УДК 378.016:76
ББК Ч484(2) - 6
Савочкина Любовь Викторовна
преподаватель кафедра прикладной механики и графики Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова г.Магнитогорск Savochkina Lyubov Viktorovna Lecturer
Chair of Applied Mechanics and Graphics Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov
Magnitogorsk
Моделирование процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода
Simulation of the Students’ Readiness to Graphic Work Process Forming on the Basis of the Design-and-Process Approach1
В статье рассматривается модель процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности, разработанная на основе принципов проектно-процессного подхода. Данная структурно-
функциональная модель позволила изучить процесс формирования готовности студентов университета к графической деятельности.
The article discusses the model of the of students' readiness to graphic work forming, which was developed on the basis of the design-and-process approach. The above mentioned structural-and-functional model allows studying the process of the students' readiness to graphic work forming.
Ключевые слова: графическая деятельность, формирование готовности студентов к графической деятельности, проектно-процессный подход.
Key words: graphic work, students' readiness to graphic work forming, design-and-process approach.
В настоящее время одной из главных задач системы высшего профессионального образования является повышение качества подготовки будущих специалистов, способных к целенаправленной и продуктивной профессиональной графической деятельности. Среди наиболее значимых компонентов данного вида подготовки студентов в вузе можно отметить
1 Работа выполнена при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках федеральной программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
графическую подготовку, главным критерием эффективности которой является готовность студентов университета к графической деятельности.
Готовность к деятельности была предметом изучения в работах многих психологов А.Г. Асмолова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Л.И. Король, Е.С. Кузьмина, Б.Ф. Ломова, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомского, В.А. Ядова и др. В психологии готовность к деятельности рассматривается, как «целенаправленное выражение личности», куда включаются убеждения, отношения, мотивы, знания, умения, навыки, настроенность на определенное поведение [4, с. 145]. Ученые-психологи феномен готовности к деятельности рассматривают: во-первых, как особое психологическое состояние личности (М.И. Виноградов, Г.М. Гараев, Е.П. Ильин, Б.Ф. Ломов, Л.С. Нерсенян,
A.А. Ухтомский и др.); во-вторых, как психическую установку (А.Г. Асмолов, Ф.Б. Бассин, Г.Г. Голубев, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский, Д.Н. Узнадзе,
B.А. Ядов и др.); в-третьих, как систему качеств (свойств) личности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Л.И. Король, В.А Крутецкий, В.А. Моляко,
C.И. Равикович и др.).
Анализ научных трудов, посвященных исследованию готовности к деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Д.Н. Узнадзе и др.); графической подготовки студентов в высшей школе (Л.Н. Анисимова, Е.Ю. Кучинская, Т.И. Пашковская, В.А. Рукавишников, Т.В. Чемоданова, Е.И. Чернышева и др.); графической деятельности студентов (А.Н. Агошкова, Ю.Ф. Катханова, М.В. Лагунова и др.), позволил выявить, что проблема формирования готовности студентов университета к графической деятельности в настоящее время учеными недостаточно глубоко изучена, она в большей степени рассматривалась ими косвенно.
Готовность к графической деятельности мы рассматриваем как интегративное качество личности студента, определяющее эффективное осуществление графической деятельности и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационно-целевого, информационно-когнитивного, операционно-деятельностного и оценочно-
рефлексивного компонентов. Формирование готовности происходит в процессе осуществления студентами графической деятельности, которая представляет собой процесс отображения пространственных свойств объектов средствами графических изображений (рисунки, чертежи, компьютерные модели). Таким образом, процесс формирования готовности студентов университета к графической деятельности представляет собой формирование и развитие всех компонентов готовности.
Мотивационно-целевой компонент выражен в активности студента к осуществлению графической деятельности и отражает направленность личности, включающей потребности, мотивы, интересы и ценностные ориентации, существующие в своей взаимосвязи и ориентирующие на саморазвитие личности. Потребности выражены в стремлении к самореализации в графической деятельности. Мотивы, в целом, направлены на осуществление графической деятельности. Интерес к графической деятельности проявляется в стремлении самостоятельно ставить и достигать цели этой деятельности. Ценностные ориентации представляют собой создание субъективно значимых продуктов графической деятельности.
Информационно-когнитивный компонент характеризуется знанием теоретических основ, законов и принципов, методов и способов, описываемых в данной дисциплине, а также сформированностью понятийнотерминологического аппарата, представленного в виде познавательного процесса и являющегося необходимым условием для осуществления графической деятельности. Он включает в себя также и знания самостоятельной работы с информацией в процессе осуществления графической деятельности.
В операционно-деятельностном компоненте заключены графические умения и навыки по применению основных теоретических положений (законов, теорий, методов, способов) изучаемой дисциплины в конкретных практических ситуациях (владение способами и приемами графической деятельности).
Оценочно-рефлексивный компонент выражен в умении анализировать и оценивать результаты собственной деятельности, а также в способности студентов к рефлексии графической деятельности.
Формирование готовности студентов университета к графической деятельности происходит более эффективно, если она осуществляется в рамках спроектированной нами модели. Так, при обосновании модели процесса мы опирались на общенаучную теорию моделирования и теорию системного анализа, а также руководствовались принципами, отражающими основные законы теории развития технических систем: 1) полноты частей (блоков) системы; 2) согласования ритмики частей (блоков) системы; 3) поэтапного ^ -образного) развития системы; 4) динамизации системы.
Основанием для разработки структурно-функциональной модели выступал социальный заказ, а в качестве субъекта, для которого она создавалась, - студенты. Разработанная модель представлена следующими взаимосвязанными структурными блоками: целевой, нормативный, теоретикометодологический, научно-методический, организационно-технологический, оценочно-результативный и контрольно-регулировочный. Рассмотрим содержательный аспект каждого из блоков модели.
Итак, первый блок модели - это целевой. При его обосновании мы опирались на теоретические положения проектирования трехкомпонентной модели целей педагогической системы, раскрытые в работах Н.Ф. Винокурова, Е.С. Заир-Бека, Т.Е. Климовой, В.В. Николина и др., которая представляет собой иерархию целей: конкретная цель ^ перспективная цель ^ оперативные цели. Конкретная цель модели заключается в формировании готовности студентов университета к графической деятельности, также она определяет и результат деятельности. Перспективная цель - это личностно-значимая. Оперативные цели представляют собой декомпозицию конкретной и перспективной целей на комплекс основных и промежуточных подцелей (задач). В контексте нашего исследования группа основных подцелей соотносится с задачами формирования компонентов готовности к графической
деятельности у студентов. Промежуточные подцели соотносятся с конкретными задачами этапов исследуемого процесса.
Цели, как правило, задаются требованиями, содержание которых отражено в нормативных документах. Следовательно, с целевым блоком взаимосвязан следующий блок модели, нормативный. Нормы указывают на желательные количественные и качественные характеристики результата. Определить и задать нормы - это значит описать качественно и количественно свойства и параметры целей. Исходя из того, что общегосударственная цель -это социальный заказ, отраженный в требованиях государственного образовательного стандарта специальности, то количественные нормы фиксируются в учебном плане специальности, а качественные в рабочей программе дисциплины.
Следующим блоком модели является теоретико-методологический, базирующийся на следующих научных подходах: системном,
личностноориентированном, деятельностном, информационном, рефлексивном и проектно-процессном, среди которых последний являлся приоритетным. В науке сложились достаточные условия для рассмотрения проектно-процессного подхода в качестве основы исследования процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности. Так, основные теоретические положения его были раскрыты в работах А. Н. Агошкова [1],
В. Ф. Аитов [2], Дж. К. Джонса [3], Н. В. Матяш [5], Д. А. Новикова [6], В. В. Репина [7] и др. Остановимся на особенностях его использования в нашем исследовании.
Проектно-процессный подход - это совокупность взаимосвязанных проектов реализуемых в рамках процесса, сущность которого заключается в том, что в целом процесс рассматривается как группа проектов, направленных на достижение запланированного результата. Структурным компонентом процесса является проект, внутри которого заключены различные виды деятельности, осуществляемые в управляемых условиях. Проект представляет собой форму организации совместной деятельности студентов, которые в
познавательную и практическую деятельность включаются поэтапно, причем результат (выход) одного этапа, является началом (входом) последующего и на каждом этапе обучающимися осуществляется рефлексия собственной деятельности. Все проекты осуществляются в фиксированном интервале времени, причем каждый последующий проект основывается на результатах предыдущего, и их конечной целью является формирование компонентов готовности студентов университета к графической деятельности: мотивационно-целевого, информационно-когнитивного, операционнодеятельностного и оценочно-рефлексивного. Проектно-процессный подход предполагает также и мониторинг процесса обучения, в течение которого результаты собираются, анализируются, затем корректируется процесс графической деятельности студентов.
Выделенные подходы взаимосвязаны между собой и содержат научный аппарат исследования и, следовательно, определяют его теоретикометодологическую основу. Комплексное использование вышеизложенных подходов способствует успешному формированию готовности студентов университета к графической деятельности, а их реализация обеспечивается следующими принципами: системности, деятельности, согласования, обратной связи, рефлексивности, проектности. Каждый принцип вытекает как требование отдельного методологического подхода, но в целом они направлены на формирование готовности студентов университета к графической деятельности. Практическая реализация вышеназванных принципов обеспечивает достижение конкретной цели модели - формирования готовности студентов университета к графической деятельности. Данные принципы представлены таблице 1 .
Таблица 1
Принципы формирования готовности студентов университета
№п/п Принципы подходов
1. Принцип системности позволяет рассмотреть формирование готовности студентов университета к графической деятельности как системы, состоящей из совокупности отдельных взаимосвязанных друг с другом элементов
2. Принцип деятельности предполагает, что формирование готовности студентов университета к графической деятельности возможно только при включении субъектов в активную деятельность. Данный принцип способствует организации целенаправленной графической деятельности студентов университета, направленной на достижение запланированного результата
3. Принцип согласования опирается на то, что в процессе развития любой системы, в том числе и рассматриваемой нами, происходит согласование работы всех её компонентов как между собой, так и с внешней средой с целью повышения их совместного полезного эффекта
4. Принцип обратной связи предполагает наличие оперативной информации о состоянии готовности студентов университета к графической деятельности, также он направлен на информационное обеспечение рассматриваемого процесса
5. Принцип рефлексивности позволяет задействовать личностно-смысловую позицию студента путем включения механизмов самопознания, самоанализа и самооценки графической деятельности. Эффективность усвоения содержания графической деятельности невозможно без осознания мотивов и ценностей данной деятельности
6. Принцип проектности ориентирует на то, что процесс графической деятельности студентов организуется в виде проектов и осуществляется на основе этапов проектирования
Перейдем к рассмотрению следующего блока модели - научнометодического. Он отражает содержание графической деятельности студентов и включает то, что подлежит усвоению студентами. При этом, минимум содержания определен в соответствии с требования государственного образовательного стандарта специальности высшего профессионального образования. Данный блок модели включает в себя: учебно-программные материалы по графическим дисциплинам «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика»; техническую и справочную литературу; локальную сеть университета и Шете!
Организационно-технологический блок представляет этапы формирования готовности студентов университета к графической деятельности: мотивационно-целевой, активно-действующий и рефлексивно-обобщающий и комплекс активных методов, приемов, средств, технологий и
организационных форм, которые в целом способствовали организации графической деятельности студентов.
Оценочно-результативный блок заключается в анализе и оценке результатов графической деятельности студентов в соответствии с разработанной системой критериев и показателей. Учитывая структуру графической деятельности студентов университета, нами были выделены количественные и качественные критерии и показатели, а также методы и методики их диагностики. Так, количественные показатели эффективности процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности представляют собой методы и показатели математической статистики, а качественные показатели - это уровни графической подготовки студентов: высокий, средний, низкий.
Контрольно-регулировочный блок. Его значение определяется необходимостью обратной связи как важнейшего элемента управления любой системой. Контроль результатов позволяет определить успешность формирования компонентов готовности студентов университета к графической деятельности. Для этого мы на различных этапах процесса выполняли его диагностику, и если возникала необходимость, то корректировали процесс. Таким образом, контрольно-регулировочный блок заключал в себе мониторинг исследуемого процесса.
Итак, перечисленные выше блоки являются необходимыми структурными элементами модели, которые в целом определяют логику и основные этапы процесса. Разработанная нами структурно-функциональная модель процесса формирования готовности студентов университета к графической деятельности наглядно представлена на рисунке 1. Необходимо также отметить, что реализация разработанной модели осуществлялась с помощью комплекса педагогических условий, который являлся основным её компонентом. С одной стороны, он способствовал формированию готовности студентов к графической деятельности, а с другой - эффективной реализации модели.
Вестник ЧГПУ 8'2010
Социальный заказ І
ЦрлвПОй блок:
Конкретная цепь Формирование готовноеги студентов унмДОреиійта к графический дййтйльн&Стн;
П<.!8кпі;іктмр.м;»я цупь: пичмОСтмО^н^чиніІя - выж<ЭД IP рефлексивную позиций:
Оперативная ноль: декомпозиции цели иа идачи:
Осмовиые задачи Формирование юОмпОн*нтОв готовности и графической ДвЯТвПЫ40СТИ:
Промежуточные задачи задач» этапов данного процесса.
Нормативный бгок
ГрсИДЗССТЭЗннЦЦ 0бРЛ0БДТ1?Льн6|Ц
tT.SHflJPT
висілего проаекион^пьчого ООРДЗОВДНІМ
по специальности 150402 Торные машины
И ОЬОррДойЛииё.
Учебной ппан по специальности 1545402 Торные машины и оборудование,
Рабочая тхярамча по дисциплине
НачертАтельнай геометрий Иижонррмля г рафика”.
Ттеоти^иэтадагтеичрдш Ънж
Подходы системный. личностно-ориентцрован-
ный. деятельностный. информационный, рефлексивным и проектно-процессный: Принципы: снсистемиости, деятельности.
согласования, обратной связи, рефлексивности, проектное™.
40
U\
Вход
Комплекс пвдзгогичижк* условий:
1) Сф5да»**е иотиаацнонно^ развивающей среды, направленной на формирование готовности к графической деятельносіи,
2) Исполъэо&ание "Электромно.дидактимеске™ юмплежеа", разработанного на основ* проепно-процесеного подвода.
3} Гкфізппд Студентов 9 рефлексивную ПОЗИЦИЮ путем Самоанализа и самооценки графической деятельности,
!
[■Функции улраалсяия процессом]
[мдтивадия |-^-^-|Плднирдаанио|^-^|с^я'яиизнційяП|—<-^-( К-орре<ция ] і ■ ■[ Кспгропь
Компоненты готовности к графической деятельности
Графическая деятельность студентов
--------------- і .----------------------------
Этапы проектирования
С**т»
Результат
Кмтрольно-ресулнрдияный <іпоч:
Мониторинг процесса формирования ютовности студентов университета к графической деятельности
Выход
Студенты с начальным уровне*# готовности к графической деятельности
1) Электронно-дидаистический комплекс “Основы фвфнческон подготовки*:
2) Практикум и сборник заданий по дисциплине: ‘Начертательная геометрия Инженерная графика";
3) Техническая н справочная литература
4) Локальня сеть университета и Ітеїеглеї
Студенты с высоким уровнем готовности к графической деятельности
Ой и—иа і ашецра ический Орхж:
Этапы; магивациото-целевой, активно-действующий,
реф л *к£ и її но ■ обобсц а й щ и й;
МглОдь*. приемы: диагностические. ЗерЄСтичЄСкиЄ,
диалоговые, рефлексивные:
Формы: групповые. МрИН*. имд«иадг#льны*;
ОеїїдліЗШі диагностические, информационные
^Чі№ндм№РтаудіТ¥Тііі^р блок; Система критериев и показателей оценки эффективности процесса: количественные: методы и показатели математической статистики: наглеетеечные: уровни готовности к графической деятельности - высокий, средний, низкий.
1’пс, 1. Структурно-функциональная модель процесса формирования готовности студентов университета к графическом деятельности
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Библиографический список
1. Агошкова, А. Н. Учебное проектирование в графической деятельности студентов педвуза : дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Агошкова. — М., 2006. — 207 с.
2. Аитов, В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. Ф. Аитов. — СПб., 2007. — 48 с.
3. Джонс, Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс ; пер. с англ. Т. Г. Бурмистровой, И. В. Фриденберга ; под ред. В. Ф. Венды. — 2-е изд., доп. — М. : Мир, 1986. — 326 с.
4. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы : учеб. пособие для вузов /
М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - 2-е изд. - Мн. : Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.
5. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников : автореф. ... дис. д-ра пед. наук / Н. В. Матяш. — М., 2000. — 40 с.
6. Новиков, Д. А. Управление проектами : Организационные механизмы / Д. А. Новиков. — М. : ПМСОФТ, 2007. — 140 с.
7. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. — 5-е изд. — М. : РИА «Стандарты и качество», 2007. — 408 с.
Bibliography
1. Agoshkova, A.N. Educational Training in Graphic Design of Higher Pedagogical School Students: Diss. ... Cand. of Ped./ A. N. Agoshkova. — Moscow, 2006. — 207 p.
2. Aitov, V. F. Problem-and-Design Approach to the Students’ Foreign Language Professional Competence Forming (By the Example of Non-Linguistic Faculties of Pedagogical Universities): Synopsis of Diss. ... Dr. of Ped. / V. F. Aitov. — St. Petersburg, 2007. — 48 p.
3. Dyachenko, M. I. High School Psychology : Manual for Higher Schools / M. I. Dyachenko, L. A. Kandybovich. — 2 nd Edition. — Minsk : Publishing House of Belarus State University, 1981. — 383 p.
4. Jones, J.C. Design Methods / J. C. Jones // Translation from English by T. G. Burmistrova, I. V. Friedenberg; Under Edition of V. F. Venda. — the 2nd Edition. Enl. — Moscow : World, 1986. — 326 p.
5. Matyash, N.V. Psychology of the Pupils’ Project Activity : Synopsis of Diss. ... Dr. of Ped. / N. V. Matyash. — Moscow, 2000. — 40 p.
6. Novikov, D. A. Projects Management: Organization Mechanisms / D. A. Novikov. — Moscow : PMSOFT, 2007. — 140 p.
7. Repin, V. V. Process Approach to Management. Business Processes Modeling / V. V. Repin, V. G. Eliferov. — 5th Edition. — Moscow : «Standards and Quality», 2007. — 408 p.