Научная статья на тему 'Моделирование развития инвестиционной активности субъектов экономики в условиях модернизации современной России'

Моделирование развития инвестиционной активности субъектов экономики в условиях модернизации современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INVESTMENT ACTIVITY OF THE SUBJECTS OF THE ECONOMY / ECONOMIC MODERNIZATION / MODELING PRINCIPLES OF THEIR INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубицын А. Р.

Введение. Модернизация экономики представляет собой не просто экономический рост, но новое качественное наполнение этого процесса. Создание основ обновления экономики невозможно без инвестиционных процессов, зависящих от степени напряженности инвестиционной активности всех субъектов экономики, но развивающейся по различным сценариям. Теоретический анализ. Основами теоретического и методологического поиска модели являются: невозможность использования монетаристских моделей для прогнозирования развития данного процесса; необходим поиск иных моделей такого прогнозирования, определение источников осуществления инвестиционных процессов, то есть материальной основы развития инвестиционной активности субъектов экономики, а также ориентация экономики на современные тенденции самой инвестиционной активности. Результаты исследования. Модернизация экономики России основана на капитализации инвестиционных преимуществ, требует выявления инвестиционных точек роста в каждом сегменте экономики, каждой отрасли с учетом приоритетов социально-экономического развития страны. В настоящее время осуществляются пока точечные инвестиции, не связанные в органическую систему, происходит и точечная модернизация экономики. Выводы. Для эффективного моделирования развития инвестиционной активности необходимы наличие условий, способствующих такому развитию (минимально необходимых и достаточных), усиление роли государства как основного игрока на рынке инновационных инвестиций в период посткризисного развития, а также преодоление эффекта корректирующих инвестиций, подменяющих инновационные разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of Development of Investment Activity Economic Entities in the Modernization of the Modern Russia

Introduction. Modernization of the economy is not just economic growth, but a new quality content of the process. Laying the foundations of renovation economy is impossible without investment processes, depending on the degree of intensity of the investment activity of all economic entities, but growing under different scenarios. Theoretical analysis. Fundamentals of theoretical and methodological search of the model are inability to use the monetarist models to predict the development of this process; need to search for other models of this prediction, identification of sources of investment processes, that is the material basis of the investment activity economic entities and the orientation of the economy on the most current trends of investment activity. Results. The modernization of the Russian economy is based on the capitalization of investment advantages, investment requires the identification of points of growth in every segment of the economy, every industry, taking into account the priorities of socio-economic development of the country. At present, there implemented targeted investments that are not related to the organic system and occurs the point modernization of the economy. Conclusions. Effective modeling of investment activity requires an environment conducive, this development (minimally-necessary and sufficient), strengthening the state’s role as a major player in the market of innovative investments in the period of post-crisis growth, and the need to overcome the effect of corrective investment crowd out innovative developments. Key words: investment activity of the subjects of the economy, economic modernization, modeling principles of their interaction.

Текст научной работы на тему «Моделирование развития инвестиционной активности субъектов экономики в условиях модернизации современной России»

УДК 330.34

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А. Р. Трубицын

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, Саратовский государственный университет E-mail: Alexander.trubitsin@gmail.com

Введение. Модернизация экономики представляет собой не просто экономический рост, но новое качественное наполнение этого процесса. Создание основ обновления экономики невозможно без инвестиционных процессов, зависящих от степени напряженности инвестиционной активности всех субъектов экономики, но развивающейся по различным сценариям. Теоретический анализ. Основами теоретического и методологического поиска модели являются: невозможность использования монетаристских моделей для прогнозирования развития данного процесса; необходим поиск иных моделей такого прогнозирования, определение источников осуществления инвестиционных процессов, то есть материальной основы развития инвестиционной активности субъектов экономики, а также ориентация экономики на современные тенденции самой инвестиционной активности. Результаты исследования. Модернизация экономики России основана на капитализации инвестиционных преимуществ, требует выявления инвестиционных точек роста в каждом сегменте экономики, каждой отрасли с учетом приоритетов социально-экономического развития страны. В настоящее время осуществляются пока точечные инвестиции, не связанные в органическую систему, происходит и точечная модернизация экономики. Выводы. Для эффективного моделирования развития инвестиционной активности необходимы наличие условий, способствующих такому развитию (минимально необходимых и достаточных), усиление роли государства как основного игрока на рынке инновационных инвестиций в период посткризисного развития, а также преодоление эффекта корректирующих инвестиций, подменяющих инновационные разработки.

Ключевые слова: инвестиционная активность субъектов экономики, модернизация экономики, принципы моделирования их взаимодействия.

Введение

Модернизация экономики представляет собой не любое инновационное ее развитие, не просто экономический рост, а новое качественное наполнение этих процессов, реальное обновление их, перевод в современные формы развития. Создание основ обновления экономики невозможно без инвестиционных процессов, зависящих от степени напряженности инвестиционной активности всех субъектов экономики, но развивающихся по различным сценариям. Эти сценарии можно обосновать, применяя метод моделирования. Для создания моделей инвестиционной активности субъектов экономи-

ки в условиях модернизации необходимо знать методологические посылки применения этого познавательного инструмента.

Как считал академик Л. И. Абалкин, для создания основ модернизации экономики нужно примерно 6-7 лет, после чего можно начать постиндустриальное развитие, настоящую модернизацию экономики [1, с. 47]. Необходим поиск современной модели существования экономики России.

Методологическими предпосылками такого поиска, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, прогнозы, основанные на монетаристских моделях, не позволяют развивать этот процесс. Нужен поиск иных моделей такого прогнозирования. Это является, на наш взгляд, первым методологическим посылом. Вторым посылом мы считаем определение источников осуществления инвестиционных процессов, то есть материальной основы развития инвестиционной активности субъектов экономики. Думается, широко дискутируемая в науке позиция, что такой материальной основой является аккумулирование и целевое использование амортизации, не может выполнять функцию такой основы потому, что амортизация существует при уже осуществленных вложениях средств в основные фонды, при использовании этих фондов. Мы считаем, что в современный период большее значение имеют новые инвестиции. Именно они позволят провести модернизацию экономики. Новые же инвестиции не предполагают большого накопления амортизации, значит, речь может идти именно о новых реальных инвестициях, какие рождаются в процессе активизации инвестиционной деятельности субъектов экономики.

Третьим методологическим посылом формирования модели модернизации экономики на основе развития инвестиционной активности субъектов экономики является ориентация на современные тенденции самой этой активности. Обеспечение модернизации в экономике является условием этого процесса и представляет собой среду, без существования которой не может быть инвестиционной активности субъектов экономики.

Теоретический анализ

Важной задачей в сфере обеспечения отношений инвестиционной активности субъектов экономики, ориентированных на модернизацию, является привлечение частного капитала (вкупе с государственным) для предприятий по стратегически важным направлениям. С одной стороны, предприятия испытывают потребность в инновациях, но она не подкреплена инвестиционными ресурсами (как собственными, так и привлеченными). С другой стороны, потенциальные инвесторы не спешат вкладывать средства в инновационную сферу, в модернизацию экономики. Так происходит потому, что процесс создания наукоемкой продукции характеризуется высокой вероятностью отрицательного результата. Между тем механизм страхования инвестиций (который мог бы решить эту проблему) развит в нашей стране недостаточно. Процесс модернизации сложен. Он проходит несколько стадий: от инновационной идеи до практического воплощения и реальной экономической отдачи (научная, опытно-конструкторская, техническая, технологическая и стадия практического использования - экономическая). При этом зачастую требуется наладить эффективную кооперацию различных экономически обособленных субъектов.

Таким образом, инвестировать в модернизацию на данный момент в нашей стране рискованно и трудоемко, ждать же результатов от таких инвестиций приходится достаточно долго. Более того, чем масштабнее проект, тем в большей степени проявляются эти сдерживающие факторы инновационной активности частных субъектов экономики. Однако в странах с высокой степенью инновационности экономики эта проблема решена и найдены механизмы оптимального управления процессами инновационного производства, и эти масштабные проекты обладают высокой отдачей.

Мировой опыт инновационного инвестирования подсказывает различные варианты решения этой проблемы. Один из них заключается в объединении возможностей различных инвесторов, то есть в создании некоего инвестиционного фонда. При этом возникает возможность диверсифицировать вложения и тем самым уменьшить инвестиционные риски. Второй вариант представляет собой разделение цикла модернизации на несколько стадий и коммерциализацию продукта каждой из этих стадий. Это позволяет добиться сокращения сроков окупаемости вложений и объединения усилий инвесторов по последовательному принципу.

В условиях устоявшейся рыночной экономики оба варианта (при наличии системы страховании инвестиционных рисков) обеспечивают приемлемое для потенциального инвестора сочетание уровня доходности и рисковости вложений

капитала. Однако в российских условиях этого не происходит. Не слишком хорошо работают и схемы венчурного финансирования. Основной причиной является отсутствие «длинных денег», пригодных к вложению в данную сферу. Другая причина кроется в желании большинства инвесторов получать быструю отдачу от инвестиций и, соответственно, вкладывать в другие сферы (спекуляции недвижимостью, торговля, неинновационные вложения в промышленность), дающие более быструю (а зачастую и большую) отдачу.

На сегодняшний момент государство пытается решить проблемы с отсутствием частных инвестиций в инновационную сферу привлечением государственных инвестиций. Однако и эта мера, которая в условиях финансового кризиса могла бы помочь выжить предприятиям и дать толчок развитию инновационного производства, упирается в несколько проблем, не позволяющих инвестиционной деятельности активизироваться и инвестициям дойти до конечного потребителя.

Основной проблемой является нерасторопность региональных властей, которые зачастую не успевают преобразовывать государственные инвестиции в инвестиционные ресурсы предприятий (не успевая размещать котировочные заявки и госзаказы или размещая их не должным образом). Так, в 2009 г. Саратовской области в рамках программы содействия реформе ЖКХ были выделены значительные федеральные средства -600 млн руб. Но два месяца эти средства лежали без движения только из-за бюрократических проблем: муниципалитет города не смог обеспечить софинансирование, не была обеспечена реальная плата за подключение сдаваемых домов к инженерным сетям (в настоящее время она завышена), завышена и плата за оформление земельных участков. Такие бюрократические сложности тормозили инвестиционную активность предпринимателей области в 2010 г., когда выделенные государством средства на переселение людей, живущих в ветхом жилье города, вовремя не были освоены. Примерно такие же сложности есть и в Пензенской области. Например, к середине 2009 г. там скопилось 200 млн руб., не востребованных строительной и инвестиционной сферами. Существует проблема псевдоинвестиционной активности региональных властей: власти информируют об активной инвестиционной деятельности, происходят вложения государственных инвестиций, но реальной инвестиционной активности субъектов экономики попросту нет.

Еще одной проблемой осуществления отношений инвестиционной активности при обеспечении модернизации экономики является различие регионов по потребности в инвестициях, что приводит к нерациональному использованию фи-

нансовых ресурсов, направляемых государством на развитие инновационного производства. Так, в 2008 г. городу Саратову федеральным бюджетом был выделен 1 млрд руб. на капитальный ремонт жилья. Но город не смог эффективно использовать эти средства. На 2009 г. федеральный центр сократил объем таких средств до 600 млн руб. Следовательно, по вине региона инвестиционная активность государства в данном случае оказалась значительно уменьшенной.

Существует ряд основных проблем, препятствующих притоку частных инвестиций в реальную экономику страны для ее модернизации. Слабы налоговые вычеты, преференции и прочие косвенные методы стимулирования инвестиционной активности субъектов экономики. Так, в США предусмотрено более сотни льгот, активизирующих научно-технический прогресс, и в совокупности они примерно равны затратам компании на инвестиции в инновации, что обеспечивает модернизацию этой сферы экономики. В Японии, Канаде, Франции, Италии исключение из облагаемого налогом дохода затрат на инвестиции составляет 100%, в Бельгии - 110%, в Австралии - 150% [2]. Большое значение для развития инвестиционной активности частных субъектов экономики, ориентированной на модернизацию хозяйствования, имеет система стимулов, побуждающих субъектов инновационной деятельности ориентироваться на передовые технологические достижения. Такими стимулами могут служить различные стандарты, экологические и иные нормы, финансовые стимулы со стороны государства, а также государственные заказы. Это стимулирование в нашей стране пока недостаточно развито - либо большинство норм и стандартов существенно ниже, чем в развитых странах, либо несовершенство законодательства позволяет субъектам экономики манипулировать и обходить эти нормы.

Учитывая, что модернизация экономики представляет собой такое изменение всех социально-экономических процессов, материальной основы экономики, которое бы делали их современными, адекватными развившемуся научно-техническому прогрессу, новым современным потребностям всех субъектов экономики, постоянным процессом модернизации становится ориентация инвестиций, структурных изменений на новые потребности, требования современности. Поэтому нужно не просто обновлять производство, оборудование, технологические процессы, но делать их адекватными современным веяниям и тенденциям развития.

Еще одним условием усиления влияния инвестиционной активности субъектов на модернизацию экономики должно стать сокращение большой разницы в доходности от вложений капитала в различные сферы. Сейчас эта доход-

ность резко отличается, и не в пользу отраслей реальной экономики. Модернизация экономики осуществляется в значительной степени именно в системе реальной экономики.

Схема развития инвестиционной активности субъектов экономики для ее активной модернизации очевидна: эта активность должна корреспондироваться со стимулирующим изменением налоговой политики (что на данный момент уже происходит, но в недостаточной мере), политики в области заработной платы и доходности различных отраслей; введением норм и ограничений, стимулирующих использование новой техники и технологических решений, которые бы реально работали; внедрением гибкой кредитной политики, восстановлением кредитных возможностей банковской системы, а также активным привлечением высококвалифицированного персонала в инновационные отрасли, созданием инновационных предприятий. Государство должно быть заинтересованно в инвестиционной активности субъектов экономики, ориентированных на инновации, а предприятия - заинтересованы в этой активности экономически.

Важно для формирования современной модели модернизации экономики на основе инвестиционной активности субъектов хозяйствования то, что значительная часть инвестиционной деятельности государства, регионов, частично предпринимателей, особенно в социальной сфере, имеет некоммерческий характер. Такие инвестиции предполагают значительный срок отдачи от финансовых вложений и оказывают воздействие на большие группы людей одновременно. Госу -дарственное регулирование и стимулирование отношений инвестиционной активности субъектов экономики представляет собой взаимодействие ряда принципов, функций, методов. Каждая функция государственного управления выступает в качестве основного элемента этого процесса, включающего в себя организацию, планирование, регулирование, контроль, учет. Процесс государственного управления инвестиционными отношениями начинается с планово-расчетного обоснования изменений в обществе, в том числе и в экономической деятельности, связанных с инвестиционной активностью всех субъектов экономики, а не только государства. Цель управления такими процессами должна устанавливать определенные ориентиры развития общества в целом и его отдельных частей, сфер. Инвестиционные процессы требуют единовременных и текущих затрат, которые осуществляются часто за счет государства.

Создание и развитие малого предпринимательства во многом определяется отношениями инвестиционной активности частного капитала, частного предпринимательства. Но из-за больших коммерческих рисков такое предпринимательство

слабо развивается. В стране существуют регионы, ориентированные на усиление инвестиционной активности малого и среднего бизнеса. Так, в Татарстане в 2011 г. объем фонда прямых инвестиций для поддержки проектов малого и среднего бизнеса в сфере нефтехимии равнялся примерно 3,5 млрд руб. Этот фонд создан за счет бюджета республики (1,2 млрд руб.), федеральных средств и кредитов. Иначе говоря, весьма существенно взаимодействие разных субъектов экономики при выделении средств для финансовой поддержки инвестиционной активности малого и среднего предпринимательства.

В российской экономике существует множество барьеров развития инвестиционной активности малых предприятий. Главный инструмент решения этой проблемы находится в руках государства и заключается в предоставлении бизнесу различных преференций для стимулирования его участия в развитии инвестиционной активности малых предприятий. В настоящее время накоплен большой мировой опыт стимулирования вложения частных инвестиций в реальное развитие экономики. Каждая страна имеет собственные такие инструменты. В России должно развиваться частно-государственное партнерство. Но существующее в настоящее время такое партнерство не всегда ориентировано на усиление инвестиционной активности других субъектов экономики. Поддержка инновационного бизнеса проявляется в создании технико-внедренческих экономических зон. Они создаются в Санкт-Петербурге, Зеленограде (Московская область), Дубне (Московская область), Томске. В них имеется мощный научный и инновационный потенциал по передовым направлениям научно-технического прогресса. Так, в Санкт-Петербурге функционируют 329 научных организаций, в том числе 49 институтов Российской академии наук, 2900 малых инновационных предприятий, 12 инновационно-технологических центров. Около 300 тыс. горожан связаны с деятельностью научных организаций. Санкт-Петербургская технико-внедренческая зона ориентирована на разработку и производство программных продуктов, средств связи, радиоэлектронной аппаратуры, медицинской техники, аналитического приборостроения. В Дубне основными направлениями деятельности зоны будут информационные и ядерно-физические технологии. В Томской зоне формируется три направления специализации: новые материалы и нанотехнологии, информационные технологии и электроника, медицина и биотехнология [3, с. 215].

Технико-экономические внедренческие зоны призваны стать полигоном формирования тенденции постепенного становления не только инновационной системы общества в России, но и усиления отношений инвестиционной актив-

ности субъектов экономики, ее модернизации. Их основными функциями должны стать освоение созданных в зоне образцов новой продукции на инновационных началах крупными и средними предприятиями, обеспечение повышения технологического уровня экономики и жизнедеятельности населения. То есть они призваны стать базой движения в направлении модернизации экономики в определенном регионе, а затем во всей стране. При этом особую роль играют кластеры, ориентированные на такую активизацию модернизаци-онной деятельности субъектов экономики. Так, в 2011-2017 гг. Ульяновская область в создание ядерного кластера в Димитровграде привлечет 120 млрд руб. Это финансирование закреплено в федеральных целевых программах.

Отношения инвестиционной активности субъектов экономики развиваются циклически, что соотносится с цикличностью модернизации всех хозяйственных процессов. На завершающей стадии предыдущего цикла формируется новый цикл. Инвестиционный цикл корреспондируется не только с инновационным циклом, но и с циклом модернизации экономики страны. В качестве примера можно привести коренное развитие технических инноваций и изменение инвестиционной активности в период монополизации экономики мира (конец XIX - начало XX в). Именно тогда научно-технические инновации обусловили су-ществененное изменение формы и содержания инвестиционной активности, которая стала проявляться в виде инвестиционной деятельности возникавших монополий.

Используя теоретические рассуждения Мен-ша о «технологическом пате», мы подчеркиваем, что момент слияния двух циклов (инвестиционной активности субъектов экономики и ее модернизации) есть «технологический пат», то есть время структурной перестройки или структурный кризис, поскольку предшествующее развитие вливается в новый процесс развития научно-технического прогресса [4].

Для усиления взаимодействия инвестиционной активности субъектов экономики и ее модернизации характерно возрастающее значение информации, культуры, взаимного доверия хозяйствующих субъектов, процедуры принятия и осуществления управленческих решений. Это, как отметил А. Тоффлер, требует метаморфозы власти и ее отношений с рынком [5]. Превращение инвестиционной активности в обычное бытие субъектов экономики не только означает революцию в процессах создания общественного богатства, но и изменяет состав этого богатства, способы его создания. Иначе говоря, постоянная инвестиционная активность субъектов экономики как способ их хозяйственного поведения есть не что иное, как резкое обновление всего общества, в том числе и экономики, поскольку

инвестиционная активность сама по себе требует инновационного вложения инвестируемых средств, что соотносится с модернизацией хозяйствования.

Результаты исследования

Таким образом, во-первых, содержанием современных условий воздействия отношений инвестиционной активности на модернизацию экономики является сочетание традиционной и инновационной систем хозяйствования, или иначе - экстенсивной и интенсивной систем этого процесса. Эти условия существуют как необходимые и достаточные.

Во-вторых, необходимыми условиями являются: благоприятная социально-экономическая обстановка в стране, которая ориентирует собственников капитала на его инвестирование; стабильность ценовой политики страны. Нужна активная инновационная среда. Достаточные условия развития инвестиционной активности представляют собой наличие роста реальной экономики, мотивация инвесторов по вложению средств в реальную экономику, наличие инновационных заказов и проч.

В-третьих, современные условия России слабо стимулируют развитие инвестиционной активности субъектов экономики, поскольку экономический кризис резко сократил возможности существования свободных денежных средств, происходило падение объемов производства, низок уровень распространения потребности в инновационном развитии экономики.

В-четвертых, в современной России основная инвестиционная активность субъектов экономики ориентирована не на инновационные разработки принципиально нового вида, а на корректирующие разработки, когда на предприятиях внедряются техника, технология, уже имеющиеся на других предприятиях. Такие инвестиции нужны, но не они должны определять современное развитие экономики страны, развитие отношений модернизации экономики.

В-пятых, для усиления инвестиционной активности субъектов экономики принципиально важна роль государства, которое как субъект экономики обязано создавать стимулы такого усиления для других субъектов экономики, создавать рамочные условия этого процесса, приучать субъектов экономики к инновационному производству, инновационному потреблению как формам существования модернизации хозяйствования.

В-шестых, при осуществлении отношений инвестиционной активности субъектов экономики есть немало условий, тормозящих ее развитие. К таким, тормозящим условиям, относятся: нерасторопность региональных властей в освоении инвестиционных ресурсов, выделяемых им федеральным центром, бюрократические неполадки,

коррупция при освоении инвестируемых средств. Отрицательную роль играют и псевдоактивность по использованию инвестиционных средств, что происходит тогда, когда власти информируют об определенной инвестиционной деятельности, на это выделяются средства, но они по ряду бюрократических причин не используются.

Выводы

В ходе развития взаимодействия отношений инвестиционной активности субъектов экономики и ее модернизации постоянно сталкиваются несколько процессов: рыночные процессы как определенный вид экономической деятельности; информационные как технологические и технические процессы; прикладные процессы использования инвестиций экономическими субъектами и использования рынка инвестиционными отношениями [6]. Конечно, в реальности существует значительно больше процессов. Непрерывные преобразования индустриальной экономики, развитие информационной экономики ведут к тому, что все инвестиционные действия начинают основываться на информации, на знаниях. В современном мире невозможно поднять активность инвесторов при модернизации экономики, если не обогатить инвесторов и потребителей инвестиций самой современной информацией, самыми прогрессивными знаниями в той области, где осуществляется их деятельность.

Можно обозначить такую тенденцию развития соотношений инвестиционной активности и модернизации экономики: чем выше развита инвестиционная активность в экономике, тем больше оказывается нарушение привычного протекания хозяйственного оборота и неустойчивость хозяйствования. Эта тенденция проявляется в усилении разобщенности различных сфер экономики, разрозненности модернизационных процессов. Функцию упорядоченности инвестиционной активности и модернизации экономики могут выполнять государство, региональные власти, банковская сфера и ряд общественных организаций, имеющих регулирующее значение в развитии экономики (например, торгово-промышленные палаты страны, регионов, союзы предпринимателей и т. д.).

Модернизация экономики России основана на капитализации инвестиционных преимуществ, требует выявления инвестиционных точек роста в каждом сегменте экономики, каждой отрасли с учетом приоритетов социально-экономического развития страны. В настоящее время, пока осуществляются точечные инвестиции, не связанные в органическую систему, происходит и точечная модернизация экономики. Модернизация экономики как системный вид деятельности, направленный на создание и внедрение в практику современных процессов, должен осуществляться

«под ключ» [5, с. 3]. Поэтому инвестиционная активность субъектов экономики связана с изменением институтов - формальных и неформальных норм и правил, регулирующих работу, жизнь, а также с развитием организаций, контролирующих соблюдение этих правил.

Список литературы

1. Абалкин Л. И. Стратегия : выбор курса. М. : Институт экономики РАН, 2003. 210 с.

2. Schweitzer F., Fagiolo G., Sornette D. [et al.]. Economic Networks : The New Challenges // Science. 2009. Vol. 325, iss. 5939. Р. 422-425. DOI: 10.1126/ science.1173644.

3. Ермаков Д. Н. Влияние инвестиционной деятельности НПФ на экономическое и социальное развитие регио-

на (на примере Ханты-Мансийского АО) // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2008. № 1. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1815 (дата обращения: 12.06.2013).

4. Mensch G. Title Stalemate in technology : innovations overcome the depression. Publisher Cambridge, Mass. : Ballinger Publ. Co., 1979. XIX. 241 p.

5. Toffler A., Toffler H. A. Revolutionary Wealth : How it will be created and how it will change our lives. N.Y. : Knopf Publ., 2006. 256 p.

6. Easterly W, Rebelo S. Fiscal policy and economic growth - an empirical investigation // Journal of monetary economics. 1993. Vol. 32, iss. 3. Р 417-458. DOI: 10.1016/0304-3932(93)90025-B.

7. Гамидов Г. С. [и др.]. Введение в системологию ин-новатики. Махачкала : Дагпресс, 2000. 309 с.

Modeling of Development of Investment Activity Economic Entities in the Modernization of the Modern Russia A. R. Trubitsin

Candidate of Economics Science, Associate Professor,

Department of Economic Theory,

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia

E-mail: Alexander.trubitsin@gmail.com

Introduction. Modernization of the economy is not just economic growth, but a new quality content of the process. Laying the foundations of renovation economy is impossible without investment processes, depending on the degree of intensity of the investment activity of all economic entities, but growing under different scenarios. Theoretical analysis. Fundamentals of theoretical and methodological search of the model are inability to use the monetarist models to predict the development of this process; need to search for other models of this prediction, identification of sources of investment processes, that is the material basis of the investment activity economic entities and the orientation of the economy on the most current trends of investment activity. Results. The modernization of the Russian economy is based on the capitalization of investment advantages, investment requires the identification of points of growth in every segment of the economy, every industry, taking into account the priorities of socio-economic development of the country. At present, there implemented targeted investments that are not related to the organic system and occurs the point modernization of the economy. Conclusions. Effective modeling of investment activity requires an environment conducive, this development (minimally-necessary and sufficient), strengthening the state's role as a major player in the market of innovative investments in the period of post-crisis growth, and the need to overcome the effect of corrective investment crowd out innovative developments. Key words: investment activity of the subjects of the economy, economic modernization, modeling principles of their interaction.

References

1. Abalkin L. I. Strategiia: vybor kursa [Strategy: The choice of the course]. Moscow, Institut Ekonomiki RAN, 2003. 210 p.

2. Schweitzer F., Fagiolo G., Sornette D. et al. Economic Networks : The New Challenges. Science, 2009, vol. 325, iss. 5939, pp. 422-425. DOI: 10.1126/science.1173644.

3. Ermakov D. N. Vliianie investitsionnoi deiatel'nosti NPF na ekonomicheskoe i sotsial'noe razvitie regiona (na primere Khanty-Mansiiskogo AO) [Effect of APF investment on economic and social development of the region (for example, the Khanty-Mansi Autonomous Area)]. Problemy sovremennoi ekonomiki. Evraziiskii mezhdunarodnyi nauchno-analiticheskii zhurnal [Problems of the modern economy. Eurasian International

scientific-analytical magazine], 2008, no. 1. Available at: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1815 (accessed 12 June 2013).

4. Mensch G. Title Stalemate in technology : innovations overcome the depression. Publisher Cambridge, Mass. : Ballinger Pub. Co., 1979. XIX. 241 p.

5. Toffler A., Toffler H. A. Revolutionary Wealth : How it will be created and how it will change our lives. New York, Knopf Publ., 2006. 256 p.

6. Easterly W., Rebelo S. Fiscal policy and economic growth - an empirical investigation. Journal of monetary economics, 1993, vol. 32, iss. 3, pp. 417-458. DOI: 10.1016/0304-3932(93)90025-B.

7. Gamidov G. S. Vvedenie v sistemologiiu innovatiki [Introduction to Systemology Innovation]. Makhachkala, Dagpress Publ., 2000. 309 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.