верхних вкладках нужно выбрать «Вид», «Сменить тему». При выборе темы «Стандартная», ее можно настроить по своему вкусу, вставить свои изображения и фигуры.
После создания опроса его нужно опубликовать. Для этого нужно определиться, каким образом будут опрашиваться оппоненты. Либо опрос будет приходить на электронную почту, либо будет отправляться вручную в нужные источники. При обоих вариантах нужно после создания опроса в правом верхнем углу нажать «Отправить». Откроется новое окно, где можно вписать адрес электронной почты опрашиваемого, либо скопировать URL (если опрос будет распространяться в социальных сетях, нужно поставить галочку «Короткий URL»).
Когда приглашения пройти опрос высланы, можно следить за поступлением ответов. Для этого на странице формы нужно в верхней строке выбрать вкладку «Ответы». Для того чтобы просмотреть ответы в табличной форме, нужно выбрать «Просмотреть ответы». Для того чтобы посмотреть ответы уже оформленные в диаграммы, выбрать «Сводка ответов». Также в сводке ответов отображается количество ответов по дням.
Электронный ресурс Google disk позволит быстро и легко создать красивый, полный и правильный опрос. В этой статье были перечислены основные функции создания форм на Google disk. При желании можно изучить функции подробнее на сайте Google disk.
Стариков А.В. эксперт по промышленной безопасности
Хлесткова У.А. эксперт по промышленной безопасности Центр лицензионных экспертиз «ЦЕЛЭКС»
Россия, г. Самара МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЧАЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Аннотация: Авторами рассмотрен процесс моделирования начальной подготовки в области промышленной безопасности, опирающийся на систему изучения феномена и накопление фактов практической деятельности. Проанализировано моделирование в познавательном процессе, опирающееся на принципы системного подхода. Рассматривая исследуемый объект как систему, авторы предполагают, чтобы и его модель обладала системными качествами, собственной целостностью. Единство объективного и субъективного достигается путем разрешения противоречий между практической потребностью (субъективное) и объективно заданной структурой модели. Педагогическая модель системы обучения в области промышленной безопасности включает в себя задачи, компоненты, принципы, функции, формы, способы организации, этапы
обучения, организацию деятельности мастеров производственного обучения и учащихся, технологию, способы и средства для обеспечения производственной деятельности.
Ключевые слова: промышленная безопасность, образование, моделирование, познавательный процесс, экспертиза
Моделирование процесса подготовки в области промышленной безопасности на начальном профессиональном образовании опирается на положения общенаучной теории моделирования [3, 5]. Согласно ей, место моделирования в процессе познания представлено следующей системой: изучение феномена и накопление фактов - построение и изучение модели -использование ее выходов в практическую деятельность. Моделирование применяется как в широком, общепознавательном, так и в узком, специальном, смысле. В первом случае оно является методом разработки концепции подготовки в области промышленной безопасности. Во втором -применяется как специфический способ познания, при котором одна система воспроизводится в другой.
Подобие модели процессу подготовки в области промышленной безопасности может быть как структурным, так и функциональным, Структурное подобие - сходство во внутренней организации, в формах взаимосвязи компонентов. Функциональное - это сходство модели и объекта в динамике, в результативности. Системно-коммуникационное подобие отражается во внешних проявлениях модели.
Моделирование в познавательном процессе опирается на принципы системного подхода. Рассматривая исследуемый объект как систему, необходимо, чтобы и его модель обладала системными качествами, собственной целостностью. Единство объективного и субъективного достигается путем разрешения противоречий между практической потребностью (субъективное) и объективно заданной структурой модели.
При моделировании педагогических объектов, необходимо прежде всего представлять уровень познания. Для этого целесообразно иметь в виду следующие основные структурные звенья, связывающие педагогическую науку и практику [1]:
- методологические, фундаментальные, прикладные исследования, а также практическую деятельность преподавателей и воспитателей.
Моделирование проводится на теоретическом и прикладном уровнях. На первом разрабатывается концептуально-понятийный аппарат. В качестве теоретической модели выступает педагогическая модель, под которой понимается система, изоморфно отражающая педагогические процессы, их связи и взаимосвязи в той мере их раскрытия, которая обусловлена поставленными целью и задачами. Теоретическая модель представляется на уровне концептуального построения, на педагогическом и на частно-методическом уровнях. Основное назначение модели на методическом
уровне - дать представление о способах ее реализации в практике.
Характерно, что изменения профессионально-квалификационных требований развиваются в направлении повышения самостоятельности, инициативности и ответственности работников. Все большее значение приобретают такие качества личности, как самостоятельность в действиях, творческий подход к любому делу, стремление доводить его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, гибкость ума, способность к системному и экономическому мышлению, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, общаться с коллегами, владеть нормами культурного поведения и делового общения.
При формировании рабочего нового типа - социально-ориентированного - обеспечение профессиональной мобильности достигается путем «обобществления» содержания труда, т.е. выявления общих закономерностей, общенаучных и политехнических основ, общепроизводственной и общепрофессиональной специфики. Таким образом, возникла необходимость формирования комплексов знаний на высоком уровне обобщения действий и деятельности в целом.
Если профессионально значимые свойства и качества рабочих, т. е. профессиональные знания, умения и навыки определяются на основе профессионально-квалификационных характеристик, определения уровня развития производства и его потребностей, изучения изменения характера и содержания труда, то выделение социальных свойств и качеств, их роль и значение в общей структуре личности трактуются по-разному, в разных концепциях личности. В качестве методологического уровня была выбрана система профессионально-педагогической технологии профессионального обучения, разработанная А. П. Беляевой [2].
Одним из наиболее продуктивных для организации профессионального обучения в условиях непрерывного образования является интегративно-модульный подход.
Понятие «интеграция профессиональной подготовки рабочих» исследовано в работах видных теоретиков профессиональной педагогики С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, А.К. Гастева, Н.И. Думченко, С.А. Шапоринского, А.Е. Шильниковой, Л.Д. Федотовой и др.
Интегративно-модульный подход к профессиональной подготовке есть целостная система взаимодействия преподавателя и мастера производственного обучения с учащимися, в ходе которого:
- происходит взаимное проникновение знаний смежных областей и содержания учебных предметов, позволяющее сформировать интегрированные профессиональные знания, умения и навыки;
- содержание и процесс обучения строятся на основе освоения целостных учебных модулей;
- осуществляется многоэтапность процесса обучения, которая позволяет реализовать многоуровневую профессиональную подготовку;
- используются интенсивные методы и средства обучения;
- усиливается внимание к развитию личности и индивидуальности каждого учащегося.
Интегративная составляющая интегративно-модульного подхода к профессиональному обучению рабочих направлена на формирование интегративного типа рабочего, синтезирующего в себе лучшие черты различных профессий, высокий образовательный и культурный уровень производственника нового типа, творческой, всесторонне развитой личности.
Интегративно-модульный подход является одной из составляющих интенсификации как комплексного подхода к совершенствованию профессиональной подготовки, поскольку его основу составляет личностно-деятельностное отношение к проблеме.
Деятельностный подход позволяет установить связи между теорией и практикой, между содержанием подготовки и процессом обучения, между учебными предметами и дисциплинами.
Опираясь на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, в основе которой лежит представление о том, что все высшие психические функции человека формируются прижизненно в результате овладения специальными средствами-орудиями, выработанными в процессе исторического развития общества, З.А. Решетова выделяет следующие существенные ступени организации обучения [4]:
1) планирование характеристики формируемой трудовой деятельности как конкретного профессионального умения (нормативного труда);
2) создание условий, позволяющих учащемуся принять учебную задачу;
3) разработка программы ориентировочной деятельности, обеспечивающей формирование основы профессионального умения в заданных характеристиках и организационной ориентировки в процессе усвоения знаний и формировании умений и навыков;
4) организация овладения деятельностью как процессом ее интеграции с формированием требуемых характеристик личности и деятельности на каждом из этапов этого процесса;
5) обеспечение контроля за ходом формирования деятельности и ее коррекция.
Смысл такого деления обучения на ступени состоит в разбивке процесса на этапы, которые позволяют реализовать важнейший фактор интегративно-модульного подхода - многоуровневую профессиональную подготовку.
Методолого-теоретические основы обучения в области промышленной безопасности составили: ведущие идеи, закономерности, принципы, функции, профессионально-квалификационная характеристика.
Организационно-педагогические условия реализации системы
выражаются через научную организацию учебно-воспитательного процесса и требуют соблюдения принципов:
- гуманизации - устранение явлений, отрицательно влияющих на обучаемых и преподавателей;
- оптимизации - создание благоприятных условий процесса обучения, использование наиболее эффективных форм познавательной деятельности;
- экономичности - наиболее рациональное построение учебных занятий с применением новых форм и методов учебной работы, обеспечивающих сохранение работоспособности обучающих и обучаемых, экономию времени и материальных средств;
- правильной расстановки кадров, систематического повышения квалификации контроля за организацией и содержанием учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего его управляемость.
Основные функции обучения: социальная, экономическая, диагностическая, мировоззренческая, культурологическая, интеграционная, профессионально-охранная.
Социальная функция обусловливает социальные зависимости промышленной безопасности от природных явлений, социально-экономических основ развития общества, от личностно-деятельностных особенностей профессии. Она обеспечивает взаимодействие двух явлений — социализации и профессионализации личности, в процессе которого формируется социальное сознание субъектов труда. Социальная функция выражается в раскрытии «человеческого фактора» на производстве, сохранении здоровья и продолжительности работы этой главной составляющей производительных сил общества. Человеческий фактор является тем цементирующим, интегративным и активно действующим началом, без которого все остальные элементы производства могут предстать перед нами грудой машин, оборудования и т. д. С помощью производительных сил природный продукт превращается в продукт, отвечающий потребностям и целям людей и общества. В этом превращении, точнее, в его осуществлении, состоит основа социальных функций производительных сил, в создании которых играет ведущую роль трудоохранная подготовка субъектов труда. Это объективно способствует интенсивному развитию процесса превращения науки в непосредственную производительную силу общества, процесса, объективные предпосылки которого были подготовлены предшествующим развитием производства и науки. Научные знания не только используются в производстве, но и прокладывают путь к его прогрессивному развитию.
Обучение в области промышленной безопасности наряду с социальной функцией выполняет и экономическую. С этой точки зрения безопасный труд производительнее опасного. Из процесса трудовой деятельности выделим, с одной стороны, работающего человека, с другой - производство, куда включаются предметы и орудия труда, а также окружающая среда. Для
защиты человека от производственной опасности предусмотрена система обеспечения безопасности труда, которая призвана решать две главные задачи: снижать уровень производственной опасности и способствовать повышению защищенности человека в труде. На базе взаимодействия всех подструктур (человек, производство, система безопасности труда) складывается фактический уровень безопасности жизнедеятельности.
Диагностическая функция характеризуется предвидением в области профессиональной деятельности целостных производственных процессов и возможных отклонений от их связи с несовершенством технических объектов и вредных воздействий окружающей среды. Сознание прогнозов развития отрасли и диагностирование деятельности личности служат основой для интеграции профессий, моделирования новых профессий, разработке перспективных технологий обучения.
Мировоззренческая функция определяет ценностные ориентации обучения безопасности жизнедеятельности, раскрывает и изменяет зависимость целей, содержания и мотивов деятельности от мировоззренческих взглядов и позиции, устанавливает направления взаимоотношения между научными и учебными дисциплинами, обеспечивает ориентацию на безопасность, личное самосохранение, здоровый образ жизни, обусловливает поведенческие нормы и правила обучаемых и обучает их. Научным базисом мировоззренческой функции является философия воспитания, методология социальных и психолого-поведенческих процессов становления, формирования, развития, профессионального самоопределения личности на всех этапах учебно-познавательного и учебно-производственного процессов.
Культурологическая функция является существенным средством и фактором формирования общепрофессиональной и природоохранной культуры будущих специалистов. Она выполняет ведущую роль в системной характеристике наук об образовании и профессиональной подготовки. Важнейшее значение приобретает формирование норм и ценностей с общей технической, экологической, экономической, эстетической и профессиональной культурой работников.
Профессионально-охранная функция. Сущность данной функции связана с учениями об эволюции форм трудовой деятельности человека, природной среды, охране труда, развитии научных основ безопасности труда, социально-экологических последствий для человека, антропогенных факторов окружающей среды. Происходит формирование здорового образа жизни, обеспечивающего генеральные потенции самовыживания человека в неблагоприятных условиях производственной среды, а также формирование профессионализма деятельности, овладение мировоззренческими знаниями, нейтрализация негативных последствий человеческой деятельности. Методологическое значение профессионально-охранной функции состоит в постановке безопасности жизнедеятельности как общечеловеческой
ценности, в новообразовании объекта исследования в структуре педагогического знания, в познании взаимодействия разных наук о профессиональном образовании, в овладении трудоохранной культурой как всеобщей категорией образования и воспитания.
Компонентами обучения в области промышленной безопасности служат прогностичность, виды, мотивы, содержание образования, профессионально-технологический процесс, формы, методы, средства, научно-методическое обеспечение, субъекты деятельности.
Основным мотивом в обучении в области промышленной безопасности является мотив самосохранения - стремление уберечь себя от несчастного случая.
Интегративная составляющая включает в себя основы охраны труда, экологии, экономики, техники, права, психологии, педагогики, менеджмента.
Модульная составляющая включает владение безопасными приемами работы.
Движущие силы развития и совершенствования обучения в области промышленной безопасности определяются разрешением противоречий между:
- современными требованиями к качеству образования и ограниченностью возможности решения этих задач с применением традиционных подходов к проблеме;
- уровнем развития теории и практики, а также степенью освоенности профессионализма деятельности;
- многообразием качественных признаков, структур и процессов, присущих современному производству, и стихийно сложившимися системами управления ими.
Педагогическая модель системы обучения в области промышленной безопасности включает в себя задачи, компоненты, принципы, функции, формы, способы организации, этапы обучения, организацию деятельности мастеров производственного обучения и учащихся, технологию, способы и средства для обеспечения производственной деятельности.
Использованные источники:
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
2. Беляева А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения. СПб: ИПТО, 1995. - 230 с.
3. Болтянский В. Г. Моделирование процесса обучения // Советская педагогика. № 6. 1967. С. 32-39.
4. Решетова З.А. Психологические основы профессионального образования. М.: МГУ, 1985. - 201 с.
5. Савельева Л. И. Моделирование процесса профессионального обучения // ВНИИПТО. Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах. 1989. -112 с.