ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ДОХОЛЯНС.В. ДОХОЛЯНА.С.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ^
В настоящем исследовании предлагается методика и модельная структура программы социально-экономического развития экономической территории на основе комплексного подхода к оценке социально-экономического состояния экономической территории.
DOKHOLYANS. V. DOKHOLYANA.S.
THE MODELLING OF THE PROCESSES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF ECONOMIC TERRITORIES
In the present study, we propose a methodology and model structure of the programme for socio-economic development of the economic territory on the basis of an integrated approach to the assessment of the socio-economic condition of the economic territory.
Ключевые слова: моделирование, социально-экономическое развитие, стратегическое территориальное планирование, территория, регион, методология управления, методика.
Keywords: modeling, socio-economic development, strategic planning, territory, region, management methodology, the methodology.
Практика стратегического планирования показала, что основной проблемой, с которой сталкиваются разработчики программ социально-экономического развития территории, является отсутствие единого представления об основных терминологических характеристиках элементов территориального стратегического планирования. Поэтому в целях настоящего исследования изложим нашу точку зрения на ряд терминов и ключевых элементов стратегического планирования.
Стратегическое территориальное планирование - процесс управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающий выдвижение таких целей и задач, достижение и реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование и быструю адаптацию к изменениям условий в системе стратегических приоритетов.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 10-02-00283а).
Объект стратегического территориального планирования - экономическая территория того или иного порядка (субъект РФ, муниципальное образование, группы муниципальных образований, поселения и т.п.).
Программа комплексного социально-экономического развития экономической территории - документ, отражающий этапы стратегического планирования и содержащий оценку социально-экономических стартовых условий, выработку стратегических приоритетов развития, а также совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение намеченных целей социально-экономического развития экономической территории.
Стратегические приоритеты развития территории - определённые в качестве конкурентных преимуществ ключевые элементы социально-экономической инфраструктуры территории.
В настоящем исследовании предлагается методика и модельная структура программы социально-экономического развития экономической территории на основе комплексного подхода к оценке социально-экономического состояния экономической территории.
Предлагаемая методика развития экономической территории основана на учете всех недостатков, характерных для программных методов сегодня.
Процесс разработки программы социально-экономического развития территории в целях настоящего исследования приобретает следующие основные стадии: (см. рис. 1).
Аналитический блок
Этап 1. Оценка стартовых условий и социально-экономического состояния экономической территории
Этап 2. Определение типологии региона по системе оценочной шкалы Этап 3. Сравнительная оценка экономической территории на основе трехкомпонентного показателя
Этап 4. Выделение приоритетов развития на основе потенциала территории
Этап 5. Выделение преимуществ и недостатков территории
Концептуальный блок
Этап 1. Формулировка миссии территории
Этап 2. Постановка целей развития территории
Этап 3. Выявление перспективных задач развития
Этап 4. Разработка инструментов реализации задач
Этап 5. Выработка механизма использования инструментов и программных мероприятий
Программный блок
Этап 1. Определение уровня компетенции участников разработки программы социально-экономического развития территории
Этап 2. Определение источников финансирования реализации программы Этап 3. Определение сроков реализации программных мероприятий Этап 4. Анализ эффекта от реализации программы
Далее рассмотрим этапы реализации стратегического планирования в управлении территорией.
Рис. 1. Процесс разработки программы комплексного социально-экономического развития экономической территории
Аналитический блок обобщает в сжатом виде материалы, характеризующие программу комплексного социально-экономического развития территории. Здесь содержатся сведения, раскрывающие стартовые условия и исходные предложения развития территории; характеристики и приоритеты социально-экономического развития на рассматриваемую перспективу; приводится перечень основных преимуществ территории, имеющих определяющий характер для достижения программных целей.
Этап 1. Оценка стартовых условий и социально-экономического состояния экономической территории предназначена для анализа сложившейся на территории социально-экономической ситуации. В ходе анализа раскрываются условия, предпосылки, ограничения и факторы развития и торможения комплексного социально экономического развития.
Данный раздел целесообразно начать с описания географического, экономического, исторического и культурного своеобразия территории. Далее оценку стартовых условий целесообразно проводить по экономическим, социальным и экологическим показателям (демографическая ситуация, структура экономики, инфраструктура, содействующая развитию экономики, финансово-бюджетный потенциал, инвестиционный климат, трудовые ресурсы, ЖКХ, молодежная политика и спорт).
Более подробно структура показателей для оценки стартовых условий приведена в таблице 1.
Раздел «Общая информация о территории» содержит географическую и историческую справку, а также информацию об административно-территориальном делении территории.
Раздел «Ресурсный потенциал территории» содержит сведения о наличии и движении экономико-географических, природных, демографических и трудовых ресурсов. В ходе разработки раздела необходимо проанализировать эффективность использования ресурсов, и обозначить приоритетные мероприятия по сохранению и увеличению ресурсного потенциала.
Раздел «Экономическое состояние территории» содержит ряд подразделов, характеризующих состояние основных отраслей промышленности, бюджетно-налоговый потенциал территории, инвестиционный климат, а также межтерриториальные и внешнеэкономические связи. В ходе разработки раздела необходимо выявить положительные и отрицательные тенденции развития экономики территории, а также выявить приоритетные направления её развития.
Раздел «Качество жизни населения» носит комплексный характер и ряд подразделов, каждый из которых содержит краткую аналитическую информацию, перечень приоритетных социальных проблем, целевые ориентиры и систему мер по их реализации.
Этап 2. Определение типологии региона по системе оценочной шкалы. Для более полного изучения развития территории, её социально-экономического положения необходимо определить её типовую принадлежность. Анализ территориального развития показал, что отнесение той или иной территории в разряд кризисной или устойчивой в большинстве случаев является условным. Для того чтобы наиболее полно оценить конкретную территорию
с позиции социально-экономического развития необходимо обратить внимание не только на ситуацию, сложившуюся на данной территории, но и на развитие территории, в которую она входит. Так, например, нельзя говорить об устойчивом развитии поселения, если оно находится в составе кризисного муниципального района.
Таблица 1
Оценка стартовых условий комплексного социально-экономического развития экономической территории Фактор Характеристика показателя
1. Общая информация о территории
Географическая и историческая Географическое и транспортное положение, близость к
справка продовольственным, сырьевым и ресурсным базам
Административно-территориальное Состав территории деление
2. Ресурсный потенциал территории
Природные ресурсы Количество и качество запасов ресурсов, земельный по-
тенциал, потенциал использования лесных ресурсов Демографические ресурсы Характеристика населения, миграционные процессы
Трудовые ресурсы Состояние занятости и безработицы населения
3. Экономическое состояние территории Состояние основных отраслей Промышленность, строительство, транспорт, сельское хо-
зяйство, ЖКХ, торговля
Инвестиции Инвестиционный потенциал территории, инвестиционная
привлекательность территории, наличие входных барьеров Бюджетно-налоговый потенциал Налоговые и неналоговые доходы бюджета, налоговая ба-территории за территории, налоговая отдача в бюджет, финансовая
помощь
Межтерриториальные связи Наличие межтерриториальных и внешнеэкономических
связей
4. Качество жизни населения Уровень жизни населения Реальные располагаемые денежные доходы населения,
распределение населения по источникам доходов, обеспеченность населения объектами культуры, искусства, посвящения, бытовыми услугами, жилищно-коммунальными услугами
Социальная поддержка населения Состав и структура льготных категорий граждан. Финансовая помощь льготным категориям граждан Охрана здоровья населения Средняя продолжительность жизни населения, характери-
стики рождаемости и смертности, заболеваемость населения, уровень медицинского обслуживания, обеспеченность жильём
Образование, культура и искусство Количество учреждений образования, культуры и искусства, обеспеченность населения услугами образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства Благоустройство территории Уровень благоустройства территории, площадь, требую-
щая благоустройства
Охрана общественного порядка Безопасность и общественный порядок, состояние пре-
ступности, оценка работы правоохранительных органов
Типологизацию территорий предлагается провести на основе трёх показателей:
❖ средний душевой доход1,
1 Существует мнение, что термин «средний душевой доход» сравнивают со «средней температурой по больнице». Например, по данным Госкомстата России численность среднестатистической российской семьи составля-
❖ бюджетная обеспеченность на душу населения1,
❖ валовой региональный продукт на душу населения (ВРП)2.
Данные показатели выбраны исходя их того, что они наиболее полно позволяют отразить социально-экономическую обстановку анализируемой территории. Так, например, показатель среднедушевого дохода напрямую связан с социальным аспектом развития региона; на основе показателя бюджетной обеспеченности на душу населения можно сделать вывод о развитости бюджета региона; показатель ВРП на душу населения характеризует состояние экономики региона.
Среднедушевой доход является важным показателем, отражающим материальное благополучие общества. Предпочтителен по сравнению с заработной платой, так как включает в себя денежный эффект предпринимательской деятельности, пенсии и прочие выплаты. К сожалению, в российских условиях не
ет 3,2 человека, а средний душевой доход на человека в 2010 году равнялся 18,7 тыс. руб (включая пособия, стипендии, пенсии дивиденды и др. доходы )...Соответственно месячный доход на СРЕДНЮЮ российскую семью составлял 18 700 руб х 3,2 = 59 840 руб. , т.е. примерно 2000 $ в месяц или 24 000 $ в год... Получается, что средняя российская семья имеет доход примерно на уровне средней семьи из Чехии или Мальты! Во всяком случае об этом говорят цифры Госкомстата [9]
1 Отметим, что сейчас уровень бюджетной обеспеченности на душу населения без перераспределения через Центр отличается в разных регионах России более чем в 23 раза. Так, в Москве и Тюменской области бюджетная обеспеченность на душу населения более чем в 3 раза превышает среднероссийский показатель. В то же время в Адыгее, Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии исходная бюджетная обеспеченность на душу населения почти в 5 раз ниже среднероссийской. И лишь за счет масштабного перераспределения бюджетов разницу в душевых показателях между регионами удается сократить до 6-7 раз. При этом бюджетная обеспеченность на душу населения в наиболее бедных регионах увеличивается до 58-59% среднероссийского показателя. Впрочем, происходит это выравнивание за счет богатых регионов, администрации которых постоянно указывали на отсутствие стимулов к развитию собственной налоговой базы: бедным регионам можно было не заботиться о развитии, так как помощь из федерального Центра была им гарантирована. В свою очередь, у тех регионов, которые добивались увеличения собственных налогов и сокращения задолженности, фактически увеличивались отчисления в бюджет перераспределения. [1]
2 Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления.
Данные РОССТАТА РФ за 2008 год. [2] Первая десятка регионов по ВРП:
1 Тюменская область 928 373,9
2 г.Москва 804 718,1
3 Сахалинская область 650 259,2
4 Чукотский автономный округ 615 310,0
5 Республика Саха (Якутия) 320 838,1
6 г. Санкт-Петербург 310 567,4
7 Республика Коми 306 859,4
8 Красноярский край 256 130,1
9 Магаданская область 255 169,0
10 Мурманская область 255 007,8 ТОП 10 депрессивных регионов на 2008 год.
1 Республика Ингушетия 38 109,7
2 Чеченская Республика 53 625,1
3 Кабардино-Балкарская Республика 65 737,9
4 Республика Калмыкия 73 012,0
5 Республика Тыва 78 039,1
6 Республика Дагестан_78 251,7
7 Ивановская область 79 978,8
8 Республика Северная Осетия-Алания 82 417,0
9 Карачаево-Черкесская Республика 82 510,0
10 Республика Адыгея 84 249,6
отличается большой достоверностью, так как в России отсутствует система достоверного учета доходов граждан.
Валовой внутренний (территориальный) продукт. Наиболее фундаментальный показатель, характеризующий экономическую мощь экономической территории, также рассчитывается на душу населения. Другое название этого показателя - валовая добавочная стоимость.
Объем промышленного производства. Важный экономический показатель, характеризующий производственную мощь экономики территории. В России имеет важное значение, так как страна является все еще индустриальной, а не постиндустриальной державой, и падение промышленного производства не компенсировалось соответствующим ростом активности в других секторах народного хозяйства.
Для выявления принадлежности территории к тому или иному типу предлагается сравнение указанных показателей с аналогичными показателями средне российского уровня.
Графическое отображение состояния территории целесообразно произвести на основе схемы размещения показателей (см. рис. 2).
общая устойчивая зона
общая кризисная зона
--------------------------шкала среднего душевого дохода населения
----------------------шкала бюджетной обеспеченности на душу населения
----------------------шкала ВРП на душу населения
Рис. 2. Шкала оценки трехкомпонентного показателя уровня социально-экономического развития экономической территории
Далее на основе таблицы 2 определяется тип территории. Под типом территории понимается комбинация трёх показателей в зависимости от их соответствия средне российскому уровню.
Тип территории
А В С Б Е Б
а
Таблица 2
Определение типа территории на основе трехкомпонентного показателя
средний душе- бюджетная обеспеченность ВРП на душу вой доход на душу населения
>
> > > < < <
<
>
> < < > > <
<
населения
>
< > < > < >
Тип территории А
(все показатели больше средне российского уровня) В С Б Е Б
а н
(все показатели ниже средне российского уровня)
Для наглядного представления типа исследуемой экономической территории или группы территорий, а также для выявления зависимости развития территорий, полученные данные заносятся в таблице 3.
Таблица 3
Определение принадлежности территории к определённому типу развития
Экономическая Экономическая Экономическая Экономическая Экономическая Экономическая Экономичес территория 1 территория 2 территория 3 территория 4 территория 5 территория 6 территори: порядка порядка порядка порядка порядка порядка порядка
<
X
В предлагаемой методике выделяется семь типов экономических территорий. Однако число исследуемых экономических территорий может изменяться в зависимости от целей анализа.
Под экономической территорией
❖ первого порядка понимается Федеральный округ1;
❖ второго порядка - субъект Российской Федерации_;_
❖ третьего порядка - группа муниципальных районов;
3
❖ четвертого порядка - муниципальный район ;
❖ пятого порядка - группа муниципальных образований;
❖ шестого - муниципальное образование4;
1 Федеральный округ - административно-территориальная единица прямого подчинения центральным властям государства, не являющаяся субъектом федерации.
2 Субъект Российской Федерации - государственно-правовое образование РФ. Субъекты РФ образуют в совокупности РФ. Конституция устанавливает шесть видов субъектов РФ: республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
3 Муниципалъныйрайон - муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией.
4 Муниципальное образование - населённая территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения во-
❖ седьмого - поселение .
Далее проводится сравнительная оценка территории.
Этап 3. Сравнительная оценка экономической территории на основе трехкомпонентного показателя
В ходе сравнительной оценки рассматриваемая территория набирает определённую сумму баллов путём суммирования баллов по всем территориям, в состав которых она входит.
По предлагаемой методике типологизация территории проводится по социальному и экономическому признаку, а также по показателю комплексного развития.
Для оценки территории с позиции социальной устойчивости присваиваем каждому из трёх показателей соответствующий балл, при этом приоритеты расставляем следующим образом: средний душевой доход - 3 балла; бюджетная обеспеченность на душу населения - 2 балла; ВРП на душу населения - 1 балл.
Для подсчёта баллов территории того или иного порядка необходимо сравнить показатели со средне российским уровнем. В случае превышения показателя над средне российским уровнем показателю присваивается соответствующий балл, в обратном случае балл показателя имеет нулевое значение. Подсчёт баллов производится на основе таблицы 4.
Таблица 4
Расчёт баллов экономической территории для определения уровня
социального развития
Сумма баллов
Средний ду- Бюджетная обеспечен- ВРП на душевой доход ность на душу населения шу населе-
А ния
(все показатели больше 6 (>)3 балла (>)2 балла (>) 1 балл
средне российского
уровня)
В 5 (>)3 балла (>)2 балла (<)0 баллов
С 4 (>)3 балла (<)0 баллов (>) 1 балл
Б 3 (>)3 балла (<)0 баллов (<)0 баллов
Е 3 (<)0 баллов (>)2 балла (>) 1 балл
Б 2 (<)0 баллов (>)2 балла (<)0 баллов
а 1 (<)0 баллов (<)0 баллов (>) 1 балл
(<)0 баллов
(<)0 баллов
(<)0 баллов
Н
(все показатели ниже ^
средне российского уровня)
Для расчета общей суммы баллов необходимо суммировать все баллы, набранные той или иной экономической территорией (табл. 5).
просов местного значения
1 Поселение - два вида муниципальных образований в России, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления: городское поселение - город или посёлок (включая территории близлежащих других населённых пунктов, включённых в генеральный план городского поселения);
сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).
баллы
6 5 4 3 3 2
Сумма баллов Состояние территории
0 Депрессивное состояние территории
1-7 Кризисное состояние территории
8-14 Условно-кризисное состояние территории второй степени
15-21 Условно-кризисное состояние территории первой степени
22-28 Условно-устойчивое состояние территории второй степени
29-35 Условно-устойчивое состояние территории первой степени
36-41 Устойчивое состояние территории
42 Стабильное состояние территории
Для оценки территории с позиции экономической устойчивости присваиваем каждому из трёх показателей соответствующий балл, при этом приоритеты расставляем следующим образом: ВРП на душу населения - 3 балла; бюджетная обеспеченность на душу населения - 2 балла; средний душевой доход -1 балл.
Оценку экономического развития территории проводим по аналогии с оценкой социального развития.
Для подсчёта баллов для каждого типа территории необходимо сравнить показатели со средне российским уровнем. В случае превышения показателя над средне российским уровнем показателю присваивается соответствующий балл, в обратном случае балл показателя имеет нулевое значение.
Таблица 7
Расчёт баллов экономической территории для определения уровня экономического развития
По итогам проделанной работы каждая территория приобретает определённую сумму баллов, на основе которой делается оценка её социального состояния (см. табл. 6).
Таблица 5
Расчёт общей суммы баллов экономической территории для определения уровня социального развития
Тип Экономическая Экономическая Экономическая Экономическая Экономическая Экономическая Экономиче
территория 1 порядка 7
территория 2 порядка 6
территория 3 порядка 5
территория 4 порядка 4
территория 5 порядка 3
А В С Б
Е
территория 6 порядка 2
X
территорг порядк; 1
Определение социального развития территории
Таблица 6
р
(все показатели больше средне российского уровня) В С D Е F G Н
(все показатели ниже средне российского уровня)
Сумма баллов
6
3
4 1
5 2 3
среднии душевой доход
(>) 1 балл (>) 1 балл (>) 1 балл (>) 1 балл (<)0 баллов (<)0 баллов (<)0 баллов
бюджетная обеспеченность на душу населения
(>)2 балла (>)2 балла (<)0 баллов (<)0 баллов (>)2 балла (>)2 балла (<)0 баллов
(<)0 баллов
ВРП на душу населения
(>)3 балла (<)0 баллов (>)3 балла (<)0 баллов (>)3 балла (<)0 баллов (>)3 балла
(<)0 баллов
0 (<)0 баллов
Для расчета общей суммы баллов необходимо суммировать все баллы, набранные той или иной экономической территорией (см. табл. 8).
Таблица 8
Расчёт общей суммы баллов экономической территории для определения уров-
Баллы
6 5 4 3 3 2
Тип
А* Е * С* В* G*
F*
D*
ня экономического развития
Экономическая Экономическая Экономическая Экономическая Экономическая территория 1 территория 2 территория 3 территория 4 территория 5
порядка порядка порядка порядка порядка
7 6 5 4 3
По итогам проделанной работы каждая территория приобретает определённую сумму баллов, на основе которой делается оценка её экономического состояния (см. табл. 6).
В целях обобщённой оценки территории с позиции социально-экономического развития предлагается выделить восемь типов территорий (см. табл. 9).
Этап 4. Выделение приоритетов развития на основе потенциала территории. Приоритетные направления развития в значительной мере определяются конкретной спецификой тех или иных территорий. Они выделяются на основе анализа стартовых условий и должны учитывать специфику территории.
В качестве приоритетов социально-экономического развития могут выступать:
❖ финансовое оздоровление экономики и устойчивое развитие производственного сектора;
❖ развитие и поддержка малого бизнеса, индустрии туризма и услуг;
❖ жилищное строительство;
❖ здоровье, социальная защита населения;
❖ наука и образование;
1
борьба с правонарушениями и преступностью; улучшение экологической обстановки;
повышение инвестиционной привлекательности территории; развитие туризма; развитие транспортной отрасли; развитие агропромышленного комплекса; повышение эффективности управления территорией.
Таблица 9
Определение типологии экономической территории на основе экономического
и социального развития
Социальное развитие Экономическое развитие
Стабильное состояние терри- Стабильное состояние территории
Устойчивое состояние территории
Устойчивое состояние территории
Общая классификация Стабильная территория
Устойчивая территория
Социально-устойчивая территория с экономическими проблемами
Условно-устойчивая территория
Экономически-кризисная территория с серьёзными социальными проблемами Экономически-устойчивая территория с социальными проблемами
Условно-кризисная территория
Социально-кризисная территория с серьёзными экономическими проблемами Кризисная территория
тории
Устойчивое состояние территории
Условно-кризисное состояние территории первой степени
Условно-устойчивое состояние территории первой степени
Условно-устойчивое состояние территории второй степени
Условно-кризисное состояние территории первой степени
Условно-кризисное состояние территории второй степени Кризисное состояние территории
Депрессивная территория
Условно-устойчивое состояние территории первой степени
Кризисное состояние территории
Устойчивое состояние территории
Условно-кризисное состояние территории второй степени Условно-устойчивое состояние территории второй степени
Кризисное состояние территории
Депрессивное состояние территории
Кризисное состояние территории
Депрессивное состояние территории
Этап 5. Выделение преимуществ и недостатков территории
В ходе разработки программы социально-экономического развития целесообразно выявить элементы конкурентоспособности, отличающие данную территорию от других. Также очень важно определить новые факторы, которые можно сформировать:
❖ развитая рыночная инфраструктура;
❖ наличие коммуникационных линий;
❖ безопасность (личная и бизнеса); комплекс институтов, поддерживающих бизнес;
❖ корпус квалифицированных кадров;
❖ благоприятные условия для инвестиций.
Таким образом, формируются новые или выявляются нереализованные региональные преимущества. Основной упор делается на создание новых местных преимуществ.
В настоящее время политика любого территориального образования, по сути, трансформировалась в политику повышения конкурентоспособности территории в целом и отдельных ее составляющих. Поэтому необходима объективная оценка составляющих элементов конкурентоспособности территории.
В данном разделе целесообразно проанализировать сильные и слабые стороны территории, её преимущества и в чём она уступает конкурентам. Кроме того, необходимо выявить наличие возможностей для будущего развития и потенциальных опасностей.
Усилия, направленные на развитие региональной рыночной инфраструктуры, в современных российских условиях становятся одним из основных факторов развития территории в целом. Социально-экономическое развитие зависит от того, насколько широко представлены на той или иной территории банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие институты. В современном мире именно развитая финансовая среда способствует внедрению инновационных идей, гибкости и адаптивности всего экономического комплекса.
Важнейший современный фактор развития региона - наличие качественной инфраструктуры связи. Развитость коммуникационных линий и региональных компьютерных сетей, свободный доступ в Интернет - эти факторы стали иметь такое же значение, какое имели в начале века для регионального развития железные дороги.
В целях анализа привлекательности территории для инвестиций на данном этапе необходимо оценить конкурентный статус территории, представляющий собой функцию от двух переменных:
❖ конкурентоспособности территории1;
2 —
❖ конкурентного потенциала .
Весьма существенным региональным преимуществом сегодня может оказаться степень безопасности (личной и ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение инвесторов при низком уровне безопасности.
Создание и поддержание высокого уровня квалификации кадров также весьма существенный фактор регионального развития. В конечном счете, развитие территории зависит от степени квалификации работающих в нем людей, а эта степень в значительной мере определяется региональной политикой в сфере образования, а также качеством окружающей среды и жизни, привлекающим работников. Важно, чтобы новые рабочие места в городе были высокооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым содействовали бы экономическому процветанию.
В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития рассматриваются возможности того, как максимально использовать сильные стороны региона, города, а слабые - нейтрализовать или превратить в преимущества. Для этого полезно воспользоваться данными ана-
1 Наличие доступных земельных ресурсов, состояние инфраструктуры, уровень жизни
2 Неличина входного барьера на территорию
лиза и вычленить те мероприятия, которые необходимо провести для того, чтобы:
❖ укреплять сильные стороны для увеличения своих возможностей;
❖ преодолевать слабые стороны, используя предоставленные возможности;
❖ использовать сильные стороны для избежания угроз;
❖ минимизировать слабые стороны для избежания угроз.
В целом этап выделения преимуществ и недостатков территории помогает определить проблемы, с которыми сталкивается экономика территории; конкурентные преимущества; препятствия на пути к достижению целей и задач экономического развития; местные ресурсы, пригодные для использования в осуществлении плана развития.
Концептуальный блок содержит сведения, раскрывающие миссию территории, характеристику стратегического выбора, программных целей и задач социально-экономического развития территории на рассматриваемую перспективу; приводится перечень основных мероприятий, имеющих определяющий характер для развития региона.
Этап 1. Формулировка миссии территории
Формулирование миссии территории является одной из центральных проблем разработки стратегии развития. Миссия характеризует основное назначение территории, она является основой для осознания главных целей. Миссия становится важным звеном механизма вовлечения населения в совместную деятельность по выполнению положений стратегии. Миссия играет важную роль в установлении взаимосвязи сообщества с внешней средой, так как она призвана сообщить главную информацию о территории. Миссия территории -это информационное сообщение. Это значит, что миссия всегда несет в себе некоторый объем информации, предназначенный для тех или иных субъектов, тем самым, обеспечивая эффективную коммуникацию с ними. Данный аспект очень важен, так как самого по себе существования миссии мало, важно также донести ее до заинтересованных субъектов. В этом смысле миссия несет некую рекламную функцию, указывает на конкурентные преимущества данной территории перед другими.
Миссия должна нести информацию о предназначении, смысле существования территории, о том, что дает территория внешней и внутренней среде. Миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только то, что они должны делать, но и что они получат, осуществляя свои действия. Для этого положения миссии должны быть доведены до населения, проанализированы замечания вплоть до корректировки формулировки миссии. Работа с населением должна стать приоритетным направлением при разработке миссии территории, ведь миссия всегда имеет социальную направленность и ориентацию на решение социальных проблем. В этом и заключается главное отличие миссии от целей, которые могут содержать как социальные, так и экономические установки.
Разработка миссии территории должна осуществляться не только группой экспертов, в процессе разработки должна участвовать общественность той или
иной территории. Предназначение миссии - четко выразить единую цель развития территории. Когда это удается, миссия оказывает серьезное конструктивное влияние на людей, от которых зависит будущее. Миссия может также создать основу для эффективной коммуникации с окружением. Территория, достигшая ясности относительно собственного предназначения, сможет активно позиционировать себя на внешнем рынке. Знание миссии придает определенность, индивидуальность, что позволяет привлекать инвесторов, продвигать товары или услуги. Другой важный момент в использовании формулировки миссии - это оценка деятельности субъектов хозяйствования с точки зрения базовых целей.
Анализ документов различных городов России и зарубежья показал, что в качестве миссий, как правило, принимается улучшение качества жизни населения. Чаще всего это формулируется как «Улучшение качества жизни всех слоев населения» и т.п. Однако на разных территориях данная установка приобретает свою специфическую форму.
Однако, применительно к любой территории, миссия должна быть реалистичной, конкретной, основываться на специфике территории, заставлять людей активно реализовывать заложенные в ней идеи.
Этап 2. Постановка целей развития территории
Достижение поставленной миссии и решение стоящих перед территорией проблем предопределяется основной стратегической целью. В свою очередь, формирование стратегической цели развития осуществляется на основе выявленных преимуществ и слабых сторон территории, опасностей и возможностей, с учетом региональных и общенациональных целей и приоритетов.
Определение целей развития территории подразумевает определение желаемого состояния, с учётом условий и ограничений, выявленных на этапах аналитического блока разработки программы социально-экономического развития территории.
Цель - это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния объекта, представление о том, каким он должен быть.
Главной целью развития территории может являться:
❖ обеспечение высокого качества жизни населения;
❖ формирование благоприятной среды жизнедеятельности для нынешних и будущих жителей;
❖ создание базовых инновационных структур, которые уже в ближайшей перспективе станут важнейшим фактором развития;
❖ выдвижение территории в лидеры;
❖ создание благоприятных условий хозяйствования, гарантий политической и социальной стабильности, общественной безопасности.
Достижение главной цели предполагает достижение частных целей, определяемых ресурсным потенциалом территории, способным обеспечить её развитие в будущем. К частным целям можно отнести экономические, социальные и экологические цели.
Экономическая цель - сформировать воспроизводственный потенциал регионального хозяйства, обеспечивающий устойчивое развитие экономики.
Социальная цель - создать условия для устойчивого роста благосостояния населения и развития социальной сферы региона, сохранения и развития историко-культурного потенциала.
Экологическая цель - сформировать условия для повышения качества жизни посредством обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности населения.
Одним из наиболее важных аспектов является выбор приоритетных целей, на разрешение которых будут направлены основные усилия. Определение приоритетов в настоящее время становится важнейшей управленческой задачей.
Необходимо определить качественно, количественно и во времени основные цели развития территории. Определение стратегических целевых ориентиров обеспечивает единство и направленность действий всех участников процесса разработки и реализации концепции. С одной стороны, цели являются ограничениями, с другой - требованиями. Первое вытекает из того, что цели обозначают границы, в рамках которых данная структура имеет свободу выбора. Второе обусловлено тем, что если цели официально зафиксированы, им надо подчиняться, их надо выполнять.
Для разработки программ возможно использование графоаналитического метода «дерево целей». С его помощью главная цель делится на подцели (задачи) первого, второго и последующих уровней, которые количественно оцениваются с помощью относительных величин удовлетворения территориальных потребностей, что одновременно выражает сравнительную значимость целевых установок.
Этап 3. Выявление перспективных задач развития
На основе поставленных целей развития территории можно сформировать круг задач, призванных обеспечить реализацию намеченных целей.
В числе наиболее значимых и актуальных для большинства территорий социально-экономических задач сегодня выделяют:
❖ борьба с бедностью для нетрудоспособных, многодетных;
❖ сохранение достигнутого уровня качества образования;
❖ поддержание уровня культуры;
❖ оздоровление финансового состояния предприятий;
❖ поиск и привлечение инвесторов к решению территориальных проблем;
❖ укрепление финансовой дисциплины, дальнейшая оптимизация бюджетных расходов, уточнение и поэтапное расширение налогооблагаемой базы, повышение уровня собираемости налогов;
❖ создание условий для развития рынка жилья.
На рисунке 3 в качестве примера приведена схема увязывания целей, подцелей и задач развития территории.
ЦЕЛЬ
Устойчивый экономический рост
> <
ПОДЦЕЛЬ ПОДЦЕЛЬ
Рис. 3. Фрагмент комплекса целей экономической территории
Этап 4. Разработка инструментов реализации задач
На данном этапе ключевые направления развёртываются в целевые программы. Целевые программы содержат описания преобразований и проектов, которые в дальнейшем будут привязаны к конкретным ресурсам, исполнителям и срокам.
Этап 5. Выработка механизма использования инструментов и программных мероприятий
Механизм реализации задач должен включать принятие ежегодных конкретных программ по определенным в концепции приоритетным направлениям с учетом имеющихся финансовых возможностей территории на основе широкого обсуждения принятых положений. Участие жителей в обсуждении и реализации данной концепции, осознание ими своей ответственности будет являться необходимым условием для достижения поставленных целей, повышения качества жизни населения.
В данном разделе описываются организационные структуры и процедуры разработки, обсуждения, реализации и обновления концепции. Важность данного раздела обусловлена тем, что вся работа по созданию планов не имеет смысла, если разработанные документы эффективно не исполняются. Данный раздел должен содержать средства и этапы достижения указанных целей и реализации обозначенных стратегических ориентиров. Такой механизм можно определить как совокупность принципов, форм, методов и инструментов управленческого воздействия на процесс реализации стратегического замысла социально-экономического развития территории.
Для того чтобы управлять процессом развития территории, необходимо создать действенный механизм разработки и реализации стратегии развития. Без определения основных составляющих механизма воплощения стратегиче-
ского замысла разработанная концепция стратегического развития не даст реального импульса к решению имеющихся и прогнозируемых проблем комплексного социально-экономического развития территории.
На рисунке 4 представлен комплексный механизм реализации программы социально-экономического развития, состоящий из четырех взаимосвязанных элементов:
Рис. 4. Схема механизма реализации программы социально-экономического развития территории
Организационно-управленческий механизм реализации стратегий включает:
❖ организацию системы управления реализацией стратегии развития;
❖ реорганизацию структурно-функциональной деятельности администрации в связи с реализацией стратегии;
❖ закрепление стратегических функций за подразделениями администрации;
❖ организацию работ по реализации стратегии в текущей деятельности подразделений администрации;
❖ взаимодействие подразделений администрации по стратегическим вопросам;
❖ организацию бюджетного процесса и экономических расчетов с учетом стратегических ориентиров;
❖ организацию работ с местным сообществом по реализации стратегии.
Нормативно-правовое механизм реализации стратегии:
❖ закрепление системы муниципального управления стратегического характера через нормативно-правовые акты;
❖ нормативное закрепления стратегических функций за подразделениями администрации;
❖ нормативно-правового закрепление финансово-экономических отношений применительно к реализации стратегии1.
Финансово-экономический механизм реализации стратегий:
1 В рамках бюджетного процесса и инвестиционной деятельности
❖ формирование бюджета с учетом стратегических задач;
❖ инвестиционная деятельность;
❖ организация бюджетного и внебюджетного финансирования проектов в рамках стратегии развития.
Информационно-коммуникационный механизм:
❖ организация информационных потоков, документооборота и его автоматизации в администрации на основе соответствующих регламентов;
❖ организация деятельности информационно-аналитической службы в интересах обеспечения подразделений администрации необходимыми материалами по стратегическим вопросам развития;
❖ формирование коммуникационного пространства территории по поводу стратегий развития;
❖ установление контактов и информационного взаимодействия с внешними партнерами в стратегических интересах территории.
Программный блок. Этап 1. Определение уровня компетенции участников разработки программы социально-экономического развития территории.
В настоящее время в России вопросами стратегического планирования чаще всего занимаются административные структуры, в большей или меньшей степени привлекая к этой работе сторонние организации или отдельных экспертов. Такой вариант организации предполагает формирование структуры (создание новой или трансформация существующей), как правило, в штате администрации, которая будет отвечать за освоение плана и его реализацию. Однако существуют и другие варианты организации работ по стратегическому планированию, такие как создание временной рабочей группы, использование услуг сторонней организации, создание специализированной организации.
Наиболее целесообразно, разрабатывая аналитический блок программы, прибегать к помощи экспертов (сторонних и специализированных организаций), к решению вопросов программного блока следует подходить общими усилиями (администрация, эксперты), реализацию концептуального блока должны взять на себя органы власти.
Этап 2. Определение источников финансирования реализации программы. Приступая к разработке программы социально-экономического развития территории на принципах широкого общественного участия, администрация соответствующей территории должна обеспечить его финансирование. Для этого, помимо бюджетных средств, могут привлекаться средства российских и международных грантов. Ряд фондов, таких как МОНФ, Евразия, ШАГО, ТАС1Б, Институт «Открытое общество» и др. уже предоставили гранты на разработку аналогичных документов в России.
В качестве специализированной организации может выступать Агентство экономического развития.
Финансирование разработки и обновления программы также может входить в состав технического сопровождения займов, получаемых территорией (в том числе от международных финансовых организаций, таких как МБРР или ЕБРР). Могут привлекаться и другие внебюджетные источники.
В качестве возможных источников финансирования могут рассматриваться: бюджет территории (местный, региональный, федеральный); инвестиционные ресурсы предприятий, внешних и отечественных инвесторов; банковские кредиты; средства фондов и грантовой поддержки некоммерческих организаций.
Бюджетные средства остаются существенным источником финансирования мероприятий программы комплексного социально-экономического развития территории, при этом речь идет о бюджетах всех уровней бюджетной системы. Кроме того, можно выделить два основных внебюджетных источника финансирования программ комплексного социально-экономического развития территорий: средства «местных» предприятий и привлеченный капитал.
Этап 3. Определение сроков реализации программных мероприятий. На данном этапе определяются сроки и исполнители реализации целевых программ. Для наглядности можно прибегнуть к разработке сетевых графиков.
Этап 4. Анализ эффекта от реализации программы. Многие из разработанных целевых программ являются малоэффективными. Это происходит в силу различных причин. Поэтому для реализации поставленных целей необходима жёсткая увязка целевых программ по срокам реализации и исполнителям.
Резюмируя, необходимо отметить, что разрабатываемые и реализуемые сегодня программы социально-экономического развития регионов имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ.
Предлагается отказаться от практики социально-экономического планирования на основе существующего административно-территориального деления и осуществлять его на основе выделения экономических территорий в связи с процессами динамики в области административно-территориального деления. В предлагаемом концептуальном подходе к определению приоритетов развития экономической территории на первый план выносится определение миссии территории, постановка целей и определение задач развития. Разработанная методика программно-целевого планирования социально-экономического развития территории предполагает отказ от временного фактора при разработке программы и сохранение его только при разработке целевых программ. Успешная реализация предложенной программы комплексного социально-экономического развития может представить реальный механизм реформирования экономики территории и выхода её из общеэкономического кризиса.
_Литература_
1. Богатые регионы России лишают дотаций. URL: http://primamobile.ru/show/?id=28324 (дата обращения: 09.10.2011).
2. Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения по регионам Рос-
сии. URL: http://smi2.ru/zashibis/c502850/?comm_id=1059009 (дата обращения: 09.10.2017)
3. Петросянц В.З., Дохолян C.B. Экономический рост региона: формы проявления, критерии, факторы // Региональные проблемы преобразования экономики, 2007, №2.
4. Петросянц В.З., Дохолян C.B. Региональное развитие и факторы экономического роста // Региональная экономика: теория и практика, 2007, №18 (57).
5. Петросянц В.З., Дохолян C.B. Критерии и факторы экономического роста региона // Проблемы современной экономики, 2007, №4.
6. Дохолян C.B. Петросянц В.З., Садыкова A.M. Основные детерминанты функционального содержания региональной системы // Вестник ДНЦ РАН, 2010, №39.
7. Дохолян C.B. Садыкова A.M. Концептуальные подходы к формированию механизма интеграционного взаимодействия социально-экономических систем регионов // Вестник Дагестанского государственного технического университета, 2010, №1.
8. Дохолян C.B. Петросянц В.З. Концептуальные основы стратегии регионального развития // Региональные проблемы преобразования экономики, 2011, №3.
9. Рейтинг зарплат в странах Европы источник. URL: http ://expert.ru/expert/2011/06/delovaya-kon_yunktura/ (дата обращения : 09.10.2011).