Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ SIMULINK'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ SIMULINK Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСМИССИЯ / КОЛЕСНАЯ МАШИНА / СЦЕПЛЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЛ / ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Карпов А. А., Карпов М. А., Судейко О. В., Сидоров М. В., Горликов В. А.

В статье рассматривается использование математического моделирования трансмиссии автомобиля в среде Simulink. Проведены исследования влияния отдельных факторов трансмиссии на функциональные параметры автомобиля КамАЗ 4308. Дифференциальные уравнения, описывающие работу трансмиссии, решаются матричным способом, позволяют изучить динамику автомобиля с учетом моментов инерции двигателя, трансмиссии и отдельных колес автомобиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Карпов А. А., Карпов М. А., Судейко О. В., Сидоров М. В., Горликов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF A CAR TRANSMISSION USING THE SIMULINK PROGRAM

The article discusses the use of mathematical modeling of the transmission of a car in the Simulink environment. Studies of the influence of individual transmission factors on the functional parameters of the KAMAZ 4308 car have been carried out. Differential equations describing the operation of the transmission are solved in a matrix way, allowing to study the dynamics of the car taking into account the moments of inertia of the engine, transmission and individual wheels of the car.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ SIMULINK»

Моделирование трансмиссии автомобиля с помощью программы simulink

111 2 2 А.А. Карпов , М.А. Карпов , О.В. Судейко , М.В. Сидоров , В.А. Горликов

1 Калужский филиал «Московский государственный технический университет им.

Н.Э. Баумана», Калуга

2 Калужский филиал «Российский государственный аграрный университет - МСХА

им. А.К. Тимирязева», Калуга

Аннотация: В статье рассматривается использование математического моделирования трансмиссии автомобиля в среде Simulink. Проведены исследования влияния отдельных факторов трансмиссии на функциональные параметры автомобиля КамАЗ 4308. Дифференциальные уравнения, описывающие работу трансмиссии, решаются матричным способом, позволяют изучить динамику автомобиля с учетом моментов инерции двигателя, трансмиссии и отдельных колес автомобиля.

Ключевые слова: трансмиссия, колесная машина, сцепление, дифференциал, передаточное число, имитационное моделирование, максимальная скорость.

Введение. В наши дни при проектировании автомобилей все чаще и чаще применяются компьютерное проектирование автомобилей, в частности, внедряются имитационное моделирование в среде matlab/simulink [1, 2]. Такой подход позволяет минимизировать затраты на разработку автомобилей, рассмотреть различные варианты конструкций и обоснованно выбрать приемлемые варианты конструкции. Требования к математической модели трансмиссии транспортного средства определяются совокупностью задач, при решении которых должна быть получена необходимая информация для оценки эксплуатационных качеств [3, 4].

Цель работы: Провести исследование влияния отдельных факторов трансмиссии на функциональные параметры автомобиля КамАЗ 4308.

Методы. Рассмотрим трансмиссию транспортного средства с приводом на одни задние колеса (одна ось). При этом раздаточная коробка передач отсутствует (рис. 1) [5, 6]. Для имитации модели трансмиссии будем создавать модели сцепления, коробки переключения передач и модели, имитирующей работу двигателя, в программе MATLAB/Simulink блок (рис.

2). Блок, который имитирует работу сцепления, должен выполнять функции по [7, 8]: а) передаче крутящего момента от двигателя к коробке передач; б) разрыву потока мощности в момент переключения (в этот момент автомобиль движется по инерции); в) плавному нарастанию крутящего момента при замыкании фрикционных дисков.

Рис. 1 - Схема дифференциальной трансмиссии с приводом только на заднюю ось: 1, 2 - передняя и задняя оси; 3 - двигатель внутреннего сгорания (ДВС); 4 - коробка передач (КП); 5 - главная передача с заблокированным мелколесным дифференциалом; 6 - сцепление; к1..,к4 - номера колес; Мг- -моменты сопротивления на 1-м колесе; Мсц - крутящий момент, развиваемый сцеплением; Мдв - крутящий момент, развиваемый двигателем; ¿Кп -передаточное отношение коробки передач; 1ГП -передаточное отношение главной передачи; юю- - угловая скорость вращения ¿-го колеса; юкп - угловая скорость вращения первичного вала коробки передач; юдв - угловая скорость

вращения коленчатого вала двигателя

Динамическая модель трансмиссия имеет следующей вид системы уравнений [9, 10]:

и

Л С'Л./ = -м1

со,.

Юк2 =

1КП1ГП

¿кткЗ=-М3

со,.

Юк4 =

гКП 1ГП

со =М

ТР кп сц

М2 + М4

1КП1ГП

где -момент инерции участка трансмиссии от выходного вала коробки передач до задних ведущих колес, приведенный к выходному валу коробки передач; ^ -момент инерции колеса; М^Мдв — крутящий моменты, передаваемые колесом и двигателем; Мсг# - крутящий момент, передаваемый

сцеплением юк — угловое ускорение вращения 1-го колеса; — угловое ускорение вращения вала двигателя; 1т — передаточное отношение коробки передач; - передаточное отношение главной передачи; Ъд — положение

органа управления подачей топлива, (Ндр = 0...1) [7].

Крутящий момент Мсц, который передается сцеплением, исчисляется из выражения [7, 9]:

М = F ■

сц ---

(Б3 - сС3 )

( накл накл /

тр 2,82 ■ (Б2 - С2 )

накл накл

где FTp- сила трения между дисками муфты; гэф - эффективный радиус трения; 0накл, - соответственно внешний и внутренний диаметры

фрикционных накладок сцепления.

<

и

Рис. 2 - Схема расчета момента сцепления

Блок по формированию крутящего момента двигателя (рис. 3), на вход которого подается угловая скорость коленчатого вала двигателя. Затем при помощи блока «Gain» угловая скорость преобразуется в частоту вращения. Блок «Saturation» является ограничителем, в нем заданы границы частот в об/мин. При помощи блока «Motor» формируется внешняя характеристика двигателя.

Рис. 3 - Общий вид цепочки блоков для определения крутящего момента

Результаты. Использование разработанной программы трансмиссии позволяет имитировать переключение передач с разрывом потока мощности от двигателя за счет использования сцепления. При выключении сцепления

и

наблюдается резкое падение значения крутящего момента, который передается от двигателя к трансмиссии (рис. 4).

О 2 4 6 8 10 12 14 16 18 1, с Рис.4 - Изменение крутящего момента на входном валу коробки передач

Функциональные параметры трансмиссии (в первую очередь скорость) зависят от ряда факторов. Одним из факторов является изменение передаточных чисел коробки передач [1, 9]. При увеличении значений передаточных чисел (рис. 5) максимальная скорость транспортного средства снижается до 95 км/ч, а при снижении значений передаточных чисел, скорость транспортного средства до 108 км/ч. Повышение частоты вращения двигателя с 1700 об/мин до 2000 об/мин (15%) привело к увеличению максимальной скорости автомобиля на 15% и достигла 118 км/ч.

а 1 б

Рис. 5 - Изменение графика скорости при разных передаточных чисел пятой

передачи: а - г1п5=0.894. б - г1п5=0.689.

Заключение

Анализ полученных результатов показал, что полученная максимальная скорость транспортного средства равная 103 км/ч соответствует скорости при заводской комплектации трансмиссии и двигателя. При увеличении передаточного числа пятой передачи с iKt]5=0.724

До Кп5=0.894 максимальная скорость автомобиля КамАЗ 4308 с 103 км/ч падает до 95 км/ч. При при уменьшении передаточного числа пятой передачи с Кп5=0.724 до ^=0.689 скорость автомобиля увеличивается с 103 км/ч до 108 км/ч. Повышение частоты вращения двигателя c 1700 об/мин до 2000 об/мин (15%) привело к увеличению максимальной скорости автомобиля на 15% и достигла 118 км/ч.

Литература

1. Сидоров М.В., Сидоров В.Н. Имитационное моделирование работы трансмиссии трактора МТЗ-82 в среде Simulink // Инженерный вестник Дона. 2020. № 12. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/12y2020/6709.

2. Драгунов Г.Д., Власов Д.С., Юсупов А.А. Методика расчетно-экспериментального исследования трансмиссии автомобиля // Вестник ЮУрГу, № 29, 2010. С. 84-88.

3. Жилейкин, М.М. Моделирование систем транспортных средств. / М. М. Жилейкин. Москва, Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017, 97 с. URL: e.lanbook.com/book/103322.

4. Полунгян, А.А. Математическая модель динамики трансмиссии колесной машины при движении по твердой неровной дороге. - Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение, 2003, № 4, с. 15-25. URL: vestnikmach.ru/articles/328/html/files/assets/basic-html/page1.html.

5. Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства: учебник. - М.: ИнфаМ, 2014. - 506 с.

6. Туренко, А.Н., Шуклинов, С.Н., Вербицкий, В.И. Оценка работы трансмиссии автомобиля // Сб. науч. тр. ХНАДУ «Автомобильный транспорт», 2017. - 19 c. URL: studmed.ru/turenko-an-klimenko-vi-saraev-av-avtotehnicheskaya-ekspertiza_35da00bad01.html.

7. Ларин В.В. Теория движения колесных машин: учебник. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2010. - 391 с.

8. Афанасьев, Б.А. Белоусов, Б.Н. Гладов, Г.И, Жеглов, Л.Ф., Зунов, В.Н., Полунгян, А.А. Проектирование полноприводных колесных машин: В 3 т. Т1: учеб. для ВУЗов. -М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008 -496с.

9. Сидорова А.В., Степин П.И., Сидоров В.Н. Имитационное моделирование колебаний центра масс колесной машины с помощью программы Simulink // Инженерный вестник Дона. 2020. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2020/6395.

10. Сидоров М.В., Сидорин Р.В. Обоснование массы пикапа-тягача из условия сцепления с дорогой при изменении угла подъема // Международный технико-экономический журнал, 2020. № 6. С. 50 - 55.

References

1. Sidorov M.V., Sidorov V.N. Inzhenernyj vestnik Dona. 2020. № 12. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/12y2020/6709

2. Dragunov G.D., Vlasov D.S., YUsupov A.A. Metodika raschetno-eksperimental'nogo issledovaniya transmissii avtomobilya. Vestnik YUUrGu, № 29, 2010. P. 84.

3. ZHilejkin, M.M. Modelirovanie sistem transportnyh sredstv [Modeling of vehicle systems]. Moskva, Izd-vo MGTU im. N. E. Baumana, 2017, 97 p. URL: e.lanbook.com/book/103322.

4. Polungyan, A.A. Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. Ser. Mashinostroenie, 2003, № 4, рр. 15-25. URL: vestnikmach.ru/articles/328/html/files/assets/basic-html/page1.html.

5. Kut'kov G.M. Traktory i avtomobili. Teoriya i tekhnologicheskie svojstva: uchebnik. [Tractors and cars. Theory and technological properties: textbook]. M.: Infa-M, 2014. 506 p.

6. Turenko, A.N. SHuklinov S.N. Verbickij, V.I. Sb. nauch. tr. HNADU «Avtomobil'nyj transport», 2017. 19 p. URL: studmed.ru/turenko-an-klimenko-vi-saraev-av-avtotehnicheskaya-ekspertiza_35da00bad01.html.

7. Larin V.V. Teoriya dvizheniya kolesnyh mashin: uchebnik. [Theory of motion

of wheeled vehicles: textbook]. M.: Izd-vo MGTU im. N.E. Baumana, 2010. 391 p.

8. Afanas'ev B.A., Belousov B.N., Gladov G.I., Zheglov L.F., Zunov V.N., Polungyan A.A. Proektirovanie polnoprivodnyh kolesnyh mashin [Design of all-wheel drive wheeled vehicles]: V 3 t. T1: ucheb. dlya VUZov. M.: Izd-vo MGTU im. N.E. Baumana, 2008. 496p.

9. Sidorova A.V., Stepin P.I., Sidorov V.N. Inzhenernyj vestnik Dona. 2020. № 4.

URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2020/6395.

10. Sidorov M.V., Sidorin R.V. Mezhdunarodnyj tekhniko-ekonomicheskij zhurnal, 2020. № 6. pp. 50 - 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.