рий, в свою очередь, предполагает методологическую, теоретическую, методическую и инновационную проработку проблем самообразования и руководства им. Разумеется, обозначенное отношение к повышению качества образования возможно при условии заинтересованного, ответственного и инновационного подхода профессорско-преподава-елького состава и администрации вуза к профессиональной подготовке студентов.
Отмеченное обстоятельство обусловливает потребность во введении в структуру основных образовательных программ в качестве одной из вариативных учебную дисциплину «Методология, теория, инновационная методика и технология профессионального самообразования студентов под руководством преподавателя». Введение в образовательный процесс данной дисциплины по всем направлениям подготовки бакалавров и магистров позволит существенно повысить качество их учебной деятельности, положительно скажется на их профессиональной подготовке и последующем карьерном росте.
Обучение студентов в соответствии с положения указанной учебной дисциплины, будет способствовать и инновационному развитию преподавателей.
Проведение занятий в рамках обозначенных курсов учебных дисциплин, а также опора на положения этих курсов в предметном обучении студентов по другим дисциплинам - реальная предпосылка развития инновационного потенциала преподавателей. Тем самым, создаются условия для реализации управляющего воздействия «извне» в целях инновационного развития преподавателей.
Инновационное же саморазвитие преподавателей возможно на пути активизации их поисковой деятельности по созданию оригинальных авторских курсов, способствующих повышению качества профессиональной подготовки студентов в соответствии с современными требованиями.
Предлагаемый подход к инновационному развитию и саморазвитию преподавателей высшей школы - это идеальный вариант. Реализация же его в реальной практике образовательной деятельности достаточно проблематична в связи с наличием ряда противоречий. В числе наиболее значимых из них выделим следующие.
Прежде всего, это определенный консерватизм образовательной системы. Выработанная «колея», «дисциплинарная предметность» и «валовый подход» в обучении студентов прослеживается и в ФГОСах третьего поколения, соответственно, и в проектируемых основных образовательных программах высшего профессионального образования.
Далее, компетентностный подход, в его заданном варианте, не акцентирует должного внимания на творческом развитии студентов и активизации их научно обоснованной самообразовательной деятельности, соответственно, и на инновационном развитии и саморазвитии преподавателей.
Препятствованием на пути инновационного развития и саморазвития преподавателей, соответственно и обучаемых, является и превалирование в контроле и оценке уровня усвоения студентами программного материала тестовых заданий, не ориентированных на развитие их творческого мышления и действия.
Проблематичны на сегодняшний день и взаимосвязи образовательных учреждений, в частности негосударственных, с соответствующими практическими подразделениями.
Реальное, «санкционированное» участие педагогической общественности в решении обозначенных проблем позволит активизировать и оптимизировать инновационное развитие и саморазвитие преподавателей, что, соответственно, будет способствовать созидательной модернизации высшей школы и, как следствие, возрождению и укреплению могущества России.
Фирсова И.А.
д.э.н., доцент Финансового университета
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УСЛУГ ДЕЛОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА
РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Экономическая ситуация в России пробудила к деятельности новые образовательные структуры, инициировав новые отношения между субъектами образовательной сферы. Принципиальная неготовность субъектов отношений к новым нестандартным условиям и новому содержанию взаимодействий есть следствие социально-психологических, социально-экономических и социально-правовых проблем переходного периода, переживаемого Россией.
Отсутствие у современного поколения предпринимателей социально-психологического опыта функционирования в рамках рыночных отношений обусловливает отсутствие у него стандарта требований к соответствующему образованию, что приводит к несоответствию качественных свойств предпринимателя и среды его будущей деятельности, а также государственной концепции образования, закрепленной в образовательных стандартах, и реальными требованиями к подготовке (переподготовке) специалистов для сферы малого бизнеса.
Система делового образования погружена в социально-экономическую, географическую, экологическую, техническую, политическую и др. среды страны и региона. В данном процессе возникают соответствующие взаимовлияния, взаимосвязи, которые отражены на рис. 1.
Очевидно, что проблемы делового образования взаимосвязаны между собой как на региональном, так и на общероссийском уровне. В России сложилась цепь взаимосвязанных социальных проблем взаимодействия общества и образования, которые отражены на рис. 2.
Интересы природы -
Рисунок 1.
Взаимосвязь системы делового образования и её внешних фактороКачество
Цепь {1-4-7-8-16-17-19-23-1} отражает снижение потребности в профессиоЕаЗЙЗМерТЙ.! НебЗ£Тр$б6ВаКнЪ11ИТШ1с1 знаний обусловливает через цепочки социальных и образовательных проблем снижение личностных качеств индивидуума, что способствует снижению потребности в профессионализме. Обратная связь {23-1}.
Цепь {3-6-9-12-13-17-19-23-13-3} отражает снижение качества нации, ценности человеческого капитала и приводит к снижению личностных качеств индивидуума, что снижает ценности человеческого капитала. Снижение ценности человеческого капитала в обществе и приводит к ослаблению"стимуйРв ^ОДи^ьной-мобильности. В свою очередь это обусловливает снижение интереса общественности, семьи, предприятий к системе образования, её деградацию, потерю качества, системности, масштабности.
В связи с этим в условиях рыночной экономики и полной хозяйственной самостоятельности каждого предприятий функция управления кадрами становится важным направлением его развития. В отличие от всех остальных фак- ^ торов производства персонал представлен людьми, обладающими сознанием и волей, имеющими разнообразные экономические и социальные потребности, в силу чего их необходимо учитывать как особенности и интересы каждой социально-демографической и профессионально-квалификационной группы работников. Формирование кадров предприятия выдвигает на первый план социально-психологические качества, позволяющие более полно реализовать их трудовой потенциал.
В условиях рынка предосГ1вбянся]^Ым]йжкостБ]приНёЬитьровыжподх0д к формированию трудового коллектива, основанный на сочетании двух важных качеств: стабильности и мобильности, а также возможность ограничить постоянный штат ведущих работников, привлекая остальных работников с внешнего рынка труда по мере необходимости по совместительству или по контракту. Трудовая предпринимательская деятельность складывается из совокупности решаемых задач и выполняемых работ. Сущность и особенности предпринимательской деятельности определяются объективной необходимостью решения двуединой задачи: установить взаимодействие персонала с элементами труда и сформировать трудовые отношения между участниками совместной деятельности. Сюда входит решение таких вопросов, как определение объекта труда (отдельного работника или трудового коллектива), его обеспечение необходимыми предметами и средствами труда, создание благоприятных условий труда, организация трудовых процессов (выполнение работ), оплата труда. Организация продуктивной занятости в предпринимательских структурах малого бизнеса, организация условий труда, организация трудовых отношений, организация оплаты труда - все эти проблемы могут с полным основанием рассматриваться как неотъемлемые функциональные части организации предпринимательской деятельности, которая их интегрирует в единое целое.
Каждая функция организации предпринимательской деятельности требует для ее реализации формирования соответствующей системы, определяющей ее цель, функциональное назначение, содержание, порядок создания, функционирование и развитие, взаимосвязь с другими системами. В рамках каждой системы решается вопрос о разделении труда и кооперации работников в процессе выпадения закрепленных за ними трудовых функций с последующим построением на этой основе организационных структур, определяющих состав и организацию рабочих мест, должностей, структурных подразделений.
В формировании кадрового состава предпринимательских структур сферы услуг особая роль отводится оценке использования образовательного и квалификационного потенциала работников, что позволяет выявить резервы улучшения результатов профессиональной деятельности каждого работника, определить влияние их деятельности на работу предприятия или подразделения за счет наиболее полного использования профессиональных, личностных качеств и повышения квалификационного уровня. Поэтому мы более подробно остановимся на характеристике образовательного потенциала занятых в предпринимательских структурах, рассматривая формирование кадров как важнейший фактор развития малой экономики.
Снижение
Рисунок 2.
Проблемы системы образования
Образовательный потенциал - это уровень общеобразовательной, профессиональной и специальной подготовки работника, оцененный с позиции его использования^вгнелРхразврГия общественного производства »-получения наивысшего народнохозяйственного эффекта, т.е. это комплекс параметров, характеризующих способность образовательного потенциала решать настоящие и будущие проблемы общественного производства, проблемы научно-технического развития рыночной экономики.
Модель профессиональной подготовки Специалиста для малого и среднего бизне^^о мнению О.А. Мельни-чук1, должна отвечать следующим требованиям: включать в себя такие компоненты, как философия, психология, экономика, право, которые непосредственно и достаточно влияют на эффективность вхождения в любую профессиональную деятельность; иметь такую структуру, которая легко диагностируется и контролируется на всех стадиях профессионализации; обеспечивать не только контроль за процессом- становления профессионала, но и создавать возможности для активного вмешательства в ход профессионализации с целью коррекции и формирования соответствующих компонентов; включать как качества личности, знания и умения, которые должны быть развиты у специалистов любого профиля, так и специфические качества, знания и умения, диктуемые задачами подготовки к конкретной специальности; задавать систему переходов от учебной деятельности студентов к профессиональной деятельности специалистов, быть динамичной; носить прогнозирующий характер, т.е. ориентироваться не только на начальный этап деятельности, но и охватывать длительную перспективу.
О.Ф. Амарова в своей работе «Модель профессиональной подготовки выпускника вуза адаптивного к рынку труда»2, выявила следующие требования к умениям, навыкам и способностям специалиста, обусловливающие его
1 Мельничук О. Модель специалиста // Высш. образование в России. - М., 2000. - № 5. - С.
2 Амарова О.Ф. Модель профессиональной подготовки выпускника вуза, адаптивного к ры! Калуга, 2002. - 359 с.
руда: дис. канд. пед. наук. -
Снижение
конкурентоспособность: умение организовывать процесс коммуникации, диагностировать, урегулировать конфликты, проводить переговоры, организовывать творческую деятельность, принимать решения, использовать в своей работе социокультурные технологии.
Необходимо отметить, что конкурентоспособность специалиста рассматривается как в профессиональной, так и в личностной сферах. К основным направлениям, по которым у обучающихся вырабатываются профессиональные качества, относятся: освоение и совершенствование профессионального мастерства; адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения, поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.
Если проблема профессионализма всегда была в центре внимания отечественной системы образования, то другие параметры успешного поведения и востребованности на рынке труда, такие как культура, умение руководить людьми, инициативность, адекватное поведение и т.д., не являлись до сих пор предметом целенаправленного формирования и развития студентов вузов. При создании модели профессиональной подготовки специалиста, адаптивного к рынку труда, очень важно учитывать эти параметры.
В ряде стран с рыночной экономикой в основе модели делового профессионального образования лежит жестко реализуемый подход к подготовке специалистов. Существует единая концепция, суть которой заключается в формировании у обучаемых технологических, коммуникативных и концептуальных навыков. Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии. Коммуникативные навыки имеют непосредственное отношение к общению с различного рода людьми. Концептуальные навыки - это искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения на основе системного анализа. Так, при определении уровня способностей будущего специалиста малого бизнеса оценке подлежат его способность принимать правильные решения, умение четко планировать работу, вести беседу, организовывать людей. При этом особое внимание уделяется развитию такого качества будущего специалиста, как целостность мышления. Во взглядах на человека все больше проявляется тенденция рассматривать его не только как «homo sapiens» (человека мыслящего, разумного), но и как «homo integrans» (человека целостного), способного к постоянному самосовершенствованию1. Анализ такого подхода дает основание предполагать, что при создании модели профессиональной подготовки специалистов прежде всего следует ориентироваться на социальный заказ общества, а также проявлять заботу о развитии у студентов вышеуказанных качеств.
Модель профессиональной подготовки специалиста в контексте региональной программы развития образования и на основе критериев конкурентоспособности должна отвечать следующим требованиям: открытость, гибкость, превентивность, мобильность2.
Открытость предполагает постоянную связь целей профессиональной подготовки с потребностями региона, их согласованность с особенностями регионального развития и способность к их качественному и количественному обогащению согласно профессионально-образовательной программе.
Превентивность профессионального образования учитывает тенденции развития региона, возможность появления на рынке трудовых специальностей и изменение содержания и структуры традиционных видов профессиональной деятельности, тем самым задается целевое обеспечение в профессиональной подготовке формирования качеств мета-профессионального характера. Профессионально-образовательные программы ориентированы на развитие профессиональных знаний и навыков, которые будут востребованы в связи с изменением объектов, задач и содержания профессиональной деятельности, обусловленным логикой социально-экономического развития.
Гибкость предполагает корректировку целей профессионального образования с учетом меняющихся потребностей в конкретных профессиях и специальностях.
Мобильность в профессионально-образовательных программах связана с оперативностью представления отдельному студенту или группе обучающихся необходимых для них курсов и дисциплин. Модель профессиональной подготовки специалиста малого и среднего бизнеса призвана разрешить противоречие между дифференцированным запросом на деловые образовательные услуги и унифицированным характером профессионально-образовательной программы.
З.О. Шварцман считает, что при разработке модели профессиональной подготовки специалиста ведущая роль принадлежит идее элективности, индивидуализации, полипрофильности3. Этот компонент, по мнению исследователя, приобретает новые характеристики, определяемые блочно-модульным и многоуровневым подходами. Разработка модульной программы связана с вычленением задач обобщенного порядка, решаемых специалистом в ходе профессиональной деятельности. Такие задачи ложатся в основу построения модели.
Не менее важным условием обеспечения адаптивности профессионально-образовательной программы, на наш взгляд, является многоуровневый характер ее построения. Многоуровневая система подготовки специалистов позволяет обеспечить вариативность обучения, гибкость образовательного процесса, адаптированность специалистов к рыночным отношениям, которые будут зависеть от уровня занятости и уровня предложения в той или иной сфере труда. Также важным компонентом модели профессиональной подготовки является структура учебно-профессиональной деятельности будущего специалиста, включающая в себя инновационные технологии обучения. Они призваны обеспечивать не просто формирование необходимого объема профессионально-ориентированных навыков, но и готов-
1 Горелова Г.В. Моделирование систем обучения / Г.В. Горелова, Л.А. Гинис, С.П. Вовк // Образование и наука на рубеже XXI века: проблемы и перспективы развития: тр. акад. чтений. - Новочеркасск: МАН ВШ; АН ВШР, 2000. - С. 49-56.
2
Блинов А.О. Модель обучения менеджера. - М.: Высш. образование в России, 2006. - 189 с.
3 Шварцман З.О. Университетское педагогическое образование в многоуровневой структуре // Высш. образование в России. -М., 2003. - № 3. - С. 79-83.
ность включиться в требуемую профессиональную деятельность. Эта готовность определяется возможностью дифференцированного, творческого и комбинаторного использования навыков в зависимости от конкретных условий работы, объектов, целей и задач профессиональной деятельности. Поэтому деятельность обучающихся в вузе должна быть построена в направлении формирования динамичных навыков, позволяющих специалисту включиться в новые виды профессиональной деятельности и их эффективно использовать.
Формирование образовательного пространства для малого предпринимательства связано с созданием такой модели образовательного пространства, которая способна согласовать качественные свойства субъектов и объектов этого пространства.
Мы будем рассматривать их взаимоотношения в категориях: субъект образования - субъект деятельности -личность. Индивид как активная преобразующая сила одновременно функционирует в пяти сферах деятельности: БФС - биофизиологическая сфера (индивид - живой организм), ТС - техническая сфера (индивид как субъект деятельности), СЭС - социально-экономическая сфера (индивид как субъект социума), ЭДС - эдукологическая сфера (индивид как субъект творческой активности), ПСФ - психосоциальная сфера (индивид как личность), что отражено на рис. 3._
Рисунок 3.
Модель функционирования индивида в трёх сферах деятельности
взаимодействующих компонентов рассматри-
Образовательно-де.
Сф [еятел
Представление человека в данных сферах жизнедеятельности ставит системную задачу создания единой модели, отражающей все аспекты процесса отношения человека с внешней экономической средой. Учет этих аспектов позволит выявить структурно-функциональные модели данной сферы. Именно для этих целей в работе применяется системный подход к рассмотрению процессов отношения взаимосвязанных, ваемых объектов.
Во-первых, индивид представлен в образовательной сфере как субъект образования. Во-вторых, он несет на себе отпечаток осуществляемой (или будущей) деятельности, которая, в-третьих, опосредуется той социокультурной сферой, в которую погружена личность и которая определяет ее системы ценностей.
Рассматривая взаимосвязи всех компонентЗЬ^ред1тавленЮй^о§?ли^то1- или^ной^очки зрения, мы сможем выявить все функции, проявляемые в сфере делового образования по отношению к компонентам сферы малого бизнеса и выделить главную функцию, относительно которой должнМЕжисходить^азвитие индивида.
Взаимосвязь внутреннего и внешнего у индивида в процессе образовательной деятельности изменяет его природные свойства. Следовательно, под деят!л УнСсГъю1у£луг делового образования следует^онимать процесс направленного воздействия на нравственно-духовную, интеллектуальную сферы индивида для формирован^? ^ре1
буемого уровня развития профессионально значимых природных свойств человека. Результатом этого проце^ЦЗййяеГсА 1рИ1 качество личности, которое обычно называют образованностью. Образованность - это системное свойствор^котрроеого проявляется как совокупный системный результат образовательной деятельности и отражается в личностной картине мира - в мировоззрении личности. Главным критерием оценки образования принято считать уровень изменения духовной сферы человека (духовное развитие). Для профессионального образования следует ввести рий, который мог бы отразить изменение профессиональной духовности, т.е. той составляющей духовной с сти, которая отражается в результатах его профессиональной деятельности. Опосредованно духовность отра: формирование человеком своей среды жизнедеятельности.
В комплексной оценке образованности индивида должна найти отражение и его социокультурная-сост
Особенности функционирования предприятий малого бизнеса таковы, что, как правило, специалисты, в них должны не только организовывать хозяйственный процесс, но и быть их участником. Малые предприятия не располагают большим штатом, и специалисты определенного профиля работают без наставников, помощников, и подчиненных, поэтому они должны хорошо ориентироваться как в теоретических, так и в практических вопросах.
Предприятия малого бизнеса выдвигают перед системой делового образования свои требования, к которым относятся: уровень профессиональной подготовки (наличие общих и специальных знаний в деятельности специалиста малого бизнеса); уровень специальной подготовки (наличие знаний технологии, экономики и организации производства в деятельности специалиста малого бизнеса); информационность в административной структуре предприятия (понимание прав и обязанностей, знание документации, наличие контактов); общая эрудиция (ориентация в смежных областях эко-
ы§ ЖИчес
ры лично-
Инд]
ая. щие
ЗД
номики, организации производства, технологии и т.д.); креативность (инициативность, творчество в бизнесе, организаторские способности, коммуникабельность и т.д.); стремление к профессиональному росту (готовность к обучению и переобучению, стремление к самообразованию, квалификационному росту; дисциплинированность (уважение, пунктуальность, точность и своевременность выполнения обязательств, высокая требовательность к себе и окружающим).
На рис. 4 представлен комплекс факторов, влияющих на формирование услуг делового образования для подготовки специалиста малого бизнеса.
Внешние факторы
Х Х Х Х Х Х
I х
Внутренние факторы
У
У
У
У
1 i i т
У
I
у
Требования малого бизнеса к специалисту
Формирование сферы услуг делового образования в подготовке специалиста малого бизнеса
Условия формирования сферы услуг
Un
Координационный центр
Механизм построения и регуляции реализуемых базовых подготовок с учетом меняющихся потребностей субъектов спроса и предложения, а также разнообразия данных потребностей
Рынок труда малого бизнеса
Индивид
БФС
ТС
ПСС
/ \
г Индивид
N. J
С С
СЭС
Параметры модели специалиста
Pi
P2
P3
P4
Pn
Рисунок 4.
Комплекс факторов формирования услуг делового образования
Проанализируем комплекс требований малого бизнеса к специалисту, параметры сферы услуг делового образования, внешние и внутренние факторы. На основании этого анализа необходимо сформировать сферу услуг делового образования, способную удовлетворить требования малого бизнеса к специалисту.
Заметим, что среди параметров сферы услуг параметр U0 - экономическая эффективность от получения услуг -
является показателем качества сферы услуг делового образования, вобравшим в себя все остальные параметры. Остановимся на определении этого показателя. Так как образование является видом инвестирования, можно оценить эффективность образовательной услуги с помощью одного из показателей эффективности инвестирования. Мы выбрали в качестве такого показателя чистую приведенную стоимость (Net Present Value, NPV), которая определяется как
T R
NPV = Y-^, ti(1 + i)
где t - момент вложения капитала в некоторое дело, например в образование или момент получения прибыли от такого вложения;
Rt - размер вложения или прибыли, причем вложению придадим знак «минус», а прибыли знак «плюс»;
T - срок окончания потока вложений и прибылей, i - ставка дисконтирования.
Временной промежуток, на котором будем определять NPV, возьмем от начала обучения длиной в 10 лет. В рассматриваемый денежный поток включим только затраты на образование, а по его окончании образования - заработную плату специалиста. Отметим, что задача нахождения NPV в современном мире является весьма сложной, так как нельзя взять единую ставку дисконтирования на весь рассматриваемый период. NPV является функцией от внешних факторов и соответствия специалиста требованиям малого бизнеса к специалисту:
NPV = F (T, X),
где T — (Ti, T2, T3 , T4, T5 , T(6, T7 , T8) - вектор требований малого бизнеса к специалисту;
T1 - уровень профессиональной подготовки;
Т
Т
Т
Т
I
т
U
U
U
U
U
I
u
I
p
T2 - уровень специальной подготовки;
T3 - практические профессиональные компетенции;
T4 - информированность относительно административной структуры
предприятия;
T5 - креативность;
T6 - стремление к профессиональному росту;
T7 - дисциплинированность;
Tg - общая эрудиция.
X - (Xi, X2 ,...Xi4 ) - вектор внешних факторов.
Вектор внешних фактов будем рассматривать как данность, влияющую на вид и параметры функции, а среди компонент вектора T выделим те, на формирование которых главным образом влияет качество получаемых образовательных услуг: Ti, T2, T3 . Таким образом, ограничимся тремя объясняющими переменными - Ti, T2, T3 ,
NPV = F (Ti, T2, T3).
Отметим, что компоненты T является качествами, которые трудно поддаются измерению.
Особенностью требований малого бизнеса к специалисту является акцент на T3 в силу тех особенностей, с которыми встречается молодой специалист, поступивший на работу на предприятие малого бизнеса.
Очевидно, что Ty, T2, T3 зависят от полученных образовательных услуг:
Ti = fi(U i, U 2 ,...U io); T2 = f2(U i,U 2,...Uio); T3 = f3(U i, U 2 ,...U io),
где Ui ,U2 ,...Ui0 - параметры услуг делового образования. Ui , U2 ,...Ui0 коррелированны между собой: включение всех параметров вызовет мультиколлинеарность, следствием которой являются плохие свойства оценок параметров уравнения связи, полученных методом наименьших квадратов. Выходом из такой ситуации является
уменьшение числа объясняющих переменных. Мы выделили компоненту U 9, в которую входит как важнейшая компонента Uio,^.
Ti = fi (U 9), i = i3.
В свою очередь U 9 зависит от внутренних факторов вуза, из которых мы выделили Y i > Y 2 > Y 3 > Y 8 > Y 9 :
U9 = h( Yi,Y2,Y3,Yg,Y9). _
Получили цепочку зависимостей NPV = F(Ti,T2,T3 ) ; Tj = fi(U9), i = i,3 ; U 9 = h( Yi, Y2 , Y3 , Yg, Y9 ), из которой следует, что
NPV = G (Yi, Y2, Y3, Yg, Y9).
Так как Yi и Y3 зависят от Y2, то в модели оставим только Y2. Фактор Yg относится к качественным факторам, влияющим на вид и параметры модели. Поэтому в качестве объясняющих переменных модели остаются Y2 (финансирование вуза) и Y9 (доход вуза от работы предприятия малого бизнеса в структуре вуза):
NPV = G (Y2, Y9).
В силу очевидной аналогии в качестве функции G возьмем производственную функцию, которую несколько изменим, сообразуясь с имеющимися особенностями, а именно: NPV может быть отрицательным:
NPV = A ■ Y2a • Y9e — B,
где A, B , a, в - параметры, на значения которых влияют внешние факторы (экономические и финансовые, социальные и инфраструктурные, политические показатели), личностные качества специалиста (креативность, стремление к профессиональному росту, общая эрудиция, дисциплинированность), они могут быть определены методом наименьших квадратов.
а В
Линиями уровня функции ИРУ = А • У2 • У9 — В являются степенные гиперболы
Га
(иру + ву\
1/ а/ А /Р- У А
что указывает нам выход: в условиях уменьшающегося финансирования можно сохранить экономическую эффективность образовательных услуг, увеличив доход вуза от работы предприятия малого бизнеса в структуре этого вуза.
Эластичность ИРУ по У2:
Ву1 (ИРУ) =
д( ИРУ) У2
аАУ2аУ9в
а
дУ2
ИРУ
АУ2аУ9в
В
1 —
В
АУ2аУ9в
Эластичность ИРУ по У
Еуа (ИРУ) =
д( ИРУ) У9 РАУ2аУар 1 • У9
в
дУ9
ИРУ
АУ2аУ9в
В
1—
В
АУ2аУ9в
При в<0 ЕУ2 (ИРУ) < а, а Еу9 (ИРУ) <в .
Целью услуг делового образования является достижение наибольшей экономической эффективности от их получения. Взяв в качестве показателя эффективности чистую приведенную стоимость ИРУ, мы естественным образом связали эффективность образования с успешностью выпускника.
Смоделируем параметры специалиста, отвечающие целям делового образования:
Р1 - ИРУ;
Р2 - уровень компетенций в сегменте своей профессиональной ответственности;
Р3 - готовность к непрерывному образованию;
Р4 - стремление профессиональному росту;
Р5 - уровень креативности;
Рб - уровень социокультурной образованности;
Р7 - уровень профессиональной амбициозности.
Приведённый список показателей может видоизменяться в зависимости от целей моделирования. Профессионально-деловое образование, как мы уже отмечали, представляет собой образовательную систему, формирующую определенный уровень нравственно-духовной, интеллектуальной и физической сфер человека в области его профессионально значимых природных свойств, согласованный с этапом познания (парадигмой, научным мировоззрением) общества. Таким образом, профессиональную образовательную систему можно представить в виде структуры согласованных между собой элементов, предназначенных для формирования определенного вида и типа профессионального образования. Любая образовательная система, погруженная в образовательную среду, в свою очередь является компонентом сферы услуг делового образования.
Образовательная среда, являясь личностно-ориентированной системой, соотносится с каждым субъектом делового образования. Каждый субъект образования формирует свое собственное образовательное пространство в границах определенной, доступной для него образовательной среды, выбирая те или иные структуры, занимаясь самообразованием. Между образовательной средой и образовательной системой формируется самостоятельная среда, получившая в последнее время название образовательного пространства. Формирование образовательного пространства во многом зависит как от субъектов образования, так и от социального окружения и его отношения к образованию. Таким образом, структура образовательного пространства является информационно-энергетической, создаваемой образовательными идеями, теориями и стереотипами, регулирующими поведение индивидуума по поводу их отношения к образованию. Данная структура создается на всех уровнях делового образования как информационно-энергетическое поле, в котором осуществляется образовательный процесс.
Образовательная система для малого бизнеса как любая самоорганизующаяся система должна быть открытой, поскольку закрытые системы увеличивают свою энтропийность и в конечном итоге переходят состояние максимума беспорядка и дезорганизации. Также она должна обладать достаточным количеством взаимодействующих элементов.
Представленный системный подход к формированию образовательного пространства позволяет нам сформировать модель системы делового образования для подготовки специалистов малого бизнеса.
Требования к компетенциям специалиста Условия формирования системы услуг делового образования для малого бизнеса Требования государственного образовательного стандарта
Л *
—► Координационный центр
Система делового образования
Подсистема эдукологическая
Формирование компетенций через технологии делового образования
Уровень формирования естественно научной картины мира
Подсистема социальная
Формирование социокультурной картины мира специалиста малого бизнеса
Уровень формирования готовности использования знаний
Подсистема экономическая
Воспроизводство трудовых ресурсов
Уровень формирования готовности к использованию структуры экономических отношений
Подсистема техническая
Формирование профессионального уровня специалиста малого бизнеса
Уровень формирования готовности к трудовой деятельности
Индивид
БФС ТС
/ \
" Индивид ^
ПСС
Индивид
N
СЭС
Параметры модели специалиста малого бизнеса
г
Уровень доступности инвестиций для получения знаний при формировании специалиста малого бизнеса
т
Стоимость процесса профессиональной подготовки специалиста малого бизнеса
Оценка экономической эффективности человеческого капитала в малом бизнесе
п
Качество услуг делового образования в процессе подготовки специалиста малого бизнеса
Рынок труда малого бизнеса
Рисунок 5.
Модель системы делового образования для подготовки специалиста малого бизнеса
В данной модели система делового профессионального образования как система подготовки специалистов для малого бизнеса рассматривается как комплекс необходимых воздействий и условий внешней среды, обеспечивающих устойчивость функционирования образовательной системы, каждое из которых определяет свои требования.
С одной стороны, в структуре образовательной системы мы выделяем эдукологическую подсистему образовательной системы, которая через педагогические технологии вырабатывает требования и формирует внутреннее образовательное пространство образовательной системы, более или менее согласованное с индивидуальными представлениями обучающихся об образовательном пространстве.
С другой стороны, система функционирования специалиста малого бизнеса рассматривается в трех подсистемах: в социальной, являющейся подсистемой социума и отражающей все его качества; в технической, представляющей структуру производства, отрабатывающую функции системы; в экономической, которая, отражая производство образовательной системы, несет слепок всех качеств производства и экономической системы общества.
Все подсистемы имеют достаточно жесткие связи с соответствующими системами окружающей среды и отраженно воспроизводят технологические, социокультурные и экономические отношения в образовательной системе.
При этом социальная подсистема формирует социокультурную картину мира, уровень культурных знаний специалиста-предпринимателя, а также готовность к использованию социокультурных знаний. Техническая подсистема реализует педагогические технологии, реализует заложенные в них принципы образовательного процесса. От материально-технического оснащения процесса, умелого использования последнего и уровня методологического обеспечения технической подсистемы во многом зависит качество подготовки специалиста. Экономическая подсистема формирует структуру производительных сил, содержание экономических отношений и личностные качества специалиста-профессионала посредством педагогического коллектива и окружающего образовательную систему образовательного пространства.
Обучающийся (индивид) является подсистемой образовательной системы и вносит в образовательное пространство образовательной системы все ее качества и свойства. Еще один компонент модели образовательной системы -
эдукологическая подсистема, в которой реализуется функция формирования человека, обладающего профессиональными знаниями, умениями, навыками и убеждениями (в зависимости от уровня результативности образовательного процесса). Именно здесь происходят процессы саморефлексии субъектов делового образования, когда человеческие способности к получению знаний, умений и навыков реализуются в реальные знания. Уровень освоения знаний определяется теми технологиями и тем уровнем образовательного процесса, которые реализует эдукологическая подсистема.
Указанные подсистемы обусловливают деятельность специалиста как личности, творца, профессионала, при этом формируются и устанавливаются информационные связи между экономическими категориями и поведением индивида. Динамика процесса обучения в эдукологической подсистеме обусловлена энергоинформационными связями.
Функциональные, структурные и координационные области в социальной, эдукологической, технической и экономической подсистемах формируют свои требования к образовательной системе. Эти требования синтезируют в себе личностные взгляды, профессиональные взгляды; мировоззренческие взгляды, установки общества, что позволяет проектировать модель специалиста малого бизнеса.
На основании предложенной модели системы делового образования для подготовки специалиста малого бизнеса представим модель формирования услуг делового образования, где участниками организационно-экономических отношений в процессе предоставления услуг делового образования выступают, с одной стороны, предприятия малого бизнеса, с другой - образовательные учебные заведения (рис. б).
Координационный центр
Сфера производства
Экономическая Социальная
1. исследование рынка
2. установление и поддержание связи с работодателями
3. создание банка данных о потенциальных рабочих местах
4. разработка ассортимента предоставляемых образовательных и научных услуг
5. изучение и обоснование цен на образовательные и научные услуги
6. перевод требований работодателя на язык дидактических еди-
Сфера услуг делового образования
ФГОС
Личностные Требования
качества работодателей
индивида
Рисунок 6.
Модель формирования услуг делового образования
Они взаимодействуют через координационный центр, основная функция которого - перевод требований работодателя на язык дидактических единиц. Специалист малого бизнеса функционирует, как видно из рисунка в социально-технико-экономической системе, где работодатель формирует требования к специалисту малого бизнеса.
Индивид как субъект деятельности, являясь подсистемой социально-технико-экономической системы, отражает в своей деятельности те запросы, которые предъявляет ему эта система. Основными параметрами профессиональной сферы деятельности, связанными с образованием, являются:
- уровень развития производства;
- уровень качества товаров и услуг;
- уровень удовлетворённости потребностей.
Индивид как личность, являясь подсистемой социокультурной системы, формирует социокультурную сферу общества, которая во внутреннем пространстве Личности и его организации раскрывается составляющими социокультурной среды, а во внешнем пространстве организуется взаимосвязями с правовой и политической системами общества, общественными институтами, через которые личность удовлетворяет свои потребности, а также с рынком труда, на котором личность реализует свои профессиональные потребности.
Основными параметрами социокультурной системы в её взаимосвязи с образовательной сферой являются:
- уровень развитости, гуманности и эффективности социокультурных отношений;
- удовлетворение социокультурных потребностей;
- уровень социокультурных притязаний;
- уровень достижения жизненных целей;
- уровень психо-эмоциональной удовлетворенности.
Индивид как субъект образования, являясь подсистемой образовательной системы, формирует профессиональные знания, определяет уровень обученности к профессиональной деятельности. Основными параметрами системы образования во взаимодействии с социально-технико-экономической и социокультурной системами являются:
- научная картина мира в профессиональной области;
- гуманитарный аспект профессионального образования;
- физиологический аспект профессионального знания;
- производственная востребованность знаний;
- уровень обученности;
- уровень значимости профессиональных знаний;
- методы реализации профессиональных знаний.
Модель отражает структурные и вещественно-информационные связи между субъектом и системой. Так, со стороны субъекта деятельности поступает заказ на определенную функциональную структуру знаний, согласованную с функциональной структурой профессиональной деятельности и вписанную в существующий уровень материально-технической культуры. Субъекта деятельности при этом интересует эффективность образовательной системы как таковой, а также уровень и технология профессиональных знаний.
Субъект образования требует от образовательной системы организации эффективных коммуникаций, технологий социокультурных знаний, их соответствия морально-этическим нормам, традициям общества, определённого уровня дидактической культуры и социализации в рамках образовательной системы.
Обучающийся через свою индивидуальность (личность) вносит в образовательную систему заказ на реализацию соответствующей ему физиологической структуры образовательной системы, обеспечивающей эффективность физиологической деятельности в соответствии с уровнем индивидуализации отношений, взаимодействия и освоения знаний в образовательной системе.
Эффективность деятельности специалиста малого и среднего бизнеса согласно модели определяется совокупностью эндогенных и экзогенных качеств. Профессиональная ценность работника прямо зависит от того, как эти качества меняются в процессе трудовой деятельности.
Цукерман В.А.
к.т.н., доцент, зав. отделом промышленной и инновационной политики Института экономических проблем
Кольского НЦ РАН
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ СЕВЕРА:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Значение малых городов Севера для России обусловлено не только тем, что это обширная жизненно важная часть территории страны с экстремальными условиями жизнедеятельности и ярко выраженной спецификой социально-экономического развития, но и зона стратегических интересов страны, так как они обладают уникальным геополитическим, природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом1.
Для каждого государства подготовка кадров высшей квалификации является важнейшей задачей, от которой зависит эффективность модернизации и инновационно-технологического развития.
Кадровое обеспечение модернизации и инновационно-технологического развития в значительной степени влияет на жизнеспособность малых городов Севера, является одним из основных факторов развития всех секторов экономики.
Сегодня некогда действующая мощная и эффективная система стимулирования привлечения специалистов в районы Севера отсутствует. Не разрабатываются и, соответственно, не реализуются в современных условиях меры по стимулированию притока новых высококвалифицированных кадров.
Дефицит высококвалифицированных кадров является значительным препятствием на пути модернизации малых городов Севера. Уменьшение этого дефицита является важнейшей задачей кадровой инфраструктуры. Рассчитывать на решение проблемы дефицита кадров для инновационного развития за счет переезда специалистов из других регионов не приходится. В этой ситуации образовательные учреждения Севера являются основой для подготовки профессионалов для инновационного развития.
1 Север и Арктика в пространственном развитии России: научно-аналитический доклад / Монография под ред. Научного совета РАН по вопросам регионального развития; СОПС при министерстве экономического развития РФ и Президиуме РАН; ИЭП Кольского НЦ РАН; ИСЭ и ЭПС Коми НЦ УрО РАН. - Москва; Апатиты; Сыктывкар: Изд. Кольского научного центра РАН, 2010. -213 с.