Научная статья на тему 'Моделирование современного школьного учебника «Трудовое обучение»'

Моделирование современного школьного учебника «Трудовое обучение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / DESIGNING THE SCHOLASTIC MATERIAL / ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / TECHNICAL KNOWLEDGE / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / TECHNOLOGICAL PROCESSES / ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ / POSITIVE ATTITUDE TO WORK / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL FACILITY / АППАРАТ ОРИЕНТИРОВКИ / ORIENTATION DEVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимов Анвар Танзилович

В статье предложена разработка новой модели учебника «Трудовое обучение», в котором объединены последние достижения в промышленных технологиях и в сфере технологий и методов образования. Учебник состоит из двух частей: 1-я часть обычная учебная книга, а 2-я часть CD-диск с текстом учебника, дополненным мультимедийными материалами, электронными заданиями, тестами для самопроверки, словарем. Хорошо иллюстрированный учебник способствует лучшему усвоению учебного материала, в нем соблюдены все принципы построения школьного учебника и учтены основные требования, предъявляемые к современному процессу трудового обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимов Анвар Танзилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF THE MODERN SCHOOL TEXTBOOK LABOUR TRAINING

In the article the new model of textbook Labor training which contains last achievements of industrial branches, educational process and in which reflected new technology and technologies is suggested. The textbook consists of two parts: there are all elements of new, modern textbook in the 1st part, the 2nd part consists of electronic form of textbook. Each element of textbook structure or criterion opens its educational and informative essence. Well illustrated textbook serves scheduling the scholastic material and its designing, all principles and the basic requirements to modern handicraft, educational process are observed.

Текст научной работы на тему «Моделирование современного школьного учебника «Трудовое обучение»»

#

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

MODELLING OF THE MODERN SCHOOL TEXTBOOK "LABOUR TRAINING"

А. Т. Алимов

В статье предложена разработка новой модели учебника «Трудовое обучение», в котором объединены последние достижения в промышленных технологиях и в сфере технологий и методов образования. Учебник состоит из двух частей: 1-я часть - обычная учебная книга, а 2-я часть - CD-диск с текстом учебника, дополненным мультимедийными материалами, электронными заданиями, тестами для самопроверки, словарем. Хорошо иллюстрированный учебник способствует лучшему усвоению учебного материала, в нем соблюдены все принципы построения школьного учебника и учтены основные требования, предъявляемые к современному процессу трудового обучения.

Ключевые слова: проектирование учебного материала, технические знания, технологические процессы, позитивное отношение к труду, электронные образовательные ресурсы, аппарат ориентировки.

A. T. Alimov

In the article the new model of textbook "Labor training" which contains last achievements of industrial branches, educational process and in which reflected new technology and technologies is suggested. The textbook consists of two parts: there are all elements of new, modern textbook in the 1st part, the 2nd part consists of electronic form of textbook. Each element of textbook structure or criterion opens its educational and informative essence. Well illustrated textbook serves scheduling the scholastic material and its designing, all principles and the basic requirements to modern handicraft, educational process are observed.

Keywords: designing the scholastic material; technical knowledge; technological processes; positive attitude to work; electronic educational facility; orientation device.

В настоящее время в системе образования одной из актуальных задач является правильная ориентация учеников общеобразовательных школ на выбор профессии, формирование у них навыков труда, широкого кругозора, высокой культуры труда и трудовой дисциплины, создание необходимых условий при выборе ими самостоятельного жизненного пути, соответствующего их намерениям и желаниям.

Известно, что подготовка высококвалифицированных кадров, способных принять самостоятельные решения, умеющих в будущем применять новые средства техники и технологии, начинается именно с общеобразовательных школ. Для выполнения этих задач особое значение имеет обеспечение современной учебной литературой, в которой отражены последние достижения науки в различных отраслях производства, новшества в технике, технологии и образовании.

На основании изучения фундаментальных исследований ряда ученых, таких как А. К. Кусаинов [1], К. Т. Олимов [2], И. Я. Лернер [3], Р. Майер [4], М. Н. Скаткин [5], по теме моделирования учебных пособий нами разработана следующая модель учебника «Трудовое обучение» (см. рисунок).

В соответствии с этой моделью учебник состоит из двух частей. В первой части учебника преподносятся основные учебные материалы в печатном виде.

Учебный материал отображает основное содержание учебника. Нами учтены рекомендации (см. исследования ряда ученых [6, 7]) по составлению учебного материала и его проектированию, соблюдены принципы и основные требования.

Каждый элемент структуры учебника или критерия открывает его воспитательную и познавательную сущность.

Основной текст выполняет задачу основного источника передачи знаний в качестве учебного материала, который обязательно должен освоить и изучить ученик.

В педагогической литературе основные тексты подразделяются на две группы.

Научно-теоретические тексты. Отображают следующие компоненты: основные термины и язык науки, основные доказательства и события, объекты, описания технологических процессов, технологические операции, открытия и изобретения, экспериментальные опыты, основные теории, ведущие идеи и актуальные направления, достижения науки и техники, духовное обобщение и оценивание, соответствующие возрасту учащихся и способствующие углублению знаний и расширению их кругозора.

В основных текстах учебников «Трудовое обучение» должны полностью освещаться с теоретической стороны: технические знания, технологические процессы, факты, лежащие в основе всего общественного производства, и закономерности, так как они соединяют научные и практические основы знаний и технические умения учеников.

Практически-опытные тексты. В этой части предмета «Трудовое обучение» ученики изучают технологические операции, основанные на последовательном прохождении всех тем учебной программы, с выполнением учениками практических заданий.

Все технологические операции, выполняемые на уроках труда, основаны на принципе последовательности, в тексте необходимо показать их распределение по группам.

Дополнительные тексты. Они состоят из замечаний, документальных материалов, из упражнений, направлен-

Ф

#

Рис. Модель учебника трудового обучения

ных на формирование практических навыков, из выводов, рекомендаций и информативных материалов.

Такой вид текста закрепляет пройденный материал, помогает его систематизированию. Непосредственно для практических занятий учеников намечены устные и письменные упражнения. Выполняя такие работы, ученики осваивают определенные навыки мастерства.

Объяснительные тексты способствуют лучшему усвоению и пониманию учебного материала, расширению знаний учащихся, увеличению их интеллектуального потенциала, развитию профессионального мышления. К ним относятся: вступления, примечания, приложения, опорные термины, объяснения, словари. Эти тексты коротки, понятны, должны точно формулировать определенное понятие.

Компонент, организующий успеваемость. В современном учебнике «Трудовое обучение» наличие разных видов указаний, рекомендаций, задач, вопросов, тестов и практических упражнений приобретает особое значение. Это повышает активность учеников, помогает закрепить знания и умения, развивает их профессиональный интерес, формирует навыки самостоятельной работы в условиях производства. В дидактике их называют методическим аппаратом учебника.

Изобразительно-иллюстративные материалы. В учебной литературе особое внимание нужно обратить на формирование изобразительных материалов. В учебнике использованы диаграммы для объяснения и системы обновления содержания учебного материала, графики, таблицы, конструкции, рисунки и карты. Изобразительные материалы должны быть яркими и четкими.

В создании учебника к формированию изобразительных материалов ставятся следующие задачи:

- изобразительно-иллюстративные материалы должны служить пониманию, дополнению, обогащению, открытию смысла и объяснению информации;

- изобразительные материалы должны быть понятны для учеников любого уровня;

- изобразительные материалы не должны содержать излишнюю информацию, которая может помешать ученику в понимании сути темы;

- изобразительные материалы учебника должны быть одинакового технического исполнения.

Проведенные исследования показывают, что иллюстративный материал учебника образно раскрывает его содержание, наглядно представляет изучаемый объект, облегчает понимание технологического процесса.

В учебниках по трудовому обучению необходимо приводить больше объектных рисунков. Иллюстративные материалы должны размещаться в соответствии с содержанием. Нужно обратить внимание на соответствие фотоиллюстраций обложки с содержанием учебника; соответствие иллюстрации содержанию текста; а также на оптимальный подбор параметров иллюстрации; характер связи между текстом и иллюстрациями, соответствие изображения изучаемому объекту. Также необходима точность изображения конкретных объектов реальной действительности; их детализация, реалистичность; должны служить раскрытию, пояснению содержания; нести изображение скрытых процессов; быть эстетичными и наглядными; важен выбор цвета изображений, чтобы при его восприятии ученики не испытывали затруднений.

Ф

$

Вопросы и задания к иллюстрациям позволяют активизировать мыслительную деятельность обучаемых.

Хорошо продуманная иллюстрация не только выполняет свои основные задачи, но и привлекает внимание к учебнику, вызывает положительные эмоции ученика, повышает заинтересованность в изучении материала и воспитывает эстетический вкус.

Аппарат ориентировки. В учебнике должен быть аппарат ориентировки. Он является весьма важной методической особенностью, отличающей учебник от других видов литературы. В ориентировочный аппарат должны входить: предисловие, оглавление, акцентировка, различные обозначения-символы, указатели. Для освоения и укрепления учебного материала наличие опорных точек в тексте обязательно. К этим точкам, помимо тем учебника, относятся термины, имена людей. А также названия, определения, правила, элементы методического аппарата, выделяемые в тексте.

Технические документы. Необходимо объяснить в доступной ученикам форме конструкцию объекта труда и последовательность его изготовления. На уроках труда средних школ общего образования применяются некоторые виды технических документов. Основные из них - чертежи (чертеж и технический рисунок) и технологические карты. Если предмет простой формы, и состоит из одной-двух деталей и его изготовление несложно, то ученики работают по чертежам.

Технологические карты. Обычно в учебнике школы используется технологическая карта, составленная по одному общему принципу. Дается технический рисунок предмета и его необходимые данные.

Оценочные материалы и критерии. В конце каждого раздела должны приводиться тесты по самооценке учеников, примеры и задачи, проверяющие формирование практических навыков и критерии оценивания.

После того, как тираж учебника напечатан, к каждому экземпляру на последней странице прикрепляют электронную форму учебника в виде Сй-диска. Ученик будет иметь возможность использовать его в любое время, вставив в компьютер.

При применении электронных ресурсов образования в обучении предмета труда в средних школах общего образования процесс образования заметно индивидуализируется, расширяются границы самостоятельной работы учеников. Создается возможность самоконтроля, получения практических навыков через выполнение упражнений в виртуальных условиях.

Один и тот же электронный учебник можно использовать и на занятиях, и для самостоятельного образования, и для контроля знаний. Применение электронных программных средств, нацеленных на тестирование и контролирование уровня знаний обучающихся, заметно уменьшает время, затрачиваемое учителями на разработку многовариантных практических задач и контроль их выполнения. Возможность частого контроля знаний повышает интерес учеников к получению образования.

Активность применения электронных образовательных ресурсов проявляется в процессе проведения занятий. Это может объясняться различными факторами:

- облегчает объем ручной работы учителей по проверке и формированию занятий;

- заметно расширяется возможность организации и проведения практических занятий.

Электронные образовательные ресурсы, применяемые на уроках труда, должны: предоставлять ученику информацию по теме, цели и порядке проведения занятия, выдавать обучаемому информацию о правильности данного ответа; контролировать знание каждого обучаемого; предъявлять необходимый теоретический материал и методику решения задач; выполнять обратную связь в режиме: «педагог - электронный учебник -обучаемый».

Содержание и структура электронного учебника, созданного для уроков труда, должны быть нацелены на глубокое изучение учебного материала и одновременно соответствовать учебной программе изучаемого предмета.

Остановимся на основных компонентах электронной формы.

Электронная форма основного учебного материала. Предлагается электронная версия основных объяснительных и практических текстов основного учебника. При этом ученик имеет возможность напечатать на принтере необходимый учебный материал по нужной теме.

Мультимедийные средства. К ним относятся: программные средства, созданные по выполнению оцифровки и создания процессного вида объектов разработки информации; дополнение в виде диаграмм, таблиц, схем, рисунков, текстов основных методов труда, технологических процессов и различного вида информации; создание виртуальной среды.

Электронный опыт. Это - электронная среда, которая дает возможность исследования и создания наглядных моделей предметов, продукции, методов работы, процессов и объектов, которая расширяет реальное представление учеников в трудовом образовании. Обновляет объяснение сложных объектов и процессов.

Электронные задания - комплекс заданий по самостоятельной работе, созданный с учетом индивидуальных возможностей обучаемых. Это важный источник информации. Ученик имеет возможность при помощи компьютера самостоятельно выполнить задания и проверить результаты.

Электронные тесты предлагаются ученикам, чтобы они могли оценить свои знания и навыки с помощью компьютерной техники. Компьютер покажет вопросы теста и затем выведет его результаты. Электронные тесты разрабатываются в различных видах.

Электронный словарь. Это электронная версия традиционного «бумажного» словаря. Электронные словари могут содержать, наряду с текстом и графическими изображениями, весь спектр объектов, с музыкой, голосом, анимационными фрагментами и видео. В этом их отличие от традиционного словаря, и у них широкий круг возможностей.

Электронная форма заданий и вопросов для самостоятельной работы.

Вопросы, упражнения и задания являются ведущими и стремительно развивающимися компонентами со-

$

временного учебника. Отвечая на вопросы и задания, выполненные в электронной форме, ученики не только имеют возможность оценивать свои знания. Такая деятельность активизирует процесс усвоения закрепления материала, развивает профессиональный интерес, формирует навыки самостоятельной работы в условиях производства.

Перечень учебной литературы. Приводится перечень учебной литературы, используемой в трудовом образовании, источников, каталогов, сайтов, журналов и даны ссылки на электронные образовательные ресурсы.

Полезные программы. К ним относятся: порядок и правила пользования второй частью учебника «Трудовое обучение», электронные средства (мультимедиа, виртуальные стенды, анимации и др.), предназначенные для изучения учебного материала.

Вторая часть учебника имеет следующие возможности и преимущества:

- является открытой системой, преподаватель в любое время может дополнить ее, внеся информацию о последних достижениях науки, техники, технологий, относящихся к предмету и новому учебному материалу;

- создаются возможности для самооценки, самостоятельного получения знаний, собственных исследований и развития творческих навыков обучаемого;

- дает реальные представления о событиях, методах работы, технологических процессах, сложных объектах;

- обеспечивает разнообразие и многовариантность тестов, вопросов, упражнений и электронных заданий;

- облегчает понимание, путем воздействия на эмоциональную память при просмотре, прослушивании учебного материала;

- создает возможность при помощи компьютера просмотреть различную информацию, решить больше практических задач и выполнить упражнений.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что модель современного учебника «Трудовое обручение» дает возможность:

1) укрепить, обобщить и расширить знания и навыки учеников, полученные в период трудового образования;

2) привлечь учеников к творческой деятельности, основанной на продуктивном труде;

3) расширить представления учеников об основах современного производства;

4) формировать позитивное отношение учеников к труду как важнейшей духовной ценности;

5) привести процесс трудового образования в соответствие с современными технологиями образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кусаинов А. К. Актуальные проблемы учебнико-ведения. М.: Просвещение, 2003. 85 с.

2. Олимов К. Т. Проблемы создания учебников специальных дисциплин нового поколения в сфере среднего специального и профессионального образования: моногр. Ташкент: Фан, 2005. 143 с.

3. Лернер И. Я. Методологические проблемы дидактической теории построение учебника // Каким быть учебнику дидактические принципы построения. М., 1992. С. 12-13.

4. Майер Р. Чем отличается хороший учебник // Лицейское и гимназическое образование. 1998. № 6.

5. Скаткин М. Н. Методологические проблемы дидактической теории построения учебника. М.: Просвещение, 1994.

6. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста. М.: Педагогика, 1981. 187 с.

7. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. 176 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 35-55 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПРЫЖКОВЫХ ВИДАХ И МЕТАНИЯХ

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS DEFINING EFFICIENCY OF SPORTS PREPARATION OF ATHLETES OF 35-55 YEARS, SPECIALIZING IN JUMPING KINDS AND THROWINGS

Н. Д. Иванова

Основной задачей исследования стал поиск путей повышения эффективности спортивной подготовки атлетов старше 35 лет, специализирующихся в легкоатлетических прыжках и метаниях; объектом исследования была их тренировочная дея-

N. D. Ivanova

The primary goal of research search of ways of increase of efficiency of sports preparation of athletes became more senior 35 years specialising in track and field athletics jumps and throwings; as object of research their training activity at a stage of preparation for competi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.