Научная статья на тему 'Моделирование стратегии предприятия как фактор развития рыночного потенциала'

Моделирование стратегии предприятия как фактор развития рыночного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MARKET POTENTIAL / AGRICULTURAL ENTERPRISE / STRATEGY / MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колтакова Г. В.

Проведен анализ между разными методологическими подходами в развитии такого инструментария рыночной экономики, как рыночный потенциал. Предложена модель выбора стратегии развития сельскохозяйственного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzed different methodological approaches in development of such tool of market economy as market potential. The model for selecting the development strategy for the agricultural enterprise has been offered.

Текст научной работы на тему «Моделирование стратегии предприятия как фактор развития рыночного потенциала»

УДК 339.13

Г.В. КОЛТАКОВА, ассистент кафедры экономической кибернетики, е-mail: [email protected]

ГОУ ВПО Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск, ЛНР

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Проведен анализ между разными методологическими подходами в развитии такого инструментария рыночной экономики, как рыночный потенциал. Предложена модель выбора стратегии развития сельскохозяйственного предприятия.

Ключевые слова: рыночный потенциал, сельскохозяйственное предприятие, стратегия, моделирование.

Koltakova G.V. Corporate strategy modeling as a factor of market potential development.

The article analyzed different methodological approaches in development of such tool of market economy as market potential. The model for selecting the development strategy for the agricultural enterprise has been offered.

Keywords: market potential, agricultural enterprise, strategy, modeling.

В условиях ускоренного экономического роста для экономики вероятны структурные кризисы. Данные качественные преобразования присущи для сырьевых отраслей, в частности, сельского хозяйства. Предприятия подвержены значительным колебаниям из-за низкой эластичности спроса и предложения по ценам [1]. В рыночных условиях предприятиям приходится все больше ис-

пользовать в своей практике инструментарии и методы, предлагаемые как отечественными учеными, так и зарубежными, с целью более оптимального достижения максимизации прибыли. Способность управленческого аппарата воздействовать на различные производственные процессы, которые выдвигает рыночная среда, трансформируется в некий стратегический ресурс. Ориентация на высокорезультативные показатели доходности предполагает использование на практике инструментария для достижения поставленных задач.

Одной из важных характеристик оценивания деятельности предприятия является экономическая категория «рыночный потенциал», играющая важную роль при его сопоставлении с текущим объемом рынка. Данный анализ сравнения позволяет увидеть перспективу возможного расширения рынка. Вышеотме-ченная цель является одним из ключевых показателей привлекательности при принятии решений, связанных с расширением сегмента рынка. Поэтому для оценивания эффективности взаимодействия хозяйствующего субъекта с рыночной средой имеет смысл выбрать экономическую категорию «рыночный потенциал».

Проведя анализ литературы, можно проследить следующую тенденцию, а именно, разрозненность в трактовке дан© Г.В. Колтакова, 2017

ного определения. Данный термин, как инструмент рыночного механизма, рассматривается отечественными учеными с точки зрения применения в различных областях экономики. В настоящее время нет общих теоретических определений термина рыночного потенциала. Однако научные исследования направлены на поиск необходимых методологических и теоретических подходов и путей нахождения общих принципов применения на практике трактовки его определения.

Основную функцию рыночного потенциала как объекта исследования можно определить, как стратегию и тактику развития предприятий в условиях рыночной среды.

Конечно же, для определения и развития методологических подходов использования данной экономической категории на практике необходимы и алгоритмы, и стандарты, и инструкции, и методики [2]. Сущность рыночного потенциала следует позиционировать с маркетинговой деятельностью предприятия, направленной на взаимодействие с рынком с максимальной эффективностью.

При анализе термина «рыночный потенциал» можно увидеть структуру в виде ориентированного графа, где вершиной графа и есть собственно рыночный потенциал, а узлами графа служат методы и модели деятельности рынка [3]. В странах, где экономические отношения взаимодействуют в рамках рыночной экономики, существуют наработанные методы в практическом применении категории рыночного потенциала. Однако отечественные предприятия недостаточно на практике используют методики данной экономической категории. Такой подход можно объяснить недостаточной оценкой значимости рыночного ресурса предприятия и его использования в оценке показателей текущей деятельности, а

также с недостаточным уровнем квалификации управленческого состава предприятия [2].

Рыночный потенциал рассматривается как показатель деятельности предприятия, который отображает уровень деятельности предприятия относительно влияния внешней среды. Применение механизмов рыночного потенциала позволит хозяйствующему субъекту использовать все возможности для получения максимальной прибыли. Обеспечение конкурентоспособности реализуемой продукции можно определить как основную функцию рыночного потенциала предприятия.

Американский ученый М. Портер одним из первых определил основу современной теории конкурентных преимуществ. Чтобы определить успех государства в сфере экономики, Портер анализирует экономический результат отдельных отраслей, а затем и всего хозяйства. Основой его теории конкурентоспособности государства являются все-таки цели на «повышение конкурентных преимуществ» не всей страны, а именно в отдельно взятых отраслях [4].

Термин «потенциал» акад. Л.И. Абалкин рассматривает как «обобщенную общую характеристику ресурсов» [5]. В отечественной литературе рыночный потенциал рассматривается в различных аспектах. Так, например, Е.В. Попов характеризует рыночный потенциал предприятия как «возможность управления его ресурсами на определенных этапах его развития в целях эффективного взаимодействия с рынком» [6]. Данный подход трансформирует ресурсную составляющую предприятия в плоскость рыночных отношений. Здесь важно отметить, что не полностью раскрывается суть категории «рыночный потенциал». И.М. Брячак делает акцент на то, что

«рыночный потенциал - часть экономического потенциала, использовать которую экономически целесообразно при применении частных критериев принятия инвестиционных решений в реальных рыночных условиях» [7]. Данный подход подводит к отождествлению экономического и рыночного потенциала. При позиционировании данной экономической категории с емкостью рынка рыночный потенциал, располагающий таким фактором как цена, может сам оказывать влияние на емкость рынка.

При рассмотрении различных научных взглядов на категорию рыночный потенциал можно отметить тот факт, что однозначного определения данной экономической категории не существует. Каждый из авторов отображает характерные черты и особенности формирования данной экономической категории. Поэтому следует отметить основные подходы в формировании определения рыночного потенциала. На основании графический диаграммы, представленной на рис. 1, делаем вывод, что ключевыми моментами следует рассматривать не только ресурсные возможности предприятия, но и сложную систему стратегического управления, позволяющую добиться максимально прогнозируемых результатов.

Данная категория рыночной экономики требует не только научного обобщения, но и практического применения с целью изучения методологических подходов для его оценки.

Целью данной работы является построение модели принятия взвешенных ситуационных решений для достижения предприятием общей цели с учетом влияния неблагоприятных факторов.

При измерении рыночного потенциала можно проследить следующие за/висимости, например:

при увеличении объема сегмента рынка прослеживается и увеличение рыночного потенциала;

повышение неэластичности спроса на продукцию приводит к повышению рыночного потенциала.

Для определения суммарного показателя рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, используется установленная им цена, которая превышает уровень цен конкурентных субъектов на данном товарном рынке, также используется и монопольно высокая цена. Ценовой фактор выбран не случайно. На начальном этапе руководителям, специалистам сельскохозяйственных предприятий Луганской области была предложена анкета с целью определения показателей эффективности маркетинговой политики и детализация результатов с использованием метода экспертных оценок. В качестве экспертов были привлечены руководители сельскохозяйственных предприятий, а также специалисты отдела маркетинга и продаж.

При построении приоритетности показателей эксперты прежде всего осуществляли выбор, основываясь на свой опыт, знания в данной отрасли. Аналитики проранжировали каждый показатель по степени, необходимой для оценивания уровня рыночного потенциала.

На основе анализа ответов экспертов была сформирована матрица рангов показателей в виде таблицы, которая содержит мнения экспертов относительно показателей (табл. 1). Матрица рангов является необходимым элементом для определения согласованности мнений экспертов. На следующем этапе необходимо вычислить коэффициент конкорда-ции, позволяющий определить степень

Элемент стратегического планирования

Рис. 1. Семантический анализ определения категории «рыночный потенциал»

Таблица 1

Оценка показателей уровня рыночного потенциала сельскохозяйственных предприятий

№ Показатели Сумма рангов Средняя сумма рангов Отклонение Квадрат отклонения

1. Количество участников рынка 76 80 -4 16

2. Объемы реализации 104 80 24 576

3. Цена продукции 92 80 12 144

4. Качество продукции 120 80 40 1600

5. Доля рынка 68 80 -12 144

6. Структура реализованной продукции 28 80 -52 2704

Всего: 488 _ — 5184

согласованности экспертов. Данный коэффициент вычисляется по формуле (1):

т 2 • (п3 - п) где т - число специалистов; п -число факторов; £ - отклонение суммы квадратов рангов от средних квадратов рангов.

Рассчитанное значение коэффициента конкордации Ж = 0,74, числовое выражение которого свидетельствует о высокой степени согласованности мнений экспертов и однородности избранной группы. Для оценки значимости коэффициента конкордации используется критерий х2, который подчиняется х2 распределению с числом степеней свободы

2

/ = п-1. Вычисляется критерий х по формуле (2):

х2 = т • (п-1) • Ж (2)

х2 = 20* (6-1)* 0,74 = 74,06

В данном исследовании значения критерия равняется 74,06. В соответствии с таблицей критических значений критерия Пирсона для 0,05 уровня значимости 2 2 2 х видно, что расчетный х больше х табличного и с вероятностью 0,95 можно утверждать, что согласованность во мнениях экспертов не является случайной.

В связи с этим можно сделать следующий вывод: в ответах экспертов прослеживается уровень высокой согласованности о значимости факторов, определение которых позволит проводить эффективную маркетинговую политику предприятия. Таким образом, результаты экспертных оценок могут быть использованы для дальнейшего анализа и оценки критериев уровня рыночного потенциала сельскохозяйственных предприятий. На основании табл. 1 можно сделать вывод: одними из критериев для повышения рыночного потенциала предприятия являются качество продукции и цена.

На формирование комплексной оценки категории «рыночный потенциал» оказывают множество факторов, каждый из которых в некоторых задачах является индикатором, оказывающим влияние на емкость рынка. Множество факторов можно объединить в две группы: общего и узконаправленного характера.

Социально-экономические факторы общего характера позволяют определить рыночный потенциал любого товара:

объем и структуру предложения продукции, в том числе и по любому предприятию;

показатель по количеству и качеству продукции;

размеры импортозамещения;

уровень жизни населения и его потребностей;

покупательскую активность населения;

зависимость влияния цены на продукцию.

Узконаправленные факторы позволяют определить развитие рынков отдельных категорий продукции. В этом случае узкоспециализированный фактор оказывается результирующим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному виду продукции.

Одним из методов, позволяющих предприятиям получать весомые преимущества на рынке, является внедрение системы стратегии предприятия. Аспекты стратегического управления предприятием отражены во многих публикациях. При этом рассматриваются в основном отдельные принципы разработки или реализации стратегии, что, как правило, является недостаточным. Процесс стратегического управления анализируется всесторонне и носит скорее методологический характер, что, в свою очередь, руководители предприятий и организаций не используют в своей практической деятельности. Следует отметить тот факт, что акцентируется внимание на коммерческом подходе к процессу составления планов, который отличает процесс разработки основных приоритетов в условиях долгосрочного планирования (формальный процесс, процесс рационализма) от стратегического (с применением широкого спектра формальных и неформальных методов).

Модель выбора стратегии на сельскохозяйственном предприятии позволяет спроектировать основные этапы для достижения максимизации прибыли. Важно знать, что будет произведено и по каким ценам. Разработанная модель стратегического управления представлена на рис. 2.

Рис. 2. Модель стратегического управления на сельскохозяйственном предприятии

Рассмотрим отдельные этапы данной модели.

Этап 1. Формирование главного направления развития предприятия. Данный вектор является базовым, так как позволяет увидеть перспективы будущего развития хозяйствующего субъекта.

Этап 2. Формирование собственно основных целей предприятия. Здесь главенствующими можно выделить производственные цели и внешние. К производственным можно отнести эффективность управления и контроля самого

предприятия, эффективность сотрудничества предприятия с внешней средой, например, различными государственными организациями. Среди внешних целей мы можем выделить следующую группу критериев: прибыльность, рыночный потенциал, ориентир на определенный сегмент рынка.

Этап 3. Определение стратегии. Здесь необходимо проводить комплексный анализ прибыльности и убыточности выбранного направления развития с учетом всевозможных факторов риска, отно-

сящихся не только в внутренней среде внутри предприятия, но и к внешнему окружению.

Этап 4. Разработка самой стратегии. На данном этапе предприятию необходимо оценивать в денежном эквиваленте масштаб работ и проводить анализ мероприятий, способствующих изысканию требуемых средств. Необходимо учитывать сильные стороны сельскохозяйственной отрасли - дешевая рабочая сила, обеспеченность главным ресурсом - землей. Проводить анализ выбора соответствующих альтернатив с учетом прогнозов валового сбора продукции.

Этап 5. Контроль. Данный этап позволит проследить просчеты используемых управленческих решений и сделать необходимые доработки в реализации стратегии. В случае отсутствия больших погрешностей предприятие сможет выполнить поставленную стратегическую задачу.

Выводы

Преимуществами предложенной модели являются:

связь текущих решений с будущими результатами, организованное осмысление решений (вопреки спонтанному принятию) с прогнозированием их последствий, учет неблагоприятных воздействий климатических условий;

ориентация на поиск альтернативных вариантов достижения целей, то есть допустимых целей в пределах определенных целей и имеющихся ограничений.

От умения быстро и качественно применять механизмы для оперативного управленческого выбора на быстро меняющиеся условия внешней среды зависит эффективность деятельности предприятия. Данная общая модель позволит избежать рисков при производстве продукции сельскохозяйственными пред-

приятиями, связанными прежде всего с неблагоприятными погодными условиями, а также будет способствовать повышению рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.

Список использованной литературы

1. Клинов, В.Г. Прогнозирование долгосрочных тенденций в развитии мирового хозяйства / В.Г. Клинов. - М., 2010. - 89 с.

2. Бронникова, Т.С. Развитие методологии формирования рыночного потенциала предприятия: монография / Т.С. Бронникова, В.В. Котрин. - Королёв: ФТА, 2012. - 134 с.

3. Дежкина, И.П. Принципы разработки потенциала организации / И.П. Дежкина, Г.А. Поташева // Менеджмент и маркетинг: Современные тенденции развития теории и практики: материалы 1 Всероссийской науч.-практ. конф. (30-31 октября 2008 г., г. Москва). - М.: РУДН, 2008. - С. 73-81.

4. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер; пер. с англ. под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2004. -432 с.

5. Абалкин, Л.И. Диалектика социалистической экономики / Л.И. Абалкин. -М.: Мысль, 1981. - 351 с.

6. Попов, Е.В. Рыночный потенциал предприятия / Е.В. Попов. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2013. -559 с.

7. Брячак, И.М. Развитие рыночного потенциала предприятий в системе факторов долгосрочного роста российской промышленности: дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» / Игорь Михайлович Брячак. - М., 2011. -178 с.

Статья поступила в редакцию 06.07.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.