Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / БОРЬБА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдураманов Айдер Рустемович

Атакующие действия являются основными в многолетней технической подготовке борца. При этом высокий уровень владения техникой и тактикой борьбы является решающим фактором в достижении конечного результата в поединке. Моделирование в спортивной борьбе применяется для управления процессом обучения и совершенствования и повышения уровня технико-тактического мастерства. Для формирования навыка борьбы прибегают к экспериментированию на модели - партнере, сопернике в учебно-тренировочных, соревновательных схватках, в схватках с тренировочными заданиями. Были разработаны методические приемы использования тренировочных заданий в рамках структуры соревновательного периода годичного цикла на этапе углубленной специализации борцов. Использование упражнений обеспечило повышение уровня технико-тактической подготовленности, улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы занимающихся, тем самым воздействуя на соревновательную активность и результативность спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF TRAINING TASKS IN WRESTLING AS A WAY TO INCREASE TECHNICAL AND TACTICAL READINESS IN WRESTLING

Attacking actions are the main ones in the long-term technical training of a wrestler. At the same time, a high level of mastery of fighting techniques and tactics is a decisive factor in achieving the final result in a duel. Modeling in wrestling is used to control the learning process and improve and increase the level of technical and tactical skills. To form a fighting skill, they resort to experimenting on a partner model, an opponent in training, competitive fights, in fights with training tasks. Methodical methods of using training tasks were developed within the framework of the structure of the competitive period of the annual cycle at the stage of in-depth specialization of wrestlers. The use of exercises provided an increase in the level of technical and tactical preparedness, improvement of the functional state of the cardiovascular system of those involved, thereby affecting the competitive activity and performance of athletes.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе как способ повышения технико-тактической подготовленности борцов вольного стиля

Абдураманов Айдер Рустемович,

аспирант, кафедра технологии и дизайна одежды и профессиональной педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова E-mail: Abduramanov95@mail.ru

Атакующие действия являются основными в многолетней технической подготовке борца. При этом высокий уровень владения техникой и тактикой борьбы является решающим фактором в достижении конечного результата в поединке. Моделирование в спортивной борьбе применяется для управления процессом обучения и совершенствования и повышения уровня технико-тактического мастерства. Для формирования навыка борьбы прибегают к экспериментированию на модели - партнере, сопернике в учебно-тренировочных, соревновательных схватках, в схватках с тренировочными заданиями. Были разработаны методические приемы использования тренировочных заданий в рамках структуры соревновательного периода годичного цикла на этапе углубленной специализации борцов. Использование упражнений обеспечило повышение уровня технико-тактической подготовленности, улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы занимающихся, тем самым воздействуя на соревновательную активность и результативность спортсменов.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, борьба, соревновательная деятельность, методика, эффективность.

Введение. На современном этапе развития вольной борьбы соревновательная деятельность предъявляет высокие требование к спортсменам. В педагогическом отношении правильное решение вопроса о наиболее эффективных методах тренировки оказывает самое непосредственное влияние на повышение спортивных достижений. Методика подготовки борцов вольного стиля должна полностью соответствовать современным требованиям соревновательной деятельности. Изучение и совершенствование техники и тактики -одна из главных задач учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе. Этот процесс строится, как правило, на основе методических принципов, реализуемых в частных методиках обучения, которые должны отражать специфику и особенности соревновательной деятельности в спортивной борьбе [1]. Оптимизация процесса спортивной подготовки предполагает повышение уровня технико-тактической подготовленности, включением в учебно-тренировочный процесс тренировочных заданий, моделирующие отдельные эпизоды и ситуации соревновательного противоборства В иерархии методов совершенствования спортивного мастерства борцов моделирование занимает главенствующее место вслед за соревновательными схватками. Но для того, чтобы моделировать те или иные ситуации необходимо, чтобы они в достаточной мере овладели навыками выполнения технико-тактических действий.

При повышении технического мастерства борцов на протяжении длительного времени нужно учитывать, что в период совершенствования изменяются не только показатели аэробной и анаэробной производительности но и способность к рациональному использованию имеющегося потенциала сердечно-сосудистой, нервно-мышечной и других систем [2].

В единоборствах атакующие действия являются основным средством достижения победы, поэтому все стороны подготовленности - физическая, технико-тактическая, функциональная и психологическая ориентированы на эффективность и надежную реализацию атакующих действий, определяющий спортивный результат на соревнованиях [3].

Необходимость внесения коррекций в атакующие действия в связи с изменением динамической ситуации в ходе поединка требует сохранения вы-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

сокой способности к оперативной переработке информации в условиях острого дефицита времени.

В качестве основного метода совершенствования спортивного мастерства высококвалифицированных борцов в последнее время чаще всего используется моделирование различных сторон единоборства, на основе чего разрабатываются специальные тренировочные задания.

Однако среди всех средств повышения уровня технико-тактической подготовленности, моделирование занимает главенствующее место.

Цель статьи - оценить эффективность использования моделирования тренировочных заданий в учебно-тренировочном процессе борцов вольного стиля.

Задачи исследования: разработать программу использования тренировочных заданий в учебно-тренировочном процессе борцов вольного стиля и оценить ее эффективность.

Материалы и методы. В эксперименте принимали участи 20 юношей 15-17 летнего возраста этапа углубленной специализации, занимающиеся вольной борьбой в СШ № 1 г. Симферополь. Все обследуемые были разделены на 2 группы: экспериментальную и контрольную по 10 человек в каждой, имеющие первый и второй спортивный разряд, стаж спортивной тренировки не менее 5 лет. Контрольная группа занималась по стандартной программе для спортивных школ. Для экспериментальной группы была разработана программа применения тренировочных заданий моделирующих эпизоды и ситуации соревновательного противоборства. Программа предусматривала использование тренировочных заданий моделирующих отдельные эпизоды соревновательного противоборства, а именно: «борьба с положения захват ноги с колен, голова снаружи», «захват ноги с колен голова во внутрь»; «захват двух ног с колен», «захват туловища сзади», «обоюдный скрестный захват за туловище», «атака в ноги один спортсмен, второй защищается», «захват за туловище в партере», «захват за голе-ностоп в партере». Программа состояла из интервалов в серии - 1; количество серий - 2; длительность интервала 30 сек; отдых между рабочими интервалами 30 сек; длительность отдыха между сериями, 3-4 мин. Комплексы рассчитаны на 1520 минут, применялись 2 раза в неделю в течении 2 месяцев. В работе использовались следующие методы: анализ и обобщение литературных источников; педагогические наблюдения; физиологические методы исследования, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Изложение основного материала. Процесс технического совершенствования в вольной борьбе в значительной мере определяется способно-5 стью перерабатывать информацию, необходимую § для эффективного выполнения движений, их кор-й рекции, контроля за качеством. В связи с этим ° с в вольной борьбе используется моделирование ав отдельных эпизодов схватки, как наиболее эф-

фективный способ повышение уровня технического мастерства борцов. Моделирование используется для управления процессом обучения и совер-шенствования[4].

Система заданий в методике совершенствования мастерства борцов должна строиться с учетом многих факторов: увеличения сопротивления соперника; сокращения времени отдыха и увеличения интенсивности физиологической нагрузки; усложнения исходных и промежуточных взаимоположений борцов; использования различных тактических подготовок для создания динамических ситуаций; подбора партнеров с различными ана-томорфологическими, физическими и психологическими особенностями, обусловливающими изменения стойки, дистанции, направления маневрирования; способов выведения из равновесия; уровня и точности выполнения захвата; степени расслабления и напряжения мышц; образного восприятия поединка, ситуационного мышления и умения прогнозировать действия соперника [5].

В результате эксперимента были получены данные, отражающие применение основных показателей эффективности проведения тренировочных заданий с учетом следующих критериев: бег на 30 м, лазание по канату, броски манекена подворотом и прогибом, определяли показатель активности соревновательной деятельности и эффективности техники, а также физиологические показатели, с помощью которых можно определить ответные реакции организма на физическую нагрузку, ЧСС и АД с последующим определением ДИ и ВИ. В экспериментальной группе под воздействием моделирования тренировочных заданий наблюдалась положительная динамика исследуемых показателей, свидетельствующая об улучшении специальной физической подготовленности борцов, так скорость бега на 30 м улучшилась на 3,5% (р < 0,01), скорость лазания по канату на 5% (р < 0,01). Возросла и скорость выполнения бросков подворотом на 17,1% (р < 0,001), а также бросков прогибом на 15,3% (р < 0,001). Значительные изменения наблюдались в соревновательной деятельности борцов: показатель активности действий борцов достоверно возрос на 25,4% (р < 0,01), эффективности техники на 7,7% (р>0,05). Занятия с использованием моделирования тренировочных заданий в тренировочном процессе оказало позитивное воздействие и на физиологические системы организма спортсменов. Так, улучшились показатели ВИ и ДП, соответственно на 7,1 и 3,7% (р>0,05). В контрольной группе изменения показателей менее выражены. Об эффективности применения данного методического подхода свидетельствовали и достоверные различия борцов ЭГ и КГ после эксперимента. До эксперимента фоновые исследования не выявили достоверных различий, по следующим диагностическим показателям: скорость лазания по канату (р<0,05); броски подворотом и прогибом (р < 0,001); показателю активности соревновательной деятельности (р < 0,001).

Вывод. Моделирование различных ситуаций единоборства, позволяет, во-первых, разнообразить умения и навыки борца на основе закономерностей процесса овладения основами спортивного противоборства как видом деятельности и, во-вторых, вырабатывать индивидуальный стиль ведения поединка, формировать и совершенствовать коронную технику на основе вновь осваиваемых и постоянно обновляемых способов тактической подготовки и использования благоприятных динамических ситуаций. Такой подход в обучении, обеспечивает органическую взаимосвязь между начальным обучением и высшим спортивным мастерством.

Литература

1. Тапхаров М. В. / Методика обучения технике и тактике вольной борьбы в соответствии с современными требованиями соревновательной деятельности / М.В. Тапхаров. диссерт. - Улан-Удэ 2007-129 с.

2. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов / Ю.А. Шахмурадов - М.: Высшая школа, 2011. - 369 с.

3. Захаров А. В. / Индивидульная технико-тактическая подготовка борцов юниоров на основе результативных соревновательных комбинаций / А.В. Захаров диссерт. Улан-Удэ 2015-129 с.

4. Завьялов А.И. Миндиашвили Д.Г / Современные тенденции развития вольной борьбы/А. И. Завьялов Д.Г. Миндиашвили учебное пособие Красноярск 2016-236с

5. Завьялов Д. А. С.К. Рябинина / Современная подготовка борцов перед соревнованиями /

Д.А. Завьялов С.К. Рябинина монография. Красноярск 2012-133 с.

MODELING OF TRAINING TASKS IN WRESTLING AS A WAY TO INCREASE TECHNICAL AND TACTICAL READINESS IN WRESTLING

Abduramanov A.R.

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

Attacking actions are the main ones in the long-term technical training of a wrestler. At the same time, a high level of mastery of fighting techniques and tactics is a decisive factor in achieving the final result in a duel. Modeling in wrestling is used to control the learning process and improve and increase the level of technical and tactical skills. To form a fighting skill, they resort to experimenting on a partner model, an opponent in training, competitive fights, in fights with training tasks. Methodical methods of using training tasks were developed within the framework of the structure of the competitive period of the annual cycle at the stage of in-depth specialization of wrestlers. The use of exercises provided an increase in the level of technical and tactical preparedness, improvement of the functional state of the cardiovascular system of those involved, thereby affecting the competitive activity and performance of athletes.

Keywords: the training process, wrestling, competitive activities, methodology, efficiency.

References

1. Tapkharov M. V. / Methods of teaching techniques and tactics of freestyle wrestling in accordance with modern requirements of competitive activity / M.V. Tapkharov. dissert. - Ulan-Ude 2007-129 p.

2. Shakhmuradov Yu.A. Free-style wrestling. Scientific and methodological foundations of long-term training of wrestlers / Yu.A. Shakhmuradov - M.: Higher School, 2011. - 369 p.

3. Zakharov A.V. / Individual technical and tactical training of junior wrestlers based on effective competitive combinations / A.V. Zakharov dissert. Ulan-Ude 2015-129 p.

4. Zavyalov A.I. Mindiashvili D.G. / Modern trends in the development of freestyle wrestling/A. I. Zavyalov D.G. Mindiashvili textbook Krasnoyarsk 2016-236c

5. Zavyalov D. A. S. K. Ryabinina / Modern training of wrestlers before competitions / D.A. Zavyalov S.K. Ryabinina monograph. Krasnoyarsk 2012-133 p .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.