деформации основной вклад в упрочнение стали вносит мартенсит (ширина рефлексов аустенита составляет 1,2; мартенсита: 1,8).
Согласно проведенным металлографическим исследованиям, наименьший размер зерна стали 15Х14Н4ГАМ можно получить при температуре деформации, лежащей в интервале температур 1000-1100° С. При этих же температурах удается наиболее полно растворить карбонитриды, ухудшающие механические и коррозионностойкие свойства стали.
После исследованных режимов ВТМО получены следующие механические и коррозионные свойства стали 15Х14Н4ГАМ:
- ВТМО+обработка холодом+низкий отпуск (пруток ^14-16 мм): ав=1750 МПа, о0,2=1380 МПа, 5=25%, у=53-59%, KCV=86 Дж/см2;
- ВТМО+обработка холодом+низкий отпуск (лист толщиной 15 мм): ов=1730-1750 МПа, 00,2=1350 МПа, 5=22-23%, у=55%, KCV=91 Дж/см2;
- сопротивление коррозионному растрескиванию - более 1 года без разрушения при приложенных напряжениях 980, 880, 780 МПа в камере солевого тумана КСТ-35.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн М.Л., Займовский В.А., Капуткина Л.М. Термомеханическая обработка стали. М.: Металлургия. 1983. 480 с.
2. 10-th International Conference on High Nitrogen steels, HNS 2009, Moscow, 06-08.07.2009.
3. Прокошкииа В.Г. Особенности процессов структурообразования при термомеханической обработке мартенситостареющих сталей: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. техн. наук. М.: МИСиС. 1981. 23 с.
4. Прокошкина В.Г., Капуткина Л.М., Берштейн М.Л., Кривоногов Г.С., Варганов В.А. Влияние термомеханической обработки на структуру и свойства мартенситостареющей нержавеющей стали //Термическая обработка и физика металлов. 1979. №5. С. 71-76.
5. Банных O.A., Блинов В.М., Шалькевич А.Б., Костина М.В., Вознесенская Н.М., Ходы -ев М.С. Влияние термической обработки на структуру и механические свойства особо высокопрочной коррозионностойкой мартенситно-аустенитной стали //Металлы. 2005. С. 51-61.
6. Прокошкина В.Г., Капуткина Л.М., Мозжухин В.Е. Структура мартенситостареющей стали после ВТМО и повторной закалки //Изв. вузов. Черная металлургия. 1981. №3. С. 126-131.
7. Новиков И.И. Теория термической обработки металлов. М.: Металлургия. 1978. С. 222.
УДК 541.6
М.В. Гагарин, Д.Е. Баранов, В.А. Турченков
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОНИЦАЕМОСТИ НАНОКОМПОЗИТОВ
Рассматривается вероятностный подход к моделированию проницаемости поверхностно-модифицированных полимерных пленок на примере полимерных пленок с нано-композитами.
Ключевые слова: пленка, проницаемость, нанослой.
Вопрос проницаемости мембран возник очень давно, но до сих пор является актуальным как в прикладном, так и в теоретическом плане. Применительно к проницаемости пленок в последнее время особенно широко обсуждаются методы поверхностной
модификации полимеров, приводящие к существенному изменению их свойств. Набор этих методов достаточно разнообразен - от химических реакций (фторирование, сульфирование [1-2], другие реакции замещения водорода или даже групп атомов) и различных физических воздействий (тепловое поле, обработка излучением, в том числе в сочетании с предшествующим/последующим механическим воздействием) до создания на поверхности пленок гетероструктур различной степени регулярности. Интерес к такого рода структурам значительно возрос ввиду частого упоминания наноматериалов в связи с модификацией полимеров.
В данной статье будет развит вероятностный подход к оценке проницаемости полимерных пленок, поверхность которых обработана нанокомпозитами. Под такими пленками будем понимать полимерные пленки с непроницаемыми наночастицами наполнителя, ориентированными преимущественно вдоль поверхности пленки.
В основе подхода лежит предположение, что механизм снижения проницаемости (повышения барьерных свойств) полимерных пленок с нанокомпозитами обусловлен формированием в модифицированном слое полимера благодаря присутствию в нем наночастиц системы разветвленных лабиринтов. Сами наночастицы выступают в роли непроницаемой границы коридоров лабиринта. Система лабиринтов (рис. 1) служит причиной извилистого и усложненного, а значит - более длинного пути прохождения молекул диффузанта через пленку, соответственно, снижается ее проницаемость.
Оценим проницаемость модифицированной пленки по сравнению с исходной, используя вероятностный подход. В этом случае необходимо рассматривать проникание сквозь пленку отдельной молекулы. Ее последовательное прохождение по лабиринту состоит из входа в лабиринт и собственно движения по лабиринту.
Модификация пленки нанокомпозитом приводит к появлению непроницаемых для молекул преград, поэтому вероятность входа в лабиринт для произвольной молекулы диффузанта, контактирующей с пленкой, пропорциональна отношению площади, не занятой наночастицами ( 8своб), ко всей площади поверхности пленки ( Б ):
Диффузант
Наночастица
Путь в лабиринте
Рис. 1. Формирование системы лабиринтов в пленке, поверхностно модифицированной нанокомпозитами
б
Рш =^ = 1-0,, (1)
где ан - доля поверхности пленки, покрытая сплошными нанопластинками, в ближайшем к поверхности нанослое.
Движение молекулы диффузанта по лабиринту включает в себя «диффундирование» молекулы от преодоленного нанослоя к нанослою, который предстоит преодолеть (применительно к рис. 1 - это «вертикальные перемещения»), и от точки выхода из предыдущего нанослоя до точки входа в последующий нанослой (применительно к рис. 1 - «горизонтальные перемещения»). Вследствие большого числа «горизонтальных» перемещений путь молекулы диффузанта - по сравнению с исходной пленкой -существенно возрастает. Обратную величину относительного удлинения пути молекул
F =-22-, (2)
удл , , ,/п ✓-кт 14 ' v /
(Б удЛ ) в модифицированной пленке (по сравнению с исходной) можно оценить по формуле:
А
а пл + м(1) • (N-1)
где адл - толщина пленки; М(1) — математическое ожидание расстояния (вдоль поверхности
пленки) между проходами в лабиринте от предыдущего слоя к последующему, определяемое без учета выбора кратчайшего расстояния, так как для молекулы эти направления равновероятны; N - количество слоев нанопластин.
Для равномерного распределения нанопластин по длине имеем:
М(1) = Ь/2, (3)
где Ь - средняя длина нанопластины (заметим, что при выборе кратчайшего расстояния результат в 2 раза меньше).
С учетом большого числа нанослоев (N>>1) получим упрощенную формулу:
2W
Б =--(4)
удл 2W+ Ь' ^ }
где W=- толщина нанослоя. N
С учетом уменьшения вероятности проникания в пленку и удлинения пути молекул диффузанта, проницаемость модифицированной пленки равна:
Р = РсР вх-Б удл, (5)
где Рс— проницаемость исходной пленки; Р — проницаемость новой наносистемы (модифицированная нанокомпозитами пленка).
Полученная формула полностью соответствует известному уравнению Нильсена для газопроницаемости:
Р8_1-ф8
Рр
(6)
где ^ - относительная проницаемость исходной пленки по отношению к модифицированной; Рр
т=1+-Ь - функция «извилистости» пути. 2W
Формула Нильсена проста, использует понятные характеристики и позволяет быстро выполнить оценочные расчеты по изменению проницаемости. Однако она обладает существенными недостатками.
Для наночастиц отношение L/2W может достигать нескольких тысяч [3], что в соответствии с формулой (6) должно приводить к соответствующему снижению проницаемости. Однако в экспериментах на нанокомпозитах такого типа достигнуто не столь значительное снижение проницаемости (до одного порядка [4]).
Это может быть вызвано рядом причин:
- значение функции «извилистости» пути для реальной структуры нанокомпозита гораздо ниже теоретического, рассчитанного для идеальной структуры (см. рис. 1), так как наночастицы могут располагаться хаотично в объеме пленки;
- хаотичное расположение наночастиц в поверхностном слое пленки увеличивает вероятность входа в лабиринт, по сравнению с теоретическими расчетами для строго горизонтального расположения;
- не учтена возможность увеличения интенсивности прохождения молекул через наносистему при больших градиентах концентраций до и после преграды из наноком-позита;
- хаотичное расположение наночастиц может приводить к появлению «туннелей» в системе лабиринтов, по которым диффузант попадает на другую сторону пленки (т. е. как в случае немодифицированной системы).
Кроме того, есть точка зрения [5], что удлинение пути молекул диффузанта не приводит к значительному уменьшению проницаемости и подобная структура может только замедлить диффузию, искусственно изменяя направление перемещения диффузанта в модифицированной пленке.
Если при оценке барьерных свойств модифицированной пленки основываться на этих допущениях, то основной причиной снижения проницаемости будет уменьшение вероятности «входа» в модифицированную пленку, а также «выхода» из нее. Это вызвано тем, что поступление диффузанта в пленку и выход из пленки могут осуществляться не по всей поверхности, при этом за счет боковых ответвлений объем пленки для диф- коридоров лабиринта - диффузионные фузии не закрыт, так как коридоры- потоки в ответвления коридора лабиринта) лабиринты связаны друг с другом (рис. 2).
Поэтому для оценки проницаемости модифицированной пленки с учетом хаотичного расположения частиц нанокомпозита более применима формула:
P=Pc(1-a„ )2, (7)
где ан - доля поверхности пленки, покрытая сплошными нанопластинками, в ближайшем к поверхности нанослое, с учетом их хаотичного расположения.
Полученный комплекс формул служит для оценки барьерных свойств модифицированных пленок в сравнении с исходными, задавая границы их изменения для различных случаев ориентации частиц нанокомпозита - от идеального до хаотичного.
ЛИТЕРАТУРА
1. Назаров В.Г., Баранов В.А., Гагарин М.В., Евлампиева Л.А., Столяров В.П. Морфология поверхностного слоя полимеров, модифицированных газообразным фтором //ВМС. Сер. А. 2006. Т. 48. №11. С. 1-9.
2. Назаров В.Г., Баранов В.А., Гагарин М.В., Евлампиева Л.А., Столяров В.П. Моделирование процесса сульфирования и структуры поверхностного слоя полиэтилена //ВМС. Сер. А. 2009. Т. 51. №3. С. 478-488.
3. Чвалун С.Н., Новокшонова Л.А., Коробко А.П., Бревнов П.Н. Полимер-силикатные нано-композиты: физико-химические аспекты синтеза полимеризацией in situ //Журнал Рос. хим. об-ва им. Д.И. Менделеева. 2008. Т. LII. №5. С. 52-57.
4. Бревнов П.Н. Нанокомпозиционные материалы на основе полиэтилена и монтмориллонита: синтез, структура, свойства: Автореф. дис. канд. хим. наук: 02.00.06. М.: ИХФ РАН им. H.H. Семенова. 2008. 23 с.
5. Абдель-Бари Е.М. Полимерные пленки: Пер. с англ. /Под ред. Г.Е. Заикова. СПб.: Профессия. 2006. 352 с.
Места «входа» диффузанта в пленку Коридор лабиринта
Рис. 2. Диффузионные потоки в системе