ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS
УДК 811.1/.2
DOI 10.52575/2712-7451 -2021 -40-4-460-466
Моделирование развития личности обучающегося средствами цифровых образовательных ресурсов
Ахметов С.И.
Саратовский национальный исследовательский
государственный университет, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, E-mail: [email protected]
Аннотация. Особое внимание в настоящее время уделяется развитию личности обучающихся, так как общество нуждается в грамотных и творческих людях, способных быстро и четко реагировать на происходящие изменения в мире, решать современные и нестандартные задачи. Цифровые образовательные ресурсы позволяют решать эту задачу, при правильном использовании повышают качество и доступность образования. Однако данное явление мало исследовано. Как развивать средствами цифровых образовательных ресурсов? Как сделать процесс развития этими средствами эффективным? Что для этого нужно? Исследование проблемы позволило выявить особенности данного феномена и показать возможность разработки модели развития личности обучающегося. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории развития личности и будут полезны для людей с педагогическим и психологическим образованием.
Ключевые слова: информационное общество, модель, педагогическое моделирование, развитие самостоятельности, цифровые ресурсы
Для цитирования: Ахметов С.И. 2021. Моделирование развития личности обучающегося средствами цифровых образовательных ресурсов. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 40 (4): 460-466. DOI: 10.52575/2712-7451-2021-40-4-460-466
Modeling the Development of the Student's Personality by Means of Digital Educational Resources
Stepan I. Akhmetov
Saratov National Research State University, 83 Astrakhanskaya St, Saratov 410012, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. Special attention is currently paid to the development of the personality of students, since society needs literate and creative people who are able to quickly and clearly respond to the changes in the world, to solve modern and non-standard problems. Digital educational resources allow you to solve this problem. The ability to cope with it is due to the fact that they are interesting to the modern generation, understandable and accessible. Secondly, in conditions of a pandemic or increased morbidity, they help to engage in self-education. Third, digital educational resources, when used correctly, increase the quality and accessibility of education. However, this phenomenon has been little studied, therefore, it seems relevant and requires further study. How to develop by means of digital educational resources?
How can the development process be made effective with these tools? What is needed for this? These questions require a constructive answer. The study of the problem made it possible to identify the features of this phenomenon and to show the features of the development of a model for the development of a student's personality. The results obtained contribute to the development of the theory of personality development and will be useful for people with pedagogical and psychological education.
Keywords: information society, model, pedagogical modeling, development of independence, digital resources.
For citation: Akhmetov S.I. 2021. Modeling the development of a student's personality by means of digital educational resources. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 40 (4): 460-466 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2021-40-4-460-466
Введение
Образование во все времена быстро реагирует на изменения в обществе и приспосабливается к ним. Переход к информационному обществу привел к необходимости пересмотра условий развития личности обучающегося [Марцинковская и др., 2017]. Так, одним из важнейших направлений глобального процесса перехода к информационному обществу является построение модели развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов. В настоящее время это направление является мало изученным.
Для создания эффективной модели развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов важно разобраться в сущности данного понятия. Научное обоснование педагогическое моделирование получило в работах С.И. Архангельского, В.Г. Афанасьева, А.Н. Кочергина, И.Б. Новика, В.А. Штоффа, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, А.Н. Дахина, В.В. Краевского, В.И. Михеева и других. Изучение работ перечисленных авторов позволило заключить, что все они сходятся в том, что в обобщенном варианте модель развития личности обучающегося - это идеальный образец, фасилитирующий изучение явления или феномена, продукта или процедуры, механизма или средства, обеспечивающий возможность развития научного знания и личности, включенной в систему современного образования и культуры.
Заслуживающим особого внимания является взгляд В.А. Штоффа [1966]. Он под моделью развития личности обучающегося видит мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Это тоже по сути образец, фасилитирующий изучение чего-либо, только рассматривает он этот образец как систему, представляемую или реализованную.
Мы приняли за основу определение модели, данное Михеевым В.И. Согласно его определению, педагогическая модель есть модель педагогической деятельности, в которой представлен замысел ожидаемого результата, определен его смысл, дана характеристика средств и условий, необходимых для реализации ожидаемого результата, указаны субъекты деятельности [Михеев, 2010].
Цель исследования - показать возможность разработки модели развития личности обучающегося средствами цифровых образовательных ресурсов с учетом особенностей данного феномена.
Цель и задачи создания модели развития личности обучающегося
Модель развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов, безусловно, подразумевает определенную организацию образовательной деятельности, а также определенные условия, направленные на приобретение знаний и умений, обеспечивающих полноценное развитие обучающегося. Любая модель разрабатывается с определенной целью, достижение которой есть конечный результат [Савелова,
2008]. Целью создания модели по заявленной нами тематике является развитие личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие педагогические задачи:
- создать условия для развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов;
- предоставить обучающемуся реальные возможности своего развития посредством цифровых образовательных ресурсов;
- обеспечить доступ к цифровым образовательным ресурсам, сопровождение и поддержку со стороны педагога;
- контролировать и корректировать процесс развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов.
Подходы и принципы модели развития личности обучающегося
Педагогические подходы, используемые для достижения указанной цели, включают интегрированность содержания учебной деятельности, исследовательскую активность, для которой характерна высокая степень мотивации и самостоятельности обучающихся [Давыдова, 2010].
Такие подходы позволяют спланировать получение результата деятельности по развитию личности; обеспечить возможность обучающимся реализовать свой умственный творческий потенциал; обеспечивать вариативность обучения [Акулова, 2004].
Принципы развития личности в модели:
1) принцип ценности личности, заключающийся в самоценности обучающегося;
2) принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого обучающегося;
3) принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;
4) принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
5) принцип субъективности учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора обучающимися сфер приложения сил;
6) принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса [Кисляков и др., 2018].
Структура модели развития личности обучающегося
Модель развития личности обучающегося позволяет логически выстроить образовательную деятельность [Кулагина, Колюцкий, 2011]. Она, как сложная и целостная система, должна быть представлена совокупностью взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного. Рассмотрим их подробно.
Целевой блок позволяет определить цель и наметить задачи, взаимосвязь и детализацию всех компонентов модели. Содержательный блок, включающий теорию и практику, состоит из четырех этапов развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов.
На 1 этапе - подготовительном - проводится анкетирование обучающихся (или студентов) и учителей (или преподавателей), целью которого является определение уровня использования цифровых образовательных ресурсов и уровня развития личности обучающегося посредством них. Также выявляются обучающиеся и педагоги, желающие принять участие в работе по развитию посредством цифровых образовательных ресурсов.
На 2 этапе - организационно-проектировочном - выбираются конкретные темы и анализируется их содержание, особенности. Выявляются преимущественно сложные темы, определяются виды занятий, на которых разумно обратиться к цифровым образова-
тельным ресурсам. После этого осуществляется адаптация обучающихся к специфике работы по развитию личности посредством цифровых образовательных ресурсов.
На 3 этапе - организационно-деятельностном - происходит непосредственное вовлечение обучающихся в образовательный процесс и осуществляется организационная работа по развитию личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов.
На 4 этапе - завершающем, контрольно-корректирующем - обучающиеся выполняют проект или творческую работу, раскрывающую результаты их работы, плюсы и минусы организованной работы по развитию посредством цифровых образовательных ресурсов, вносят предложения и пожелания по ее усовершенствованию [Красильникова, 2006].
Если рост развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов достигнут, то их использование становится массовым в образовательном учреждении. Положительная практика по реализации развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов должна стать толчком для других педагогов к их использованию в своей профессиональной деятельности [Осетрова и др., 2012].
Отметим, что в случае положительного результата разрабатывается методический материал для последующего практического применения системы развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов, а также разрабатывается инструкция пользователя по их применению с подробным объяснением структуры работы, решаются вопросы организационного характера.
Процессуальный блок включает обеспечение организации образовательной деятельности. Организационно-управленческое обеспечение направлено на создание условий, способствующих развитию личности. Кадровое обеспечение направлено на поиск специалистов, могущих справиться с такой задачей. Технологическое обеспечение предполагает применение практико-ориентированных технологий, активных и интерактивных форм обучения. И ресурсное обеспечение включает материально-техническое оснащение, возможную разработку УМК. Пожалуй, данный блок является одним из самых главных, поскольку без перечисленных составляющих нельзя создать адекватные и оптимальные педагогические условия развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов.
Результативно-оценочный блок предполагает проведение промежуточных и контрольных аналитических процедур и исследований результативности проводимых мероприятий в ходе взаимодействия субъектов образовательного процесса. Сюда входит описание методов, критериев и уровней развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов.
Для анализа развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов мы выделили следующие уровни: высокий (или продвинутый), средний (или умелый) и низкий (пассивный).
Высокий уровень - продвинутый - обучающийся характеризуется высокой степенью развития личности, что проявляется в усвоении полного объема теоретических знаний и практических умений. Сюда можно отнести и потребность в постоянном развитии и самовыражении, умение мобилизовать свои силы и преодолевать трудности на пути к достижению цели. Выполненные и осмысленные задания, преодоленные трудности позволяют инициировать количественные и качественные изменения.
Средний уровень - умелый - обучающийся характеризуется осознанием необходимости проведения дополнительной работы по развитию. Обучающиеся заинтересованы в своем развитии, видят дальнейшие перспективы. Обучающиеся, обладающие этим уровнем развития, как правило, справляются не со всеми заданиями, поскольку на теоретическом этапе имели затруднения. Из-за непонимания и ошибок количественные и качественные изменения у них слабо прослеживаются. Именно поэтому они заинтересованы в дополнительной работе.
Низкий уровень - пассивный - обучающийся показывает отсутствие всякого интереса к развитию, нежелание использовать свой опыт и знания для дальнейшего становления. У обучающихся этого уровня не вырабатываются количественные и качественные изменения, поскольку они не обращают внимание на теорию, безответственно подходят к практической работе, выполняют задания методом угадывания. Они не видят связи знаний и их необходимости. Таким образом, у данных обучающихся не нарабатывается опыт, и развитие личности происходит медленно, пассивно, а порой спонтанно и с отсутствием эффективности. Такая категория обучающихся должна находиться под особым контролем преподавателя. С ними требуется проведение дополнительной и корректирующей работы. Важно, чтобы в процессе работы у таких обучающихся наблюдался прогресс.
Следует поддерживать все попытки обучающегося сделать свое развитие общественно значимым и на высоком уровне, чрезмерно не акцентировать его внимание на всевозможных просчетах и проблемах. В противном случае у него выработается вредная привычка скрывать свои действия. Такое поведение в конце концов превратится в необходимость [Адамский, 2006].
Необходимо работать с обучающимися так, чтобы деятельность была продуктивной, чтобы развитие происходило планомерно и рационально. При этом желательно, чтобы уровень развития был не ниже среднего. Повторим: результатом моделируемого процесса выступает достижение поставленной цели - развитие личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов [Мухина, 2010].
Создание модели развития личности обучающегося ведет к ее применению с целью получения важных данных. Получаемая с помощью данной модели информация является основанием для выявления уровня развития обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции [Крайг, Бокум, 2010]. По итогам выявления уровня развития личности обучающегося проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристике обучающегося и дает возможность педагогу и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития. На основе анализа данных оценивается успешность работы по развитию личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов. Ежегодное отслеживание дает неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по развитию личности каждого обучающегося.
Заключение
Модель развития личности обучающегося посредством цифровых образовательных ресурсов способствует планомерному развитию личности обучающегося и приобретению необходимых навыков. С помощью цифровых образовательных ресурсов можно развивать различные качества человека [Ремшидт, 1994]: самостоятельность, инициативность, активность, рациональность и т.д. Развитие самостоятельности посредством цифровых образовательных ресурсов видится нами как актуальное направление на сегодняшний день, так как наше общество нуждается в самостоятельных людях, которые могут без посторонней помощи принимать решения и выполнять работу с высокой продуктивностью.
На самом деле цифровые образовательные ресурсы имеют большой потенциал и позволяют использовать их в различных аспектах учебно-воспитательной деятельности. Изучение цифровых ресурсов практически только начинается, поэтому необходимы дальнейшие научные изыскания.
Список литературы
1. Адамский А.И. 2006. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку. Под ред. А.И. Адамского. М., Эврика, 160 с.
2. Акулова О.В. 2004. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу. СПб, Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 254 с.
3. Давыдова Н.Н. 2010. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования, 8 (76): 32-41.
4. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Петрова Е.А. 2018. Психология развития человека как субъекта деятельности. М., Русайнс, 184 с.
5. Крайг Г., Бокум Д. 2010. Психология развития. Пер. с англ. А. Маслова, О. Орешкиной, А. Попова. Под науч. ред. пер. Т.В. Прохоренко. СПб, Питер, 939 с. (Craig G., Baucum D. Human development. New Jersey)
6. Красильникова В.А. 2006. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Оренбург, ГОУ ОГУ, 235 с.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. 2011. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М., Юрайт, 464 с.
8. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Поливанова К.Н., Стефаненко Т.Г., Краснова О.В., Белинская Е.П. 2017. Психология развития. Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., Академия, 528 с.
9. Михеев В.И. 2010. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М., URSS, 224 с.
10. Мухина В.С. 2010. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., Академия, 452 с.
11. Осетрова H.B., Смирнов А.И., Осин А.В. 2012. Книга и электронные средства в образовании. М., Логос, 144 с.
12. Ремшмидт Х. 1994. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. Пер. с нем. Г.И. Лойдиной. Под ред. Т.А. Гудковой. М., Мир, 319 c. (Remschmidt H. 1992. Adoleszenz Entwicklung und Entwicklungskrisen im Jugendalter. Stuttgart, New York)
13. Савелова Е.В. 2008. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Обществознание. М., Университетская книга, 224 с.
14. Шадриков В.Д. 1994. Деятельность и способности. М., Логос, 320 с.
15. Штофф В.А. 1966. Моделирование и философия. М.-Л., Наука; Ленинград. отд., 301 с.
References
1. Adamskiy A.I. 2006. Organizatsiya setevogo vzaimodeystviya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy, vnedryayushchikh innovatsionnye obrazovatel'nye programmy, prinimayushchikh uchastie v konkurse na gosudarstvennuyu podderzhku [Organization of network interaction of educational institutions, introducing innovative educational programs, taking part in the competition for state support]. Ed. A.I. Adamskiy M., Publ. Evrika, 160 p.
2. Akulova O.V. 2004. Kontseptsiya sistemnykh izmeneniy shkol'nogo protsessa obucheniya v usloviyakh perekhoda k informatsionnomu obshchestvu [The concept of systemic changes in the school learning process in the context of the transition to an information society]. SPb., Publ. RGPU im A.I. Gertsena, 254 p.
3. Davydova N.N. 2010. Organizatsionno-upravlencheskaya model' vzaimodeystviya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy kak faktor innovatsionnogo razvitiya regional'nogo obrazovaniya [Organizational and managerial model of interaction of educational institutions as a factor in the innovative development of regional education]. Obrazovanie i nauka. Izvestiya Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy Akademii obrazovaniya, 8 (76): 32-41.
4. Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Petrova E.A. 2018. Psikhologiya razvitiya cheloveka kak sub"ekta deyatel'nosti [Psychology of human development as a subject of activity]. M., Publ. Rusayns, 184 p.
5. Krayg G., Bokum D. 2010. Psikhologiya razvitiya [Psychology of development]. Per. from English A. Maslov, O. Oreshkinа, A. Popov. Under scientific. ed. per. T.V. Prokhorenko. SPb, Publ. Piter, 939 p. (Craig G., Baucum D. Human development. New Jersey)
6. Krasil'nikova V.A. 2006. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information and Communication Technologies in Education]. Orenburg, Publ. GOU OGU, 235 p.
7. Kulagina I.Yu., Kolyutskiy V.N. 2011. Vozrastnaya psikhologiya: Razvitie cheloveka ot rozhdeniya do pozdney zrelosti [Developmental Psychology: Human Development from Birth to Late Maturity]. M., Publ. Yurayt, 464 p.
8. Martsinkovskaya T.D., Maryutina T.M., Polivanova K.N., Stefanenko T.G., Krasnova O.V., Belinskaya E.P. 2017. Psikhologiya razvitiya [Developmental Psychology]. Ed. T.D. Martsinkovskaya. M., Publ. Akademiya, 528 p.
9. Mikheev V.I. 2010. Modelirovanie i metody teorii izmereniy v pedagogike [Modeling and Methods of Measurement Theory in Pedagogy]. M., Publ. URSS, 224 p.
10. Mukhina V.S. 2010. Vozrastnaya psikhologiya: fenomeno-logiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Developmental psychology: the phenomenon of development, childhood, adolescence]. M., Publ. Akademiya, 452 p.
11. Ocetpova H.B., Smirnov A.I., Osin A.V. 2012. Kniga i elektronnye sredstva v obrazovanii [Book and Electronic Means in Education]. M., Publ. Logos, 144 p.
12. Remshmidt Kh. 1994. Podrostkovyy i yunosheskiy vozrast: problemy stanovleniya lichnosti [Adolescence and adolescence: problems of personality formation]. Per. s nem. G.I. Loydinoy. Ed. T.A. Gudkova. M., Publ. Mir, 319 p. (Remschmidt H. 1992. Adoleszenz Entwicklung und Entwicklungskrisen im Jugendalter. Stuttgart, New York)
13. Savelova E.V. 2008. Tsifrovye obrazovatel'nye resursy v shkole: metodika ispol'zovaniya. Obshchestvoznanie [Digital educational resources at school: method of use. Social Studies]. M., Publ. Universitetskaya kniga, 224 p.
14. Shadrikov V.D. 1994. Deyatel'nost' i sposobnosti. [Activity and Abilities]. M., Publ. Logos,
320 p.
15. Shtoff V.A. 1966. Modelirovanie i filosofiya [Modeling and Philosophy]. M.-L., Publ. Nauka; Leningrad. otd., 301 p.
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ахметов Степан Идрисович, аспирант Саратовского государственного университета, учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ 8", г. Саратов, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Stepan I. Akhmetov, postgraduate student of Saratov State University, teacher of Russian language and literature, MOU "SOSH 8", Saratov, Russia