DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.63.022 Свешникова Л.В.1, Сибирская Е.В.2, Лебединская О.Г.3, Кокарев М.А.4, Григорьева М.О.5
1 Доктор экономических наук, 2доктор экономических наук, 3кандидат экономических наук, 4кандидат физико-математических наук, 5старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ БИЗНЕСЕ
Аннотация
В статье рассмотрена сущность таргетирования, а также ключевые действия, актуальные при его практическом использовании. Представлены основные направления таргетирования инновационной деятельности в соответствии с проектом «Национальная технологическая инициатива». По направлению таргетирования инновационной деятельности высокотехнологичного бизнеса TechNet и в соответствии с государственной программой «Информационное общество» выделен высокотехнологичный вид экономической деятельности «Производство офисного оборудования и вычислительной техники» по которому разработаны модели прогноза для показателя объёма инновационных товаров. Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
Ключевые слова: таргетирование, моделирование, инновационная деятельность, высокотехнологичный бизнес.
Oveshnikova L.V.1, Sibirskaya E.V.2, Lebedinskaya O.G.3, Kokarev M.A.4, Grigorieva M.O.5
1PhD in Economics, 2PhD in Economics, 3PhD in Economics, 4PhD in Physics and Mathematics, 5Senior Lecturer, Plekhanov Russian University of Economics MODELLING THE PROCESS OF TARGETING INNOVATIVE ACTIVITIES IN HIGH-TECH
TECHNOLOGY BUSINESS
Abstract
The article considers the essence of targeting, as well as the key actions that are relevant for its practical use. The main directions of innovative activity targeting are presented in accordance with the National Technology Initiative project. A hightech economic activity "Production of Office Equipment and Computers" is singled out in the targeting of innovatio n activity of high-tech business of TechNet and in accordance with the state program "Information Society. " It has developed forecast models for the indicator of the volume of innovative products. The article was prepared with the financial support of the Plekhanov Russian University of Economics.
Keywords: targeting, modeling, innovation, high-tech business.
Развитие экономики современного государства в основном базируется на высокотехнологичных отраслях, являющихся двигателем национальных, государственных и мировых экономик [4, С. 176-179]. Обоснование и реализация системы мер, ориентированных на усиление конкурентоспособности экономики государства на базе формирования условий для успешного развития стратегических отраслей, считается таргетированием. В связи с этим на государственном уровне разрабатываются государственные программы, сосредоточенные на активизации инновационной деятельности и привлечении инвестиций для развития инноваций [2, С. 21-35].
Таргетирование — одно из направлений реализации налоговой, экономической и денежно-кредитной политики страны или отдельной организации по управлению важнейшими хозяйственными показателями. Оно состоит в выборе определенной «мишени», на которую ориентировано воздействие государства в целях достижения намеченных результатов [9]. Целью процесса таргетирования является создание условий, при наличии которых осуществление структурного реформирования обеспечит возможность наукоемким отраслям трансформироваться в «точки роста» для традиционных отраслей, а также сферы услуг, формируя при этом высокоуровневый экспортный потенциал и воспроизводство на качественно новом технологическом уровне.
Под таргетированием инновационной деятельности в высокотехнологичном бизнесе авторами понимается механизм реализации инновационной политики государства, выражающийся в выборе определенного приоритетного наукоемкого направления, воздействие на которое позволит достичь значительных экономических и социальных результатов, обеспечивая наличие определенных условий для аккумуляции средств, содействующих развитию индустрии инновационных товаров и овладению «высокими технологиями».
Для реализации процесса таргетирования инновационной деятельности в высокотехнологичном бизнесе необходимо выполнение следующих действий (рис. 1).
Определить комплекс наукоемких отраслей, для чего сформулировать критерий наукоемкости, показатели их оценки
сследовать специфику воспроизводства наукоемких отраслей, их влияние на развитие других отраслей и конечное отребление
Разработать механизм создания условий для выхода на внешний рынок
и развитие внутреннего рынка научно-технической продукции
Выявить факторы, воздействующие на эффективность развития наукоемкого производства в условиях формирования рыночных отношений
Рис. 1 - Ключевые действия, которые актуальны при практическом использовании таргетирования
Важно отметить, что именно государственная политика играет ключевую роль в развитии наукоёмких видов экономической деятельности и предопределяет опережающее развитие отраслей высоких технологий [3, С. 340-343]. В связи с этим на федеральном уровне принимаются государственные программы, направленные на стимулирование инновационной деятельности и привлечение инвестиций для инноваций [10, С. 166 - 172]. В «НТИ» государство определило направления таргетирования инновационной деятельности («точки роста») [5]. Они представлены в табл. 1 [8].
Таблица 1 - Направления таргетирования инновационной деятельности в соответствии с проектом «Национальная
технологическая инициатива»
Направление таргетирования Государственные программы Проектный офис
Епе^№^распределенная энергетика от personal power до smart grid, smart city) Концепция «Интеллектуальная энергетическая система России»; «Энергоэффективность и развитие энергетики» Министерство образования и науки РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ
FoodNet (системы персонального производства и доставки еды и воды) - -
HealthNet (персональная медицина) «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 20132020 годы» Министерство здравоохранения Российской Федерации
AeroNet (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов) «Развитие авиационной промышленности на 20132025 годы» Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации
Продолжение табл. 1 - Направления таргетирования инновационной деятельности в соответствии с проектом
«Национальная технологическая инициатива»
Направление таргетирования Государственные программы Проектный офис
AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя) «Развитие транспортной системы» Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
FinNet (децентрализованные финансовые системы и валюты) «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» -
NeuroNet (распределенные искусственные компоненты сознания и психики) - Министерство образования и науки Российской Федерации
TechNet(технологическая поддержка развития высокотехнологичных отраслей промышленности за счет формирования цифровых технологий) «Развитие наук и технологий»; «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Рассмотрим подробнее направление таргетирования инновационной деятельности высокотехнологичного бизнеса, отвечающее за технологическое содействие развитию высокотехнологичных отраслей посредством формирования цифровых технологий (ТеЛ№^). Это направление нужно для использования телекоммуникационных и информационных технологий и формирования определенных условий для оперативной и эффективной согласованности государства с гражданами и бизнесом, что определяет ориентиры реализации государственной программы «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [6]. Важность этой госпрограммы обусловлена важностью качественных и доступных услуг связи, в том числе услуг по предоставлению входа в информационно -телекоммуникационную сеть "Интернет", формированием информационной среды и гарантированностью одинакового доступа граждан к медиасреде, обеспечением подачи гражданам и организациям государственных, муниципальных и социально значимых услуг и функций в электронном виде. Одной из поставленных задач государственной программы «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» является сокращение «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации до пределов, предупреждающих изолированность отдельных граждан и социальных групп. Для достижения данной задачи, необходима современная информационная и телекоммуникационная инфраструктура на всей территории РФ, которая будет создана в ходе реализации подпрограммы «Информационная среда». Следовательно, на сегодняшний день среди многочисленных отраслей, на развитие которых ориентированы TechNet и государственная программа «Информационное общество», можно выделить высокотехнологичный вид экономической деятельности «Производство офисного оборудования и вычислительной техники».
Данный вид деятельности активно развивался за последнее десятилетие. Основные показатели инновационной деятельности предприятий в высокотехнологичной отрасли «Производство офисного оборудования и вычислительной техники» и их динамика за последние 3 года представлены в табл. 2 [7].
Таблица 2 - Динамика основных показателей инновационной деятельности предприятий в высокотехнологичной
отрасли «Производство офисного оборудования и вычислительной техники»
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Среднегодовой абсолют-ный прирост Среднегодовой темп роста,% Среднегодо-вой темп прироста,%
Число обследованных организаций, ед. 48 44 46 1,5 103,6 3,3
Число инновацион-но- активных организаций, ед. 7 11 12 0,25 102,2 2,2
Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность,% 14,6 25 27 -0,125 99,6 -0,46
Общий объем отгруженных товаров, млн. руб. 48389,3 45598,4 57377,5 5778,53 113,76 13,76
Объём инновационных товаров, млн. руб. 834,34 4042,6 6355,73 1304,79 153,78 53,78
Объём экспорта инновационных товаров, млн. руб. 2,19 39,41 1366,53 333,253 252,67 152,67
Затраты на инновации организаций, млн. руб. 440,97 828,39 1511,94 189,496 119 19
Разработанные передовые технологии, ед. 9 18 5 -1,5 82,1 -17,89
Как показал анализ, число инновационно-активных организаций в общем числе обследованных организаций в период с 2011 по 2015 гг. имел в среднем положительную тенденцию, несмотря на резкий спад в 2013 г. В среднем ежегодный показатель возрастал на 2,2% и достиг в 2015 году 12 организаций, что составило 27% от общего числа обследованных организаций.
Важными показателями, характеризующими инновационную эффективность отрасли, являются объём инновационных товаров и объём экспорта инновационных товаров.
Как видно из данных таблицы 1, в 2015 году объём инновационных товаров увеличился на 57,2% и составил 6355,7 млн. руб. по сравнению с 4042,6 млн. руб. в 2014 году, а по сравнению с 2013 годом, объём инновационных товаров возрос почти в 7 раз. Объём экспорта инновационных товаров также имел положительную тенденцию. В 2015 году экспорт увеличился в 34 раза по сравнению с 2014 годом и составил 1366,5 млн. руб. В среднем за последние 5 лет показатель увеличивался на 52%. Это говорит о развитии вида экономической деятельности «Производство офисного оборудования и вычислительной техники», которое наблюдается с 2010 года, и наиболее динамичный рост наблюдается именно с 2014 года, после утверждения проекта «Национальная Технологическая Инициатива».
Спрогнозируем показатель объёма инновационных товаров на основе данных за период 2006 - 2015 гг. Для построения модели, объясняющей изменение объёма инновационных товаров, необходимо учесть резкий подъём в 2014 году [1, С. 32 - 36]. Для этого были введены фиктивные переменные и проведен регрессионный анализ.
Построена модель данных за период с 2006 по 2013 год. В качестве факторов был выбран показатель объёма экспорта инновационных товаров, так как в матрице корреляций у фактора была наибольшая взаимосвязь с результирующим признаком (0,83). С помощью Т-критерия была выявлена тенденция в ряду эмпирических значений, а также наличие автокорреляции. Применив метод Фриша-Воу (включение в модель временного фактора), для нивелирования автокорреляции, была получена полиномиальная модель 2-ой степени со следующими параметрами: у1 = 1928,8 + 247,89х — 51,794£2. Качество модели было оценена с помощью коэффициента детерминации Я2 = 0,896, который означает, что почти 90% случаев изменения факторного признака приводят к изменению результативного. Значимость уравнения регрессии была оценена с помощью Б-критерия Фишера. Расчётное значение
F-критерия больше критического, что свидетельствует о значимости уравнения. Параметры уравнения также являются значимыми по ^критерию Стьюдента (рис. 2).
По построенной модели можно было бы судить, что отрицательная тенденция за 8 лет сохранится и дальше, но как известно по данным за 2014 и 2015 года, ситуация резко изменилась и произошёл резкий «скачок». Это может объясняться тем, что именно в 2014 году была утверждена «Национальная технологическая инициатива». Тенденция приобрела линейную линию тренда и если влияние внешних факторов не изменится в ближайшие несколько лет, то можно будет наблюдать и дальнейший рост объёма производства инновационных товаров в высокотехнологичной отрасли производства офисного оборудования и вычислительной техники.
3000,00 2500,00
2000,00 1500,00 1000,00
500,00 0,00
Рис. 2 - Построение модели прогноза для показателя объёма инновационных товаров
По прогнозу с помощью новой линейной модели у2 = 1729,5+52313,1*t без учёта внешних факторов объём производства инновационных товаров составит в 2016 г. 8668,86 млн. руб., а в 2017 г. 10982 млн. руб. Модель за период 2006-2015 гг. с введёнными фиктивными переменными имеет вид: Y = D1*y1 + D2*y2
Таким образом, государство ориентировано на инновационное развитие России, о чём свидетельствуют множественные государственные программы и проекты. В проекте «Национальная Технологическая Инициатива» были сформированы основные направления таргетирования инновационной деятельности. Проанализировав направление таргетирования TechNet на основе данных Росстата можно сделать вывод, что высокотехнологичный вид деятельности «Производство офисного оборудования и вычислительной техники» имеет тенденцию развития.
Список литературы / References
1. Бородакий Ю.В. Моделирование инновационного развития высокотехнологичного предприятия / Ю.В. Бородакий, П.А. Кравчук, А.М. Батьковский // Статистика и экономика. - 2014. - № 2. - С. 32 - 36.
2. Зайцев А.В. Особенности функционирования высокотехнологичного предприятия в инновационной экономике / А.В. Зайцев // Вопросы инновационной экономики. - 2014. - № 1. - С. 21 - 35.
3. Максимов Н.Н. Теоретические основы инновационной деятельности / Н.Н. Максимов // Молодой ученый. -2013. - №10. -С. 340 - 343.
4. Мезенцева О. Е. Развитие высокотехнологичного производства в России и в мире / О.Е. Мезенцева // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 7. - С. 176 - 179.
5. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс] // URL: http://asi.ru/nti/ (дата обращения: 02.08.2017).
6. Национальная технологическая инициатива «TechNet» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nti2035.ru/technology/technet (дата обращения: 03.08.2017).
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: www.gks.ru (дата обращения: 02.08.2017).
8. Портал государственных программ РФ [электронный ресурс] // URL: http://programs.gov.ru/portal/programs/passport/32 (дата обращения: 02.08.2017).
9. Словарь маркетинга и менеджмента [Электронный ресурс] // URL: http://slova-iz-bukv.ru/таргетирование.html (дата обращения: 17.07.2017).
10. Спицын В. В. Особенности инновационного развития высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей в России / В.В. Спицын // Вестник Томского гос. универ. - 2011. - № 342. - С. 166 - 172.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Borodakiy Y.V. Modelirovanie innovatzionnogo razvitiya vysokotehnologithnogo predpriyatiya [Modeling of innovation development of a high-tech enterprise] / Y.V. Borodakiy, P.A. Kravchuk, A.M. Batkovskiy // Statistika i ekonomika [Statistics and economics]. - 2014. - № 2. - P. 32 - 36. [in Russian]
2. Zaitsev A.V. Osobennosti funkzionirovaniya vysokotehnologithnogo predpriyatiya v innovatzionnoy ekonomikе [Features of the functioning of a high-tech enterprise in the innovation economy] / A.V. Zaitsev // Voprosy innovatzionnoy
y = -51,794t2 + 247,89x + 1928,8 R2 = 0,896
Объём инновационных товаров,млн. руб., Y
■Теоретические значения,У
-Полиномиальная (Объём инновационных товаров,млн. руб., Y)
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
ekonomiki [Issues of innovative economy]. - 2014. - № 1. -P. 21 - 35. [in Russian].
3. Maksimov N.N. Teoreticheskie osnovy innovatzionnoy deyatelnosti [Theoretical bases of innovative activity] / N.N. Maksimov // Molodoy utchenuy [Young Scientist]. - 2013. - №10. - P. 340 - 343. [in Russian].
4. Mezentseva O. E. Razvitie vysokotehnologithnogo proizvodstva v Rossii i v mire [The development of high-tech production in Russia and in the world] / O.E. Mezentseva // Fundamentalnye issledovaniya [Basic research]. - 2015. - № 7. -P. 176 - 179. [in Russian].
5. Natsionalnaya tehnologitheskaya iniziativa [National Technology Initiative] [Electronic resource] // URL: http://asi.ru/nti/ (accessed: 02.08.2017). [in Russian].
6. Natsionalnaya tehnologitheskaya iniziativa «TechNet» [National Technology Initiative «TechNet»] [Electronic resource] // URL: http://www.nti2035.ru/technology/technet (accessed: 03.08.2017). [in Russian].
7. Ofizialnyi sait Federalnoy slushby gosudarstvennoy statistiki [Official site of the Federal State Statistics Service] [Electronic resource] // URL: www.gks.ru (accessed: 02.08.2017). [in Russian].
8. Portal gosudarstvennyh programm RF [Portal of state programs of the Russian Federation) [Electronic resource] // URL: http://programs.gov.ru/portal/programs/passport/32 (accessed: 02.08.2017). [in Russian].
9. Slovar marketinga i menedgmenta [Dictionary of Marketing and Management] [Electronic resource] // URL: http://slova-iz-bukv.ru/targetirovanie.html (accessed: 17.07.2017). [in Russian].
10. Spitsyn V.V. Osobennosti innovatzionnogo razvitiya vysokotehnologithnyh h srednetehnologithnyh otrasley v Rossii [Features of innovation development of high-tech and medium-technology industries in Russia] / V.V. Spitsyn // Vestnik Tomskogo gos. univer. [Bulletin of the Tomsk State University]. - 2011. - №. 342. - P. 166 - 172. [in Russian].
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.63.067 Овсипян М.В.
ORSID: 0000-0003-1966-2867, Кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский экономический университет ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Аннотация
Цель работы - обосновать необходимость внесения изменений в практику закупок. Объект исследования -закупочная деятельность бюджетных организаций. Значение исследования состоит в актуализации проблемных вопросов организации закупок и поиске путей их решения. Приведены особенности государственных и муниципальных закупок. Исследованы риски организации закупок, разработаны рекомендации по снижению вероятности их наступления. Результаты исследования показали, что информационная система, сопровождающая закупки, недостаточно эффективна.
Ключевые слова: бюджет, закупки, расходы, рынок, конкуренция.
Ovsipyan M.V.
ORSID: 0000-0003-1966-2867, PhD in Economics, St. Petersburg State University of Economics PROBLEMS OF ORGANIZATION OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT
Abstract
The purpose of the work is to justify the necessity to make changes in procurement practice. The object of the study is the procurement activity of budgetary organizations. The value of the research is to draw attention to problematic issues of procurement and to find ways to solve them. The features of state and municipal purchases are given. The risks ofprocurement organization are investigated; recommendations to reduce the probability of their occurrence are developed. The results of the research showed that the information system accompanying purchases is not effective enough.
Keywords: budget, procurement, costs, market, competition.
В последние годы государственным и муниципальным закупкам уделяется повышенное внимание. Это связано я тем, что необходимо экономно расходовать бюджетные средства, извлекая из них максимальную пользу. Экономический кризис и санкции против РФ привели к тому, что в экономике наметился спад - в такие периоды государство старается увеличить количество заказов для отечественных предприятий, чтобы поддержать их и оживить экономику.
В РФ применяется множество способов организации закупок, из которых самые популярные - закупка у единственного поставщика, электронный аукцион и запрос котировок. Таким образом закупается половина товаров и услуг, в том числе, самими органами власти, которые должны поддерживать конкуренцию.
Исследования разных авторов свидетельствуют, что необходима реформа законодательства [10, С. 57]: эта сфера связана с многочисленными, в том числе, коррупционными, рисками [6, С. 15]. Нужно использовать зарубежный опыт [5, С. 63], поскольку российская практика определения поставщиков часто противоречит требованиям развития конкуренции [1, С 42]. Правовые требования к государственному контракту сложны и многообразны [4, С. 125] -нужен общественный контроль за деятельностью заказчиков [2, С. 54]. Актуальной проблемой закупок является повышение их эффективности [3, С. 55], [7, С. 549]: рынок закупок следует развивать [8, С. 171]. Отдельный вопрос-регулирование отношений поставки [9, С. 191].
Закупочная деятельность имеет ряд особенностей, которые влияют на выбор поставщика. Как только меняется законодательство, схемы распределения крупных заказов видоизменяются. Таких схем много и приспособлены они к