Научная статья на тему 'Моделирование учебного процесса студентов на основе деятельностного подхода'

Моделирование учебного процесса студентов на основе деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Н. Д., Бурилова С. Ю.

В статье рассмотрены причины и следствия неэффективности традиционной методики обучения. Одной из причин является контроль формируемой деятельности по ее конечному результату, поэтому процесс усвоения остается скрытым, стихийным и неосознанным. Авторы предлагают методику обучения на основе моделирования познавательной деятельности. Процесс формирования интеллектуальных действий становится управляемым и доступным для внешней регуляции, если исключается пропуск отдельных звеньев в фазе развернутого исполнения действия. Для этого организуется строгая последовательность систематизированных упражнений, придающих формируемому действию заранее запланированные качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование учебного процесса студентов на основе деятельностного подхода»

ГЕНЕЗИС И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

УДК 378.02:372.8

Н.Д. Савченко, к. пед. н., доцент каф. «Физика», ЧитГУ

Научные интересы: педагогическая психология, методика преподавания физики.

С.Ю. Бурилова, к. пед. н., доцент каф. «Физика», ЧитГУ

Научные интересы: психолого-педагоги

ческие аспекты высшего образования

В статье рассмотрены причины и следствия неэффективности традиционной методики обучения. Одной из причин является контроль формируемой деятельности по ее конечному результату, поэтому процесс усвоения остается скрытым, стихийным и неосознанным. Авторы предлагают методику обучения на основе моделирования познавательной деятельности. Процесс формирования интеллектуальных действий становится управляемым и доступным для внешней регуляции, если исключается пропуск отдельных звеньев в фазе развернутого исполнения действия. Для этого организуется строгая последовательность систематизированных упражнений, придающих формируемому действию заранее запланированные качества ■

In clause the reasons and consequences of an inefficiency of a traditional technique of training are considered. One of the reasons is the control of formed activity by her final result, therefore process of mastering remains latent, spontaneous and not realized. The authors offer a technique of training on the basis of modeling cognitive of activity. The process of formation of intellectual actions becomes controlled and accessible for external control, if the miss of separate parts in a phase of the unwrapped execution of action is excluded. For this purpose the severe sequence of the systematized exercises giving to formed action beforehand planned qualities is organized ■

MODELING OF EDUCATIONAL PROCESS OF THE STUDENTS ON A BASIS COGNITIVE OF ACTIVITY

* * *

блемами собственно высшего образования.

веннонаучным дисциплинам, наблюдаемая в последние годы в российских вузах, связана не только с проблемами обучения в средней школе, но и с про-

Традиционная методика обучения в высшей школе призывает студентов избегать формализма, добиваться понимания и осознанности, контролировать

свои действия. Однако эта методика держится на контроле, который проводится по завершении цикла формирования понятия, а потому уже не может повлиять на результат.

Эффективность методики обучения на современном этапе развития высшей школы, на наш взгляд, во многом будет зависеть от создания такой среды обучения, в которой возможно управление учебным процессом студента на основе деятельностного подхода.

В соответствии с этим подходом ведущим, системообразующим фактором в обучении является деятельность, ее приемы. Студенты, выполняя заданную деятельность, овладевают определенными ее приемами. Приемы деятельности, будучи сформированными у студентов, становятся их умениями и, главное, приемами их мышления. Деятельность порождает сознание, каково строение деятельности, таково и строение сознания - это стержневая и направляющая идея подхода. При таком подходе приемы деятельности составляют значительную часть содержания обучения и являются предметом специ-

ального целенаправленного формирования.

Моделирование учебного процесса предполагает решение проблемы управления познавательной деятельностью. При массовом обучении, непрерывном потоке информации и ограниченности сроков обучения совместная деятельность преподавателя и студента практически отсутствует, поэтому передача информации не сопровождается формированием необходимых приемов деятельности и мышления. В связи с этим недостаточно определить состав, объем и структуру учебного материала, необходимо разработать определенную технологию обучения, найти способы управления процессом присвоения студентам передаваемого им опыта.

Деятельность преподавателя вуза носит двойственный характер, она включает два типа отношений: субъект-объектные (отношение преподавателя к предметному содержанию дисциплины) и субъект-субъектные (взаимодействие педагога и студента в процессе обучения) (рис. 1).

управление

деятельностью

информация способ

студент

Рис. 1. Компоненты учебного процесса и отношения между ними

Отбирая содержание, определяя уровень системности учебной информации и разрабатывая ее методическое сопровождение, преподаватель тем самым проектирует характер познавательной деятельности студента, то есть метод обучения.

Выбор формы обучения - характера взаимодействия обучаемых с педагогом и между собой - направлен на стимуляцию активности и творческого потенциала личности студента.

Определяя способ предъявления информации и взаимодействия с ней студента, преподаватель получает возможность повысить скорость присвое-

ния знаний, добиться требуемого уровня и прочности усвоения за счет интенсификации, индивидуализации, оптимизации и адаптивности управляющих воздействий.

Как любая деятельность человека, познавательная деятельность студентов, приводящая к усвоению изучаемого материала, состоит из нескольких этапов. Первый этап - формирование целевой установки и планирование предстоящей деятельности. Второй этап - формирование ориентировочной основы деятельности, которая, в свою очередь, строится ступенчато (рис. 2).

и

к

в

о

р

и

т

н

е

и

р

о

я

н

в

о

р

у

и

р

Т

И Н Ф О Р М А Ц И Я

г

ЧТО? смысловая-целевая (стратегическая) ориентировка

ЗА СЧЕТ ЧЕГО? функциональная (тактическая) ориентировка

КАК? исполнительская (оперативная) ориентировка

Г

Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь

Рис. 2. Структура ориентировочной основы деятельности

Третий этап - овладение методами использования знаний для решения определенного класса задач, обеспечение функциональности и подвижности знаний. Четвертый этап - контроль (самоконтроль) и корректировка.

Когда мы наблюдаем за человеком, осуществляющим привычное, освоенное действие, то это действие предстает перед нами как целостный, неделимый акт, выполняемый в большинстве случаев автоматизированно, без видимого контроля со стороны сознания (человеку обычно трудно описать, как он производит действие).

Но если попытаться проследить историю возникновения этого действия, то открывается целый ряд этапов, через которые оно прошло в своем развитии, прежде чем приобрело наблюдаемые свойства. Любое интеллектуальное действие трансформируется в процессе своего формирования в нескольких направлениях:

- от развернутого пооперационного исполнения к свернутому;

- от внешнего побуждения к внутренней саморегуляции;

- от внешнего контроля к самоконтролю;

- от осознаваемости к автоматизации.

Успешность освоения действия всецело определяется условиями его формирования. Если при развернутом исполнении были пропущены отдельные звенья - этот дефект обнаружит себя при свернутом исполнении. Если отдельные операции не были первоначально осознаны - любое варьирование условий приведет к серьезным затруднениям и ошибкам.

Принципиальной особенностью традиционного обучения является контроль формируемой деятельности по ее

конечному результату: решению задачи, отчету к лабораторной работе и тому подобное. Сам же процесс усвоения при этом остается скрытым, стихийным и неосознаваемым. Перечислим некоторые следствия данной системы.

1. Большой разброс успеваемости студентов.

2. Сдвинутая в сторону низких баллов гауссова кривая результативности обучения.

3. Зигзагообразная кривая успешности выполнения уже освоенного действия: правильные и ошибочные решения чередуются нерегулярно с медленным уменьшением амплитуды колебаний, что является свидетельством неустойчивости умений и навыков.

4. Сильное дезорганизующее влияние помех различного рода: неблагоприятная внешняя обстановка, утомление, появление новых несущественных признаков ситуации и прочее.

5. Усиление отрицательного влияния интерференции, вызванной, в частности, параллельным изучением разных дисциплин, и проявляющееся в торможении уже усвоенных действий.

6. Большой разброс по времени и усилиям, затрачиваемым на достижение приемлемых результатов.

7. Узкая зона переноса усвоенных навыков на другие предметные области и на процесс освоения новых действий, то есть отсутствие развивающего эффекта обучения.

Причиной всех этих недостатков являются изначальные дефекты ориентировочной основы деятельности, возникающие в латентный период ее формирования, когда мы выдаем студентам некоторую информацию, затем задание и оставляем их один на один с учебным материалом вплоть до проведения плановых контрольных мероприятий.

При наличии достаточного времени для непосредственного индивидуального общения со студентом опытный и талантливый педагог при контроле может обнаружить причину возникших затруднений и ошибок, вернуть обучаемого к более ранним стадиям исполнения действия и скорректировать соответствующие дефекты ориентировочной основы. Но как быть в ситуации дефицита времени не только для индивидуальной работы (0,5 - 1 ч в семестр на одного студента при 20 - 30 контролируемых заданиях согласно официально установленной норме), но и при постоянном сокращении времени на аудиторную групповую работу, а тем более при распространении дистанционных форм обучения?

Единственный, на наш взгляд, путь интенсификации обучения в этой ситуации - изменение условий формирования интеллектуальных действий в процессе самостоятельной работы студентов с учебным материалом. Во-первых, это означает, что помимо предметно-содержательной информации необходимо обеспечить студентов схемой полной ориентировочной основы исполняемого действия. Во-вторых, необходимо создать обучающую среду, которая делает процесс формирования интеллектуальных действий управляемым, доступным для внешней регуляции на начальных этапах. Эта среда должна создать такое взаимодействие студента с учебным материалом, при котором:

- исключается пропуск отдельных звеньев в фазе развернутого исполнения действия;

- организуется строгая последовательность особым образом систематизированных упражнений, придающих формируемому действию заранее запланированные качества;

- обеспечивается оперативная обратная связь, позволяющая студентам самостоятельно корректировать свои действия до того, как их результат будет вынесен на оценку преподавателем.

Поясним более детально, что означает требование создания особым образом систематизированных упражнений. Обычно систематизация ограничивается предметным содержанием. Например, задания на расчет напряженности электрического поля, задания на расчет потенциала, задания на связь между напряженностью и потенциалом и т.д. Здесь же речь идет о создании такой системы упражнений, которая сообщает знаниям студентов требуемые качества:

- разумность, то есть выполнение действий не на основе формальных признаков, а на основе понимания существенных связей и отношений;

- осознанность, то есть умение обосновать свой выбор, наличие помехоустойчивости по отношению к вариациям несущественных признаков, самоконтроль и т.п.

Поэтому упражнения подбираются и группируются по другим основаниям. Например, задания:

- на осознание причинно-

следственных связей;

- на понимание функциональных связей;

- на дифференциацию существенных и несущественных признаков;

- с избыточными и неполными данными;

- на перекодирование информации;

- на формирование оценочных суждений и т.п.

Таким образом, дидактическая функция упражнений состоит не в закреплении знаний, а в целенаправлен-

тировать деятельность в каждом ее звене (пооперационно), а не по конечному результату.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии.

- М.: КДУ, 2005. - 400 с.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

3. Савченко Н.Д., Терехова Т.А., Бурилова С.Ю. и др. Лабораторные занятия в техническом вузе: дидактические основы. - Чита: ЧитГУ, 1999. - 82 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 271 с.

5. Терехова Т.А., Савченко Н.Д., Волков Е.С. Моделирование учебных дисциплин в вузе. - Чита: Поиск, 1999. - 223 с.

УДК 417.3

Э.А. Ушникова, доцент каф. «Иностранные языки», ЧитГУ

Научные интересы: область филологии, а именно лингвистика текста, особенности газетного текста, жанровое разнообразие текстов

В данной статье сделана попытка обобщить имеющиеся взгляды на такой феномен глобального текста, как нарратив. Нарратив играет громадную роль в процессах осмысления и передачи человеческого опыта. Наиболее общими признаками нарратива являются универсальность и широта использования как в устной, так и письменной формах; семиотическая природа (вербальная и невербальная); обращение автора к читателю с перспективой, лежащей вне действия и комментирование действующих лиц и ситуаций ■

DEFINING NARRATIVE

The article deals with the phenomenon of narrative and its peculiar features. Narration is natural and universal. Its most important features are the plot development, a fundamental social and psychological role, the possibility to investigate or to invent the meaning of human life. What is more, narratives are a relatively safe or innocuous place in which the reigning assumptions of a given culture can be determined or criticized ■

* * *

ном видоизменении психологической структуры действий, формируемых на основе знаний. Поэтому моделирование познавательной деятельности предполагает:

- выявление состава ориентировочной основы для каждого вида формируемой деятельности;

- определение требований к качествам и уровню формируемой деятельности;

- разработку системы упражнений, обеспечивающих формирование деятельности на заданном уровне и с заданными качествами;

- разработку системы обратной связи, предоставляющую обучающемуся возможность самостоятельно коррек-

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРРАТИВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.