УДК 656.13.05 Аскаров И.Б., Рустамова Ф.
Аскаров И.Б.
профессор кафедры «Инженерия транспортных средств» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)
Рустамова Ф.
магистрант первого курса специальности «Наземные транспортные средства и системы» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)
МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКАХ
Аннотация: в статье рассмотрены возможности моделирования транспортных потоков в программе PTV VISSIM. Авторами была проведена проверка адекватности моделирования транспортных потоков в PTV VISSIM. В результате проверки адекватности моделирования дает возможность использования полученных результатов, далее с целью оценки существующей транспортной ситуации на исследуемых объектах транспортной инфраструктуры.
Ключевые слова: моделирование, транспортный поток, дорожная сеть, интенсивность потока, модель, анализ корреляции.
Процесс моделирования транспортных потоков позволяет получить информацию, которая помогает принимать решения о дальнейшем развитии и управлении транспортной системой. В частности, моделирование позволяет определить потребности в постройке новых или расширении старых дорог, транспортных систем и терминалов, размещении новых светофоров и дорожных знаков или изменении расположения уже имеющихся. Грамотное планирование
развития дорожной сети на основе полученных данных позволяет снизить нагрузку на транспортную сеть, избежать пробок и уменьшить среднее время в пути для водителей.
Известный американский специалист в области транспортной инженерии Д. Дрю в своей монографии на тему теории транспортных потоков подробно рассматривает элементы системы «водитель - автомобиль - дорога», а также модели движения потоков [1]. Автор подчёркивает особую роль социального фактора, во многом определяющего поведение транспортного потока.
Модели макроуровня описывают весь транспортный поток как единое целое, учитывая совокупность всех транспортных средств. Значимой характеристикой этой модели выступает интенсивность движения. Этот тип модели наиболее целесообразно применять при анализе транспортной системы большого объема, к примеру, магистральных и межрегиональных дорожных сетей.
Модели микроуровня применимы в случае изучения отдельных транспортных единиц потока и взаимодействия между ними. Модели этого класса показывают поведение отдельных участников дорожного движения, подчиняющихся правилам движения и взаимодействия транспортных средств. Правила поведения содержат дополнительные стратегии для управления скоростью и ускорением. В настоящее время микромодели используются для имитации трафика на отдельных перекрестках, улицах и дорожных узлах. Учитываемыми параметрами в этих системах служат скорость потока, его интенсивность, характеристики транспортных средств и исследуемого участка дороги [4].
Используемый продукт моделирования PTV УТ^Ж [5] основан на микроскопическом подходе. Поведение каждого автомобиля корректируется во времени в зависимости от смены полос, характера и времени движения и т.д. В программном продукте имеются такие элементы транспортной системы как: автомобили разного класса, детекторы транспорта. Состояние этих систем постоянно меняется в течении процесса создания модели. Такие элементы как
светофорный объект, входы и выходы транспортных средств изменяются дискретно в заданный момент моделирования [9-10].
Для создания транспортной модели исследуемого пересечения были собраны необходимые исходные данные: геометрия данного пересечения (ширина полос проезжей части, радиусы закруглений), интенсивность транспортных средств по направлениям, состав транспортного потока (легковые автомобили, грузовые, автобусы, троллейбусы и т.д.), наличие светофорного объекта и его цикл, данные пешеходного потока (интенсивность, направление) [6].
После сбора исходных данных приступаем к созданию модели в программном обеспечении PTV VISSIM [5] поэтапно. Первым этапом создания модели является построение улично-дорожной сети [7]. На полученный импортированный чертеж наносим проезжую часть, состоящую из секций и соединений между секциями. Для каждой полосы движения определяем количество полос и их ширину.
На втором этапе построения транспортной модели вводим транспортный и пешеходный потоки. В программу вносим данные об интенсивности транспортных средств, указывая тип и количество автомобилей (легковые, грузовые, автобусы), указывая маршруты их движения. Для пешеходного потока вносим данные о количестве и направлении движения пешеходов.
Рисунок 1. Пример имитационной модели.
Третьим этапом является регулирование дорожного движения на пересечении. На созданном узле определяем конфликтные зоны, вводим правила приоритета проезда перекрестка, знаки «стоп» и уступи дорогу, а также разрешенную скорость на полосах. Вводим светофорное регулирование желтый сектор, настраиваем время длительности цикла, указываем время зеленого и красного сигналов, определяем фазовые переходы. По результатам чего получаем готовую имитационную модель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Эрназаров А.А. Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений // Вестник науки. 2019. №11 (20);
2. Ernazarov A. A. The relevance of the use of computer-aided design systems for teaching students of higher educational institutions //Scientific and Technical Journal of Namangan Institute of Engineering and Technology. - 2020. - Т. 2. - №. 8. - С. 348-353;
3. Эрназаров А.А., Хаккулов К.Б. Безопасности дорожного движения на дорогах республики Узбекистан // Вестник науки. 2021. №1 (34);
4. Эрназаров А.А. Необходимость синхронизации перекрестков на автомагистрали // Вестник науки. 2022. №3 (48);
5. Ernazarov A. The calculation of the amount of emissions of harmful substances by cars at urban intersections //Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent. -2022. - Т. 12. - №. 1. - С. 51-54;
6. Эрназаров А. А. Закономерность образования задержек автотранспортных средств перед перекрестками //Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник,(2). - 2022. - Т. 7;
7. Эрназаров А. А. Математическая модель проезда регулируемых перекрестков //Грузовик. - 2022. - №. 5. - С. 10;
8. Ernazarov A. Efficiency of functioning of intersections with high-intensity traffic and pedestrian flows //Technical science and innovation. - 2022. - Т. 2022. -№. 1. - С. 192-197;
9. Эрназаров А.А. Разработка алгоритма определения потока насыщения на регулируемых пересечениях // Вестник науки. 2022. №12 (57);
10. Эрназаров А.А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком // Вестник науки. 2022. №9 (54);
11. ЭРНАЗАРОВ А. А. Транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник //транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник Учредители: Всероссийский институт научной и технической информации РАН. - №. 7. - С. 48-52
Askarov I.B., Rustamova F.
Askarov I.B.
Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)
Rustamova F.
Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)
SIMULATION OF TRAFFIC FLOWS AT REGULATED INTERSECTIONS
Abstract: the article discusses the possibilities of modeling traffic flows in the PTV VISSIM program. The authors tested the adequacy of traffic flow modeling in PTV VISSIM. As a result of checking the adequacy of the modeling, it makes it possible to use the results obtained, further in order to assess the existing transport situation at the studied transport infrastructure facilities.
Keywords: modeling, traffic flow, road network, traffic intensity, model, correlation
analysis.