Научная статья на тему 'Моделирование успеваемости студентов института космической техники СибГАУ'

Моделирование успеваемости студентов института космической техники СибГАУ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
110
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / МЕТОД БЛИЖАЙШЕГО СОСЕДА / МЕТОД K-СРЕДНИХ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / CLUSTER ANALYSIS / NEAREST NEIGHBOR / METHOD K-MEANS / ASSESSMENT OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Вишневская С.Р., Зиборов Е.Д., Солодилов И.П., Яковлев Е.И.

В настоящей заметке с применением технологий кластерного анализа данных решаются задачи оценки связи между успеваемостью студентов по различным предметам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Вишневская С.Р., Зиборов Е.Д., Солодилов И.П., Яковлев Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE PROGRESS OF STUDENTS OF IST SIBGAU

In this note using technology cluster analysis of the data solved the problem assess the relationship between the academic performance of students in various subjects.

Текст научной работы на тему «Моделирование успеваемости студентов института космической техники СибГАУ»

УДК 519. 237.8

МОДЕЛИРОВАНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ СИБГАУ

С. Р. Вишневская, Е. Д. Зиборов, И. П. Солодилов, Е. И. Яковлев*

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: yei@ngs.ru

В настоящей заметке с применением технологий кластерного анализа данных решаются задачи оценки связи между успеваемостью студентов по различным предметам.

Ключевые слова: кластерный анализ, метод ближайшего соседа, метод K-средних, оценка знаний.

MODELING THE PROGRESS OF STUDENTS OF 1ST SIBGAU

S. R. Vishnevskaya, E. D. Ziborov, I. P. Solodilov, E. I. Yakovlev*

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: yei@ngs.ru

In this note using technology cluster analysis of the data solved the problem assess the relationship between the academic performance of students in various subjects.

Keywords: cluster analysis, nearest neighbor, method K-means, assessment of knowledge.

В настоящей заметке предпринимается попытка классифицировать успеваемость студентов по различным общеобразовательным дисциплинам, преподаваемым в вузе. Выяснить, какие из дисциплин «близки по успеваемости» между собой и могут быть отнесены в один класс. Такую же классификацию проведем для школьных предметов и сравним полученные результаты.

В ходе анализа публикаций был сделан вывод, что для достоверного прогнозирования успеваемости студентов больше всего подходят методы кластерного анализа, поскольку кластерный анализ позволяет производить разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков (см. [1; 2]). Кроме того, кластерный анализ позволяет рассматривать множество исходных данных практически произвольной природы.

В обследовании были задействованы данные 248 студентов ИКТ СибГАУ различных специальностей. Обследование проводилось с помощью электронных таблиц Excel и статистической программы программа Statistica 12 версии фирмы StatSoft Inc [3; 4].

Среди обследованных было 16 % девушек и 84 % юношей (рис. 1).

Рис. 1. Процент обследуемых юношей (М) и девушек (Ж)

Секция «Прикладная математика»

Для лучшего понимания связи успеваемости по предметам, как «школьных», так и вузовских дисциплин, постараемся более наглядно представить, полученные данные.

Гистограмма на рис. 2 отражает процентный состав оценок по «школьным» предметам.

Рис. 2. Процентный состав оценок по «школьным» предметам

Приведем средние баллы по предметам в школе: литература - 4,32; информатика - 4,65; математика - 4,18; история - 4,33; физика - 4,26; химия - 4,26; биология - 4,35; иностранный -4,34; ОБЖ - 4,84; физкультура - 4,88.

Гистограмма на рис. 2 отражает процентный состав оценок по предметам в вузе.

Рис. 3. Процентный состав оценок по предметам в вузе

Приведем средние баллы по предметам в вузе: история - 4,1; линейная алгебра - 3,8, математический анализ - 3,8; химия - 4,45; иностранный - 4,43; физика - 3,86.

Проведем кластерный анализ вышеприведенных дисциплин. В методе древовидной кластеризации использовались метод ближайшего соседа. Результаты приведены ниже на древовидной диаграмме (рис. 4).

Особенно наглядно разделены «школьные» и «вузовские» дисциплины на два самых больших кластера. Среди самых малых кластеров понятны объединения в один кластер математического анализа и линейной алгебры, русского языка, литературы и иностранного языка, ОБЖ и физической культуры.

Single Linkage Euclidean distances

Рис. 4. Кластерный анализ вузовских и школьных предметов

Проглядывает тенденция «завышения» «школьных» оценок по сравнению с «вузовскими». Это ярко выражено на естественнонаучных дисциплинах математике, химии и особенно физике.

Библиографические ссылки

1. Майер Р. В. Классификация учебных фактов методом кластерного анализа. Проблемы учебного физического эксперимента : сб. науч. и метод. работ. 1998. Вып. 5. С. 12-19.

2. Шевченко В. О. Прогнозирование успеваемости студентов на основе методов кластерного анлиза // ХНАДУ. 2015. Вып. 58. С. 15-18.

3. Халафян А. А. Современные статистич. методы медицинских исследований : монография. 3-е изд. М. : Ленкид, 2014. 320 с.

4. Тюрин Ю. Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере / под ред. В. Э. Фигурнова. М. : Инфра-М, 2002. 528 с.

© Вишневская С. Р., Зиборов Е. Д., Солодилов И. П., Яковлев Е. И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.