МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И.И. Михаил, В.Д. Гетьман, Ю.С. Харламов
ПРОБЛЕМА
Моделирование в системе физической подготовки как метод исследования используется при установлении структуры физического состояния военнослужащих. Широкое распространение получили модели профессионально важных двигательных качеств, учебно-тренировочного процесса, проверки и оценки физической подготовленности.
Вопросы применения моделирования в системе физической подготовки военнослужащих неоднократно поднимались в работах теоретиков физической подготовки (Горелов А.А., Кадыров Р.М., 1994).
Вместе с тем, моделирование в системе физической подготовки используется относительно недавно, методическая составляющая его применения разработана крайне фрагментарно. Это касается: планирования физической подготовки, оценки состояния и организации процесса физического совершенствования военнослужащих.
Изучение состояния моделирования процесса физической подготовки военнослужащих позволило выявить ряд противоречий:
- между необходимостью предсказаний четких количественных параметров учебно-тренировочного процесса и наличием "пространных" и общих указаний на организацию физической подготовки;
- между имеющимися исходными данными для планирования физической подготовки и отсутствием научно-методического аппарата для исследования ее организационных процессов;
- между необходимостью предварительного проектирования рационального варианта организации физической подготовки на модели и существующими на практике общими рекомендациями реального проведения физической подготовки.
Указанные противоречия порождают проблему, заключающуюся в необходимости разработки и реализации метода моделирования для оптимизации процесса организации физической подготовки военнослужащих.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Планирование физической подготовки военнослужащих основывается на решении следующих задач:
- установление оптимальных параметров двигательной активности;
- определение параметров физического состояния;
- выявление особенностей рационального регулирования тренировочных нагрузок.
Одним из важных критериев, обусловливающих параметры тренировочной двигательной активности, является текущее потребление кислорода.
В первой серии опытов изучались характеристики кардиореспираторной системы при выполнении бега на тредбане с различной скоростью у офицеров различного возраста.
Фиксировались следующие показатели: скорость бега с различной скоростью (продолжительностью 5 минут); текущее потребление кислорода (V
02); частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.); кислородный приход (О2 -приход, л); алактатная и лактатная фракции кислородного долга (а1ай 02Б, 1ак! 02Б, л), а также рассчитывались энерготраты. Данные потребления кислорода приведены к условиям 8ТРБ. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика кардиореспираторной системы при беге на тредбане
Скорость бега, км/час V 02 % МПК 02 - приход ЧСС
9 2,8+(-)0,2 62 13,8+(-) 1,8 136+(-)4,1
11 3,0+(-)0,15 64 14,6+(-) 1,23 144+(-)3,2
13 3,3+(-)0,15 73 16,8+(-) 1,3 156+(-)4,8
15 4,1+(-)0,11 88 20,8+(-) 1,31 174+(-)2,9
17 4,3+(-)0,10 95,5 23,2+(-) 1,61 186+(-)1,3
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что при беге со скоростью 15 км/час и выше отмечается существенный рост значений показателей кардиореспираторной системы. Характерно, что при беге со скоростью 17 км/час текущее потребление кислорода достигает почти максимума, значительное изменение происходит в повышении частоты сердечных сокращений и 02-приходе.
В практическом отношении возникает необходимость установления величины энерготрат по конкретным значениям скорости бега и частоты сердечных сокращений (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь скорости бега, энерготрат и фракций кислородного долга
Скорость бега км/час Энерготраты ккал/кг-мин Алактат 02Б Лактат 02Б
9 0,17 - -
11 0,18 - -
13 0,20 1,15+(-)0,36 0,72+(-)0,12
15 0,25 2,23+(-)0,45 0,87+(-)0,16
17 0,30 2,43+(-)0,29 1,29+(-)0,19
Указанная зависимость может быть представлена уравнением вида:
0 = 1,41 х 10-2 + 8,6 х10-3К - 6 х10^ЧСС
где:
0 - энергозатраты (ккал/кг^мин)
V - скорость бега (8-17 км/час)
ЧСС - частота сердечных сокращений
Исследование данного уравнения позволяет выделить два переходных режима. Первый режим - скорость бега от 10 до 11 км/час, и второй, соответственно, - от 14 до 15 км/час. В промежутках между этими режимами существуют относительно устойчивые режимы тренировочных нагрузок.
Разработанная модель взаимосвязи скорости бега и кардиореспиратор -ных показателей позволяет изучать степень воздействия тренировочных нагрузок на занимающегося. Отметим, что, рассчитав суммарную величину энергозатрат за тренировочное занятие, возможно установить интегральный
показатель работоспособности. Вышеприведённая зависимость позволяет моделировать тренировочный процесс с заданным оптимальным уровнем состояния работоспособности офицера. На практике целесообразно предсказание оптимальной однократной тренировочной нагрузки в зависимости от исходного уровня состояния работоспособности (табл. 3).
Таблица 3
Зависимость интегрального показателя работоспособности и суммарной величины энергозатрат на одну тренировку
(по Р.М. Кадырову, 1994)
Показатели Дни тренировки
первый второй третий
Энергозатраты (ккал) 100+(-)12 110+(-)9 132+(-)15
Интегральный показатель работоспособности (усл. ед.) -0,35 -0,41 -0,25
В данном случае величина тренировочной нагрузки (в ккал) может быть рассчитана по формуле, предложенной Р.М. Кадыровым (1994):
0 = 120,00 + 0,11х -1,23 у
где:
0 - суммарная величина энергозатрат (ккал);
х - скорость реакции (м/с);
у - тремор (количество касаний).
Расчёты по данному уравнению позволяют прогнозировать оптимальный тренировочный режим в зависимости от исходного уровня состояния работоспособности офицеров.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Горелов, А.А. Модель индивидуальной физической тренировки военнослужащих : учеб. пособие / А.А. Горелов, Р.М. Кадыров ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1994. - 57 с.
2. Кадыров, Р.М. Физическая тренировка и работоспособность офицера : учеб. пособие / Р.М. Кадыров ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1994.
- 112 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ,
СВЯЗАННЫМ С ОВЛАДЕНИЕМ ТЕХНИКОЙ КАТАНИЯ НА
КОНЬКАХ
К. К. Михайлов
Самая большая проблема российского хоккея, по мнению специалистов,
- это отсутствие эффективной системы управления учебно-тренировочным процессом юных хоккеистов, связанным с овладением рациональной техникой катания, в которой были бы задействованы детско-юношеские хоккейные школы.
Переход юношей во взрослые хоккейные клубы сопровождается дальнейшим совершенствованием технического мастерства, в том числе и овладением рациональной техникой катания на коньках. Поэтому молодой хоккеист, попадая в новую среду, теряет драгоценное время на переучивание экономич-