Научная статья на тему 'Моделирование процесса принятия педагогического решения при компьютеризованном обучении'

Моделирование процесса принятия педагогического решения при компьютеризованном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МНОЖЕСТВО / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МОДЕЛЬ ОБУЧАЕМОГО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баламирзоев Абдул Гаджибалаевич, Агаханов Селимхан Агаханович, Эсетов Ферхад Эзединович

Цель. Разработать теоретически обоснованную, педагогически рациональную модель принятия решения. Раскрыть механизмы принятия решения: построение множества альтернатив, подбор и их систематизация, обоснование принципов выбора решения. Методы. Математические методы обработки информации. Результат. Педагогическая деятельность это процесс принятия педагогических решений. Педагогическое действие можно интерпретировать как процесс принятия педагогического решения, который состоит из ориентировочной, исполнительной и контрольной частей. Вывод. Альтернатива при принятии педагогического решения является функцией характеристик обучаемого; построена теоретико-множественная модель принятия педагогического решения, которая может быть использована в системах компьютеризованного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баламирзоев Абдул Гаджибалаевич, Агаханов Селимхан Агаханович, Эсетов Ферхад Эзединович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса принятия педагогического решения при компьютеризованном обучении»

1

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 1. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 1. 2018

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.14

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-49-53

Моделирование процесса принятия педагогического решения при компьютеризованном обучении

© 2018 Баламирзоев А. Г., Агаханов С. А., Эсетов Ф. Э.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: abdul2000@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Разработать теоретически обоснованную, педагогически рациональную модель принятия решения. Раскрыть механизмы принятия решения: построение множества альтернатив, подбор и их систематизация, обоснование принципов выбора решения. Методы. Математические методы обработки информации. Результат. Педагогическая деятельность - это процесс принятия педагогических решений. Педагогическое действие можно интерпретировать как процесс принятия педагогического решения, который состоит из ориентировочной, исполнительной и контрольной частей. Вывод. Альтернатива при принятии педагогического решения является функцией характеристик обучаемого; построена теоретико-множественная модель принятия педагогического решения, которая может быть использована в системах компьютеризованного обучения.

Ключевые слова: моделирование, множество, преподаватель, модель обучаемого.

Формат цитирования: Баламирзоев А. Г., Агаханов С. А., Эсетов Ф. Э. Моделирование процесса принятия педагогического решения при компьютеризованном обучениии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 4953. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-49-53

Modeling of the Process of Making a Pedagogical Decision

Under the Computerized Training

© 2018 Abdul G. Balamirzoev, Selimkhan A. Agakhanov, Ferkhad E. Esetov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: abdul2000@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to develop theoretically grounded, pedagogically rational model of pedagogical decision making and to reveal the mechanisms of decision making: creation of a set of alternatives, selection and their systematization, substantiation of the principles of decision -making. Methods. Mathematical methods of information processing. Result. Pedagogical activity is the process of making pedagogical decisions. Pedagogical action can be interpreted as the process of making pedagogical decisions, which consists of indicative, executive and control parts. Conclusion. The alternative in making a pedagogical decision is a function of the characteristics of the student; a theoretically set model of pedagogical decision making is built, which can be used in computerized learning.

Keywords: modeling, set, teacher, model of student.

For citation: Balamirzoev A. G., Agakhanov S. A., Esetov F. E. Modeling of the Process of Making a Pedagogical Decision Under the Computerized Training. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 49-53. DOI: 10.31161/1995-0659-201812-1-49-53 (In Russian)

Введение

Преподавательская деятельность является сложным и многогранным процессом, на

который оказывает влияние множество факторов. Разнообразие свойств участников преподавательской деятельности, а также чрезвычайно большая гамма отношений, возникающих между ними, затрудняют широкомасштабные исследования учебно-воспитательного процесса вуза, и в частности, преподавательской деятельности [1].

Преподавательская деятельность обладает свойством внутренней целостности и стабильности, то есть свойство системы не сводятся к сумме свойств её частей.

В [1] выполнена формализация элементов учебного процесса вуза, в частности рассмотрена формальная теория построения информационно-методических систем

учебного назначения.

В обучении педагог выполняет роль управляющей подсистемы, студент — управляемой. Между ними осуществляется эмоционально-интеллектуальное взаимодействие по каналам прямой и обратной связи (рисунок).

Системный подход к решению проблем управленческой деятельности, которая является системообразующим фактором, служит средством интеграции в одно целое деятельностей, поведения отдельных людей, совершаемых ими действий, объединенных в выполнении своих частных задач общей целью.

Представленная на рисунке схема приспособлена для решения проблем моделирования учебной деятельности. Цель такой системы — развитие личности студента в условиях овладения им конкретным дисциплинарным содержанием. Развитие рассматривается как поэтапное движение от деятельности под руководством педагога к самоуправляемому обучению, а от него — к самообучению. Сформированные

способности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию обеспечивают выход студента из системы.

Средством описания системы является моделирование. Модель процесса обучения можно представить в виде модели моделей, применив метод дегенерализации.

Под моделированием понимается метод исследования объектов познания на их

моделях или построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения, либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т. п. Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования [1].

Цель и методы исследования.

В соответствии с рекомендациями системного подхода учебный процесс представлен сложной системой, состоящей из следующих множеств: Р = [р1,р2, ■■■,Рп} - преподавателей; В = [Ь1,Ь2, ■.. ,Ьт} -обучаемых (студентов); У = {у1,у2, ■.. ,уу} -учебных материалов; М = {т1,т2, ■ ,т3} -методических материалов.

На этих множествах заданы определенные отношения (унарные и бинарные), отображающие специфику учебно-педагогической деятельности. Предложены модели: Мр = (Р, >) - модель

преподавателя; Му = (У, с) - модель содержания учебно-методического

материала; = (М,д,т) - модель

содержащая ^ = (В, >) - модель обучающегося, где > - отношения нестрогого предпочтения, заданное на множествах РиВ, С - отношение включения, заданное на множестве У, g - отношение подчинения, т -отношение толерантности, заданное на множестве В. Эти модели имеют чисто теоретическое значение, потому что они неприменимы в вычислительной практике при работе в системах

компьютеризированного обучения (СКО). Поэтому в данной статье ставится задача разработки моделей, применимых в СКО.

Из 16 всевозможных вариантов отношений между множествами Y, М, Р, В можно выделить эталонный вариант с наличием всех заданных отношений, что позволяет определить данное состояние как педагогическую деятельность

преподавателя, который в полной мере использует методические приёмы при доведении до обучаемых учебного материала.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

3

Рис. Системное представление процесса обучения

В педагогической практике для оценки профессиональных качеств преподавателя используют их условную классификацию, согласно которой [1] к первой категории относятся начинающие преподаватели, стаж работы которых не превышает 2-х лет; ко второй категории - преподаватели, имеющие опыт работы, от 2 до 10 лет; к третьей категории - преподаватели, обладающие опытом педагогической работы от 10 до 15 лет; к четвертой категории -высококвалифицированные преподаватели, педагогический стаж работы которых превышает 15 лет.

Исследователи сходятся на том, что наилучшим образом обучают преподаватели четвертой категории, и, если при

традиционном обучении всем обучаемым не случается обучаться у преподавателей именно этой категории, то при компьютеризированном обучении (КО) на этапах обучения система естественно стремиться к тому, чтобы к обучаемому применялась стратегия, которую применяли бы для данного конкретного обучаемого именно специалисты 4-ой категории (педагог-эксперт [1]), в основном, это доктора наук и/или профессора, обладающие большим методическим опытом и обширными методическими знаниями.

В [3] описаны мотивы постреализации, действия, цели и знания данной группы преподавателей и преподавателей, которые близки к этой группе. Отличительной

особенностью знаний педагогов-экспертов является их фундаментальность в данной предметной области. К знаниям педагогов-экспертов можно отнести не только совокупность сведений о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, но и эвристические правила применения методик преподавания и оценивания знаний. Такие правила (методики) вырабатываются у педагогов-экспертов на базе большого практического опыта работы и могут называться эмпирическими знаниями.

Педагогическая деятельность - это процесс принятия педагогических решений. Педагогическое действие можно

интерпретировать как процесс принятия педагогического решения, который состоит из ориентировочной, исполнительной и контрольной частей.

Ориентировочная часть процесса принятия педагогического решения обеспечивает анализ и синтез учебной и научной информации, а также использование знаний субъектом учебного процесса. В [3] эта часть процесса принятия педагогического решения отнесена к мыслительным действиям преподавателя, которые устанавливают отношение предпочтения между альтернативами выбора по критерию их полезности. Полезность альтернативы определяется как функция от характеристик обучаемого, задаваемых его моделью. Результаты и их обсуждение В компьютеризированной системе управления принятие педагогического решения принимается на основе модели обучаемого:

где Р - индивидуальные психологические особенности обучаемого;

I - интеллектуальные особенности обучаемого;

%лек - теоретические знания, полученные на основе изученного лекционного материала;

%лаб - знания, полученные в результате выполнения лабораторных работ;

%сам - знания, полученные в результате самостоятельного изучения материала;

1пр- практические навыки работы по изученным разделам.

Альтернативы принимаемых решений предлагается описывать множеством: МД = [МД111=й1}, где МД1 = {Д1, Д2, Д3, Д4, Д5, Д6, Д7, Д?}, I - номер шага обучения; Д- объем порции материала, предъявленного на 7-м шаге обучения; - количество порций материала; Д3- время предоставленное одной порции учебного материала до момента проверки знаний; Д4-характеристики экрана;

П = {Х1гЛг.....Д4ш};

Д/(1 - визуальные атрибуты расположения информации на экране;

Д2 - количество объектов на экране и их размеры;

- плотность расположения данных; Д44 - цветовая гамма; Д45 - яркость изображений; 1в - характеристики включения

Д4б -

графических изображений: иллюстраций, миниатюр, пиктограмм, анимированных изображений;

- звуковое сопровождение;

Д5 - количество тестов, предъявляемых обучаемому после порции материала;

Д6 - количество тестов после порций материала;

Д7 - количество порций материала, после которого необходимо выполнение лабораторных или практических работ;

Д? - количество порций материала, после которого необходим личный контакт с преподавателем.

Множество МД определяется при помощи процедуры характерного опроса, в котором участвуют опытные эксперты -преподаватели данной дисциплины.

Перед педагогом возникает ответственная психолого-педагогическая задача

формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать и контролировать свою учебную деятельность.

Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном дидактическом материале и четкую организацию учебно-профессиональных задач (упражнений) по их формированию. При этом образец

выполнения этих действий должен демонстрировать сам педагог, учитывая трудности адаптационного периода обучения студента на 1-м курсе. Его влияние на характер освоения новых ценностных ориентаций студента, его мотивации и такие индивидуальные свойства, как тревожность, эмоциональность, просто неоценимо.

1. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л. : Изд-во ЛГУ, 1984. 176 с.

2. Метешкин К. А. Теоретические основы построения интеллектуальных систем

1. Ganzen V. A. Sistemnye opisaniya v psikhologii [System descriptions in psychology]. Leningrad, LSU Publ., 1984. 176 p. (In Russian)

2. Meteshkin K. A. Teoreticheskie osnovy postroeniya intellektual'nykh sistem upravleniya uchebnym protsessom v vuze [Theoretical bases of construction of intellectual systems of management of educational process in high school]. Kharkov, Ekograph Publ., 2010. 276 p. (In Russian)

3. Sviridov A. P. Osnovy statisticheskoy teorii obucheniya i kontrolya znaniy [Fundamentals of the statistical theory of learning and knowledge control]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 1981. 262 p. (In Russian)

Таким образом, в предположение, что альтернатива при принятии педагогического решения является функцией характеристик обучаемого, построена теоретико-множественная модель принятия

педагогического решения, которая может быть использована в системах компьютеризированного обучения.

управления учебным процессом в вузе. Харьков: Экограф, 2000. 276 с.

3. Свиридов А. П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний. М. : Высшая

школа, 1981. 262 с.

References

Выводы Литература

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Баламирзоев Абдул Гаджибалаевич,

доктор технических наук, профессор, кафедра информатики и вычислительной техники (ИиВТ), Дагестанский

государственный педагогический

университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; email: abdul2000@yandex.ru

Агаханов Селимхан Агаханович, кандитат физико-математических наук, доцент, кафедра ИиВТ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: abdul2000@yandex.ru

Эсетов Ферхад Эзединович, кандитат педагогических наук, доцент, кафедра ИиВТ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: f1012@rambler.ru

Принята в печать 22.01.2018 г.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Abdul G. Balamirzoev, Doctor (Technology), professor, the chair of Informatics and Computer Science (ICS), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: abdul2000@yandex.ru

Selimkhan A. Agakhanov, Ph. D. (Physics and Maths), assistant professor, the chair of Informatics and Computer Science (ICS), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: abdul2000@yandex.ru

Ferkhad E. Esetov, Ph. D. (Pedagogy), the chair of Informatics and Computer Science (ICS), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: f1012@rambler.ru

Received 22.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.