Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ВВП И ОЦЕНКА РАЗРЫВА ВЫПУСКА КАК ОСНОВА КОНТРЦИКЛИЧЕСКОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ВВП И ОЦЕНКА РАЗРЫВА ВЫПУСКА КАК ОСНОВА КОНТРЦИКЛИЧЕСКОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВВП / РАЗРЫВ ВЫПУСКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОНТРЦИКЛИЧЕСКАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИСКАЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС / БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВИЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алпысбаева С.Н., Шунеев Ш.Ж., Жанакова Н.Н., Бакдолотов А.А.

В статье идентифицированы ключевые риски бюджетного сектора Казахстана. Рассмотрены методы моделирования потенциального ВВП и его разрыва в мировой исследовательской практике, их применение в контрциклической фискальной политике. Проведена ретроспективная оценка потенциального ВВП Казахстана с применением фильтра Ходрика - Прескотта (HP). Выявлены периоды реализации проциклической бюджетной политики. Предлагается внедрить фискальную модель структурного баланса бюджета, таргетировать нулевой разрыв ВВП в краткосрочной перспективе и увеличение потенциального ВВП за счет структурных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL GDP MODELING AND OUTPUT GAP ESTIMATION AS A BASIS FOR COUNTERCYCLICAL FISCAL POLICY IN KAZAKHSTAN

The article identifies the key risks of the public sector in Kazakhstan. Methods for modeling potential GDP and its gap in world research practice, their application in countercyclical fiscal policy are considered. A retrospective assessment of the potential GDP of Kazakhstan was carried out using the Hodrick-Prescott (HP) filter. The periods of implementation of the procyclical budgetary policy are identified. It is proposed to introduce a fiscal model of the structural balance of the budget, to target a zero GDP gap in the short term and to increase potential GDP due to structural reforms.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ВВП И ОЦЕНКА РАЗРЫВА ВЫПУСКА КАК ОСНОВА КОНТРЦИКЛИЧЕСКОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ВВП И ОЦЕНКА РАЗРЫВА ВЫПУСКА КАК ОСНОВА КОНТРЦИКЛИЧЕСКОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА1

С.Н. АЛПЫСБАЕВА, доктор экономических наук, профессор. E-mail: saranur@mail.ru АО «Институт экономических исследований», Нур-Султан, Республика Казахстан ORCID 0000-0002-6401-6517

Ш.Ж. ШУНЕЕВ, магистр экономики. E-mail: ch.shuneev@eri.kz, Центр макроэкономических исследований и прогнозирования Института экономических исследований, Нур-Султан, Республика Казахстан ORCID 0000-0003-4091-4555

Н.Н. ЖАНАКОВА, кандидат экономических наук. E-mail: nazikzhan@mail.ru доцент, Центр макроэкономических исследований и прогнозирования Института экономических исследований, Нур-Султан, Республика Казахстан ORCID 0000-0002-4593-1197

А.А БАКДОЛОТОВ, магистр атомной промышленности. E-mail: abakdolo@gmail.com Центр макроэкономических исследований и прогнозирования Института экономических исследований, Нур-Султан, Республика Казахстан ORCID 0000-0002-3753-7608

В статье идентифицированы ключевые риски бюджетного сектора Казахстана. Рассмотрены методы моделирования потенциального ВВП и его разрыва в мировой исследовательской практике, их применение в контрциклической фискальной политике. Проведена ретроспективная оценка потенциального ВВП Казахстана с применением фильтра Ходрика - Прескотта (HP). Выявлены периоды реализации проциклической бюджетной политики. Предлагается внедрить фискальную модель структурного баланса бюджета, таргетировать нулевой разрыв ВВП в краткосрочной перспективе и увеличение потенциального ВВП за счет структурных реформ.

Ключевые слова: потенциальный ВВП, разрыв выпуска, моделирование, контрциклическая фискальная политика, фискальный импульс, бюджетные правила.

DOI: 10.47711/0868-6351-187-163-175

Краткий анализ динамики экономического роста РК за 2000-2019 гг. В первом десятилетии 2000-х годов в Казахстане наблюдался устойчивый экономический рост (среднегодовой темп прироста ВВП 8,5%), но в 2010-2019 гг. средний темп прироста ВВП замедлился почти в 2 раза (в основном из-за значительного снижения мировых цен на нефть и металлы в 2015-2016 гг.) и составил 4,4% (таблица).

Рост цен на минеральные ресурсы стал основным фактором роста ВВП и внешнеторгового оборота страны. Доля минеральных продуктов в экспорте страны в 2014 г. достигла максимума, составив 80,4% (в 2019 г. - 72%), металлов и изделий из них - 8,5% (14,1%). Динамика реального прироста ВВП РК и среднегодовой мировой цены на нефть практически совпадают при постоянном росте объемов добычи сырой нефти. Периодические шоки, связанные с изменением нефтяных цен, оказывают давление и ухудшают социально-экономическую ситуацию в стране. Для решения этих проблем правительство увеличивает бюджетные расходы за счет средств Национального Фонда (НФ)2.

1 Статья подготовлена в рамках выполнения научного гранта «Разработка приоритетов контрцикличной и структурной политик Казахстана с моделированием потенциального ВВП и разрыва выпуска при декарбонизации и сдвигах глобального спроса», финансируемого Комитетом науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, ИРН АР08856201.

2 О Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан. Указ Президента Республики Казахстан от 8 декабря 2016 года № 385. http://adilet.zan.kz/rus/docs/U10000096

Цель Национального Фонда РК— сбережение финансовых ресурсов для будущих поколений и снижение зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках. Функциями Национального фонда являются сберегательная и стабилизационная. Неснижаемый остаток установлен в размере 30% ВВП. Стабилизационную функцию выполняет гарантированный трансферт в республиканский бюджет в размере 8 млрд. долл. с корректировкой в сторону уменьшения или увеличения до 15%. Кроме того, возможно выделение целевых трансфертов из Национального фонда на реализацию социально значимых крупных проектов. Политика сбалансированности бюджета и Национального фонда направлена на сокращение ненефтяного дефицита, который должен составлять не более 3% ВВП к концу этого десятилетия, а также на сокращение текущих расходов из средств Национального фонда с последующим переходом на финансирование только бюджета развития.

Таблица

Основные социально-экономические показатели Республики Казахстан за 2001-2019 гг.

Показатель 2001 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2017 г. 2019 г.

ВВП, трлн. тенге 3,3 7,6 21,8 40,9 54,4 69,5

ВВП, млрд. долл. 22,2 57,1 148,1 184,4 166,8 181,7

ИФО ВВП, % 113,5 109,7 107,3 101,2 104,1 104,5

ВВП на душу населения, млн. тенге 0,2 0,2 0,5 2,3 2,6 3,4

ВВП на душу населения, тыс. долл. 1,5 3,8 9,1 10,5 9,2 9,8

Численность населения на конец года, млн. чел. 14,9 15,2 16,4 17,7 18,2 18,6

Рабочая сила (в возрасте 15 лет и старше), млн. чел. 7,5 7,9 8,6 8,9 9,0 9,2

Занятое население, млн. чел. 6,7 7,3 8,1 8,4 8,6 8,8

Уровень безработицы, % 10,4 8,1 5,8 5,1 4,9 4,8

Среднемесячная номинальная зарлата, тыс. тенге 17,3 34,1 77,6 126,0 150,8 186,8

Индекс реальной заработной платы, % 111,1 111,7 107,6 97,7 98,3 109,1

Среднедушевые номинальные денежные доходы

населения, тыс. тенге 7,7 15,8 39,0 67,3 83,7 104,3

Индекс реальных денежных доходов, % 111,3 114,5 106,3 101,4 101,8 106,4

ИПЦ, % к декабрю предыдущего года 106,4 107,5 107,8 113,6 107,1 105,4

Инвестиции в основной капитал:

трлн. тенге 0,9 2,4 4,7 7,0 8,8 12,6

% ВВП 29,0 31,9 21,3 17,2 16,1 18,1

ИФО инвестиций в основной капитал, % 144,7 134,1 97,0 103,7 105,8 108,8

Дефицит (профицит) госбюджета, % ВВП -0,2 0,6 -2,4 -2,2 -2,7 -1,8

Средства Национального Фонда на конец периода,

трлн. тенге 0,2 1,1 5,8 25,8 23,1 27,5

% ВВП 5,8 14,2 26,4 63,0 42,5 39,5

млрд. долл. 1,3 8,1 39,1 116,2 70,9 71,8

Экспорт товаров, млрд. долл. 8,6 27,8 60,3 46,0 48,5 58,1

Импорт товаров, млрд. долл. 6,4 17,4 31,1 30,6 29,6 39,7

Валовые ПИИ, млрд. долл. 4,6 7,9 22,2 15,4 21,0 24,3

Среднегодовой обменный курс доллара 146,7 132,9 147,4 221,7 326,0 382,8

Источник: Министерство финансов РК, БНС АСПиР РК.

Постпандемическая нормальность и риски фискального сектора Казахстана. В Казахстане значительные объемы Национального фонда РК (НФ РК) и приток нефтяных экспортных таможенных пошлин в государственный бюджет позволяли наращивать фискальный импульс и поддерживать экономический рост в периоды падения мировых нефтяных цен. Наряду с позитивными эффектами, массированная антикризисная политика и широкое использование средств НФ РК привели к росту рисков фискального сектора Казахстана.

Риск роста зависимости государственного бюджета от природной ренты. В условиях снижения текущих доходов государственного бюджета (ГБ) доля трансфертов из НФ РК в структуре доходов государственного бюджета возросла в 2020 г. (за 11 мес.) до 36,3% по сравнению с 22% в 2011 г. (рис. 1).

Дополнительно в государственный бюджет поступает и экспортная таможенная пошлина (ЭТП). В результате, уже более 40% доходов государственного бюджета Казахстана формируются за счет природной ренты и зависят от нефтяных доходов.

%

110 90 -70 -50 -30 -10

19-19;

18 — 19

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 11М

2020

Год

Рис. 1. Изменения в структуре доходов государственного бюджета РК: Ш налоговые поступления; ЕЗ поступления от трансферов; ■ прочие поступления;

__0— доходы ГБ, % ВВП

Источник: данные Министерства финансов РК.

27

24

70

70

Завышение «цены отсечения на нефть». В Казахстане с учетом сложившихся фактических данных о нефтянымх поступлениях в ГБ (трансферты и ЭТП на нефть) и Национальный Фонд РК средняя «цена отсечения нефти» за 2007-2019 гг. составила 60 долл./барр. при фактической средней цене на нефть 79 долл./барр. и дефиците государственного бюджета в 2,2% ВВП. Но в период 2015-2017 гг. «цена отсечения» значительно превысила реально сложившиеся в тот период мировые цены на нефть, а нефтяные поступления в бюджет намного превысили нефтяные поступления в НФ РК (рис. 2).

Трлн. тенге Долл./барр.

Рис. 2. «Цена отсечения нефти» за 2007-2019 гг. для Казахстана: □ нефтяные поступления всего; ЕЕ нефтяные поступления в ГБ; И дефицит ГБ, % ВВП; —О--цена на нефть; —•— цена отсечения

Источник: Министерство финансов РК, БНС АСПиР РК, Всемирный банк, расчеты авторов.

Риски сокращения доходов Национального фонда РК. Налоговые поступления в Национальный фонд РК после 2014 г. также стали сокращаться (рис. 3).

Долл./барр. Трлн. тенге

Рис. 3. Динамика налоговых поступлений в НФ РК за 2001-2019 гг.

0 налоговые поступления в НФ: -♦- цена на нефть (правая шкала)

Источник: Министерство финансов РК, Всемирный банк.

Как видно из рис. 3, динамика налоговых поступлений в НФ РК зависит от экономического цикла. Установлено, что увеличение цены на нефть на 1 долл. приводит к росту поступлений в НФ РК на 282 млн. долл. [1].

За первое полугодие 2020 г. из-за падения цен на нефть и увеличения трансфертов в республиканский бюджет Национальный фонд сократился на 4 млрд. долл.

Из-за необходимости покрытия значительного роста дефицита бюджета размер гарантированного трансферта из НФ РК составит (трлн. тенге): в 2021 г. - 2,7; в 2022 г. -2,4; в 2023 г. - 2,2. Дополнительно в 2021 г. планируется выделить из НФ РК целевой трансферт в размере 1 трлн. тенге3.

Риски сокращения поступлений от энергетического экспорта. По нашим расчетам, коэффициент корреляции между ростом ВВП Казахстана и экспортом в долларовом эквиваленте составляет порядка 0,96.

Между тем за последние пять лет доля экспорта товаров и услуг в структуре ВВП заметно сократилась и составляет в среднем 34%, что на 9 проц. п. ниже среднегодовых показателей конца 2010-2014 гг. (43%) и на 16 проц. п. меньше пиковых показателей первой декады 2000-х.

По итогам 2020 г., ожидается дефицит текущего счета в размере -4,2 млрд. долл. (-2,5% ВВП)4.

По оценкам Национального Банка РК, к концу 2023 г. средства Национального Фонда составят 30,8% ВВП, приблизившись к предельному уровню установленного неснижаемого остатка (30% ВВП). В этой связи будут необходимы меры для поддержания сберегательной функции Национального Фонда и снижения ненефтяного дефицита5.

Новая нормальность требует перехода к контрциклической фискальной политике. В сложившейся ситуации Всемирный Банк призывает страны - экспортеры энергоносителей к переходу к новой макроэкономической политике: «В тех случаях, ко-

3 Доклад Председателя НБРК Досаева Е.А. на заседании Правительства РК «О Прогнозе социального-экономического развития и республиканском бюджете на 2021-2023 годы». Нур-Султан, 25 августа 2020 года. https://nationalЪank.kz/ru/news/doklady-i-vystupleniya?page=3

4 Доклад Председателя НБРК Досаева ЕА. на заседании Правительства РК «Об уточнении Прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2020-2024 годы и республиканского бюджета на 2020-2022 годы». Нур-Султан, 13 октября 2020 года. https://nationalЪank.kz/ru/news/doklady-i-vystupleniya?page=3

5 Доклад Председателя НБРК Досаева Е.А. на заседании Правительства РК «О Прогнозе социального-экономического развития и республиканском бюджете на 2021-2023 годы». Нур-Султан, 25 августа 2020 года. https://nationalЪank.kz/ru/news/doklady-i-vystupleniya?page=3

гда падение цен на сырье носит краткосрочный характер, его последствия можно смягчить за счет мер стимулирования. Однако если низкий уровень цен сохраняется в течение длительного времени, правительства должны искать решения, чтобы экономика могла спокойно приспособиться к новой нормальности. Из-за пандемии СОУШ-19 в государствах-экспортерах нефти из числа стран с формирующимся рынком и развивающихся экономик эта новая нормальность наступила раньше. В посткоронавирусном мире этим странам придется более решительно проводить политику, направленную на снижение зависимости от нефтяных доходов» [2].

В условиях новой нормальности для Казахстана вопросом первостепенной важности становится внедрение контрциклического бюджетного правила, которое стабилизировало бы государственные расходы адекватно фазе экономического цикла. Это позволит изолировать внутренние экономические условия от волатильности нефтяных цен, снизить ненефтяной дефицит бюджета и поддержать накопление средств НФРК для будущих поколений.

Разработка эффективной контрциклической фискальной политики требует использования таких параметров, как «потенциальный ВВП» и «разрывы выпуска», используемых международными институтами и странами с развитой экономикой. Но в казахстанской практике фискальной политики они не применялись.

При этом важной проблемой оценки потенциального ВВП и его разрыва является тот факт, что статистически они являются ненаблюдаемыми величинами. Но в мировой исследовательской практике применяют различные подходы к экономико-математическому моделированию и оценке данных макроэкономических параметров.

Методы моделирования потенциального ВВП и его разрыва в мировой исследовательской практике. Подходы к оценке потенциального выпуска можно разделить на четыре группы: одномерные неструктурные методы, многомерные неструктурные подходы, прямые методы и структурные подходы.

Одномерные методы оценивают тренд потенциального выпуска на основе фактических результатов без связи с экономической теорией. Эти методы просты, не требуют предположений о структуре экономики и важны для стран, которые не располагают достаточным объемом данных для применения сложных подходов.

Многомерные подходы включают информацию о некоторых других переменных, используют такие взаимосвязи, установленные экономической теорией, как производственные функции или кривые Филлипса; их можно рассматривать как расширение одномерных подходов [3-8].

Прямые методы основаны на данных обследований предприятий и их использование возможно на коротком временном горизонте, на котором существующие технологии производства можно считать фиксированными, а ресурсы рассматриваются как взаимодополняющие [9].

Структурные подходы основываются на конкретных экономических теориях и моделях. К ним можно отнести методы, основанные на агрегированных производственных функциях и методы с теоретическими предпосылками в структурных векторных авторегрессиях (БУЛЯ). Методы, основанные на БУЛЯ, имеют слабые предпосылки о взаимосвязи между факторами производства, а также о тренде и отклонениях компонентов потенциального ВВП [9].

Ниже приведен список методов в рамках вышеописанных групп методов оценки потенциального выпуска и его разрыва:

Одномерные неструктурные методы:

1) Фильтр Ходрика - Прескотта;

2) Фильтр Калмана;

3) Метод ненаблюдаемых компонент;

4) Фильтр Хендерсона;

5) Фазовый фильтр среднего тренда;

6) Полосно-пропускающий фильтр Бакстера и Кинга;

7) Фильтр Кристиано - Фицджеральда;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8) Фильтр Баттерворта;

9) Вейвлет-методы;

10) Линейный детрендинг;

11) Декомпозиция Бевериджа - Нельсона;

12) Структурные временные ряды;

13) Модели Маркова.

Многомерные неструктурные методы:

1) Закон Оукена;

2) Агрегированные шоки спроса и предложения Бланшара и Куа;

3) Кривые Филлипса (традиционные и неокейнсианские);

4) Метод естественной процентной ставки.

Прямые методы, основанные на данных обследований.

Структурные методы:

1) Использование производственной функции;

2) Динамические стохастические модели общего равновесия;

3) Модели реального делового цикла.

Подходы к оценке потенциального ВВП, используемые международными организациями. Европейская сеть независимых фискальных учреждений (Еи 1Ш1). В Европейской сети независимых фискальных учреждений (2018) большинство членов (15 из 20 респондентов) производят свои собственные независимые оценки потенциального выпуска и разрывов выпуска, как правило, дважды в год [10]. Большинство членов сети используют два традиционных метода оценки потенциального выпуска: фильтр Ходрика - Прескотта (НР) и метод производственной функции. Некоторые расширенные приложения также охватывают одномерные или многомерные ненаблюдаемые модели компонентов и анализ главных компонентов. Только три учреждения, участвовавшие в опросе, упомянули о применении комбинаций оценок разрыва выпуска, полученных с помощью различных подходов или источников (рис. 4).

Производственная функция Фильтр Ходрика - Прескотта Многомерные методы ненаблюдаемых компонент Метод основных компонент Одномерные методы ненаблюдаемых компонент Фильтры тренд-цикла Системные оценки Друг-ж

10

Оценка

0

5

15

Рис. 4. Использование методов оценки потенциального выпуска фискальными организациями внутри сети Еи Ш1

Источник: Еи Ш [10].

Потенциальный выпуск определяется на основе использования общей производственной функции Кобба - Дугласа с постоянной отдачей от масштаба с нейтральным техническим прогрессом по Харроду, способствующим увеличению рабочей силы. При этом доля оплаты труда предполагается в размере 0,67.

Европейская комиссия (ЕК). Европейская комиссия для расчета потенциального ВВП использует сходную с подходом ОЭСР «общепринятую» методологию производственной функции [11] так называемую CAM (Commonlyacceptedmethodology). Основу данной методологии составляет функция Кобба - Дугласа.

Согласно [12], расчет потенциального ВВП с применением CAM проводится поэтапно:

- расчет трендового объема труда на основе статистики и прогнозов населения трудоспособного возраста и трендового уровня коэффициента участия рабочей силы, уровня структурной безработицы (NAWRU) и трендового уровня количества рабочих часов;

- расчет трендового уровня капитала, для которого необходима оценка трендо-вого уровня отношения инвестиций к ВВП;

- оценка сглаженного остатка Солоу (совокупной факторной производительности - TFP), производимая с помощью фильтрационных процедур.

Таким образом, Commonlyacceptedmethodology (CAM) - довольно сложная методология, которая требует длинных статистических рядов. Это может стать препятствием для использования данной методологии странами с развивающейся экономикой.

Всемирный банк (ВБ). У Всемирного банка для оценки трендового ВВП и его разрыва нет однозначно определенной методологии. Так, в статье [13] для оценки тренда ВВП используется фильтр Ходрика - Прескотта.

В исследовании ВБ [14] для декомпозиции ВВП используется метод производственной функции, сходный с методологией ОЭСР. При этом совокупная факторная производительность (TFP) оценивается с помощью панельной регрессии, трендовый уровень занятости - с помощью коэффициентов участия рабочей силы, а трендовый уровень капитала равен текущему уровню. При этом в данной работе отмечаются одномерные и многомерные методы оценки разрыва ВВП, но без четкого обоснования выбора подхода.

Международный валютный фонд (МВФ). МВФ не применяет единой методологии расчета потенциального ВВП и его разрыва. Так, например, в работе [15] отмечено, что развивающиеся страны располагают короткими и низкокачественными статистическими данными, поэтому использование метода производственной функции нецелесообразно. Более того, согласно исследованию [11], различаются методы и для развитых стран: в каких-то отдельных случаях может использоваться и стандартный фильтр Ходрика - Прескотта с параметром сглаживания 100 для годовых данных. По этой причине привести какой-то конкретный общий для всех стран подход к оцениванию трендового ВВП нельзя.

Среди различных подходов МВФ к оценке потенциального ВВП особый интерес представляют подходы, изложенные в [16], где для оценки разрыва ВВП авторы используют ряд уравнений: динамику темпов роста трендового ВВП и разрыва ВВП, которые моделируются как AR-процесс; уравнение динамики инфляции; уравнение трендового уровня безработица (NAIRU). Для оценки параметров модели используются статистические данные о ВВП в постоянных ценах, инфляции, безработице, а также прогнозы ВВП и инфляции. Сами параметры оцениваются с помощью фильтра Калмана с накладыванием априорных распределений.

Евразийская экономическая комиссия и Евразийский банк развития. В совместном докладе Евразийской экономической комиссии и Евразийского банка развития «Система анализа и макроэкономического прогнозирования Евразийского эконо-

мического союза» [17], приведено описание многострановой структурной динамической макроэкономической модели для государств - членов ЕАЭС (Казахстан, Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан), которая является гибридной моделью, включающей элементы эмпирических моделей и структурных DSGE моделей. Модельный комплекс построен на квартальной основе. Для оценки потенциального ВВП и его разрыва используется фильтр Калмана.

Также в ЕЭК используется многострановая макроэкономическая модель для формирования долгосрочного прогноза, методология которой соответствует балансово-эконометрическому классу [18]. Модель построена на основе годовых данных за период 1995-2013 гг. В ней потенциальный ВВП для всех стран - членов ЕАЭС оценивается с применением фильтра Калмана и является структурным экзогенным параметром.

Решение модели, фильтрации исторических данных, симуляции и построение прогнозов осуществляются в программной среде Matlab (оболочка IRIS).

Республика Казахстан. Для выработки адекватной монетарной политики в Национальном Банке Казахстана (НБК) оценка потенциального ВВП Казахстана проводится с помощью применения HP-фильтра и фильтра Калмана. Данные собираются НБК на основе опроса о бизнес-тенденциях, к которым применяется метод главных компонент. Разрыв ВВП оценивается путем включения в регрессию лага разрыва ВВП и двух главных компонент [19].

В статье [20] проведена оценка потенциального ВВП и его разрыва для Казахстана, России и Азербайджана с помощью фильтра Калмана и HP-фильтра. Авторы получили практически идентичные результаты по двум подходам для всех трех стран. В дальнейшем авторы используют результаты HP-фильтра, поскольку расчеты по нему проще.

С позиции проведения контрциклической фискальной политики следует отметить, что Министерством финансов и Министерством национальной экономики Казахстана оценки потенциального ВВП и разрыва выпуска не проводятся.

Исходя из этого, представляется важным проведение экономическим блоком Правительства Казахстана независимой оценки потенциального ВВП и разрыва выпуска для выработки контрциклической налогово-бюджетной политики и принятия независимых решений о размерах фискального импульса.

Оценка потенциального ВВП и структурного баланса бюджета Казахстана. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о сходстве методов и подходов оценки потенциального ВВП и его разрыва, используемых различными международными организациями и развитыми странами.

В основном для оценки потенциального ВВП и его разрыва используются метод производственной функции (спецификации Кобба - Дугласа), HP-фильтр и фильтр Калмана. При этом итоговый производственный разрыв, как правило, хорошо коррелирует с разрывом, порожденным HP-фильтром.

Авторами данной статьи на основе исторических годовых данных проведены ретроспективные расчеты оценки трендового потенциального ВВП Казахстана и его разрывов (рис. 5).

Оценка потенциального ВВП проводилась на основе использования динамических рядов ВВП в реальном выражении за 1991-2019 гг. в ценах 2005 г. с применением фильтра Ходрика - Прескотта (HP) (сглаживающий параметр 6,25) с помощью эконометрического пакета EViews 10.

При этом разрывы ВВП определяются как разность между уровнем фактического и потенциального ВВП.

% к предыдущему году

10 5 -0 -5 -10 --15

г 2 000 - 1 600 - 1 200 800 - 400

0

Т-СЧСОЧ-ЮЮГ^СОО _

ооооооооо Год ооооооооо ^

15 ■ 12 9 6 -3 -0

Год

2222222222

8 -

1 877,4

Рис. 5. Динамика реального и потенциального ВВП и инфляции Казахстана за 1991-2019 гг.: --реальный прирост ВВП, % г/г.;-----потенциальный прирост ВВП; -•- инфляция

Источник: данные БНС АСПиР РК, расчеты авторов.

Полученный разрыв служит показателем степени инфляционного давления в экономике. Если фактический ВВП превышает потенциальный, разрыв выражается положительной величиной и инфляция имеет тенденцию к росту. Если фактический ВВП ниже потенциального, разрыв ВВП выражается отрицательной величиной и возникает понижательное давление на инфляцию. Таким образом, разрыв ВВП связывает реальную сторону экономики - производство товаров и услуг - с инфляцией.

Структурное сальдо. Структурное сальдо бюджета - это циклически скорректированный номинальный баланс бюджета, соответствующий бюджетному балансу при нулевом разрыве ВВП:

= 100, (1) , (2) где - структурный баланс бюджета, Я - доходы бюджета, Я1> - циклически скорректированные доходы бюджета, Е - расходы бюджета, У - фактический ВВП, У1> -потенциальный ВВП, - историческая эластичность доходов государственного бюджета по отношению к ВВП, отражающая автоматическую реакцию баланса бюджета на изменения разрыва выпуска.

Техника расчета. Эластичность доходов бюджета по отношению к ВВП рассчитана на основе годовых данных за 2000-2019 гг. Далее доходы государственного бюджета корректируются с учетом разрыва ВВП и эластичности по формуле (2). Расходы госбюджета не были скорректированы на экономический цикл, поскольку расходы, связанные с безработицей, финансируются не из государственного бюджета, а государственного фонда социального страхования. Структурное сальдо госбюджета рассчитывается как разность между скорректированными доходами и расходами госбюджета (% потенциального ВВП) по формуле (1).

Фискальная позиция определяется исходя из знака структурного сальдо бюджета. При отрицательном сальдо фискальная позиция имеет стимулирующий характер, при положительном - сдерживающий.

Фискальный импульс определяется как разность бюджетных позиций двух смежных лет и показывает воздействие бюджета на экономику или изменение курса налогово-бюджетной политики из года в год. Если фискальный импульс имеет положительное значение, воздействие бюджета на экономику является сдерживающим, если отрицательное - стимулирующим.

Интерпретация полученных результатов и ретроспективная оценка адекватности курса налогово-бюджетной политики ситуации в экономике с позиции «бюджетного правила». Результаты расчетов для удобства восприятия представлены в графическом виде. Согласно расчетам, фискальная позиция указывает на то,

что Правительство РК в 2003-2019 гг. проводило стимулирующую налогово-бюджетную политику, т.е. она носила экспансионистскую направленность. При этом по значениям фискального импульса видно, что фискальная политика становилась менее экспансионистской в 2008-2010, 2013, 2015-2016, 2018 гг. по сравнению с соответствующими предыдущими годами (рис. 6).

Периоды эффективной контрциклической политики. Если проанализировать соответствие фискальной политики экономическому циклу, то в 2008-2009 гг. и 2015-2016 гг. налогово-бюджетная политика была контрциклической и эффективной с точки зрения преодоления краткосрочных проблем - последствий внешних шоков и возвращения к естественному росту.

Периоды проциклической политики. Однако в 2003-2007 гг., 2011-2014 гг. (докризисный период) и 2018-2019 гг. политика имела неадекватное экономическому циклу направление: при высоком экономическом росте правительство сохраняло дефицит бюджета.

В результате, несмотря на положительные разрывы выпуска, проциклическая бюджетная политика в эти периоды продолжалась и сопровождалась выделением значительных средств из Национального Фонда РК. Именно в эти периоды излишние стимулирующие меры со стороны правительства и Национального Банка повышали потребительскую активность. При недостаточной развитости внутреннего производства это оказывало давление на продолжение роста инфляции.

Сдерживающая фискальная политика

Стимулирующая фискальная политика

Год

Рис. 6. Структурное сальдо государственного бюджета РК и фискальный импульс в 2000-2019 гг.: □ структурное сальдо ГБ, % ПВВП; ЕЗ структурное сальдо ГБ, % ВВП; ♦ фискальная позиция; ^ фискальный импульс

Источник: БНС АСПиР РК, МФ РК расчеты АО «ИЭИ».

Такие несоответствия роста государственных расходов экономическому циклу указывают на необходимость выработки фискальных правил, которые содержали бы ориентиры эффективности.

Необходимость институциональных изменений в фискальной политике. В настоящее время в Казахстане действуют 12 бюджетных правил, которыерегули-руются следующими документами:

- Бюджетный Кодекс РК;

- Концепция формирования и использования средств НФ РК от 08.12.2016;

- Концепция новой бюджетной политики РК №590 от 26.06.2013;

- Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.

Указанные бюджетные правила накладывают ограничения на баланс бюджета (дефицит бюджета и ненефтяной бюджет), расходы (гарантированный трансферт) и уровень долга. Вместе с тем эти правила не имеют контрциклических свойств, периодически нарушаются и создают дисбалансы в фискальной сфере.

По итогам 2020 г., из действующих 12-ти бюджетных правил, 5 правил не соблюдались (ненефтяной дефицит госбюджета, дефицит госбюджета, трансферты из НФ, госдолг и расходы на обслуживание и погашение правительственного долга), а два правила (внешний долг страны, госдолг и долг квазигосударственного сектора) близки к нарушению. Можно констатировать, что действующие бюджетные правила не обеспечивают фискальную устойчивость экономики. В этой связи необходим пересмотр существующей фискальной модели страны на основе построения системы новых бюджетных правил.

Для повышения эффективности функционирования бюджетной системы, усиления макроэкономической стабильности и внесения элемента контрцикличности предлагаются следующие правила:

- внедрить фискальную модель на основе структурного баланса бюджета, очищенного от влияния экономического цикла;

- разработать единый подход к оценке разрыва ВВП и структурного сальдо бюджета в Казахстане на уровне правительства с привлечением научных институтов, аналитических центров и независимых экспертов;

- таргетировать нулевой разрыв ВВП за счет проведения согласованной контрциклической фискальной и монетарной политики в краткосрочной перспективе и увеличение потенциального ВВП за счет структурных реформ;

- ограничить объемы трансфертов из НФ РК размером инвестиционных доходов фонда за предыдущий год;

- установить дополнительное правило, при котором увеличение бюджетных расходов будет возможно только за счет ненефтяных поступлений;

- перейти от «безадресного» направления трансфертов из НФ в бюджет к их использованию исключительно на инвестиционные цели развития, а не текущее потребление.

Чтобы не допустить резкого сокращения резервов НФ в случае сохранения низких цен на нефть достаточно долгое время, правительству необходимо балансировать государственные расходы на поддержание краткосрочного спроса в целях восстановления роста с экономической устойчивостью в среднесрочной перспективе. Для этого необходимо не допускать процикличности и ускорения темпов роста государственных расходов, не обеспеченных соответствующим ростом производительности; оптимизировать расходы госбюджета; сократить неэффективные налоговые льготы; расширить налоговую базу за счет сокращения ненаблюдаемой экономики; проводить рациональную долговую политику и привлекать займы (преимущественно в тенге) для замещения выпадающих доходов; повысить эффективность государственных инвестиций, необходимых для устойчивого восстановления.

Помимо преодоления кризиса и восстановления экономики, очень важно, чтобы меры поддержки также были направлены на развитие экономики в долгосрочной перспективе для строительства транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, повышения качества человеческого капитала.

Литература / References

1. Каппаров К. Целевые трансферты из Национального фонда Казахстана: краткосрочные уступки во

вред долгосрочному развитию. Программа для молодых исследователей в области публичной политики //

Фонд Сорос-Казахстан. 2015. 35 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.soros.kz/wp-

content/uploads/2018/02/Target_transfers_from_the_national_foundation_of_Kazakhstan.pdf [Kapparov K. Celevye

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

transferty iz Nacional'nogo fonda Kazahstana: kratkosrochnye ustupki vo vred dolgosrochnomu razvitiju. Programma dlja molodyh issledovatelej v oblastipublichnojpolitiki //FondSoros-Kazahstan. 2015. 35 s.].

2. Пресс-релиз ВБ. Самый тяжелый удар пандемии COVID-19 по ценам на товарно-сырьевых рынках пришелся на энергоносители; пониженный уровень спроса на нефть вероятно сохранится и после 2021 года. 2020. 22 октября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.worldbank.org/[Press-reliz VB. Samyj tjazhelyj udar pandemii COVID-19 po cenam na tovarno-syr'evyh rynkah prishelsja na jenergonositeli; ponizhennyj uroven' sprosa na neft' verojatno sohranitsja i posle 2021 goda. 2020. 22 oktjabrja.].

3. Cotis J.-Ph., Elmeskov J., Mourougane A. Estimates of Potential Output: Benefits and Pitfalls from a Policy Perspective // OECD Economics Department Working Papers. 2005. Pp.1-27.

4. Hodrick R.J., Prescott E.C. Postwar U.S. Business Cycles: an Empirical Investigation // Journal of Money, Credit and Banking. 1997. Vol. 29. No. 1. Pp. 1-16.

5. Kalman R.E. A New Approach to Linear Filtering and Prediction Problems // Transactions of the ASME—Journal of Basic Engineering. 1960. Vol. 82 (Series D). Р. 35-45. Available at: URL: www.cs.unc.edu/~welch/kalman/media/ pdf/Kalman1960.pdf

6. Ravn M.O., Uhlig H. On Adjusting the Hodrick-Prescott Filter for the Frequency of Observations // Review of Economics and Statistics. 2002. Vol. 84. No. 2. Pp. 371-376.

7. A Practitioner's Guide to Potential Output and the Output Gap, Definition, Estimation, Validation, EU Independent Fiscal Institutions, 2018. 67p. Available at: https://www.euifis.eu/download/ogwg_paper.pdf

8. Murray J. Output Gap Measurement: Judgment and Uncertainty. Office for Budget Responsibility. Working Paper. 2014. No. 5. 54 p.

9. Синельников-Мурылев С. и др. Декомпозиция темпов роста ВВП России. Издательство Института Гайдара, 2015. 128 с. (Научные труды /Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара; № 167Р). ISBN 978-5-93255414-2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iep.ru/files/text/working_papers/Nauchnye_trudy-167.pdf [Sinel'nikov-Murylev S., i dr. Dekompozicija tempov rosta VVP Rossii // Nauchnye Trudy. Institut jekonomich-eskojpolitiki im. E.T. Gajdara; № 167R. Moscow: Izdatel'stvo Instituta Gajdara, 2015. 128 s.].

10. Giorno C., et al. Estimating Potential Output, Output Gaps and Structural Budget Balances. OECD Economics Department Working Papers.Paris. OECD Publishing. 1995. No.152. Available at: https://doi.org/10.1787/533876774515.

11. Chalaux T., Guillemette Y. The OECD Potential Output Estimation Methodology, OECD, Economics Department, Working PapersNo.1563. 2019. 30July. 28p. Available at: http://www.oecd.org/ofpcialdocuments/publicdispla ydocumentpdf/?cote=ECO/WKP(2019)32&docLanguage=En

12. Havik K., et al. The Production Function Methodology for Calculating Potential Growth Rates &Output Gaps // Directorate General Economic and Financial Affairs (DG ECFIN). European Commission. 2014. No. 535. 112 p.

13. Kose M.A. et al. A Crosscountry Database of Fiscal Space. The World Bank, Policy Research Working Paper. No. 8157. 2017. 46p.

14. The World Bank Annual Report. 2018. Available at: https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/documentdetail/630671538158537244/the-world-bank-annual-report-2018

15. De Masi Paula R. IMF Estimates of Potential Output: Theory and Practice // IMF Working Paper. No. 97/177. December 1. 1997. 14 p. ISBN/ISSN 9781451974980/1018-5941 Available at: https://www.imf.org/en/Publications/ WP/Issues/2016/12/30/IMF-Estimates-of-Potential-Output-Theory-and-Practice-2451

16. Hagemann M.R.P. The Structural Budget Balance: The IMF's Methodology. International Monetary Fund, 1999. 14p.

17. Евразийская экономическая комиссия и Евразийский банк развития. Система анализа и макроэкономического прогнозирования Евразийского экономического союза. Москва. Санкт-Петербург. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/8b8/edb_centre_report_35new_rus.pdf [Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. Dolgosrochnyj prognoz jekonomicheskogo razvitija Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza do 2030 goda. Moskva. 2015.]

18. Евразийская экономическая комиссия. Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года. Москва, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/economyPrognoz/Documents/% D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%80%D0%BE%D1 %87%D0%BD%D1 %8B%D 0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B7%20full%20version.pdf [Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. Dolgosrochnyj prognoz jekonomicheskogo razvitija Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza do 2030 goda. Moskva. 2015.]

19. Mekenbayeva K., Musil K. Forecasting System at the National Bank of Kazakhstan: Survey-Based Nowcasting // National Bank of Kazakhstan. Working Paper. 2017. No. 01-2017. 40 p.

20. Ahmadov V., Sarkarli U., Rahmanov R. Structural Budget Balances in Oil-rich Countries: The Cases of Azerbaijan, Kazakhstan, and Russia // Graduate Institute of International and Development Studies Working Paper. 2018. No. 01-2018. Pp. 1-26.

Статья поступила 12.02.2021. Статья принята к публикации 03.03.2021.

Для цитирования: С.Н. Алпысбаева, Ш.Ж. Шунеев, Н.Н. Жанакова, А.А. Бакдолотов. Моделирование потенциального ВВП и оценка разрыва выпуска как основа контрциклической фискальной политики Казахстана // Проблемы прогнозирования. 2021. № 4(187). С. 163-175.

БО!: 10.47711/0868-6351-187-163-175

Summary

POTENTIAL GDP MODELING AND OUTPUT GAP ESTIMATION AS A BASIS FOR COUNTERCYCLICAL FISCAL POLICY IN KAZAKHSTAN

S.N. ALPYSBAEVA, Doct. Sci. (Econ.), Professor, Economic Research Institute, Nur-Sultan, Kazakhstan.

Sh.Zh. SHUNEEV, master of economics, Center for Macroeconomic Research and Forecasting of Economic Research Institute, Nur-Sultan, Kazakhstan. N.N. ZHANAKOVA, Cand. Sci. (Econ.), Associate professor, Center for Macroeconomic Research and Forecasting of Economic Research Institute, Nur-Sultan, Kazakhstan A.A. BAKDOLOTOV, master of nuclear industry, Center for Macroeconomic Research and Forecasting of Economic Research Institute, Nur-Sultan, Kazakhstan.

Abstract: The article identifies the key risks of the public sector in Kazakhstan. Methods for modeling potential GDP and its gap in world research practice, their application in countercyclical fiscal policy are considered.

A retrospective assessment of the potential GDP of Kazakhstan was carried out using the Ho-drick-Prescott (HP) filter. The periods of implementation of the procyclical budgetary policy are identified. It is proposed to introduce a fiscal model of the structural balance of the budget, to target a zero GDP gap in the short term and to increase potential GDP due to structural reforms.

Keywords: potential GDP, output gap, modeling, countercyclical policy, fiscal impulse, budget rules

Received 12.02.2021. Accepted 03.03.2021.

For citation: S.N. Alpysbaeva, Sh.Zh. Shuneev, N.N. Zhanakova, and A.A. Bakdolotov. Potential GDP Modeling and Output Gap Estimation as a Basis for Countercyclical Fiscal Policy in Kazakhstan // Studies on Russian Economic Development. 2021. Vol. 32. № 4. Pp. 445-453. DOI: 10.1134/S1075700721040031

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.