Научная статья на тему 'Моделирование семиотики культуры повседневности в искусстве'

Моделирование семиотики культуры повседневности в искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
357
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование семиотики культуры повседневности в искусстве»

С. Т. Махлина

Моделирование семиотики культуры повседневности в искусстве

Семиотика повседневности - система языков, пронизывающих повседневную жизнь человека. Знаковость вещей, знаковость жилища, знако-вость одежды, знаковость поведения, социальных институтов, профессий, техники и технологии, знаковость речи - все это языки культуры, непосредственно проявляющие себя в повседневности. Нередко эти языки культуры получают претворение в искусстве. В свою очередь, искусство влияет на языки культуры. «Возможно, самую важную часть знакового снаряжения того или иного социального класса составляют статусные символы, через которые выражается материальное благосостояние»1. Нередко мы стараемся создать знаковую среду, скрывающую нашу суть, стараясь продемонстрировать добродетели, которыми не обладаем. Такие «сценические задачи встречаются в социальной жизни на каждом шагу ,..»2. Это может быть мимика, одежда, частный и официальный интерьер, демонстрация статусности, принадлежности к тому или иному сообществу.

Следует понимать, что при всей разобщенности языков, есть некие закономерности, позволяющие сближению и пониманию разных культур друг другом. Ибо любой язык вырастает на основе практической необходимости. А эта практическая необходимость подчас оказывается общей и для северян, и для южан, для людей разных народностей. Эта общность -основа тех знаков, которые оказываются понятыми без перевода на другой язык. Сопоставляя особенности разных ареалов, в силу различных условий порождающих различные типы ментальности и отражающих ее в художественных средствах выразительности, можно декодировать структурные типы художественного отражения мира в сознании людей, создавших тот или иной тип жилища, орнамент, костюм и т.п. Причем нередко художественный тип структуры этих элементов семиотики культуры повседневности схож с типами языковых структур, часто являясь выражением древних сакральных представлений, послуживших возникновению и осмыслению таких отвлеченных категорий, как, например, смерть/бессмертие.

1 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М., 2000. С. 69.

2 Там же. - С. 47.

Жилищные постройки любого народа представляют собой определенный культурно-бытовой комплекс, который связан с разными сторонами жизни: в первую очередь он зависит от климатических условий, но обусловлен направлением хозяйства, формами семейного быта, общественными традициями. Влияют на особенности интерьера имущественные и классовые отношения, уровень развития техники и, конечно же, эстетические идеалы. Последние, в свою очередь, во многом определяются религиозно-магическими представлениями или их отголосками.

Как видим, языки семиотики повседневности весьма разнообразны и могут изучаться представителями разных наук.

Языки культуры повседневности зависят от различных объективных обстоятельств и закономерностей в развитии общества. Это и кризисы, политические и экономические, и революционные изменения, и стойкие стадии в развитии общества, и многое другое. В свою очередь, сами эти языки влияют на культуру повседневности, как естественный язык (показателем является современная русская речь), так и все те коды, которые коммутируют в обществе. Наиболее полно это получает отражение в искусстве.

Может показаться, что только искусство кино отражает языки культуры повседневности. Но могут ли другие виды искусства быть столь же многоаспектными по своему воздействию? Скажем, музыка, которая строго детерминирована определенными речевыми интонациями определенного региона.

Все виды искусства отражают различные коды культуры. Довольно показательно и восприятие музыки. Человек, воспитанный в европейской культуре, с трудом воспринимает восточную музыку. Стереотип восприятия иной. И когда на занятиях истории мировой художественной культуры студенты слушают японские гагаку, оказывается, что они быстро устают. Индийские раги воспринимаются легче. Связано это с тем, что отдельные элементы индийских раг близки славянской мелодике. Но тут мы переходим к специфике искусства как языка культуры.

Претворение семиотики повседневности в искусстве проявляется двояким способом. С одной стороны, искусство моделирует ту действительность, которая только появится в будущем. Часто именно произведения искусства порождают некие формы жизни, поведения людей, моделируя линию повседневности, в первую очередь просвещенного общества, а затем охватывая более широкие слои. Таким ярким примером может служить роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Интересный анализ соотношения повседневности и этого произведения, влияние его на формы

поведения и идеалов людей провела Ирина Паперно1. В книге убедительно показано, как сформировался язык повседневности сначала в жизни самого Николая Чернышевского, затем как его книга, пропущенная в печать цензором как плохое произведение, которое не вызовет интереса у публики, стала моделью, на которую ориентировалась передовая молодежь не только разночинных слоев, но и привилегированного дворянского сословия. Так книга Н.Г.Чернышевского стала моделью того, чего до нее в реальной действительности еще не было, хотя отдельные элементы в жизни разночинцев уже были, став знаком революционного разрыва с буржуазной пошлостью и обыденностью и появлению нового человека. Связано это было с тем, что искусство в эти, 50-60-е годы XIX века, ориентировалось на науку. Это придавало ему статус действенности. И после публикации романа нигилизм, до этого третировавшийся в обществе, стал предметом для подражания. Грубость, небрежность в одежде стали идеологическими признаками. Отказ от хороших манер стал знаком отказа от «условностей» буржуазного быта, фиктивные браки стали обычным способом избежать родительского ига или нормальным способом замужества. Впоследствии символисты и их последователи апроприировали наследие реалистических традиций революционных демократов и трансформировали его, правда, причудливым образом, в новом контексте.

С другой стороны, довольно широко представлено в искусстве моделирование тех новых перемен, которые произошли в обществе. Показательна картина К. С. Петрова-Водкина «Новоселье» (1918). Здесь довольно подробно показано столкновение старого аристократического быта и переехавших в нетрадиционное для них жилище представителей трудящихся, новых хозяев жизни. Большая зала с паркетным полом, на котором новые жильцы расстелили деревенские дорожки, рядом с огромным зеркалом и развешанными на стенах масляными картинами в золоченых рамах, поставлены табуретки вперемешку с резными стульями. Предметы быта противоположных социальных слоев ведут свой немой диалог, вторящий реалиям социальной жизни.

В современной жизни столь же разительны перемены в повседневно -сти. Искусство моделирует и дает осмысление недалекому прошлому, современным специфическим особенностям и проектирует будущее этой стороны жизни. Достаточно вспомнить особенности современного телевидения, на смену киноискусству ставшего самым важным из искусств. Раскрепощение людей от идеологического диктата в нашей стране в первую очередь отразилось на половой сфере. Немедленно в телевизионных произведениях, как, впрочем, и во всех видах искусства - театральных

1 Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский реализма. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. 207 с.

265

- человек эпохи

спектаклях, кинофильмах, литературе появилась обнаженная натура, постельные сцены, насилие и ужасы. Такое положение дел спровоцировало появление обсценной лексики. Создается впечатление, что без нее просто невозможно создание художественного произведения. Это плата за освобождение от жизни, которая смоделирована в новом романе М. Кураева «Зеркало Монтачки», когда после занятий любовью надо было выстоять очередь в места общего пользования, что характеризовало нашу жизнь, коммунальное бытование в социалистической действительности в течение 70 лет в отличие от европейского образа жизни. Современное искусство, однако, демонстрирует, что буржуазный быт совсем не влечет за собой обретение счастья и гармонии. Знаменитый английский писатель Джулиан Барнс в романе «Метроленд» (вышел в 1981 году, у нас переведен в 2001) повествует о победе буржуазии в Европе. Однако, эта победа не принесла радости и освобождения, несмотря на то, что герой - это уже не маленький, униженный и оскорбленный человек, а надежный, устойчивый буржуа, способный жить достойной жизнью в мире буржуазных ценностей.

Современный мир пронизывает явление глобализации. И это, несомненно, влияет на семиотику повседневности. Как пишет О. М. Юнь, «...глобализация вовлекает в общий поток научных разработок, инновационных продуктов, финансовых, материальных и трудовых ресурсов все большую часть планеты, все большую численность населения из разных стран с разными культурными традициями.»1.

Явления взаимопроникновения языков семиотики повседневности стали широко распространенными. На современном этапе эти явления стали столь разнонаправленными и многообразными, что можно говорить о транскультурных тенденциях в современном языке искусства. Теперь уже можно констатировать не только взаимодействие западных и восточных, северных и южных культур, но к ним прибавилось разнообразное взаимопроникновение синхронных и диахронных воздействий на современный язык искусства. Любопытно, например, что детективы Агаты Кристи были порождены модной в ее юности китайской игрой в маджонг.

Показательным в этом плане явился спектакль Питера Брука «Махаб-харата» (1985), работа над которым длилась десять лет и в котором приняли участие актеры разных национальностей и рас. Впоследствии этот спектакль (длительность его была 9 часов) был переведен режиссером на язык кино (3 часа) и телевидения (5 часов). Индийская эпическая поэма,

1 Юнь О. М. Глобализационные процессы и диалог цивилизаций // Прикладные аспекты глобализации. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир», специальный выпуск. - М., 2001. - С. 117.

одна из наиболее древнейших и объемных в мире. В Индии она известна с детства любому, даже малограмотному жителю этой экзотичной для нас страны. Ее можно трактовать как великую историю человечества. Благодаря Питеру Бруку она стала достоянием огромного числа жителей мира. Созданный Питером Бруком спектакль был сразу же провозглашен классикой современного театра и жил на протяжении четырех сезонов. Он был показан во многих городах Европы, Америки, Азии и Австралии. Это произведение говорит о судьбах человечества. Артисты со всех концов земли как бы символизировали в миниатюре все человечество1.

Искусство - надежный ориентир в духовной культуре. Оно, по мнению Алена - знаковое отображение действительности2. И моделирование искусством семиотики повседневности помогает осознать и понять себя и свое существование в сложном, непонятном и меняющемся мире.

1 См. об этом: Ряполова В. А. «Махабхарата» // Театр Питера Брука. Взгляд из России. Сб. статей и материалов. - М.: ГИТИС, изд. Дом МКТС, 2000. - С. 104105.

2 См.: Ален. Рассуждения об эстетике. - Нижний Новгород, 1996. - С. 87.

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.