Научная статья на тему 'Моделирование управленческих решений на предприятии в целях выбора наилучшей стратегии поведения на отраслевом рынке'

Моделирование управленческих решений на предприятии в целях выбора наилучшей стратегии поведения на отраслевом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МАКСИМИЗАЦИЯ / ПРИБЫЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуланов Е. Е.

В статье предложена методика выработки управленческих решений для выбора стратегического поведения на рынке. Методика предусматривает выбор кооперативного или некооперативного варианта поведения в целях максимизации прибыли предприятия. Предлагается модель кривой реакции предприятия, позволяющей выбрать наилучший вариант некооперативного стратегического поведения с учетом действий конкурентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование управленческих решений на предприятии в целях выбора наилучшей стратегии поведения на отраслевом рынке»



МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В ЦЕЛЯХ ВЫБОРА НАИЛУЧШЕЙ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ

Е. Е. ЖУЛАНОВ,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и организации промышленного производства E-mail: [email protected] Пермский государственный технический университет

В статье предложена методика выработки управленческих решений для выбора стратегического поведения на рынке. Методика предусматривает выбор кооперативного или некооперативного варианта поведения в целях максимизации прибыли предприятия. Предлагается модель кривой реакции предприятия, позволяющая выбрать наилучший вариант некооперативного стратегического поведения с учетом действий конкурентов.

Ключевые слова: стратегическое поведение, максимизация, прибыль, моделирование, менеджмент.

В условиях развитой конкурентной среды на отраслевом рынке для любого его участника особенно остро встает вопрос разработки таких управленческих решений, которые обеспечили бы выполнение стратегического плана развития предприятия. В связи с этим требуется разработка особого методического подхода, позволяющего менеджерам принимать решения об изменении параметров инструментов ведения конкурентной борьбы. В таких решениях должны учитываться как сильные, так и слабые стороны самого предприятия и его конкурентов, а также результаты функционирования рынка, под которыми понимается рыночный объем продаж, средняя рыночная цена и рентабельность деятельности предприятий

на рынке, а также стратегические барьеры, возводимые конкурентами.

Отправным моментом при выборе управленческого решения является цель, которую ставит перед собой предприятие по изменению своих рыночных позиций, исходя из реальных возможностей. При этом достижение цели может быть как в условиях кооперативного, так и некооперативного стратегического поведения. Поэтому методика принятия решения о стратегическом поведении должна предусматривать механизмы, позволяющие давать оценку экономической целесообразности обоих вариантов, для того чтобы обеспечить выбор наиболее выгодного.

Как следует из теории Чемберлена, кооперативное поведение или тайное соглашение между предприятиями поддерживается угрозой ответного действия, которое может наступить в случае обнаружения отклонения одного из предприятий от картельного соглашения. Следовательно, в механизм оценки целесообразности участия в картеле требуется включить фактор временной продолжительности лага обнаружения. В случае если продажи предприятия непосредственно наблюдаются конкурентами, лаги обнаружения уклонения будут незначительными. Однако соглашение между предприятиями может быть подорвано в случае

существования нескольких крупных потребителей продукции на рынке, так как становится возможным заключение скрытых специфических сделок между покупателем и продавцом, вследствие чего появляется временное запаздывание информации у конкурентов о реальной цене предприятия. Поскольку такое нарушение соглашения отражается на изменении рыночной доли участников коалиции, то лаг обнаружения может быть определен как период времени, в течение которого произошло изменение рыночных долей этих предприятий.

Если каждое предприятие стремится максимизировать настоящую дисконтированную ценность своих прибылей, его цель выражается следующей формулой [1]:

я,-=15' я;,

г=1

где я;. — приведенная к текущему моменту времени прибыль предприятия за прогнозируемый период;

5' — коэффициент дисконтирования, равный

е-Рх;

где р — текущая ставка процента;

х — действительное время между периодами принятия решений предприятиями; я/— прибыль предприятия за месяц. Причем величина 5, близкая к 1, означает низкий уровень нетерпения или быстрое изменение цены [1]. Выбор цены предприятий в момент времени ^ зависит от статистики предыдущих цен конкурентов. Если до текущего момента времени нарушения коалиционного соглашения не наблюдалось, оно будет поддерживаться конкурентами и в текущем периоде, до тех пор пока у какого-либо конкурирующего предприятия не появится возможность получить большую прибыль по сравнению с коалиционной. В случае уклонения предприятия от сотрудничества оно может получить максимально возможную для себя высокую прибыль в период уклонения, но тогда его дальнейшая прибыль будет неизменно нулевой, поскольку на рынке начнется жесткая конкуренция. Математически экономические стимулы для поддержания предприятием коалиции могут быть выражены формулой яс (1 + 5 + 52 +...) > я,-(1 + 5 +.. + 5^ +

+ (я,.-И)(5У + 5У+1 + 5У+2...), где яс — прибыль, получаемая предприятием при поддержании соглашения; я;. — прибыль, получаемая предприятием при отклонении от соглашения; у — величина, характеризующая конец периода времени, по истечении которого нарушение

соглашения становится явным для его участников;

Н— денежная сумма наказания за один временной период принятия решения предприятиями для отклонившегося от соглашения предприятия. В левой части неравенства представлена прибыль, приведенная к текущему моменту времени, полученная в текущем периоде и преумноженная в составе коалиции в последующих прогнозируемых периодах, при условии, что коалиция не будет расторгнута никогда. В правой части — приведенная к текущему моменту времени прибыль предприятия, которая может быть получена при нарушении коалиции с учетом периода, в течение которого участники этой коалиции не распознают нарушения и не начнут ценовое противостояние, атакже прибыль, полученная после начала ценового противостояния. Продолжительность противостояния будет бесконечна, так как при нарушении соглашения ни у одного из его участников не будет основания доверять предприятию, нарушившему соглашение. В результате эти предприятия попытаются вывести «уклониста» из рынка, предпринимая согласованные между собой конкурентные действия, с целью его наказания.

Числовой ряд (1 + 5 + 52 +...) можно представить как сумму геометрической прогрессии. Следовательно, формулу можно переписать в виде: >_яД5у-1) + (я, - И )5у 1 -5 1 -5 1 -5 '

Значение коэффициента дисконтирования, выше которого будет возможным поддержание предприятием коалиционного соглашения, можно

определить следующим образом: 5 > ^%'' .

Величина «наказания» предприятия в расчете на единицу продукции может быть вычислена как разница между ценой реализации продукции данного предприятия, установленной вне соглашения (Р.), и наиболее высокими предельными затратами на производство этой продукции (МСта}), характерными для предприятий — участников соглашения, поскольку для «наказания» они могут пойти на сокращение коалиционной цены до уровня своих предельных затрат. При этом оставшиеся участники соглашения не должны нести убытков.

Определить значение я;. можно как произведение объема продаж в натуральном выражении, устанавливаемого вне соглашения и разности между ценой продукции (Р.) и предельными издержками (МС)\ я;. = (Р1 — МС)

Аналогичным образом определяется прибыль, получаемая предприятием в условиях соглашения:

пс=(Рс-МС!)дс, где Рс — цена, установленная предприятием в соответствии с коалиционным соглашением; дс — объем реализации предприятия в натуральном выражении в соответствии с заключенным соглашением.

При определении прибыли предприятия, полученной в условиях соглашения, из нее необходимо вычесть издержки на контроль за соблюдением соглашения конкурентами. К ним могут относиться затраты предприятия, связанные с контролем ряда показателей: квоты производства, ограничения покупки или продажи в отношении дилеров, нормы расходов на НИОКР, маркетинговую деятельность. Их общую сумму можно представить как произведение затрат, связанных с контролем за одним предприятием {ее), на количество всех предприятий — участников соглашения: гс = сс ъ

Неравенство, в котором определяется значение дисконтирующего коэффициента, можно представить в виде:

1

5> ^ (Р, - МС,) д, - [(рс - МС,) дс - сс г ] " \ (Р, -МСтЯх) "

Из формулы видно, что с ростом затрат на контроль или с ростом количества предприятий, участвующих в соглашении, привлекательность соглашения для конкурентов уменьшается.

При меняющемся уровне спроса «наказание» может повлечь за собой потерю среднего значения высокой и низкой прибыли, следовательно, наказание не может быть столь же убыточным, как в случае постоянно высокого спроса и высокой нормы прибыли. Поэтому перспектива поддержания коалиционного соглашения будет также зависеть от прогнозируемого спроса.

В случае невозможности поддержания коалиционного соглашения каждое предприятие будет вынуждено самостоятельно вырабатывать свои стратегические решения, меняющие значения тех или иных инструментов конкурентной борьбы. При этом предприятие будет финансировать свою конкурентную борьбу по следующим направлениям: пространственная дифференциация продукта, дифференциация продукта по уровню качества, рекламная (информационная) дифференциация, разработка и внедрение инноваций, принятие решений по приобретению оборудования и созданию резерва производственных мощностей, манипулирование конкурентами путем предоставления нужной проверяемой информации.

В соответствии с разработанной классификацией [1,2] возможных типов стратегического взаимодействия укоренившихся на рынке предприятий, в связи с появлением угрозы входа на рынок новых конкурентов, можно выделить следующие варианты действий предприятий по установлению барьеров входа:

- блокирование входа — в этом случае укоренившиеся фирмы конкурируют так же, как если бы не существовало угрозы появления новых конкурентов;

- сдерживание входа — такое поведение может наблюдаться при невозможности блокирования входа, когда укоренившиеся предприятия вынуждены изменять свое поведение, с тем чтобы эффективно мешать входу;

- предоставление входа — в этом случае укоренившимся фирмам более выгодным представляется позволить новичкам войти, чем возводить дорогостоящие входные барьеры. Предположим, что блокирование рыночного

входа связано с объективным преимуществом в издержках, которое может быть устранено только с появлением технологических или продуктовых новшеств, в противном случае участники отраслевого рынка будут подвержены контролю антимонопольного комитета и будут вынуждены устранить возводимые ими барьеры на основе выдвинутых комитетом предписаний, обязательныхдля выполнения.

Таким образом, конкуренция между предприятиями будет направлена либо на сдерживание входа для вновь входящих конкурентов и вытеснение уже присутствующих на рынке, либо на предоставление им места на рынке (в зависимости от возможного эффекта).

Рассмотрим случай сдерживания входа, при котором задача, стоящая перед предприятием, заключается в сокращении прибыли конкурента до нуля. При принятии решений об изменении величины стратегического инструмента конкурентной борьбы устоявшееся предприятие руководствуется необходимостью поддержания такого его значения, которое позволило бы сдерживать вход для потенциальных конкурентов и стимулировало бы выход уже существующих на рынке конкурентов. Для определения того, каким образом стратегические решения влияют на прибыль конкурента, может быть использована следующая функция прибыли:

я,-=а рп - о с, (2)

где — объем продаж /-Й фирмы, определяемый при помощи регрессионной модели индивидуального спроса предприятия:

О. = й.0 + й,х., + х.2 + х, +... + й. Х- ,

I и г 1 г 1 12 12 I, ¡3 ¡т ¡т?

г

е

где аГ. — неизвестныйу'-й параметр уравнения регрессии /-го предприятия; х. — у-я стратегическая переменная по /-му предприятию (цена, рекламный охват территории рынка, комплексный показатель качества продукции, средний уровень транспортных затрат потребителя ит. п.); т — количество стратегических переменных; Рп — средневзвешенная рыночная цена; С;. — издержки предприятия на единицу продукции.

Средневзвешенная рыночная цена определяется по формуле:

рп = К + + Ь£2 +...+Ъ£п, (3)

где Ь— неизвестный параметр в уравнении регрессии.

Максимум прибыли предприятия как результат стратегического взаимодействия на отраслевом рынке определяется по формуле:

с1к{ _ дп1 ^

Щ д&

= 0.

(4)

Для определения первого слагаемого в формуле максимума прибыли нужно подставить в функцию (2) правую часть уравнения (3) и продифференцировать полученное выражение по объему продаж в натуральном выражении /-го предприятия:

^ = (Ъа + ъао, + ъаа+...

+ъ$+...+ъпапа1 - ас)'=о, ^=Ъо+ъ101+ъгаг+...2ъ;а+...+ъпап - с=о.

Второе слагаемое будет равно:

§)=а 2 к», - йм,, (5)

где ук — коэффициент вариации, характеризующий изменение объема реализации в натуральном выражении по каждому конкуренту (последователю) при изменении значения объема реализации данного предприятия на единицу. Если предприятие располагает реальными возможностями по вытеснению конкурента с рынка, то оно может оценить их при помощи предлагаемой формулы кривой реакции, полученной путем преобразования формулы (4):

х.. = -

ч

- ьо "ЕЕМ;

_]=1 к=1

(ю. + 2Ъ.) ё..

V I I' и

ёИХП + ... + 4,-1 Х/-1 + 4+1 Ху+1 + ... +

(6)

Информация о коэффициентах вариации может быть получена на основе предыдущих наблюдений за деятельностью конкурентов.

При отрицательном влиянии стратегических решений предприятия на прибыль его конкурента и при возможности вытеснения его с рынка за счет подстановки в равенство (6) соответствующих значений стратегических переменных объем продаж конкурента будет равен нулю.

Поскольку всех конкурентов вытеснить с рынка невозможно, для определения величины х®, характеризующей значение стратегической переменной, при котором некоторые конкуренты могут быть вытеснены предприятием с рынка, требуется сравнить затраты, необходимые для достижения х^?, с суммой денежных средств, имеющихся в распоряжении предприятия.

Если укоренившемуся на рынке предприятию не удастся сдержать вход, оно будет вынуждено его предоставить. При этом перед предприятием встает задача выбора таких стратегических мер, которые не спровоцировали бы ожесточенной конкурентной борьбы. Действия предприятия в случае предоставления входа на рынок будут совпадать с уже рассмотренными стратегическими решениями, направленными на максимизацию прибыли.

В целях обоснования стратегическихдействий, принимаемых каждым предприятием в модели конкуренции на отраслевом рынке, можно воспользоваться классификацией бизнес-стратегий, предложенной Ж. Тиролем [1].

Выбор стратегии предприятия для конкретной ситуации зависит от поведения кривых реакции и оттого, каким по степени воздействия на прибыль конкурентов делают его стратегические решения (табл. 1).

При восходящей кривой реакции предприятия, конкурируя по какому-либо направлению стратегического взаимодействия (реклама, цены, качество и т. п.), не в состоянии вытеснить друг друга с рынка. При нисходящей кривой реакции конкуренты способны вытеснить друг друга с рынка (объем продукции, производственная мощность), так как решение одного неминуемо вынудит другого сократить масштабы своей деятельности на рынке ввиду ограниченного объема покупки на рынке.

Если кривая реакции устоявшегося предприятия нисходящая, а стратегическое поведение делает его жестким с точки зрения значительности понесенных конкурентами потерь от рыночной конкуренции с ним, то последняя превращает поведение входящего предприятия (или уже присутс-

Таблица 1

Оптимальные бизнес стратегии (А — предоставление входа; Д — сдерживание входа)

Характер стратегического решения конкурентов Стратегическое действие делает укоренившееся предприятие

жестким мягким

Стратегические дополнители (восходящиекривыереакции), Я'>0 А «Щенок» д «Вожак» А «Жирный кот» д «Тощий и голодный»

Стратегические заменители (нисходящиекривыереакции), Я' < 0 АиД «Вожак» АиД «Тощий и голодный»

твующего на рынке) в более мягкое. Следовательно, устоявшееся предприятие должно предпринять стратегические шаги, направленные на ужесточение конкуренции, или применить стратегию «пса-вожака» (быть большим и сильным, чтобы выглядеть жестким или агрессивным).

В том случае, если кривая реакции устоявшегося предприятия восходящая, а стратегическое поведение делает его жестким, оно должно предпринять стратегическое решение, демонстрирующее лояльность к конкуренту, или применить стратегию «щенка» (быть маленьким и слабым, чтобы выглядеть мягким и безобидным), чтобы не вызвать ожесточения конкуренции со стороны входящего или устоявшегося конкурентного предприятия.

Если же кривая реакции устоявшегося предприятия нисходящая, а принимаемые стратегические решения делают его мягким, т. е. от увеличения значения устанавливаемой стратегической переменной зависит рост прибыли конкурента в ходе конкурентной борьбы, то предприятие должно применить стратегию «тощего и голодного» (быть маленьким и слабым, чтобы выглядеть жестким и агрессивным [1]). Это означает снижение значения стратегической переменной, направленное на ужесточение конкуренции.

В том случае если кривая реакции устоявшегося предприятия является восходящей, а стратегическое действие, предпринимаемое им, делает его мягким, такое предприятие не может быть выведено конкурентами с рынка, так как стратегические переменные будут являться дополнителями. Из этого следует, что предприятие может позволить себе максимизировать собственную прибыль, невзирая на возможность конкурента получить выгоду от предпринимаемого стратегического действия этого предприятия. Следовательно, оно должно принять стратегическое решение, направленное на смягчение конкуренции, или выбрать стратегию «жирного кота» (быть большим и сильным, чтобы выглядеть мягким и безобидным).

Для определения знака углового коэффициента функции реакции на каждую стратегическую переменную конкурента, нахождение которого позволяет рассматривать действия предприятий

либо как «стратегические дополнители», либо как «стратегические заменители» [1], требуется произвести несколько дополнительных расчетов. Необходимо вычислить, во-первых, вторую производную функции прибыли по стратегической переменной, которая подтверждает, что выбранное значение этой переменной действительно обеспечивает максимум прибыли (при условии

Ап " =-- < 0), а, во-вторых, смешанную част* ах2

У

ную производную функции прибыли предприятия

.. дА%\

по действиям его конкурента: Ап. " =-— . Затем

можно определить знак углового коэффициента функции реакции:

АпУ Я' =-

£ Ъ

-Ак/ -4, (2Ъ + ю; У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегические воздействия делают укоренившееся предприятие «жестким», если

= Ъ.х,.< 0 ,и «мягким», если-- > 0.

^ , * * , , , ----- ^

После определения знака углового коэффициента и характера воздействия на рыночный образ предприятия стратегических шагов следует рассчитать по формуле (5) значение стратегических переменных, благодаря которым возможно сведение прибыли конкурентов к нулю или стимулирование выхода.

Аналогичные вычисления требуется произвести для случая предоставления входа путем подстановки значений стратегических параметров, полученных с помощью формул кривых реакции, в функцию максимума прибыли. Далее следует сопоставить получаемую прибыль от обоих типов стратегического поведения и определить, какой из них выгоднее предприятию. Если в случае сдерживания входа предприятию удается аннулировать конкурентную прибыль и при этом не понести убытков, то, безусловно, ему выгоднее осуществить сдерживание, чтобы в последующих периодах получать монопольную прибыль. Однако, если это неосуществимо, то предприятию будет

выгоднее предоставить вход. Процесс принятия стратегического решения предприятием в условиях конкурентной среды представлен на рисунке.

На первоначальном этапе менеджеры предприятий определяют цели деятельности предприятия в будущем периоде с учетом сложившейся конъюнктуры на отраслевом рынке.

Следующим шагом является поиск возможных участников картельного соглашения путем сравнения уровня предельных издержек предприятий, реализующих продукцию по приблизительно равным ценам при использовании схожих технологий производства. В случае обнаружения группы продавцов, чьи цены и предполагаемые предельные издержки приблизительно равны, следует проана-

ВЫБОР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОСЛЕДСТВИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ

МС >

р, д, - Рс Чс -ссг - ^ (Р, ~МС Ч, + Чс

Вступление предприятия в картель (кооперативное поведение)

Да

Разработка самостоятельной стратегии поведения на рынке (некооперативное поведение)

Принимаются общие для участников картеля стратегические решения

МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СПРОСА ПРЕДПРИЯТИЯ

= + ёх + ё2х2 + ё3х3 +... + ёт хт

-С^к < п-1

Да

Выбор такого решения (х,-,), при котором обеспечивается максимальный чистый дисконтированный доход в процессе конкуренции

Нет /""Т-—

£<071

Определение стратегического решения в отношении конкретного конкурента

К)

-\к = к+1Ь

Механизм стратегического поведения фирмы на отраслевом рынке

лизировать изменение их рыночных долей и цен. Если рыночные доли предприятий и цены на их продукцию не меняются несколько периодов, то на рынке может существовать картельное соглашение, к которому предприятию может быть выгодно присоединиться во избежание ценовой войны. Для проверки выгодности своего участия в картеле менеджерам предприятия необходимо определить такой уровень своих предельных затрат, свыше которого участие в картеле является экономически целесообразным. Сделать это можно при помощи неравенства, полученного путем математических преобразований выражения (1).

При анализе используются модели совокупного и индивидуального рыночного спроса. Поэтому на

первом этапе анализа стратегического взаимодействия участников регионального отраслевого рынка необходимо выявить, насколько тесна связь между фактическими значениями кривых, описывающих индивидуальный и совокупный спрос, и значениями этих кривых, полученных путем расчета по построенным моделям.

На следующем этапе следует определить коэффициенты вариации по каждому конкуренту, которые рассчитываются путем построения уравнений регрессий, отражающих взаимосвязь между изменениями объемов реализации конкурентов. После этого на основе формулы (5) вычисляется значение стратегических переменных предприятия с целью получения им максимальной выгоды при сложившейся на рынке ситуации (случай предоставления входа). Параллельно с этим

МОДЕЛЬ РЫНОЧНОГО СПРОСА

р=к+ъа+ъа+...+ъа+...+

Знак углового коэффициента кривой реакции стратегического решения Сдерживание входа или вытеснение 2 Ля*,- > 1Дяи = 0

Стратегическое действие делает предприятие г

жестким п —- < 0 МЯГКИМ ёи к „ —- > 0

дополнителя 2Н ы - 0 Ч-Ф+ч-) о < <2к = Я( х;) о < ок = Жх х)

заменителя ж- —1Г-! <° -4(2, о=< = щх;) о=а = щ)

Да

определяется значение этих же стратегических переменных для тех конкурентов, которые могут быть вытеснены с рынка на основе сопоставления «жесткости» или «мягкости» стратегических решений предприятия.

Следуя предлагаемому алгоритму, при обнаружении конкурентов, которые могут быть вытеснены с рынка, предприятие путем изменения своих микроэкономических параметров по каждому направлению стратегического взаимодействия может сделать так, чтобы минимизировать их прибыли с учетом их стратегического поведения. Если же предприятию ничего не угрожает, то оно просто максимизирует прибыль.

Чтобы сделать вывод о целесообразности принятия предприятием стратегического решения, можно

предложить инструментрасчетачистого дисконтированного дохода отданного решения (табл. 2).

В общем виде формулу расчета прибыли при каждом варианте стратегического решения можно представить в следующем виде:

п= ~(АС1ПЖ1 + ДС2_ + (1 -МРГ1), + ДС3_ +ДС )

где I — порядковый номер периода деятельности предприятия;

№рг1— ставка налога на прибыль за период. Затем путем сопоставления наиболее выгодного варианта по критерию наибольшей прибыли в долгосрочном периоде определяется выбираемый вариант управленческого решения. Для анализа

Таблица 2

Расчет чистого дисконтированного дохода от принимаемого стратегического решения

1-й период п-й период

Финансирование Финансирование

Зна- Прибыль решения Значение показателя Прибыль решения

Показатель чение нарас- за счет за счет нарас- за счет за счет

показа- тающим прибыли других тающим прибыли других

теля итогом от продажи продукции источников итогом от продажи продукции источников

Сохранение прежнихрыночных

позиции

Емкость рынка, ед. Q*

Доля рынка, коэффициент Б ГП

Объем продаж, ед. Q\ Рп

Переменные затраты на единицу ^nepl С пер п

продукции, руб.

Цена, руб. Рг Рп

Величина покрытия предпри- в, в

ятия, руб.

Постоянные затраты, относимые на себестоимость с , noel с ПОСТА

продукции, тыс. руб.

Прибыль от продаж товара, тыс. Щ РРп

руб.

Чистая прибыль, тыс. руб.

Коэффициент дисконтирования

Чистый дисконтированный до-

ход от стратегического решения

Изменение рыночных позиций,

если стратегические переменные

дополнители

Емкость рынка, ед. Qa 0 ^гп

Доля рынка, коэффициент вЛ РГП

Объем продаж, ед. Q\ оп

Переменные затраты на единицу ^nepl с пер п

продукции, руб.

Дополнительные переменные ДС1 , nepl ДС1 пер п

затраты на доставку продукции

потребителю, руб.

Окончание табл. 2

1-й период п-й период

Финансирование Финансирование

Зна- Прибыль решения Значение показателя Прибыль решения

Показатель чение нарас- за счет за счет нарас- за счет за счет

показа- тающим прибыли других тающим прибыли других

теля итогом от продажи продукции источников итогом от продажи продукции источников

Цена (с учетом наказания карте- Ъ Р

ля), руб.

Величина покрытия предпри- в, В

ятия, руб.

Постоянные затраты, относимые на себестоимость ДС1пос1 ДС1 пос п

продукции, тыс. руб.

Дополнительные постоянные ДС2пос, KCl пос п

затраты на рекламу, тыс. руб.

Дополнительные постоян- дез , noel дез пос п

ные затраты на рост качества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продукции, тыс. руб.

Дополнительные постоянные ДС4пос, ДС4пос„

затраты на исследования и раз-

работки, втыс. руб.

Прибыль от продаж товара, тыс. РЩ РВп

руб.

Чистая прибыльные, руб.

Чистый дисконтированный до-

ход от стратегического решения

Изменение рыночных позиций,

если стратегические переменные

заменители

Емкость рынка, ед. Qa Q ^гп

Цена, руб. Ру Рп

Переменные затраты на единицу ^nepl с пер п

продукции, руб.

Величина покрытия предпри- в, В„

ятия, руб.

Постоянные затраты, относимые на себестоимость ^пост1 с пост я

продукции, тыс. руб.

Точка безубыточности, ед. ^6«

Объем продаж, ед. Q\ Qn

Доля рынка, коэффициент Dr! D гп

Прибыль от продаж товара, тыс. PR, PK

руб.

Чистая прибыльные, руб.

Чистый дисконтированный до-

ход от стратегического решения

выгодности управленческих решений следует за не- и оттоки для последующего расчета чистого дис-сколько лет вперед (в зависимости от обозримости котируемого дохода, получаемого от принятия горизонта прогноза) рассчитать денежные притоки того или иного управленческого решения.

Список литературы

1. ТирольЖ. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб: Экономическая школа, 2000.

2. ХэйД., МоррисД. Теория организации промышленности. СПб: СПбГУЭФ, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.