СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД
Мoделирование российско-американских отношений возможно
А.Г. Савойский
Статья посвящена новой научной теории о возможном моделировании отношений между Россией и США. На основе исследования вековых российско-американских отношений выдвинута также универсальная политологическая гипотеза о 14-летней цикличности международных билатеральных или двусторонних отношений.
Царицей всех наук принято считать математику. Цифрами оперируют не только в экономике, характеризуя, например, оборот между странами. Полезен математический подход и в политике. Еще Платон высказывался о том, что было бы хорошо, «если бы лиц, занимающих высшие государственные должности, приучали заниматься математикой и в нужных случаях к ней обращаться»1. О цикличности, спадах и подъемах в международных отношениях писали в разные времена лишь немногие отечественные и зарубежные исследователи. Так, Г.Н. Баженов в своем диссертационном исследовании писал о подъемах и спадах в экономическом взаимодействии СССР и США в послевоенный период2. Рассуждения российского политолога С.А.Чернова о чередовании негативной и позитивной политики США в отношении СССР носили довольно схематичный характер и представали в виде циклов двустороннего советско-американского взаимодействия3. В 80-х гг. прошлого века американский политолог Джордж Модель-ски писал о затяжном цикле в мировой политике, появившемся в результате возникновения двух противоборствующих идеологических систем; в 2000-х гг. - о возможном геополитическом моделировании4. Американский историк Артур Шлезин-
джер-младший также рассматривал цикличность в отношениях между Соединенными Штатами и зарубежными странами вообще, указывая на периодичность их развития, равную 12 - 16 годам. Однако конкретика о цикличности в отношениях между Россией (СССР) и США в его публикациях отсутствует5. О зигзагах в российско-американских отношениях написала в 2009 г. российский исследователь Ю.М. Быстрова6.
Весьма интересна точка зрения российского философа и политолога Ю.Н. Кубасова о цикличности мировой политики. В своей книге автор размышляет о завершении истории Нового времени, о том, что будущее международных отношений заложено в настоящем и нужно лишь уметь разглядеть его в происходящей действительности. Если, следуя его логике, главная проблема в отношениях между двумя и более государствами определена неверно, то они могут обернуться катастрофой. В наши дни, когда Новому времени, по мнению Кубасова, наступает конец, необходим миропорядок, основанный на идеологии воскресения, где цикличность исторических процессов играет роль субъективного фактора7. Для этого как раз и следует изучать историю международных отношений, их сильные и слабые стороны в прошлом и настоящем.
Савойский Александр Геннадьевич - к.полит.н.,РУДН. E-mail: [email protected]
На протяжении трех столетий закладывался прочный фундамент экономических и политических взаимоотношений между Российским государством (Российской империей, Советским Союзом, Россией) и Соединенными Штатами Америки. Пройдя длительный путь становления и развития, российско-американские отношения стали в настоящее время вполне зрелыми и солидными. Теперь их сущность определяет не столько количественный показатель в торгово-экономическом сотрудничестве, а экономическая дипломатия как наиболее оптимальный и благоприятный выбор средств внешней политики с использованием возможностей традиционной дипломатии и структур бизнес-сообщества в достижении одновременно внешнеэкономических и политических целей и задач.
Как известно, все в этом мире имеет свою цикличность. Отношениям между Россией и США также свойственна цикличность, она равна 14 годам8. Именно после 14 лет своего развития некоторые явления в российско-американских отношениях повторяются, обновляются или приобретают совершенно новые черты, как положительные, так и отрицательные для дальнейшего двустороннего сотрудничества. Рассмотрим более конкретно тенденцию развития этих отношений по циклам, начиная с XVIII в.
После проявленного Петром Первым интереса к Америке, многочисленных правительственных и купеческих экспедиций к северо-американским берегам, захода первых американских торговых кораблей в российские порты и объявления Алеутских островов владениями Российской империи 1793 год стал, пожалуй, наивысшей точкой в становлении отношений России с Америкой. Во времена Екатерины II Святейший синод Русской православной церкви по инициативе купца и первопроходца Григория Шелихова отправил на расположенные около Северной Америки Алеутские острова миссию, состоявшую из десяти монахов, в основном из Валаамской обители. Это стало началом решения и политического, и экономического вопросов в освоении Русской Америки, единственной российской заморской территории. В политическом плане миссионеры были призваны приобщать там к религии членов российских коммерческих компаний, являться связующим звеном с Родиной и распространять православную веру среди местного населения. С экономической точки зрения создание в скором времени Камчатской и СевероАмериканской епархий способствовало воспитанию у людей смирения, терпения, трудолюбия, дисциплинированности, оптимизма, веры в лучшее будущее. Это, бесспорно, положительно сказалось на результативности действовавших коммерческих компаний в заготовке пушнины и ее продаже на материке, на увеличении миграционных потоков в суровые, трудно обживаемые регионы северо-западного побережья Северной Америки, способствовало переезду из России целых семей, а также военных моряков, специалистов разных профессий и просто беженцев, зачастую каторжан.
Главным в экономическом плане было тогда образование поселений, установление общими усилиями крепостей и церквей, налаживание торговли с местными народами, предупреждение прихода в те места иностранцев. Православная вера укрепляла силы прихожан, а монахи неустанно молились за благополучие людей, расширение российских владений за океаном и позитивное развитие отношений между Россией и Америкой.
Если раньше российско-американские отношения носили несистемный и зависимый от обстоятельств характер, то после основания Екатериной Великой американского направления во внешней политике государства и долгожданного принятия 17 сентября 1787 г. Конституции Соединенных Штатов Америки, эти отношения приобрели непосредственную двустороннюю направленность и впоследствии развивались циклично.
1807 г. был ознаменован установлением официальных дипломатических отношений между Российской империей и Соединенными Штатами Америки. Инициатива в этом принадлежала американцам. Они неоднократно предпринимали попытки установить дипотношения, направляя в Санкт-Петербург к Екатерине II в 1780-1783 гг. своего посланника Фрэнсиса Дей-ну, и в 1798 г., обращаясь к императору Павлу I. И только на российском троне оказался молодой, либерально настроенный император Александр I, а третий американский президент, один из «отцов-основателей» американской нации и создателей Декларации независимости Соединенных Штатов, Томас Джефферсон (1801-1809) был переизбран на второй срок и продолжительной переписки между ними дипломатические отношения были установлены, как тогда считалось, навсегда. Но история и здесь распорядилась по-своему.
Самыми первыми представителями Соединенных Штатов в Санкт-Петербурге стали консул Леветт Харрис и посланник Джон Куинси Адамс, тот самый, который 28 годами ранее уже приезжал в 1781 г. в русскую столицу в миссии уже упомянутого Фрэнсиса Дейну. Первым российским дипломатом на североамериканском континенте стал Андрей Яковлевич Дашков: с 1808 г. в ранге «Российский генеральный консул и поверенный в делах в США», а с 1811 г. - как «Чрезвычайный посланник и Полномочный министр России при Конгрессе США».
В 1821 г. Александр I издал два очень важных указа о государственной границе Российской империи на востоке, в бассейне Тихого океана. Под юрисдикцией Российско-Американской компании, образованной в 1799 г., а значит, и России, согласно изданным указам находились все открытые и освоенные российскими мореплавателями и землепроходцами территории на северо-западе Северной Америки. Устанавливалась монополия компании на охоту, рыболовство и торговлю в этом регионе; четко определялись территориальные воды для иностранных судов. Действие Устава Российско-Американской компании было продлено еще на 20 лет. Установление контроля на Тихом океане стало
политическим решением Российской империи, а развитие торговли и монополия Российско-Американской компании в Северной Америке - экономической задачей внешней политики государства.
1835 год. Рьяный государственник император Николай I, честно выполнив все пункты Конвенции о торговле, мореплавании и рыбной ловле, заключенной между Россией и Северо-Американскими Соединенными Штатами в 1824 г. и доставшейся ему в наследство от старшего брата. Она не способствовала успешному развитию Русской Америки, поэтому он категорически отказался продлить действие невыгодного для своей Империи договора. Забота о пользе России была главным приоритетом в деятельности императора. Именно Николаю I принадлежит патриотическое высказывание, произнесенное им однажды: «Где раз поднят Российский флаг, он спускаться не должен с флагштока!»9. С 1835 г. между Россией и Америкой был установлен принцип наибольшего благоприятствования в торговых отношениях двух стран. Общий объем российско-американского товарооборота стал увеличиваться в течение последующих 20 лет10. Политические и внешнеэкономические цели Российской империи в отношении Соединенных Штатов в тот период были реализованы.
Спустя еще 14 лет, в 1849 г. в Калифорнии, включая территорию колонии Форт-Росс, началась «золотая лихорадка». Неудачно подписав договор о продаже колонии за 30 тыс. долл. с 4-летней рассрочкой предпринимателю Джону А. Саттеру и не получив за долину Сакраменто ни копейки, Российско-Американская компания по личному повелению Николая I направила в Калифорнию в 1849 г. партию золотоискателей из 12 человек. За несколько месяцев «они добыли и доставили на Аляску пятьдесят два килограмма золота, за которые получили из казны более сорока пяти тысяч рублей, что в полтора раза превышало продажную цену Росса»11. Политическая цель этих действий заключалась в нежелании требовать земли обратно и портить отношения из-за Форт-Росса с испанцами и американцами. Экономической целью России стала компенсация утрат от уступки Форт-Росса участием в калифорнийской «золотой лихорадке». Спустя 2 года служащие компании добыли в Калифорнии золота еще на 16 тыс. рублей12.
1863 год оказался для России решающим в выборе союзников на международной арене второй половины XIX в. К этому времени уже 2 года в Соединенных Штатах шла Гражданская война между Севером и Югом: индустриальными северными штатами с развитой торговлей и южными аграрными, где еще сохранялся рабовладельческий строй и свободный обмен темнокожими рабами на плантациях кофе, табака, каучука и сахарного тростника. Российская империя поддержала представителей Севера во главе с Авраамом Линкольном. Моральная поддержка Соединенных Штатов по дипломатическим каналам, официальное разрешение кораблям северян становиться на якорь в территориальных водах Русской Америки, бросок через океаны 12 русских кораблей в составе Атлан-
тической и Тихоокеанской эскадр в июле и сентябре 1863 г. Они прибыли в Нью-Йорк и Сан-Франциско и находились там до июля следующего года, чтобы отразить возможную прямую агрессию французов и англичан. Дружественная акция обошлась царской казне более 7 млн рублей и сыграла важную роль в победе Севера.
1877 год стал демонстрацией самых дружественных отношений между Соединенными Штатами и Российской империей. В Америке еще помнили военно-морскую поддержку России в годы Гражданской войны между Севером и Югом. К тому же накануне между Россией и США была совершена крупнейшая сделка XIX в. - продажа Российской империей своих владений в Северной Америке как отказ от заморских колоний на Аляске в пользу Соединенных Штатов. Царское правительство руководствовалось при этом прежде всего не финансовыми соображениями, а общеполитическими. Политики в этом действии правительства России было больше, чем интересов российской экономики и российского патриотизма. Однако император Александр II имел твердое убеждение в том, что такие шаги устранят возможные в будущем противоречия между Россией и США и будут реально содействовать укреплению союза между двумя государствами13.
Демонстрируя постоянно свою военноморскую мощь, Средиземноморский российский флот достиг в 1877 г. американских берегов. В качестве капитана флагманского корабля «Светлана» находился великий князь Алексей Александрович. Сын российского императора был тепло принят в Белом доме недавно избранным президентом США Рутерфордом Хейзом и членами его кабинета. Позднее газета «Нью-Йорк таймс» адекватно отразила отношение американцев к России в те годы: «Часто говорят, что американцы и русские являются естественными друзьями... Между нами практически нет ничего общего, а поскольку у нас нет ничего общего, наши интересы не вступают в конфликт. У России совершенно иной язык, иная религия, иные традиции, иная форма правления, иная судьба. На нас можно полагаться в том, что мы будем на стороне России в любой из войн, которую она будет вести.»14 Истинность содержания статьи из нью-йоркской газеты 1877 г. подтвердилась уже в XX в., в годы Русско-японской и Второй мировой войн.
В 1891 г. в России началось строительство Великой Сибирской магистрали, имевшей огромное стратегическое значение. Она была призвана связать окраины империи с центром страны, принести в Сибирь современную цивилизацию, развивать там экономику и инфраструктуру. Это был как раз тот случай, когда начало строительства Сибирской магистрали, как средство внутренней политики государства, имело геополитическое и экономическое значение на международной арене. Значимость магистрали заключалась в том, что Российская империя вновь включалась в соперничество на Тихом океане. Это
воспринималось с настороженностью и даже с некоторым раздражением со стороны основных конкурентов - Японии, Англии и Соединенных Штатов15.
4 декабря 1891 г., в связи с начавшимся в России из-за сильнейшей засухи голодом, царское правительство приняло предложение Соединенных Штатов об оказании помощи голодающему населению страны16. Политические и экономические мотивы России и США присутствовали при этом одновременно.
Для экономической дипломатии в российско-американских отношениях 1905 год стал знаменательным благодаря подписанию 5 сентября в США Портсмутского мирного договора между Россией и Японией (штат Нью-Гэмпшир). Инициатором международного события явилось президентская администрация во главе с президентом Теодором Рузвельтом. Несмотря на военные действия, развивавшиеся не совсем удачно для России на суше и на море с января 1904 г., в результате месячных переговоров российской делегации во главе с графом С.Ю. Витте удалось добиться сравнительно приемлемых условий заключения мира с Японией. Теодор Рузвельт же первым из американских президентов стал в 1906 г. лауреатом Нобелевской премии мира.
1919 год оказался весьма проблематичным в российско-американских отношениях. Это было связано с изменениями на политической карте мире. В результате Февральской революции 1917 г. Российская империя прекратила свое существование, после Октябрьской революции Россия стала Советской Республикой. Соединенные Штаты в числе первых иностранных государств признали Временное правительство и долгие годы упорно не желали признавать Правительство СССР. Этому во многом способствовали настроения и воззвания 150 тыс. русских белогвардейцев и членов их семей, а также просто беженцев, покинувших Россию в период Гражданской войны17.
Негативный настрой американского правительства к установлению дипломатических отношений с Российской Республикой не помешал, однако, развитию экономических связей с частным бизнесом США. Так, в январе-марте 1919 г. официальный представитель Советского правительства в США Людвиг Мартенс (1875-1948) возглавил созданное им неофициально торгово-экономическое представительство Советской России в Нью-Йорке. Цель такой акции заключалась в создании условий и материальной базы для установления торгово-экономических отношений между США и Советской Россией18.
С политической точки зрения правительство США беспокоил вопрос прекращения военных действий в самой России. Именно поэтому в Россию была направлена международная миссия во главе с американским дипломатом Уильямом Буллитом. В тот период в США было основано Общество технической помощи России. Его главной задачей стало оказание содействия в выезде в Россию американских технических специалистов
и рабочих. К концу года деловые круги США основали общественную организацию «Американская коммерческая ассоциация по развитию торговли с Россией». Один из руководителей Советской России -В.И. Ленин неоднократно высказывался за установление дипломатических отношений с США, а главное - «за экономическую договоренность с Америкой»19. Описанные средства внешней политики в российско-американских отношениях, бесспорно, способствовали развитию экономической дипломатии между молодым государством СССР и Соединенными Штатами.
Знаменательным событием того времени стало избрание накануне Патриархом Московским и всея Руси20 архиепископа Алеутского и Северо-Амери-канского Тихона, выделявшегося на фоне других священнослужителей своей харизмой, высоким профессионализмом, умением донести проникновенные слова до каждого православного. До октября 1925 г. он верой и правдой служил людям в труднейшие для государства и православной церкви времена. Этот исторический факт также сыграл свою определенную роль в развитии отношений с Америкой.
Следующий виток цикличности в 14 лет принес долгожданное установление дипломатических отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Произошло это 16 ноября 1933 г. при обмене в Вашингтоне соответствующими документами между народным комиссаром иностранных дел СССР М.М. Литвиновым и президентом США Ф.Д. Рузвельтом. Установление дипломатических отношений между СССР и США открывало новые возможности для экономических и политических отношений двух государств. Первыми послами в советский период стали Александр Трояновский - в Вашингтоне и Уильям Буллит, который уже приезжал с международной миссией в Россию 14 годами ранее, в 1919 г., - в Москве.
За последовавшие еще 14 лет вектор отношений между СССР и США из дружественных и союзнических устремился в противоположную сторону. К 1947 г. поменялись главы мировых держав, за исключением СССР; изменились общественнополитический строй в европейских странах, сферы влияния и рынки сбыта на евро-азиатском континенте. Уже было изобретено и использовано американцами атомное оружие, началась «холодная война» - нетрадиционная внешняя политика государства, осуществлявшаяся преимущественно в идеологической, экономической и технологической сферах жизни с использованием беспрецедентно жестких невоенных средств21.
Со временем эта война стала приобретать геополитические черты и состояние конфронтации, сочетаемой с гонкой вооружений и угрозой настоящей, «горячей войны». Дипломатия воспринималась тогда на международной арене как фактор силы, как искусство морального давления одного государства на другое или на целый ряд стран, как реальная угроза применения вооруженных сил. В марте 1947 г. президент США
Гарри Трумэн выступил со своей знаменитой доктриной «Pax Americana» и призвал американское общество на борьбу с тоталитарной угрозой коммунизма. В июле 1947 г. в силу ряда серьезных причин СССР был вынужден отказаться от участия в «Плане Маршалла». Этот шаг стал проявлением экономической дипломатии как со стороны США, так и со стороны Советского Союза, имевшей различное для двух государств экономическое и политическое значение.
В Соединенных Штатах появилось идеологическое обоснование «холодной войны» как противоборства и конфронтации с Советским Союзом. В сентябре в Москве было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ) и одобрена концепция политического деятеля А.А.Жданова о разделе мира на два лагеря. Одной из причин происходившего стали разные идеологии СССР и США. Если Сталин стремился распространить на весь мир социализм, то Трумэн - американские стандарты либеральной демократии и открытой рыночной экономики, а также американское доминирование на планете, основанное на финансово-экономической и военной мощи и монополии на атомное оружие. Осуществить полностью свои далеко идущие планы не удалось ни одной, ни другой стороне.
Для советско-американских отношений 1961 года была характерна смена власти в СССР и США, начало открытого и доверительного диалога между руководителями двух государств во время официальной встречи в июне 1961 г. в Вене, уважительное отношение к интересам другой страны. В том же году случился Берлинский кризис, когда мир оказался на грани войны. Камнем раздора стал Западный и Восточный Берлин, как и две Германии: Федеративная Республика Германия (ФРГ) и Германская Демократическая Республика (ГДР). Противостояние сложилось между ними в результате Второй мировой войны. После Победы над фашистами прошло 16 лет, а германская проблема оставалась нерешенной.
В заявлении президента Джона Кеннеди Берлин был обозначен как жизненный интерес для США, ибо уход Соединенных Штатов из Западного Берлина означал бы уход из Европы. С целью предотвращения вооруженного конфликта между СССР и США глава советского правительства Никита Хрущев принял нестандартное решение - установить стену между Восточным и Западным Берлином. 13 августа началось ее сооружение и продолжалось на протяжении 14 лет, до 1975 г. Власти ГДР и СССР понесли материальные потери от сооружения Берлинской стены.
1975 год был ознаменован разрядкой напряженности или детантом в советско-американских отношениях. Наибольшее развитие получили такие виды экономической дипломатии, как космическая, военная и аграрная. В июле 1975 г. в рамках международной космической программы «Союз-Аполлон» была осуществлена стыковка советского космического корабля «Союз» с американским космическим кораблем «Аполлон».
Это стало первым крупным событием советско-американского космического сотрудничества, переросшее позднее в настоящее партнерство.
В июле-августе 1975 г. в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) состоялись встречи и беседы Л.И. Брежнева с президентом США Дж. Фордом, на которых обсуждались вопросы по развитию экономических обменов, созданию благоприятных условий для свободного передвижения интеллектуальной собственности и граждан двух стран. Нормализация отношений в тот период между СССР и США позволила уже в сентябре подписать межправительственное Соглашение о закупке Советским Союзом зерна в США на следующие 5 лет, несмотря на вступление в силу с 3 января 1975 г. поправки Джексона-Вэника, лишавшей СССР режима наибольшего благоприятствования в экономических связях.
1989 год. Новый мощный виток гонки вооружений в первой половине 1980-х гг. стал толчком к заметному потеплению в советско-американских отношениях и реальным сдвигом в сторону их нормализации. У власти в этот период по обе стороны океана находились М.С. Горбачев и Дж. Буш-старший. Первый выдвинул концепции нового политического мышления, безъядерного мира, отказа от вмешательства во внутренние дела других государств и уважения прав народов на свободу выбора (общественного строя, курса внутренней и внешней политики, а также выбора своих партнеров и союзников в политическом и экономическом плане).
Руководство Советского Союза на деле подтвердило следование этим принципам как в своей стране, так и на международной арене. Одним из примеров может служить начавшееся 9 ноября 1989 г. разрушение Берлинской стены, разделявшей в течение долгих 28 лет немецкий народ. Дальнейшее развитие в этот период получили определенные виды экономической дипломатии. Так, в 1989 г. в Москве было подписано Генеральное торговое соглашение между Советским внешнеэкономическим и Американским торговым консорциумами. Оно регулировало экономические, правовые, финансовые и другие вопросы деятельности по созданию совместных предприятий (СП) на территории СССР
В 1989 г. в СССР и сШа были подписаны межправительственные соглашения и меморандум, касающиеся военной сферы. Знаковым событием в советско-американских отношениях стала декабрьская встреча лидеров СССР и США у берегов Мальты на борту советского теплохода «Максим Горький». Результатом позитивной внешней политики СССР стало единственное за всю историю поздравление по телемосту советского народа с Новым 1989 г. от имени США уходившим с президентского поста Р. Рейганом, а также признание М.С. Горбачева «Человеком десятилетия» американским журналом «Тайм» в декабре 1989 г.
В 1989 году Патриарх Тихон был канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви, а позднее приравнен к лику святых22.
Еще через 14 лет, в 2003 г., российско-американские отношения вышли на качественно новый уровень двустороннего взаимодействия. Об этом, в частности, свидетельствует совместное заявление президентов РФ В. Путина и США Джорджа Буша-младшего о новых отношениях между Россией и США, сделанное во время встречи в Санкт-Петербурге 1 июня 2003 г. Обозначенный год оказался весьма насыщенным в выборе средств внешнеэкономической политики для развития стратегического партнерства в двусторонних отношениях. Достичь максимально положительных результатов во взаимовыгодном сотрудничестве России и Соединенным Штатам не позволил иракский кризис весной 2003 г., а также критические позиции администрации Дж. Буша в отношении состояния российской демократии и энергоресурсной политики России.
В 2003 г. реальное развитие получил российско-американский деловой диалог (РАДД). В США и России прошли деловые форумы, включая Всемирный экономический форум (октябрь, Москва); 2-й Российско-американский деловой диалог (сентябрь, Санкт-Петербург); 5 встреч на высшем уровне между президентами РФ и США; визит госсекретаря США в Россию (май, Москва), встречи министра торговли США и министра экономического развития и торговли России (сентябрь, Вашингтон), министра энергетики США и министра атомной энергетики России (ноябрь, Вашингтон), губернатора Санкт-Петербурга и посла США в России (ноябрь, Санкт-Петербург). Неоднократно имел место обмен посланиями между президентами России и США по актуальным вопросам российско-американских торгово-экономических отношений.
Развивалось сотрудничество в области космоса, жилищного строительства и развития городской инфраструктуры, банковского диалога и инвестирования. В энергетической сфере осуществлялись поставки высокообогащенного урана российского происхождения для американских ядерных реакторов. Усилия российской и американской сторон были направлены на достижение взаимовыгодного экономического сотрудничества и понимания интересов другой стороны в решении политических проблем.
Важным событием стал рабочий визит Президента РФ В.В. Путина в США. 24 сентября 2003 г. в Нью-Йорке, в Генеральном консульстве РФ, состоялась встреча В. Путина с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром и членами Архиерейского синода Русской православной церкви за границей. На ней митрополиту Лавру было вручено письмо патриарха Алексия Второго с приглашением посетить Москву, которое было с благодарностью принято. С 17 по 22 ноября Россию посетила делегация Русской зарубежной православнойцеркви. 19 ноября 2003 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия прошли переговоры членов делегации с членами Священного синода Русской православной церкви. При этом
с обеих сторон была выражена готовность к вос-соединению23.
Эти события как нельзя лучше совмещались с 70-летием восстановления дипломатических отношений с США. Позднее, 17 мая 2007 г., Президент РФ В. Путин присутствовал в храме Христа Спасителя в Москве и лично приветствовал торжественное подписание Акта о воссоединении Московского Патриаршества и всея Руси с Русской зарубежной православной церковью в США. В мае 2012 г. отмечалось пятилетие канонического общения православных церквей всего мира24.
С религии, как одного из важнейших компонентов в жизни россиян всех времен, началась цикличность экономической дипломатии в российско-американских отношениях. Религия присутствовала на протяжении всех 15 циклов, завершив очередной этап развития двусторонних связей важным идеологическим событием в масштабах всей планеты. К православному населению Северной Америки устремлены сегодня надежды на еще большее сплочение русскоговорящих общин, на их самосознание и активное участие в лоббировании интересов российских соотечественников в Америке на всех уровнях взаимодействия - дипломатическом, экономическом, социально-культурном. Этому, в частности, способствовало и ежегодное проведение российской стороной шести ассамблей «Русского мира».
В настоящее время происходит двустороннее переосмысление всей многовековой истории российско-американских отношений. Об этом наглядно свидетельствуют, в частности, заявления президента США Барака Обамы о завершении «холодной войны» как естественном и необходимом историческом процессе. В ходе визита Президента РФ Дмитрия Медведева в США в июне 2010 г. подписан Договор со штатом Калифорния о финансовой поддержке Форт-Росса - исторического объекта, созданного еще в начале XIX в. россиянами и представляющего интерес для сегодняшней Америки прежде всего как место проведения встреч и праздников Конгресса русских соотечественников в США.
Современный путь России - это стратегическое партнерство и реальное сотрудничество с Востоком и Западом, включая США, на основе самодостаточности, дальнейшего развития уже существующей и создания новой, современной российской цивилизации на базе инноваций и высоких технологий. У двух великих стран - России и Соединенных Штатов Америки - нет другой разумной альтернативы, как развивать добрососедские, дружественные отношения и многовековое сотрудничество одновременно в политическом и экономическом направлениях, уважая при этом национальные интересы других государств, защищая и приумножая достояние своей страны.
Будущее двусторонних отношений - за экономической дипломатией. Этот феномен международной жизни представляет собой важнейшее средство внешней политики, определяющее оптимальный и наиболее
благоприятный выбор государством своих методов при принятии политических решений, основанных на общности двусторонних или многосторонних интересов, общечеловеческих ценностей, на международном праве, взаимопонимании и паритетных принципах.
Обладая информацией о периодичности российско-американских отношений на протяжении двух столетий, о присущих им подъемах и спадах, можно с полной уверенностью констатировать, что моделирование отношений между Россией и Соединенными Штатами Америки возможно. Во всяком случае, не следует скептически относиться к единичным событиям, происходящим через каждые 14 лет в истории отношений между Россией и США, а также к семилетним периодам спадов и подъемов в двусторонних отношениях. Ведь история не терпит пренебрежительного к ней отношения: ей свойственно наказывать тех, кто ее не знает, умышленно искажает или игнорирует.
На основе исследования вековых российско-американских отношений изложена новая научная теория о возможном моделировании отношений между Россией и США. Именно после 14 лет своего развития некоторые явления в российско-американских отношениях повторяются, обновляются или приобретают совершенно новые черты (как положительные, так и отрицательные). Данная политологическая теория содержит универсальную гипотезу о 14-летней цикличности международных билатеральных или двусторонних отношений.
Цикличность, как повторяющийся процесс подъемов и спадов, имеет промежутки между ними в семь лет. Первая точка отсчета никогда не является нулевой. Она представляет собой начальный пик всем хорошо известной спирали. Далее следуют спиралевидные витки, огибающие наивысшую точку и постепенно удаляющиеся от нее или приближающиеся к следующей наивысшей точке. Это и означает спады и подъемы. Для приобретения цикличностью устойчивого, системного характера в двусторонних отношениях может пройти период от нескольких лет до нескольких десятилетий и даже столетий, пока хаотичность в отношениях между двумя государствами не перейдет в упорядоченную цикличность, поддающуюся конкретному объяснению и политологическому (аналитическому) прогнозу. В каждом конкретном случае этот вопрос индивидуален. Важно при этом правильно найти точку опоры (реперную точку) в исторической ретроспективе двусторонних межгосударственных отношений. Отечественным и зарубежным ученым еще предстоит исследовать и доказать состоятельность гипотезы о 14-летней цикличности в международных отношениях. Но------------ Ключевые слова ------------------
Россия, США, двусторонние отношения: 1793 - 2024 гг., цикличность, подъемы и спады, экономическая дипломатия.
вая научная теория о возможном моделировании отношений между Россией и США заслуживает самого пристального к ней внимания как со стороны ученых, так и политиков.
Первой и наивысшей точкой в российско-американских отношениях стал 1793 год. Завершение последнего, 15-го цикла современных российско-американских отношений прошлось на 2003 г. На протяжении последовавших семи лет, по 2010 г. включительно, в российско-американских отношениях из года в год наблюдался постепенный спад, переросший в заметное ухудшение взаимоотношений. Период с 2011 по 2017 г. должен быть ознаменован подъемом в двусторонних отношениях. Этому во многом будет способствовать ряд конкретных, уже произошедших событий, среди которых:
- вступившее в силу Российско-американское соглашение в области мирного атома;
- обоюдно ратифицированный Договор по СНВ-3;
- присоединение Российской Федерации к ВТО;
- упрощение визовых формальностей для граждан РФ и США, открывающие новые экономические возможности двух стран.
Большие надежды возлагаются на отмену Конгрессом США поправки Джексона-Вэника. Период 16-го цикла с 2013 по 2016 г. является для этого наиболее благоприятным. 2017 год также благоприятен для российско-американских отношений, но попадает в зону фактора риска. Именно на него приходится окончательное принятие решений по ЕвроПРО как важной проблеме международной безопасности новейшего периода мировой истории. Если до 2017 г. Москве и Вашингтону не удастся найти общее решение по проблеме развертывания противоракетной обороны в Европе, не исключена возможность возобновления гонки вооружений с дополнительными государственными затратами с обеих сторон (в период продолжения мирового экономического кризиса) и абсолютной неэффективностью, как показала история «холодной войны». Моделирование российско-американских отношений возможно и в дальнейшей перспективе, в 17-м цикле: 2017 - 2031 гг. и далее.
Savoysky A.G. Modelling of the Russian-American Relations Is Possible.
Summary: This article is devoted to a new scientific theory about the possible modelling of the relations between Russia and the United States. On the basis of the research conducted on two centuries of Russian-American relations, universal political science hypothesis about 14-year cyclicality of the international bilateral relations is also put forward.
------------ Keywords ------------
Russia, USA, bilateral relations (1793 - 2024), recurrence, peaks and valleys, economic diplomacy.
Примечания
1. Популярные афоризмы, крылатые фразы // Интернет-ресурс - http://phizmat.org.ua/2009-05-16-19-36-10/124-2010-04-05-08-41-27. Дата обращения - 10.10.2012.
2. Баженов Г.Н. Советско-американские экономические отношения: проблемы и перспективы: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14. М., 1981.
3. Чернов С.А. Анализ политики США в отношении СССР: системно-циклический подход // США и Канада. 2001. № 6. С. 76-88.
4. Modelski G. Long Cycles in World Politics, 1987; Globalization as Evolutionary Process: Modeling Global Change, 2007.
5. Schlesinger, A.M., Jr. The Cycles of American History, 1986.
6. Быстрова Ю.М. Зигзаги российско-американских отношений // Обозреватель-Observer. 2009. № 3. С. 83-89.
7. Кубасов Ю.Н. Погибель Нового мира. М., 2010.
8. Савойский А.Г. Россия - США: 200 лет экономической дипломатии (1807-2007): Монография. 2-е изд. с доп. М.; П., 2011. С. 665-681.
9. Цит. по: Бушков А.А. Русская Америка: Слава и позор. М., 2009. С. 198.
10. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века / Автор и составитель проф. Э.А.Иванян. При участии канд. ист. наук В.И.Батюка, М.А.Литвиновой, д-ра ист. наук В.О. Печатнова. М., 2001. С. 539.
11. Цит. по: Бушков А.А. Русская Америка: Слава и позор. С. 287.
12. Там же.
13. Уступка Россией своих владений в Америке // В кн.: Савойский А.Г. Россия - США: 200 лет экономической дипломатии (1807-2007). Монография. 2-е изд. с доп. С. 121-122.
14. Цит. по: Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. С. 19.
15. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времён до наших дней. СПб., 2002. С. 243, 260-261.
16. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. С. 645.
17. Там же. С. 469.
18. Там же. С. 327.
19. Цит. по: Там же. С. 647.
20. Там же. С. 469.
21. Андреев В.Г. Геополитика и мировые войны XX века // США. Канада: ЭПК. 1999. № 11. C. 89.
22. Журнал Московской Патриархии. 1990. № 1. С. 6-7.
23. Журнал Священного Синода. 2007. № 36; Anne de Tinguy. La sortie de l'Empire: le poids de l'heritage // Questions internationales. Paris, 2007. № 27, Septembre - Octobre. P. 16.
24. Савойский А. Дела православные (О роли России и Владимира Путина в объединении всех православных церквей в мире) // Русская Ривьера. Лето 2012. № 3. С. 149.