УДК 331.101.262:51.003.12
Моделирование процесса ведения проектов как решения нетиповых проблем с высокой неопределенностью
Шашенкова М.А., канд. экон. наук, Гвоздева Т.В., ст. преп., Ражева А.А., асп.
Предложена проблемно-ориентированная модель процесса ведения проектов, в основу которой положена концепция естественной организации. В качестве основного механизма развития организационной среды рассматривается самоорганизация, базирующаяся на показателях коммуникативности и уровня интеллектуального развития.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, организационный потенциал, естественная организация, самоорганизующаяся система, проектно-ориентированная технология.
Simulation on Project Supervising as Solution of Non-Typical Problems of High Indeterminacy
M.A. Shashenkova, Candidate of Economics, T.V. Gvozdeva, Senior Teacher, A.A. Razheva, Post Graduate Student
The article suggests a problem-oriented model of project supervising based on natural organization concept. Selforganization based on communicativity and intellectual level rates is regarded as the main mechanism of developing organization environment.
nology.
Keywords: intellectual potential, organizational potential, natural organization, self-organizing system, project-oriented tech-
Управление современными организациями неразрывно связано с управлением в условиях высокой неопределенности. Организации эволюционируют с применением процессов самоорганизации, используя адаптационные возможности приспособления к быстро развивающейся и меняющейся среде. Поэтому в настоящее время все большее внимание акцентируется на принципах синергетической концепции, согласно которой организационная структура рассматривается не только как формальная модель организационных отношений, но и как механизм эффективной деятельности системы.
Становление новой управленческой парадигмы обусловило переход от традиционных тейлоровских организационных структур к посттейлоровским. Применение сетевых информационных технологий, принципов информационных сетей, способствующее развитию бизнес-систем, привело к формированию в теории менеджмента сетевых моделей организации, к их виртуальной интерпретации и, в конечном счете, «к отрицанию необходимости строгого организационного построения (структур организации)» [2]. В рамках синергетической парадигмы разработано множество организационных форм систем управления, но большинство из них имеют искусственный характер образования. Для искусственных организаций характерны следующие особенности: целенаправленность, целостность, наличие четкой иерархической структуры системы управления (субъекта, объекта управления и контура управления), при этом организация выступает в качестве некоторого механизма решения возникающих проблем. Менее популярными, и поэтому малоизученными, на сегодняшний день являются естественные организации, для которых характерны: высокая степень самоорганизации, избыточность, «размытость управления», способность выявлять и ре-
шать возникающие проблемы. Отметим, что и те и другие организации решают проблемы своего функционирования и развития, но для естественных проблема приобретает иное смысловое значение. Это уже не просто узкое место, которое создает препятствия для жизнедеятельности организации, а более широкое понятие, включающее в себя возможности ее роста и способствующее ее развитию. Отличительной чертой естественных систем является их способность самоорганизовы-ваться в области конкретных проблем как некоторых источников развития, что, в принципе, и определяет естественные системы как адаптивные или развивающиеся.
В качестве основных требований для построения естественной организации выделяют развитый интеллектуальный и организационный потенциал компании, а в качестве механизма координации - процессы самоорганизации. Источником самоорганизации становится возникающая в результате взаимодействия системы и среды проблема (Щ). Поскольку естественнонаучное представление механизма развития систем предусматривает наличие как минимум двух уровней иерархии [1], то влияние среды становится необходимым условием развития системы. Таким образом, такие свойства системы, как открытость, иерархичность и целесообразность, определяют потенциальную способность системы взаимодействовать со средой (коммуникативность). Такое взаимодействие может быть только целесообразным, позволяющим максимально использовать возможности системы и среды в их коэволюционном развитии, в достиже-
нии
Етах
максимального совместного эффекта Ет
ESmax & E<.
Стах
[2L где ESmax и ECmax эффект
или степень удовлетворения потребности системы и среды соответственно.
Организационная модель системы определяется закономерностью
и ^ Щ ^ I « в) Р ^ Е , (1)
т. е. распределением ответственности между подсистемами в+1 организации за «решение» поставленных подсистемой в проблем.
Здесь латентная по своему характеру потребность и (неудовлетворенность) проявляется в проблеме Щ и оказывает влияние на цель I, побуждая систему к действию Р; Р « в - соответствие функции и структуры системы, когда путем варьирования последней (в) можно добиться различного результата Р и эффекта Е.
Существующая структура функционирования организации и, как следствие, структура системы управления - это «окостенелый» и установленный в качестве «эффективного» механизм удовлетворения как потребностей среды, так и потребностей системы. «Скелет» существующей модели функционирования организации (в) составляют типовые проблемы или производственные задачи (Щ7), т. е. те проблемы, неопределенность по решению которых снята в процессе развития и становления организации, найдено решение, в качестве которого выступает Р (рис. 1).
Рис. 1. Структура проблемного пространства организации
Построение «скелета» означает потребность системы зафиксировать некоторое устойчивое состояние. Устойчивость определяется величиной со-удовлетворенности как с внешней средой Е = Ес), так и внутри организации (Е]3 = Е'5). Достижение состояния полной соудовлетворенности, когда и5 = 0, ис = 0, означает, что система достигла состояния равновесия. Динамичность и нестабильность внешней по отношению к организации среды порождает отклонение степени соудовлетворенности от максимального ее значения, что выражается в неудовлетворенности как системы средой или среды системой, так и в системе, что обусловливает появление «новых» проблем - нетиповых ЩНТ - или неравновесно-сти системы. В этом аспекте адаптация системы означает обязательное решение ЩНТ, так как решение проблемы - это ничто иное как процесс принятия управленческого решения, а принятие решения, в свою очередь, - это информационная деятельность. Поэтому любая проблема (внешняя или внутренняя) инициирует в организационной среде возникновение организационных изменений: «Накопление новой информации в среде (или в системе) есть не что иное,
как ее реорганизация, приводящая к изменению ее структуры и, следовательно, функции» [2]. Организационные изменения - это формирование нового организационного устройства, адекватного характеру изменений внешней среды.
Реорганизация (или реинжиниринг) не может стать непрерывным процессом, что обусловлено не техническими возможностями и не тем, что это технически невозможно, а экономическими и психологическими причинами. Кроме того, необходимо отметить динамизм среды функционирования системы, что обусловливает случайный характер возникновения ЩНТ.
В настоящее время в России усиливается интерес к проектному менеджменту как наиболее эффективной организационно-деятельностной парадигме и управленческой культуре осуществления проектов. Менеджмент проектов в более широком понимании - это профессиональная деятельность, ориентированная на получение эффективных результатов путем успешного осуществления проектов как целенаправленных изменений. Проектный подход может рассматриваться как основной механизм построения адаптивных систем.
Сущность предлагаемой проектноориентированной (проблемно-ориентированной)
концепции состоит в представлении любого изменения действующей системы как проекта, что обусловливает переход к управлению проектами, а не функциями и процессами. Концепция проблемноориентированного управления определяет новую методологию как альтернативу традиционному подходу в организации и управлении развитием, основанному на распределении работ в соответствии с «жесткой» схемой специализации, зависящей от организационной структуры организации. Кроме того, проект является удобной единицей организации знания, в которой в связной форме имеются существенные компоненты знания: постановка задачи, результат, способы достижения. Управление знаниями имеет принципиальное значение для проблемно-ориентированной деятельности, поскольку основной капитал таких организаций - это корпоративный опыт в решении задач определенного класса.
Проект - это временная организационная форма, достоинство которой заключается в том, что она не разрушает существующую структуру. Проект играет роль фрактальной организации.
Проект может быть рассмотрен в качестве организационного образа в силу следующих причин:
1) поскольку элементы взаимодействуют по причине возникновения у них проблем, то любое отношение связано с процессом принятия решений; следовательно, проект представляется как модель поведения системы в условиях возникновения проблемных ситуаций;
2) в процессе решения проблем в открытом и свободном информационном пространстве (в условиях самоорганизации элементов системы) создаются так называемые диссипативные структуры,
что позволяет рассматривать проект в качестве модели организационной среды.
В качестве основных принципов проблемноориентированной концепции выделяются [2]:
1) принцип компьютеризации, определяющий основное условие создания и реализации современной организации - организацию единой корпоративной сети организации;
2) принцип открытости, обусловливающий сочетание процессов как организации (под воздействием управляющей системы), так и самоорганизации (произвольное объединение интересов, целей и возможностей) в неразделенном виде.
Необходимо заметить, что вторым принципом устанавливается требование как внешней (оперативная связь внутри организации), так и внутренней (связь с окружающей средой) открытости.
Проектная деятельность, осуществляемая в рамках жизненного цикла проекта, имеет следующие стадии:
1) инициация - возникновение проблемной ситуации и ее осознание одним из элементов системы (или внешней среды);
2) предпроектная стадия - разработка идеи (концепции) проекта;
3) непосредственное выполнение проекта -планирование проекта, проработка концепции (решения проблемной ситуации) и его внедрение;
4) оценка результата, т. е. определение несоответствия между исходным состоянием и полученным.
Разработка концепции проекта. Первая стадия представляет собой процесс условного перехода от когнитивной функции (восприятие, понимание проблемной ситуации) к креативной составляющей системы управления (порождение нового знания). Поиск идеи проекта (концепции) происходит в процессе обсуждения публикуемой в сети проблемной ситуации (проблемы): сотрудники взаимодействуют посредством обмена сообщениями т^, публикуемыми в канале (информационном коммуникацион-
ном пространстве, выделяемом в целях решения проблемы).
С точки зрения структурно-интегративного подхода [4] каждая проблема может быть представлена как некоторая параметрическая модель проблемной ситуации П, и задана в виде иерархической понятийной модели предметной области [3]. Процесс поиска концепции проекта на первом этапе (когнитивная функция) рассматривается как процесс построения единой когнитивной модели проблемы Мт, а на следующем этапе (креативная функция) - модели решения проблемы МР .
Когнитивная функция. Как правило, нетиповая проблема не имеет четкой структуры, а ее модель может быть представлена только в виде ментальных конструкций (м^7) в сознании ее участников. В этом контексте обмен сообщениями может быть представлен как процесс презентации и репрезентации ментальных структур элементами самоорганизующейся системы. В процессе взаимодействия сотрудников осуществляется поступательный процесс совершенствования структур
(м^нт) участников, завершением процесса обсуждения является выработка (построение) участниками единой модели проблемной ситуации.
Креативная функция. Достижение соудовле-творенности участниками обсуждения в построении модели проблемы переводит систему на новый этап поиска - поиска решения проблемы (концепции, идеи), который заключается в выдвижении различных альтернативных решений, их обсуждении и выборе (в форме дискуссии) единственного решения и отвечает требованиям эффективности решения. Выбор и установление решения есть процесс формирования нового знания, или
МР = МР .
Рис. 2. Структура жизненного цикла проекта: Щ■ - нетиповая проблема; Э, - значение эффективности проектной деятельности; 1 - концепция (идея) проекта; 2 - лидер проекта; 3 - иерархическая понятийная структура (когнитивная модель проблемы); 4 -оценка уровня интеллектуального потенциала (Ш); 5 - оценка уровня организационного потенциала (Огд);
6 - команда проекта ( Бк )
Оценка интеллектуального потенциала участников общения. Отметим, что в процессе обсуждения проблемы и ее решения между участниками устанавливаются связи, величину которых можно определить через оценку степени соудовлетворенности участников в процессе обмена сообщениями:
С/] = е/] ' вЦ/ , (2)
1 к1
где ёц =--'^(еу) - удовлетворенность /-го сотруд-
к1 /=1 {
ника сообщениями ц-го; к1 - количество сообщений, принимаемых /-м сотрудником от ]-го;
1 к2
в/ =— £(еу/) - удовлетворенность ]-го сотрудника
к2 /=1 Г
сообщениями /-го; к2 - количество сообщений, принимаемых /-м сотрудником от /-го.
Для определения величины Сц необходимо
осуществить поиск всех корреляций между индивидуумами, как непосредственных (прямых), так и опо-
средованных (косвенных):
вТз = ет
Совокуп-
'// ~/к к]
ность оценок связей между сотрудниками формирует матрицу эффектов взаимодействия Е = Це/Ц и матрицу А = Ца]||, где а ц - это количественная характеристика общения, выражаемая числом сообщений, принимаемых /-м сотрудником от ]-го сотрудника.
Применение методов структурного анализа в исследовании представленных матриц позволяет на множестве элементов системы установить неформального лидера в целях построения когнитивной модели проблемной ситуации Мш . Данная модель строится на основе двух моделей:
1) общей когнитивной модели организации
Мш =< > , где Р = {р/} - множество понятий, опи-
сывающих сущность проблем, возникающих и решаемых в организации; I = {]} - множество уровней сложности данных понятий; уровни ] совпадают с уровнями в иерархии проблем ШТ (рис. 1);
2) начальной модели проблемной ситуации
Мш° = {р0}, где {р0} выбираются из множества всех понятий, используемых сотрудниками при общении на основе их частотных характеристик т( р0)(рис. 3).
Рис. 3. Трехуровневая модель проблемы
При сопоставлении Мш с Мш возможно разбиение понятий {р0} как минимум на три уровня сложности: {Т} - входные понятия, используемые для решения проблем более низкого уровня {Т0} - основные понятия, принадлежащие данной проблеме (Ш); {Т} - выходные понятия, используемые для решения проблем более высокого уровня (Ш]-1).
Факт того, что публикуемая проблема рассматривается как нетиповая, обусловливает расширение словаря понятий предметной области проблемы Тш = Тш' + Тш" (Тш" - новые знания). Таким образом, построение когнитивной модели проблемы определяется как .
Оценка интеллектуального потенциала каждого участника осуществляется с использованием метода иерархических понятийных структур [3]. Построенная на первой стадии модель предметной области используется для контроля знаний сотрудников. Им требуется оценить уровень знания предлагаемых в случайном порядке понятий по заданной шкале. По результатам контроля строится оценочная гистограмма оценки интеллекта индивида (рис. 4). В проектную команду отбираются те сотрудники, знания которых удовлетворяют установленным лидером требованиям. С учетом использования метода иерархических понятийных структур, эти требования можно задать идеальным уравнением Утр = кх + Ь (рис. 4).
Рис. 4. Гистограмма соответствия интеллектуального потенциала заданным требованиям
Тогда наибольшим интеллектуальным потенциалом для решения проблемы будут обладать те индивиды, для которых величина отклонений Д реальных результатов от заданных требований будет минимальна (рис. 4):
< И
= 1 --
(3)
I а
і=1
тр
где Ау = I Аі = I|атр - ареал|; а/р- значение оцен-
і=і і=і
ки на і-м уровне по идеальному уравнению регрессии; а(реал - значение оценки на і-м уровне по реальным результатам; у - сотрудник ( = 1...к); і -
уровень сложности (i = 1...n); n - число уровней сложности в модели;
Intj (W) — max|Ay — min. (4)
Оценка интеллектуального потенциала самоорганизующейся системы осуществляется на основе
знаний отдельных индивидов Int^W , входящих в проектную команду:
Int (sW ) = U SntW, (5)
где Int (W) — sup | A j — min.
Оценка организационного потенциала. Постоянный мониторинг процесса взаимодействия сотрудников по проблеме W позволяет сформировать указанные выше матрицы Е и А. Оценка организационного потенциала самоорганизующейся системы предполагает оценку степени коммуникативности элементов системы, а также оценку степени удовлетворенности участников общением в канале. Величина коммуникативности определяется интенсивностью взаимодействия сотрудников а у (интенсивностью обмена сообщениями), величина удовлетворенности i-го сотрудника общением с j-м сотрудником определяется как математическое ожидание оценок сообщений, вы-
I e
k=1
mk
ij
. Исход-
ставляемых і-м сотрудником у-му: е у =
ная матрица Е должна быть усечена с учетом характеристики, отражающей динамику общения между каждой парой сотрудников (врву). В качестве условия усечения матрицы Е используется
Lij = eij
sgn (ау) сту , (6)
где ст,у - это квадратичное отклонение величин удовлетворенностей (ermk,...,еmK) или мера рассеяния системы величин; а у - коэффициент уравнения регрессии (еу =ау • my + by), построенного на множестве оценок {emk}.
Тогда усеченная матрица примет вид E = ||еу||, где е = е,если [(у > 0,5)AND(Lj, > 0,5)], (?)
7 [ 0, в противном случае.
Если выполняется условие (7), то матрица E корректируется следующим образом:
If ( ф 0)ND (k ф 0) then (k = eik )ND ( = eki).
В качестве показателя организационного потенциала используется мера близости (удаленности) элементов самоорганизующейся системы, которая оценивается через расстояние (удовлетворенность) между элементами (рис. 5), каждый из которых задается двумя координатами (,а(°тн j, где а(°тн =—а—
Рис. б. Графическая интерпретация определения меры близости элементов
Расстояние между каждой парой (s,,Sj)
v'j ^((j - eji )2 -(aij
wi
ij
отн отн - aji
определяется как
Величина отражает вес пары на множестве всех пар системы и определяется через координаты
2
отн
пары (^)а™): =у(()) -() )
Величина организационного потенциала всей совокупности самоорганизующейся системы определяется как Огд (эш) = (огд^ (^,Огд„. (эш)):
а(ш])
w
(8)
ij
где wj - математическое ожидание величин w;
ij
(9)
max
(A)'
a(w(j) - их квадратичное отклонение;
N
-Х Ph • log Ph
Orgw. (W) = 1 - HSW = 1 —h=-----------,
w V > w log N'
где p, - относительный вес h-й пары или степени ее связности; N' = ^• N (N -1) - количество пар
(si, sj).
Формирование команды проекта. Команда проекта - это один из основных ресурсов (организационный ресурс), от качества которого непосредственно зависит эффективность проектной деятельности. Исходя из принципа целесообразности, управляющим фактором является проблема, выражающая возникающую потребность и определяющая целенаправленность структурных преобразований (самоорганизацию элементов орган из ационной среды). Проблема формирует контекст, в котором проявляется когерентность взаимодействия элементов организации. Степень когерентности зависит от способности элементов воспринимать проблему и способности соучастия в ее решении [2]. Таким образом, основными критериями отбора элементов самоорганизующейся системы и определения их в качестве команды являются показатели их организационного (OrgG) и интел-
б
лектуального (1п^) потенциала, в частности соответствие мШ/ •» МШ/.
Для выделения диссипативной структуры (команды) на множестве элементов самоорганизующейся системы решается задача поиска оптимального решения Бк е - задача оптимизации (рис. 6).
It1 ■
It2 ■ ■
It4
■ 1 >- Int
Рис. 6. Итерационный процесс формирования состава команды
Процесс поиска оптимальной структуры (команды проекта) является итерационным процессом, в котором состояние каждой стадии QIt характеризуется
s s s \
тремя переменными состояния (OrgwW , OrgwW , Int W ).
В качестве управления sOUT е sW - воздействия на систему, переводящего ее из одного состояния в другое, рассматривается отбор (выбор) кандидата на исключение из рассматриваемого множества элементов sIt . При выборе шагового управления учитываются следующие требования:
• возможные исходы предыдущего шага
QIt-1 {sit-1,(out)) - )/-1,Org^t-Vnt5"-1);
• влияние управления (sOUT) на все оставшиеся до конца процесса шаги (h-It) (It = 1,h , h - число шагов управления), которое определяется условием IntsIt (sIt) = sup .
Задача оптимизации относится к классу задач математического программирования и заключается в поиске такого управления
sOUT = sOUT ((s1)0UT ' (s2 )oUT (sm )oUT ) , которое переводит систему в некоторое состояние QIt (s*,(s0UT:
OrgW (s*) = min( OrgW* (s(oUT )
OrgW (s*)
(10)
IntsIt (sj,) = sup (Int fs(0UT )i
где значение функции О^У ( sjtS0UT
вычисляется по
(8); значение функции OrgW* (s(oUT)i | - по (9);
sup (Int (sIt)) = IntsW (sW), где значение функции IntsW (s(0UT1 вычисляется по (3).
It )
Управление s*UT принимается как оптимальное, или Q (s ,s*0UT) = opt(Q), если на It-м шаге
оптимизации выполняется условие
oPt (Qit ) =
Orgs (slt)< 0,3, OrgWl (slt)< 0,382, IntsIt (sIt ) = sup Int.
(11)
Выполнение проекта и его внедрение. Факт публикации проблемы обусловлен наличием потребности ивА у индивидуума вА, инициирующего
процесс решения проблемы. Открытый доступ к участию в решении проблемы (к разработке концепции проекта) предполагает вовлечение сотрудников, имеющих соответствующий проблеме интеллектуальный потенциал (знания) и некоторую заинтересованность в решении проблемы, которая выражается наличием у сотрудников потребностей, обусловленных процессом их функционирования (ГЭк ^ иЭк). Инициализация процесса выполнения проекта осуществляется при условии достижения отношения соудовлетворенности вА и
каждого элемента вк е Бк (Бк - команда проекта): Е. • Б*., = 1, (12)
• Es = 1, s
где Е. е
8а *к
-8а ^ [0,1] - степень удовлетворения потребности вА («владельца проблемы») концепцией проекта (идеей), предлагаемой командой для реализации; Е3к е [0,1] - степень удовлетворения потребности Бк ресурсами (материальными, информационными, организационными и финансовыми), предоставляемыми вА для решения проблемы Ш.
В случае выполнения условия (12) осуществляется запуск процесса выполнения проекта (проработка концепции проекта) и его последующего внедрения. По итогам проектной деятельности, необходимым условием является оценка результатов, а именно, определение эффективности проекта:
3W = Е
W
З
W
(13)
где Еш - эффект от внедрения результатов проектной деятельности; Зш - затраты или стоимость ресурсов, использованных на всех стадиях проекта.
После выполнения проекта лидер совершенствует структуру проблемы Мш в целях ее включения в устоявшуюся структуру предметной облас-
ти MW = F (mw).
Заключение
Предлагаемая проблемно-ориентированная технология в управлении сложными социально-
0
экономическими системами раскрывает сущность организации (как процесса) через совокупность проектов (организационных образов), каждый из которых является механизмом ликвидации проблемной ситуации
WHT ={wHT,...,w?T,...,wHT}. Построение проблемноориентированной системы является одним из подходов к созданию надежных и адаптивных организаци-
ss
онных сред. Наличие трех координат (Org W , Int W ,
I-W.
E ) позволяет судить о степени организованности системы, что определяет ее адаптивные способности.
Проблемно-ориентированная технология заложена в основу построения автоматизированной информационной системы управления организационными преобразованиями (АИСОУП), которая включает следующие модули:
1) модуль организации коллективной работы по разработке концепции (идеи) проекта;
2) модуль оценки организационного потенциала системы (подсистемы);
3) модуль оценки интеллектуального потенциала сотрудников;
4) модуль формирования команды проекта;
5) модуль анализа и управления организационным развитием.
Подсистема коллективной работы может быть реализована на базе готового программного инструментария, поддерживающего технологию групповой работы groupware (используется система «1С-Битрикс: Корпоративный портал», одной из функций которой является организация форумов), а также как отдельная подсистема (реализуется на свободном программном обеспечении Joomla, использующем в качестве хранилища базу данных MySQL).
В качестве программного обеспечения подсистемы оценки интеллектуального потенциала сотруд-
ников организации используется программная система «1п1е!!ео1-Рго», которая включает следующие функции: построение когнитивной модели проблемы; оценка сотрудников на основе метода иерархических понятийных структур.
Центром АИСОУП является корпоративное хранилище, включающее: базу проблемных ситуаций, базу моделей (когнитивных моделей) проблемных ситуаций, базу типовых организационноуправленческих решений (ТОУР) и базу организационных образов (ОО), позволяющих использовать опыт организации в виде базы знаний. Знания об отклике показателей организации (организационный и интеллектуальный потенциал) на определенный класс проблемных ситуаций позволяют в автоматизированном режиме предлагать организационные решения при распознавании классов проблемных ситуаций.
Использование АИСОУП дает возможность автоматического контроля организационных изменений, их последующего анализа и определения путей повышения эффективности функционирования системы управления.
Список литературы
1. Айламазян А.К., Стась Е.В. Информатика и теория развития. - М.: Наука, 1989.
2. Белов А.А. Информационно-синергетическая концепция управления сложными системами: методология, теория, практика / Иван. гос. энерг. ун-т. - Иваново, 2009.
3. Белов А.А., Шашенкова М.А. Метод иерархических понятийных структур для оценки знаний (интеллекта) / Свидетельство о регистрации интеллектуального продукта от 21.04.2005 г. №72200500022. - М.: ФГУП ВНТИЦ, 2005.
4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследований. - СПб.: Питер, 2002.
Шашенкова Марина Александровна,
ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий, e-mail: [email protected]
Гвоздева Татьяна Вадимовна,
ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», старший преподаватель кафедры информационных технологий, e-mail: [email protected]
Ражева Анастасия Александровна,
ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», аспирант кафедры информационных технологий, e-mail: [email protected]