Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ЭКОЛОГИЮ'

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ЭКОЛОГИЮ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильный транспорт / автомагистраль / выбросы автотранспорта / перекресток / структура потока автотранспорта / road transport / motorway / vehicle emissions / intersection / structure of flow

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мусурмонов С.С.

Проведено исследование влияния автотранспортного потока на экологию. Для выполнения расчетов проведены наблюдения и подсчет количества транспортных средств, пересекающих перекрестки. Произведен расчет количества выбросов выхлопных газов в атмосферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF TRAFFIC MANAGEMENT ON ENVIRONMENT

A study of the influence of the traffic flow on the environment has been conducted. To perform the calculations, observations and counting of the number of vehicles crossing intersections were carried out. The calculation of the amount of exhaust gas emissions into the atmosphere was made.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ЭКОЛОГИЮ»

УДК 502.7

Мусурмонов С.С.

преподаватель кафедры «Инженерия транспортных средств» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ЭКОЛОГИЮ

Аннотация: проведено исследование влияния автотранспортного потока на

экологию. Для выполнения расчетов проведены наблюдения и подсчет количества

транспортных средств, пересекающих перекрестки. Произведен расчет количества выбросов выхлопных газов в атмосферу.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, автомагистраль, выбросы автотранспорта, перекресток, структура потока автотранспорта.

Автомобильный транспорт стал самым серьезным источником загрязнения атмосферного воздуха в наше время. Особенно это заметно в крупных городах.

Основным следствием увеличения количества транспортных средств является увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду и, прежде всего, на атмосферу населенных пунктов.

При эксплуатации транспорта в атмосферу попадает огромное количество пыли и токсичных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, создается высокий уровень шума, загрязняются воздух, почва, водные объекты в результате сброса и разлива горюче-смазочных материалов, образуется множество других вредных для природной среды и человека веществ.

Уровень загазованности автомобильных дорог и прилегающих территорий зависит от интенсивности автомобильного движения, ширины и

рельефа улицы, скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов.

Исследованиями, направленными на изучение проблемы загрязнения атмосферы автомобильным транспортом рассмотрены в работах по изучению концентрации веществ, выделяемых в атмосферу автотранспортными средствами рассмотрены в работах [1,2,3,4,5,6,7].

Оценка и анализ динамики загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом и прогнозирование вероятных последствий приведены в работах [8,9,10,11,12].

В своих работах авторы выявили негативное влияние, оказывающее автомобильным транспортом на качество атмосферного воздуха и каким образом взаимосвязаны ландшафт, и концентрация вредных веществ вблизи автомобильно-дорожного комплекса

Приведены результаты определения концентрации взвешенных частиц и общей пыли, содержащихся в атмосферном воздухе вблизи автомобильных дорог. Рассмотрены зависимости загрязнения атмосферы выбросами двигателей внутреннего сгорания автомобилей от месторасположения и ландшафта. Определены зависимости между ровностью дорожного покрытия и выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильно-дорожного комплекса.

Выявлены зоны повышенного загрязнения на дорогах города и показатели, определяющие комплексное воздействие автотранспорта на уровень загрязнения городской среды. Проведен анализ скоростного режима проезда автомобильного транспорта и изменяющейся плотности автомобильного потока.

В результате проведенных натурных обследований городских автомагистралей выявлены улицы и перекрестки с повышенной интенсивностью автотранспортного потока.

Расчет выбросов движущегося автотранспорта. Выброс ьго загрязняющего вещества (г/с) движущимся автотранспортным потоком на автомагистрали (или ее участке) с фиксированной протяженностью L (км) определяется по формуле:

= (1)

где (г/км) - пробеговый выброс ьго вредного вещества автомобилями к-й группы для городских условий эксплуатации, к - количество групп автомобилей,

Gk (1/час) - фактическая наибольшая интенсивность движения, т. е. количество автомобилей каждой из k групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автомагистрали в единицу времени в обоих направлениях по всем полосам движения,

гУкл - поправочный коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения транспортного потока на выбранной автомагистрали (или ее участке), 1/3600 - коэффициент пересчета «час» в «сек»,

L (км) - протяженность автомагистрали (или ее участка) из которого исключена протяженность очереди автомобилей перед запрещающим сигналом светофора и длина соответствующей зоны перекрестка (для перекрестков, на которых проводились дополнительные обследования).

Проведенный анализ собранных и рассчитанных данных позволил выявить наиболее загруженные участки рассматриваемой городской автомагистрали, классифицировать автотранспортный поток, определить группы автотранспорта, оказывающие наибольший вклад в загрязнение атмосферы города (с учетом режима движения автомобильного потока). Проведенная практическая работа позволит в дальнейшем использовать полученные данные для составления сводных отчетов по выбросам, конкретным расчетам по загрязнению атмосферного воздуха и последующей оценке влияния загрязненного воздуха на население, проживающее вдоль городских автомагистралей, а так же дать некоторые рекомендации по организации и упорядочению движения автотранспорта в пределах жилых районов города: создание дополнительных автотранспортных развязок, перенаправление движения грузового транзитного автотранспорта в объезд жилых районов и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Эрназаров А.А. Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений // Вестник науки. 2019. №11 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-primeneniya-sistem-avtomatizirovannogo-proektirovaniya-pri-obuchenii-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey-vysshih (дата обращения: 24.11.2023).;

2. Ernazarov A. A. The relevance of the use of computer-aided design systems for teaching students of higher educational institutions //Scientific and Technical Journal of Namangan Institute of Engineering and Technology. - 2020. - Т. 2. - №. 8. - С. 348-353.;

3. Эрназаров А.А., Хаккулов К.Б. Безопасности дорожного движения на дорогах республики Узбекистан // Вестник науки. 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-na-dorogah-respubliki-uzbekistan (дата обращения: 24.11.2023).;

4. Эрназаров А.А. Необходимость синхронизации перекрестков на автомагистрали // Вестник науки. 2022. №3 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-sinhronizatsii-perekrestkov-na-avtomagistrali (дата обращения: 24.11.2023).;

5. Ernazarov A. The calculation of the amount of emissions of harmful substances by cars at urban intersections //Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent. -2022. - Т. 12. - №. 1. - С. 51-54.;

6. Эрназаров А. А. Закономерность образования задержек автотранспортных средств перед перекрестками //Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник,(2). - 2022. - Т. 7;

7. Эрназаров А. А. Математическая модель проезда регулируемых перекрестков //Грузовик. - 2022. - №. 5. - С. 10.;

8. Ernazarov A. Efficiency of functioning of intersections with high-intensity traffic and pedestrian flows //Technical science and innovation. - 2022. - Т. 2022. -№. 1. - С. 192-197.;

9. Эрназаров А.А. Разработка алгоритма определения потока насыщения на регулируемых пересечениях // Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.m/article/n/razrabotka-algoritma-opredeleniya-potoka-nasyscheniya-na-reguliruemyh-peresecheniyah (дата обращения: 24.11.2023).;

10. АСКАРОВ, P. И., ЭРНАЗАРОВ, А., Базаров, Б. И., & Абдирахмонов, Р. А. (2021). ББК 39.33. 04 Э 58.;

11. Эрназаров А.А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком // Вестник науки. 2022. №9 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-rascheta-kolichestva-vybrosa-toksichnyh-veschestv-v-okruzhayuschuyu-sredu-transportnym-potokom (дата обращения: 24.11.2023).;

12. ЭРНАЗАРОВ А. А. Транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник //транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник Учредители: Всероссийский институт научной и технической информации РАН. - №. 7. - С. 48-52.

Musurmonov S.S.

Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)

IMPACT OF TRAFFIC MANAGEMENT ON ENVIRONMENT

Abstract: a study of the influence of the traffic flow on the environment has been conducted. To perform the calculations, observations and counting of the number of vehicles crossing intersections were carried out. The calculation of the amount of exhaust gas emissions into the atmosphere was made.

Keywords: road transport, motorway, vehicle emissions, intersection, structure of flow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.