Научная статья на тему 'Моделирование профессиональной образовательной траектории обучающихся посредством менеджмент-сопровождения'

Моделирование профессиональной образовательной траектории обучающихся посредством менеджмент-сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / планирование / прогнозирование / профессионально-образовательная траектория студентов / modeling / planning / forecasting / professional and educational trajectory of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Цытулина Наталия Владимировна

В статье рассматривается менеджмент-сопровождение профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде вуза, предусматривающий соблюдение соответствия целей образовательной деятельности, содержания организационно-управленческих условий, ресурсное обеспечение, и включает в себя профессионально-образовательную траекторию студентов, заключенную в образовательный процесс, как непрерывную учебную деятельность целенаправленную на профессионально-личностное становление студентов, а также деятельность преподавателя, осуществляемая по созданию условий и обеспечению образовательного пространства, как специфической нише для формирования устойчивых мотивов и готовности к профессиональному развитию. Педагогическое сопровождение рассматривается авторами статьи с учетом основных положений системно-ориентированного подхода и в качестве: деятельности (целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-педагогические условия для успешного обучения и развития каждого субъекта образовательной деятельности); метода (обеспечивает создание условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора); технологии (последовательное выполнение четко определенных действий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Цытулина Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF STUDENTS THROUGH MANAGEMENT SUPPORT

In article the management maintenance of a professional and educational trajectory of students in the sociocultural educational environment of higher education institution providing respect for compliance of the purposes of educational activity, the maintenance of organizational and administrative conditions, resource providing is considered and includes the professional and educational trajectory of students concluded in educational process as continuous educational activity purposeful on professional and personal formation of students and also the activity of the teacher which is carried out on creation of conditions and providing educational space as to a specific niche for formation of steady motives and readiness for professional development. Pedagogical maintenance is considered by authors of article taking into account basic provisions of the system focused approach and in quality: activity (complete, system and organized activity in the course of which social and pedagogical conditions for successful training and development of each subject of educational activity are created); a method (provides creation of conditions for acceptance by the identity of optimal solutions in various situations of the vital choice); technologies (consecutive performance of accurately certain actions).

Текст научной работы на тему «Моделирование профессиональной образовательной траектории обучающихся посредством менеджмент-сопровождения»

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2017. Т. 8. № 1 -3

86 - OPEN ACCESS - в открытом доступе на сайте sovnauka.com

Педагогические науки

УДК 378.1

Научная специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕНЕДЖМЕНТ-СОПРОВОЖДЕНИЯ

М.Г. Сергеева*, Н.В. Цытулина**

Аннотация. В статье рассматривается менеджмент-сопровождение профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде вуза, предусматривающий соблюдение соответствия целей образовательной деятельности, содержания организационно-управленческих условий, ресурсное обеспечение, и включает в себя профессионально-образовательную траекторию студентов, заключенную в образовательный процесс, как непрерывную учебную деятельность целенаправленную на профессионально-личностное становление студентов, а также деятельность преподавателя, осуществляемая по созданию условий и обеспечению образовательного пространства, как специфической нише для формирования устойчивых мотивов и готовности к профессиональному развитию. Педагогическое сопровождение рассматривается авторами статьи с учетом основных положений системно-ориентированного подхода и в качестве: деятельности (целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-педагогические условия для успешного обучения и развития каждого субъекта образовательной деятельности); метода (обеспечивает создание условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора); технологии (последовательное выполнение четко определенных действий).

Ключевые слова: моделирование, планирование, прогнозирование, профессионально-образовательная траектория студентов.

MODELING OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF STUDENTS THROUGH MANAGEMENT SUPPORT

M.G. Sergeeva*, N.V. Tsytulina**

Abstract. In article the management maintenance of a professional and educational trajectory of students in the sociocultural educational environment of higher education institution providing respect for compliance of the purposes of educational activity, the maintenance of organizational and administrative conditions, resource providing is considered and includes the professional and educational trajectory of students concluded in educational process as continuous educational activity purposeful on professional and personal formation of students and also the activity of the teacher which is carried out on creation of conditions and providing educational space as to a specific niche for formation of steady motives and readiness for professional development. Pedagogical maintenance is considered by authors of article taking into account basic provisions of the system focused approach and in quality: activity (complete, system and organized activity in the course of which social and pedagogical conditions for successful training and development of each subject of educational activity are created); a method (provides creation of conditions for acceptance by the identity of optimal solutions in various situations of the vital choice); technologies (consecutive performance of accurately certain actions).

Keywords: modeling, planning, forecasting, professional and educational trajectory of students.

В условиях современного социально-экономического и инновационного развития государство нуждается в трудовых резервах, обладающих новым типом мышления, высоким уровнем теоретической и практической подготовки, владеющих необходимым уровнем профессиональных навыков, способных к саморазвитию, творческому мышлению, мобильности и конкуренции.

В этих условиях, одной из самых трудных задач, требующих своего решения при переходе системы образования на Болонскую систему, является подготовка студента в качестве полноправного субъекта процесса познания и саморазвития, что отвечает современным требованиям ФГОС, и находит свое отражение в «Программе развития образования 2013-2020 гг.».

* Сергеева Марина Георгиевна,

профессор кафедры социальной педагогики, доктор педагогических наук, доцент

Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов

Контакты: ул. Миклухо-Маклая, д. 9, Москва, Россия, 117198

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

** Цыгтулина Наталия Владимировна,

аспирант кафедры социальной педагогики

Институт иностранных языков Российского университета

дружбы народов

Контакты: ул. Миклухо-Маклая, д. 9, Москва, Россия, 117198 E-mail: taliya71@mail.ru

* Marina G. Sergeeva,

Professor of the Department of Social Pedagogy, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Institute of foreign languages of the Russian University of Friendship of Peoples

Contacts: ul. Miklukho-Maklaya, d. 9, Moscow, Russia, 117198 E-mail: sergeeva198262@mail.ru ** Nataliya V. Tsytulina,

Graduate Student of the Department of Social Pedagogy Institute of foreign languages of the Russian University of Friendship of Peoples

Contacts: ul. Miklukho-Maklaya, d. 9, Moscow, Russia, 117198 E-mail: taliya71@mail.ru

doi 10.24411/2079-4401 -2017-10016

modern science. 2017;8(1-3)

в открытом доступе на сайте sovnauka.com

м8й

87

В высшие учебные заведения приходят студенты с разным исходным уровнем подготовки — получившие среднее полное (общее) образование, среднее профессиональное образование, высшее образование (специалист) имеющие определенный опыт работы на производстве и совмещающие ее с учебой. Однако, как показывает практика вуза, студенты испытывают существенные трудности в определении выбора собственной профессиональной деятельности и далеко не всегда осознают себя ответственными за сделанный выбор в профессии, за свой личный вклад и профессионально-образовательный рост. Другими словами, процесс и результат профессионально-личностного становления для студентов не всегда оказывается лич-ностно значимыми.

При формировании профессионально-личностного становления необходимо понимать, что разные люди достигают ступени профессиональной зрелости по-разному, отличаясь друг от друга по уровню сформированных личностных свойств и качеств, прежде всего, мотивационно-потребностной сферы и характера. И поскольку жизнеспособность у них различна (по содержанию, интенсивности и динамичности проявлений их мотивационно-потребностные сферы), то развитие общих и специальных способностей, выражающихся в степени успешности приобретения знаний, навыков и умений и оперирования ими, соответственно, всегда в большей или меньшей степени будут иметь существенные отличия и как субъекты деятельности. Таким образом, и возможности для дальнейшего развития как индивидов, личностей и субъектов познания, общения и деятельности тоже будут различны. В связи с этим, траектории личностно-профессионального развития у всех студентов будут разными.

Как отмечают Н.В. Бордовская и А.А. Реан, «факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои силы и способности, порождает надежду на полноценную в профессионально — творческом плане интересную жизнь и деятельность» [9].

Также известен тот факт, что в студенческие годы учеба в вузе протекает у студентов на фоне кризисных явлений. У них появляется чувство тревожности, они испытывают неуверенность в себе, сомнения в правильности профессионального выбора, неготовность к самостоятельной жизни вдали от родителей, новые друзья, новые условия и среда т.д. И студенты, обычно нацеленные на приобретение определенной профессии в начале обучения, теряют эту цель, или она не кажется уже столь ясной. Поэтому очень важным является вооружить их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной учебы в вузе и столь же сущест-

венным является не упустить важнейшего процесса формирования внутренней позиции, перспективных устремлений, ориентаций на мировоззренческое, нравственное профессиональное становление студентов [1].

Главный парадокс современного высшего образования состоит в том, что «студенты, по сути, зрелые люди, самостоятельно избравшие будущую профессию и уже освоившие приемы самоорганизации, самообразования, самоконтроля и потому тоже ответственные за качество своей подготовки» [9], однако в действительности они далеко не всегда являются активными субъектами учебно-познавательной деятельности и управления.

Их в большинстве случаев характеризует отсутствие профессиональной направленности и положительной мотивации к учению, низкий уровень сформи-рованности знаний, умений, навыков, а также качеств личности, необходимых студентам в учебной и будущей профессиональной деятельности, слабая учебная активность и ориентация на репродуктивные способы решения учебных задач, недостаточный уровень самостоятельности и учебной организации, неразвитость самоконтроля и профессионального самосознания. Это все делает необходимым внешнее педагогическое управление учебной деятельностью студентов [4].

Все обозначенные выше утверждения, сопричастные к профессиональному становлению и развитию студентов в системе современного высшего профессионального образования и относящиеся к зоне риска, находят свое решение по средствам менеджмента сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в вузе, позволяющим стать студентам «конструктором» собственного профессионально-личностного становления в условиях субъектных отношений с преподавателем. Поэтому профессионально-образовательная траектория студентов в вузе становится объектом менеджмента, на который необходимо сознательно влиять для максимального достижения поставленной цели в ее реализации, а, следовательно, которым необходимо управлять [8].

Менеджмент — «совокупность искусства и науки, задача которых, во-первых, стимулировать людей и направлять, чтобы они действовали в рамках порученного им дела так же, как они поступали бы по собственной инициативе при условии понимания ими всех взаимосвязей, причин и последствий каждой конкретной ситуации; и, во-вторых, объединить деятельность всех людей внутри организации» [9].

В этом случае вызывает определенный интерес позиция Д. Макгрегора при фиксации им разницы в подходах к мотивации сотрудников в соответствии с

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2017. Т. 8. № 1 -3

88 - OPEN ACCESS

Педагогические науки

в открытом доступе на сайте sovnauka.com

«теорией Х» и «теорией У». «Теория Х» основана на внешнем контроле, а «теория У» всецело полагается на самостоятельность работников и их самоконтроль. «Вся разница в том, что в первом случае с работниками обращаются как с детьми, а во втором — как с взрослыми» Соответственно, первый случай определяем как управление, второй — как менеджмент [9].

Педагогический менеджмент предполагает организацию образовательной деятельности таким образом, чтобы обучающийся сам был активным участником собственного образовательного процесса, осознанно принимал и нес ответственность за выбранные цели, методы, результаты, т.е. являлся менеджером собственного профессионального становления [2; 5].

Следовательно, менеджмент-сопровождение профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде вуза, предусматривает соблюдение соответствия целей образовательной деятельности, содержания организационных условий, преимуществ ресурсного обеспечения, механизмов взаимодействия с внешними и внутренними факторами, методов центрированных на студенте и его субъектной позиции (активная образовательная деятельность студентов), применение форм, средств, технологий, методов контроля и оценки (мониторинг).

Кроме того, менеджмент-сопровождение профессионально-образовательной траектории должен быть основан на следующих принципах [3; 6]:

• организации образовательного процесса ориентирована на предоставление высококачественного образования в условиях социокультурной образовательной среды;

• непрерывного совершенствования повышения качества ресурсного обеспечения и других видов обеспеченности образовательного процесса;

• ориентации на личностные качества и запросы, индивидуальные особенности студентов и способности к профессионально-личностному росту;

• обеспечения включенности и взаимодействия всех участников, как субъектов образовательного процесса в реализации профессионально-образовательной траектории студентов.

Ключевым для всякого образовательного учреждения является образовательный процесс, в центре которого выстраивается взаимодействие педагогов и обучающихся, как взаимодействие субъектов этого процесса. Остальные процессы жизнедеятельности призваны создавать необходимые условия для образовательного процесса, который порождает основные результаты.

Накопленный в образовательной практике опыт организации образовательной деятельности обучаю-

щихся в вузе связан с реализацией традиционной модели обучения, которая в должной степени не обеспечивает в современных условиях решения задачи личност-но-ориетированного и личностно-деятельностного развития студентов. Данное обстоятельство явилось причиной перехода к личностно-деятельностному подходу, который рассматривается, как субъектно-орентирован-ная организация и сопровождение преподавателем образовательного процесса, оказывающие влияние на формирование и профессионально-личностное развитие студентов [7].

В этих условиях сопровождающая позиция педагога по отношению к обучающемуся при постановке и достижения образовательных целей обусловлена лич-ностно-деятельностным подходом к образованию, следовательно, меняется позиция педагога. Он выступает субъектом сопровождения, направляет его образовательную деятельность, способствует успешной реализации заложенных в нем потенциалов, создает условия для становления субъектной позиции обучаемого и осмысления студентом перспективы профессионально-личностного роста.

Изменение подходов к образовательному процессу, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к обучению требует построения и реализации модели, раскрывающей сущность исследуемого объекта в качестве которого в представлена профессиональная подготовка студентов в социокультурной среде вуза и отвечающая предъявляемым требованиям к современной организации и обеспечению образовательной деятельности.

Известно, что в педагогической науке и практике, как метод научного исследования достаточно часто используется моделирование, которое считается одним из наиболее эффективных интегрированных методов исследования, способных объединить его теоретическую и эмпирическую части и оперирует главным понятием «модель» как идеальным теоретическим представлением об объекте (инструмент его анализа).

Главным в процессе моделирования, как методе педагогического исследования, является способность модели к систематизации уже существующего в реальной практике опыта; к прогнозированию качества процесса и результата педагогической деятельности; к выявлению нереализованных или потенциальных возможностей объекта моделирования (Р.Н. Азарова, В.И. Загвязинский).

При построении модели менеджмента сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной среде вуза мы исходили из общепринятого в педагогической и философской

в открытом доступе на сайте sovnauka.com

м8й

89

науке представления о модели как системе, включающей взаимосвязанные и взаимодействующие между собой функциональные составляющие, направленные на достижение на цели. Также учитывалось, что для организации данного процесса необходимо определить внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на данный процесс, цели, формы, методы и технология реализации.

Модель менеджмент-сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде вуза включает в себя следующие блоки: ценностно-целевой, организационно -упр авленческий, ресурсно -сопр ов одительный, содержательно-процессуальный, которые содержат в себе подструктурные элементы, между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют единый цикл управления сопровождением поэтапного профессионального становления студентов в вузе.

Все эти элементы в дальнейшем будут положены в основу технологии поэтапного сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в вузе и оценку ее эффективности.

Концептуальные основы, разработанной модели представлены методологическими и теоретическим положениями; совокупностью принципов, лежащих в основе менеджмента и процесса педагогического сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в вузе, совокупностью обобщенных условий, отражающих цели, содержание, технологию.

Цель модели создание эффективных организационных условий и ресурсного обеспечения для сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов, постоянного улучшения качества предоставления образовательных услуг, удовлетворения потребностей потребителей образовательных услуг, эффективности и результативности управленческой и сопроводительной деятельности преподавателя.

Безусловно, модель менеджмент-сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в вузе по направленности процесса познания объекта — организационно-управленческая, деятельност-ная, так как обеспечивает организационные и сопроводительные педагогические условия профессиональной подготовки студентов в вузе на основе функциональной обусловленности. В связи с этим определены следующие функции модели:

• организационная;

• деятельностная;

• координирующая (управленческая).

Организационная-: создание максимально благоприятных условий с целью творческой и профессио-

нальной самореализации каждого студента; системный подход к организации и сопровождению образовательного процесса, исследовательской, профессионально-практической, образовательной деятельности, ресурсному обеспечению; ориентация на качество овладения профессией, на профессионально-личностное становление студентов, стабильное повышение качественного уровня удовлетворенности образовательных услуг; принятие организационных решений, основанных на достоверной и полной информации с учетом анализа эффективности реализуемой технологии поэтапного сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в вузе.

Деятельностная педагогическое сопровождение субъектно-субъектных отношений между преподавателем и студентами, признания субъекта сопровождения и взаимодействия с ним в процессе обучения в вузе; мо-тивационная поддержка субъектов образовательного процесса; педагогический мониторинг с целью анализа и прогнозирования результатов реализации профессионально-образовательной траектории студентов в вузе; деятельность по его поддержанию; профессиональная и этическая ответственность всех субъектов образовательного процесса за качество предоставления и потребления образовательных услуг.

Координирующая (управленческая): управление ресурсным обеспечением, которое позволяет функционировать образовательному процессу бесперебойно и максимально эффективно; нахождение оптимальных управленческих решений по средствам анализа результатов реализации поэтапного сопровождения профессионально - обр азовательной тр аектории.

Таким образом, авторская модель менеджмент-сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде вуза, способствует описанию и расширению знаний об исследуемом процессе, раскрывает целостное взаимодействие следующих блоков (рис. 1).

Ценностно-целевой блок. Данный блок определяет нормативно-правовую базу (совокупность законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность вуза и профессионального образования), требования ФГОС ВПО, требования работодателей к уровню компетентности выпускника по заявленным требованиям направления подготовки; установление партнерских отношений с иными образовательными и социальными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями, административными органами, предприятиями и организациями в целях оптимизации процесса профессионального становления студентов.

90

OPEN ACCESS

в открытом доступе на сайте sovnauka.com

Организационно-управленческий блок. Включает в себя проектирование (моделирование, планирование и прогнозирование результатов профессионально-образовательной траектории студентов) и содержит следующие организационно-управленческие компоненты:

• организацию образовательного процесса;

• организацию профессионально-практической деятельности;

• организацию исследовательской деятельности.

Характеризуется направленностью вузовской профессиональной образовательной программы на использование потенциала всех учебных дисциплин и видов учебной практики, научно-исследовательской работы на профессионально-личностное становление

студентов, обусловленных его индивидуальными профессиональными потребностями; организация педагогического процесса на принципах приоритета учебной и профессионально-практической подготовки, что предопределяет возможность реализации профессионально-образовательной траектории.

Ресурсно-сопроводительный блок. Определяет условия, средства обеспечения сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов, оказывающие влияние на ее ход: социокультурная среда вуза, как пространство совместной жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, обеспечивающее раскрытие индивидуальных ресурсов личности; учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обес-

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОИ БЛОК

ТРЕБОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ДРУГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ

I

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

О

к

И в

3 к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>4

4 И Е-|

5

ч о m о

Рч

С

о

о

о к

о

о

M

Рч

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИИ БЛОК

Организация образовательного процесса

Организация профессионально-практической подготовки

Организация исследовательской деятельности

Учебно-методическое обеспечение

Метериально-техническое обеспечение

Информационо-библиотечное обеспечение

Научно-педагогическое обеспечение

Обеспечение инфраструктурой и призводственной средой

Ï

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ блок

Субъект сопровождения

Образовательный процесс

Субъект профессионально-личностного становления

Мониторинг

ч

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА

Рис. 1. Модель менеджмента сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов

в социокультурной образовательной среде вуза

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2017. Т. 8. № 1-3

В открытом доступе на сайте sovnauka.com - OPEN ACCESS - 9 \

Педагогические науки

печение, информационно-библиотечное обеспечение, ностного становления, объективный и непрерывный

научно-педагогическое обеспечение, обеспечение ин- контроль усвоения знаний студентов, осуществляемый

фраструктурой и производственной средой. по итогам текущего контроля знаний, промежуточной

Содержательно-процессуальный блок. Включает в аттестации студентов, учебной, профессионально-прак-

себя: профессионально-образовательную траекторию тической и научно-исследовательской деятельности.

студентов в социокультурной образовательной среде Менеджмент сопровождения профессионально-об-

вуза, заключенную в образовательный процесс, как ос- разовательной траектории студентов в социокультур-

новной процесс системы высшего образования, особая ной образовательной среде вуза, как модель, преду-

концептуально обоснованная, целенаправленная, непре- сматривает соблюдение соответствия целей образова-

рывная образовательная деятельность преподавателя, тельной деятельности, содержания организационно-

осуществляемая по созданию условий и обеспечению об- управленческих условий, ресурсное обеспечение, вклю-

разовательного пространства, как специфической нише чает в себя профессионально-образовательную траек-

по формированию профессиональных знаний, умений и торию студентов, заключенную в образовательный

навыков, направленных на профессионально-личност- процесс, как непрерывную учебную деятельность целе-

ное становление студентов; мониторинг, как системати- направленную на профессионально-личностное ста-

зированный анализ постоянного наблюдения за выпол- новление студентов, а также деятельность препода-

нением требований по достижению запланированных вателя, осуществляемая по созданию условий и обес-

результатов образовательной деятельности, система по- печению образовательного пространства, как специфи-

стоянных измерений оценки и определения тенденций ческой нише для формирования устойчивых мотивов и

изменения, отражающая уровень профессионально-лич- готовности к профессиональному развитию.

Литература/Refeгences

1. Беденко Н.Н., Сергеева М.Г. Система оценки качества непрерывного экономического образования: Моногр. Региональный финансово-экономический институт. Курск, 2012. 240 с. [Bedenko NN, Sergeeva MG. System for assessing the quality of continuing economic education. Kursk: Regional Financial and Economic Institute; 2012. 240 p. Russian].

2. Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Педагогический поиск как диалог традиций и инноваций: Моногр. М.: НОУ ВПО МИЛ, 2015. 186 с. [KorzhuevAV, Sergeeva MG. Pedagogical Search as a Dialogue of Traditions and Innovations. Moscow: NOU VPO MIL; 2015. 186 p. Russian].

3. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Современные технологии профессионального обучения в условиях перехода на компетентностно-ориентированное образование // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2014. № 8. С. 6-14. [Lomakina TY, Sergeeva MG. Modern technologies of professional training in conditions of transition to competency-oriented education. Secondary vocational education. 2014;(8):6-14. Russian].

4. Сергеева М.Г. Маркетинговая служба как инструмент рынка труда и рынка образовательных услуг // Alma mater. 2011. № 11. С. 60-67. [Sergeeva MG. Marketing service as a tool of the labor market and the market of educational services. Alma mater. 2011;(11):60-7. Russian].

5. Сергеева М.Г. Компетентностная модель выпускника в условиях непрерывного профессионального образования: Моногр. М.: НОУ ВПО МИЛ, 2015. 180 с. [Sergeeva MG. Competence model of the graduate in conditions of continuous vocational education. Moscow: NOU VPO MIL; 2015. 180 p. Russian].

6. Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование в условиях паритетности образования и экономики в обновляющейся России // ЭТАП: Экономическая Теория. Анализ. Практика. 2011. № 5. С. 117-128. URL: http://etap.instet.ru/images/etap/5-2011.pdf [Sergeeva MG. Continuous economic education in conditions of parity of education and economy in the renewing Russia. ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice. 2011;(5): 117-28. Available from: URL: http://etap.instet.ru/images/etap/5-2011.pdf Russian].

7. Сергеева М.Г. Педагогическое обеспечение качества экономического образования // Качество. Инновации. Образование. 2010. № 8. С. 29-34. URL: http://quality-journal.ru/wp-content/uploads/2017/12/Quality_08_2010.pdf [Sergeeva MG. Pedagogical support of the quality of economic education. Quality Innovation Education. 2010;(8):29-34. Available from: http://quality-journal.ru/wp-content/uploads/2017/12/Quality_08_2010.pdf Russian].

8. Фирсов Г.А., Сергеева М.Г. Закон РФ «Об образовании»: прошедшее, настоящее, будущее // Alma mater. 2010. № 10. С. 17-23. [Firsov GA, Sergeeva MG. Law of the Russian federation «on education»: Past, present, future. Alma mater. 2010;(10):17-23. Russian].

9. Цытулина Н.В. Сопровождение профессионально-образовательной траектории обучающихся в условиях социокультурной образовательной среды: Моногр. М.: НОУ ВПО МИЛ, 2015. 139 с. [Cytulina NV. Maintenance of the vocational and educational trajectory of students in the context of a sociocultural educational environment. Moscow: NOU VPO MIL; 2015. 139 p. Russian].

© Сергеева М.Г., Цытулина Н.В./Sergeeva M.G., Tsytulina N.V., 2017. Это произведение распространяется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. [This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.