ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Тихонов Юрий Борисович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 44-39-01.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Тихонов, Ю. Б. Повышение безопасности работы козловых кранов на железнодорожных станциях и сортировочных горках / Ю. Б. Тихонов. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. -№ 2 (54). - С. 89 - 97.
Tikhonov Yuri Borisovich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx av., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Automation and telemechanics», OSTU.
Phone: +7 (3812) 44-39-01.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Tikhonov Yu.B. Improving the safety of gantry cranes at railway stations and marshalling yards, 2023, no. 2 (54), pp. 89-97 (In Russian).
УДК 656.073.7+004.94
Р. Г. Король, А. С. Акельев
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), г. Хабаровск, Российская Федерация
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ПЕРЕХОДОВ ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «ПРИМОРЬЕ-1» В УСЛОВИЯХ УВЕЛИЧЕНИЯ ГРУЗОПОТОКА
Аннотация. Переориентация грузопотоков на «восточное» направление транспортировки и увеличение загруженности объектов транспортного комплекса Дальнего Востока акцентировали внимание на необходимости ускоренного развития транспортной и терминально-логистической инфраструктуры. Динамика объемов внешней торговли России и Китая прогнозируется на двукратном увеличении, что потребует усиления пропускной способности отдельных элементов дальневосточных транспортных коридоров. Резервы пропускной способности транспортно-логистических объектов ограничены, поэтому актуальным вопросом является инфраструктурное развитие при прогнозном увеличении грузопотока на отдельных участках транспортных коридоров. Целью исследования является оценка пропускной способности пограничных пунктов пропуска международного транспортного коридора «Приморье-1» с учетом развития железнодорожной инфраструктуры и совершенствования технологических процессов. Объект исследования -железнодорожный и автомобильный пункты пропуска «Пограничный». Предмет исследования -инфраструктура и технология работы пунктов пропуска на направлении «Пограничный (РФ) - Суйфэньхэ (КНР)». В работе использованы математические и теоретические методы исследования, включая визуализацию и моделирование. В статье визуально представлены объекты транспортно-логистической инфраструктуры пограничного перехода «Пограничный», а также разработана функционально-технологическая схема работы программы имитационного моделирования работы совмещенного (железнодорожно-автомобильного) пограничного пункта пропуска. В 2026 г. планируется построить в Приморском крае транспортно-логистический центр «Контейнерный терминал Гродеково» с плановой мощностью 230 тыс. контейнеров. В условиях увеличения объемов грузопотока было произведено моделирование функционирования железнодорожного пункта пропуска «Пограничный» при развитии железнодорожной инфраструктуры станции Гродеково и моделирование функционирования автомобильного пункта пропуска «Пограничный» при переходе на круглосуточный режим работы. Результаты моделирования показали, что суточная пропускная способность железнодорожного и автомобильного пунктов пропуска увеличилась до 650 вагонов и 300 автомобилей соответственно, но при дальнейшем увеличении объемов грузопотока на направлении «Россия -Китай - Россия» потребуется комплексный подход к развитию трансграничной инфраструктуры.
Ключевые слова: имитационное моделирование, пограничные станции, международные транспортные коридоры, пограничные пункты пропуска, трансграничные переходы.
Roman G. Korol, Andrey S. Akeliev
Far Eastern State Transport University (FESTU), Khabarovsk, the Russian Federation
MODELING OF THE CAPACITY OF BORDER CROSSINGS OF THE «PRIMORYE-1» TRANSPORT CORRIDOR IN CONDITIONS OF INCREASING CARGO TRAFFIC
Abstract. The reorientation of cargo flows to the «eastern» direction of transportation and the increase in the workload ofthe objects of the transport complex of the Far Eastfocused attention on the needfor accelerated development of transport and terminal logistics infrastructure. The dynamics of the volume offoreign trade between Russia and China is projected to double, which will require strengthening the capacity of individual elements of the Far Eastern transport corridors. The reserves of the capacity of transport and logistics facilities are limited, therefore, infrastructure development is an urgent issue with a projected increase in cargo traffic on certain sections of transport corridors. The purpose of the study is to assess the capacity of border checkpoints of the «Primorye-1» international transport corridor, taking into account the development of railway infrastructure and improvement of technological processes. The object of the study is the railway and automobile «Pogranichny» crossing points. The subject of the study is the infrastructure and technology of the checkpoints in the direction «Pogranichny (Russia) - Suifenhe (China)». The paper uses mathematical and theoretical research methods, including visualization and modeling. The article visually presents the objects of the transport and logistics infrastructure of the border crossing «Pogranichny», and also developed a functional and technological scheme of the simulation program of the combined (railway-automobile) border checkpoint. In 2026, it is planned to build a transport and logistics center «Container Terminal Grodekovo» in Primorsky Krai with a planned capacity of230 thousand containers. In the conditions of increasing cargo traffic, the simulation of the functioning of the railway checkpoint «Pogranichny» was carried out during the development of the railway infrastructure ofthe Grodekovo station and the simulation of the functioning of the automobile checkpoint «Pogranichny» during the transition to round-the-clock operation. The simulation results showed that the daily capacity of railway and automobile checkpoints has increased to 650 wagons and 300 cars, respectively, but with a further increase in the volume of cargo traffic on the Russia - China - Russia route, an integrated approach to the development of cross-border infrastructure will be required.
Keywords: simulation modeling, border stations, international transport corridors, border checkpoints, cross-border crossings.
Геополитическая ситуация, санкционное давление и глобальная перестройка экономических отношений оказали значительное влияние на функционирование мирового транспортно-логистического рынка, в том числе произошло перенаправление внешнеторговых грузопотоков [1]. По итогам 2022 г. объем внешней торговли России с Евросоюзом увеличился на 2,3 %, достигнув 258,6 млрд евро, при этом экспорт продукции в Европу составил 203,4 млрд евро, импорт товаров в Россию сократился на 38,1 % до 55,2 млрд евро. Это обусловлено ростом цен на поставляемые российской стороной энергоносители. Некоторые грузопотоки были перенаправлены из России в дружественные и нейтральные страны. В 2022 г. основными торговыми партнерами России были Турция, Белоруссия, Индия и Китай. В 2022 г. товарооборот России и Китая увеличился на 29,3 %, что составило 190,27 млрд долларов по сравнению со 147,2 млрд долларов в 2021 г. В текущих условиях Китай занимает 35,5 % от общего внешнеторгового оборота России. В январе -феврале 2023 г. товарооборот России и Китая увеличился на 25,9 % в сравнении с аналогичным периодом 2022 г., составив 33,7 млрд долларов. Тенденция увеличения объемов внешней торговли России и Китая и соответственно экспортно-импортных грузопотоков отражается на загруженности транспортной и терминально-логистической инфраструктуры Дальнего Востока [2]. Южные дальневосточные регионы имеют речные, морские и сухопутные трансграничные переходы с Китаем, которые формируют международные транспортные коридоры [3]. По территории Дальнего Востока проходят два международных транспортных коридора - «Приморье-1» и «Приморье-2», связывающих сухопутную российско-китайскую границу и морские порты Приморского края [4].
В рамках XVI международного форума и выставки «Транспорт России» под председательством Российской Федерации состоялось 11-е заседание Транспортного совета Расширенной туманганской инициативы (РТИ), на котором была представлена Транспортная
стратегия Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. В данной стратегии предусматривается следующее:
- ускоренное развитие международных транспортных коридоров по всей России, включая транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2»;
- модернизация Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей;
- развитие морских портов Дальневосточного бассейна.
На заседании Транспортного совета РТИ были определены задачи, стоящие перед транспортным комплексом, включающие в себя этапное увеличение пропускных и провозных способностей железной дороги до 180 млн т к 2024 г. и наращивание производственных и терминальных мощностей портов Дальнего Востока до 350 млн т к 2025 г. и до 450 млн т к 2030 г.
Международный транспортный коридор «Приморье-1» включает в себя железнодорожный пограничный переход Гродеково - Суйфэньхэ, многосторонний автомобильный пункт пропуска «Пограничный», двухсторонний автомобильный пункт пропуска «Полтавка», морские порты Владивосток, Восточный и Находка. Пограничный переход «Пограничный» соединяет провинцию Хэйлунцзян (КНР) с регионами Дальнего Востока и дает возможность через Китайско-Восточную железную дорогу доставлять грузы к дальневосточным морским портам России [5].
Согласно информации, размещенной на сайте Дальневосточного таможенного управления, проектная пропускная способность многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Пограничный» ежесуточно составляет 160 транспортных средств в сутки в оба направления движения транспорта (80 из РФ, 80 из КНР). Расположенный в 95 км от поселка Пограничный автомобильный пункт пропуска «Полтавка» с пропускной способностью 130 транспортных средств (65 из РФ, 65 из КНР) выполняет функцию вспомогательного пограничного перехода для пассажирского транспортного потока.
Инфраструктурное развитие железнодорожного пункта пропуска (ЖДПП) «Пограничный» включает в себя следующие объекты: грузовая станция Гродеково, участковая станция третьего класса Гродеково II, промежуточные станции пятого класса Сосновая Падь и Рассыпная Падь (рисунок 1). Пропускная способность ЖДПП «Пограничный» составляет 32 грузовых состава и четыре пассажирских поезда в сутки.
\\
Российская Федерация
К'|гглГ»гкля Няродная Респу&лика \\
МАПП
(СУЙФЭНЬХЭ):
\\
1.
\\
МАПП «ПОГРАНИЧНЫЙ:
Возникновение «события-, ограничивающего пропускную способность МАПП
-С)-----
СТАНЦИЯ \\ СТАНЦИЯ РАССЫПНАЯ ' СТАНЦИЯ СОСНОВАЯ
СУЙФЭНЬХЭ \\
ПАДЬ ПАДЬ
ЖЕЛ ЕЗНОДОРОЖНЫИ ГРУЗОВОЙ ТЕРМИНАЛ,
СТАНЦИЯ ГРОДЕКОВО
1 ЖДПП
I «ПОГРАНИЧНЫЙ»
т
I
/ \
СТАНЦИЯ ГРОДЕКОВО II
Условные обозначения:
-► железнодорожное сообщение;
перенаправление грузопотсжа;
- движение автотранспортные средств;
— — — —— государственная граница.
Рисунок 1 - Объекты транспортно-логистической инфраструктуры пограничного перехода «Пограничный»
По характеру работы станция Гродеково является грузовой межгосударственной передаточной и отнесена к категории внеклассной станции. Расположена станция на однопутном участке Уссурийск - Суйфэньхэ. Железнодорожный участок Гродеково -Суйфэньхэ имеет совмещенную колею 1435 - 1520 мм.
Основными операциями, выполняемыми на станции Гродеково, является передача грузов, подвижного состава и пассажиров через государственную границу. Импортный груз на станцию Гродеково поступает в вагонах колеи 1435 мм. При транзитной перевозке груз перегружается в вагоны колеи 1520 мм. При этом порожние вагоны после выгрузки отправляются на станцию Суйфэньхэ. Формирование поездов с экспортными грузами происходит на станции Гродеково II, поезда станцию Гродеково проходят транзитом, после выгрузки порожние вагоны отправляются со станции Суйфэньхэ на станцию Гродеково для дальнейшего формирования поездов назначением на станции Хабаровск II и Уссурийск в соответствии с планом формирования поездов. Формирование поездов на станции Гродеково происходит с помощью одного вытяжного пути, условная длина которого составляет 33 вагона. Станция Гродеково имеет развитое терминально-складское хозяйство, которое включает в себя контейнерные площадки, крытый склад, открытые площадки для навалочных и тяжеловесных грузов, а также таможенную зону [6].
Модернизация железнодорожного пограничного перехода Гродеково - Суйфэньхэ с учетом растущего грузопотока в «восточном» направлении является одной из ключевых задач, что подтверждается стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025 г. Согласно данной стратегии необходимы комплексная модернизация инфраструктуры железнодорожного транспорта, развитие терминально-логистических мощностей и увеличение пропуска груза до 30 млн т в год через пограничный переход Гродеково -Суйфэньхэ.
Недостаточное инфраструктурное развитие пограничных переходов является одним из основных ограничивающих факторов пропускной способности международных транспортных коридоров. В рамках продвигаемой Китайской Народной Республикой стратегии нового шелкового пути «Один пояс - один путь» требуется не только модернизация инфраструктурной составляющей международных транспортных коридоров, но и совершенствование технологических процессов. Разработка проектов по увеличению пропускной способности железнодорожных станций Гродеково и Суйфэньхэ для освоения перспективных объемов перевозок внешнеторговых грузов осуществляется специалистами России и Китая. Со стороны Китая рассматривается возможность перевода пункта пропуска Суйфэньхэ на круглосуточный режим работы. Правительством Российской Федерации и ОАО «РЖД» для увеличения провозной способности железнодорожного участка Гродеково - Суйфэньхэ выделено финансирование на реконструкцию двух существующих путей и прокладку двух дополнительных путей на станции Гродеково, что позволит формировать длинносоставные поезда в 71 условный вагон, соответственно увеличится максимальный вес поезда с 3,6 тыс. т до 5,2 тыс. т. Реализация обозначенных мероприятий и переход ЖДПП «Пограничный» на круглосуточный режим работы обеспечит рост провозной способности железнодорожного участка Гродеково - Суйфэньхэ с 11,2 млн т в текущих условиях до 17,7 млн т грузов в год.
Во время пандемии автомобильный пункт пропуска «Пограничный» функционировал нестабильно, увеличилась продолжительность контрольных процедур, что повлияло на пропускную способность пограничного перехода и приводило к образованию очереди автомобильных транспортных средств в ожидании пропуска через государственную границу. В определенные периоды транспортные компании были вынуждены перенаправлять грузопотоки на доставку железнодорожным транспортом (см. рисунок 1). Сегодня МАПП «Пограничный» занимает лидирующие позиции в регионе по грузообороту, при этом инфраструктурное обустройство пункта пропуска не соответствует современным требованиям, сооружения нуждаются в модернизации, недостаточное количество оборудования, терминалов, досмотровых площадок и т. д. В феврале 2023 г. на встрече российской и китайской делегаций обсуждался вариант увеличения количества пропуска автомобилей через границу путем перевода автомобильных пунктов пропуска на круглосуточный режим работы.
В 2024 г. после завершения проекта модернизации инфраструктуры МАПП «Пограничный» пропускная способность пограничного перехода составит 1300 автотранспортных средств.
Существуют методики определения пропускной способности железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска, не учитывающие взаимного влияния и изменений объемов грузопотока при возмущающем воздействии внешней среды [7]. С целью анализа инфраструктурных возможностей и выявления резервов пропускной способности железнодорожных и автомобильных пограничных пунктов пропуска в рамках одного международного транспортного коридора при возникновении различных «событий», влияющих на ограничение пропускной способности трансграничных переходов, была разработана программа имитационного моделирования работы совмещенного (железнодорожно-автомобильного) пограничного пункта пропуска, позволяющая при перераспределении транспортных средств и соответствующих объемов грузопотока между пограничными пунктами пропуска оценить загруженность терминально-складской инфраструктуры и зон таможенно-пограничного контроля участвующих видов транспорта. Принцип работы программы представлен на рисунке 2 в виде функционально-
технологической схемы.
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Загруженность пуни а пропуска
Загруженность
OvbíKTi
Загруженность сортировочного парка
Убытие
А
'Железнодорожный^
УбЫТИе i
Транзит
г
Зона таможенно-пограш много контроля
грузовой терминал ШТ) крытыЛ склад/ ^открытая площадка/
Транзит.
Погрузка / Выгрузка
Арестован
Площадка простоя автономией
Погрузка/ Выгрузка
Зона таможенно-пограннчного контроля
ч__
Сортировочный парк пограничной
станции Ч_./
Завоз/
Автомобильный пункт пропуска (АПЩ
Вывоз
Желниодорожный пункт п|к>пуска (ЖДПП)
Поезд
Состав поезда
Автомобиль (завоз-вывоз груза на ЖГТ)
Исходные данные актопотока: Исходные данные складских н инфраструктурных Исходные данные вагснопотока:
грузоподъемность; | объектов: грузоподъемность;
день и время прибытия; | количество подъемно-транспортного оборудования; день н время прибытия,
продолжительность пограничного контроля ' ьремя выполнения грузовых операций; количество вагонов в составе;
и таможенного оформления; , емкость складсктсч объектов; статус (транзит, переработка);
тип складского объекта; | вместимость площадки простоя транспорта; продолжительность пограничного контроля;
статус (арестован, не арестован); 1 продолжтггепьность таможенных операций; тип складского объекта;
В1Щ ГруэовоЯ операции (погрузка, выгрузка) ' вместимость сортировочного парка вид грузовоЛ операции (погрузка, выгрузка)
Условные обозначения:
■М-► — движение автомобильных транспортных средств; • ► — движение железнодорожного подвижного состава.
Рисунок 2 - Функционально-технологическая схема работы программы имитационного моделирования
Программа позволяет моделировать различные сценарии движения грузопотока в экспортном и импортном направлениях с учетом временно арестованных контролирующими органами транспортных средств, модификация характеристик технических устройств и инфраструктурных параметров при изменении объемов работы. В режиме реального времени отображается количество подвижного состава, находящегося в ожидании технологических операций, и количество занятых грузовых мест складских объектов железнодорожного грузового терминала (ЖГТ). По окончании процесса имитации программа формирует графическое представление загруженности автомобильного и железнодорожного пунктов пропуска.
Согласно федеральному проекту «Транспортно-логистические центры» и ведомственному проекту «Формирование сети транспортно-логистических центров» с целью снижения логистических издержек переработки грузопотоков на пограничном переходе «Гродеково -Суйфэньхэ (КНР)» и увеличения скорости доставки грузов планируется до 2026 г. построить в Приморском крае транспортно-логистический центр «Контейнерный терминал Гродеково» с плановой мощностью 230 тыс. контейнеров, который включает в себя складской комплекс, контейнерную площадку, склад временного хранения и таможенные зоны. Финансирование проекта создания ТЛЦ «Контейнерный терминал Гродеково» осуществляется компанией ОАО «РЖД» совместно с Министерством транспорта Российской Федерации и правительством Приморского края.
Для эффективного функционирования и обслуживания создаваемого ТЛЦ «Контейнерный терминал Гродеково» требуется усиление железнодорожной инфраструктуры железнодорожного пункта пропуска пограничной станции Гродеково. С помощью разработанной программы имитационного моделирования в работе произведен анализ загруженности путей ЖДПП «Пограничный» сортировочного парка пограничной станции Гродеково (рисунок 3) при удлинении железнодорожных путей до 71 условного вагона, укладке двух дополнительных путей и увеличении поступающего вагонопотока с учетом прогнозных значений внешнеторгового грузооборота [8].
Рисунок 3 - Визуальное представление результатов моделирования функционирования ЖДПП «Пограничный» при развитии железнодорожной инфраструктуры станции Гродеково
Результаты моделирования показывают максимальную суточную загруженность ЖДПП «Пограничный» при обработке 652 вагонов, проходящих на участке Гродеково - Суйфэньхэ (КНР) без увеличения количества отправляемых поездов, при этом пропускная способность направления увеличилась на 50 %. Контролирующие органы осуществляют осмотр подвижного состава в круглосуточном режиме работы, что требует увеличения количества сотрудников пограничной и таможенной служб.
Отправка грузов железнодорожным транспортом на направлении «Россия - Китай -Россия» является более надежной и стабильной в сравнении с отправками автомобильным транспортом. При возникновении различных «событий», ограничивающих перемещение автотранспортных средств и грузов, создаваемая терминально-логистическая инфраструктура и развитие железнодорожной инфраструктуры позволят дополнительно принимать и обрабатывать внешнеторговый грузопоток.
В настоящее время пропуск автомобильных транспортных средств через российско-китайскую государственную границу происходит в штатном режиме. МАПП «Пограничный»
осуществляет таможенное оформление ежедневно с 9.00 до 21.00. В программе смоделирован сценарий при увеличении объемов пропуска автотранспорта и переходе таможенного поста на круглосуточный режим работы (рисунок 4).
Рисунок 4 - Визуальное представление результатов моделирования функционирования МАНН «Пограничный»
при переходе на круглосуточный режим работы
Результаты моделирования показывают суточную загруженность МАПП «Пограничный» при одновременной обработке на таможенном посту до трех автомобилей. Пропускная способность МАПП «Пограничный» при переходе на круглосуточный режим работы увеличилась до 300 автомобилей в обоих направлениях движения транспорта. Для реализации данного мероприятия необходимы изменение штатного расписания и дополнительное финансирование. В текущих условиях изменение режима работы автомобильного пункта пропуска позволит оперативно увеличить пропускную способность без модернизации существующей инфраструктуры, но данное технологическое решение имеет ограниченный положительный эффект и при увеличении объемов грузопотока в рамках МТК «Приморье-1» потребует комплексного подхода к развитию инфраструктуры и внедрения цифровых сервисов, объединяющих всех участников внешнеторговой деятельности.
При проведении научных исследований, посвященных анализу загруженности пограничных пунктов пропуска с помощью инструментов имитационного моделировании, для приближенности результатов к реальным условиям функционирования транспортно-логистических объектов и пунктов пропуска требуется доступ к сбору статистической информации и ее дальнейшей экстраполяции на прогнозируемый период: интервалы прибытия поездов и автотранспорта, продолжительность грузовых операций, пограничного контроля и таможенного оформления транспорта.
В условиях «параллельного» импорта товаров и усиления внешнеторговых связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона фиксируется рост грузоперевозок через Дальний Восток, поэтому в федеральных и региональных повестках акцентируется внимание на проектах развития транспортного комплекса региона. Сегодня необходимо решать вопросы оптимизации работы пограничных пунктов пропуска, физической и технологической модернизации инфраструктуры пограничных переходов, обеспечения резерва пропускной способности на максимальные объемы перемещения транспорта при международных перевозках [9].
В рамках государственной программы «Приоритет-2030» дальнейшие исследования Дальневосточного государственного университета путей сообщения совместно с Морским государственным университетом им. адмирала Г. И. Невельского направлены на разработку «цифровых двойников» пограничных пунктов пропуска [10] и апробацию на дальневосточных пограничных переходах с целью детального анализа пропускной способности транспортной и
терминально-логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров и выявление ограничивающих элементов при поступлении различных объемов грузопотока.
Список литературы
1. Покровская, О. Д. Логистические транспортные системы России в условиях новых санкций / О. Д. Покровская. - Текст : непосредственный // Бюллетень результатов научных исследований. - 2022. - № 1. - С. 80-94.
2. Транспортно-логистические системы в условиях системных изменений в экономике / Э. А. Мамаев, А. Н. Гуда, В. А. Финоченко, К. А. Годованый. - Текст : непосредственный // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2022. - № 2 (86). -С. 145-154.
3. Пугачев, И. Н. Стратегия развития транспортных коридоров России : монография / И. Н. Пугачев, Ю. И. Куликов, А. С. Балалаев. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2014. - 243 с. - Текст : непосредственный.
4. Прокофьева, Т. А. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в Азиатской части России - стратегическое направление реализации транзитного потенциала / Т. А. Прокофьева. - Текст : непосредственный // Вестник транспорта. - 2011. - № 3. - С. 11-19.
5. Проблемы и перспективы развития транзитного потенциала МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» / С. М. Гончарук, Вл. А. Анисимов, Н. С. Нестерова, М. В. Холоша. - Текст : непосредственный // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Повышение эффективности транспортной системы региона: проблемы и перспективы». - Хабаровск : Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2015. - С. 30-33.
6. Король, Р. Г. Моделирование терминально-логистических процессов переработки внешнеторговых грузов на пограничной станции Гродеково / Р. Г. Король, О. Н. Числов. -Текст : непосредственный // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТа). - 2022. - Т. 81. - № 3. - С. 258-266.
7. Методика определения пропускной и перерабатывающей способности железнодорожных пограничных пунктов / С. П. Вакуленко, П. В. Куренков [и др.]. - Текст : непосредственный // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - 2022. - № 3. - С. 8-13.
8. Маловецкая, Е. В. Применение принципов системного моделирования для построения прогнозных моделей вагонопотоков / Е. В. Маловецкая. - Текст : непосредственный // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2021. - № 3 (71). - С. 171-178.
9. Володькин, П. П. Исследование эффективности транспортно-логистических операций автомобильного транспорта в Приморском крае / П. П. Володькин, А. С. Рыжова, С. А. Архипов. - Текст : непосредственный // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - 2021. - № 1. - С. 17-22.
10. Имитационные модели в цифровых двойниках железнодорожных узлов / А. Н. Рахмангулов, С. Н. Корнилов, П. Н. Мишкуров, Д. В. Александрин. - Текст : непосредственный // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. - 2022. - № 3 (55). - С. 43-59.
References
1. Pokrovskaya O.D. Russia's logistics transport systems under new sanctions. Byulleten' rezul'tatov nauchnyh issledovanij - The Bulletin of Scientific Research Results, 2022, no. 1, pp. 80-94 (In Russian).
2. Mamaev E.A., Guda A.N., Finochenko V.A., Godovany K.A. Transport and logistics systems in the context of systemic changes in the economy. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya - The scientific-technical journal «Vestnik Rostovskogo
Gosudarstvennogo Universiteta Putey Soobshcheniya» (Vestnik RGUPS), 2022, no. 2 (86), pp. 145-154 (In Russian).
3. Pugachev I.N., Kulikov Yu.I., Balalaev A.S. Strategiya razvitiya transportnyh koridorov Rossii [Strategy of development of transport corridors of Russia]. Khabarovsk, Pacific State University Publ., 2014, 243 p. (In Russian).
4. Prokofeva T.A. Development of transport and logistics infrastructure in the Asian part of Russia - a strategic direction for the realization of transit potential. Vestnik transporta - The Transport Massanger, 2011, no. 3, pp. 11-19 (In Russian).
5. Goncharuk S.M., Anisimov Vl.A., Nesterova N.S., Kholosha M.V. Problems and prospects of the transit potential ITC «Primorye-1» and «Primorye-2». Povyshenie effektivnosti transportnoj sistemy regiona: problemy i perspektivy: materialy vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya s mezhdunarodnym uchastiem [Improving the efficiency of the transport system of the region: problems and prospects: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Khabarovsk, 2015, pp. 30-33 (In Russian).
6. Korol R.G., Chislov O.N. Simulation of terminal and logistics processes of foreign trade cargo processing at the Grodekovo border station. Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo instituta zheleznodorozhnogo transporta (Vestnik VNIIZHT) - The Russian Railway Science Journal, 2022, vol. 81, no. 3, pp. 258-266 (In Russian).
7. Vakulenko S.P., Kurenkov P.V., Lyovin S.B., Astafiev A.V., Sadchikova V.A. Procedure for determining the passage and processing capacity of railways border points. Transport: nauka, tekhnika, upravlenie. Nauchnyj informacionnyj sbornik - The Transport: science, equipment, management (Scientific Information Collection), 2022, no. 3, pp. 8-13 (In Russian).
8. Malovetskaya E.V. Application of system modeling principles for the construction of forecast models of car traffic. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyj analiz. Modelirovanie - The Journal «Modern technologies. System analysis. Modeling», 2021, no. 3 (71), pp. 171-178 (In Russian).
9. Volodkin P.P., Ryzhova A.S., Arkhipov S.A. Analysis of the efficiency of transportation and logistics operations automobile transport in the Primorye territory. Transport: nauka, tekhnika, upravlenie. Nauchnyj informacionnyj sbornik - The Transport: science, equipment, management (Scientific Information Collection), 2021, no. 1, pp. 17-22 (In Russian).
10. Rakhmangulov A.N., Kornilov S.N., Mishkurov P.N., Alexandrin D.V. Simulation models in digital twins of railway junctions. Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya - The Journal «Gerald of USURT», 2022, no. 3 (55), pp. 43-59 (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Король Роман Григорьевич
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).
Серышева ул., д. 47, г. Хабаровск, 680021, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Технология транспортных процессов и логистика», ДВГУПС.
Тел.: +7 (4212) 40-76-28.
E-mail: [email protected]
Акельев Андрей Сергеевич
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).
Серышева ул., д. 47, г. Хабаровск, 680021, Российская Федерация.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Korol Roman Grigorievich
Far Eastern State Transport University (FESTU).
47, Serysheva st., Khabarovsk, 680021, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor, head of the department «Technology of transport processes and logistics», FESTU.
Phone: +7 (4212) 40-76-28.
E-mail: [email protected]
Akeliev Andrey Sergeevich
Far Eastern State Transport University (FESTU).
47, Serysheva st., Khabarovsk, 680021, the Russian Federation.
Электроэнергетика
Аспирант кафедры «Технология транспортных процессов и логистика», ДВГУПС.
Тел.: +7 (4212) 46-73-75.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Король, Р. Г. Моделирование пропускной способности пограничных переходов транспортного коридора «Приморье-1» в условиях увеличения грузопотока / Р. Г. Король, А. С. Акельев. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. -№ 2 (54). - С. 97 - 106.
УДК 621.311
Postgraduate student of the department «Technology of transport processes and logistics», FESTU.
Phone: +7 (4212) 46-73-75.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Korol R.G., Akeliev A.S. Modeling of the capacity of border crossings of the «Primorye-1» transport corridor in conditions of increasing cargo traffic. Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 2 (54), pp. 97-106 (In Russian).
Н. П. Местников1'2, П. Ф. Васильев1'2, В. З. Манусов3, А. К. Корякин4, А. М-Н. Альзаккар5
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова (СВФУ), г. Якутск, Российская Федерация;
2Институт физико-технических проблем Севера им. В. П. Ларионова СО РАН (ИФТПС СО РАН),
г. Якутск, Российская Федерация;
3Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), г. Новосибирск, Российская Федерация;
4Арктический государственный агротехнологический университет (АГАТУ), г. Якутск, Российская Федерация;
5Университет Аль-Баас, г. Хомс, Сирийская Арабская Республика
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТА ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию эффекта системы концентрации солнечного излучения, состоящей из линз Френеля, для фотоэлектрических электростанций. В работе применены ключевые требования по выполнению натурных исследований в объектах гелиоэнергетики в соответствии с теорией планирования экспериментальных исследований. Использованы методы обработки экспериментальных данных путем вычисления среднестатистических показателей генерирующей мощности фотоэлектрической электростанции. Натурные исследования выполнены в центральной части Республики Саха (Якутия) в течение февраля - марта. Сущностью исследования является идентификация характера влияния системы концентрации солнечного излучения на выработку электроэнергии от фотоэлектрической электростанции в зимне-весенний период эксплуатации. Получены контрольные параметры изменения величины генерирующей мощности фотоэлектрической электростанции до и после применения системы концентрации солнечного излучения. Установлено, что в случае применения данной системы выработка электроэнергии от фотоэлектрической электростанции увеличивается на 16...17 % при условии отсутствия факторов, снижающих интенсивность солнечного излучения. Зафиксировано, что в случае наличия малой облачности выработка электроэнергии от фотоэлектрической электростанции уменьшается на 6 % без применения системы концентрации солнечного излучения. В случае применения данной системы в условиях малой облачности выработка электроэнергии уменьшается на 7.8 %. Обоснована неэффективность применения линз Френеля для фотоэлектрической электростанции в условиях облачной погоды вследствие низкой активности солнечного излучения. Дополнительно зафиксировано незначительное увеличение температуры поверхности панели в случае применения данных линз. В этой связи рекомендуется внедрение системы концентрации солнечного излучения для фотоэлектрических электростанций только в зимне-весенний период в целях повышения выработки электроэнергии от фотоэлектрической электростанции и предотвращения риска скачкообразного повышения поверхностной температуры фотоэлектрических панелей. Полученные результаты исследований могут быть применены в целях актуализации комплекса мероприятий по повышению электроэнергетической эффективности объектов гелиоэнергетики на территории Северо-Востока России.
Данные исследования проведены в рамках выполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Рег. № 121032200059-7, научная тема FWRS-2021-0003). Работа