представление многомерного психологопедагогического инструментария для формирования мотивационноориентированной образовательной среды»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ № 18 (22)2010

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PHYSICAL, MATHEMATICAL AND TECHNICAL SCIENCES № 18 (22) 2010

УДК 370

МОДЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МНОГОМЕРНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Е. В. ШИПАНОВА, М. А. РОДИОНОВ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории и методики обучения математике e-mail: Shipanova@list.ru

Шипанова Е. В., Родионов М. А. - Модельное представление многомерного психолого-педагогического инструментария для формирования мотивационно-ориентированной образовательной среды // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 18 (22). С. 237-239. - Построена оригинальная солярно-матричная модель мотивационно-ориентированной образовательной среды. Описаны составляющие этой модели и их взаимосвязи. Раскрыта структура многомерного инструментария, обеспечивающего мотивационную направленность образовательной среды.

Ключевые слова: образовательная среда, мотивация, инструментарий.

Shipanova E. V., Rodionov M. A. - The model of multidimensional psychological and pedagogical instrument for the formation of the environment oriented at motivation // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 18 (22). P. 237-239. - The original solar-matrix model of the educational environment oriented at motivation is formed. The components of this model and their interrelationships are described. The structure of multidimensional instrument is shown, which is important for the educational environment oriented at motivation.

Keywords: educational environment, motivation, instrument.

Как известно, учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).

Характер влияния ситуативных внешних стимулов на мотивационную структуру личности регулируется специальным многомерным инструментарием, под которым мы понимаем закрепившиеся в этой структуре функциональные способы ее преобразования, обеспечивающие появление различных мотивационных новообразований, повышающие или понижающие степень организованности образовательной среды, меняющие режим ее функционирования.

В качестве основных структурных компонентов в сложной мотивационно-ориентированной образовательной среде целесообразно выделить: деятельностный, социальный и пространственно-предметный компоненты (схема 1).

Построим солярно-матричную модель (рис. 1) формирования мотивационно-ориентированной образовательной среды в виде своеобразного универсального каркаса опорно-узлового типа, который

Схема 1

Структурные компоненты мотивационноориентированной образовательной среды

Мотивационно-ориентированная образовательная среда

С т р у к т у р н ы е к о м п о н е н т ы

Деятельностно-

технологический

Социально- Пространственно-

коммуникативный

С

С

й

предметный

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ • Физико-математические и технические пауки • № 18 (22) 2010 г.

позволяет нам раскрыть многомерность предлагаемого инструментария [1]. Три координатных луча на схеме выражают основные структурные компоненты среды: деятельностно-технологический (К1), социально-коммуникативный (К2) и пространственнопредметный (К3). Узлы на указанных лучах определяют различные составляющие инструментария, обеспечивающие усиление мотивогенности этой среды.

Так на К1: I = деятельностное, II = проблемное, III = интерактивное, IV = дифференцированное, V = индивидуальное, VI = гуманитарное обучение, личностно-ориентированное и т.д.

На К2 : VII = взаимоотношения субъектов процесса; VIII = настроение всех субъектов образовательного процесса; IX = авторитетность руководителей: директора и педагогов или родителей; X = степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; XI =сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса; XII = продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.

Предметный

Рис.1. Модельное представление психолого-педагогического инструментария при формировании мотивационно-ориентированной образовательной среды

На К3: XIII = содержание учебного материала,

XIV = наглядные и технические средства обучения,

XV = дидактические материалы, XVI = классное и школьное помещение, XVII = время.

Пересечение соответствующих узловых линий представляет сетку межузловых связей и отношений, которая, в сою очередь, задает содержание многомерного инструментария, обеспечивающего мотивационную направленность образовательной среды.

Деятельностно-технологический компонент (К1) представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и разви-

тия учащихся. Этот компонент развивающей образовательной среды может проектироваться и организовываться в мотивационно-ориентированной образовательной среде на базе разработанных на сегодня и создающихся систем развивающего обучения и образования. При этом предполагается гибкое приспособление учебных программ к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения, упор на совместное конструирование основных компонентов предметной деятельности даже в ситуациях, непосредственно не заданных заранее программой, учебником или учителем. При этом должна обязательно учитываться избирательность каждого ученика по отношению к содержанию, виду, форме учебного материала, характер его мотивации и творческой инициативы.

Межузловые связи деятельностно-технологического и пространственно-предметного компонентов связаны с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности (1), постановка информационных и проблемных вопросов (2), создание проблемных ситуаций (3), организация работы с источниками (4), применение заданий на производственной основе (5), использование занимательных и игровых форм занятий (6) и др. (рис. 1).

Интерактивное обучение (как составляющая деятельностно-технологического компонента) обеспечивается информационными и телекоммуникационными технологиями, которые сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения мотивоген-ности образовательной среды. Роль этого фактора проявляется в следующем:

- ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий на основе использования специальных компьютерных программ, которые выступают в качестве экспертных систем, облегчающих процесс целеполагания;

- повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал без больших затрат на типографские расходы;

- обеспечение естественного принятия учащимися определенной роли в учебном процессе: исследователя - при работе с экспертной системой; конструктора -при работе с конструкторской программой; виртуального субъекта - в игровых программах и т. д.;

- предоставление учащемуся свободы действий при управлении осваиваемыми объектами в рамках заданных ограничений (компьютер как нельзя лучше может моделировать реакцию сложных систем на действия обучающегося без каких-либо последствий для этих систем);

- актуализация средств наглядности, эффектов занимательности, парадоксальности за счет использования мультимедийных возможностей компьютера;

- применение активных, деятельностных методов и форм обучения: совместных сетевых проектов, компьютерных деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия, подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой, экспертными системами поддержки принятия решения и т. д.;

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ►►►►►

- ограничение использования на занятиях ситуаций соревнования, соперничества; более предпочтительным является инициирование обучающегося к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений - рефлексии;

- снятие временных ограничений там, где это представляется возможным.

Все эти приемы проецируются на схеме в виде межузловых связей и занимают место на «меридианах», исходящих из узла «интерактивное обучение», и на пересечении как с узлами К2 - социальнокоммуникативный компонент так и с узлами К3- пространственно-предметный компонент.

Социально-коммуникативный компонент (К2) представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметноопосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами. Можно выделить основные характеристики социального компонента образовательной среды, которые располагаем на векторе К2: взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями; преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса; авторитетность руководителей: директора и педагогов или родителей; степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса; продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.

Пространственно-предметный компонент

(К3) — пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. В научной литературе

указываются следующие характеристики организации пространственно-предметной структуры образовательной среды: гетерогенности и сложности среды; связности различных функциональных зон; гибкости и управляемости среды; среды как носителя символического сообщения. В пространственно-предметном компоненте выделим такие узловые составляющие как содержание учебного материала, наглядные и технические средства обучения, дидактические материалы, классное и школьное помещение.

Так, например, при пересечении меридиана, исходящего из узла «содержание обучения» с меридианами деятельностно-технологического компонента (К1), можно выделить приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала (показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий; профессиональная направленность содержания; межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала и т.д.).

Как показывает наш опыт, описанное модельное представление многомерного психологопедагогического инструментария позволяет определить достаточно эффективную систему мер по повышению мотивогенности образовательной среды с учетом поливариативности ее детерминантов.

Благодарности. Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ГК №П401 от 12.05.2010).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Остапенко А. А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М.: Народное образование, 2007. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.