Социология культуры
С.Н. Майорова-Щеглова, Е.А. Колосова, Е.С. Щеглова
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ (на примере Российской государственной детской библиотеки)
В статье излагаются основные принципы реорганизации бюджетных организаций на основе федерального законодательства. С опорой на результаты исследования современной ситуации в Российской государственной детской библиотеке и с применением приемов приспособления, модификации и реорганизации предложены 17 возможных моделей развития традиционного учреждения культуры.
Ключевые слова: моделирование, модификация, реорганизация, приспособление, бюджетная организация.
В 2011 г. бюджетные учреждения, к которым относятся и государственные библиотеки, ожидает глобальная реорганизация. Система бюджетных учреждений (БУ), которая существует на сегодняшний день в России, была сформирована в отличающихся от современных социально-экономических условиях. Общее количество учреждений, входящих в систему бюджетных на федеральном уровне, - 25 287, на региональном и муниципальном уровнях это еще 302 660 учреждений (по состоянию на 1 января 2009 г.)1.
До сих пор эта система функционирует в отрыве от нынешних подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности предоставления государственных и муниципальных услуг. По факту получается, что органы власти всего лишь финансово содержат существующую систему бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг. Несмотря ни на что, многие бюджетные учреждения
© Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А., Щеглова Е.С., 2012
уже включены в хозяйственный оборот и получают кто-то немалые, а кто-то и мизерные средства от приносящей доход деятельности. Уже в 2008 г. из 9997 федеральных бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги юридическим и физическим лицам, более трети (а точнее 37,9%) учреждений имели в общем объеме их финансового обеспечения до 40% средств от приносящей доход неосновной деятельности2.
Более 1000 учреждений полностью финансировались за счет таких доходов, это распространено прежде всего в сфере здравоохранения, науки и театральных учреждений.
В 2010 г. появился новый Федеральный закон № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»3. Вокруг основных положений и этапов реализации нового федерального закона ведутся серьезные споры.
Попробуем на примере традиционного бюджетного учреждения культуры - Российской государственной детской библиотеки - разобраться в основных проблемам деятельности этого учреждения сегодня и возможных трансформациях этого учреждения на пути, предлагаемом федеральным законом.
Проблемой библиотечного менеджмента и кризисными факторами развития и функционирования библиотек активно занимались специалисты библиотечного дела С.Г. Матлина, Л.Н. Герасимова и О.Н. Кокойкина, И.Б. Михнова, Г.Л. Цесарская и другие4. При этом на данный момент не было предложено адекватной модели развития и внедрения инноваций в библиотеках и организациях культуры с учетом новых практик.
Законопроект в первую очередь направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при сохранении расходов или снижении темпов роста бюджетов на их предоставление путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения.
Российская государственная детская библиотека была основана в 1969 г. как научно-методический и исследовательский центр в области педагогики, психологии и социологии детского чтения, библиографии детской литературы, организации библиотечного обслуживания детского населения. Библиотеку ежегодно посещают более 45 тыс. читателей. Среди них дошкольники с 1 года, школьники до 15 лет, родители, специалисты, профессионально связанные с детской книгой: учителя, библиотекари, издатели, исследователи, студенты и преподаватели высшей школы, социальные работники.
В библиотеке имеется 17 отделов и около 85 сотрудников, деятельность которых очень разнообразна. Для читателей открыты 5 абонементов (в том числе нот и звукозаписей, книг на иностранных языках), читальные залы, литературная и музыкальная гостиные, комната сказок, фонотека, интернет-центр, медиатека, кабинет психолого-педагогических консультаций, справочно-библиографи-ческое бюро. В библиотеке работают более 20 детских студий, кружков, клубов. Создается музейная коллекция: старая детская книга, дарственные экземпляры с автографами, поступления из личных архивов писателей. Совсем недавно на сайте РГДБ был запущен проект - коллекция редкой детской книги. Книги, изданные в начале XX в., в оцифрованном виде выложены на этом сайте и доступны всем его посетителям.
Имеется обменно-резервный и депозитарный фонд литературы для детей и по вопросам педагогики детского чтения. Фонд РГДБ составляет более 500 тыс. книг, газет, журналов, нотных изданий, кино-, фото-, фономатериалов.
Основная услуга библиотеки - предоставление бесплатного доступа к книгам, содержание которых при этом должно быть качественным и полезным, поэтому специалистам важно также изучать литературу как элемент трансляции неких образцов поведения и стереотипов. Библиотека - это функционирующая по своим принципам организация, обладающая собственным аппаратом управления, а также структурой, куда входят не только отделы по обслуживанию читателей, но и многочисленные дополнительные бесплатные студии, а также отделы социологии, психологии, научно-методический отдел, массовой работы и наглядной пропаганды. Очевидно, что библиотека является социальным институтом, который играет свою роль в современном российском обществе, поскольку именно через библиотеку происходит трансляция некоторых ценностей, усвоение исторического опыта поколений и культурного наследия, а часто и процесс социализации.
Библиотеки в последние десятилетия перестали быть монополистами в области информации, поскольку многое из того, что запрашивается читателями, имеется в личных собраниях, книжных магазинах, может быть получено от других людей, а теперь и в Интернете.
Выведенная из многоуровневой иерархической структуры административного управления, библиотека постепенно обретает самостоятельность, необходимую для стабильного функционирования и развития. Руководство самостоятельно формулирует цели и задачи своей деятельности; нарабатывает стратегию и политику эволюции учреждения; изыскивает дополнительные ресурсы; на-
бирает работников. Для этого требуются значительное расширение сферы управления и самоуправления, формирование новых управленческих функций, увеличение объема и углубление содержания выполняемых руководством библиотеки обязанностей. Но главное, необходимо понимание: какую модель развития выбрать.
В прошлом правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствовали стимулы к оптимизации и повышению эффективности собственной деятельности. Такая ситуация, безусловно, была вызвана в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов такого учреждения.
Новый законопроект пытается изменить правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования и создав условия и стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности. А именно, изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 г. со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания; предоставить БУ право заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений; устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав; расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества. Достоинством законопроекта считается минимизация организационных мероприятий, связанных с изменением статуса учреждений, то есть достаточно будет только внести изменения в устав учреждения или положение о нем. Но здесь и заключается одно из главных противоречий: что является главенствующим в процессе перестройки бюджетных организаций - желание и возможности самой организации или четкий, обоснованный государственный заказ.
Воспользуемся некоторыми данными двух локальных, зондаж-ных исследований. Первое представляло собой обращение к экспертному мнению, второе было непосредственно посвящено изучению коллектива Российской государственной детской библиотеки5.
К числу несомненных достоинств РГДБ эксперты отнесли работу специализированных программ и клубов: дискуссионного клуба «Диалогос», программы «Метис», направленной на оказание психологической помощи в освоении социокультурного пространства детям и родителям из смешанных семей, клуба семейного чтения, психолого-педагогического консультирования. А также выделяется уникальность некоторых услуг: абонемент детской литературы на
иностранных языках, отдел мультимедиа и нот. Отмечено наличие и эксклюзивное оформление специализированных помещений: Пушкинская комната, Комната сказок, Музыкальная шкатулка, Зал семейного чтения и искусства. С другой стороны, в ходе исследования выявлены серьезные противоречия в составе и деятельности сотрудников библиотеки. Да, здесь уже не одно десятилетие работают по-настоящему творческие личности, но, однако, молодежь не идет в библиотеку на работу, и передавать уникальный опыт некому. Некоторые эксперты указали, что многие сотрудники РГДБ просто дожидаются пенсии, поэтому проявляют мало рвения и инициативы к своей работе.
Эксперты в качестве неотложных проблемных вопросов отмечали неготовность работать с современными детьми, причем немалое значение придавали не только содержанию такой деятельности, но и ее внешним атрибутам, ресурсам: «интерьер отдает казенщиной, неактуальные книжные выставки, недостатки навигации». Приклеенные к столам детские журналы для общего пользования, описанные экспертами, становятся доказательством бедности библиотеки и символом ненадежности, недоверия к читателям.
Среди наиболее важных задач самими работниками были отмечены: улучшение работы с читателями и функционирование Российской государственной детской библиотеки как методического центра для всех детских библиотек России. Коллектив библиотеки в основном считает возможным ее развитие через внедрение в организацию современных технологий библиотечного дела. Но мы полагаем, что это направление на самом деле не может стать единственно приоритетным, решение его не повлечет за собой подлинного развития культурного учреждения. Работники библиотеки нуждаются в обучении, направленном на повышение квалификации, освоение сотрудниками компьютерных программ но, что не менее важно, в формировании позитивного, творческого, нементорского мышления при работе с детьми, в поддержании здорового психологического климата в организации. Сегодня в библиотеке нет такого отдела, который бы осуществлял связи с общественностью, назрела необходимость и в маркетинговой службе.
В отношении детской библиотеки невозможно сформулировать одно-единственное приоритетное направление ее деятельности. Мы позволим себе представить множество моделей вариативного развития РГДБ, при этом каждая модель еще будет и соответствовать различному типу учреждения при разнообразных сочетаниях степени автономности и самообеспечения.
В нашей работе под моделированием понимается метод представления будущих возможных состояний объекта познания как упрощенные описания аналогов оригинала.
Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Модель может быть подвержена условным испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и/или среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для управленцев. Мы осознаем, что основной недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней стираются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Но в этом состоит непременное условие моделирования будущего. И только это делает возможным дать уплотненную, компактную информацию об объекте, хотя именно здесь скрываются возможные ошибки приложения моделирования к социальному программированию и прогнозированию.
В представлении возможных моделей мы основываемся на позиции Ю.М. Плотинского: «Укоренившееся со школьных лет представление о том, что модель может быть только математической, глубоко ошибочно. Модель может быть сформулирована и на естественном языке»6. Мы излагаем свои позиции в форме словесных схем, символов, ключевых слов. Всего нами было составлено 17 моделей.
Модели развития библиотеки
1. Библиотека как методический центр для детских библиотек страны, обеспечивающий методическую и иную поддержку детских библиотек страны. Тогда главным в деятельности станет: изучение опыта библиотечно-информационной работы в России и за рубежом, архивирование методических и других пособий по библиотечному делу, издаваемых в РФ и за рубежом; отбор материалов в профессиональной прессе; редактирование и рекомендация к печати пособий, издаваемых библиотеками на территории РФ, содействие расширению и укреплению межбиблиотечных и межведомственных связей - дополнительные функции.
2. Библиотека как центр методики, развития, досуга и образования учителей, профессиональных воспитателей, школьных библиотекарей, проведение производственных практик для специалистов на базе библиотеки.
3. Библиотека как центр инновационной электронной книги, досуговых технологий для детей. Сбор, контент, экспертиза продуктов для детей, подготовка обоснованных рекомендаций для родителей. Добровольная экспертиза коммерческих электронных продуктов для детей с получением специального знака качества -крайне актуальная и перспективная и вполне самоокупаемая форма деятельности.
4. Библиотека как центр для родителей-интеллектуалов, желающих воспитывать своих детей в рамках «книжной культуры». Книга не является только лишь источником информации, сегодня она выступает инструментом привития семейных ценностей общения. Как показало наше исследование, книга продолжает собирать вокруг себя всех членов семьи, объединять их одной темой, давать почву для размышлений, а главное обсуждений того, что прочитали, что понравилось, о чем хочется поговорить7. В случае развития этой модели будут уместны семинары, мастер-классы для родителей о новых поступлениях, а также книгах для детей и юношества, готовящихся к печати, выпущенных, имеющихся в продаже, обсуждение книг из «бабушкиной» библиотеки с целью показать их актуальность для современных детей.
5. Библиотека для юного читателя. Ориентация на юных москвичей и даже, скорее, жителей ближних районов. Кружки, секции, массовые мероприятия - основа деятельности.
6. Библиотека как центр культуры для детей. Эта модель отводит библиотеке функцию взаимодействия сообществ взрослых творцов для детей: писателей, режиссеров, поэтов, художников и пр.
7. Библиотека как музей детской книги. Сбор, отбор, анализ, каталогизация, реставрация детских книг. Основа работы - музей ностальгии «Книга моего детства». Выставки, обменный пункт для населения - дополнительные формы деятельности.
8. Библиотека-издательство. Перевод на электронные носители, тематические подборки, репринтные издания.
9. Библиотека как специализированное образовательное учреждение: детский сад-школа-колледж-вуз-аспирантура, где базой обучения является книжная культура.
10. Библиотека - центр защиты прав ребенка. Работа по популяризации правовых знаний, правовые службы защиты детей, а, возможно, и место нахождения, Уполномоченного по правам ребенка.
11. Библиотека как центр работы с творческими детьми. Перманентные фестивали, конкурсы, слеты.
12. Библиотека как разработчик, апробатор инновационных программ воспитания, просвещения детей по разным актуальным для государства или его отдельных служб направлениям: например,
воспитание честного налогоплательщика (по заказу ФНС), работа с ГИБДД, МЧС, Центральной избирательной комиссией «Будущий избиратель».
13. Библиотека - центр представительств международных детских организаций и организаций в защиту детства. Идея модели -собрать под одной крышей представительства ЮНИСЕФ, Врачи без границ и пр.
14. Библиотека - центр наук о детстве. Функции консолидирующие, информационные, координирующие и пр. Цель развития данной модели - попытаться собрать российские научные учреждения «под одной крышей».
15. Библиотека - центр детских общественных организаций. Здесь возможно применение принципа рекламного процесса ребрендинга. И библиотека, и детские организации оказались в настоящее время в нашей стране в некотором отстранении. Соединение усилий и совместные программы смогли бы реанимировать в них живую детскую жизнь. Новым «продуктом» могут стать новые уникальные программы для детей и молодежи (семинары, съезды, смены в детских лагерях, акции и т. д), разработанные в ходе сотрудничества.
16. Библиотека как магазин. В основе - поговорка «Книга -лучший подарок». Центр продажи книг и атрибутов, связанных с книжной культурой (включая, например, детские игры и игрушки с героями произведений). Помощь потребителям в обоснованном выборе, а значит, предварительный отбор, экспертиза, выставочная деятельность.
17. «Библиотека-Макдональдс». Ориентация на массового потребителя культуры. Место для проведения культурного досуга для всех возрастов, различных групп, различных типов семей. Круглосуточная или многочасовая работа (с 6 до 24). Библиотека-кафе, интернет-кафе-библиотека. Видеоклуб, где будут показывать экранизации литературных произведений. Массовые акции с подарками «Книга к обеду».
Фиксация моделей велась с помощью различных приемов.
Приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт реше ния проблемы применяется в целом к интересующему объекту (модели 1-5).
Реорганизация предполагает устранение прежних принципов функционирования объекта с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных (модели 6-15).
Модификация. С учетом накопленных знаний определяются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздейст-
вия, то есть затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы (модели 16, 17). Мы использовали в составлении этой модели принцип аналогии - организацию музейных сетей, сконструированную Соломоном Р. Гуггенхаймом. Довольно часто этого человека обвиняют в попытке превратить музей в «Макдональдс». Перенесение принципов коммерческих проектов на культурные мероприятия, создание сети бренда, ориентация на массового потребителя культуры, а не на ценителя - суть и наших моделей, построенных на приеме модификации.
Для поиска оптимальной модели развития данные модели также могут быть исследованы, рассмотрены и проинспектированы с разных точек зрения. В нижеследующей таблице представлены некоторые из возможных показателей.
Показатели Высокие (номера моделей) Низкие (номера моделей)
Ориентации на узкого потребителя 6, 11 7, 16, 17
Ориентация на широкий круг пользователей 12, 17 2, 6, 9
Возможность полного самофинансирования 8, 9, 17 12, 13
Автономность реорганизации 1-5 13-17
Сложность управленческой реорганизации 13-17 1-5
Мы уверены, что построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей прогнозируемого объекта, обсуждение этих вариантов в ходе деловых игр с сотрудниками и внешний аудит-экспертиза позволят не только выработать эффективное управленческое решение, но и смоделировать конфликтные ситуации будущего, вероятные при принятии того или иного решения, и способы достижения компромисса.
Примечания
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений» [Электронный ресурс] // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/% 28Spravka%29?0penAgent&RN=308243-5&12 (дата обращения: 05.11.2010).
2 Там же.
3 Банк документов, подписанных Президентом России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://graph.document.kremlin. ru/page.aspx?1;1261860 (дата обращения: 20.10.2010).
4 Матлина С.Г. Библиотечный маркетинг: Практ. пособие. Пермь, 2001. 66 с.; Герасимова Л.Н., Кокойкина О.Н. Маркетинг в библиотеке: Учеб. пособие. М.: МГИК, 2003. 64 с.; Михнова И.Б., Цесарская Г.Л. Как сделать рекламу библиотеки: теория, методика, практика. М.: Библиомаркет, 2002. 220 с.
5 Экспертный опрос (N=30, анализ письменных свободных эссе), анкетный опрос сотрудников библиотеки (N=68) проведены в январе-марте 2010 г.
6 Плотинский Ю.М. Иконологическое моделирование - новый инструмент социологов // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 116-122.
7 Колосова Е.А. Практики семейного чтения как факторы ранней социализации современных российских детей // Вестник РГГУ. 2010. № 3. Серия «Философия. Социология». С. 296-303.