Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования'

Моделирование процесса формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валуева Наталья Николаевна

В статье раскрывается сущность и содержание экологической культуры, показана роль дополнительного образования в формировании экологической культуры и воспитании личности, представлена модель формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования»

УДК 504:37.033

Н. Н. Валуева

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях модернизации образования не теряет своей актуальности вопрос о путях, формах и методах формирования экологической культуры подрастающего поколения. Экологическое образование и воспитание направлено на обеспечение долгосрочных интересов государства и воспринимается обществом как фактор устойчивого развития. Экологическое образование населения, в особенности молодежи, призвано сформировать новую экологическую культуру общества в целом, экологически грамотный стереотип поведения, новое общественное сознание.

В формировании экологической культуры важная роль принадлежит дополнительному образованию, которое вюпочает в себя систему внешкольных учреждений. Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине Российской Федерации, Федеральной программе развития образования [3; 5].

Целью нашего моделирования является построение целостного процесса формирования экологической культуры у учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования. Предлагаемая нами модель является универсальной и может использоваться и другими учреждениями дополнительного образования, независимо от их основной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в структуре такого рода моделей предлагается различать три блока — логико-методологический, структурно-содержательный и технологический. Логико-методологический блок представлен целеполаганием моделируемого процесса и теоретико-методологическими основами, лежащими в основе моделируемого объекта. Структурно-содержательный блок содержит компоненты, критерии, уровни сформированное™ экологической культуры. Технологический блок включает этапы формирования, совокупность средств и методов, диагностику и коррекцию процесса становления экологической культуры (рисунок).

Проектируемая модель целостна по внутренним отношениям и связями между блоками. Структурность модели обеспечивается соиодчиненностью каждого из блоков друг другу. Иерархичность блоков определяет и обосновывает содержание последующего блока.

Каждый блок может рассматриваться как самостоятельная система, поскольку имеет определенную структуру в которой элементы находятся в определенных отношениях и связях друг с другом.

Экологическая культура, являясь целью и ожидаемым результатом функционирования модели, в процессе экологического образования и воспитания учащихся в системе дополнительного образования, выступав ! в ней системообразующим звеном. Экологическая культура представлена в модели совокупностью структурных компонентов (когнитивного, эмоциональноценностного, нормативного, деятельностного), воздействие на которые обеспечивает достижение поставленной цели, критериями и уровнями сформированное™ экологической культуры, определение которых позволяет осуществить дифференцированный подход и коррекцию процесса формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования.

В состав данного блока входят: теоретическое и методологическое обоснование процесса формирования экологической культуры, стратегия процесса формирования экологической культуры.

Для выстраивания стратегии необходимо определить главную цель моделируемой педагогической системы, указать внутренние возможности системы, позволяющие ей добиться поставленной цели.

Стратегия моделируемого процесса - вооружение учащихся знаниями из области биологии, экологии и охраны природы и формирование выделенных нами компонентов формирования экологической культуры.

В основу модели положены определенные теоретические знания, которые отражают особенности процесса формирования экологической культуры:

- направленность на каждого учащегося: опора на личностно-ориентированный подход;

- процесс рассматривается как педагогическая система;

- обоснована сущность экологической культуры;

- оггределена структура экологической культуры;

- определены этапы формирования экологической культуры;

- выявлены педагогические условия формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования.

Также, при построении модели были учтены главные принципы экологического образования и воспитания:

- принцип единства познания, переживания, действия;

- принцип прогностичности;

-взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем;

- междисциплинарный подход;

- целенаправленность общения учащихся с окружающей средой.

Всю стратегию педагогического процесса мы выстраиваем в соответствии с намеченными целями.

Моделируя педагогический процесс по формированию экологической культуры, нами были выделены следующие структурные компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, нормативный и деятельностный.

Когнитивный компонент. Предполагает наличие теоретических знаний у учащихся в области экологии, биологии и охраны природы, а также владение краеведческим материалом.

Качество овладения данным компонентом оценивалось по следующим критериям:

1. Знания в области экологии, биологии и охраны природы.

2. Активность и самостоятельность деятельности учащихся на получение новых знаний, сведений по экологическому образованию.

3. Знание местного природного окружения (краеведческий материал).

4. Владение информацией об экологической обстановке в России и своем регионе.

Эмоционально-ценностный компонент. Так как процесс формирования экологической культуры личностно ориентирован на каждого учащеюся и направлен на формирование эмоционально-чувственной сферы личности, то мы считаем необходимым выделить в процессе формирования экологической культуры эмоционально-ценностный компонент.

Для данного компонента определены критерии:

1. Положительное отношение к самому себе, окружающему миру, объектам и явлениям природы.

2. Уровень экологической грамотности личности.

3. Чувственное отношение ко всему живому на Земле.

4. Отношение к природе как универсальной ценности.

5. Ответственность за будущее окружающей природы.

6. Отношение к здоровью человека как ценности.

7. Нравственная забота о будущих поколениях.

Нормативный компонент. Включает знание систем моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, а также их неукоснительное соблюдение.

Критерии для данного компонента следующие:

1. Знание систем нравственных принципов и правовых норм, правил, предписаний и запретов экологического характера.

2. Знание законов, постановлений о природопользовании местного значения.

3. Знание местных заповедников и особо охраняемых территорий.

4. Неукоснительное соблюдение нравственных и правовых принципов природ опольз ования.

Деятельностный компонент. Предполагает владение учащимися умениями и навыками интеллектуального и практического характера, их применение на практике.

Критерии деятельностного компонента включают:

1. Владение умениями и навыками поведения в природе.

2. Опыт ухода за природными объектами.

3. Внесение реального вклада в изучение и охрану местных экосистем.

4. Пропаганда необходимости защиты окружающей среды.

5. Участие в природоохранной деятельности.

6. Постановка и проведение опытнической и исследовательской работы в области экологии, биологии и охраны природы.

Лицом, организующим технологический процесс формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования, является педагог, поскольку он обеспечивает конкретное практическое взаимодействие с учащимися, усиливает мотивационную поддержку детей, активизирует познавательную деятельность и т. д. Разработка и применение в учебном процессе педагогических технологий требует от педагога проявления творческой активности, самостоятельности, инициативности. Технологический подход в обучении предполагает владение педагогом способом конструирования учебного процесса на основе четкого упорядочения целевых установок.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования представляет собой многоплановое взаимодействие. Это учебно-педагогическое взаимодействие учащихся и педагогов, детей между собой, возможно включение родителей в деятельность объединений, где каждая из взаимодействующих сторон реализует свою субъективную активность.

В отдельный блок необходимо выделить педагогические условия формирования экологической культуры. Система дополнительного образования обладает рядом специфических свойств и преимуществ по сравнению со школьной системой и экологическим образованием в семье, соблюдение следующих педагогических условий при построении педагогического процесса может обеспечить достижение учащимися высокого уровня экологической культуры:

1. Построение учебной деятельности с опорой на интересы, потребности и мотивацию учащихся.

2. Активное включение детей в предметно-практическую деятельность.

3. Свобода выбора содержания образовательных программ воспитанниками УД О.

4. Широта личностных контактов всех участников педагогического процесса, высокая степень эмоциональной окраски педагогической деятельности.

5. Неформальная обстановка общения.

6. Разноуровневое обучение.

7. Личностно-ориентированный подход к ребенку.

8. Оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм обучения.

9. Дополнительное стимулирование детей в духовном и материальном плане при их реальных достижениях.

Педагогические условия способствуют формированию экологической культуры и представляют собой значимые обстоятельства, от которых зависит успешность данного процесса.

Следующий блок нашей модели включает совокупность этапов и задач, соответствующих этапам, иллюстрирующих сам процесс формирования экологической культуры, характеризующих систему с точки зрения ее стадийного развития и представляющих практическую реализацию технологии формирования экологического сознания. Этот блок тесно связан с компонентами и критериями сформированное™ экологической культуры учащихся, т. к. в каждом из вышеобозначенных критериев в той или иной степени присутствуют все этапы формирования экологической культуры.

Мы выделили три этапа формирования экологической культуры школьников:

I этап, Мотивационный. Главная цель, стоящая перед педагогами на этом этапе - создание у детей мотивации к приобретению экологических знаний, умений; экологической и природоохранной деятельности.

Задачи этапа: осознание школьниками потребности в необходимости строить свое отношение к самому себе, своему здоровью, к окружающему миру, объектам и явлениям природы, а также свое поведение в природе на эмпирической и эмоциональной основе с опорой на общественный опыт, научные знания, нормы морали, права и культуры.

Активность учащихся в процессе обучения характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Поскольку такая активность сама по себе возникает нечасто, педагогу необходимо использовать технологии, активизирующие деятельность учащихся. К ним относятся: массовые праздники, игры, викторины, конкурсы, экскурсии, походы с экологической направленностью. Для детей подготовленных к экологической деятельности это могут быть деловые, ролевые, имитационные игры, совместно-распределенная деятельность, работа в группах.

II этап. Познавательный, На данном этапе педагогами активизируется деятельность учащихся на получение новых сведений из области экологии, биологии и охраны природы. Учащиеся получают необходимые представления об экологических проблемах, а также формируются основные экологические понятия.

Главной целью в развитии познавательной активности на этом этапе является развитие самостоятельности ребенка. Обучающиеся стремятся сами

увеличить количество знаний через научно-популярную литературу СМИ и т. п. Основной формой работы с детьми на данном этапе является создание исследовательских лабораторий и научных обществ в рамках работы кружка.

Задачи этапа: включение школьников в систему общественных отношений, в ходе которых усваиваются ценности, нормы и формы поведения в природе, формируется мировоззрение личности, основанное на знаниях, потребностях, мотивах, интересах, осознании и убеждении, активизируется деятельность учащихся на получение новых сведений об экологических проблемах, овладение умениями оценки состояния природы и предвидения последствий человеческой деятельности.

III этап. Деятельностный. Обеспечивает владение учащимися, на основе полученных знаний, умениями н навыками поведения в природной среде.

Задачи этапа: владение учащимися, на основе полученных знаний, умениями и навыками поведения в природной среде, приобретение опыта по уходу и охране природных объектов, изучение и охрана местных экосистем, пропаганда экологических идей.

Далее ребенок переходит на высший уровень самостоятельности. Интерес ребенка становится творческим, возникает потребность делать что-то свое, причем интерес уже не угасает. На этом этапе педагогам рекомендуется вести с такими детьми серьезную исследовательскую деятельность, выставлять их работы на различные конкурсы.

Дифференцируя этапы формирования экологической культуры учащихся, мы выстраивали их по принципу иерархичности. Соответственно каждый предшествующий этап служит подготовительным уровнем по отношению к последующему, более высокому. При подборе методов, форм, средств обучения мы опирались на выделенные нами этапы формирования экологической культуры.

Для того чтобы формирование экологической культуры проходило по предложенной нами модели, необходимо на каждом этапе проводить мониторинг уровня формирования экологической культуры учащихся. Мы предлагаем выделить три уровня сформированности экологической культуры у учащихся: низкий, средний и высокий.

Разработанная теоретическая модель представляет собой описание процесса формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования. Технология формирования экологической культуры представляет собой такую организацию деятельности педагогов и учащихся, которая позволяет эффективно спроектировать и реализовать на практике процесс формирования экологической культуры.

Модель характеризуется наличием заданной цели (формирование экологической культуры); последовательностью действий педагога и учащихся, направленных на достижение намеченных результатов; определенными пе-

дагогическими условиями; методами взаимодействия и формами организации учебного процесса, а также предусматривает контроль за процессом формирования экологической культуры учащихся.

Модель формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования

Б и бл иограф и ческий список

1. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя / А. Н, Захлебный, И. Т. , Суравегина. -М.: Просвещение, 1984. - 160 с., ил.

2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Народное образование. — 2005. - № 2. - С. 248-252.

3. О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей // Народное образование. -2005. - № 2. — С. 254-255.

4. Отношение школьников к природе: (Педагогическая наука - реформе школы)/ Под ред. И. Д. Зверева [и др.]. - М.: Педагогика, 1998. - 128 с.: ил.

Н.Э. Касаткина, О.М. Колупаева, О.Б. Лысых, Е.Л. Руднева

5. О ходе реализации межведомственной программы развития дополнительного образования детей // Народное образование. - 2005 - 2. - С. 246-247.

УДК 37.0+317

Н.Э. Касаткина, О.М. Колупаева, О.Б. Лысых, Е.Л. Руднева

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОЦЕНКЕ ШКОЛЬНИКОВ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Решение задачи модернизации общего среднего образования невозможно без дифференциации содержания школьного образования, которая решается в процессе реализации программ профильного обучения.

Как показало исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения («Левада-Центр»), идея профилизации школ является наиболее позитивно оцениваемым мероприятием модернизации общего среднего образования. Она, в отличие от ЕГЭ, в глазах участников образовательного процесса не ломает радикально традиции школьного образования, и ее преимущества и цели достаточно очевидны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причины высокого «кредита доверия» населения к введению профильного обучения на третьей ступени школы заключаются, в первую очередь, в согласованности цели этой инициат ивы с потребностями личности, семьи и общества: профилизация нацелена на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника, что может последствии облегчить получение профессионального образования. В частности, учащиеся и их родители понимают профильное образование как возможность уменьшения затрат на преодоление барьера «школа-вуз».

В 2007 г. введение предпрофильной подготовки и профильного обучения оценивалось руководителями всех органов управления образованием субъектов Российской Федерации как одна из наиболее удачных инновационных программ. Реальные показатели распространенности программ предпро-фильной подготовки и профильного обучения в регионах существенно превысили ожидаемые: по программам предпрофильной подготовки и профильного обучения в 2007 г. обучалось свыше 50% учащихся 9-11-х классов против 5%, запланированных Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 гг.

По Концепции профильного обучения, «реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.