Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 4. С. 66-71.
УДК 373.3:51
МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ С ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
Талан А. А., Глузман Н. А.
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»
В статье рассматривается моделирование уроков математики в начальной школе с позиции формирования регулятивных универсальных учебных действий. Рассмотрены понятия «регулятивные универсальные учебные действия», «моделирование», «технологическая карта». Выделены условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики.
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, моделирование, технологическая карта, урок, математика, младшие школьники.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с изменением целей современного образования происходит переход от объяснительно-иллюстративных методов обучения к деятельностным, когда обучающийся становится активным субъектом осознанной учебной деятельности. Поэтому учителю необходимо уметь моделировать уроки в разных технологиях, чтобы реализовать принятые инновации в образовательном процессе.
Подходы к формированию универсальных учебных действий младших школьников активно рассматриваются А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, С. В. Молчановым, А. Н. Поддъяковым, Н. Г. Салминой и другими учеными. Особенности формирования универсальных учебных действий раскрываются в работах Н. П. Ансимовой, В. В. Давыдова,
A. В. Захаровой, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенкова, А. К. Марковой, О. Н. Молчановой, Г. А. Цукерман и др.
Моделирование уроков математики с позиции формирования регулятивных универсальных учебных действий рассматриваются в работах В. В. Гузеева,
B. А. Корниенко, Ю. В. Михеевой и др.
Цель данной статьи заключается в рассмотрении моделирования уроков математики с позиции формирования регулятивных универсальных учебных действий.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Каждый человек для успешной жизни в современном обществе должен уметь ставить перед собой цели, планировать деятельность, прогнозировать возможные ситуации. Для достижения данных умений у него должны быть сформированы регулятивные универсальные учебные действия.
Как указано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, к регулятивным универсальным учебным действиям относятся: целеполагание (постановка цели деятельности за счет установления того, что уже известно и что еще неизвестно); планирование (составление плана деятельности); прогнозирование (предположение результата деятельности и уровня усвоения знаний); контроль (сопоставление хода деятельности и ее результата с заданным эталоном); коррекция (внесение необходимых изменений в случае расхождения с эталоном); оценка (понимание качества и уровня усвоения); саморегуляция (способность прилагать определенные волевые усилия к достижению цели и преодолевать препятствия) [5, с. 29].
Авторы концепции (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) для обучающихся начальных классов выделяют следующие регулятивные учебные действия:
1. Умение учиться и самостоятельно организовывать свою деятельность (учебную), т. е. принимать цели и следовать им в процессе учения; планировать свою деятельность и следовать плану; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно воспринимать оценки и самостоятельно оценивать одноклассников; взаимодействовать с учителями и одноклассниками.
2. Целеустремленность и настойчивость в достижении целей, жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей [1, с. 76].
Успешное проведение урока зависит, прежде всего, от того, насколько учитель правильно и логично продумал его структуру, отобрал необходимый материал, определил наиболее подходящие методы и приемы, спланировал деятельность обучающихся на всех этапах урока. Таким образом, успешность урока зависит от его моделирования. По мнению Ю. В. Михеевой, «моделирование урока - это технология преобразования его содержательного компонента в средство для реализации основных целей» [4].
Моделирование уроков основывается на следующих принципах:
1) приоритетная роль развивающей цели обучения;
2) согласованность образовательных целей через содержание;
3) достижение целей урока по принципу деятельностного подхода в обучении.
Моделью урока в начальной школе является технологическая карта,
обеспечивающая не только эффективное преподавание учебных дисциплин, но и достижение обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования.
Технологическая карта предназначается для моделирования учебного процесса по темам и состоит из:
1) названия темы с указанием часов, которые отводятся на ее изучение;
2) планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных);
67
3) форм работы и ресурсов;
4) этапов изучения темы;
5) контрольных заданий (Ю. В. Михеева [3]).
Технологическая карта полезна для учителя тем, что делает возможным:
1) осуществление планируемых результатов, которые указаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;
2) формирование у обучающихся универсальных учебных действий;
3) проектирование деятельности на четверть, полугодие, год за счет перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
4) реализацию межпредметных связей;
5) проведение диагностики достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы.
Для успешного моделирования и проведения уроков учитель должен обладать следующими способностями:
- аналитическими (анализировать эффективность каждого урока и его этапа);
- прогностическими (прогнозировать последствия своих действий и деятельности);
- проектировочными (сформировать теоретическое мышление);
- психологическими (знать состояние обучающихся, находить индивидуальный подход);
- организаторскими (владеть коллективом).
Представленные способности являются условием профессионализма учителя.
Как указано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, существуют такие типы уроков: «урок усвоения новых знаний; урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления); урок актуализации знаний и умений (урок повторения); урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок); урок контроля знаний и умений; урок коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок» [5, с.7].
Уроками усвоения новых знаний называют уроки, где большая часть времени отводится на изучение новой темы. Такие уроки состоят из: организационного этапа, целеполагания и мотивации обучающихся, актуализации знаний, первичного усвоения полученных знаний, первичной проверки понимания, закрепления, объяснении домашнего задания и подведения итогов урока.
На уроках комплексного применения знаний и умений и уроках актуализации знаний и умений основное место отводится самостоятельному выполнению обучающимися тренировочных упражнений. На таких уроках учитель руководит этой работой и контролирует ее выполнение. В структуру входит уже творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). На таких уроках могут вводиться элементы нового, но основной дидактической целью урока остается закрепление и повторение ранее пройденного материала (Ю. В. Михеева, [4]).
В уроки систематизации и обобщения знаний включаются: обобщение и систематизация знаний, их применение в новой ситуации, контроль за усвоением,
68
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, анализ итогов работы, заключение выводов по изученному материалу.
Уроки контроля знаний и умений - уроки, на которых основное место отводится проверке уровня усвоения изученного материала.
По мнению Ю. В. Михеевой, чтобы сформировать у обучающихся регулятивные универсальные учебные действия, учителю необходимо:
1. Сформировать личную мотивацию и первичный опыт выполнения этого действия.
2. Опираясь на уже сформированный опыт, выработать понимание алгоритма выполнения регулятивного универсального учебного действия.
3. Сформировать умение выполнять универсальное учебное действие на практике, организовывать самоконтроль его выполнения и коррекцию.
4. Организовать контроль уровней сформированности регулятивного универсального учебного действия [3].
Проанализируем деятельность обучающихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия, которые при правильной организации деятельности обучающихся формируются. Результаты проведенного анализа показывает таблица 1.1. Данная таблица позволяет учителю при моделировании урока видеть, на каком этапе какие универсальные учебные действия формируются.
Моделируя уроки с целью формирования у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий, необходимо в максимальном объеме использовать учебник, т. к. он был и остается основным источником знаний в школе. Все учебники для начальной школы прошли экспертизу, которая подтвердила их соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Таким образом, содержание учебников, их структура и система заданий способствуют достижению требуемых стандартом результатов. Поэтому в ходе планирования уроков, необходимо изучить, какие задания предлагают авторы учебника для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Таким образом, соглашаясь с мнением В. А. Корниенко [2], для формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников необходимо:
1. Приучать обучающихся к использованию во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи (для того, чтобы.. .(цель).. .надо.. .(действие)), контролировать качество выполняемых действий, оценивать это качество и полученный результат, корректировать допущенные в процессе деятельности ошибки.
2. Ставить перед обучающимся задачу оценивания результатов деятельности.
3. Регулярно обсуждать с обучающимися изменения в учебной деятельности, сравнивая их предшествующие и последующие достижения, анализировать причины неудач.
4. Оценивать достижения обучающихся для последующего совершенствования способов действия обучающихся.
5. Использовать различные формы оценивания.
69
6. Поощрять младших школьников за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики возможны при соблюдении следующих условий: знание учителем значения регулятивных универсальных учебных действий; целостность и системность формирования регулятивных действий в ходе образовательного процесса; правильное моделирование и отбор содержания уроков; использование методов и приемов не только для целенаправленного формирования учебных действия, но и для их пропедевтики; широкое внедрение проблемно-исследовательских методов обучения. Таким образом, учебный предмет «математика» имеет большой потенциал для формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся. Реализация этого потенциала на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников.
Список литературы
1. Как проектировать учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]. - М.: Просвещение, 2008. - 162 с.
2. Корниенко, В. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий / В. А. Корниенко // Молодой ученый. - 2015. - № 2.1. - С. 14-15.
3. Михеева, Ю. В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС начального общего образования / Ю. В. Михеева // Академический вестник. - 2011. - № 1 (3). - С. 46-54.
4. Михеева, Ю. В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий / Ю. В. Михеева Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2011.
UDC 373.3:51
MODELING MATHEMATICS LESSONS FROM THE PERSPECTIVE OF THE REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS
Talan A A., Gluzman N.A.
Evpatoria Institute of Social Sciences V. Vernadsky CFU
In connection with the change in the goals of modem education, there is a transition from explanatory-illustrative teaching methods to active, when the student becomes an active subject of conscious learning activities. Therefore, the teacher needs to be able to model lessons in different technologies to implement adopted innovations in the educational process.
As indicated in Federal state educational standard of primary General education, to regulatory universal educational actions include: goal-setting (goal setting activities by establishing what is already known and what is still unknown); planning (planning activities); forecasting (expectation of the result of the activities and the level of mastering of knowledge); monitoring (comparison of the progress of the work and its result with a given standard); correction (making the necessary changes, in case of divergence with the standard); evaluate (understanding of the quality and level of assimilation); self-regulation (the ability to exert some willpower to achieve goals and overcome obstacles).
70
TanaH A.A., rny3MaH H.A.
Modeling lessons are based on the following principles: priority of developing learning goals; consistency of educational goals through the content; the objectives of the lesson on the principle of the activity approach in teaching.
The routing is intended for modeling of educational process on the topics and consists of: 1) the title of the topic showing the hours allocated for studying it; 2) planned results (subject, personal, meta-subject); 3) forms of work and resources; 4) stages of learning; 5) control tasks.
For the successful modeling and conducting lessons, the teacher should have the following abilities: analytical (to analyze the effectiveness of each lesson and its stages); predictive (to predict the consequences of their actions and activities); planning (to form the theoretical thinking); psychological (to know the status of students, find an individual approach); organizational (own a team).
Modeling lessons with the aim of developing students ' regulative universal educational actions, it is necessary to fully use the textbook, since he was and remains the main source of knowledge in school. All textbooks for elementary schools were examined, which confirmed their compliance with the requirements of Federal state educational standard of primary General education. Thus, the content of textbooks, their structure and system of tasks contribute to the achievement of the required standard results. Therefore, in planning lessons, you must learn what jobs offer the authors of the textbook for the formation of a regulative universal educational actions.
Keywords: regulatory universal educational actions, modelling, process map, lesson, math, Junior high school students.
References
1. How to design training activities in primary school: from action to thought: pos. For the teacher / A.G. Asmolov [and others]. - Moscow: Education, 2008. - 162 p.
2. Kornienko, V.A. Formation of regulatory universal educational activities / V.A. Kornienko // Young Scientist. - 2015. - №2.1. - P. 14-15.
3. Mikhieeva, Yu.V. Lesson. What is the essence of the changes with the introduction of GEF primary general education / Yu.V. Mikheyev // The Academic Herald. - 2011. - №1 (3). -P.46-54.
4. Mikheeva, Yu.V. Designing a lesson from the perspective of the formation of universal learning activities / Yu.V. Mikheeva Federal state educational standard of primary general education of the second generation / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - Moscow. - 2011.
71