Научная статья на тему 'Моделирование профессиональных стандартов специалистов социальной сферы как основа преобразования социальной практики'

Моделирование профессиональных стандартов специалистов социальной сферы как основа преобразования социальной практики Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
282
37
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
профессиональный стандарт / социальная сфера / социальная практика

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Сизикова Валерия Викторовна, Аникеева Ольга Александровна

В статье анализируются причины и предпосылки разработки системы профессиональных стандартов специалистов социальной сферы преимущественно на примере профессиональных стандартов (профстандартов) социального работника, специалиста по социальной работе и руководителя организации социального обслуживания. Их разработка – объективная необходимость, которая призвана снять разрыв между компетенциями специалистов и потребностями населения в социальном обслуживании и социальной защите, между запросами работодателей и системой социального образования в РФ. Сохраняющийся высокий уровень социальной напряженности снижает потенциал населения и приводит к социальной неудовлетворенности граждан. Современная система социальной защиты перестраивается в соответствии с запросами времени, однако в целом остается консервативной. В статье дан анализ социальной значимости данной проблемы и роли научно-теоретических исследований для ее успешного решения, выявлены важнейшие концептуальные подходы. Объектом исследования стала профессиональная деятельность одной из самых распространенных профессиональных групп – специалистов по социальной работе, которые трудятся в разных организациях соцсферы. Предмет исследования – моделирование профессионального стандарта «специалист по социальной работе». Авторы подчеркивают не только прикладное, но и большое научное значение деятельности по разработке и внедрению профстандартов для преобразования социальной практики. Исследуя опыт адаптации и внедрения трех профстандартов, авторы выявляют противоречия современной системы социальной защиты (отсутствие единых концептуальных подходов, высокий уровень бюрократизации социальной сферы, нерешенность кадровых проблем). Подводя итоги, авторы ставят задачи предстоящих научных исследований.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Сизикова Валерия Викторовна, Аникеева Ольга Александровна,

MODELING PROFESSIONAL STANDARDS FOR EXPERTS IN SOCIAL SERVICES AS A BASIS FOR THE SOCIAL PRACTICE TRANSFORMATION

The article analyzes the causes and conditions of development of the professional standards system for experts in social services mainly by the example of professional standards for a social worker, specialist in social work and social service organization leader. The development of professional standards for experts in social sphere is objective necessity, designed to fill the gap between the competences of specialists and population needs in social services and social protection, between the employers’ demands and the social education system in the Russian Federation. The remaining high level of social tension reduces the potential of the population and lead to social dissatisfaction of our citizens. The welfare system is reconstructed in accordance with the demands of the time, but in general is still conservative. The article analyzes the social significance of the problem and the role of scientific and theoretical research for its successful solutions, and reveals the major conceptual approaches. Professional activity of experts in social work, who form the most common professional group and work in a variety of social organizations, is the research object. The research is focused on the modeling the professional standard "expert in social work". The authors emphasize not only the applied, but also great scientific importance of the activity for development and introduction of professional standards for the social practice transformation. Studying the experience of adaptation and implementation of the three professional standards, the authors reveal the contradictions of modern social protection system (lack of unified conceptual approaches, a high level of bureaucratization of the social sphere, the unresolved staffing issues). Summarizing, the authors specify problem of upcoming research.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Моделирование профессиональных стандартов специалистов социальной сферы как основа преобразования социальной практики»

УДК 316.4

й01: 10.22412/1995-042Х-10-8-12

СИЗИКОВА Валерия Викторовна

Российский государственный социальный университет (Москва, РФ); доктор педагогических наук, профессор;

1699636@mail.ru

АНИКЕЕВА Ольга Александровна

кандидат исторических наук, доцент;

olga-double@mail.ru

Моделирование профессиональных стандартов специалистов социальной сферы как основа преобразования

социальной практики

В статье анализируются причины и предпосылки разработки системы профессиональных стандартов специалистов социальной сферы преимущественно на примере профессиональных стандартов (проф-стандартов) социального работника, специалиста по социальной работе и руководителя организации социального обслуживания. Их разработка - объективная необходимость, которая призвана снять разрыв между компетенциями специалистов и потребностями населения в социальном обслуживании и социальной защите, между запросами работодателей и системой социального образования в РФ. Сохраняющийся высокий уровень социальной напряженности снижает потенциал населения и приводит к социальной неудовлетворенности граждан. Современная система социальной защиты перестраивается в соответствии с запросами времени, однако в целом остается консервативной. В статье дан анализ социальной значимости данной проблемы и роли научно-теоретических исследований для ее успешного решения, выявлены важнейшие концептуальные подходы. Объектом исследования стала профессиональная деятельность одной из самых распространенных профессиональных групп -специалистов по социальной работе, которые трудятся в разных организациях соцсферы. Предмет исследования - моделирование профессионального стандарта «специалист по социальной работе». Авторы подчеркивают не только прикладное, но и большое научное значение деятельности по разработке и внедрению профстандар-тов для преобразования социальной практики. Исследуя опыт адаптации и внедрения трех профстандартов, авторы выявляют противоречия современной системы социальной защиты (отсутствие единых концептуальных подходов, высокий уровень бюрократизации социальной сферы, нерешенность кадровых проблем). Подводя итоги, авторы ставят задачи предстоящих научных исследований.

Ключевые слова:

профессиональный стандарт, социальная сфера, социальная практика

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Развитие профессиональной сферы современной России определяется разработкой стандартов профессиональной деятельности. Это относительно новый подход к преобразованию нашей жизни, хотя в развитых странах -это общепризнанная практика. В мировом опыте профстандарты существуют в разном виде (собственно стандарты, профессиональные нормативы, нормы и положения профессиональной деятельности и т.д.). Различные классификаторы, регламентирующие профессиональную деятельность, действуют в России и в настоящее время. Они дорабатываются, совершенствуются и пересматриваются. Это квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК-ВЭД) и другие классификаторы. Однако все они имеют существенные недостатки: во-первых, сам принцип построения классификаторов вызывает большие проблемы. Либо это очень краткое словосочетание (название профессии и отнесение её к определённой группе профессий), либо обобщённое описание (обозначение в общих словах - что представляет собой данная профессия и в чем её смысл). Это существенно затрудняет формализацию требований к условиям и результатам трудовой деятельности, к качеству исполнения работ, а также к подготовке кадров нужной квалификации. Во-вторых, сами описания не полны (многие профессии социальной сферы просто отсутствуют, в т.ч. новые), грешат субъективизмом и противоречат друг другу (в особенности в социальной сфере). В-третьих, разные классификаторы совершенно не связаны между собой, они автономны, а по сему не функциональны. В-четвертых, они отражают только сиюминутное состояние профессии и не учитывают её стратегических перспектив развития. Перечисленные классификаторы отражают тарифно-квалификационный подход к формированию профессиональной сфе-

ры [10, с. 42].

Подготовка к разработке профстандар-тов в России началась по инициативе РСПП и Министерства образования и науки РФ ещё в 2007 году. Создание Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Российского союза промышленников и предпринимателей и его сотрудничество с ФИРО (Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки РФ) дало жизнь программному документу, в котором обозначена цель этого сотрудничества: разработка «комплекса взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда» . Документ создан на основе анализа опыта разработки и внедрения Европейской рамки квалификаций (ЕПК). Сегодня более 120 стран приступили к формированию национальных рамок квалификаций, организовывая единое международное пространство с унифицированными (адаптированными) требованиями к составу и результатам профессиональной деятельности в разных сферах жизни, к уровням и качеству подготовки кадров [5, 10]. Начало практической реализации этой программы в нашей стране положено майскими Указами Президента2.

Процесс стандартизации, особенно в социальной сфере, вызывает сложное и противоречивое отношение и у практиков, и профессионалов в образовании. По определению международного словаря «Standardization and related activities. General vocabulary», стандар-

1 Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. Проект. URL: http://www.nark-rspp.ru/?page_id=328 (Дата обращения: 12.06.2016).

2 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: http://www.referent.ru1/198121 (Дата обращения: 20.07.2016).

Сизикова В.В., Аникеева О.А.

Моделирование профессиональных стандартов

специалистов социальной сферы

как основа преобразования социальной практики

тизация - это деятельность, «направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач» [23]. Важнейший итог выработки стандартов в любой сфере жизнедеятельности -повышение качества продукта деятельности, ответственности за результаты, а также возможность контролировать её эффективность и результативность как со стороны работодателя, так и со стороны потребителя (населения) [11].

Однако в социально-гуманитарной сфере нередко присутствует убеждение, что такие подходы неизбежно будут бюрократизировать эту деятельность, взаимосвязи формализуются, а это недопустимо в профессиях, суть которых должна быть нестандартной, творческой, «очеловеченной» по определению [6, с. 105-124].

Международные нормы стандартизации формируются при содействии Международной организации по стандартизации (International Organisation for Standartization -IOS), которая создана ещё в 1946 году и имеет

чу чу ч/

огромный опыт. В европейских странах действуют Инициативный центр педагогических исследований (CERL) и «Европейский центр развития профессиональной подготовки» (CEDEFOR).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В современной России создаваемая в настоящее время национальная рамка квалификаций призвана отражать структуру профессий и профессиональной деятельности и должна состоять из отраслевых рамок квалификаций. Вместе с образовательными и профессиональными стандартами они создадут Национальную систему квалификаций Российской Федерации. Следовательно, появится возможность выработать единые для всех уровней профессионального образования механизмы признания квалификаций с учётом национальных и международных требований. Национальная система квалификаций - это важнейшая часть нового нормативно-

правового обеспечения сферы образования и рынка труда в условиях рыночной экономики. Социальная сфера в этом отношении не является исключением [16, с. 104-107].

Данную задачу можно было бы расценить только как прикладную, однако это ошибочное мнение. В основании профессиональных стандартов должна лежать научно обоснованная система, основанная на проведении комплексного анализа развития той или иной сферы деятельности (в данном случае - социальной сферы), её ключевых параметров, стратегии развития комплекса профессий. Сами профессиональные стандарты в социальной сфере должны стать частью (причём весьма значительной, базисной частью) преобразования социальной практики - деятельности общественных институтов, организаций и общественных объединений по изменению общества и достижению более благоприятных условий жизнедеятельности [15, с. 108-110]. Такое преобразование достигается усилиями многих людей, объединённых общими целями и задачами, общими требованиями и условиями их деятельности, общими критериями успешности. Это важно как для общества в целом, так и для конкретного человека, который стремится быть успешным в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, с точки зрения и науки, и практики разработка стандартов профессиональной деятельности должна представлять собой моделирование профессии, органично вписанное в контекст преобразования социальной практики, учитывать стратегию социального развития, основные его качественные параметры [12, с. 60-69].

Среди множества теоретических задач разработки профессиональных стандартов можно выделить три базовых.

1. Разработка модели профстандарта включает необходимость анализа социальных противоречий, барьеров и рисков социального развития. Очевидно, что одним из самых существенных препятствий развития нашего общества является высокий уровень социаль-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

ного неблагополучия: социальное расслоение общества, значительно превышающее признанные международные нормы, высокая доля населения, не имеющего возможности (или неспособная по разным причинам) к автономной самореализации [13, с. 38-45]. Исследования, проведённые более 10 лет назад, показали: наши сограждане выражали большие сомнения в том, что современное российское государство способно обеспечить их социальную защиту. Сомнения касались и их собственных возможностей выбраться из социальных затруднений в виду отсутствия для этого соответствующих возможностей [1, с. 56-64]. Сегодня россияне меньше уповают на внешние силы, но по-прежнему низко оценивают возможности самостоятельно справиться со своими проблемами3. Как следствие, растёт напряженность, недовольство, которые выражаются в негативном отношении к власти, к принимаемым решениям и проводящимся реформам, особенно к реформе здравоохранения и образования, к результатам развития социальной сферы.

Причём в оценке причин данного явления теоретики расходятся в большей степени по политическим предпочтениям: либо причины этих социальных явлений определяются как экзогенные (отражающие внешние по отношению к личности реальности, социальные обстоятельства, «загоняющие» личность в состояние малообеспеченности, нуждаемости), и, как следствие, делается вывод о несостоятельности социальной политики, либо причинно-следственные связи определяются как исключительно эндогенный, интенциональ-ный фактор [8], и в таком случае вся вина возлагается на саму нуждающуюся личность, появляются обвинения в иждивенчестве, что особенно заметно в выступлениях политиков и государственных деятелей последнего вре-

3 Индекс социальных настроений ВЦИОМ опустился на низшую за год отметку. URL:

https://centerforpoliticsanalysis.ru/news/read/id/indeks-sotsialnyh-nastroenij-vtsiom-opustilsja-na-nizshuju-za-god-otmetku (Дата обращения: 21.08.2016).

мени.

Второй подход соответствует зарубежным моделям: в теории и практике социальной работы зарубежные школы в основном ориентированы на индивидуализированные подходы (клиентарные) [9], когда каждая ситуация, возникающая в ходе жизнедеятельности граждан, рассматривается как уникальная в своей основе, т.е. созданная нетипичным сочетанием реальностей: внутренних устремлений и возможностей индивидуума и внешних обстоятельств его жизни [15, с. 109]. Однако это в определённой мере противоречит российским традициям, ориентированным в большой степени на обобщённые подходы и выявление социальных истоков наблюдаемых бедствий, что отражается в содержании и направленности научных исследований.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Вероятно, ответом на данный вопрос должны стать фундаментальные исследования, снимающие это кажущееся противоречие. Кажущееся - по той причине, что реальность, безусловно, имеет как индивидуализированные, так и обобщённые причинно-следственные связи [19]. Задача исследователей - найти адекватное отражение этих взаимосвязей. А задача практиков - определить приоритеты и направления профессиональной деятельности по трансформации социальной реальности.

К моделированию профстандартов это имеет самое непосредственное отношение, поскольку система социальной защиты предполагает выбор модели и приоритетов социальной защиты, а также доминирующих технологий, что, в свою очередь, предопределяет компетенции специалиста (в принятой модели профстандартов - это трудовые действия, навыки и знания, необходимые для профессиональной деятельности).

2. Следующий теоретический вопрос - о социальном управлении. Российское общество переживает коллапс столкновения старой бюрократической системы управления и явно осознанной необходимостью в новой, более гибкой, демократической системе управле-

Сизикова В.В., Аникеева О.А.

Моделирование профессиональных стандартов

специалистов социальной сферы

как основа преобразования социальной практики

ния. Старая бюрократическая система стоит на целом «Монблане» различных видов отчетности и бюрократических форм контроля. Это обстоятельство уже стало «притчей о языцех» [3, с. 216-226]. Новая система должна быть основана на возрастании ответственности кадров любого уровня, на делегировании прав от центрального аппарата к местным органам управления, от руководства организаций и учреждений к специалистам-исполнителям, на привлечении населения к оценке качества и результативности деятельности (в частности по реализации социальной защиты населения), на гибкой сетевой структуре (например, в оказании ряда социальных услуг), а также на активном привлечении социально ориентированных некоммерческих организаций и предприятий социального бизнеса, т.е. на объединении усилий всего общества в ситуации максимально допустимой децентрализации [18]. Мы же пока констатируем крайнюю форму консерватизма (вплоть до косности) на всех уровнях управления социальной сферой. Доказательством может служить и крайняя бюрократизация всех без исключения направлений деятельности и возросшая до абсурдности лавина различных видов «отчётности», отнимающая львиную долю сил и рабочего времени специалистов, крайне негибкая политика по отношению к инновациям и социальным инициативам. Замена этой бюрократической системы - императивное требование для развития современного общества, и оно предъявляет особенные требования к компетенциям современных специалистов.

3. Меняется концепция практики социальной защиты населения. В течение последних 25 лет главной задачей было преодоление самых острых конфликтов и противоречий, которые стали следствием экономических потрясений. Уровень социальных бедствий и сегодня очень высок. Но мы имеем основания предположить, что «пик падения» пройден (даже с учётом тенденций последних двух лет), и теперь стоит задача обеспечить

подъём, причём не только и не столько экономический, сколько социальный, подъём населения из нищеты, а страны в целом к достойному месту в мире.

Социальная политика имеет несколько целей и измерений. По определению В.В. Путина, Президента страны, это не только поддержка слабых слоев населения и групп, тех, кто по объективным причинам не может быть самостоятельным и автономным, самостоятельно обеспечивать себе достойную жизнь. Социальная политика призвана обеспечить работу «социальных лифтов», дать «равный старт» и возможности продвижения каждого человека с опорой на его способности и таланты. Но эти лифты, по мнению В.В. Путина, работают у нас плохо, с большими перебоями и отклонениями, начиная от системы образо-

4

вания .

Обеспечение возможностей индивида к самостоятельной жизнедеятельности и реализации своего потенциала, к самостоятельному достижению жизненно важных целей становится центром в новой модели социальной работы и социальной защиты. Таким образом, компетенции специалистов должны включать необходимые знания и навыки, чтобы профессионально решать эти задачи.

Изучению этих теоретических задач и прикладных задач было посвящено исследование, проведённое в РГСУ в рамках выполнения условий конкурса на разработку проф-стандарта специалиста по социальной работе. Этот конкурс был объявлен в 2013 году на разработку 9 профстандартов специалистов социальной сферы. Конкурс выиграли 3 организации высшего образования. Московский городской психолого-педагогический университет отвечал за разработку стандартов профессиональной деятельности психолога в социальной сфере, специалиста по работе с семьей, специалиста по реабилитационной

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4 Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. 2012 r. URL: http://kp.ru/daily/3759/2807793 (Дата обращения: 12.06.2016).

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

работе в социальной сфере, а также специалиста органов опеки и попечительства [2, 7, 14]. Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте работала над профстандартами руководителя учреждения медико-социальной экспертизы и специалиста по МСЭ, а также социального работника и руководителя организации социального обслуживания (ОСО). Российский государственный социальный университет выполнял разработку одного профстандарта - специалиста по социальной работе. Этот последний профстандарт был принят в том же году Министерством труда и социальной защиты РФ5.

Для разработки данного профстандарта было проведено исследование, включающее теоретические и прикладные аспекты. Работа была проделана в строгом соответствии с техническим заданием по разработке стандартов. По мнению разработчиков, в основание профстандарта должна была быть заложена определенная модель развития профессии «социальная работа», сочетающая в себе стратегические цели и тактические прикладные задачи. Новизна исследования определялась тем, что было предпринято целостное изучение трудовых функций и трудовых действий специалистов разного уровня, соотношения этих уровней («социальный работник», «специалист по социальной работе», «руководитель организации социального исследования»). Ранее проведённые исследования концентрировались на ценностных аспектах профессии, её социальной значимости и значения в современном обществе. В настоящем исследовании удалось объединить операционные подходы к анализу профессии и ценностно-смысловые понятия трудовых функций.

В ходе исследования использовались различные теоретические и прикладные ко-

5 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Профессиональный стандарт. Специалист по социальной работе. Утвержден 22.10.2013 г. № 571н (зарегистрирован в Минюсте 6 декабря 2013, №30549). URL: http://www.rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/131 (Дата обращения: 12.06.2016).

личественные и качественные методы. Среди теоретических: деятельностный, полисубъектный и личностно ориентированный подходы, методы коэволюционного и холистского анализа, акмеологический, витагенный, рефлексивный, контекстный подходы, а также методы математической обработки [16, с. 106]. Социально-историческое исследование выявило ряд взаимосвязанных моделей социальной работы: социальная взаимопомощь в общине (субъект-субъектная модель), конфессиональная социальная помощь, благотворительность, модель профессиональной социальной работы, основанной на государственной социальной политике [4, с. 18-30]. Был сопоставлен опыт России и зарубежных стран [20, с. 110-119]. На разных этапах в конкретно-историческом контексте менялись социальные проблемы, объекты и субъекты, так же как и методы и технологии их решения. Современная социальная работа представляет собой новую комплексную модель, в которой взаимодействуют различные субъекты, участвующие в решении социальных проблем. Исходя из этого, можно было предположить, что современный специалист по социальной работе, человек с высшим образованием, должен владеть фундаментальной подготовкой, разнообразными навыками и технологиями профессиональной деятельности, способностью к взаимодействию не только с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, но и с различными субъектами в социальной сфере [21].

Исследование деятельности специалистов по социальной работе, имеющих высшее профессиональное образование, их функций и компетенций велось в два этапа. На первом выявлялись базовые трудовые функций и основные действия; на втором - определялась частота применения этих функций и действий в работе специалиста. Для разработки проф-стандарта требовалось сформулировать основные цели профессиональной деятельности, выявить обобщенные трудовые функции, а затем в каждой конкретной трудовой функ-

Сизикова В.В., Аникеева О.А.

Моделирование профессиональных стандартов

специалистов социальной сферы

как основа преобразования социальной практики

ции - трудовые действия, навыки и знания, необходимые для их выполнения.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Прикладное исследование, проведённое в 2013 году, включало анкетирование (N=1158; выборка квотная случайная); метода фокус-группы (N=37) мозгового штурма (группа 1 - N=26; группа 2 - N=28; экспертного опроса (N=257). В исследовании приняли участие представители всех восьми округов Российской Федерации, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, а также практики социальной работы, включая руководителей служб социальной защиты населения РФ [15, с. 106]. Состав выполняемых трудовых действий определился следующим образом: выявление и комплексная оценка социального статуса граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; определение характера, объёма, форм и методов социальной защиты с целью улучшения жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей либо в целях предупреждения возникновения трудной жизненной ситуации; организация и обеспечение социально-бытовой, социально-

экономической и социально-правовой помощи клиентам и различным социальным группам населения; индивидуализация работы, связанной с выявлением потребности разных клиентов и социальных групп населения, нуждающихся в тех или иных видах и формах социальной защиты; прогнозирование развития событий на процессы, происходящие в семье, группе, обществе, на потенциальные социальные проблемы; привлечение специалистов организаций разной ведомственной принадлежности и обеспечение их взаимодействий с целью реализации потребностей разных социальных групп населения в различных видах и формах социальной защиты; интеграция деятельности различных государственных и общественных организаций, организация межведомственных взаимодействий для оказания социальной помощи разным клиентам и социальным группам населения, предупреждения и преодоления социальных проблем личности, семьи и территориальной общности [16, с. 108]. Частота применения этих действий - прямо пропорциональна остроте ситуации.

Таблица 1 - Частота применения трудовых действий в профессиональной деятельности

специалиста по социальной работе

Частота применения, %

Наименование трудового действия

Выявление и комплексная оценка социального статуса граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 88

Определение характера, объема, форм и методов социальной защиты с целью улучшения жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей либо в целях предупреждения возникновения трудной жизненной ситуации 77,75

Организация и обеспечение социально-бытовой, социально-экономической и социально-правовой помощи клиентам и различным социальным группам населения; индивидуализация работы, связанной с выявлением потребности разных клиентов и социальных групп населения, нуждающихся в тех или иных видах и формах социальной защиты 76

Прогнозирование развития событий на процессы, происходящие в семье, группе, обществе, на потенциальные социальные проблемы 77,5

Привлечение специалистов организаций разной ведомственной принадлежности и обеспечение их взаимодействий с целью реализации потребностей разных социальных групп населения в различных видах и формах социальной защиты 65

Интеграция деятельности различных государственных и общественных организаций, организация межведомственных взаимодействий для оказания социальной помощи разным клиентам и социальным группам населения, предупреждения и преодоления социальных проблем личности, семьи и территориальной общности 56

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Исходя из полученных результатов, проанализировав сотни анкет и тестов, заключения экспертов, разработчики составили проект профессионального стандарта специалиста по социальной работе. В нём выделены две обобщённые трудовые функции: деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения; деятельность по планированию, организации и контролю реализации социальных услуг и мер социальной поддержки. Первая касается специалистов по социальной работе, которые трудятся в организациях социального обслуживания (ОСО). Вторая адресована руководителям подразделений внутри ОСО и отражает возможности карьерного роста внутри организаций. Далее были выявлены конкретные трудовые функции, в составе которых сформулированы трудовые действия, необходимые навыки и знания.

После разработки проекта наступал не менее значимый этап - общественно-профессиональная экспертиза проекта. Выбор экспертов определялся в зависимости от группы респондентов. Первая группа - руководители учреждений социальной защиты населения: наличие опыта профессиональной деятельности (не менее 3-х лет), наличие профильного высшего профессионального образования или дополнительного образования, опыт участия в проведении экспертизы профессиональной деятельности (научные конференции, исследовательская работа, участие в методических разработках, участие в разработке и реализации социальных проектов); высокие профессиональные достижения. Вторая группа - специалисты по социальной работе: наличие опыта профессиональной деятельности, наличие профильного высшего профессионального образования или дополнительного образования, опыт участия в проведении экспертизы профессиональной деятельности (научные конференции, исследовательская работа, участие в методических разработках, участие в разработке и реализации социальных проектов); высокие профессио-

нальные достижении. Третья группа экспертов - профессорско-преподавательский состав вузов: наличие опыта научных исследований в области социальной работы; наличие публикаций (научных статей, учебников и учебных пособий, монографий); опыт преподавательской деятельности по направлению подготовки «социальная работа» не менее 3-х лет.

В рамках общественно-профессионального обсуждения проведены рабочие встречи, совещания, круглые столы, дискуссионные площадки, проект профстандарта обсуждался на II Международном Форуме социальных работников, проходившем в Ульяновске в июле 2013 года, «Социальная сплочённость. Открытое общество. Равные возможности»; на XIII Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Профессиональное социальное образование: уровни, опыт и перспективы развития» в РГСУ (Москва); на заседаниях учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы и других значимых мероприятиях [17]. По результатам обсуждений вносились поправки и дополнения в разрабатываемый проект.

Сложность разработки профстандарта специалиста по социальной работе заключалась в том, что социальная работа - профессия многоплановая6 [22].

Эти работники каждый день сталкиваются с самыми разными людьми, в самых разных ситуациях, причём чаще всего в ситуациях, крайне сложных, запутанных и запущенных, люди по-разному реагируют на свои затруднения и проблемы, они имеют разные возможности для выхода из сложившихся ситуаций, многим людям нужна помощь. Методы и технологии этой помощи определяются как сложностью самой ситуации, так и возможностями людей, столкнувшихся с проблемами. Но успех в значительной степени зависит от профессионализма, знаний и профес-

6 Кодекс этики социального работника и социального педагога, 2003. URL: // socpedagogika.narod.ru/Kodeks. html (Дата обращения: 20.08.2016).

Сизикова В.В., Аникеева О.А.

Моделирование профессиональных стандартов

специалистов социальной сферы

как основа преобразования социальной практики

сиональных навыков, от компетентности специалистов социальной работы: они должны уметь привести «к общему знаменателю» разные требования граждан, условия социальной среды, найти недостающие звенья в решении задачи построить алгоритм деятельности. Все эти особенности были учтены при разработке и обсуждении конечного варианта профстандарта.

Разработанный профстандарт - первый в истории России документ подобного рода, при этом созданный на основе проведённого исследования. Анализ наиболее применяемых в настоящее время трудовых действий показал высокий уровень консерватизма системы социальной защиты населения. Сложившаяся практика работы в режиме «скорой помощи» не соответствует стратегическим социальным целям государства. Исходя из этого, авторы-разработчики смоделировали многофункциональную модель профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, который трудится в различных организациях социальной сферы, взаимодействует с разными группами населения и выполняет чрезвычайно важные социальные функции. Эта модель позволяет учитывать исторические истоки профессии, международный опыт, а также наиболее эффективные практики в социальной сфере. Разработанная модель соответствует установке на строительство социального государства, социальную защищенность граждан и создания благоприятной среды для их самореализации.

В разработанном профстандарте акцент сделан на выявление и профилактику ситуаций, в которой могут оказаться граждане, на превентивные меры. Особенно важны, с точки зрения авторов, такие функции как выявление потенциала и социальных ресурсов граждан, социальных групп и общностей, меры, направленные на самореализацию граждан. А это означает ставку на социальную помощь и поддержку активных граждан, на реализацию принципов социальной ответственности. Данный принцип относится как к самим гражда-

нам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, так и к бизнесу, поскольку в проф-стандарте большое внимание уделено способности специалистов взаимодействовать со всеми субъектами социальной работы, с общественными и конфессиональными организациями, с предпринимателями, с волонтёрами, которые играют все большую роль в решении социальных вопросов. Все эти аспекты предопределяют новые возможности преобразования социальной практики.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Необходимо подчеркнуть особенность этого документа: он не является прямой должностной инструкцией - в стандарте даётся инвариант, т.е. тот профессиональный минимум действий, умений и знаний, который необходим каждому специалисту социальной работы. Возможности и назначение профстандартов уже проанализированы в научной литературе [15]. Решение этих проблем самым непосредственным образом влияет на эффективность социальной сферы, путей модернизации общества в целом и профессионального образования, в частности. Это пути преобразований социальной практики и достижения благополучия общества и его граждан.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что принятые стандарты, конечно, ещё не завершенные документы. Профстандарты вступили в силу с 1 января 2015 года, однако практически сразу вслед за их утверждением был принят федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан РФ» (442-ФЗ от 28.12.2013 г.)7. Кроме того, в 2013-2015 гг. были приняты нормативные акты, касающиеся состава и содержания социальных услуг. Эти обстоятельства обусловили необходимость адаптации принятого профстандарта, для чего была создана Минтрудом рабочая группа, в состав которой вошли представители РГСУ. На этот раз адаптация была проведена

7 Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013. № 442-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html (Дата обращения: 12.06.2016).

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

по отношению к профстандартам социального работника, специалиста по социальной работе и руководителя организации социального обслуживания8, 9 10. Появилась возможность рассмотреть три родственных профстандарта в рамках одной профессии, что, несомненно, даёт гораздо больший эффект, чем разработка разрозненных профстандартов. В ходе адаптации проведено новое исследование, в котором приняли участие представители органов исполнительной власти всех регионов России: они выступили в роли экспертов и дали оценку новым проектам профстандартов. Детальное обсуждение сотен экспертных заключений, проведённых в четыре этапа с января 2016 года, позволило внести изменения и поправки в рамках адаптации профстандартов.

Необходимо учесть и то обстоятельство, что первые опыты внедрения показали внутреннюю противоречивость сложившейся системы. Одно из противоречий организационное. Анализ организационной структуры системы социальной защиты населения выявил её разделение на две функциональные части.

Первая часть - муниципальная система социальной защиты населения (управления или отделы социальной защиты населения, т.е. органы государственного управления). В соответствии с 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ» на эти орга-

8 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Профессиональный стандарт. Специалист по социальной работе. Утвержден 22.10.2013 г. № 571н (зарегистрирован в Минюсте 6.12.2013, №30549). URL: http://www.rosmintrud.ru/ docs/mintrud/orders/131. (Дата обращения: 12.06.2016).

9 v

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Профессиональный стандарт. Социальный работник. Утвержден 18.11.2013 г. № 677н. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/136 (Дата обращения: 12.06.2016).

10 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Профессиональный стандарт. Руководитель организации социального обслужива-

ния. Утвержден 18.11.2013 г. № 678н. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/131. (Дата обращения: 12.06.2016).

ны возложена функция определения нуждаемости граждан, проверка и анализ документов, подтверждающих нуждаемость и «постановка диагноза»: определение тех мер социальной защиты, на которые конкретные граждане имеют право. Все пособия (финансовые или материальные), льготы, субсидии назначаются именно в органах социальной защиты. Более того, в соответствии с этими решениями сотрудник муниципального управления социальной защиты населения обязан составить индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ). Только после этого гражданин, обратившийся в органы социальной защиты, может обратиться в систему социального обслуживания11.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Принцип действия - заявительный (граждане сами заявляют о своих проблемах, как правило, оказавшись в ситуации уже безвыходной). По оценкам специалистов, абсолютное большинство обратившихся ищет именно финансовой, в крайнем случае, материальной помощи. Об использовании собственных возможностей граждан, выявлении их потенциала, об адаптации к сложившейся ситуации, тем более о профилактике, не может быть и речи. Кроме того, по социальному статусу сотрудники системы социальной защиты относятся к государственным служащим, и принятый стандарт профессиональной деятельности к ним не относится. Это создает дополнительные трудности и противоречия внутри системы.

Муниципальная система социальной защиты населения - это пассивно-затратная часть системы социальной защиты населения, но она сохраняет приоритетное значение. В определённом смысле она в ныне существующем виде сохраняет вполне заметные «родимые пятна» советской системы социального обеспечения (по-прежнему именуемой в народе «собес»), но уже при другом

11 Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013. № 442-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html (Дата обращения: 12.06.2016).

Сизикова В.В., Аникеева О.А.

Моделирование профессиональных стандартов

специалистов социальной сферы

как основа преобразования социальной практики

уровне финансирования и распределения фондов общественного потребления.

Вторая часть - система социального обслуживания. Это более разнообразная и гибкая система, нацеленная на адресные группы населения, реализующая программы социальной помощи, как в виде консультирования, социальной адаптации и реабилитации владеющая технологиями, так и в виде социальной терапии. Сотрудники организации социального обслуживания должны владеть различными технологиями, реализовывать разнообразные трудовые функции, владеть навыками индивидуализации оказания социальных услуг. Система социального обслуживания включает не только муниципальные организации, но и частные, а также общественные, которые должны пройти сертификацию и войти в реестр поставщиков социальных услуг. Каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и потребностями имеет право выбрать наиболее подходящего поставщика услуг. Однако при выполнении данных функций специалисты системы социального обслуживания должны вновь провести диагностику социальных проблем обращающихся к ним граждан, выявить причины и истоки их проблем, определить возможности их преодоления, в т.ч. с опорой на их собственный потенциал. Разумеется, назначение мер социальной помощи лимитируется возможностями самой организации социального обслуживания, её материально-технической базой, а также условиями её кадрового обеспечения. Defacto происходит пересмотр ИП-ПСУ, её доработка или изменение, что нивелирует работу органов социальной защиты. В результате в ряде регионов эта задача выполняется либо формально, либо перекладывается на плечи организаций социального обслуживания, что является отклонением от принятых законодательных норм.

Такое организационное разделение показывает сохраняющуюся зависимость системы социальной защиты населения от пассивных форм социальной помощи, отказ от субъ-

ект-субъектных моделей взаимоотношений, признанных наиболее эффективными во всем мире. Именно доминирование пассивных форм помощи делает нашу систему очень затратной и мало эффективной.

Другое противоречие - кадровое. В России сложилось три уровня профессиональной деятельности: социальный работник (работает с населением, может не иметь профессионального образования или иметь среднее профессиональное образование), специалист по социальной работе (работает с населением и координирует деятельность привлечённых учреждений, организаций и специалистов, имеет высшее или среднее профессиональное образование) и руководитель организаций социального обслуживания населения (выполняет руководящие функции и должен иметь высшее образование). Качественной и эффективной работе препятствует отсутствие у работников профильного профессионального образования. Практический опыт, в т.ч. и многолетний, не дает гарантий выполнения трудовых функций в новых социальных условиях. Требуется повышение квалификации или переквалификация.

Кроме того, кадровая система организаций социального обслуживания не приспособлена к гибкому применению стандартов. По законодательным нормам (принятым поправкам к Кодексу о труде), применение профстандартов обязательно. Но существует большое непонимание того, как именно они применяются. Прежде всего, это вопросы аттестации кадров на предмет соответствия их профессиональных компетенций и навыков профстандартам. По разъяснению Министерства труда и социальной защиты РФ эта аттестация должна проводиться руководством ОСО на добровольной основе. Но тогда возникает противоречие с принятыми поправками в ТК. В случае несоответствия, руководство самостоятельно решает, остается ли сотрудник на занимаемой должности (при условии переквалификации или повышения квалификации), однако возникает угроза ущемления

СЕРВИС

В РОССИИ

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

И ЗА РУБЕЖОМ

прав работника и принятия субъективных решений. Согласно тем же разъяснениям Минтруда по результатам аттестации могут быть приняты рекомендации, но не решение об увольнении, понижении в должности или иные меры карательного плана. Рекомендация о повышении квалификации (переквалификации) предполагает возможность и способность сотрудника её реализовать, однако организационное и финансовое обеспечение этой программы не предусмотрено.

Выводы. Таким образом, принятие профстандартов - это только первая ступень преобразований сферы профессиональной деятельности. В настоящее время вопросов, пожалуй, больше чем ответов. Остается неизменным то, что преобразование профессиональной сферы - жизненно важная задача для преобразования всей социальной практики. Грамотно обученные специалисты, владеющие всем спектром профессиональных технологий, нацеленные на практическую деятельность и при этом понимающие перспективу своей работы, способны выполнять текущие задачи и осуществлять деятельность, наце-

ленную на ближайшее будущее. Эти требования и заложены в профстандартах специалистов социальной сферы.

Выполнение данной задачи ставит следующие исследовательские проблемы: анализ объективных социальных проблем и противоречий, рисков и барьеров, а также возможностей их преодоления, в т.ч. с помощью преобразования различных видов профессиональной деятельности в социальной сфере; изучение компетенций специалистов разных уровней и видов профессиональной деятельности, ориентированных на тактические задачи и на перспективу, формирование системы конкретных индикаторов, способных дать оценку готовности специалистов к выполнению своих профессиональных функций; исследование опыта внедрения профстандартов в социальной сфере, путей преодоления возникающих препятствий, ограничений и противоречий. Особая задача - изучение путей интеграции профессионального образования и совершенствования подготовки кадров специалистов социальной сферы, соответствующих современным запросам.

Список источников:

1. Бессокирная Г.П. Динамика ценности и мотивов труда рабочих (2003-2007 гг.) // СОЦИС. 2010. № 2. С. 56-64.

2. Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin _Leonova_ Voloshina.phtml (Дата обращения: 20.08.2016).

3. Кирвель Ч.С., Семерник С.З. Общество будущего: победа экономического фундаментализма или постэкономическая реформация? // Проблемы управления. 2010. № 2. С. 216226.

4. Коныгина М.Н., Копнина О.О. Функциональная организация социально-помогающей деятельности в исторической ретроспективе // Социальная политика и социология. 2013. Т. 1. № 3 (94). С. 110-119.

5. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М.: РИО ТК им. А.Н. Ко-няева, 2009. 115 с.

6. Маршалл Т.Х. Новейшая история профессионализма в связи с социальной структурой и социальной политикой // Журнал исследований социальной политики. 2010. Т. 8. № 1. -С. 105-124.

Сизикова В.В., Аникеева О.А.

Моделирование профессиональных стандартов

специалистов социальной сферы

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

как основа преобразования социальной практики

7. Ослон В.Н., Селенина Е.В., Шехорина А.В. Профессиональный стандарт специалиста по реабилитационной работе как механизм институционализации реабилитационной деятельности в России // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Oslon_Selenina_Shehorina.phtml (Дата обращения: 20.08.2016).

8. Паутова Л.А. Стабилизационное сознание: опыт социологического исследования. Авто-реф. дисс. ... д-ра социол. наук. М., 2007.

9. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учеб. пособие / под ред. Дж. Камплин-га; пер с англ. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 392 с.

10. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Разработка профессиональных стандартов в социальной работе: перспективы и вызовы // SPERO. 2013. № 18. С. 37-56.

11. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований. (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», 2015. 234 с.

12. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа в современной России: анализ статуса профессиональной группы // Социологические исследования. 2014. № 10. С. 60-69.

13. Семерник С.З. Преодоление экономоцентризма как императив в развитии современного общества // Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2014. №1. С. 38-45.

14. Семья Г.В. Профессиональный стандарт специалиста органов опеки и попечительства // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62420.shtml (Дата обращения: 20.08.2016).

15. Сизикова В.В., Аникеева О.А. Проблемы исследования стандартизации профессиональной деятельности в социальной работе: теоретико-методологические и прикладные подходы // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 3 (6). С. 108-110.

16. Сизикова В.В., Аникеева О.А. Национальная рамка квалификаций и стандартизация профессиональной деятельности в социальной сфере России: опыт разработки и внедрения. // Лабиринты реальности: сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. М.А. Журбы. Рубежное, 2015. С. 104-107.

17. Сизикова В.В., Аникеева О.А., Шимановская Я.В., Копнина О.О. Интеграция стандартов социального образования и стандартов профессиональной деятельности в социальной сфере. // Science and practice: new discoveries / Proceedings of materials the international scientific conference. Editors: I.M. Shvec, L.A. Ismagilova, V.A. Gur'eva, E.A. Telegina, V.I. Sedenko. 2015. Kirov: MCNIP, 2015. 1 elektr. otpt. drive (CD-ROM). ISBN 978- 80-7534-046-7 + ISBN 978-5-00090-083-3. Title from disc label. P. 872-880.

18. Социальные работники как проводники перемен / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, Н.В. Сорокиной. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2012. 212 с.

19. Сперанский А.В., Лонина С.Л., Шкроб Н.В. Социология: теория социальных пространств. Красноярск, 2010. 274 с.

20. Шимановская Я.В. Зарубежные модели социальной политики в системе местного самоуправления //Человеческий капитал. 2014. № 3 (63). С. 151-158.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

21. Шульга Т.И. Направления кадровой политики специалистов социальной сферы (К проблеме разработки профессиональных стандартов) // Психологическая наука и образование / ISSN: 2074-5885. URL: www.psyedu.ru (Дата обращения: 12.06.2016).

22. International Federation of Social Workers (IFSW), 2012. International definition of social work. Date Views: 12.03.2014. URL: www.ifsw.org/policies/global standards. (Дата обращения: 12.03.2016).

23. Standardization and related activities. General vocabulary. (Стандартизация и смежные виды деятельности: Общий словарь). URL: http://www.metroatom.ru/download/metroatom/ terms/iso_iec_guide_2_2004.pdf (Дата обращения: 12.03.2016).

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Valerija SIZIKOVA \ Ol'ga ANIKEEVA b

MODELING PROFESSIONAL STANDARDS FOR EXPERTS IN SOCIAL SERVICES AS A BASIS FOR THE SOCIAL PRACTICE TRANSFORMATION

Russian State Social University (Moscow, Russia);

' PhD (Dr.Sc.) in Pedagogical, Professor;

e-mail: 1699636@mail.ru;

b PhD in History, Associate Professor; e-mail: olga-double@mail.ru

Keywords:

professional standard, social services, social practices

The article analyzes the causes and conditions of development of the professional standards system for experts in social services mainly by the example of professional standards for a social worker, specialist in social work and social service organization leader. The development of professional standards for experts in social sphere is objective necessity, designed to fill the gap between the competences of specialists and population needs in social services and social protection, between the employers' demands and the social education system in the Russian Federation. The remaining high level of social tension reduces the potential of the population and lead to social dissatisfaction of our citizens. The welfare system is reconstructed in accordance with the demands of the time, but in general is still conservative. The article analyzes the social significance of the problem and the role of scientific and theoretical research for its successful solutions, and reveals the major conceptual approaches. Professional activity of experts in social work, who form the most common professional group and work in a variety of social organizations, is the research object. The research is focused on the modeling the professional standard "expert in social work".

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

The authors emphasize not only the applied, but also great scientific importance of the activity for development and introduction of professional standards for the social practice transformation. Studying the experience of adaptation and implementation of the three professional standards, the authors reveal the contradictions of modern social protection system (lack of unified conceptual approaches, a high level of bureaucratization of the social sphere, the unresolved staffing issues). Summarizing, the authors specify problem of upcoming research.

References

1. Bessokirnaja G.P. Dynamics of values and motives of labor workers (2003-2007 gg.) // SOCIS [SOCIS]. 2010. № 2. Pp. 56-64.

2. Zabrodin Yu.M., Leonova O.I., Voloshina I.A. On the developing professional standards for an expert in the field of educational psychology (psychological and pedagogical support of students) // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (Accessed on 20.08.2016).

3. Kirvel' Ch.S., Semernik S.Z. Society of future: victory of economic fundamentalism or posteconomic reformation? // Problemy upravlenija [Problems of Management]. 2010. № 2. Pp. 216-226.

4. Konygina M.N., Kopnina O.O. The functional organization of welfare activity in historical retrospect // Social'naja politika i sociologija [Social Policy and Sociology]. 2013. Vol. 1. № 3 (94). Pp. 110-119.

5. Koulz M., Olejnikova O.N., Murav'eva A.A. The National system of qualifications. Ensuring the supply and demand of qualifications in the labor market. Moscow: A.N. Konyaev RIO TC., 2009. 115 pp.

6. Marshall T.H. Contemporary history of professionalism in relation to the social structure and social policy // Zhurnal issledovanij social'noj politiki [Journal of Social Policy Studies]. 2010. Vol. 8. № 1. Pp. 105-124.

Сизикова В.В., Аникеева О.А.

Моделирование профессиональных стандартов

специалистов социальной сферы

как основа преобразования социальной практики

7. Oslon V.N., Selenina E.V., Shehorina A.V. Professional standard of expert in rehabilitation work as a mechanism for institutionalizing the rehabilitation activities in Russia // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Oslon_Selenina_Shehorina.phtml (Accessed on 20.08.2016).

8. Pautova L.A. Stabilization consciousness: experience of sociological research. Doctor of Sociology dissertation: author's abstract. Moscow, 2007.

9. Pein M. Social work: The modern theory: Study guide/ Under editorship of J. Kampling; Translated from English. Moscow: Publishing Center "Academy", 2007. 392 p.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

10. Romanov P.V., Yarskaja-Smirnova E.R. The development of professional standards in social work: Prospects and challenges // SPERO [SPERO]. 2013. № 18. Pp. 37-56.

11. Romanov P.V., Yarskaja-Smirnova E.R. Sociology of professions: Analytical perspectives and research methodology. (Library Journal of Social Policy Studies). Moscow: LLC "Variant", 2015. 234 p.

12. Romanov P.V., Yarskaja-Smirnova E.R. Social work in modern Russia: the analysis of status of the professional group // Sociologicheskie issledovanija [Sociological Studies]. 2014. № 10. Pp. 60-69.

13. Semernik S.Z. Overcoming economocentrism as an imperative in the development of modern society // Journal of Academic Methodological Association of Russian Universities for Education in Social Work. 2014. №1. Pp. 38-45.

14. Semja G.V. Professional standard for authorities of care and guardianship // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62420.shtml (Accessed on 20.08.2016).

15. Sizikova V.V., Anikeeva O.A. Research problems of standardization professional activity in social work: theoretical, methodological and practical approaches // Rossijskaja nauka i obrazovanie segodnja: problemy i perspektivy [Russian science and education today: problems and prospects].2015. № 3 (6). Pp. 108-110.

16. Sizikova V.V., Anikeeva O.A. National system of qualifications and standardization of professional activity in the social services of Russia: Experience of development and implementation. // Labirinty real'nosti [Labyrinths of reality]: Coll. scientific. Works of the Intern scientific-practical. conf. / under editorship of M.A. Zhurba. Rubezhnoe, 2015. Pp 104-107.

17. Sizikova V.V., Anikeeva O.A., Shimanovskaja Ya.V., Kopnina O.O. Integration of educational social standards and professional standards in the social services// Science and practice: new discoveries/ Proceedings of materials the international scientific conference. Editors: I.M. Shvec, L.A. Ismagilova, V.A. Gur'eva, E.A. Telegina, V.I. Sedenko. 2015. Kirov: MCNIP, 2015. 1 elektr. otpt. drive (CD-ROM). ISBN 97880-7534-046-7 + ISBN 978-5-00090-083-3. Title from disc label. Pp. 872-880.

18. Social workers as guides of changes / under editorship of E.R. Yarskaja-Smirnova, N.V. Sorokina. Moscow: LLC «Variant», 2012. 212 pp.

19. Speranskij A.V., LoninaS.L., Shkrob N.V. Sociology: Theory of social spaces. Krasnoyarsk, 2010. 274 pp.

20. Shimanovskaja Ya.V. Foreign models of social policy in the system of local government // Chelovecheskij kapital [Human Capital]. 2014. № 3 (63). Pp. 151-158.

21. Shul'ga T.I. Directions of HR policy of experts in social services (On the problem of the professional standards development) // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education] / ISSN: 2074-5885. URL: www.psyedu.ru (Accessed on 12.06.2016).

22. International Federation of Social Workers (IFSW), 2012. International definition of social work. Date Views: 12.03.2014. URL: www.ifsw.org/policies/global standards. Accessed on 12.03.2016.

23. Standardization and related activities. General vocabulary. URL: http://www.metroatom.ru/download/ metroatom/terms/iso_iec_guide_2_2004.pdf (Accesed on 15.06.2016).

Сизикова В.В., Аникеева О.А. Моделирование профессиональных стандартов специалистов социальной сферы как основа преобразования социальной практики // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 08(69). С. 105-119. DOI: 10.22412/1995-042X-10-8-12.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Sizikova V., Anikeeva O. Modeling professional standards for experts in social services as a basis for the social practice transformation. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.08(69), pp. 105-119. doi: 10.22412/1995-042X-10-8-12.