Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования у учащихся подросткового возраста средней образовательной школы исследовательской позиции'

Моделирование процесса формирования у учащихся подросткового возраста средней образовательной школы исследовательской позиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / БЛОК / КРИТЕРИЙ / УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурганова Эльза Ирековна, Савина Н.Н.

Цель настоящей статьи заключается в теоретическом обосновании и разработке модели процесса формирования исследовательской позиции у школьников подросткового возраста. На основе изучения психолого-педагогической литературы (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, А.В. Леонтович, В.А. Штоф и др.) в модели были выделены такие блоки, как: целевой, методологический, технологический, оценочный, а также результативный; определены критерии, показатели и уровни сформированности исследовательской позиции у школьников подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования у учащихся подросткового возраста средней образовательной школы исследовательской позиции»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Бурганова Эльза Ирековна

студентка IV курса факультета иностранных языков Елабужский институт КФУ, г. Елабуга, РФ Научный руководитель - Н.Н. Савина, профессор ЕИ КФУ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ

Аннотация

Цель настоящей статьи заключается в теоретическом обосновании и разработке модели процесса формирования исследовательской позиции у школьников подросткового возраста. На основе изучения психолого-педагогической литературы (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, А.В. Леонтович, В.А. Штоф и др.) в модели были выделены такие блоки, как: целевой, методологический, технологический, оценочный, а также результативный; определены критерии, показатели и уровни сформированности исследовательской позиции у школьников подросткового возраста.

Ключевые слова

Исследовательская позиция, модель, моделирование, блок, критерий, уровень.

В сфере образовательной деятельности в последние годы часто употребляется понятие «модель». По мнению А.В. Леонтовича, при этом принимается во внимание тот факт, что описание опыта какого-либо образовательного учреждения, которое реализует экспериментальную деятельность, должно, так или иначе, выходить на модельность [4, с. 2]. В психолого-педагогической и философской литературе данное понятие привлекло внимание таких отечественных исследователей, как Н.М. Борытко, В.П. Зинченко и В.А. Штофф.

В.А. Штофф под моделью понимает мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая заключается в отображении, а также воспроизведении объекта в таком виде, который позволяет посредством изучения этой системы давать новую информацию о данном объекте [6, с. 9].

Согласно взглядам Н.М. Борытко, модель это есть мысленно представленная или материально реализованная система символов, которая воспроизводит определенные свойства системы-оригинала относительно замещения и сходства, что позволяет изучить оригинал [1, с. 125].

По мнению В.П. Зинченко, модель это функциональное гомоморфное отображение части внешнего мира на систему понятий, а именно на изображения, картины, символы и знаки [3, с. 55].

Исходя из определений Н.М. Борытко, В.П. Зинченко и В.А. Штоффа, следует подчеркнуть, что модель представляет собой систему, которая направлена на отражение, воспроизведение тех свойств и характеристик объекта-оригинала, которые ему присущи. Основная мысль ученых, давших определения понятия «модель» заключается в том, что исследование рассматриваемой системы дает возможность получить информацию об оригинале, о протекающих в нем процессах и явлениях в нем, позволяет представить упрощенный вариант системы-оригинала.

Необходимо отметить, что термины «модель» и «моделирование» теснейшим образом связаны друг с другом. Моделирование характеризует процесс создания модели. Под моделированием Н.М. Борытко понимает изучение как внутриличностных, так и межличностных процессов и состояний с помощью их реальных, то есть физических, или идеальных моделей [1, с. 125].

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1-2/2016 ISSN 2411-717Х

В.И. Загвязинский определяет моделирование как процесс отражения важнейших характеристик преобразуемой системы, оригинала в специально сконструированном объекте-аналоге, модели, которая дает возможность выявить то, что скрыто в оригинале [2, с. 2].

В определениях Н.М. Борытко и В.И. Загвязинского выражена мысль о том, что моделирование предполагает процесс познания не только внутриличностных, но и межличностных процессов посредством построения их реальной модели. Другими словами, цель моделирования состоит в изучении свойств, характеристик объекта-оригинала, объяснении и прогнозировании его явлений, состояний с помощью той или иной модели.

Цель данной работы состоит в разработке и теоретическом обосновании модели процесса формирования исследовательской позиции у подростков. Для ее достижения был изучен теоретический и эмпирический материал. Нами был проведен письменный опрос (анкетирование) среди школьников VIII классов. Были опрошены 76 учеников старшего подросткового возраста МБОУ «СОШ №22» г. Набережные Челны Республики Татарстан. Полученные результаты были использованы в процессе разработки модели процесса формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста (см.: Рис. 1).

На основе изучения работ Н.М. Борытко, В.И. Загвязинского, В.П. Зинченко, А.В. Леонтовича, В.А. Штоффа в модели были выделены такие блоки, как: целевой, методологический, технологический, оценочный и результативный.

Целевой блок включает в себя цель и задачи деятельности учителя по формированию исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста. Согласно мнению А.С. Обухова, повышению эффективности процесса формирования исследовательской позиции учеников способствует организация исследовательской деятельности школьников как в учебно-воспитательном процессе, так и во внеурочное время [5, с. 75]. Она является одним из необходимых условий интеллектуального развития подростка. Исследовательская деятельность направлена на развитие поисковой активности, творческого и интеллектуального потенциала личности; способствует формированию таких жизненно-важных качеств, как самостоятельность, любознательность, креативность, гибкость мышления, предприимчивость, изобретательность, усердность, целеустремленность, находчивость и т.д. Фактически она служит основой для саморазвития и самосовершенствования личности. Приобщение школьников к исследовательской деятельности требует от учителя высокого уровня сформированности профессионально-личностных качеств, интеллектуального и творческого потенциала, а также профессиональной подготовки. Учитель должен уметь ставить цели и задачи организации исследовательской деятельности. Целью деятельности учителя является формирование исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста. Эта цель достигается в процессе решения следующих задач:

- создание такой образовательной среды, которая будет стимулировать школьников подросткового возраста к исследовательской деятельности, а также самоопределению в этом процессе [5, с. 77-78];

- осуществление исследовательского подхода в обучении [5, с. 42];

- включение в учебный план дополнительных предметов, на основе которых может развиваться исследовательская деятельность учащихся [5, с. 42];

- применение проблемного и развивающего обучения в учебно-воспитательном процессе с целью формирования самостоятельности школьников, умения успешно действовать в ситуациях неопределенности и способности преодолевать возникающие трудности;

- применение различных методов обучения (методы проблемного и развивающего обучения, эвристические, исследовательские методы);

- разработка и применение форм организации исследовательской деятельности учащихся, формирование у подростков исследовательских умений и навыков, активизация деятельности ученика по формированию собственной исследовательской позиции;

- проведение учебно-исследовательских экспедиций, которые позволяют ученикам определиться с выбором темы исследования [5, с. 42];

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1-2/2016 ISSN 2411-717Х

- участие школьников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, формирование потребности в постоянном приобретении и обновлении знаний;

- формирование у учащихся подросткового возраста потребности в поисковой активности, в осуществлении исследовательского взаимодействия с окружающим миром, ценностного отношения к исследовательской деятельности.

Методологический блок модели состоит из принципов и психолого-педагогических условий, реализация которых способствует повышению эффективности процесса формирования исследовательской позиции у подростков. В качестве принципов, которые направлены на повышение эффективности процесса становления школьника подросткового возраста как личности со сформированной позицией, выступают: принцип естественности (данный принцип предполагает подлинность, а не искусственность интереса учащихся к формированию собственной исследовательской позиции); принцип осознанности (ученик должен осознавать значимость процесса формирования исследовательской позиции); принцип добровольности (школьник сам решает, будет ли он заниматься формированием собственной исследовательской позиции или нет) [5, с. 36-37]; принцип непрерывности (систематическая работа по формированию исследовательской позиции; постоянное стремление к обновлению и открытию знаний, самостоятельности, ответственности, исследовательскому взаимодействию, изучению объектов действительности); принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

В результате изучения психолого-педагогической литературы (А.В. Леонтович, А.С. Обухов, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков и др.) были разработаны психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования исследовательской позиции у школьников подросткового возраста. К психологическим условиям были отнесены: наличие у учителей мотивации к формированию исследовательской позиции учащихся подросткового возраста; учет ими возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся; создание мотивационно-ценностной и интеллектуальной среды в школе среди школьников; формирование у учеников внутренних и внешних мотивов формирования собственной исследовательской позиции. К педагогическим условиям относятся: организация исследовательской деятельности в школе; наращивание школьниками самостоятельности; психолого-педагогическая поддержка учащихся; обеспечение школ высококвалифицированными учителями; целенаправленная и систематическая деятельность учителя по формированию исследовательской позиции у учеников.

Технологический блок модели включает определение форм и методов формирования исследовательской позиции у школьников подросткового возраста. Формами исследовательской деятельности учащихся, которые способствуют повышению эффективности процесса формирования исследовательской позиции, являются специально организуемые в рамках школьного компонента программы дополнительного образования, походы и экспедиции, общешкольные проекты, тематические клубы и молодежные объединения [5, с. 42]. К формам организации исследовательской деятельности также относятся, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, викторины, исследовательские кружки, научные общества учащихся, встречи с сотрудниками музеев, архивов и т.д.

В процессе реализации задач, принципов и форм формирования исследовательской позиции школьников подросткового возраста необходимо использовать такие методы воспитания, как поощрение, беседа, разъяснение и др.; а также такие методы обучения, как: решение проблемных задач, постановка опытов, самостоятельная работа, методы формирования познавательного интереса (познавательные игры, учебные дискуссии), методы проблемного и развивающего обучения, частично-поисковый и исследовательский методы.

В оценочный блок входят критерии сформированности исследовательской позиции у школьников и их показатели. По мнению Н.М. Борытко, критерий есть признак, на основании которого может производиться оценка, определение или классификация чего-либо [1, с. 232]. Под понятием «показатель» он понимает некоторую величину или качество критерия, которое выражается у конкретного объекта [1, с. 232].

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1-2/2016 ISSN 2411-717Х

На основе изучения психолого-педагогической литературы (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, А.В. Леонтович, В.А. Штофф и др.) в качестве критериев оценивания уровней сформированности исследовательской позиции у школьника подросткового возраста, были рассмотрены мотивационно-ценностный, когнитивный и гностический критерии, а также их показатели:

- мотивационно-ценностный критерий и его показатели: стремление к саморазвитию, осознание значимости формирования исследовательской позиции личности на данном этапе развития общества, проявление ценностного отношения к исследовательской деятельности;

- когнитивный критерий и его показатели: знания о способах формирования исследовательской позиции, знание правил и принципов участия в исследовательской деятельности, знания о профессионально-личностных качествах личности;

- гностический критерий и его показатели: способность к рефлексии; осмыслению приобретенного опыта, умение собирать и анализировать материал, умение работать с научной литературой.

В результативный блок модели входят условно выделенные и охарактеризованные уровни сформированности исследовательской позиции школьников подросткового возраста. На основе определения критериев и показателей сформированности исследовательской позиции были охарактеризованы ее высокий, средний и низкий уровни.

Низкий уровень. Подростки, которые относятся к низкому уровню сформированности исследовательской позиции, склонны к пассивности. Они не проявляют интереса к исследовательской деятельности, не желают развивать свои исследовательские способности, овладевать исследовательскими умениями и навыками. Кроме того, они не осознают значимость формирования исследовательской позиции, у них нет стремления к становлению личности со сформированной исследовательской позицией. При возникновении таких проблемных ситуаций, как ситуации неопределенности, нестабильности, ученики нередко сталкиваются с трудностями, оказываются неготовыми разрешить их, найти оптимальный выход из них.

Средний уровень. Школьники, которые были отнесены к среднему уровню сформированности исследовательской позиции, понимают важность ее формирования и готовы отдавать этому процессу часть своего времени, но это не всегда является результатом их личной самостоятельности. Они владеют недостаточными знаниями о способах формирования исследовательской позиции. Учащиеся проявляют интерес к исследовательской деятельности, знают правила и принципы участия в ней, стремятся к самостоятельности и ответственности, обладают потребностью в самоопределении и саморазвитии, желают приобрести новый опыт.

Высокий уровень. Учащиеся подросткового возраста, относящиеся к высокому уровню сформированности исследовательской позиции, отличаются тем, что они осознают ее значимость и постоянно работают в этом направлении в учебно-воспитательном процессе и во внеурочное время. Они проявляют познавательный интерес ко всему новому и неизвестному, стремятся к приобретению и обновлению своих знаний, самостоятельно находят пути решения возникающих проблемных ситуаций, анализируют любую поступающую информацию, выявляют проблемные вопросы, которые требуют дополнительного осмысления, а также участвуют в школьных научно-практических конференциях. Такие ученики характеризуются любознательностью, самостоятельностью и ненасыщаемой потребностью в поисковой деятельности.

Становление ученика как личности со сформированной исследовательской позицией в настоящее время является одним из важнейших условий его познавательного развития, способствует возникновению и формированию уникального в нем. Реализация школой разработанной и теоретически обоснованной нами модели будет способствовать повышению эффективности процесса формирования исследовательской позиции у школьников и развитию личности.

Методологический блок

"V-

"V"

Принципы:

- естественности;

- осознанности;

- добровольности;

- непрерывности и др.

Психологические условия:

- учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся;

- наличие у учителей сформированной мотивации к формированию исследовательской позиции у учеников;

- создание мотивационно-ценностной и интеллектуальной среды в школе и др.

Педагогические условия:

- организация исследовательской деятельности у учащихся в школе;

- психолого-педагогическая поддержка учеников в процессе их исследовательской деятелньости;

- обеспечение школ высококвалифицированными учителями и др.

-V-

Технологический блок

Формы: научные кружки, походы и экспедиции, проекты, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, викторины и др.

Методы воспитания: поощрение, беседа, разъяснение и др.

Методы обучения: решение познавательных задач, постановка опытов, самостоятельная работа, исследовательский метод и др.

Оценочный блок

Ж

Критерии и показатели сформированности исследовательской позиции у

школьников

Результативный блок

Уровни сформированности исследовательской позиции у подростков

Ученик со сформированной исследовательской позицией

Список использованной литературы

1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.

3. Зинченко В.П. Развивающее образование. — М., 2002. — 55 с.

4. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. - 2006. — № 5. — С. 63-71.

5. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. — М.: Издательство «Прометей» МГПУ, 2006. — 224 с.

6. Штофф В.А. Моделирование и философия. — М., 1966. — 19 с.

© Бурганова Э.И., Савина Н.Н., 2016

Виневская Анна Вячеславовна,

канд. пед. наук, доцент,

доцент кафедры общей педагогики ТИ имени А.П.Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)»,

руководитель научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования ТИ имени А.П.Чехова,

г. Таганрог, РФ E-mail: annvinevskaya@hotmail.com

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКАХ, СОЗДАННЫХ НА ОСНОВЕ ПАРАДИГМЫ СОСТЕМНО-ВЕКТОРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЮРИЯ БУРЛАНА: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С

АУТИЗМОМ «ПТИЧКА-НЕВЕЛИЧКА»

Аннотация

Развитие современного общества предъявляет новые требования к развитию и социализации ребенка. Поэтому коррекция и развитие детей с аутизмом сегодня приобретают особое значение.

Коррекционно-развивающая программа «Птичка-невеличка» определяет содержание, организацию коррекционного и развивающего процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (с аутизмом) и направлена на создание для них специальных условий. Программа составлена на основе использования сенсорных эталонов, характерологических особенностей ребенка на основе системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Методическое обеспечение программы включает авторские тетради «Сенсорные эталоны», «Играем и развиваем».

Ключевые слова

Аутизм, развитие, коррекция, компенсация, сенсорная интеграция, сенсорные эталоны, системно-векторная

психология Юрия Бурлана, детско-родительские отношения.

Сегодня как никогда актуальным становится вопрос включения детей с различными нарушениями в социум. В связи с чем, индивидуальная работа по выявлению характерологических особенностей детей, у которых диагностирован аутизм, использование мер по адекватной коррекции, абилитации и развитию ребенка, имеющего аутизм, являются актуальными. В этой связи особенно острым является вопрос создания современных программ, учитывающих специфику развития, коррекции и компенсации детей с сенсорными нарушениями и аутизмом и методических материалов к ним.

Современное понимание феномена аутизма достаточно сложно. Это связано с тем, что не определены на сегодняшний день причины возникновения этого нарушения [1,18,14,15], все еще продолжает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.