Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УРОК МУЗЫКИ / ARTISTIC AND AESTHETIC NEEDS / PEDAGOGICAL MODEL / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / MUSIC LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вищаненко (Грошева) Валентина Геннадьевна

В статье описывается педагогическая модель формирования художественно-эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки, в разработке которой учтены конкретные методологические подходы: системно-деятельностный, культурологический, аксиологический. Предложены этапы формирования данных потребностей: латентный, валентный, имплицитный и эксплицитный, рассматриваются педагогические условия этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вищаненко (Грошева) Валентина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE PROCESS OF FORMING ARTISTIC AND AESTHETIC NEEDS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MUSIC LESSONS

The article describes the pedagogical model of the formation of the artistic and aesthetic needs of younger schoolchildren in music lessons, in the development of which specific methodological approaches were taken into account: system-activity, cultural, axiological. The stages of the formation of these needs are proposed - latent, valence, implicit and explicit. The pedagogical conditions of this process are considered.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

16. Тарева Е.Г. Динамика ценностных смыслов лингодидактики // Лингвистика и аксиология. Этносемиометрия ценностных смыслов: колл. монография/Л.Г. ВикуЛова (отв. ред.). ■ М.: ТЕЗАУРУС, 2011.-С. 231-245.

17. 'Гарева Е.Г. Развитие лингвообразовательных практик: оптимистическая проекция // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Язы ковое образование, -2015. - N»2(18).-С. 75-85.

18. [рубина Г.Ф. Роль элективных курсов иностранных языков в формировании социально-ориентированной личности учащихся //Мир науки, культуры, образования. - 201№1 (50). - С. 130 132.

19. Хохлова Н.Щ Место и роль элективных кур с ое-в системе высшего образования // Обучение и

воспитание: методики и практика. - 2013. - N' 8. -С. 31-37.

20. Цигулева О.В. К вопросу о развитии научно-исследовательской компетенции будущих учителей-предметников (иностранный язык) //Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: материалы VII Всероссийской научно практической конференции с международным участием / И.А. Майер (отв. ред.). Красноярск : К рас ноя р. гос. пед. ун-г им. В.П. Астафьева, 2019. - С, 241 245.

21. Языкова Н.6. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педа готических факультетов иностранных языков / Н.В. Языкова. - Улан Удэ : Бурятское книжное издательство, 1994, - 238 с.

О CU О СИ

-0

ш

CK

X

U-I

о

со «

го

MODELING THE PROCESS OF FORMING ARTISTIC AND AESTHETIC NEEDS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MUSIC LESSONS

Vtshanenko (Grosheva) Valentina Gennadyevna, applicant. Department of Pedagogy, Psychology and Philosophy, Krasnodar State institute of Culture, Krasnodar

The article describes the pedagogical model of the formation of the artistic and aesthetic needs of younger \cjr~ J schoolchildren in music lessons, in the development of which specific methodological approaches were taken into account: system-activity, cultural, axiobgicai The stages of the formation of these needs are proposed - latent, valence, implicit and explicit. The pedagogical conditions of this process are considered.

Keywords: artistic and aesthetic needs; pedagogical model;younger schoolchildren; music lesson.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.44

s

233

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

в статье описывается педагогическая модель формирования художественно-эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки, в разработке которой учтены конкретные методологические подходы: системно дся тельностный, культурологический, аксиологический. Предложены этапы формирования данных потребностей: латентный, валентный, имплицитный и эксплицитный, рассматриваются педагогические условия этого процесса.

Ключевые слова; художественно-эстетические потребности; педагогическая модель; младшие школьники; урок музыки.

УДК 372.878 ВАК РФ 13.00.02

5 В ища не нко (Трошева) В. Г., 2020

Социальная установка в современном мире зачастую направлена на материальные ценности и бизнес, освоение компьютерных технологий и виртуального мира, индустрию красоты и развлечений, что порождает большое количество навязанных рекламой ложных потребностей. 8 приоритете рыночные ценности, но "рынок не стимулирует возвышенных потребностей" [1], поэтому в наше время особое значение приобретает проблема формирования художе-ственно-эстетических потребностей (далее ХЭП) у школьников как основы ценностных ориентаций и мировоззрения молодого поколения. Процесс формирования ХЭП во многом зависит от воспитания и обучения в общеобразовательной школе, особое значение в этом процессе приобретают уроки искусства, в частности, уроки музыки. Вместе с тем в современной музыкально-педагогической теории и практике целенаправленная работа по формированию исследуемых потребностей школьников ведется недостаточно, что и определяет актуальность статьи.

ВИЩАНЕНКО (ТРОШЕВА) Валентина Геннадьевна, соискатель, кафедра Педагогики, психологии и философии. Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

234

Одним из эффективных в педагогических исследованиях является метод моделирования - "метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте" (4, 51 ], благодаря тому, что в ней интегрируется теоретическое и эмпирическое исследование объекта. Разрабатывая педагогическую модель формирования художественно-эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки, мы опирались на следующие методологические подходы: си-стемно-деятельностный, культурологический, аксиологический.

Системно-деятельностный подход {А. Г. Ас-молов, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.) - один из ведущих в системе образования, ориентирующий на системность всех процессов обучения и воспитания. Данный подход направлен на развитие и саморазвитие задатков, творческого потенциала младших школьников; предполагает широкое применение современных средств обучения: технического оборудования, мультимедийных технологий, новых форм и методов преподавания.

Культурологический подход (Э. Б, Абдул-лин, Е. Ю. Глазырина, Е. Д. Критская, Л. А. Ра-пацкая, Г. П. Сергеева, Г. С. Тарасов) в контексте проблемы исследования означает необходимость приобщения учащихся начальных классов к основам художественной культуры в целом и региональной втом числе. Данный подход предполагает интеграцию музыки с другими видами искусства. Именно искусство, как известно, является источником культурного освоения мира, познания жизни, духовного содержания любой эпохи.

Аксиологический подход в музыкальной педагогике {Э, Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, Г. Г. Нейгауз, Ю, Н. Холопов, Б. (И. Целковников, Г. М. Цыпин, Б. Л. Яворский и др.) имеет гуманистическую педагогическую направленность, где каждыйучастникобразо-вательного процесса (учитель музыки и ученики) является активным субъектом ценностно-ориентированной деятельности.

Педагогическая модельформированияХЭП младших школьников на уроках музыки (см. рис.) состоит из трех блоков: мотивационно-установочного, процессуально-деятельност-ного и коррекционно-мониторингового.

Мотивационно-установочный блок включает целевую установку модели, педагогические задачи и принципы формирования ХЭП младших школьников на уроках музыки, которые

отражают единство эстетического воспитания и художественного образования; направлены на учет индивидуальных интересов и возрастных особенностей младших школьников; ориентированы на мультимедийную наглядность; накопление положительных эмоций в процессе восприятия музыки и художественно-твор-ческой деятельности.

Процессуально-деятельностный блок содержит четыре основных этапа: латентный, валентный, имплицитный и эксплицитный. На первом этапе, который мы обозначили как латентный (от лат. "Ыеш", -п^б" - скрытый, невидимый) [5, 156], младшие школьники еще не осознают высших потребностей, поэтому происходит выявление и подготовка скрытых возможностей, способностей учащихся для формирования художественно-эстетических потребностей. В этот период осуществляется латентное, скрытое научение, при котором дети знакомятся с особенностями музыкального искусства в непроизвольной форме. С этой целью используются мультимедийные методы: "Вижу и слышу" (с применением интерактивной доски и мультимедийного проектора), "Эффект мультика", где музыка и сюжет составляют единое целое и т. п. На этом этапе особенно важно создание для детей художе-ственно-эстетической среды, располагающей к музыкальным занятиям. Положительные эмоции от различных игровых ситуаций, творческих мини-заданий, от ответов на доступные вопросы; прослушивание высокохудожественной музыки или песни - всё это помогает младшим школьникам почувствовать потребность в новых впечатлениях на уроках музыки.

Второй этап - валентный (от лат. "уа!еп1!а" - сила) - выступает как побуждающий к музыкальным занятиям и творческой деятельности. Валентность в психологии рассматривается как "положительная или отрицательная ценность, значимость объекта, события или действия для субъекта, их мотивационная (побудительная) сила" [2,60], иными словами, как положительный или отрицательный аттитюд (установка, отношение) к чему-либо.

Феномен аттитюда еще мало изучен, существует много разных определений и теоретических подходов к этому явлению. Два из них -основные: функциональный подход, при котором аттитюд характеризуется как социальная установка, и ценностный подход, предполагающий положительное или отрицательное отношение к чему-либо или кому-либо. В контексте нашего исследования аттитюд к уроку музыки, восприятию музыкального искусства,

творческой деятельности должен быть непременно положительным, то есть иметь положительную валентность. Успешное выполнение того или иного задания, эффект новизны, интерес, творческие формы работы-все это стимулирует положительный аттитюд к музыкальному искусству и искусству в целом. Развитию эмоционального восприятия способствуют игровые методы, например: "Музыкальные угадайки", "Музыкальное лото", "Музыкальное домино", "Ученик в роли учителя", метод задач-загадок и т. п.

1. Мотивационно-установочный блок

Цель: формирование художестввнно-эстетичвских потребностей младших школьников на уроках _музыки_

Задачи: 1. Мотивирование процесса формирования художественно-эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки.

2. Создание условий, обеспечивающих формирование ХЭП младших школьников.

3. Стимулирование навыков самостоятельной работы и саморазвития на уроках музыки. _4. Развитие способности к художественно-эстетическому восприятию, познанию, творчеству.

Принципы:

единства эстетического учета индивидуальных мультимедийной накопления положительных

воспитания и интересов и возрастных наглядности эмоции в процессе восприятия музыки и

художественного особенностей художественно-творческой

образования школьников деятельности

2. Процессуально-деятельностный блок

Этапы формирования ХЭП

Имплицитный

Эксплицитный

Методы

Мультимедийные {«Вижу и слышу», «Эффект мультика») Игровые ("лМузыкальные угадайки», «Ученик е роли учителя», метод задач-загадок и т.п.) Интегрированные (импровизации речевые, пластические, изобразительные; л Поделись впечатлениями») Практические (метод в Осмысленного пения», метод "Мимико-пластического изучения песен / музыки')

слушание музыки

Виды деятельности

музыкально-образовательная

художественно-творческая

вербальные и невербальные средства общения (речь, мимика, пантомимика и др.)

Интерактивные средства формирования художественно-эстетических потребностей

интерактивное оборудование (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.)

3. Коррекционно-мониторинговый блок

Компоненты

мотивационно-ценностныи

эмоциональный

котитивно-операциональныи

Критерии

- интерес к хупож.-творч. деятельности;

- стремление к новым знаниям и впечатлениям;

- ориентация на

художесгвенно-

встетические ценности.

Критерии

- яркий емоц. отклик в процессе восприятия музыки;

- эмоциональная отаывчюость детей в процессе худаж ,-творн. деятельности;

- положительный апитюд к муз. искусству.

■ стремление к познению нового в муз. искусстве;

Первичная диагностика

Мониторинг

приобретенных в результате опыте восприятия и исполнения произведений искусства.

Повторная диагностика

Сравнительный анализ результатов

Результат - достижение достаточного уровня сформированное™ художественно-эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки

Рисунок - Педагогическая модель формирования ХЭП младших школьников на уроках музыки

Третий этап - имплицитный (от лат. "¡тр(!сайо" - сплетение, "¡тр!(со" - тесно связываю) [3] - предполагает формирование новых логических связей в результате разнообразной художественно-эстетической деятельности, в процессе которой осуществляется развитие познавательных и мыслительных процессов, творческого воображения. На основе интеграции различных видов искусства и интерактив-

ных средств обучения на уроках музыки автором статьи использовались на уроках музыки адаптированные и специально разработанные методы: речевой импровизации (сопоставление речевых и музыкальных интонаций, обогащение музыкально-слуховых представлений с помощью речи}; му зыка л ьно-п ласти ческой импровизации (выражение музыки в движении), изобразительной импровизации (отражение впечатлений от музыки в рисовании). Всё это благоприятно влияет на познавательные и мыслительные процессы, творческое воображение младших школьников, способствует имплицитному психологическому развитию.

Четвертый этап -эксплицитный (от англ., франц. "ехрКаТ - явный,определенно выраженный) [6] -характеризуется формированием устойчивых осознанных художественно-эстетических потреб-ностей, которые у детей начальных классов возникают на основе понимания, принятия и уважения общественных ценностей; на основе положительного аттитюд а к произведениям искусства, приобретенного опыта восприятия и познания художественных произведений, творческой деятельности, У детей пробуждается желание проявлять себя в музыке. На этом этапе, помимо вышеупомянутых методов, использовались различные практические методы ("Мимико-пластического изучения песен/ музыки", "Осмысленного пения"). Эксплицитный этап является условно завершающим; у школьников начальных классов происходит формирование базовой, элементарной формы ХЭП, 8 идеале в последующих возрастных периодах эти потребности должны постоянно совершенствоваться.

исполнительская

мультимедийные технологии (сочетание современных технических и программных средств)

рефлексивный t

Критерии

-наличие способности анализировать собственную худож.-творч. деятельность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умение осмысливать содержание своих худож.-эстет. потребностей;

- способность давать адекватную оценку музыкальным произведениям.

Коррекция процесса формирования ХЭП

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

236

На всех этапах формирования ХЭП в процессе разнообразной музыкальной деятельности {слушания музыки, исполнительской, музыкаль-но-образовательной, художественно-творчес-кой) использовались различные методы обучения, указанные выше. Важную роль в данном процессе играют интерактивные средства обучения: вербальные и невербальные способы общения {речь, мимика, пантомимика и др.), техническое оборудование (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, планшеты и др.), мультимедийные технологии {совокупность современных технических и программных средств).

Коррекционно-мониторинговый блок модели включает компоненты художестве нно-эсте-тических потребностей младших школьников: мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивно-операциональный и рефлексивный. Каждый компонент имеет определенные критерии, по которым проводился мониторинг, включавший первичную и повторную диагностику уровня сформированное™ ХЭП, Данный блок предполагает коррекционные действия, выявление результата.

Практическая реализация педагогической модели происходила на основе следующих педагогических условий: создания художественно-эстетической среды, формирования у младших школьников положительного аттитюда (отношения) к искусству и творческой деятельности, использования интерактивных средств и интегрированных методов обучения, реализации сотрудничества педагога и учащихся.

Создание художественно-эстетической среды включает два основных компонента: объективный и субъективный. Объективным компонентом является предметно-окружающее пространство: школа, семья, социум. Важную роль играет посещение музеев, театров, кон-цертов, других художественно-творческих мероприятий, Для урока музыки важен интерьер класса, его размер, пространство, акустика, освещение, наличие хороших музыкальных инструментов, современного технического оборудования, портретов великих композиторов, творческих работ учащихся и т. п. Субъективный компонент среды - это эмоционально-психологическое состояние учащихся и учителя, характер их взаимодействия между собой.

Следующее педагогическое условие - формирование у младших школьников положительного аттитюда к искусству и творческой деятельности, который характеризуется внешними и внутренними факторами. К внешним

факторам относятся созданная учителем на уроках музыки объективная социальная установка на общественные ценности, на возникновение художественно-эстетических потребностей; художественно-эстетическая среда, которая способствует формированию у младших школьников исследуемых потребностей и является одним из средств их удовлетворения. Внутренним фактором формирования у младших школьников положительного аттитюда является положительная эмоциональная или рациональная оценка музыкального искусства учащимися. На уроках музыки мы стремились контролировать и ценить художественно-творческие усилия каждого ребенка, общаться с детьми в доверительном и доброжелательном тоне.

Третье педагогическое условие ориентирует на использование интерактивных средств и интегрированных методов обучения, которые делают урок музыки более современным, ярким, качественным и информативным, расширяют дидактические возможности учителя. Интегрированные методы обучения позволяют объединять несколько видов искусства (музыку и слово, музыку и рисование, музыку и хореографию и др.), различные компоненты педагогического процесса; предусматривают импровизационные задания, игровые ситуации.

К современным интерактивным средствам обучения относятся мультимедийные технологии, в которых задействованы компьютерная техника и диалоговые формы общения. Техническое оборудование позволяет демонстрировать детям на уроках музыки в условиях общеобразовательной школы художественные произведения,разные их интерпретации;звучание различных инструментов и многое другое. С помощью технических средств можно объединить визуальный и аудиальный виды восприятия, активизировать процессы памяти, мышления, воображения, расширить рамки детского восприятия, сделать его ярче, шире и богаче, что очень ценно для формирования художественно-эстетических потребностей учащихся на уроках музыки

Важнейшим педагогическим условием является сотрудничество педагога и учащихся, которое предполагает взаимодействие субъектов учебного процесса в различных видах совместной музыкальной и творческой деятельности. Сотрудничество педагога и учащихся на уроках музыки основано на диалоговых (полилоговых) формах общения. Дети младшего школьного возраста учатся выражать свое собственное мнение, давать эмоциональные

и рефлексивные оценки художественно-эсте-тическим явлениям. В процессе интерактивных уроков музыки учителем используются различные формы групповой работы: "большой круг", "вертушка", "аквариум" и т. п.

В заключение следует отметить, что результаты проведённого педагогического эксперимента подтвердили целесообразность моделирования процесса формирования художественно-эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки, позволяют утверждать об эффективности разработанной педагогической модели и педагогических условий формирования ХЭП младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Проведенная в начальных классах работа позволила создать положительный аттитюд у школьников к музыкальному искусству, способствовала в конечном итоге формированию исследуемых потребностей, дальнейшему развитию личности учащихся.

Литература:

1. Бережной Н. М. Человек и его потребности [Электронный ресурс] / под редакцией В. Д. Ди-денко. М.: Московский гос. ун-т сервиса, 2000. URL: https://refdb.ru/look/1941810-pall.html (дата обращения: 10.07.2020}.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М. : Прайм-Европа к; 2003, - С. 60

3. Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике [Электронный ресурс]. - М. : ВЛАДОС, 1997. - URL г https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-po-lpgike/113 (дата обращения: 22.04,2020)

4. Кушнер, Ю. 3. Методология и методы педагогического исследования: учеб.-метод. пособие. Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. - 66 с.

5. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-координатор академик РАН Г. ß. Осипов. - М.: НОРМА, 2000. -С. 156.

6. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс], 2012. - URL: https://slovar.ee/rus/ temi/1465382.htm! (дата обращения: 24.04.2020).

ASSESSING THE STUDIES RESULTS IN THE DISCIPLINE'ECONOMICS"

Vlazneva Svetlana Alekseevna, PhD of Pedagogical sciences. Department of Economic Theory and International Relations

Vlaznev Aleksey Ivanovkh, DSc ofPedagogicalsciences, Professor, Department of General Physics and Methods of

Teaching Physics

Penza State University, Penza

The article is devoted to the use of multiple choice questions and essay assignments as Assessment tools during the economics training. The authors describe three levels of economics understanding. They provide examples of multiple-choice questions and essay assignments that can measure different levels of economics understanding. The authors conclude that multiple -choice questions can be used to measure some but not all levels of student understanding while higher levels cannot be accurately measured with this assessment too/ The essay has great potential to assess the higher levels of student understanding of economics.

Keywords: assessment; levels of economics understanding; multiple-choice questions; essay assignments. DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.45

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТА TOB ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"

Статья посвящена использованию вопросов множественного выбора и зада ний-эссе в качестве оценочных средств в процессе обучения экономической теории. Авторы предлагают три уровня экономической подготовки обучающихся и приводят примеры использования тестовых и эссе-заданий с учетом выделенных уровней. Они полагают, что вопросы множественного выбора возможно применять для оценивания лишь неко торых уровней экономической подготовки обучающихся, однако данное оценочное средство достаточно трудно использовать для определения более высоких уровней экономической подготовки. Потенциальным оценочным средством в данном случае выступают задания-эссе.

Ключевые слова: оценивание; уровни экономической подготовки; вопросы множественного выбора; задания -эссе.

Вопросы оценочной деятельности выступают одними из актуальнейших, как в педагогической теории, так и в педагогической

УДК 378.146 ВАК РФ 13.00.08

ФВлазнева СЛ., 2020 ФВлазневАМ, 2020

ВЛАЗНЕВА Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, кафедра Экономическая Теория И международные отношения

ВЛАЗНЕВ Алексей Иванович, доктор педагогических наук, профессор

кафедра Общая физика и методика обучения физике Пензенский государствен ный университет, Пенза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.